И.о. настоятеля храма, протоиерей андрей нефедов

В наше время Московский Богоявленский монастырь возвращён РПЦ и в нём ведутся богослужения

В 1982 году монастырский комплекс передали русскому хору имени Свешникова.

1982

в этом году монастырский комплекс передали русскому хору имени Свешникова

В это же время проводится комплекс реставрационных и археологических работ.

В результате обитель приняла облик, близкий к первоначальному, а на её территории обнаружили артефакты разных исторических эпох.

Башня Богоявленского храма, 2015 год. В 1980-е года Оставшиеся постройки Московского Богоявленского собора отреставрировали

Возвращение главного храма монастыря РПЦ состоялось в 1991 году. С этого момента началось восстановление московского Богоявленского монастыря как культового комплекса. К монастырю приписали несколько храмов и часовен, открыли учительскую семинарию, выпускавшую социальных педагогов.

Храм Богоявления Господня в 1991 году вернули РПЦ.

На 2021 год из персональных построек монастыря в сохранности находились: собор Богоявления с колокольней, нижний храм Казанской иконы Божией Матери, кельи монахов и палаты настоятеля. Три белокаменных портала украшают собой. 5 метра — это их высота.

Некрополь Московского Донского монастыря. При Московском Богоявленском соборе работал некрополь. В 1930-х года надгробия, представляющие историческую ценность, вывезли в Московский Донской монастырь. Остальные могилы разграбили

Интерьеры собора украшены керамикой, мозаикой и живописью. Рядом с оградой монастыря установлен памятник братьям Лихудам. Его установили в 2007 году. Кроме того, до 1930-х годов на территории обители размещался некрополь.

2007

в этом году рядом с оградой монастыря был установлен памятник братьям Лихудам

Здесь стояли усыпальницы знатных российских родов. Это Шереметьевы, Ромодановские, Репнины и т.д. В советское время они их разграбили, а наиболее ценные в качестве памятников культур переместили в Донской монастырь.

История[править]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Внутреннее убранство храма

Елоховский Богоявленский собор в Москве богато украшен изнутри. Своим внутренним убранством церковь тоже обязана прихожанам. В 1846 г. они обратились в Священный Синод с прошением украсить изнутри заново отстроенный храм библейскими изображениями.

В начале 50-х гг. соорудили многоярусный иконостас, 18 м в высоту, покрыли позолоченным орнаментом растительной тематики и украсили 65 святыми образами, написанными в стиле традиционной академической школы. На створках «Царских ворот» расположены медальоны, изображающие Богоматерь, 12 апостолов и архангела Гавриила.

Об отделке иконостаса Николая Угодника позаботился позолотчик Чубаров. В 1897 г. на пожертвования прихожан созданы позолоченные хоругви, на одной из которых изображены иконы святых. Но самые значительные изменения в убранстве собора произошли в 1960-х гг. Реставрационные работы длились 20 лет. В оформлении внутренней части храма преобладает золотой цвет.

Стены и перекрытия украсили росписями, пол покрыли мрамором, обустроили и оградили бронзовой перегородкой кафедру. Отреставрировали иконостас, сделали возвышение под алтарем. В 70-х гг. реконструировали балконы и добавили еще балкон в центре, который отвели певчему хору. Также, была проведена реконструкция жилых и обеденных помещений.

Своды центрального купола изнутри расписаны образами Сергия Радонежского и Василия Блаженного. В центре расположились образы Святой Троицы. Храм оснастили лифтами и громкоговорителями, чтобы службу слышал каждый прихожанин. Технический прогресс не обошел стороной и Божий дом тоже.

Знакомство с храмом

Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.

Архитектура собора

Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.

Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.

Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.

Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.

Внутреннее убранство

Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.

Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.

Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.

На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».

Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».

18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.

В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.

Колокольня

Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.

17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.

Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.

Как доехать до храма на общественном транспорте

Добраться общественным транспортом можно несколькими способами:

  • автобусами № 152 и № 40 от метро «Бауманская», либо № Т88 от метро «Комсомольская» до остановки «Комсомольская площадь»;
  • на троллейбусе № 22 или № 25 от метро «Бауманская» до «Елоховской площади»;
  • на трамвае № 50, 45 или 37 от метро «Красносельская» до метро «Бауманская».

