Акафист царственным страстотерпцам императору николаю, императрице александре, царевичу алексию, царевнам марии, ольге, татьяне и анастасии

Песнь 6

Ирмос: Ят бысть, но не удержан в персех
китовых Иона: Твой бо образ нося, страдавшего и
погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде;
приглашаше же кустодии, хранящии суетная и ложная,
милость сию оставили есте.

Припев: Святии царственнии
страстотерпцы, молите Бога о нас.

Всем православным заступник был еси,
Богоизбранный Николае, народом Словенским защиту благую
являяй и, яко брат брату, помогаяй.

О сыне верный Святыя Церкве! Ты
ревнитель прославления святых явился еси, храмов
созидатель, святых обителей благоукраситель, Святыя
Земли и Горы Афонския благотворитель, просвещения
православнаго попечитель и монашества покровитель.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В житии вашем и в делех любве образ
Христианом бысте, Боговенчаннии царие Николае и
Александро, полагасте бо во главу угла Камень — Христа,
Бога нашего.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: К Тебе прибегаем, Царице
Державней, верных Покрове, на Тя надежду возлагаем
спасения нашего, Пресвятая Владычице Богородице, не
презри нас.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Икос 11

Яко светоприемную свещу на свещнице
высоцем, да светит всем, поставленную, поминаем тя,
великий Царю Российский, и со слезами припадающе, молим:
спаси предстательством своим страну Российскую, по слову
преподобнаго твоего под игом бесовским доныне томящуюся,
и изведи из сего плена вавилонскаго сынов Российских, да
возможем невозбранно звати ти:

Радуйся, яко от рук беззаконник, якоже
некогда святый князь Андрей Боголюбский кончину приял
еси.

Радуйся, яко вторый Николай чудотворец на Руси
явился еси.

Радуйся, яко сын твой вторый Димитрий
царевич явися.

Радуйся, яко супруга твоя древней
Александре царице уподобися.

Радуйся, яко дщери твоя Христу
уневестишася и в чертог Небеснаго Жениха взыдоша.

Радуйся, яко верныя слуги твоя к лику мученик
причтошася.

Радуйся, Николае, благоверный Царю и
великий страстотерпче!

Канонизация семьи Николая II

Основанием для канонизации царской семьи, возведения в ранг мучеников последнего русского императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и их детей, послужила казнь без суда в 1918 году в помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге по причине государственного переворота.

Процесс канонизации был очень сложным и противоречивым. Служители Православной Церкви и простые люди приводили большое количество аргументов как «за», так и «против» данного действия. В связи с такими сложностями окончательное решение было принято только в 2000 году. Духовный подвиг царя и его семьи был отмечен как истинное проявление смирения и следование заповеди божьей и вознагражден причислением всей семьи к лику святых Страстотерпцев.

Помимо самого царя Николая и его семьи, к лику мучеников также были причислены другие представители династии Романовых, которые были убиты на следующий день после казни императорской семьи. В православной церкви их назвали Алапаевскими мучениками.

Алапаевские мученики

Термин «Страстотерпцы»

В Православной Церкви термином «страстотерпцы» называли всех христианских мучеников, которые умерли насильственной смертью или претерпевали страдания во имя Иисуса Христа. В отличие от великомучеников эти люди приняли свою смерть не во имя веры, но они также причисляются к лику святых. Поскольку они следовали одной из заповеди Иисуса Христа — беззлобию характера и всепрощению.

Возведение в ранг мучеников

Практически сразу после расстрела Николая II, его семьи и приближенных в народе начали возникать волнения. Их инициаторами были люди, искренне почитавшие погибшего императора. Они восхищались его мужеством и духовным подвигом, а также почитали его супругу и детей, которые остались с ним до самого конца.

Даже те, кто был недоволен политикой Николая II, не стали радоваться, а искренне скорбели о смерти царицы Александры Федоровны и ее детей. Трагическая смерть последних и вызвала серьезные возмущения среди религиозной общины.

Характерное для простого народа уважение к императору, его трагическая гибель от рук врагов, жалось к невиновным детям и супруге — все это стало основой для причисления царской семьи к мученикам, а не к жертвам политической борьбы.

Были также другие серьезные аргументы за канонизацию.

