Язычество и неоязычество. христианская критика язычества
Содержание:
- Бытовое язычество
- ***
- Эротизм
- Индивидуализм
- Ведическое родновение — это не возрождение язычества, а неоязычество
- Миф 3. «Православие — от слов «славить правь!», а ваша религия называется правоверие! «
- Язычеством в России называют не христианские религии, не всегда политеистические
- Современные проявления язычества в России
- Основные движения
- Культура
- Друзья «Белого Молота» из «Черной стрелы» и «Монолита»
- Сферы влияния
- Русская народная культура — уже многие века христоцентрична:
- Сумрачный германский гений
- Какие религии можно назвать языческими?
Бытовое язычество
И всё-таки большая часть современных язычников не принадлежат к субкультуре родноверов, при этом де-факто оставаясь язычниками. Ибо язычество проходит через все сферы нашей деятельности. Если родновером чаще всего является человек, склонный к чему-то архаичному, древнему, традиционному, то тот, про кого я говорю, может вообще это не любить и презирать.
Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. Астрология — это попытка изучить по звёздам и небесным телам те или иные события на Земле, попытка предугадать события по «небесной книге судеб». Природа суеверий такова, что все суеверия построены по принципу либо защиты от чего-то негативного, либо для привлечения позитивного.
Поэтому любой языческий культ всегда строился именно на суевериях — на боязни людей каких-то предметов, ситуаций и на попытке исправить эти ситуации. Поэтому в любых языческих культах всегда были жрецы, волхвы, ведуны, оракулы, которые занимались предсказанием событий и попыткой исправления их. В этом плане священнослужители традиционных конфессий при общей схожести со жрецами отличаются от них тем, что не уполномочены заниматься предсказанием событий и их изменением, их роль — посреднчество между человеком и Богом. Поэтому деятельность жреца называлась колдовством, а деятельность священника была сродни деятельности пастуха — учителя, мудреца, наставника, ибо священник ничего не изменяет. Переменами занимается сам верующий — посредством своего покаяния и таинств, а священник — лишь посредник.
Гадалка
В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. Ты приходишь к колдуну, платишь ему деньги за услугу, и тот либо предсказывает тебе что-то, либо пытается изменить ход событий какими-то действиями, ритуалами. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству. Они тратят бешеные деньги на различные иконы, золотые цепи, свечи, «на строительство храма», на молитву за себя священнослужителями, думая, что чем больше они потратят денег, тем лучше будет их будущее. А сами при этом ничего не делают для своего улучшения. «Я же заплатил тебе, Бог, почему ты мне не помогаешь?» — отношение к Богу предпринимательские, как к своему бизнес-партнеру. Они никакие не христиане вовсе, а самые настоящие язычники. Точно такие же, как и те, которые идут к колдунам и ворожеям, ведьмам и гадалкам. Они обладают постоянством намерений, не помог один колдун — пойду к другому. Православного священника они представляют колдуном, жрецом, мысленно наделяя его несвойственными ему качествами.
***
- Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси — иерей Георгий Максимов
- Мифы язычников о Крещении Руси. Анализ основных антихристианских положений вероучений неоязыческих групп — Игорь Куликов
- Неоязыческие мифы о христианстве. Анализ основных антихристианских положений вероучений неоязыческих групп — иерей Алексей Остаев, Геннадий Шиманов
- Исторические мифы неоязычников-родноверов — Александр Попов
- Неоязыческий трэш или плоды «славянских мифов» (18+) — Максим Степаненко
- Неоязыческая секта Александра Хиневича — взгляд изнутри — Екатерина Игнатова
- Русские язычники: Язык их враг их — Максим Кузнецов
- Языческие корни европейского сектантства — Наталья Михайлова
- «Веды славян» и «Велесова книга» — Лев Клейн
- Что думают ученые о «Велесовой книге» — Виталий Питанов
Эротизм
«Отец-основатель» русского
неоязычества, Алексей Добровольский (он же «волхв»
Доброслав), без стеснений описывает
«хороводно-эротические игрища вокруг Х#РА (фаллического
идола – Ф.Б.)» в своей работе «Слава Яриле!» и
просвещает, что для лучшего продолжения своего рода
«зачинать новую поросль полагалось прямо на земле, на
курганах – могилах Праотцов на Красных Горках». Не менее
популярный автор Илья Черкасов («волхв» Велеслав)
открыто сочиняет и распространяет моления Х#ру, П#зде и
Х#ю. Например, «Отцу отцов, Великому Х#ю… О, Х#й,
прекраснейшее воплощение Божественной Чистоты…» .