Далее двигаться пешком. У метро «Бауманская» свернуть направо, дойдя до перекрестка «Бауманской» и «Спартаковской» улиц, повернуть налево, перейти на другую сторону. Весь путь пешком займет 5-7 мин. У метро «Красносельская» свернуть налево. Двигаться по улице «Нижняя Красносельская» до ее пересечения со «Спартаковской». Это займет 10 мин.

Наставники

Духовенство в храме неоднократно менялось.

Настоятелями были известные служители Господни:

  • в конце 1924 г. на должность наставника церкви Патриархом Тихоном был возведен священник Колчицкий Николай, который оставался им до своей смерти в январе 1961 г.;
  • архиепископ Пимен, ставший впоследствии Патриархом Московским, управлял собором до конца 1961 г.;
  • с 1962 г. по 1963 г. эту должность занимал викарий Леонид Поляков;
  • в 1965 г. Патриарх Алексий I сделал наставником протоиерея Соболева Иоанна;
  • в середине 1978 г. настоятелем стал протопресвитер Матфей Стаднюк;
  • в 2013 г. место наставника храма занял Агейкин Александр, бывший клирик Храма Христа Спасителя. Ныне действующий настоятель.

Строительство каменного храма

Московская церковь Богоявления в Дорогомилове, 1882 год

С конца XVIII века стал меняться приход Богоявленского храма: на смену ямщикам, уходившим в посадские люди или возвращавшимся на родину, приходили «всяких чинов» люди. Тогда сложилась еще одна характерная черта Дорогомилова – здесь традиционно селились бедные или небогатые обыватели, крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, купцы, мещане, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и ремеслами. Интеллигенции здесь никогда не было (в отличие от наших дней), и это сильно сказалось в последующие времена. Здесь селилось простонародье, но не пролетариат. (Не случайно многие прихожане Богоявленского храма трагически погибли на Ходынском поле в 1896 году, о чем власти уведомили духовенство.)

Вскоре после Наполеона Дорогомилово посетила новая беда – холерная эпидемия года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали».

Великий год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году.

Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории.

Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня. Многие дорогомиловцы были против, один даже возмущенно указывал, что старая колокольня будто бы имела на себе след от французского снаряда времен Отечественной войны. Колокольню все же построили, а дальше произошло событие, определившее все последующие: в году власти решил строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал. Дело было в том, что около вокзала всегда складывалась многолюдная, заселенная и оживленная местность, а главное, вокзал имел массу рабочих и служащих, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

Тульская область

Богоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьКремль. Собор Богоявления ГосподняБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьУспения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьБогоявления Господня, церковьТроицы Живоначальной, церковь (с приделом Богоявления Господня)Богоявления Господня, церковь

Некрополь[ | ]

В нижнем храме до 1930-х годов находился некрополь с усыпальницами знатных родов — Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых, Ромодановских, Репниных. Всего в нём помещалось более 150 могил. Высокую художественную ценность представляли надгробные памятники Михаила Голицына, генерал-аншефов Григория Юсупова и Александра Меншикова, сенатора Алексея Голицына. Почётное место занимала гробница генерал-фельдмаршала Михаила Голицына, сооружённая французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном в 1765 году. В 1935-м её переместили в некрополь Донского монастыря. Большая часть из памятников XVIII века — пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Их украшают ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их авторство приписывали ведущим французским мастерам. В 1930-е годы захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники перевезли в Донской монастырь.

Список настоятелей

  • Прохор (1456—1471)
  • (1506—1508)
  • Киприан
  • Феодосий — его подпись стоит под разрешением вступить в четвёртый брак Иоанну Грозному
  • Амвросий — подписал в 1613 году акт на избрание в цари Михаила Фёдоровича Романова
  • Илия (1621—1631)
  • Иона (1638—1642)
  • Пафнутий
  • Игнатий (Смола) (1709—1712)
  • Иакинф — подписал в 1720 году Духовный регламент Святейшего Правительствующего Синода
  • Дамаскин (Руднев) (с апреля 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779—1799)
  • Виктор (Антонский-Прокопович) (1800—1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801—1801)
  • Ираклий (Евреинов) (1804—1811)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816—1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817—1820)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня — 15 июля 1828)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837—1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842—1845)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863—1866)
  • Никодим (Белокуров) (10 марта 1867 — 18 мая 1873)
Монастырь на дореволюционных фотографиях
Богоявленский монастырь в Китай-городе, 1882 год
Богоявленский монастырь и Шевалдышево подворье. Слева — колокольня Богоявленского монастыря, до 1917 года
Башня монастырской ограды XVII века. Рисунок Нисевина, 1871 год
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи на фоне Николо-греческого монастыря. Вид с колокольни, 1882 год
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, XVII век
Часовня и Колокольня монастыря со стороны Никольской улицы, до 1917 года