  1. Обращение целых групп верующих к различным епархиям. Несколько десятков тысяч людей обратились с просьбами о скорейшем причислении Николая II и его семьи к лику святых.
  2. Подтверждения о чудотворности и помощи от молитв к царственным мученикам.
  3. Личная высокая духовность и искренняя вера царя, который уделял достаточно много внимания нуждам церкви и благотворительности.
  4. Высокая религиозность и следование праведным заветам всей царской семьи.
  5. Невмешательство Николая II в дела церкви.
  6. Благотворительные действия императрицы и ее дочерей во время войны.

Однако, имелись и противники причисления семьи Николая II к лику святых. Свою позицию они отстаивали с помощью контраргументов.

  1. Безучастное отношение императора к большим человеческим жертвам в результате военных действий.
  2. Причисление Николая II к изменникам в связи с его отречением от престола.
  3. Жестокое подавление восстаний и рабочих беспорядков.
  4. Неудачная государственная и церковная политика.
  5. Гибель императора не за православную веру, а вследствие политических репрессий.

Несмотря на такое противостояние интересов, сторонники канонизации добились того, чтобы в 1981 году Русская православная церковь за границей причислила Николая II и его семью к лику святых мучеников.

Романовы перед казнью

Помогло в этом деле искреннее почитание простого народа, который несмотря на антирелигиозную пропаганду, безмерно уважал последнего императора. Поспособствовал и громкий резонанс в обществе, который поддерживали эмигранты из СССР.

Но несмотря на это только спустя практически 20 лет, в 2000 году после тяжелых споров император Николай II, его супруга и дети были возведены в ранг святых страстотерпцев Русской православной церковью Московского патриархата.

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.

После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.

Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.

Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

День почитания иконы Николая II – 17 июля. В этот день все молятся о судьбе России, а также вымаливают прощение за смерть Государя и всей его семьи.

Молитва вторая страстотерпцу царю Николаю

О святый великий Российский Царю и
страстотерпче Николае! Вонми гласу моления нашего и
вознеси ко Престолу всевидящаго Господа стенания и
воздыхания народа Русскаго, некогда богоизбраннаго и
благословеннаго, ныне же падшаго и от Бога отступившаго.
Разреши клятвопреступление, доселе тяготеющее над
народом Русским. Тяжко бо согрешихом, отступивше от Царя
Небеснаго, оставльше веру православную на попрание
нечестивых, преступльше клятву соборную и не возбранивше
убиению твоему, Семьи твоея и верных слуг твоих.

Не бо послушахом повеления Господня: «Не
прикасайтеся помазанным Моим» паки же Давиду глаголющу:
«Иже прострет руку на Помазанника Господня, не Господь
ли поразит его?» И се ныне достойная по делом нашим
приемлем, тяготеет бо даже до дне сего на нас грех
царския крови пролития.

Доныне оскверняются святыни наши. Блуд и
беззаконие не оскудевают от нас. Чада наши преданы на
поругание. Вопиет к небу кровь невинная, на всякий час в
земле нашей проливаемая.

Но виждь слезы и сокрушение сердец
наших, каемся бо, якоже киевляне некогда пред князем
Игорем, ими умученным; якоже владимирцы пред князем
Андреем Боголюбским, ими убиенным, и просим: умоли
Господа, да не отвратится от нас до конца, да не лишит
народ Русский великаго избранничества Своего, но да
подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из
глубины падения сего.

Имаши бо, Царю Николае, дерзновение
велие, ты бо кровь свою пролиял еси за народ свой, и
душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя.
Сего ради предстоиши ныне в Невечернем Свете Царю Славы,
яко верный слуга Его. Буди нам ходатай и заступник, и
охранитель. Не отвратися от нас, и не остави нас на
попрание нечестивых. Даруй нам силы на покаяние, и
правосудие Божие приклони на милосердие, да не погубит
нас до конца Господь, но да вся простит и милостивно
помилует, и спасет землю Русскую и народ ея. Да избавит
же Отечество наше от постигших бед и напастей, возродит
веру и благочестие, восставит же престол Царей
православных, еже сбытися пророчествам угодников Божиих.
И да прославят люди Русские по всей вселенней
всехвальное имя Господне и верно послужат Ему до
скончания века, воспевая славу Отцу и Сыну и Святому
Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Канонизация царской семьи

В 1981 году зарубежная РПЦ (самоуправляемая Церковь, возникшая после Революции в среде русских эмигрантов) причислила царскую семью к лику святых мучеников. В России же канонизация произошла в 2000 году. Ей предшествовали длительная работа специальной церковной комиссии и широкая общественная дискуссия. Царская семья была прославлена Церковью за её христианское смирение и сохранение верности России во время гонений

Было принято во внимание благочестие семьи, её христианский образ жизни, участие в церковных Таинствах и делах милосердия. Последний трагический год жизни Николая II и его родных был решающим в вопросе церковного прославления

Сыграло роль и широкое народное почитание семьи. Рассматривались свидетельства о различных чудесах (например, мироточение икон с изображением царской семьи). Было зафиксировано множество обращений неравнодушных людей в поддержку канонизации.

