2701,миланский эдикт: излагаем в общих чертах
Содержание:
- Содержание
- Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт
- МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ
- характеристики
- Почему кириллица?
- При задержании застрелен убийца сенегальского студента
- Сим победиши: борьба за власть
- О Миланском эдикте имеется мало сведений
- Ссылки [ править ]
- Влияние на разные религии
- Путь к императорской власти
- Смысл Миланского эдикта состоит в том, что он установил равенство всех религий
Содержание
В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривал компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
По мнению одних ученых, Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи. По мнению других, эта точка зрения не находит подтверждения как в сохранившихся пересказах эдикта, так и в обстоятельствах его составления. Известный историк церкви В. В. Болотов отмечает, что «эдикт дал свободу всему населению империи держаться своей религии, при этом не стеснил привилегии язычников и открыл возможность перехода не только в христианство, но и в другие, языческие культы».
Содержание Миланского эдикта
Учитывая всплывшие недостатки предыдущего документа, два года спустя, в 313 году, под кураторством императора Константина Великого, совместно с императором Лицинием было написано письмо, которое объявляло закон о религиозной терпимости. Новый указ, фактически, провозглашал все религии законными и вводил запрет на любые виды религиозных притеснений. С этих пор каждый мог свободно исповедовать любую религиозную конфессию, сторонником которой являлся гражданин Римской республики.
Не остался в стороне и вопрос о церковном имуществе. Те, кто являлся владельцем собственности, ранее принадлежавшей христианским общинам, должен был вернуть все имущество предыдущим владельцам, получая при этом материальную компенсацию из государственной казны.
Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт
Миланский эдикт стал продолжением Никомедийского эдикта, который издал 30 апреля 311 года император Галерий, известный гонитель христиан. Никомедийский эдикт сделал христианство легальным в Римской империи.
При этом он разрешал исполнение богослужебных обрядов только при условии, что христиане станут молиться о благополучии республики и императора.
Гай Галерий Валерий Максимиан. Скульптурное изображение головы Галерия из порфира, найденное в Феликс Ромулиана. Фото: upload.wikimedia.org
Император Галерий — известный гонитель христиан, при этом он издал Никомедийский эдикт, легализующий христианство. Этот документ стал предтечей Миланского эдикта.
Необходимо отметить, при этом, что императорский эдикт не дал христианам то, что они дано просили. Поэтому его значение сильно преувеличивают. Христинам не предоставлялось гарантий терпимого отношения к их религии.
Кроме того, не предусматривалась компенсация ущерба, причиненного церкви. Не были возвращены культовые сооружения: храмы, кладбища, памятники и иное недвижимое и движимое имущество христиан. Не были также оговорены компенсации за уничтоженные памятники, храмы, драгоценности и др.
Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт.
О какой-либо компенсации частным лица за причиненный им во время гонений ущерб даже и не говорилось. Издавая Никомедийский эдикт, император Гален пытался другими средствами поставить Христианскую Церковь под контроль.
Так его положениями предписывалось переведение христианских общин на положение коллегий, то есть корпоративных органов, с правами и обязанностями, определенными законом.
В результате Христианская Церковь становилась замкнутым обществом, существующим с дозволения и под защитой государства.
«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером. Фото: upload.wikimedia.org
Именно поэтому Церковь отказалась быть одной из коллегий; она отказывалась строить свою организацию по наследственному принципу и стать закрытым сообществом.
Христиане настаивали на свободной организации и открытом доступе в сообщество и божественном происхождении своего учения.
История написания
В 311 году император Галерий выпускает Никомедийский эдикт, в котором оглашались первые мнения о религиозной терпимости, что было нонсенсом, для консервативно настроенных римских политиков. В нем провозглашалось, что христианство становится легальной религией, и отныне все его приспешники могут «выйти из тени» и открыто справлять обряды. Единственным условием были молитвы христиан о благополучии императора.
Среди недостатков первого эдикта можно упомянуть множество нераскрытых моментов, важных для христианских общин. Это вопрос о церковном имуществе. Сторонникам новой религии не было возвращено церковное имущество, такое как храмы, памятники, драгоценная церковная утварь и земли под кладбища. Так же ничего не было сказано о компенсации всего ранее уничтоженного имущества.
