Козельщанская икона божьей матери. значение. в чём помогает. куда вешать. как молиться и от чего оберегает

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богатство духовное неиждиваемое даровала еси рабом Твоим, Жизнь рождшая, Пренепорочная Чистая Дево, икону Твою священную, еяже прославление светло празднующе, вернии, избавляемся от всяких бед и скорбных обстояний.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Святая Владычице Пречистая, Бога нашего Мати, всех Творца неизреченно рождшая, моли всегда благость Его страстей нас избавити и оставление грехов нам даровати.

Слава: Не оскудей, Пренепорочная Дево, молитвами Твоими и сохрани стадо Твое, еже собрати благоизволила еси, Мати Пастыреначальника Господа Иисуса Христа, да ни едина погибнет от овец Твоих.

И ныне: О Богоблаженная Дево, простри всеблагомощную десницу Твою, во еже помощи на избранном пути жития иноческаго, вверившим спасение свое обители Твоей и молися прилежно Сыну и Богу Твоему спастися стаду Твоему невредиму.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Икона Божией Матери «Козельщанская». Историческая справка

Козельщанский образ Божией Матери
принадлежит к числу позднейших по времени прославления
(1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых
чудотворных икон.

Святая икона эта, судя по характеру
письма – итальянского происхождения, была привезена в
Россию одной из придворных императрицы Елизаветы
Петровны (1741–1761 гг.). Владелица иконы вышла замуж за
писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на
Украину. В ХIХ в. она принадлежала роду Капнистов и была
их семейной святыней. Наименование чудотворного образа
происходит от названия имения графа Капниста в
Кобелякском уезде Полтавской губернии, где впервые было
явлено чудо. На иконе Пресвятая Богородица изображена с
покоящимся на Ее коленях Богомладенцем, Который в правой
руке держит крест. В левом нижнем углу иконы –
изображение чаши, около которой находится лжица.

Прославилась Козельщанская икона Божией
Матери при следующих обстоятельствах. В 1880 г. дочь В.
И. Капниста Мария тяжело заболела. Местный врач
определил лишь незначительный вывих ноги и наложил
гипсовую повязку. Тот же диагноз поставил и харьковский
хирург, к которому обратилась семья девушки. После Пасхи
Мария почувствовала нестерпимую боль и в другой ноге.
Больная была обследована в Москве, но даже именитые
врачи, среди которых были профессора Кожевников и
Корсаков, хирург Склифосовский, не могли помочь Марии и
порекомендовали обратиться к европейским знаменитостям
Гютеру и Шарко.

21 февраля 1881 года была получена
телеграмма о том, что профессор Шарко едет в Москву.
Мать, указывая на семейный образ Царицы Небесной,
сказала дочери: «Маша, возьми образ Божией Матери,
почисть его ризу и покрепче помолись пред нашей
Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно
совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама,
потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила
на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта
издавна была известна как чудотворная, при этом
установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на
иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди
святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и
всю скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией
Матери. Усердная, пламенная молитва больной девочки была
услышана. Она сразу почувствовала жизненную силу в руках
и ногах и стала свободно ходить по комнате, продолжая
благоговейно держать в своих руках образ Пресвятой
Богородицы. Немедленно был приглашен приходской
священник и перед чудотворным образом был отслужен
благодарственный молебен.

Несмотря на чудесное исцеление Марии,
графиня поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла
с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении
быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться
сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда
перенесли икону.

Когда семья возвратилась домой, вся
окрестность уже знала о нескольких исцелениях от
Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в
Москве, и многие собрались для поклонения образу. С
разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа
Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в
специально устроенную временную часовню, где каждый день
с раннего утра не умолкали перед образом молебны и
акафисты.

В 1882 г. был построен храм, а
определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. при
Козельщанской Рождество-Богородичной церкви была
учреждена женская община, 17 февраля 1891 г.
преобразованная в женский монастырь в честь Рождества
Пресвятой Богородицы.

В советское время власти закрывали
монастырь дважды – в 1929 и 1949 гг. Но весна
возрождения пришла и в Козельщину – 6 марта 1990 года, в
день празднования чудотворной иконе Божией Матери, в
соборе прошло первое богослужение.
Рождество-Богородичный женский монастырь с Божией
помощью, покровительством Пресвятой Богородицы,
стараниями благотворителей стал постепенно
восстанавливаться из руин.

Чудотворный Козельщанский образ Божией
Матери возвратился в обитель 23 февраля 1993 года. И,
как и прежде, Пресвятая Богородица изливает через Свою
святую икону неиссякаемый поток милосердия и любви к
обращающимся к Ней с верою и молитвой.

Православный церковный календарь

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется Духом просвещаем, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиют: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богоначальным мановением святая икона Твоя, Владычице, от лет древних хранимая, ныне, яко чаша, благодать Твою обильно изливающая, есть достояние обители Твоея, темже благочестно прославляюще Тя, Богородице, достойно величаем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже древле волны морския и бурю уставила еси, Богородице, егда чудный образ Твой, шествоваше по Русскому морю ко брегу Отечества нашего, тако и ныне молим Тя, Богоневесто, укроти волны неверия, ересей и расколов, да Тя, Божию Матерь, исповедающе, Церковь во веки величает.

Слава: Из рода в род хранимая святыня – образ сей честный, молим Тя, Царице Преблагая, да будет во освящение и исцеление и спасение душ и телес наших, да Тя во веки величаем.

И ныне: Призри благосердием Твоим, Всепетая Дево, на люди Твоя, цельбоносному образу Твоему покланяющияся, яко же Тебе Самой, на нем изображенной, Матери Господней и Предвечному Младенцу Твоему, Егоже любовию объяла еси на пречистых руцех Твоих, моли, да сохранит обитель сию неврежденну, да Тя во веки веков величаем.

Фото: http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2882&2406.htm

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Весели́ся, земле́ Полта́вская/ и все Оте́чество на́ше правосла́вное,/ се бо я́ко светоза́рное со́лнце,/ яви́ся пречу́дная ико́на Твоя́, Преблагослове́нная Богома́ти,/ мир озаря́ющи мно́жеством чуде́с Твои́х,/ те́ми у́бо обрета́ем я́же на земли́, вся блага́я и поле́зная,/ и су́щих, я́же на Небеси́, сокро́вищ сподобля́емся./ Сего́ ра́ди вопие́м Ти:/ ра́дуйся, Похвало́ на́ша приснопокланя́емая,/ спаси́ ны, моля́щияся Тебе́,// еди́ная Наде́ждо и Ра́дование ве́чное пою́щих Тя.

Кондак, глас 3

Боголе́пно во смире́нии красу́ется оби́тель Красного́рская,/ осеня́емая и спаса́емая преди́вным о́бразом Влады́чицы Пречи́стыя,/ Небесе́ и земли́ Цари́цы Богоро́дицы, / от него́же исто́чники благода́ти и ча́ша чуде́с оби́льно излива́ются,/ и усе́рдно притека́ющии исцеле́ния ве́рою прие́млют,/ и неве́рнии ве́рою кре́пкою сердца́ исполня́ют,/ и мы, раби́ Твои́, Богома́ти, благода́рне вопие́м Ти:/ ра́дуйся, Предста́тельство христиа́н непосты́дное// и оби́тели Твоея́ красото́ и ра́дование.

День памяти

День почитания: 6 марта/21 февраля (по новому/по старому стилю). В високосный год праздник переносится на 5 марта.

Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля. Дочь графа Капниста страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.

Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.

Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека.

Молитва иконе Козельщанская

О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, добропослушная Божественному Слову, Мати Пречистая от всех родов избранная, на небеси и на земли ублажаемая, приими и сие благодарение наше и всеблагоговейное поклонение чудотворней иконе Твоей юже яко многоцелебный источник Твоея благодати благоизволила еси явити стране нашей православней и святей обители сей. Архангельский глас вопием Ти, Чистая, Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь и Тобою с нами, предстательством Твоим и наступлением. На Небеси у Престола Всеблагаго Бога никтоже да изыдет отсюда упования своего тощ и неуслышан.

О, Пречудная и высшая всех тварей небесных и земных Богомати Дево, благодарне поминая преславная чудеса от святого образа Твоего дарованная, молим Тя, Всеблагая, не лиши от него и нас дивного знамения во спасение наше. Помяни щедроты Твоя древния, в судьбах Отечества нашего явленная, и да престанем вси от лукавств своих имидже прогневахом Тя в век сей мятежный удалением от любве еюже возлюби и возрасти нас Церковь святая.

О, Премудраянебесная началоводительнице ко спасению инокинь обители именем Твоим нареченной юже избрала еси в достояние Свое на месте сем Тобою благословеннем, яви ю пристанище тихое всем скорбящим и обремененным и чающим блаженныя вечныя жизни. Озари убо души наша светом Божественныя благодати Твоея, покрый нас от всякого зла, скорби и печали, огради от всякия напасти, клеветы человеческия и навета вражия.

Немощным и болящим здравие даруй, кающихся грешников прости и от плена страстей свободи, отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом богопознания просвети и святей Апостольстей Церкви причти. Молим Тя, умиленно, сохрани и помилуй пастырей Церкви Православныя и всех верных чад ея, утверди житие наше в мире, управи пути и советы наша в правде, во еже открытися в них Царству Христову; даруй нам кончину христианскую, безболезненну, непостыдную, мирну, Божественных Таин причастну, и Сама нам в час той предстани и спаси посреди мытарств воздушных от мрака и скорби лютыя; в страшный же день Суда сподоби ны стати одесную Сына Твоего Христа Бога нашего. Молим Тя, Дево Всепетая, призри благосердием Твоим на обитель сию и сохрани ю до века целу и неврежденну, да выну чистотою возвышается и славится в ней величество Единосущныя Троицы и Твое препетое и преблагословенное имя во веки.

О чем просят этот чудотворный лик Богородицы

Эта икона считается целительной. Она помогает:

  • при болезнях (в первую очередь заболеваниях глаз, спины, ног и рук);
  • при любых других заболеваниях;
  • при духовных недугах (в том числе некрепкой вере, смятении, депрессии);
  • если человек осознает, что ему или кому-то из близких не хватает терпения, мудрости;
  • при скандалах в паре или семье, когда отношения на грани разрыва;
  • девушки просят о том, чтобы в их жизнь вошел достойный молодой человек, а если таковой уже есть, то о замужестве и счастливой жизни после венчания и росписи;
  • ну и просто об обретении силы на борьбу с одолевающими проблемами.

Молиться можно разными словами. Но есть и отдельная молитва, адресованная именно Козельщанской богоматери:

Кроме того, создан тропарь (песнопение, восхваляющее эту икону). Вот его слова:

О чем молятся Козельщанской иконе Божией Матери

Икона в свое время, прославилась в связи с историей исцеления дочери графа Капниста, которое произошло 21 февраля 1881 года. Девушка страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.

Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.

Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека. Поэтому приходя к иконе, люди чаще всего обращают к ней свои молитвы:

  • о здоровье физическом;
  • об исцелении душевном;
  • о помощи в решении вопросов, связанных с состоянием здоровья;
  • об обретении надежды;
  • о терпении и мудрости;
  • о сохранении семейного очага;
  • с просьбами о замужестве;
  • об усилении веры.

Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля. В это время люди приходят в храмы, дабы почтить икону и возвести ей слова благодарности за чудо спасения и исцеления.

Икос 12

Поем чудеса Твоя, от святыя иконы пред всеми явленная,
величаем Подателя всяческих Бога, даровавшаго в ней
толикое всем утешение: болящим исцеление, скорбящим
радование, нищим помощь, окованным свободу, мятущимся
духом упование бодрое, слабым в вере укрепление твердое;
зрим начертание кроткаго лика Твоего и объятаго любовию
Твоею, Богомати, Богомладенца Христа, лобызаем священныя
знаки страданий Его за грехи всего мира — Крест и Чашу
Святую — и покланяемся непостижным тайнам еже от Тебе
рождества, непобедимыя силы Креста и светозарнаго всем
Воскресения и воспеваем Ти вечную славу:

Радуйся, во славе приседящая Сыну Твоему на Престоле
Небеснем.

Радуйся, прерадованная Мати Царева, мир
христианский под вечный покров Свой любовию объявшая

.Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден
дающая.

Радуйся, безболезненну и мирну кончину верным Богу до
смерти низпосылающая.

Радуйся, в мытарствах воздушных душе человечестей
путь к Судии указующая.

Радуйся, взывающим к Тебе до конца
живота красоту вечныя жизни яве являющая.

Радуйся, скорая Утешительнице и Целительнице, любовь
Свою и милосердие нам являющая.

Как она выглядит и что означает

Создана икона в 16 веке в Италии, хотя славу чудотворной получила в Украине и России. По типу иконописи это Одигитрия (ниже я детально расскажу, что это значит). Икона написана не на холсте, а на небольшой дощечке.

В конце 19 века образ покрыли серебряной ризой.

Ее значение простое: Дева указывает на своего сына, показывая людям путь, которым они должны идти — то есть того, к кому должна стремиться каждая христианская душа.

Также на этой иконе можно увидеть лжицу (ложечку для причащения) и чашу. Эта деталь рассказывает о таинстве причастия, которому научил своих учеников (а стало быть, и всех людей) Сын Божий. С другой стороны, эта церковная утварь намекает на то, что причащение — это вкушение плоти и крови Христа, который принес себя в жертву за все человечество.

Одигитрия — это какая икона

Правильнее сказать — тип икон. Это слово переводится как «путеводительница». Считается, что впервые такую икону Богоматери написал Лука, апостол от семидесяти.

Такую икону часто сравнивают с Елеусой — «Милостивой» (это тоже икона Богоматери с младенцем, но на таком образе Иисус уже прижимается щекой к матери, показывая свою безграничную любовь к ней, а через нее — ко всему человеческому роду).

Какие Одигитрии считаются самыми почитаемыми? Чем такие образа отличаются в иконописи? Все это покажет данная табличка:

Кстати, Козельщанская икона отличается от большинства одигитрий: тут младенец не держит свиток или книгу, к тому же благословляет людей не рукой, а крестом.

Особенности иконографии

Построение композиции «Козельщанской» иконы весьма уникально, имеет свои легко узнаваемые черты.

Младенец не сидит, а почти лежит у Матери на коленях.

Матерь Божия восседает возле низкого столика, на котором находятся Чаша и Лжица. Наличие этих предметов имеет богословское значение, указывая на установление Таинства Причастия.

Христос в правой руке держит четырехконечный крест. Левой опирается на предплечье Марии, ножки полусогнуты.

Из-под омофория Богородицы виднеются убранные волосы. Под складками одежды видны очертания коленей (обычно изображения такого типа являются поясными).

«Козельщанской» иконе можно молиться о здравии, семейном благополучии. Образ будет хорошим напоминанием о том, какие страдания выдержали Божия Матерь и Христос, чтобы верующие имели благодатную помощь, которая подается в церковных таинствах. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Совместная молитва, причастие, добрые дела — все это помогает достичь Царствия небесного.

  • Икона Покров Пресвятой Богородицы
  • Икона Богородицы Вратарница — здесь
  • Иерусалимская икона Божией Матери —

История иконы

Данный образ имеет итальянское происхождение и был написан предположительно в XVI веке. Сначала принадлежал фрейлине императрицы Елизаветы, а позднее стал семейной реликвией графов Капнистов. В 1880-х годах был украшен массивной серебряной ризой, что сделало его более красивым внешне и поистине шедевральным произведением иконописного творчества во всей православной культуре.

Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху.

Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет. Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе.

У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию.

Надеясь на помощь известного заграничного профессора, родители собрались везти Марию в Москву. В ночь перед поездкой девушка по совету матери чистила ризу иконы и молилась Богородице об исцелении. По словам самой больной, еще во время молитвы она ощутила необычайный прилив сил и начала чувствовать свои ноги. Когда её привезли к врачу, она оказалась абсолютно здорова.

После чудесного исцеления дочери В. И. Капниста икона прославилась, хранить ее далее в доме не было возможности, и, с разрешения архиепископа Иоанна Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню.

К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его. Ее первый супруг оказался горьким пропойцей и рано погиб, второй – известный геолог, профессор Киевского Императорского университета П. Я. Армашевский, был расстрелян чекистами в 1919 году.

По свидетельству отца Александра, Мария умерла как подлинная христианка в полном примирении со всеми с молитвой на устах и была похоронена на Одесском кладбище в 1921 году под фамилией Армашевская.

Всенародное почитание

В Москве история тоже получила широкое распространение, поэтому в гости к обладателям святыни с утра до вечера шли верующие. Каждый просил помочь в своей беде. Образ на время перенесли в храм. Здесь произошло еще несколько чудес.

Когда «Козельщанская» икона Божией Матери вернулась домой, на молитву возле нее собралось великое множество местных жителей. Приезжали из соседних городов. Хранить образ дома стало очень неудобно, поэтому архиепископ Полтавский благословил выстроить особую часовню. Там с раннего утра звучали молебны и акафисты, которые вскоре после прославления образа специально были составлены.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Спустя год для Козельщанской иконы был возведен храм. Затем образовалась женская монашеская община. Во времена правления коммунистов святыню сумели сохранить: она пребывала сначала в одной деревеньке, затем в Киеве. В начале 90-х вернулась на историческое место пребывания. Там и находится в настоящее время.

Иконе «Козельщанской» издавна молились девицы, о том, чтобы успешно выйти замуж. При этом они выполняли интересный обряд — чистили на образе ризу, сделанную из серебра. Когда появился массивный драгоценный оклад — не могут сказать даже в семье, где хранилась икона. Очевидно, что еще до получения широкой известности возле святыни даровались чудеса.

Описание

В центре обители, среди широкого и открытого солнцу сквера, поднимается величественный многоглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы; вокруг сквера, на разном расстоянии от храма, стоят монастырские корпуса, часть которых осталась в ведении светских учреждений (отчего сложно увидеть границу между исторической застройкой обители и послевоенной застройкой поселка); ближайший к собору и самый заметный из корпусов – 2-этажное здание келий с теплым храмом Преображения Господня – отстоит на 35 м к северо-востоку (к скверу обращен западный продольный фасад со «стандартными» проемами окон, но издали виден купол Преображенской церкви, примыкающей к центру восточного фасада).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы сооружен в 1900-1903 гг. по проекту полтавского епархиального архитектора Сергея Носова и освящен в 1906 г. после отделочных работ. Крестообразный в плане, он увенчан 7-ю куполами в форме луковиц: главный – над средокрестием, 4 угловых – над диагональными пристройками между лучами планировочного креста, 1 со звонницей в барабане – на западном луче креста, 1 малый декоративный – на средней из 3-х апсид алтаря (боковые апсиды примыкают к восточным диагональным пристройкам). Кладка собора, выполненная из красного кирпича, изобилует на фасадах декоративными обрамлениями окон, поясками и нишами. Но главное своеобразие храма – во внутреннем перекрытии без колонн (при больших размерах: длина 37, ширина – 30,5, высота с крестом главного купола – 38 м), с особой системой арок. До революции в интерьере стоял иконостас из белого мрамора со вставками из зеленого бразильского оникса (мастерская Менционе). Оформлением интерьера храма руководил известный киевский художник Николай Мурашко. После закрытия храм использовали под театр, и его интерьер постепенно утратил былое убранство, а перед Великой Отечественной войной здесь держали «врагов народа». В авг. 1941 г. собор занимали советские военчасти (медперсонал одной из них принес на паперти храма присягу на верность Родине). Оккупировавшие Козельщину нацисты разместили в соборе свой штаб, но, после неоднократного явления здесь по ночам женской фигуры в черном одеянии, оставили храм и позволили вновь открыть монастырь. После 2-го закрытия обители собор использовали под клуб, затем в хозяйственных целях. Уроженец с. Сухое в округе Козельщины, украинский писатель Олесь Гончар (1918-1995) упомянул храм в романе «Твоя зоря» (1976-1980): «І Козельськ звідси вже відкривається цегляними будівлями та куполом райклубу, що архітектурою схожий на собор святого Петра в Римі, а ген-ген, низько – долом, насип залізниці побіг кудись аж за обрій». С 1992 г. собор был на реставрации, в 1998 г. в нем возобновлены богослужения.

Советуем изучить Молитвы о сохранении семьи

Корпус келий с храмом Преображения Господня выстроен в 1887-1890 гг. Т-образный в плане, он протянулся с севера на юг. Архитектурное решение храма, примыкающего к центру восточного фасада корпуса, по-своему примечательно: основная часть – высокая, с 2-ярусными фасадами, в плане представляет собой равноконечный крест; во входящих углах этого креста – 1-ярусные пристройки, приближающие общий план сооружения к квадрату; при этом приделы храма расположены в паре западных пристроек, и входы в них устроены прямо из корпуса.

Козельщанская икона Божией Матери итальянского происхождения

Чудотворная икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императриц самой Елизаветы Петровны.

Императрица Елизавета Петровна. Именно одна из ее придворных дам привезла икону Козельщанской Божией Матери в Россию

Владелица икона вскоре вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Именно так икона попала на Украину.

В 19 веке икона принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней, которую они хранили у себя дома. Тогда икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии.

Местные врачи ставили диагноз вывих ноги, но от неправильного уклона в сторону, врач наложил неправильную гипсовую повязку.

В 1880 году дочь Капниста Мария сильно заболела.

Через некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу, который также определил вывих ноги. Чтобы хоть как-то уменьшить боль при ходьбе, он сделал для Марии башмак со стальными пружинами, который обхватывал ногу выше колена. Девочке было назначено принимать теплые ванны.

Пост прошел, но девочка все также чувствовала себя плохо. После Пасхи Мария начала чувствовать страшную боль и в другой ноге, которая тоже искривилась, как и первая. Капнист снова принял решение обратиться к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и на другую ногу тоже надел башмак со стальными пружинами.

Также врач посоветовал Капнисту срочно вести Марию на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Но, к сожалению, горный воздух и минеральные воды причинили девочке еще больший вред. Сил у девочки совсем не было, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах. Когда ей ставили уколы, она совсем их не чувствовала.

После при осмотре врачами были выявлены еще повреждения в организме, такие же вывихи в плечевых суставах, вывих в левом бедре и в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная боль заставила их вернуться обратно домой.

Все врачи заявили Капнисту, что бессильны в борьбе с болезнью Марии.

В октябре отец повез Марию в Москву, где стал обращаться к известнейшим докторам, которые в один голос заявляли, что они бессильны перед этой болезнью.

Родители и девочка совсем отчаялись в спасении. Но неожиданно им представилась возможность попасть к одному заграничному профессору. Больная попросилась домой, и отец отпустил ее в деревню, взяв обещание с ее матери, что она привезет после дочь в Москву, когда получит извещение о приезде заграничного профессора.

21 февраля 1881 года родители Марии получили извещение, что профессор едет в Москву. Такое известие снова всех встревожило и озадачило вопросом, сможет ли он помочь девочке? Не окажется ли он таким бессильным, как и все остальные врачи?

Икона Божией Матери «Козельщанская». Историческая справка

Козельщанский образ Божией Матери принадлежит к числу позднейших по времени прославления (1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых чудотворных икон.

Святая икона эта, судя по характеру письма – итальянского происхождения, была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В ХIХ в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Наименование чудотворного образа происходит от названия имения графа Капниста в Кобелякском уезде Полтавской губернии, где впервые было явлено чудо. На иконе Пресвятая Богородица изображена с покоящимся на Ее коленях Богомладенцем, Который в правой руке держит крест. В левом нижнем углу иконы – изображение чаши, около которой находится лжица.

Прославилась Козельщанская икона Божией Матери при следующих обстоятельствах. В 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария тяжело заболела. Местный врач определил лишь незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку. Тот же диагноз поставил и харьковский хирург, к которому обратилась семья девушки. После Пасхи Мария почувствовала нестерпимую боль и в другой ноге. Больная была обследована в Москве, но даже именитые врачи, среди которых были профессора Кожевников и Корсаков, хирург Склифосовский, не могли помочь Марии и порекомендовали обратиться к европейским знаменитостям Гютеру и Шарко.

21 февраля 1881 года была получена телеграмма о том, что профессор Шарко едет в Москву. Мать, указывая на семейный образ Царицы Небесной, сказала дочери: «Маша, возьми образ Божией Матери, почисть его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная, при этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. Усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала жизненную силу в руках и ногах и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Пресвятой Богородицы. Немедленно был приглашен приходской священник и перед чудотворным образом был отслужен благодарственный молебен.

Несмотря на чудесное исцеление Марии, графиня поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону.

Когда семья возвратилась домой, вся окрестность уже знала о нескольких исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. С разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню, где каждый день с раннего утра не умолкали перед образом молебны и акафисты.

В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. при Козельщанской Рождество-Богородичной церкви была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В советское время власти закрывали монастырь дважды – в 1929 и 1949 гг. Но весна возрождения пришла и в Козельщину – 6 марта 1990 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери, в соборе прошло первое богослужение. Рождество-Богородичный женский монастырь с Божией помощью, покровительством Пресвятой Богородицы, стараниями благотворителей стал постепенно восстанавливаться из руин.

Чудотворный Козельщанский образ Божией Матери возвратился в обитель 23 февраля 1993 года. И, как и прежде, Пресвятая Богородица изливает через Свою святую икону неиссякаемый поток милосердия и любви к обращающимся к Ней с верою и молитвой.

Православный церковный календарь

Кондак 10

Спасти хотщи избранную Богом страну и прибегающия к Тебе люди, дивно прославила еси, Богомати Пречистая, икону Твою Козельщанскую промыслительными знаменьми милостей Твоих всебогатых. Аще бо Ты не бы предстояла молящи о нас, кто бы ны избавил от толиких бед, кто бы сохранил ны до ныне свободны? Несть числа чудесем Твоим, Всеблагая, не отступим, Владычице, от Тебе. Даруй ныне и присно всем нам зрети своя прегрешения, открый в нас источники слез, да омыем падение в бездны греховныя и, познавше Твоего милосердия неизследимую бездну, возстанем и поработаем, поюще к небесем прославльшему Тя Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector