Благовест. из истории колоколов
Содержание:
- Дизайн и техника звонка
- Размещение колоколов
- Виды и названия колокольных звонов
- Три жизни царь-колокола
- Колокольный звон — нужен для того, чтобы сообщить верующим о начале церковной службы
- Виды колоколов
- Колокола делятся на 3 основные группы — большие, средние и малые
- Процесс создания
- История колокола
- Колокол
- Русская церковь
- Собственно звон делиться на 4 разновидности — трезвон, двузвон, перезвон, перебор
- Другие большие колокола
- Способы колокольного звона
- Подготовительный этап
- Колокольный звон: различные виды
- Колокольный звон — нужен для того, чтобы сообщить верующим о начале церковной службы
- Горячий бульон
- Назначение и история колоколов
Дизайн и техника звонка
Части типичного башенного колокола, подвешенные для раскачивания: 1. коромысло или шпилька 2. каноны, 3. корона, 4. плечо, 5. талия, 6. звуковой лук, 7. губа, 8. рот, 9. колотушка, 10 линия борта |
Механизм звонка подвешен для английского кругового звонка. Колокол может проходить через полный круг в разных направлениях.
Христианские церковные колокола имеют форму чашеобразного литого металлического резонатора с расширяющимся утолщенным ободком и шарнирной колокольчиком, свисающей из его центра внутри. Обычно он устанавливается высоко на колокольне на вершине церкви , поэтому его может слышать окружающее население. Колокол подвешен к передней бабке, которая может качаться на подшипниках. Веревка привязана к колесу или рычагу на передней бабке и свисает до звонаря . Чтобы позвонить в звонок, звонарь тянет за веревку, раскачивая звонок. Движение заставляет колотушку ударять по внутренней стороне обода колокола, когда он раскачивается, тем самым вызывая звук в колокол. У некоторых колоколов есть колеса полного круга, которые используются для поворота колокола по большей дуге, например, в Соединенном Королевстве, где практикуется звенение полного круга.
Колокола, которые не раскачиваются, «звенят», то есть по ним бьют внешним молотком или веревкой, прикрепленной к внутренней трещотке, что является традицией в России.
Размещение колоколов
Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.
Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.
Виды и названия колокольных звонов
Среди звонов церковных колоколов выделяют следующие виды:
Собственно звон, который подразделяется на такие подвиды:
трезвон представляет собой три удара во все колокола с небольшими перерывами. Трезвон символизирует радость необъятную по большим праздникам;
двузвон, соответственно, состоит из двух ударов и означает переход от вечерни к утрени во время всенощной службы.
перезвон – это поочередные однократные удары по каждому колоколу от большего к меньшему. Повторяется многократно без перерывов и воплощает Господне истощение.
перебор (звон погребальный) – это, так же как и при перезвоне, поочередные однократные удары по каждому из колоколов, но от меньшего к большему и с продолжительными перерывами, а еще после каждого цикла ударов бьют один раз во все колокола. Перебор звонят по окончании отпевания, выражая таким образом скорбь.
трезвон исполняется звонарем в свободной форме.
Благовест, возвещающий начало богослужения, совершается самостоятельно либо включается в состав иных звонов:
Будничный благовест, который используется в обычные дни.
Праздничный благовест.
Набат, предупреждающий о надвигающемся бедствии.
Для осуществления вышеперечисленных звонов нужно не менее трех колоколов, но чем их больше, тем насыщеннее и красивее получается звучание.
Обычно в звоннице насчитывается не менее 5 колоколов. Колокола, как и звон, делятся на разные виды: зазвонные (трельные), подзвонные и басовые. Отличаются они по весу и звучанию.
Три жизни царь-колокола
Переливка колокола была таким же знаменательным событием, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдельную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем сама отливка и поднятие на колокольню.
Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.
В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стропила. Предполагалось построить для него специальную колокольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.
Но вскоре в Кремле случился сильный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел колокол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упавшие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от колокола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу колокола — его падение в яму (основание которой было каменистое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спроектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.
Колокольный звон — нужен для того, чтобы сообщить верующим о начале церковной службы
Колокольный православный звон нужен для того, чтобы:
- известить верующих перед началом церковной службы;
- выразить торжество церкви и ее богослужений;
- возвестить не присутствующих людей о том, что начинается совершаться важнейшая часть богослужения в храме.
Ранее бой колоколов значил довольно много. Звоном созывали народ на народное собрание, а также звоном указывали путь людям, которые заблудились.
Звоном оповещали о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре.
В некоторых случаях церковный звон созывал народ на защиту нашего Отечества. Поэтому можно сказать, что колокольный звон очень часто участвовал в жизни нашего русского народа. Колокола обычно развешивали на колокольне или звали ее по-другому звонницей. Но стоит отметить то, что колокола стали употребляться не с появлением христианства.
В ветхозаветной церкви верующих созывали на богослужения не колоколами, а звуками из труб. Так как в то время было активно развито язычество, христиане не могли просто открыто созывать верующих на начало богослужения. Богослужения проводились в тайне. Обычно это делалось так: один из диаконов или каких-либо вестников сами объявляли о времени очередного богослужение, и к тому времени люди и приходили.
После того, как прекратились гонения на христиан стали созывать верующих самыми разными способами. Так же стали употреблять била и клепала. Била — это специальной деревянные доски, а клепала — это железные или медные трубки, которой были согнуты. И тем самым усовершенствуемым способом созывать людей на богослужение — это был колокольный звон.
На фото мы видим била и клепала, то есть тем, чем созывали народ на богослужения после того, как прекратились гонения на христиан. Во многих монастырях эта традиция сохранилась и по сей день
Виды колоколов
Детали звучания и строение инструментов позволили разделить их на несколько видов:
- подзвонные – их может быть разное количество, между собой языки соединяют веревкой, прикрепленной к звонарному столбику;
- зазвонные – бывают в виде связанных между собой 2,3 4 экземпляров;
- средние – виды колоколов, служащие для украшения основного звона;
- говестники – сигнальный инструмент, служащий для созыва людей на разные службы (праздничные, будничные, воскресные).
В старину появлялись собственные имена колоколов: «Переспор», «Сокол», «Георгий», «Господарь», «Медведь».
Куранты – еще один, обособленный вид, используемый в звонницах с часовым механизмом. Это набор разноразмерных с отличающейся формой колоколов, настроенных в соответствии с хроматической или диатонической гаммой.
Колокола делятся на 3 основные группы — большие, средние и малые
Из чего состоит колокол? Любой колокол состоит из хомута, короны, головы, пояса, талии, звукового кольца, губы, устья, языка и заплечников. На фото ниже можно увидеть строение колокола. Какие бывают колокола? Как называются?
На данном фото можно увидеть строение колокола и его детали
В русской православной церкви колокола делится на 3 основные группы:
- большие — благовестники;
- средние — подзвонные;
- малые — зазвонные.
Большие колокола бывают:
- праздничными — они используются в двунадесятые праздники, например, в праздник Святой Троицы;
- воскресными — они используются в воскресные дни;
- Постовыми — они используются обычно в великий пост;
- Будничными — они используются в будние дни обычной недели.
Так выглядят большие колокола — благовестники Подзвонные колокола — используется для украшения звона. Их может быть любое количество.
Зазвонные колокола — предназначены для совершения определенных частей или моментов богослужения.
Так выглядят малые зазвонные колокола
Процесс создания
Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.
Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.
Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.
Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.
Установка Царь Колокола
Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.
Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.
Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.
Как создавался Царь Колокол:
История колокола
История колоколка насчитывает более 4000 лет. Самые ранние ( XXIII-XXVII век до н.э. ) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается итальянцу Св.Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV-V веков, хотя не существует оригинальной документации, свидетельствующей об этом. В любом случае, только в VIII-IX веках в церквях начали появляться первые колокольни. Со временем, искусство литья колоколов оттачивалось и увеличивались различия между странами-производителями, которые сохранились по сей день.
«Церковные колокола напоминают о воскресном дне, как о дне Господа; представляют собой » глас Божий » для верующих и послание для неверующих. Слушать звонящие колокола — это великолепие, они воспевают славу Господа от имени всех существ. Звук ударов тысячи колоколен всего мира — это как небесная литургия, которая не может быть определена лишь отсчетом времени, но преодолением времени в святости и посвящением его Богу. Каждый из нас несет в себе колокол, сверх чувчтвительный. Данным колоколом является сердце. Это сердце звучит, и я желаю, чтобы ваше сердце звучало только добрыми мелодиями.»(Святой Иоанн Павел II)
Колокол
Колокол ( ст.- слав. кла’колъ) или Кампан ( ст.-слав. ка’мпанъ) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола ( источника звука ) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол.
Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх, в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола ( точнее основания, на котором он закреплен ), либо языка.
В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола ( «Царь-Колокол» ). Известны также колокола без языка, по которым бъют снаружи металлической либо деревянной калатушкой. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Русская церковь
В любом сообщении про колокола стоит кратко указать, как они стали известными на Руси. Первые звонницы стали возводить в государстве сразу после крещения. Несколько столетий использовались европейские карильоны, но к 15 веку появились новые устройства. По всей округе было слышно звук, который собирал прихожан на службу или извещал их о нападении врагов. Местные ремесленники отливали инструменты значительных размеров, чтобы они издавали громкое звучание. К примеру, прототип «Царь-колокола» весил 208 тонн.
К началу 20 века литьем занимались только государственные заводы. Но после Октябрьской революции это дело перешло к владельцам частных предприятий. Хотя производство продолжалось недолго.
В связи с тем, что коммунисты попрекали религию, перестали строить церкви и звонницы. А поэтому и колокола стали уже не нужными. Только после перестройки литейное дело возродилось.