РПЦ прославила императорскую семью в лике царственных страстотерпцев. Этот лик святости уже много веков используется Церковью по отношению к некоторым отечественным правителям. К тем, которые, подражая Христу, смиренно приняли крест страданий и были убиты политическими соперниками. Царственными страстотерпцами почитаются, например, святые князья Борис и Глеб. Память царской семьи совершается дважды в год. 17 июля (день её гибели), а также 7 февраля (праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Икос 2

Разумеша людие Российстии, яко избранием
на царство новаго рода благочестиваго, утиши Господь
нестроения и смуты в Земли нашей, принесоша обет вернаго
служения роду сему. Мы же, любви и ревности тех
подражающе, к вам, царственнии страстотерпцы, яко
наследником сего избрания со умилением вопием:

Радуйтеся, венец и похвало рода царскаго
и священнаго.

Радуйтеся, корене благочестиваго
преславныя отрасли.

Радуйтеся, Патриарха Российскаго
Филарета святое прозябение.

Радуйтеся, попечению его о Церкви и
отечестве подражавшии.

Радуйтеся, великия старицы инокини Марфы
благословенное наследие.

Радуйтеся, покорность воли Божией от нея
восприимшии.

Радуйтеся, пред иконою Божия Матере
Феодоровския молитвы присно возносившии.

Радуйтеся, все упование на помощь
Богородицы с верою возлагавшии.

Радуйтеся, царственнии страстотерпцы,
земли Российския хранителие и молитвенницы.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

«Мне дана огромная власть помогать, но никто не просит»

Я многодетный отец. По профессии художник. И, как и полагается в этой профессии, живу от заказа до заказа. А это значит то пусто, то густо.

Летом был в гостях в многодетной верующей семье. Они часто бывают в Екатеринбурге в Царские дни. Мы сидели за столом в гостях.

За соседним столиком находился портрет Государя, под которым стояла подпись: «Мне дана огромная власть помогать, но никто не просит». Я задумался. Потом спросил хозяйку, есть ли у нее акафист Царственным страстотерпцам. Она ответила утвердительно. Я взял, пролистал и прочитал несколько строк. И вдруг в кармане звонит мобильный телефон. Заказчик! Когда я выполнил работу, отдал заработок жене на детей.

Вот такое чудо! Отныне часто молюсь Николаю Второму и его семье с просьбой прокормить свою многодетную семью, и они помогают!

Всеволод, г. Екатеринбург

Житийная и научно-историческая литература о страстотерпцах императоре Николае, императрице Александре, царевиче Алексие, царевнах Марии, Ольге, Татьяне и Анастасии:

  • Благоверный царь Николай Александрович и его семья — Московские епархиальные ведомости
  • Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II — Юлия Комлева
  • Императрица Александра Федоровна: ее любовь найдет еще отклик — Андрей Мановцев

  • Кто убил Государя?
    — диакон Владимир Василик

  • Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо быть православным
    . Ответы православного англичанина на недоуменные вопросы о святом императоре Николае II — протоиерей Андрей Филипс

  • Религиозно-мистический смысл убиения царской семьи
    — архиепископ Аверкий Таушев
Читать другие акафисты раздела «Православные акафисты»

Песнь 5

Ирмос: Богоявления Твоего, Христе, к нам
милостивно бывшаго, Исаиа, Свет видев Невечерний, из
нощи утреневав, взываше: воскреснут мертвии, и востанут
сущии во гробех, и вcu земнороднии возрадуются.

Припев: Святии царственнии
страстотерпцы, молите Бога о нас.

Миротворец явился еси, царю Николае
святый, неся мир миру, спасая и защищая тысящи во
отечестве твоем и в иных странах, сего ради сыном
Божиим, по слову Господню, нареклся еси.

Изгнание, поношение, гонение и всяк
глагол ложный, на вы реченный, претерпесте, святии
царственнии мученицы. Радуйтеся убо и веселитеся, яко
мзду вашу на Небеси приясте.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Служителие беззакония тайнаго, венец
терновный сплетше, возложиша на тя, царственная главо,
обаче дерзостная дела их погибоша яве.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: В тину грехов впали есмы и
люте потопи ны буря прегрешений. Но, яко рождшая Спаса,
Владычице, призри на ны, рабы Твоя, и избави от страстей
душетленных.

Правила чтения акафиста

Страстотерпец Николай II сумел воспитать детей в православной вере, почитании родителей, стать настоящим отцом нации, милостиво относящегося к своему народу, для потомков он является примером покорности и непротивления смерти.

Читая акафист святому мученику, христиане просят Бога о решении самых разнообразных проблем:

  • сохранение мира в стране;
  • решение семейных проблем — как улучшение отношений между супругами, так и между родителями и детьми;
  • помощь при гонениях;
  • исцеление от болезней;
  • укрепление православной веры.

На заметку! Читать акафист можно во время домашнего правила, в храме, в дни празднования иконы Николая Второго.

Желательно читать славословия акафиста перед иконой царя, которая источала миро и творила чудеса.

Чудотворная мироточивая икона Царя-мученика Николая II Романова

Ныне святой чудотворный лик хранится в пыжевском храме Святого Николая.

Акафист святому страстотерпцу царю Николаю ІІ

Когда читают тропарь Царственным Страстотерпцам

Почему мы обращаемся к святым? Своей праведностью они настолько угодили Богу, что могут просить Его о помощи для молящихся. Святые – это наши ходатаи перед Всевышним

Однако важно помнить, что исполняет просьбы лишь сам Бог. Обращаться ко святым можно как своими словами, так и с помощью специальных молитвословий, среди которых и тропарь

Тропарь – это краткое песнопение, прославляющее святого или церковный праздник.

Тропарь царственным страстотерпцам, как и молитва им, могут читаться верующими в самых разных ситуациях и нуждах. Однако чаще всего к ним обращаются за помощью в семейных делах. Например, при поиске жениха или невесты, для сохранения любви в браке или правильного воспитания детей. Ведь императорская семья собственным примером явила нам идеал христианской семьи.

Также Николай II и его родные вдохновляют нас своей стойкостью и смиренным упованием на Бога в страшные времена гонений. Поэтому верующие молятся царской семье в болезнях, тюремном заключении и прочих скорбях.

Песнь 1

Ирмос: Волною морскою Скрывшаго древле
гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы:
но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо
прославися.

Припев: Святии царственнии
страстотерпцы, молите Бога о нас.

Венценосче Николае, вкупе с
мученическими лики, царицею, чады и слуги, предстояще у
Престола Христова, просвещение нам даруйте, озаряющее
душ наших омрачение и нечувствие, яко да восхвалим
радостно вашу блаженную память.

Ныне проречение Саровскаго старца, яко
прославльшаго мя прославит Бог, исполнися, прослави бо
Церковь Русская царственнаго страстотерпца. Темже вкупе
с Преподобным молится, во еже стяжати нам благодать
Святаго Духа.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Сердце царево в руце Божией, глаголет
Господь. Ты же, истинный помазанниче и слуго Господень,
благоговейне рекл еси: не токмо жизнь моя, но и пути
страны Российския в руце Господней суть.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Ты еси крепость наша, Ты
еси похвала и радование, Предстательница Непобедимая и
Покров державный страны Российския, Пресвятая
Богородице, с царственными страстотерпцы и новомученики
моли спасти рабы Твоя.

Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской (тропарь, кондак, величание и молитва)

Тропарь, глас 4:

Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская, / прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́: / святи́тели и иере́и, / ца́рственныя страстоте́рпцы, / благове́рныя кня́зи и княги́ни, / преподо́бныя му́жи и жены́ / и вся правосла́вныя христиа́ны, / во дни гоне́ния безбо́жнаго / жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия / и кровьми́ и́стину соблю́дшия. / Тех предста́тельством, долготерпели́ве Го́споди, / страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ // до сконча́ния ве́ка.

Кондак, глас 3:

Днесь новому́ченицы Росси́йстии / в ри́зах бе́лых предстоя́т А́гнцу Бо́жию / и со А́нгелы пе́снь побе́дную воспева́ют Бо́гу: / благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость, / и хвала́, и честь, / и си́ла, и кре́пость / на́шему Бо́гу // во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва

О святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии: святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы, ца́рственные страстоте́рпцы, благове́рнии кня́зие и княги́ни, до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и, благочести́вии му́жие и жены́, во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии, ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии и вене́ц жи́зни от Него́ прия́вшии! Вы во дни гоне́ния лю́таго, зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго, на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х, в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́. Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся, пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите. Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии, мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши: не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего, грехо́м Ка́инова братоуби́йства, поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго. Умоли́те Го́спода Сил, да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом; да возроди́т в земли́ на́шей дух ра́зума и благоче́стия, дух свя́тости и стра́ха Бо́жия, дух братолю́бия и ми́ра; да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние, род Бо́жий, избра́нный и святы́й, при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем вас, / святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, / и чтим честна́я страда́ния ва́ша, / я́же за Христа́ // претерпе́ли есте́.

Назад к списку

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Јкосъ в7

Разумёша лю1діе рwссjйстіи, ћкw и3збрaніемъ на цaрство н0вагw р0да бlгочести1вагw, ўтиши2 гDь нестроє1ніz и3 см{ты въ земли2 нaшей, принес0ша nбётъ вёрнагw служeніz р0ду семY. Мh же любви2 и3 рeвности тёхъ подражaюще, къ вaмъ, цaрственніи стrтотeрпцы, ћкw наслёдникwмъ сегw2 и3збрaніz со ўмилeніемъ вопіeмъ:

Рaдуйтесz, вэнeцъ и3 похвало2 р0да цaрскагw и3 сщ7eннагw. Рaдуйтесz, к0рене бlгочести1вагw пресл†вныz tрасли. Рaдуйтесz, патріaрха рwссjйскагw філарeта с0е прозzбeніе рaдуйтесz, попечeнію є3гw2 њ цRкви и3 nтeчествэ подражaвшіи. Рaдуйтесz, вели1кіz стaрицы и4нокини мaрfы бlгословeнное наслёдіе. Рaдуйтесz, пок0рность в0ли б9іей t неS воспріи1мшіи. Рaдуйтесz, пред8 їкHною б9іz мре fе0дwровскіz мlтвы при1снw возноси1вшіи. Рaдуйтесz, всЁ ўповaніе на п0мощь бцdы съ вёрою возлагaвшіи.

Рaдуйтесz, цaрственніи стrтотeрпцы, земли2 рwссjйскіz храни1теліе и3 мlтвєнницы.

Псаломщик –

Тропарь, глас 4:

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю.

/ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша.

/ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

  • Ин тропарь, глас 5:
  • Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.
  • Ин тропарь, глас 7:
  • А́нгели земли́ Росси́йския,/ и воскресе́ния ея́ путеводи́телие,/ Царю́ Никола́е и Цари́це Алекса́ндро,/ нача́вшемуся богоотступле́нию,/ Держа́вою благове́рне пра́вившии,/ и ю́ныя Вели́кия Княжны́,/ в труде́х и милосе́рдии до́бре подвиза́вшияся,/ и Царе́вичу страда́льче Алекси́е,/ Ца́рственнии страстоте́рпцы,/ я́ко а́гнцы незло́бивии,/ от безбо́жных губи́телей Руси́/ му́чимии и закла́ннии,/ ны́не же ца́рство ве́чное прии́мшии,/ моли́теся Небе́сному Царю́ царе́й/ о Держа́ве сро́дников ва́ших,/ просвети́тися ей ве́рою отце́в// и покая́нием па́ки возроди́тися.
  • Кондак, глас 8:
  • Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
  • Ин кондак, глас 6:
  • Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
  • Ин кондак, глас 3:

Днесь ублажа́ем Ца́рственныя страстоте́рпцы,/ пе́рвее богоуго́дне Росси́и послужи́вшия,/ труды́ и ско́рби ве́лия поне́сшия,/ от богобо́рцев за благоче́стие возненави́денныя,/ и сего́ ра́ди я́ко Правосла́вия столпи́,/ слуга́ми диа́вола убие́нныя./ Мо́лим вы, святи́и му́ченицы:/ Никола́е, Алекса́ндро, Алекси́е,/ О́льго, Татиа́но, Мари́е, Анастаси́е,/ моли́те Христа́ Бо́га// благоче́стием просвети́ти лю́ди ва́ша.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́.

Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние.

Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector