Дуэль лермонтова с мартыновым
Содержание:
Биография
Карандашный портрет Мартынова, выполненный Томасом Райтом. Между 1835 и 1845 годами.
Представитель богатого рода Мартыновых, владевшего подмосковной усадьбой Мартыново-Знаменское (в дер. Иевлево, ныне Солнечногорского района). Сын статского советника Соломона Михайловича Мартынова (ум. 1839) и его жены Елизаветы Михайловны, урождённой Тарновской. Семья Мартыновых была большой, четыре сына и четыре дочери. Двоюродный брат Мартынова — автор исторических романов М. Н. Загоскин.
Николай Мартынов «получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи». Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в школу юнкеров, где был обычным партнёром поэта по фехтованию на эспадронах. Прослужив некоторое время в Кавалергардском полку, Мартынов в 1837 году отправился добровольцем на Кавказ и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубань. Был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с бантом. К моменту ссоры с Лермонтовым имел чин майора в отставке.
Стихотворные и прозаические художественные произведения Мартынова немногочисленны: поэма «Герзель-аул», в которой усматривается подражание «Валерику» Лермонтова и вместе с тем полемика с ним, повесть «Гуаша» опять-таки с чертами полемики в адрес Лермонтова и его «Героя нашего времени», ряд стихотворений — оригинальных и переводных. «…Его стихи нашли бы место среди массы посредственных стихов, печатавшихся в то время… Писал он, по-видимому, легко, язык свободный, ритм и рифмы почти всегда безошибочны… Иногда Мартынов склонен и к серьёзным размышлениям», — писал исследователь О. П. Попов. Вместе с тем Мартынову присущи (и проявляются в его текстах) повышенное самолюбие, нетерпимость к иному мнению, определённая жестокость характера.
По воспоминаниям, Лермонтов в Пятигорске иронизировал над романтической «прозой» Мартынова и его стихами. Мартынов же с обидой считал себя (неизвестно, насколько обоснованно) прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени». Лермонтову приписывается два экспромта 1841 года, высмеивающих Мартынова: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет свой, друг Мартыш», а Мартынову — подобная же эпиграмма «Mon cher Michel». После этого, по мнению Мартынова, Лермонтов не раз выставлял его шутом и совершенно извёл насмешками.
Подобные, но более резкие взаимные колкости и случайная остановка музыки, из-за чего оскорбительное окончание реплики Лермонтова стало слышно всему залу, послужили поводом вызова Мартыновым Лермонтова на дуэль (13 июля 1841 года в доме Верзилиных); в 6 часов вечера 15 (27) июля дуэль состоялась, и М. Ю. Лермонтов был смертельно ранен.
Подробности столкновения и дуэли были в значительной степени скрыты и мистифицированы Мартыновым и секундантами обоих дуэлянтов перед военным судом, и не все её детали к настоящему времени реконструированы достаточно надёжно. Версия о том, что поэт был сражён не им, а якобы скрывшимся в кустах стрелком (такая версия бытовала в 1950—1970-е годы), основанная на не вполне обычном угле между входным и выходным отверстиями сквозной раны, не подтверждена.
За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако по окончательному приговору, конфирмованному Николаем I, приговорён к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию и в течение нескольких лет отбывал епитимию в Киеве. Впоследствии написал воспоминания о дуэли.
Н. С. Мартынов умер в возрасте 60 лет и был похоронен в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в селе Иевлево. Его могила не сохранилась, так как в 1924 году в усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония МОНО, ученики которой в порыве мести за убийство Лермонтова разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.
Дуэль
После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.
В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.
Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.
Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.
Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.
По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.
По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.
Николай Соломонович Мартынов (1815-1875)
Николай Соломонович Мартынов был хорошим приятелем Лермонтова. Они вместе служили в Школе гвардейских подпрапорщиков, поддерживали дружеские отношения после её окончания. Михаил Юрьевич в 1837 году, находясь в Москве, регулярно бывал в доме Мартыновых, то есть был знаком со всем семейством. В том же году встречались добрые приятели и на Кавказе. На момент последней роковой встречи их знакомство составляло 8 лет. Нужно также добавить, что мать Мартынова не любила поэта за его довольно своеобразный характер и язвительные шутки. Но её сын признавал поэтический талант своего знакомого и снисходительно относился к его бесцеремонным высказываниям и насмешкам.