Официальный сайт монастыря расскажет, как добраться до него

К сожалению, от всего великолепного монастырского комплекса сохранился только Богоявленский собор и несколько второстепенных построек. Именно поэтому вся церковная жизнь в настоящее время сосредоточенна в нём. Кроме того, к храму приписаны:

  1. Храм святителя Николая Мирликийского «Красный Звон» Адрес: 109012 Москва, Никольский пер., 9а, стр. 1

Телефон.

  1. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана — в Старых Панех Патриаршее подворье в Китай-городе г.Москва

Адрес: 109012, Москва, Старопанский пер., дом 2 — 4. Телефон: (495) 624–42–82. Электронная почта: oud.mobi

  1. Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот Патриаршее подворье Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а.

Возглавляет приход протоиерей Геннадий Нефёдов. Служат: протоиереи Антоний Малов и Андрей Привалов, иереи Георгий Каменев, Николай Нефёдов. Сам Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского Монастыря находится в Москве.

Непосредственно это Китай-город, рядом с Московским Кремлём, между улицами Ильинка и Никольская.

Адрес: Храм Богоявления Господня б.Богоявленского монастыря 109012 Москва, Богоявленский пр., д. 2/6, стр. 4.

Телефон, электронная почта

Необходимо отметить, что храм действующий, поэтому экскурсии сюда не водятся.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Архитектура

Зодчим, создавшим шедевр, стал Феофил Свирчевский, главный архитектор Тамбовской губернии. К тому времени на его счету – десятки гражданских зданий, включая оригинальные проекты местного института благородных девиц, дворянского собрания, а еще – больше 30 проектов церквей.

Полагают, что источником вдохновения для строителя стал собор Санаксарской обители г. Темникова: как он, Богоявленский имел пять главок, большую трапезную часть. Стиль его специалисты определяют как «эклектику», то есть смешение стилей. Действительно, сферический центральный купол явственно напоминает о византийском зодчестве, а луковичные главки, венчающие купола – черта древнерусской архитектуры.

Ближайшие похожие организации

Подворье Патриарха Московского всея Руси бывшего Никольского монастыряНикольская ул., 11 корп.13 стр.190 метров

Успения Пресвятой Богородицы Храм на Чижевском ПодворьеНикольская ул., 8/1 стр.190 метров

Заиконоспасского и Никольского Монастырей в Китай-Городе Патриаршее ПодворьеНикольская ул., 7 корп.9 стр.1150 метров

Храм пророка Божия Илии на Новгородском подворьеул. Ильинка, 3/8 стр.2200 метров

Храм святого Иоанна Богослова под ВязомНовая площадь, 12 стр.2360 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 2410 метров

Храм Максима Блаженногоул. Варварка, 4510 метров

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых ЛучникахЛубянский проезд, 9 стр.2530 метров

Храм Георгия Победоносца на Псковской горкеул. Варварка, 12650 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечиул. Варварка, 15 стр.1680 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 1780 метров

Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыряТверская ул., 6 стр.6840 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 15860 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.8880 метров

Храм Святителя Николая в Звонаряхул. Рождественка, 15/8 стр.3900 метров

Часовня Богоявления Господняул. Рождественка, 15/8 стр.3900 метров

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново

К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

  • Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
  • Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
  • К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
  • С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
  • Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
  • Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
  • В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
  • В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.

Святыни и мощи собора

Важнейшие реликвии хранятся в стенах Елоховского Богоявленского собора:

  • копия иконы «Казанская Богоматерь», датируемая VIII веком, по преданиям она спасла страну от польских интервентов;
  • икона Богоматери Избавительницы, написанной в XIX веке;
  • образ святого Серафима Саровского, с частями камня, на котором молился православный святой и лоскутами его одежды в окладе;
  • бронзовая рака, в которую в 1947 г. поместили мощи митрополита Алексия, перемещенные сюда из Успенского собора;
  • усыпальница белого мрамора с мощами Патриарха Сергия;
  • куколь Сергия в стеклянном сосуде хранится у его надгробия;
  • икона Богоматери Владимирской, над которой прихожане молились в смутное время.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector