Житие святых космы и дамиана и икона бессребреников асийских, молитвы
Содержание:
- Смерть святых целителей
- Кузьминки – День кузнеца
- Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Покровители кузнечного дела
- О чем молятся Косьме и Дамиану?
- Церкви
- Примечания[править | править код]
- Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских
- Традиции почитания святых у славян[править | править код]
- Јкосъ }.
- Донос и гнев римского императора
- Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Житие Космы и Дамиана
Смерть святых целителей
Братья продолжали обходить окрестности, искать нуждающихся в исцелении и спасать их тела от недугов, а души – от языческих заблуждений. Слава о Косме и Дамиане, искусных и бескорыстных врачах, распространилась широко и достигла ушей одного известного лекаря, у которого братья в юности обучались врачебному искусству.
Врач этот позавидовал славе братьев-бессребреников и обозлился на них. Зависть и злость подсказали ему хитроумный план: лестью и показной добротой расположив к себе братьев, он позвал их якобы собирать целебные травы на гору. Заведя братьев на гору, врач этот предложил ходить всем порознь и подальше друг от друга, чтобы насобирать как можно больше разнообразных лечебных трав.
Разлучив таким образом братьев, он подкрался сперва к одному и забил его камнями, затем то же самое сделал и с другим. Тела Космы и Дамиана преступный врач спрятал в колодце (по некоторым другим данным он зарыл тела святых на берегу протекавшего неподалеку ручья).
Историки приходят к выводу, что святые Косма и Дамиан Римские приняли смерть не позднее 285 года, поскольку происходило все описанное при императоре Карине, который правил как раз до 285 года. После торжества христианской веры один из языческих римских храмов был обращен в христианский и назван именем святых бессребреников Космы и Дамиана. Этот храм был украшен мозаичными изображениями, которые с VI столетия и до наших дней сохраняются целыми и неповрежденными.
Память святых Космы и Дамиана Римских отмечается Православной Церковью 14 июля по новому стилю.
Кузьминки – День кузнеца
Современные кузнецы сохранили традицию отмечать Кузьму-Демьяна до наших дней. Каких-то общепринятых и повсеместно распространенных традиций не осталось, но кузнецы многих регионов поздравляют друг друга и отмечают каждый по-своему.
В 2014 году с инициативой праздновать Осенние Кузьминки как профессиональный праздник День кузнеца и проводить кузнечные акции и мероприятия для широкой общественности выступила Гильдия кузнецов Донбасса. Идею поддержали мастера Белгорода, Калининграда, Перми и других городов. С этого момента во многих регионах стали формироваться традиции по ежегодному празднованию профессионального праздника, а праздник все чаще называют именно Днем кузнеца.
Примечательно, что в Белоруссии празднование Дня кузнеца принято на государственном уровне и день празднования – именно 14 ноября, – День святых чудотворцах бессребреников Космы и Дамиана.
Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Особое распространение получила парная иконография святых чудотворцев и бессребреник Козмы и Дамиана, где Козма изображается слева, а Дамиан справа. Святой Козма облачен в длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой короткий хитон с широкими рукавами, сверху — гиматий, драпирующий левое плечо, на ногах сапожки. Голова обнажена, волосы короткие, иногда с залысинами.
Святые Козма и Дамиан. Первая половина XV в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
В иконописных подлинниках об иконографии Козмы и Дамиана Ассийских сказано: «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Святые братья-бессребреники изображаются средовеками, с небольшими окладистыми бородами, гладкими волосами с залысинами, их атрибутами являются лекарские ложечки (или перья).
В византийском и древнерусском искусстве святые чудотворцы Козма и Дамиан часто встречаются в монументальной живописи или в составе групп избранных святых. В монументальном искусстве самым древним изображением является мозаика конца IV века из церкви святого Георгия в Салониках.
Святые бессребреники Козма и Дамиан. Конец IV — третья четверть V вв. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция. Мозаика в куполе
Наиболее знаменитыми являются мозаичные образы VI века из храма святых бессребреников Козмы и Дамиана в Риме (быв. «Библиотека Мира»). Среди избранных святых чудотворцы Козма и Дамиан встречаются в Софийском соборе Киева, в росписях Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
Известна так называемая Филофеевская ставротека, которая датируется XII веком. Ставротека (хранилище для креста) имеет прямоугольную форму в виде небольшого ящика, со следами утраченной выдвижной крышки и крестообразным углублением, украшена чеканными серебряными пластинками, укрепленными на деревянной основе. По сторонам от крестовидного углубления внизу — фигуры в рост: слева — святого Козмы, справа — святого Дамиана. Вверху, в медальонах, погрудные изображения: слева — святого Кира, справа — великомученика Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. По полю, вокруг крышки, греческая надпись, в которой говорится, что «реликварий изготовил с любовью Иоанн». На боковых стенках растительный орнамент из вертикально расположенных пальметт в замкнутых кругах. Вверху петля. На полях части застежек. По преданию, ставротека приписывается патриарху Филофею и была привезена митрополитом Алексием в 1354 году из Константинополя.
Филофеевская ставротека. Святые Кир, Козма и Дамиан, великомученик Пантелеймон. XII в. Музеи Московского Кремля, Москва
Святые Козма и Дамиан. Погодинский пролог. Новгород. Вторая половина XIV в. Санкт-Петербург, РНБ
Святой чудотворец и бессребреник Дамиан. Конец XV в. Русский музей
Святые Козма, Дамиан, Иаков Перский. Двусторонняя икона-таблетка, Новгород. Конец XV — начало XVI вв.
Иаков, брат Божий, Козма и Дамиан. Новгород, вторая четверть XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Одно из изображений святых Козмы и Дамиана — резная кость на деревянной основе, покрытой серебряной басмой. Тыльная сторона закрыта шелковой тканью. Святые Козма и Дамиан, стоящие прямо, представлены как врачеватели, с ларцами и медицинскими инструментами в руках.
Святые Козма и Дамиан. 1569 г. Санкт-Петербург, ГРМ
Покровители кузнечного дела
Восточные славяне называли Косму и Дамиана Божиими кузнецами. Считая их своими патронами в старину кузнецы считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. В то же время во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1/14 ноября какие-либо обетные работы, а продав их, вырученные деньги употреблять на покупку свечей к иконам или для раздачи нищим.
По народным представлениям, Кузьму и Демьяна считали ремесленниками («рукомесленниками»), основным занятием которых было кузнечество. Их называли божьими или святыми кузнецами, кузнецами-бессребрениками, работавшими не за вознаграждение.
В народной загадке кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».
Святые Косма и Дамиан сливались в народном сознании в одно лицо и назывались зачастую “Кузьма-Демьян”. Созвучие имени Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец», а также с «кузлом» (народным названием, обозначающим ковку – новгородск., нижегородск., пермск.), а также приходящиеся на период празднования зимние погодные явления, давали возможность народу представить Кузьму и Демьяна кузнецами Бога и Зимы, заковывающих землю и воду в ледяные оковы, создающих мороз и зимнюю стужу. Отсюда происходит и большинство пословиц и поговорок, относящихся к этому дню: «Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует»; «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются»; «Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!»; «Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом». С днем святых связывались и другие зимние приметы: «Кузьминки — от осени одни поминки»; «Кузьма и Демьян — проводы осени, встреча зимы, первые морозы»; «Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз».
Кузьму и Демьяна связывали с кузнечным ремеслом и народные легенды и сказки, которые повествуют о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду. В загадках кованую железную цепь называют Кузьмою — «Узловат Кузьма, развязать нельзя». А по северному поверью, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. Известны поверья о Кузьме-Демьяне как двух кузнецах, выковывающих звезды на луне или небе. Кроме того, произведения восточнославянского фольклора создают из святых Космы и Дамиана образ кузнецов-змееборцев, борющихся с нечистой силой — Змием.
Так, в белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав победителя змея у себя в кузнице от змеихи, защемляют ее язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (иногда – Борис и Глеб), поймав змея, истреблявшего людей и собиравшего человеческую дань, запрягают его в первый выкованный ими плуг, и пашут на нем землю от моря и до моря.
Святые кузнецы Кузьма и Демьян наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом — молотом, и кроме изготовления ледяных цепей для земли, выковывали свадьбы (отсюда, «Кузьма-Демьян — свадебный кузнец»), свадебные венцы и брачные узы (цепи), становясь, таким образом, покровителями брака, семьи и домашнего очага.
О чем молятся Косьме и Дамиану?
Братья при жизни были врачами и сейчас их почитают как целителей и теперь. Молитву святым читают во время разных заболеваний: простуде, хронических заболеваний, опухолей, язве. Молитва целителям поможет избавиться от наркотической и алкоголической зависимости.
Молитва, обращенная к Косьме и Демиану, обладает большой силой, так что к ее чтению нужно относиться серьезно и только с чистыми помыслами.
Святые помогают всем людям, которые к ним обращаются, защищают их и поддерживают. Так как братья вели целомудренный и праведный образ жизни, они часто помогают при разладах в семье и оберегают от измен.
Также Святой лик помогает сохранить здравие домашнего скота, создать крепкие брачные узы, избавиться от скорбей, освободить душу от уныния, оградиться от внезапной смерти и болезней.
Церкви
Австралия
- Коптская православная церковь св. Марии и св. Козмана и Демиана
- Католическая церковь Святого Дамиана, Бандура, Виктория
- Святой Анаргири, Греческая Православная Церковь, Окли, Виктория
Болгария
- Санданский монастырь «Святые Безсребреницы Косма и Дамян»
- Кукленский монастырь «Святые Безсребреницы Косма и Дамян»
- Гигинский монастырь «Святые Безсребреницы Косма и Дамян»
- Церковь св. Безсребреницы Космы и Дамяна, Сандански
- Церковь св. Безсребреницы Космы и Дамяна, Световрачане
- Церковь св. Безсребреницы Космы и Дамяна, Пловдив
- Церковь св. Безсребреницы Космы и Дамяна, Смолянская область
- Церковь св. Безсребреницы Космы и Дамяна, Белаштица
- Церковь св. Безсребреницы Космы и Дамяна, Кричим
Англия
- Блин , Кент, церковь Св. Косма [ так ] и Св. Дамиана
- Чаллок , Кент
- Кеймер , Сассекс, Церковь Св. Космы и Св. Дамиана
- Шеррингтон , Уилтшир , церковь Св. Космо [ sic ] и Св. Дамиана
- Стретфорд, недалеко от Леоминстера , Херефордшир, церковь больше не используется и находится на попечении Фонда сохранения церквей.
- Евангельский дуб , северный Лондон, Греческая православная церковь Святых Космы и Дамиана (на 1 Gordon House Road, London NW5)
Франция
- Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Люзарш , Валь д’Уаз , Франция
- Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Париж , Франция
- Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Шамбулив , Франция
- Церковь Сен-Ком-Сен-Дамьен, Сердиния , Франция
Италия
- Санти Косма и Дамиано
- Церковь Матрицы — Малая базилика Понтифисия от 18 февраля 2000 г. — День святого Валентина 12 сентября 1938 г. — Приход от моря 16 марта и марта 19 апреля 1814 года Санти Медичи и Мартири Косма и Дамиано; Альберобелло, Апулия, Италия
Северная Македония
- Sv. Кузман и Дамжан Охрид
- Sv. Kuzman i Damjan Jedoarce, Тетово
- Sv. Kuzman i Damjan Govrlevo, Скопье
- Sv. Kuzman i Damjan Triangla, Скопье
- Sv. Кузман и Дамьян Болницка Црква, Велес (Свети Бесребреничи Козьма и Дамьян)
Мексика
- Церковь Святых Космы и Дамиана, Масатекочко , Тласкала
- Церковь Святых Космы и Дамиана, Ксалосток , Тласкала
- Церковь Святых Космы и Дамиана, Сан-Дамиан-Тексолок , Тласкала
- Церковь Сан-Косме-и-Дамиан, Вилла-де-Кос , Сакатекас
Словакия
- Костол св. Козму-а-Дамиана, Братислава — Дубравка
- Костол св. Козму-а-Дамиана, Тренчин — Бискупице
- Костол св. Козму-а-Дамиана, Кшинна
Соединенные Штаты
- Часовня Сан-Косме-и-Дамиан, Тусон, Аризона
- SS. Церковь Космы и Дамиана, Панксатони, Пенсильвания
- Часовня Святых Космы и Дамиана; Ютика, штат Нью-Йорк
- Часовня Святых Космы и Дамиана; Флашинг, Нью-Йорк
- Общество Святых Космы и Дамиана, Кембридж, Массачусетс
- Св. Космы и Дамиано Общество Св. Антония и Церковь Св. Агнес, Ютика, штат Нью-Йорк
- Сен-Дамиан, Дубовый лес, Иллинойс
- SS. Церковь Космы и Дамиана, Твинсбург, Огайо
- SS. Церковь Космы и Дамиана, Коншохокен, Пенсильвания (закрыта в 2014 г.)
- Св. Греческая православная церковь Анаргири, Мальборо, Массачусетс
Примечания[править | править код]
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 1. — С. 5.
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XI: Июль, День 1. — С. 5.
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 17. — С. 410.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июля 2006.
- (англ.).
- (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июня 2015.
- (англ.) (недоступная ссылка). — Базилика святых Козьмы и Дамиана в Риме. Дата обращения: 20 июня 2015.
- . church-site.kiev.ua. Дата обращения: 14 ноября 2016.
Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских
Святые Косьма и Дамиан Асийские
Асийские врачи изображаются на иконах в соответствии с иконописными подлинниками, указаниями для мастеров, как писать тот или иной образ. Согласно этим указаниям, эти святые оба с бородами, держат в левой руке сосуд с елеем, а в правой перо, на ногах у них сапоги. Одеты святые в хитоны и гиматии.
Однако, обзор дошедших до нас иконописных изображений показывает, что не всегда эти указания в точности соблюдались. Сосуд с елеем мог быть заменен ларцом с пузырьками лекарства, а перо небольшой ложкой. Все эти предметы являются символами врачебного искусства. Перо же символизирует глубокие познания святых.
На образе из Софийского собора в Новгороде, датированном XV веком, в руках врачей ларцы и лжицы. Здесь же рядом с Косьмой и Дамианом изображен великомученик Иаков Персеянин. Трехфигурные ростовые иконы с бессребрениками дошли в нескольких видах. На них встречаются рядом со св. бессребрениками святитель Николай, св. пророк Илия, а также брат Господень, св. апостол Иаков. А вот на храмовой иконе московской церкви Косьмы и Дамиана в Шубине святые изображены без каких-либо предметов в руках, в позе моления, вполоборота.
Святые Косьма и Дамиан. Датировки: XVII в. XVII-XVIII века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 125,1 см, ширина 112,1 смХрамовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас. Вохрение ликов по темно-охряному санкирю. По периметру средника в 18-ти клеймах жития и деяния священномучеников. Икона высокого профессионального уровня. Цвета одежд алые, темно-зеленые, вишневые, зеленоватые с золотом. Нимбы святых золотые. По верхнему полю средника надписи на старославянском языке. Позем темно-зеленый.Состав клейм:1.Рождество Козьмы и Дамиана2. Приведение в учение3. Дамиан принимает от Палладии три яйца4. Козьма и Дамиан принимают дар исцеления от Бога5. Исцеление верблюда в пустыне6. Обманутая диаволом жена едет к мужу7. Козьма и Дамиан сбрасывают диавола с обрыва8.Исцеление отрока9.Исцеление болящей10. Исцеление у престола11. Исцеление болящих12.Спящему пахарю змея заползает в рот13. Козьма и Дамиан изгоняют змею14. Исцеление пахаря15. Представление Дамиана15.Погребение.Сохранность: Нижние клейма почти утрачены. 17,18- полная утрата.Инв. № КМЗ ВХ 01114. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В иконографии Асийских святых в отдельную группу выделяются житийные иконы с клеймами. Количество изображенных на них сюжетов жития колеблется от 14 до 18. Среди наиболее часто встречающихся:
рождение и Крещение асийских близнецов
- приведение их материю Феодотией к учителю
- беседа св. Дамиана в исцеленной Палладией
- Получение от Христа небесного дара целительства
- Исцеление страдающих бешенством верблюдов
- Говорящий верблюд на похоронах св. Дамиана
- Сюжет со змием во чреве пахаря
- Сюжет о Малхе и жене его Фекле
- Глухонемая, исцеленная в храме
Редкая икона Косьмы и Дамиана Асийских с житием и праздниками хранится в музее Ипатьевского монастыря в Костроме. Подобные житийные образы этих угодников Божиих встречаются нечасто. Наряду с сюжетами жития Косьмы и Дамиана Ассийских на иконе изображен полный праздничный цикл от Благовещения до Сошествия в Иерусалиме Святого Духа на апостолов. Датируется этот образ XVI веком. Сочетание фрагментов житий с двунадесятыми православными праздниками делает эту икону совершенно уникальной.
Изображения свв. Косьмы и Дамиана встречаются не только на иконах. Самые ранние – это византийские мозаики и фрески. Пятым веком датируется мозаика в куполе церкви великомученика Георгия в греческих Салониках. Здесь на святых длинные светлые хитоны, руки их подняты в молитвенном предстоянии.
Примерное к этому же периоду относится внутреннее убранство римской базилики Сан Косма и Дамиано. Здесь святые изображены с венками в руках. Фресковые изображения Косьмы и Дамиана встречаются на Афоне, в Мистре на греческом острове Пелопоннес, в храме Христа Пантократора сербского монастыря Дечаны. Увидеть фрески с сюжетами из жития этих святых, можно и в Москве, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.
25
Июль
2018 года
Археологический мир потрясла новость о печати, найденной в окрестностях Суздаля. Это круглая пластина порядка двух сантиметров в диаметре. На одной ее стороне фигуры святых Косьмы и Дамиана, а на обороте надпись на греческом: Господи, помоги рабу твоему Дамиану.
Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье
Традиции почитания святых у славян[править | править код]
Восточные славяне. Месяцесловправить | править код
В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.
Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.
Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.
Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана вёлся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». В белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав героя, победившего змея в кузнице от змеихи, защемляют её язык раскалёнными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. кузнец Кyзьмодемьян, Борис и Глеб), поймав змея, поедающего людей, запрягают его в первый выкованный ими плуг и пашут на нём землю от моря и до моря.
Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.
Приметыправить | править код
1 (14) июля: Летние Кузьминки
-
- «Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли».
- В этот день святые Косма и Дамиан спускаются на землю и помогаюти крестьянам чинить старые косы и грабли.
- Много захочешь — пораньше с постели на сенокос вскочишь.
- В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.
1 (14) ноября: Кузьминки осенние
-
- Кузьминки — об осени одни поминки. Встреча зимы.
- Устанавливается первый непрочный зимний путь.
- Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
- «Кузьма закуёт, а Михайло (8 ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели).
- На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу.
- Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
- Если Кузьма зол — то жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.
Јкосъ }.
ВсE житіE вaше на земли2 люб0вію къ бGу и3 къ бли6жнимъ и3сп0лнивше, сjи безсрeбрєнницы космо2 и3 даміaне, ск0ріи и3 нhнэ пом0щники kвлsетесz всBмъ, съ вёрою призывaющымъ вaсъ: не т0чію бо бли1зъ притекaющымъ ко сы6мъ мощє1мъ вaшымъ, но и3 далeче сyщымъ и3сцэлє1ніz и3сточaете. Тёмже прин0симъ вaмъ похвалы6 сі‰:
Рaдуйтесz, є3ди1ному бGу, въ трbцэ слaвимому, вёрнw послужи1вшіи: рaдуйтесz, є3ди1ное, є4же є4сть на потрeбу, премyдрэ и3збрaвшіи.
Рaдуйтесz, ћкw въ неустaннэмъ трудЁ и3 п0двизэ дни6 и3 нHщи вaшz без8 всsкагw ўнhніz препроводи1ли є3стE: рaдуйтесz, ћкw сицевhмъ вaшымъ тёснымъ и3 ск0рбнымъ житіeмъ слaву б9ію въ человёцэхъ ўмн0жили є3стE.
Рaдуйтесz, д0бліи хrт0вы послёдователіе: рaдуйтесz, ћкw научи1тели и3 творцы2 хrт0выхъ зaповэдей kви1лисz є3стE.
Рaдуйтесz, ћкw и3менaми вeліихъ въ цrтвіи нбcнэмъ наречeни бhсте: рaдуйтесz, слaвою хrт0вою вeсь мjръ њзари1вшіи.
Рaдуйтесz, ћкw страдaніемъ вaшимъ безстрaстіе пріsли є3стE: рaдуйтесz, ћкw мyченическою смeртію безсмeртіе стzжaли є3стE.
Рaдуйтесz, ћкw ѓгGли на нб7си2 и3 на земли2 прослaвленніи: рaдуйтесz, ћкw бGу нhнэ вэнцен0сніи предстои1те.
Рaдуйтесz, космо2 и3 даміaне, сjи безсрeбрєнницы и3 преслaвніи чудотв0рцы.
Донос и гнев римского императора
Вскоре братья-врачеватели стали известны и в своем родном поселении, и в его ближних и дальних окрестностях. Конечно, их добрая слава не могла остаться незамеченной и завистниками. На Косму и Дамиана донесли в Рим императору, и последний, выслушав доносителей, отправил стражу за христианскими врачами. В то время Римом правил император Карин.
Воины императора, придя в поселение, где жили братья, стали расспрашивать о Косме и Дамиане. Услышав эти расспросы, жители бросились к святым и упросили их спрятаться от императорского гнева в тайной пещере. Косма и Дамиан поначалу не хотели скрываться, но люди умоляли их спрятаться не ради себя, а ради спасения других. Братья прислушались к просьбам и спрятались от воинов императора.