Это интересно: 480,Микеланджело: кратко
МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ
Страница 1 из 4
МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ – эдикт (указ) римских императоров-соправителей Лициния и Константина (314–323 гг.) о признании христианства наряду с другими религиями, изданный ими, по свидетельству историка церкви Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), в 313 г. в Медиолане (ныне – Милан). Он широко известен также под названием «эдикт веротерпимости» и считается одним из важнейших документов в истории христианства, открывшим дорогу христианизации Европы. Его целью было привлечение сторонников христианства на свою сторону как в борьбе императоров друг с другом, так и с другими претендентами на римский трон. В начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения Римской империи, однако христиане к этому времени уже успели создать крепкую организацию с мощной материальной базой, поскольку и богатые, и бедные люди не скупились на пожертвования в надежде на загробное блаженство. Правители понимали сдерживающую роль христианской церкви и также одаривали её привилегиями и земельными наделами. В результате к началу IV в. христианская церковь обладала десятой частью всех земель империи, а самым значительным имуществом обладали коллегии и создававшиеся вокруг них христианские общины, специализирующиеся на ритуалах захоронения. Языческая религия, требуя лишь соблюдения внешних обрядов, оставляла простор для свободы мысли, христианство же требовало безоговорочного признания установлений догмы. Поэтому именно такая религия была наиболее подходящей идеологической базой для монархии, возглавляемой «святейшим» императором, который, к тому же, считался верховным жрецом (Pontifex Maximus), защитником традиционных верований. На язычников христиане наводили страх и неприязнь своей скрытностью из-за особенностей богослужения, непримиримостью к иным религиозным представлениям, открытым непочтением к богам традиционной религии. Бытует мнение, что римские императоры были организаторами гонений на христиан, отвергавших отечественных богов, но это верно лишь отчасти. В реальности основные причины гонений исследователи советуют искать не на государственном, а на муниципальном уровне; они почти всегда были вызваны имущественными спорами, сопровождавшихся погромами. На муниципальном уровне, в коллегиях, эти споры не всегда можно было разрешить мирным путём, опираясь на законодательство, поскольку у префектов не хватало для этого ни полномочий, ни желаний. Поэтому они апеллировали к верховной власти. Ответные меры со стороны властей были не всегда адекватными, и христианский клир использовал эти ситуации для того, чтобы выступать от имени несправедливо обиженных. Оказывая пострадавшим гражданам благотворительность из пожертвованных средств, христианские пресвитеры (а затем и епископы) привлекали на свою сторону язычников, вводя их в ранг «верных». Обряд посвящения при этом был заведомо таинственным. Эта таинственность особенно ярко проявлялась в обрядах захоронения. Среди правителей было много людей, симпатизирующих христианству. Одним из них в эту эпоху был соправитель императора Диоклетиана (284–305 гг.) – Констанций Хлор (293–305 гг.), чьим внебрачным сыном был Константин I Великий. Именно этим фактом (т.е. тем, что император был вскормлен «христианским молоком») христианская традиция объясняет появление эдикта Константина, предоставившего свободу вероисповедания христианам, вошедшим в историю под названием «Миланского эдикта». Однако в реальности его появление было вызвано не столько христианским воспитанием будущего императора, сколько сложившейся в то время политической ситуацией. Император Диоклетиан в 285 г. разделил империю со своим товарищем по оружию Максимианом, чтобы легче отбиваться от врагов; оба носили титул Августов. В 292 г. к власти были приобщены ещё два императора с титулами цезарей – Констанций Хлор для Запада и Галерий (293–311 гг.) для Востока. Таким образом, с 293 по 305 гг. Римской империей управляли четыре императора: Диоклетиан, Максимиан, Констанций и Галерий.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
характеристики
В Миланский эдикт, также известный как Эдикт терпимостиЭто было письмо юридического содержания. Он был разделен на три части и вместе установил свободу вероисповедания в Римской империи, положив конец гонениям по религиозным мотивам, особенно христиан.
Первая часть указа содержит только представление авторов и обстоятельства, при которых положения, указанные ниже, принимаются во второй части. Наконец наступает окончательная капитуляция.
Таким образом, начало письма объясняет встречу Константина и Лициния в Милане и его намерение издать указ, гарантирующий безопасность и благополучие империи.
Первое положение указывает на то, что уважение к божественности должно быть правом также последователей религий, отличных от официального язычества империи. Таким образом устанавливается, что каждый гражданин мог свободно исповедовать религию по своему выбору.
Следующее положение отменяет все предыдущие законы о христианах, а третье устанавливает обязанность возвращать помещения и имущество, которые были конфискованы у христиан.
Почему кириллица?
Одно из возможных объяснений, почему до наших дней глаголица так и не дошла: эта письменность была довольно неудобной, так как содержала множество ненужных элементов, закруглений, штрихов. Для того чтобы вывести один символ, требовалось время и практически мастерство художника.
Кроме того, некоторые славянские народы уже в тот период были знакомы с греческим алфавитом. А именно он, как предполагают, был взят за основу кириллицы. Это поспособствовало принятию более поздней письменности.
Однако в Хорватии глаголица еще долго широко использовалась параллельно с латиницей. И к середине 19 века стала иметь довольно упрощенный вид. Это говорит о том, что у нее был шанс на существование и в наши дни, однако история распорядилась иначе.
-ö-ö-
При задержании застрелен убийца сенегальского студента
В Санкт-Петербурге при задержании застрелен экстремист, подозреваемый в причастности к убийству сенегальского студента.
21-летний Дмитрий Боровиков находился в федеральном розыске по подозрению в создании экстремистской группы «Мэд крауд» и причастности к убийству сенегальца Самбы Лампсара.
«Сотрудниками уголовного розыска была проведена большая работа по определению местонахождения подозреваемого. Долгое время он конспирировался, скрывался в других регионах страны, менял места жительства. В четверг вечером оперативная группа установила, где он находится, и выехала на задержание», — сказали в ГУВД.
При попытке сотрудников милиции задержать Боровикова в Приморском районе у дома по Планерной улице, молодой человек оказал активное сопротивление, сообщает «Интерфакс».
«Выхватил нож и попытался ударить милиционера, которому пришлось применить табельное оружие. Оперативник выстрелил на поражении и Д.Боровиков скончался от огнестрельного ранения в голову», — сказали в ГУВД.
Сим победиши: борьба за власть
В 306 году в Йорке цезарь Констанций умер от болезни. Перед смертью он успел назвать сына своим преемником в ранге августа, который таким образом вошел в число тетрархов. Армия поддержала сына Констанция, и он стал правителем Британии, Галлии и Испании. Новый император отправил письмо Галерию с просьбой признать его титул. Но правитель Востока согласился признать Константина только цезарем. Новый император предпочел принять условия Галерия.
Константин отменил антихристианские законы своих предшественников. В его части империи они обрели свободу. В противовес ему Максимин Даза преследовал христиан с большей яростью, чем Диоклетиан.
В 306 году из-за недовольства введением прямого налогообложения в Италии начались волнения. Пользуясь этим, Максенций, зять Галерия, провозгласил себя августом. Как и Константин, он лояльно относился к христианам. Максенций прекратил преследования христиан, а позже перед лицом войны с Константином вернул христианским подданным отнятую при предшественниках собственность.
Галерий не признал амбиций зятя и приказал Флавию Северу покончить с узурпатором. Максенций убедил повторно принять титул августа своего отца Максимиана, который много лет командовал войсками, бывшими теперь в подчинении Севера. Войска законного августа перешли к Максимиану и Максенцию, а сам Север вынужден был сдаться. Позже они заставили бывшего августа покончить с собой.
В 307 году в Италию вступил Галерий. В этих условиях Максимиан и Максенций решили искать союза с Константином. Максимиан отправился в Галлию с дочерью Фаустой, которую там выдал замуж за Константина. Там же он провозгласил зятя августом. Галерий в ответ отказался признавать Константина членом тетрархии.
В 307 году Галерий осадил Рим, но вынужден был уйти ни с чем. В следующем году Максимиан попытался отстранить от власти своего сына, но проиграл и бежал к Константину.
В конце 308 года члены правящей коллегии смогли заключить перемирие. Диоклетиан и Максимиан признавались почетными членами тетрархии. Галерий и его соратник Лициний были назначены августами, а Максимин и Константин — цезарями.
Максенций, оставшийся за бортом, продолжал удерживать Италию и сражался с Лицинием. Константин в это время укреплял границы империи на севере — он провел ряд кампаний против германцев. Во время кампании 310 году он едва не лишился власти. Пока Константин воевал с франками, его тесть Максимиан попытался отнять у него власть. Константин вернулся, и большая часть воинов поддержала его.
По лояльной Константину версии, Максимиан покончил с собой, по другой — был казнен. После того, как тесть перестал быть опасен, Константин использовал его имя в своей пропаганде. В частности, вдова Максимиана поклялась, что ее сын Максенций — плод прелюбодеяниями с сирийцем.
В 311 году умер август Галерий. После этого Константин решил покончить с Максенцием и опередить в этом деле нового августа Востока — Лициния. В 312 году армия Константина перешла Альпы. Он взял штурмом Сегузио, разбил армию своего врага и вошел в Милан. Города северной Италии один за другим стали посылать ему заверения в верности.
Затем Константин разбил около Вероны Помпейяна, префекта претория Максенция, и эта победа сделала его хозяином Северной Италии. Победитель повел войска на Рим. Максенций сначала планировал выдержать осаду, как он делал раньше, но жители Рима восстали против него, выкрикивая имя Константина. Поэтому правитель Италии рискнул дать бой на другой стороне Тибра.
Битва при Мульвийском мосте завершила гражданскую войну. Войска Максенция обратились в бегство почти сразу. Они бросились на сооруженный из лодок мост, который разрушился под тяжестью людей. Многие утонули, и в их числе сам Максенций. Стойко сражались и почти все погибли только преторианцы.
Воины Константина выловили из реки тело Максенция. Его голову пронесли по улицам Рима, а затем отправили в Карфаген, как доказательство, что узурпатор мертв.
Победителю нужно было договориться с сенаторами, многие из которых поддерживали Максенция. Сенат признал Константина старшим из трех правящих императоров. Новый правитель, в свою очередь, переназначил на те же должности людей, которые получили крупные посты от Максенция.
После победы Константин начал активно поддерживать христианскую церковь. В частности, он сделал христианским общинам налоговые послабления.
О Миланском эдикте имеется мало сведений
В светской и церковной истории под Миланским эдиктом (лат. Edictum Mediolanense) понимают достигнутое в 313 году соглашение между императорами Константином и Ликинием во время их встречи в Милане.
Документ провозглашал религиозную терпимость на всей территории Римской империи
Он стал важной вехой на пути превращения христианства из религии отверженных в официальную религию государства
Луций Цецилий Фирмиан Лактанций — ритор из Африки, ученик Арнобия, принявший в 303 году христианскую веру. Фото: ru.citaty.net
К сожалению, о столь знаменательном документе в истории сохранилось очень мало сведений. Дело в том, что текст эдикта до нас не дошел, и он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».
Таким образом, мы не знаем ни точной даты опубликования Миланского эдикта, ни его точного содержания, так как датированный и подписанный текст его не сохранился ни в подлиннике, ни в точных списках.
13 июня 313
это общепринятая дата Миланского эдикта
Подлинный текст постановления отсутствует и самом близком к нему по времени сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.).
Единственный текст Миланского эдикта присутствует в указе Марка Лициция, военного трибцуна, который дал его данном Никомидийскому президу (столичному градоначальнику Восточной префектуры).
Произошло это 13 июня 313 года, поэтому некоторые историки считают эту дату датой издания Миланского эдикта.
Первая страница Кодекса Феодосия. Подлинный текст Миланского эдикта отсутствует в сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.). Фото: upload.wikimedia.org
Текст документа также приводиться у Евсевия в серии документов, переведенных с латинского на греческий, помещающейся в середине 10 книги его Церковной Истории.
В них он именуется «копией императорских постановлений» и указом, написанным от имени Константина и Ликиния.
При этом необходимо помнить, что незадолго до своей смерти император Максимин издал в 312 году рескрипт на имя Сабина. Исследователи часто путают его с Миланским эдиктом.
Максимин Фракиец. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров
Что же касается русских церковных историков, то видный их представитель А.П. Лебедев доказал, что издание эдикта относится ко времени не позднее середины марта 313 г. Эта датировка на сегодняшний день признана наиболее достоверной».
Ссылки [ править ]
- ^ a b c d Френд, WHC The Early Church SPCK 1965, стр. 137
- ^ а б Крест и Ливингстон. Оксфордский словарь христианской церкви 1974 г., искусство. «Милан, Эдикт».
- ^ Стивенсон, Дж . Новый Евсевий SPCK 1965, стр. 302
- ^ Френд, WHC The Early Church SPCK 1965, стр. 135
- ^ Стивенсон, Дж . Новый Евсевий SPCK 1965, стр. 296
- ^ Евсевий, церковная история 5.15-17
- ^ Лактанций, De mortibus persecutorum 34.1-35.1, 48.1-12
- ^ a b Надпись напечатана в Stevenson, J. A New Eusebius SPCK 1965, p. 297
- ^ То же самое и у Евсевия .
- ^ Сорди, Марта. Христиане и Римская империя. Норман: University of Oklahoma Press, 1994. p134.
- ^ Майер, Пол Л. Евсевий: История Церкви . Гранд-Рапидс: Публикации Кегеля, 1999. стр. 374.
- ^ a b «Пол Халсолл,« Галерий и Константин: Эдикты терпимости 311/313 », Фордхэмский университет; Fordham.edu ; Интернет, по состоянию на 13 октября 2014 г.
- ^ Юрий Koszarycz. «Константиновское христианство» . The-orb.net . Интернет-справочник по средневековью. Архивировано из оригинального 15 февраля 2015 года . Проверено 14 октября 2014 года .
Влияние на разные религии
Немецкая медаль, отчеканенная за паломничество в Мец в 1913 году, в память о 16- й годовщине Миланского эдикта.
реверс этой медали с миро
С конца XX — го века степень христианизации империи в это время находится под вопросом, в том числе Алан Кэмерон и Робин Лейн Фокс в США, а также Пьер Чувин и Клод Lepelley во Франции. Робин Лейн Фокс думать , что язычество всегда очень хорошо зарекомендовали себя в начале IV — го века, что христианство до сих пор явление меньшинства. По его словам, в 312 году христиане составляли от 4 до 5% всего населения Империи. Дискуссия тем более деликатная, что за цифрами скрывается важный идеологический вопрос.
Тем не менее некоторые моменты кажутся установленными. Неравенство христианизации, зависящее от региона, и отсталость Галлии в частности, принимаются всеми. В меньшей степени ситуация аналогична Испании и Италии, но с сильными региональными различиями. Считается, что в 312 году в Риме , самом христианизированном городе Италии, христианами было, возможно, чуть менее 10% жителей. Изучение египетских папирусов позволяет нам оценить процент христиан того же периода в Египте в 20%. В Малой Азии возможна доля от 1/3 христиан, от 10 до 20% в Африке. Таким образом, в 312 г. христиане представляли в то время лишь меньшинство в Империи. Если эти оценки верны, то мы не можем полностью понять выбор Константина, который не был восторженным «новообращенным». В то же время следует отметить, что в первую очередь преобразуется интеллектуальная и административная элита империи, в которой участвует политик, а затем иждивенцы (клиенты, слуги, рабы).
Древние культы
В период расцвета империи политеистическая религия была в ней очень распространена. Эта религия очень практична в том смысле, что с каждым завоеванием к уже существующим добавляются новые культы — культы Тевтатов (галлов), Исиды (Египет) и т. Д. -, которые обычно представляют собой мистические культы, предназначенные только для посвященных. Эта религиозная система защищает императоров и гарантирует им власть, ставя их выше богов политеизма. Они устанавливают культ императора, подобно фараонам, живым богам Египта.
Новые культы
В I — м изменения убеждений века, население ищет духовное спасение, все это передается путем торговли, распространяются по всей империи. Армии поклоняются богу Митре (что не является проблемой для императоров). Но вместе с иудаизмом и зороастризмом на Востоке появляется новая монотеистическая религия : христианство с его приходом «спасителя», который беспокоит императора и с первого века поселяется в Римской империи и в Персидской империи . Более того, христианство с самого начала отделяло религию от политики. Уникальный бог, которого его последователи ставят выше всякой власти (даже имперской), нарушает установленный порядок и угрожает имперской власти, заставляя ее реагировать преследованием. Эта религия хочет быть универсальной, каждый может креститься, более того, есть бескорыстие богатства, которое привлекает все горизонты. Гонения пропагандировать это религиозное движение, мученики ( святой Blandine и Санкт — Pothinus к Lugdunum в Галлии) Grow мистического этой религии , которая становится все больше и больше присутствует в империи , особенно к началу III — го века , когда гонения достигают новые высоты (под Диоклетиан и Максимиан Геркулес ). Константин преградил путь кровавой бойне своим миланским указом и приобрел христианскую поддержку своего правления (особенно на Востоке, в Африке, Египте, галлах), вскоре после своего провозглашения императором он переименовал Константинополь в старый. Греческая Византия, которая стала Христианская столица империи. Правление Константина длилось 31 год с 306 по 337 год нашей эры. Ж.-К.
Путь к императорской власти
Опорой власти Диоклетиана была армия, и все тетрархи и их потенциальные наследники были полководцами. В 293 году наследник Констанция Константин отправился на Восток в армию цезаря Галерия. Там Константин женился на Минервине, предположительно племяннице Диоклетиана.
Писали, что вместе с Диоклетианом Константин проехал всю Палестину, сам он писал позже, что видел руины Вавилона и Мемфиса. Древний Вавилон находился в землях Сасанидов — недалеко от их столицы Ктесифона. В 297 году Галерий вторгся в государство Сасанидов и 28 января 298 года с триумфом вошел в Ктесифон. Молодой Константин, очевидно, участвовал в этом походе и увидел то, что осталось от древнего Вавилона.
Тот факт, что Константин выбрал время посетить руины города, много упоминавшегося в Ветхом Завете, говорит о его интересе к христианству уже в те годы.
В 301 году Диоклетиан был в Египте, и Константин, вероятно, сопровождал его. Тогда он осмотрел и руины Мемфиса. В 302 году сын Констанция сопровождал августа во время пути через Палестину.
Согласно «Происхождению императора Константина», Галерий пытался убить будущего он императора. Он поставил его на опасный участок в битве с сарматами, но молодой военачальник убил многих врагов и добыл Галерию победу. Лактанций и Праксагор писали, что Галерий заставлял Константина сражаться в клетке с диким зверем.
По мнению исследователей, рассказы о попытках Галерия расправиться с потенциальным соперником — поздняя пропаганда. Но Константин мог в реальности служить под его началом в кампаниях против сарматов в 302 или 304 годах.
Джулио Романо, «Битва у Мульвийского моста». (wikimedia.com)
В 303 году Константин должен был сопровождать Диоклетиана в Рим, где пышным триумфом отпраздновали 20-летие власти августов и 10-летие власти цезарей.
Позже Константин искажал свою роль при дворе Диоклетиана, чтобы дистанцироваться от августа, известного гонениями на христиан. Он писал, что был заложником для лояльности своего отца. Якобы в 305 году Галерий держал его в заложниках против его воли, и только через год Константин бежал, чтобы успеть застать своего отца на смертном одре.
В 305 году Диоклетиан и Максимиан объявили о сложении полномочий августов. Новыми августами становились Галерий и Констанций, а цезарями — Флавий Север и Максимин Даза.
Константин покинул восточные провинции и отправился к своему отцу. Они встретились в Галлии и отправились в Британию. Там Констанций и Константин провели совместную кампанию против пиктов за Адриановым валом.
Смысл Миланского эдикта состоит в том, что он установил равенство всех религий
Миланский эдикт делиться на две части. В первой говориться о свободе религиозного вероисповедания, вторая же посвящена имущественным и общественным правам христиан, как членов корпорации. Это частные и личные права.
Зачем нужна религия
Таким образом, эдикт устанавливал равенство всех религий свободное право каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии.
Основывается это утверждение на следующих словах, содержащихся в нём: «каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу и религии».
Воздвижение честного и животворящего креста Господня. После издания Миланского эдикта смертная казнь на кресте была отменена, а сам крест стал почитаться в христианских общинах. Фото: hram-troicy.prihod.ru
Стоит отметить, также, что Миланский эдикт оказал больше влияние на нравственное жизнь в Римской империи через дарование возможности христианам свободно исповедовать свою религию. Так:
- стала распространяться новая система семейных ценностей, права мужчины и женщины стали уравниваться, измена была осуждена как с мужской, так и с женской стороны;
- крест из орудия позорной казни повсеместно становился символом Воскресения Христова, победы жизни над смертью, смертную казнь через распятие отменили, а сам крест стал почитаться в христианских общинах;
- через несколько лет после оглашения эдикта царица Елена совершила паломничество на Святую Землю, результатом которого стало обретение Честного Животворящего Креста и целого ряда других важнейших святынь, тогда же было определено местонахождение Голгофы;
- Миланский эдикт дал возможность развернуть миссионерскую работу.
Соавторами Миланского эдикта стали императоры Константин, Ликиний и Максимин.
Невозможно перечислить все последствия Миланского эдикта не только для христианского мира, но и для всего человечества. Его принятие, что стало заслугой не только императора Константина, но также Ликиния и Максимина, позволило развиться не только христианской религии, но также наукам и искусству.
Большинство исследователей сходится во мнении о том, что без принятия Миланского эдикта христианская цивилизация не смогла бы достичь тех высот, которыми она годится в наше время.