Николай Соломонович Мартынов
Николай Соломонович обладал привлекательной внешностью. Он был высоким, стройным, красивым блондином. Знакомые отмечали у него чрезмерное тщеславие и самолюбие. В то же время этот человек не отличался особыми способностями, что нельзя ставить ему в вину, так как таких большинство. Была у него и сильная сторона – он великолепно пел.
В феврале 1841 года Мартынов неожиданно подал в отставку. Его уволили с военной службы в звании майора. Эта история очень тёмная и связана со слухами о нечестной игре в карты. Отсюда можно сделать вывод, что отставка была вынужденной, а вовсе не по собственному желанию. После этого Николай Соломонович поселился вдали от шумной светской жизни. Выбрал он город Пятигорск, а все знакомые стали отмечать, что человек изменился в худшую сторону.
Стал он молчаливым, часто мрачным. В довершение к этому начал одеваться в кавказскую одежду. Это папаха и черкеска с газырями. На поясе висел длинный кинжал. В таком наряде среди русских, живших в Пятигорске, он выглядел очень экзотично. Мартынов до роковой встречи с Лермонтовым никогда не участвовал ни в каких дуэлях. В силу своего характера он не был скандалистом и задирой.
Встреча Лермонтова и Мартынова
После отпуска Лермонтов отправился на Кавказ со своим родственником и другом Столыпиным. По дороге остановились они в Георгиевске. До Пятигорска было 40 вёрст, и Михаил Юрьевич изъявил желание проехать в этот город и повидать старых друзей. Столыпин возражал против поездки, но его спутник настаивал. Спор затянулся, и решили бросить монету. Орёл – ехать к месту службы. Решка – заехать в Пятигорск. Выпала решка на радость Михаила Юрьевича.
В этот город прибыли они 13 мая 1841 года. У поэта, как назло, началась лихорадка, и он получил разрешение остаться в Пятигорске до полного выздоровления. Таким образом, два месяца Лермонтов жил в городе и регулярно виделся с Мартыновым. Называл он его «гордецом с большим кинжалом», иронизируя тем самым над кавказским нарядом своего доброго знакомого.
12 июля 1841 года Михаил Юрьевич окончательно выздоровел и собрался уезжать в полк. Он зашёл в Пятигорское комендантское управление и предъявил подорожную к выезду. На следующий день вечером 13 июля поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале
Присутствующие весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».
Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Отсюда можно заключить, что именно наш герой спровоцировал смертельный для себя поединок. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.
Дуэль
После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.
В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.
Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.
Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.
Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.
По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.
По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.
Ненадолго в Петербурге и в жизни
Удалось поэту вернуться и в столицу, поучаствовать в выпуске журнала и напечатать некоторые свои произведения. Растущая слава и известность молодого дерзкого поэта была не по душе царственной элиты.
Михаил Лермонтов «Лезгинка», 1837 годМестонахождение: Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург, Россия
Власти предпринимали всевозможные уловки, чтобы опять убрать Лермонтова подальше от двора. Француза Баранта кто-то надоумил, что писатель сочинил про него эпиграмму, он вызвал Михаила на разговор, в результате чего состоялась дуэль. Сначала дрались на шпагах, затем стрелялись, Барант промахнулся, Лермонтов выстрелил в воздух.
В 1840-м году из-за этого происшествия, породившего и другие последствия, удачно сфабрикованные властными структурами, Лермонтова опять ссылают на Кавказ. Снова побывав на Кавказе и вернувшись в Петербург, Лермонтов просил об увольнении, чтобы заняться творчеством.
Государственный музей-заповедник Лермонтова в Пятигорске. Здесь поэт провёл последние месяцы жизни / mashuk-tour.ru
У царской власти было слишком много страха перед молодым и дерзким, поэтому его прошение было отклонено. Пришлось Михаилу Юрьевичу возвращаться к месту службы.
В 1841-м году вместо прямого следования в свой полк, он заехал в Пятигорск, где состоялась та роковая дуэль, лишившая Россию одного из лучших писателей и поэтов всех веков. За неделю до выстрела Мартынова Лермонтов сказал одному знакомому такую фразу:
Было ли это опять чем-то порицательным как в стихотворении «Предсказание» или Лермонтов просто понял, что живым его в царской России видеть больше не хотят?
Игорь Леонтьев «Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова» 2018 годМестонахождение Библиотека им. М.Ю.Лермонтова, Москва, Россия
Подговорили ли Мартынова, стрелял ли кто-то из-за угла вместо него, была ли дуэль специально подстроена или же это чистая случайность? В такую случайность я верю с трудом, скорее всего всё было хорошо рассчитано, ведь за писателем тайное отделение полиции «присматривало» уже давно.
Как жаль, что ему не дали прожить больше, ведь он вынашивал план нового романа, о котором рассказывал по пути на дуэль. Опять в России погиб поэт – невольник чести.
Кто убил лермонтова. Поэт он был, конечно, великий. Но пулю свою получил по делу
Он, конечно, был великим поэтом, с этим не поспоришь. Но это совсем не значит, что при этом был хорошим человеком. Избалованный барчук – вот самая простая характеристика, которую ему можно дать. Бабушка постаралась, воспитывая своего любимого внучка.
Один из друзей-знакомых нашего героя рассказывал о нем так:
«В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых».
Да, речь идет об одном из тех, кто «наше все»: Михаиле Юрьевиче Лермонтове – отличном поэте и не самом приятном человеке. 15 (27) июля 1841 года в 26 лет он был застрелен на дуэли Николаем Мартыновым.
Как говорят, император Николай Павлович, узнав о гибели поэта, сказал: «Собаке – собачья смерть». Потом, после того, как его пристыдила императрица, вышел к людям и сказал:
— Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит.
Надо сказать Николай, как это у него часто бывало, был очень точен. Заменить Пушкина как поэт Лермонтов может быть и мог, но вот сочувствовать ему как человеку…
Из-за чего случилась та дуэль?
Из-за злого языка Лермонтова. Он буквально затерроризировал Мартынова своими насмешками. А ведь тогда к словам относились далеко не так спокойно, как сейчас. У Мартынова видно долго копилось, но, в конце концов, после очередной насмешки, которая из-за стечения обстоятельств прозвучала так, что ее услышали все, прорвалось.
Надо отметить и то, что по имеющимся у нас свидетельствам формально все получилось так, что вызов на дуэль сделал Лермонтов. Мартынов в тот же день настойчиво попросил его прекратить отпускать шуточки в его адрес. На что узнал от заносчивого барчука, что он будет шутить над кем хочет и когда хочет, а от дуэлей никогда не отказывался и готов дать Мартынову удовлетворение, если тот считает себя оскорбленным. После этого заведенному Мартынову не оставалось ничего другого как присылать секунданта.
А дальше наложилось одно на другое. Секунданты предложили максимально опасные правила проведения дуэли, в надежде, что дуэлянты откажутся стреляться. Не отказались. Лермонтов – потому что ему было плевать на переживания какого-то там Мартынова из-за его насмешек. Он им не придавал внимания. Мартынов – потому что Лермонтов его доконал.
Стрелялись с 10 шагов из дальнобойных крупнокалиберных пистолетов Кухенройтера с кремнево-ударными запалами и нарезным стволом. То есть шансы влепить пулю точно в цель с такого небольшого расстояния были очень неплохими, даже если ты не очень хороший стрелок. А Мартынов как раз и был не очень хорошим стрелком.
Дальше, больше.
Никто из тех, кто поехал на ту дуэль, не думали, что она закончится именно так. Не взяли ни врача, ни повозку, зато не забыли купить ящик шампанского, чтобы выпить за примирение. Вот только Мартынов закусил удила и прощать Лермонтова не собирался, тем более, что тот прощения и не просил. Сам Лермонтов стрелять не собирался, до самого последнего момента относясь к ситуации «а что такого, я ж звезда, мне же можно».
Оказалось, что нельзя. Даже если ты сам стрелять не собираешься. Мы никогда не узнаем, что было в голове у Мартынова в тот момент, когда он тщательно целился в Лермонтова, стоявшего с поднятым вверх пистолетом. Сам поэт по разным свидетельствам либо выстрелил вверх, либо только собирался.
Мартынов выстрелил точно в него и попал так, что свалил языкастого оппонента наповал. Видно оппонент его достал настолько, что лучше был неизбежный суд, чем терпеть дальнейшие насмешки, которые Лермонтов, почти наверняка возобновил бы с удвоенной силой. Поэтому все закончилось так, как закончилось.
Мартынов в итоге остался в истории как человек, безвременно прервавший жизнь великого поэта. Да, прервал. Но надо понимать, что стрелял он не в «солнце русской поэзии», а в доставшего его, простите, …удака. Лермонтов в дальнейшем стал жертвой режима, хотя на самом деле пострадал из-за своего наглого и несдержанного языка.
Наглядное резюме этой истории подвел Николай Павлович своим приговором Мартынову. Военно-полевой суд первоначально приговорил его к разжалованию и лишению всех прав состояния. Но Николай заменил его на трехмесячный арест на гаупвахте и церковное покаяние с отбыванием епитимьи в Киеве. То есть, дуэль, можно сказать, была признана справедливой.
Того же Дантеса за дуэль с Пушкиным разжаловали в рядовые и выслали из России, отобрав офицерский патент.
Детство героев
Николай Соломонович Мартынов родился в 1815 году в семье статского советника Мартынова, который был одним из богатейших жителей Нижнего Новгорода. Кроме Николая, в семье было еще семеро детей. Семья была набожной – тетка Мартынова, Дарья Михайловна, была игуменьей Крестовоздвиженского монастыря, и ее, как подвижницу, знал сам святой Серафим Саровский.
В детстве Николая увезли в Подмосковье, и он вырос в усадьбе Иевлево-Знаменское, где и познакомился с Михаилом Лермонтовым, который отдыхал по соседству в имении Середниково.
Оба юноши поступили в одну и ту же Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и одно время были партнерами на уроках фехтования. В отличие от низкорослого, сутулого Лермонтова, Мартынов был высоким, статным, имел приятную внешность, нравился девушкам.
Лермонтов брал поэтическим талантом и талантом живописца. Оба размещали свои произведения в рукописном журнале «Школьная заря»; Мартынов писал прозу и по воспоминаниям Екатерины Григорьевны Быховец называл поэта товарищем и другом, несмотря на его колкие замечания.
Когда Михаил сломал ногу, и его положили в лазарет, верный Мартынов сбежал с занятий, чтобы быть у постели друга.
Личная жизнь
Благодаря приятной внешности, весёлому нраву, Николай Мартынов пользовался успехом у представительниц слабого пола. Но с женитьбой молодой человек не торопился.
Лишь в 30 лет, встретив очаровательную Софью Проскур-Сущанскую, он серьёзно задумался о семейной жизни. Молодые обвенчались в Киеве. Через некоторое время переехали в Москву, поселившись в доме №13, в Леонтьевском переулке.
За 16 лет совместной жизни у четы Мартынов родилось 11 детей.
В 1861 году случилось несчастье — преждевременно скончалась любимая супруга. После её смерти одинокий мужчина всерьёз увлекся мистикой и спиритизмом, считая, что ранний уход Софьи — это действие проклятие за убийство великого поэта.
Дети Мартыновых, оставив большое количество наследников, продолжили богатую многочисленную династию отца.
Дуэль
После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.
В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.
Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.
Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.
Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.
По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.
По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.