Воины, безуспешно разыскивая братьев, вскоре обозлились и схватили почетных мужей поселения – чтобы снять с себя ответственность за невыполнение императорской воли, они заковали пленников и повели их в Рим. Узнав об этом, Косма и Дамиан вышли из пещеры и, догнав воинов императора в дороге, добровольно сдались им, попросив отпустить невинных жителей поселения.
В Риме братьев заточили в темницу, а вскоре они предстали перед императором, который потребовал от них принести жертву языческим богам и поклониться им. Косма и Дамиан ответили, что веруют в единого истинного Бога и приносят Ему бескровную жертву – свои бессмертные души. Император Карин, придя в ярость, стал угрожать братьям пытками и требовать отречения от христианского Бога.
Тогда Косма и Дамиан сказали ему: — Ты отвращаешь свой разум от истинной веры, пусть же на посрамление тебе лицо твое отвернется со своего привычного места.
И тут же шея императора искривилась таким образом, что лицо его оказалось повернуто к плечу, и Карин не мог повернуть голову и вернуть ей нормальное положение. Императора и его приближенных объял страх Божий, и Карин стал слезно просить братьев излечить невиданный недуг. Братья же на эти просьбы ответили, что только истинная и искренняя вера способна излечить императора.
Тогда Карин громко воскликнул: — Верую в Господа Иисуса Христа, Бога истинного!
И в тоже время шея его выпрямилась и лицо вернулось в свое первоначальное положение. Император одарил братьев и с миром отпустил их домой. Косма и Дамиан же, придя в родное селение, раздали императорские дары нуждающимся и снова стали исцелять людей молитвой и словом Божиим.
Изображение с сайта days.pravoslavie.ru
Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Козма и Дамиан родились в Асии. Время их рождения и смерти точно неизвестно. Считается, что они жили не позднее III века. Они были воспитаны своей благочестивой и богобоязненной матерью Феодотией. Позже Козма и Дамиан были отданы на обучение врачебной науке. Господь даровал им дар исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых Козма и Дамиан лечили, они никогда не брали оплаты, соблюдая заповедь Господа:
Слава о Козме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Лечили они не только людей, но и животных. Однажды Козму и Дамиана позвали к тяжело больной женщине по имени Пелагия, лечить которую отказались все врачи из-за ее тяжелого состояния. Она потратила множество средств от своего имения и не смогла исцелиться ни от одного врача. Козма и Дамиан исцелили болящую. Исполненная благодарности к ним и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Пелагия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца. Но Дамиан отказывался принять дар. Тогда Пелагия со многими слезами умолила его принять этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Тогда Дамиан принял дар. Козма, узнав об этом, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Козме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям явился верблюд, которого когда-то Козма исцелил от бешенства, и проговорил человеческим голосом:
Так мощи братьев были положены вместе в Феремане. По преданию, и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.
Житие Космы и Дамиана
Святые братья жили в III веке от Рождества Христова, росли и воспитывались в христианской семье, отец был греком и исповедовал язычество, а мать была христианкой, звали ее Феодотия.
Еще в детстве мальчики остались без отца, и это возможно было к их счастью, мать спокойно занялась их воспитанием. После смерти мужа женщина больше не решилась выйти замуж, и посвятила свою жизнь воспитанию детей в христианских традициях. Феодотия отказалась от всех радостей жизни ради служения Господу и сыновей.
Благодаря матери братья всю свою жизнь посвятили Богу, ведя праведную и целомудренную жизнь.
За такую преданность Бог даровал им дар исцеления, который они использовали на благо людям.
Когда солдаты не нашли братьев, они решили арестовывать других христиан, Косма и Дамиан не могли этого допустить и сдались добровольно. Врачевателей кинули в темницу, а после этого отдали под суд.
Невзирая на угрозу смерти, мужчины не отказались от христианства, и не согласились приносить жертву по языческим традициям.
Они говорили так: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чём вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».
Господь покарал императора Карина и наслал на него внезапную болезнь. Это чудо заставило уверовать многих свидетелей, которые принялись просить братьев исцелить императора.
Сам император попросил помощи у праведников, и они помогли правителю. После исцеления Карин даровал мужчинам свободу, и они продолжили помогать людям. Слава, успех и любовь к братьям вызвали зависть у их наставника, обучавшего Косму и Дамиана врачеванию, он считал, что они всему обязаны ему.
Одержимый местью старец позвал своих учеников в лес, якобы для сбора лекарственных трав, завел их в чащу, убил, а тела сбросил в речку. Жизнь Косьмы и Дамиана оборвалась неожиданно, но память про них жива и до наших дней.