Чеховская пьеса. «неоконченной пьесе для механического пианино»
Содержание:
Характер анально-зрительной интеллигенции
Каждый характер выписан в фильме с предельной точностью, именно поэтому веришь происходящему. Проблемы той же нереализованной анально-зрительной связки векторов мы видим уже и на уровне общества. Герои фильма – представители дворянства, интеллигенции, застрявшей в прошлом, которое неминуемо катится под откос. Россия на пороге новых социальных преобразований – отмены крепостного права, революции.
Далеко не все представители дворянства могут приспособиться, несмотря на то, что они умные, образованные. Обладатели анального вектора бывают патологически неспособны меняться, действовать. Для них все новое – стресс, а сохранение традиций – приоритет.
Нереализованность зрительного вектора заставляет их проводить время в пустых разговорах о благотворительности, любви и помощи простому народу, самолюбовании и развлечениях. Любое обращение к серьезной теме, постановка острых вопросов тут же обсмеиваются, обращаются в шутку, в фарс. Как же это вредно именно для зрительника: некоторое время «раскачиваясь» в экзальтации, в смехе, он потом неминуемо падает на самое дно своей эмоциональной амплитуды – в тоску и бесчувствие.
Весь фильм мы видим эмоциональные раскачки героев. Плачущий доктор Трилецкий рассказывает нам о своей «тяжелой» жизни. Не потому, что много работает и устает (напротив, он отказывается помочь больной жене Горохова, ссылаясь на занятость – его ждут развлечения и вино), а потому, что не любит свою работу, не чувствует человека, не ощущает потребности помогать кому-то. Мы наблюдаем тут атрофию зрительного смысла жизни, который заключается как раз в сочувствии к ближнему, в желании помочь и поддержать. На самом деле профессия врача – один из лучших видов реализации зрительных свойств при условии, что человек окажется на это способен, будет чувственно включаться в работу с людьми.
Красной нитью по всему фильму проходят метания школьного учителя Михаила Васильевича Платонова. Вот он смеется и «заводит» все общество, обесценивая все, что только что говорил о смысле жизни. А вот, на пике внутренней драматизации происходящего, среди ночи будит весь дом, чтобы сказать, как мелки и ничтожны все его обитатели, в том числе и он сам: ему уже 35, а что он сделал в этой жизни? И эта театральная, напоказ попытка утопиться в мелководной реке – ярчайшая иллюстрация зрительного вектора в состоянии эмоциональной раскачки.
И снова все будет как всегда. Софья вернется к своему мужу. Миша будет развлекать веселую вдову и радовать свою глупенькую, но такую любящую зрительную Сашеньку. Патологическая неспособность что-то изменить в этой жизни, сделать шаг к реализации, помимо разговоров о том, чтобы кормить из бутылочки крестьянских детей или раздать косарям фраки – вот что отличает анально-зрительную интеллигенцию не только в то время, но часто и сейчас.
Культура должна служить обществу, её задача – преодоление неприязни между людьми. Именно поэтому она занимает место рядом с властью. Создательница культуры – кожно-зрительная женщина – муза и вдохновительница уретрального вождя, когда она развита в своих природных свойствах. Именно благодаря ей в свое время человечество получило прививку от каннибализма через внесение в общество гуманистических ценностей любви, доброты и милосердия.
Анально-зрительная же интеллигенция почему-то часто ставит себя в позицию потребителя: «Дай денег на культуру! Дай признания! Дай почет и славу!» А что ты, каждый отдельно взятый человек можешь дать обществу реального? Реальную медицину, реальное образование, реальное искусство? Так дай же это, служи народу, и в ответ тебе воздастся! В этом вопросе фильм не потерял свою остроту и актуальность и в наши дни. Только сегодня часть интеллигенции противопоставляет себя обществу уже через критику власти.
Чтобы не жить жизнь на черновую
Гений Чехова и профессионализм Михалкова очень точно показали нам, что душевные проблемы и метания героев фильма – в отсутствии реализации. Природа не терпит пустоты, желания требуют наполнения. Отсюда такое ощущение тьмы и отсутствия смысла жизни. Ведь жизнь осмысливается через наслаждение, а наслаждение человек получает от реализации своих свойств.
И в этом вопросе прав Михаил Васильевич Платонов, говоря, что «никогда и ничего не бывает потом». Мы бродим в потемках своего невежества, совершая ошибки, бессознательно повинуясь непонятным порывам. Как будто живем на черновую, надеясь когда-то переписать книгу своей жизни. Однако этого не случится, книга не может быть переписана, если только человек не поймет, что им движет, какие законы управляют им и как ими можно воспользоваться, чтобы сделать свою жизнь более счастливой и наполненной.
Фильм оставляет ощущение безысходности. Вопросы подняты, но ответы на них лишь слегка обозначены. И только системное мышление дает нам возможность взглянуть на жизнь человека очень позитивно, потому что ответы есть. Они в нас самих. И сегодня можно узнать самих себя по-настоящему на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь: www.yburlan.ru/training
Драма любви – страсти зрительного вектора
Платонов разрывается между тремя женщинами: женой, уже надоевшей любовницей – хозяйкой имения, с которой связался, скорее всего, от скуки, и своей прошлой и первой любовью Софьей, женой Сержа. Они случайно сталкиваются на званом вечере Войницевой. Как у всякого мужчины с анальным вектором, первая любовь для него самая значимая, и чувство до сих пор не умерло, а при внезапной встрече лишь вспыхнуло с новой силой. Да еще и зрительный вектор подливает масла в огонь страсти.
Два зрительника – Миша и Софья – всю ночь ищут возможности уединиться, чтобы поговорить и понять, какая нелепая случайность развела их вдруг тогда, семь лет назад, когда юная девочка села в поезд, чтобы уехать на два дня, но так и не вернулась обратно. Она и сама не могла понять, что заставило ее сделать это: «Ну почему же вы не искали меня?» Кожно-зрительная связка векторов толкала на поиск приключений, новизны, самореализации. Такая женщина не создана для длительных отношений. Для нее жизнь каждый раз начинается заново.
Он же, одинокий студент, каждый день ходил на перрон, встречал поезда и пил. Анально-зрительный мальчик, послушный судьбе и подчинившийся решению женщины, не смог что-то предпринять, чтобы найти свою любовь. Такое сочетание векторов не придает человеку решительности. «Никогда и ничего не бывает потом. Это только кажется, что все еще впереди, что жизнь длинна и счастлива, что сейчас можно прожить так, что потом все можно исправить… Никогда это «потом» не наступит». В этом монологе вся программа анального вектора, живущего прошлым и не способного увидеть будущее.
Системно их трагедия понятна, мотивы действий видны, как на ладони. Природно они подходят друг другу: оба чувственные, способные создавать сумасшедшую эмоциональную связь. В нижних векторах их влечет друг другу. И хотя кожно-зрительная красавица – это муза уретрального вождя, испокон веков анально-зрительный мужчина-ювелир оказывал ей знаки внимания и создавал для нее потрясающие украшения. Между ними существует древняя связь. И они способны составить природную пару. Только вот герои фильма об этом не знали и поэтому не смогли воспользоваться возможностью, которую им предоставила природа.