Или предлагает своим последователем следующий путь
обретения знаний: «Тот обретёт величие и ведание, кто,
поставив Её перед собой хозяйкой, прильнёт устами к Её
пышущей жаром п#зде, раздвигая губы языком и вбирая в
себя все соки живительные, приникая и отпадая от п#зды,
зря, как сосцы Её вторят движениям твоим, внутрь Её
шепча имя заветное: «ЖИВА»» . Отдельным почитанием
пользуются разного рода фаллосы, ставшие негласным
символом неоязычества. Это и бесконечные деревянные
фаллические идолы, стоящие в центре капищ. И огромные
красные фаллосы купальских чучел, с которыми неоязычники
обнимаются и фотографируются на день летнего
солнцестояния, причем иной раз к ним прикладывают и
маленьких детей.
Неоязычники умудряются найти фаллосы
даже в тех традиционных играх, для которых они в целом
не были характерны. ССО СРВ и «Велесов круг», две
крупнейшие неоязыческие организации, на день зимнего
солнцестояния играют в «Хоронить покойника», игру, где
покойник воскресает с эрекцией – подобный вариант
традиционной забавы является исключением из правил,
однако именно его, почему-то, выбрали для себя
неоязычники. Ко всему этому стоит добавить и то, что в
неоязычестве нет каких-либо запретов и осуждений
сексуальных отклонений. Не осуждается и многоженство,
как тип семьи, характерный для дохристианских времен.
Всё это вполне укладывается в логику
развития западной цивилизации и свершившейся сексуальной
революции, но идет вразрез с традиционной русской
культурой.
Индивидуализм
В отличие от реального славянского
язычества, которое было коллективным, неоязычество
практически полностью «индивидуально». За 30 лет не
появилось ни одного устойчивого неоязыческого союза или
объединения. При этом подавляющее большинство
неоязычников вообще не состоят в общинах и даже не
стремятся к этому. В лучшем случае, они раз в год
приедут на организуемый за деньги праздник.
«Индивидуалисты, а таких сейчас в язычестве большинство,
не умеют заводить новых друзей. Индивидуализм особенно
заметен у жителей мегаполисов, Малоярославец (место
проведения неоязыческих праздников – Ф.Б.) вам пример,
где люди буквально принуждают себя общаться, участвовать
в общем действе, с притворно приветливым выражением лица
(настолько вымученным, что прям жалость берет, а уж
продолжить общение — так на это просто нет сил), чтобы
после, с чувством выполненного долга, сбросив с себя
обязанность участия в чем-то коллективном, раствориться
в трафике, в индивидуальной капсуле машины, и испытать
настоящее, истинное облегчение: да, ты смог, ты сделал
это. Воспринимая свое участие в групповом обряде чуть ли
не как истязание собственного «я», а самопринуждение к
«мы» – как величайшую жертву Богам» — пишет неоязычник
Гордятя. И добавляет – «В силу своей
неструктурированности, спорадического подхода к
собственной организации и умышленно туманного «символа
веры» родноверие (русское неоязычество – Ф.Б.) позволяет
иметь индивидуальных Богов любому. Это ли не мечта
индивидуалиста?» . Бесплодность же и даже
разрушительность индивидуализма для традиционной русской
культуры хорошо видна в известной пословице, что «один в
поле не воин».
Ведическое родновение — это не возрождение язычества, а неоязычество
Одна из самых известных в нашей стране языческих традиций — родноверие. Приверженцы этой религии любят заявлять, что они — современные язычники в России. Если для христианина слово «язычник» несёт в себе негативную коннотацию, то для родноверов это предмет гордости, ведь это способ подчеркнуть свою связь с предками.
Одна из главных миссий, которые возлагает на себя родноверие, — возрождение язычества в России. Но в действительности ни о каком возрождении речь не идёт. Чтобы нечто возродить, нужно понимать, о чём идёт речь. У нас нет никаких свидетельств и подробных описаний сути родной веры славян. Родноверы занимаются не реставрацией, а фальсификацией славянской религии.
«Велесова книга» — фальшифка, на которой базируются многие учения родноверов. Фото: s5-goods.ozstatic.by
Яркий пример — «Велесова книга» и «Славяноарийские веды», сфабрикованные источники, к которым не относятся серьёзно ни религоведы, ни археологи, ни историки.
Вот пример текста из «Велесовой книги»:
Масса исторических и лингвистических ошибок выдают в этих книгах очень позднюю, едва ли не современную дату написания.
Но мало какой родновер захочет слушать эти аргументы. С внушённой ему точки зрения, его религия — это ведическое родноверие, то есть традиция, которая основана на многовековой устной традиции, Ведах. Только загвоздка в том, что Веды были лишь у индоарийцев. А вот существование никаких славянских ведических знаний не подтвердит ни один знакомый с вопросом специалист.
Миф 3. «Православие — от слов «славить правь!», а ваша религия называется правоверие! «
На самом деле:
Православие — прямой перевод с
греческого orthodoxia — «правильное суждение, учение».
Основное значение слова «doxa» (докса) так как оно
употребляется в Новом Завете — это «слава» в нашем
понимании, а также «блеск, сияние, яркость» —
по-гречески это одно и то же. В таких же значениях это
слово употребляется в Септуагинте (греческий перевод
Ветхого Завета).
Одно из первых употреблений данного
слова:
Правило 7 Святого Вселенского II Собора,
Константинопольского (год 381 от Р.Х.):
«Присоединяющихся к Православию и к
части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему
чиноположению и обычаю.»
В греческой книге «Лавсаик», написанной
в V веке, уже употребляется это слово, в переводном
русском варианте — «Православная» вера.
Язычеством в России называют не христианские религии, не всегда политеистические
«Язычество» — это слово, которое применяют по-разному. Два человека, обсуждая язычество, могут даже не понять, что каждый имел в виду нечто своё
Поэтому использовать этот термин стоит осторожно. Чаще всего под ним подразумевают следующее:
Политеистические религии. Самый яркий пример — религия древней Греции. Сегодня эти верования распространены мало и в обновлённой форме. Вопрос о возможности монотеизма в античной религии дискуссионный. Если таковой и существовал, то его признаки поглощены более поздними формами греческого многобожия.
Синь-камень (г. Переславль-Залесский) — объект почитания древних язычников, до сего дня люди верят, что прикосновении к нему исцеляет из болезней
Для христианина представление о множестве богов чуждо, хотя в Священном Писании временами всплывает понятие «боги».
(Иер. 2:11)
Как бы то ни было, даже если делать скидку на их существование, поклонение таким богам противоречит православному вероучению. Господа Бога христиане представляют существом намного более высшим, могущественным и единственным достойным почитания.
Внешне политеистические религии. Некоторые религии имеют признаки политеизма, но в своём богословии проповедуют единобожие. Яркий пример — религия древнего Египта. Различные божества (Ра, Осирис, Анубис, Баст, Исида) для египтян были лишь разными проявлениями одного верховного Бога. Политеизм тут лишь внешний. Он многих вводит в заблуждение. Подобным образом древний египтянин, попав в современный православный храм, счёл бы, что святые — это разные божества христиан.
Ещё один пример такой религии — индуизм.
Язычеством христиане могут называть любою не авраамическую религию
Христиане называют эти религии языческими по разным причинам:
- Не понимают сложного богословия;
- Опираются на различные цели духовной жизни верующих;
- Указывают на отсутствие христианских догматов во внешне политеистических религиях.
Не авраамические религии. Зороастризм — это монотеистическая традиция, но она не основана на Ветхом Завете. Соответственно, точек соприкосновения с христианством меньше, чем у иудаизма и ислама.
Среди христианских богословов нет единого мнения о том, допустимо ли говорить, что зороастрийский Ахура-Мазда и Бог-Отец — одно и то же лицо. Это даёт основания ряду христиан называть зороастризм языческой религией.
Иудаизм и ислам. Самые радикально мыслящие из христиан считают, что даже общее почитание Ветхого Завета и вера в Единого Бога — мало, чтобы назвать не языческой верой что-то, помимо христианства.
Это не популярное среди христиан мнение, но оно существует.
Оккультизм. Сам по себе оккультизм далеко не всегда подразумевает под собой какое-то религиозное учение. Но не все христиане углубляются в суть. Поэтому часто слово «язычество» вольно применяется даже к колдовству или астрологии.
Бурятский шаман. Он, с точки зрения христианства, идеально подходит под определение «язычник», потому что исповедует шаманизм. Фото: 2.bp.blogspot.com
Современные проявления язычества в России
Неоязычество наших дней — направление, позиционирующее себя как возрождение «исконно русских» традиций и верований. По факту от древнего язычества там осталось немного — только имена богов. Да и те не достоверны. В 980 году князь Владимир Красно Солнышко провёл систематизацию языческого пантеона, желая этим укрепить свою власть. В каждом городе или селе существовали свои божества, свои духи, свои идолы и свои обряды. Те сведения о языческих богах, которые известны нам сейчас — результат искусственной систематизации религии князем. Система это просуществовала всего восемь лет, до Крещения Руси.
Неоязычники используют обрывочные сведения о язычестве дохристианской Руси, дошедшие до нас, переиначивая их на свой лад. Самые активные ходят в «древнерусской» одежде, поминают в речи славянских божеств, справляют языческим праздники, молятся древним богам. Менее активные ограничиваются языческой атрибутикой. Также в язычестве был и остаётся сильным экологический мотив. Идея близости к природе, принцип использования натуральных продуктов и тому подобное. За счёт этого неоязычество для многих является привлекательным.
Родноверие
Основным направлением российского неоязычества XXI стало родноверие. Люди, выбравшие это направление, представляют собой разрозненные общины со своей атрибутикой и капищами. Они увлекаются славянской историей и традициями, используют в повседневной жизни натуральные материалы и выезжают в лес на языческие праздники. По мнению многих светских ученых, богословов и православных священников, родноверие имеет черты секты.
Характерной чертой родноверов является очернение настоящей истории и выдумывание новой истории славянских племён. Тех самых, которые “на самом деле появились намного раньше чем вы думаете!”.
Родноверие довольно популярно в связи со стремлением к избавлению от современной городской суеты и негативного отношения к политике и государственности в целом. Родноверие сочетает в себе единобожие и многобожие. Главный бог — Род, остальные божества — лишь его лики. Добавляет привлекательности этому направлению декларируемое единство человека и природы.
Церковные суеверия
Крупным и массовым проявлением языческого мышления в нашей повседневной жизни можно назвать обрядоверие. Это направление, возникшее, к сожалению, в православной среде. К обрядоверию относится вера в приметы: например, какой рукой свечку подать, сколько раз икону поцеловать. А также принятие церковных обрядов за ритуалы — «я поставлю свечку, а Бог за это мне поможет».
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: кто такие язычники, что такое язычество, язычество это, язычники кто это, язычники это
Основные движения
Разнообразие связано с происхождением
Неоязычество включает в себя различные движения, природа и географическое распространение которых связаны с движениями древних религий, из которых оно вдохновлено. Одинизм или Asatru , основанный на скандинавской мифологии , присутствует в странах Северной Европы, в то время как Neo-Друидизм расположен в древних кельтских землях и англосаксонского мира. Эллинизм или dodécathéisme основана на древнегреческой религии и Nova Roma на религии древнего Рима . Викка, взяв на себя некоторые элементы англосаксонского фольклора, сначала распространилась в Великобритании, а затем в Северной Америке (Канаде и США).
Некоторые аналитики, такие как Воутер Ханеграаф , считают, что Нью Эйдж также имеет неоязыческий компонент
Эта позиция обсуждается; действительно, если есть общие точки, такие как важность, придаваемая магии или гармонии с природой, движения также включают разительные различия. Неоязычество этно-религиозного типа, такое как неодруидизм или асатру, относится к местным религиям; эти этнические ссылки отсутствуют в универсалистском синкретизме Нью Эйдж
Это было бы ближе к Викке, еще одному собранию эклектичных отсылок, защищающих феминистские и экологические ценности. Согласно Рендеру Краненборгу (en) , неоязычество также отличается своей верой в конкретных божеств и другим восприятием потустороннего мира: идеи реинкарнации или ожидания мессианской эры, преобладающие в Новой Эре, являются чужеземными.
Неодруидизм
Neo-Друидизм, первые движения появляются в Англии в XVIII — го века , отчеты о первых проявлениях нео-языческая движения. Он способствует гармонии с природой, часто через некую форму поклонения природе. Это движение в основном присутствует в англосаксонском мире и в Европе в странах, ранее кельтизированных.
В частности, в странах, которые оставались наиболее кельтскими ( Великобритания и Ирландия ), ученые воссоздали горседдау , валлийское слово для обозначения собраний друидов , бардов и оватов, которые вскоре прибыли в Великобританию и Соединенные Штаты .
Эти новые друиды не связаны с друидами до христианской эры . Более того, горседдау ни в коей мере не считают себя неоязычниками. Более того, несколько высокопоставленных священнослужителей были избраны главой горседда Уэльса. Кроме того, королева Елизавета II была принята на горседде Уэльса под именем Елизавета Виндзорская. Gorsedd де Bretagne определяет себя как общество мысли.
Викка
Викку иногда рассматривают как религию , иногда как философию . Он включает элементы, которые можно найти во многих верованиях, таких как шаманизм , друидизм , греко-римская , славянская , кельтская и скандинавская мифологии . Его последователи, виккане , проповедуют культ природы , который они называют «старой религией».
Культура
На гербе России изображен святой Георгий
Победоносец. Не волхв, не колдун, а святой. Именно со
святым на гербе Россия превратилась из данника Золотой
Орды в крупнейшее государство мира.
А что такое «святой» можешь ответить?
Нет?
А Троица Андрея Рублева? Это мировой
шедевр. Что в ней такого, можешь объяснить? Не можешь? А
Достоевский – ну-ка объясни, зачем Раскольникову было
нужно Евангелие в финале? Без христианства сюжеты
Достоевского, и не только его, будут не понятны. А
храмовое зодчество? Можешь перечислить уникальные
русские стили храмовой архитектуры? А духовные стихи на
христианские темы? Они были невероятно популярны у
простого народа. Но и их не понять без христианства.
Православие – ключ к пониманию русской
культуры.
Друзья «Белого Молота» из «Черной стрелы» и «Монолита»
Совсем недавно полку организаций украинских радикальных националистов прибыло – появились новые молодежные организации «Черная Стрела» и «Монолит». Одной из первых их акций стало совместное шествие с членами С-14 и полка «Азов» в манифестации 14 октября 2016 года в Киеве. Обе организации дружественны «Белому Молоту». В Фейсбуке «Белый Молот» о себе пишет так: «Группа не пропагандирует разжигание вражды / конфликтов и тому подобное … Только борьба — до последнего врага, или капли крови. Воля, или смерть».
«Черная Стрела» и «Монолит» созданы для силовых действий в отношении тех, кого руководство этих организаций сочтет «сепаратистами», «предателями», коррупционерами или «кремлевскими шпионами». Руководство «Черной Стрелы» ставит целью радикальное воздействие на органы власти и дистанцируется от каких-либо политических партий, привлекая этим молодых людей, которые недовольны политической ситуацией в Украине.
Радикально настроенные украинские националисты также взяли на вооружение идеи язычества. Это невооруженным взглядом можно заметить, посмотрев на логотипы этих организаций. Вполне вероятно, что в религиозные распри украинских православных вокруг вопросов автокефалии, рано или поздно может вмешаться еще один игрок – язычники, подкрепленные кулаками и автоматами «Калашникова» радикально настроенных националистов. И скорее всего, эта новая сила будет враждебна к любым православным конфессиям – только в силу того, что апологеты неоязычества уверены в своем праве на «исконность» и «первородство».
Сферы влияния
Неоязыческие настроения распространены
cpeди спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена
силовых структур. Есть свидетельства о наличии групп
неоязычников в спецподразделениях «Альфа» и «Вымпел».
Неоязычники в силовых структурах
склоняют колеблющихся военнослужаших к присоединению к
их общинам. Последнее возможно, в том числе, на фоне
национального единства определенных групп (кавказцы)
внутри вооруженных сил и силовых структур. Существуют
также неоязыческие группы среди заключенных. Языческое
движение в России организуется, помимо прочего, вокруг
спортивных клубов единоборств.
Неоязыческое движение пополняется за
счет патриотически настроенных людей в условиях поиска
ими своей идентичности в условиях морального и
экономического кризиса. В то же время, интересу к
язычеству подвержены как люди с плавающей идентичностью,
так и пассионарии, ищущие свои корни, а кроме того люди,
озабоченные проблемой экологии и «естественных» способов
сохранения здоровья.
Русская народная культура — уже многие века христоцентрична:
Борис Кустодиев «Зима» (1916)
- Языческое невежество на примере их «праздника» Масленица-Комедица — Даниил Крапчунов
- Проблема соотношения христианского и языческого в восприятии русской традиционной культуры на примере масленичной обрядности — Даниил Крапчунов
- Масленица — языческий или христианский праздник? — Даниил Крапчунов
- Актуализация проблемы христианского и языческого в народной культуре Является ли святочное колядование или масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай? — Даниил Крапчунов
- В Масленице блины не главное. Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, и не только в нашем регионе, но те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия… — Даниил Крапчунов
- Что значит быть русским? Русский – значит, православный! — Максим Степаненко, Анастасия Кошечко
- Обрядовая роль полотенец в православной традиции — Ольга Тимонина
- Народная культура — это способ понять, кто ты есть — Даниил Крапчунов
- Христианский или языческий праздник – масленица? — иерей Дмитрий Кулигин
- Христианство и неоязычество: возможен ли компромисс? — Алексей Зайцев
- Психологический символизм жестов в христианской иконографии — иерей Дмитрий Юревич
- Можно ли совместить прошлое и нынешнее? — На злобу дня
Сумрачный германский гений
Подъем интереса к дохристианской истории северных народов Европы начался во второй половине XVIII века. Обычно его связывают с двумя явлениями: нарастающей популярностью сентиментализма в литературе и попытками германских интеллектуалов найти общую культурную и языковую основу для всех немцев, жителей лоскутной Священной Римской империи.
Сентиментализм прокладывает дорогу новой концепции гениальности — вдохновенному переживанию единства с Природой, полумистическому ощущению бесконечности ее созидательных сил, прикоснувшись к которым поэт способен на невиданный творческий взлет. Новое представление о гении противостоит гегемонии «хорошего вкуса» и «правил» французского классицизма с его рациональным подходом к поэтическому ремеслу.
Молодые немецкие поэты, писатели и философы в 1770-е годы объединяются в движение «Бури и натиска» (Sturm und Drang), называют себя «штюрмерами», или «бурными гениями», выдвигают в качестве образцового художника, в пику французским расинам и корнелям, англичанина Шекспира, якобы не признававшего никаких правил и писавшего «под диктовку» природы.
Поэт, философ и публицист Иоганн Готфрид Гердер, один из основоположников штюрмерства, называл культуру всякого народа уникальной и неповторимой, а также незавершенной, поскольку она вечно пребывает в состоянии творческого становления. Раз так, то и ранние этапы ее истории насущно важны для современных художников — всякий по-настоящему большой творец может вырасти только на национальной почве.
Этот интерес к коллективному народному творчеству естественно вылился в любовь к фольклору, а через него — и к дохристианской старине, которой у германских народов, в отличие от романских — южных, средиземноморских — с их Античностью, прежде, по сути, как бы и не было.
Фольклористом был уже Гердер, составитель сборника «Голоса народов в песнях». Под фольклор стилизовал свои стихотворения молодой Гёте, а Шиллер написал программную статью «О наивной и сентиментальной поэзии», назвав гениальных поэтов «наивными», а наивность — атрибутом древности
«Детство» народов стало привлекать к себе пристальное внимание; детство в бытовой жизни выделилось в самостоятельный этап в жизни людей
Позже из увлечения народным творчеством вырастет деятельность братьев Гримм и вся «фольклорная» линия европейского романтизма. Фольклором в конце XVIII века увлекались, конечно, не только в Германии — достаточно вспомнить знаменитую мистификацию Джеймса Макферсона, издавшего «Песни Оссиана» — сборник собственной поэзии, стилизованной под сочинения легендарного гэльского барда, предмет увлечения многих штюрмеров, включая молодого Гёте.
Параллельно начинаются попытки объединить географически, политически и религиозно разрозненных немцев по принципу языка и принадлежности к единым культурным корням. Поначалу институтом, в котором должно произойти такое единение, мыслится новый немецкий театр, строительству которого много сил отдали Гёте и Шиллер.
Но с началом наполеоновских войн и французской оккупации ряда немецких земель (положившей конец Священной Римской империи) процесс свернул в сторону национально-освободительных проектов — сперва идеологических, а позже и политических. Уже Иоганн Готлиб Фихте в «Обращении к германской нации» (1807) конструировал «германский характер», опираясь на метафизически понимаемый национальный дух, и утверждал, что в будущем немцы сами станут писать свою историю.
Древнегерманская мифология, дохристианские языческие верования, пантеон древних богов, древние эпические сказания — все это в эпоху романтизма работало на формирование национального самосознания немцев.
Произошедшее в 1871 году объединение Германии, конечно, объяснялось отнюдь не только силой романтических идей. Однако это событие, ставшее вершиной длительного процесса «собирания» немецких земель, закрепило «рецепт» национально-освободительной борьбы: единство языка — единство культурных истоков — единый национальный дух — национальное государство.
Общемировая популярность таких выдающихся немцев, как Рихард Вагнер, воспевший в своей музыке и грандиозных драматических циклах ключевые образы германской мифологии, и Фридрих Ницше, призвавший освободиться от «дряхлой» христианской морали, придала немецкому неоязычеству привлекательность в умах многих современников.
В городе Русского Рода
Какие религии можно назвать языческими?
На сегодняшний день под язычеством принято понимать следующее:
- Религии, исповедующие многобожие;
- Христиане называют язычниками всех, кто проповедует другие религии. Так как Бог един, и других богов просто не может существовать. А значит поклонение им является не допустимым. Об этом же написано и в Библии;
- Обрядоверие. Представляет собой веру в чудодейственную силу церковных обрядов. При этом обряды подменяют собой непосредственную веру в Бога. Люди ходят в храмы, ставят свечки, читают молитвы, но не вспоминают о Боге, не знают Священного Писания. Всё это не имеет ничего общего с христианством.