Собственно звон делиться на 4 разновидности — трезвон, двузвон, перезвон, перебор
Собственно звон — это такой звон, когда звонят сразу все колокола. Но и звон во все колокола различается на:
- трезвон;
- двузвон;
- перезвон;
- перебор.
Трезвон — это звон во все колокола, затем можно услышать маленький перерыв, затем второй звон во все колокола, затем снова маленький перерыв и третий раз во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звук в три приема. Именно трезвон и сообщает христианам радостную весть. Трезвон можно увидеть и услышать на следующем видео:
На видео очень подробно видно, как пономарь звонит в колокола, вырисовывая своеобразную мелодию.
Быть звонарем дело не такое уж и простое, нужно и иметь музыкальный слух. Звоном как ремеслом можно овладеть и без образования, за 3-4 занятия, но звону как искусству учатся всю жизнь
Двузвон — это когда звон во все колокола дважды, то есть в 2 приема. Перезвон — это когда происходит звон поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого маленького. Перезвон можно услышать на данном видео:
Можно наблюдать за тем, как пономари на колокольне умело обращаться с колоколами.
Перебор — это довольно медленный звон, который поочередно ударяет в каждый колокол по 1 разу, начиная с самого маленького и доходя до самого большого. Часто говорят, что такой звон — погребальный. Послушать, как звучит такой звон можно на следующем видео:
Другие большие колокола
До Анны Иоанновны были другие попытки запечатлеть правителей на огромном колоколе.
- Начало положил Борис Годунов в 1600 году. По его указанию отлили 40-тонный исполин. Дело взял в свои руки мастер Иван Чоховой. Два года бурло украшало деревянную колокольню. Пожар уничтожил деревянные сваи, колокол упал и разбился. Это произошло в середине 17 века.
- В 1652 году по велению Алексея Михайловича был установлен великан весом 130 тонн. Он был разбит в 1654 году.
- В 1655 году колокол восстановили, его вес достиг 160 тонн. Прослужив 50 лет, он разбился при пожаре 1701 года.
Были предложения о перезаливки Царь-колокола в 1747 году, но эта затея оказалась дорогостоящей и трудоемкой. Царь-колокол остается самым большим, не имеющим аналогов в мире, историческим памятником.
Способы колокольного звона
Способов колокольного звона, характерных для нашей страны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к которой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать небольшие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, система их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению самих стен колокольни.
Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пудов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто человек.
Подготовительный этап
Моторин в начале работы создал небольшой образец (весом 12 пудов) для примера, по которому были сделаны чертежи. Созданный проект с чертежами направили в Петербург для утверждения. Процесс подготовки и ожидание утверждения занял 2 года.
Для отливки исторического достояния использовали несколько видов металлов: смесь новых металлов и сплав металла от Большого Успенского колокола, который раскололся во время пожара в Кремле в 1701 г. Такая работа с металлами называется литейной. Раскаленный металл заливают в определенную форму, ждут его охлаждения и получается какое-то изделие. По этой технологии изготавливался колокол.
Использование металлов требовало точных расчетов. Необходимо было погрузить в печи определенное количество металла во время второй отливки. В лаборатории по завершению анализа определили, какой металл и в каком количестве использовался при создании литейного памятника.
В состав изделия входят следующие металлы:
Металл | Процент содержания |
Медь | 84,51% |
Олово | 13,21% |
Сера | 1,25% |
Золото | 0,036% |
Серебро | 0,25% |
Колокольный звон: различные виды
Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.
Благовест
Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.
Трезвон
Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.
Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.
Перезвон
Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона
Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января)
Перебор
Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.
Малиновый звон
Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».
Колокольный звон — нужен для того, чтобы сообщить верующим о начале церковной службы
Колокольный православный звон нужен для того, чтобы:
- известить верующих перед началом церковной службы;
- выразить торжество церкви и ее богослужений;
- возвестить не присутствующих людей о том, что начинается совершаться важнейшая часть богослужения в храме.
Ранее бой колоколов значил довольно много. Звоном созывали народ на народное собрание, а также звоном указывали путь людям, которые заблудились.
Звоном оповещали о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре.
В некоторых случаях церковный звон созывал народ на защиту нашего Отечества. Поэтому можно сказать, что колокольный звон очень часто участвовал в жизни нашего русского народа. Колокола обычно развешивали на колокольне или звали ее по-другому звонницей. Но стоит отметить то, что колокола стали употребляться не с появлением христианства.
В ветхозаветной церкви верующих созывали на богослужения не колоколами, а звуками из труб. Так как в то время было активно развито язычество, христиане не могли просто открыто созывать верующих на начало богослужения. Богослужения проводились в тайне. Обычно это делалось так: один из диаконов или каких-либо вестников сами объявляли о времени очередного богослужение, и к тому времени люди и приходили.
После того, как прекратились гонения на христиан стали созывать верующих самыми разными способами. Так же стали употреблять била и клепала. Била — это специальной деревянные доски, а клепала — это железные или медные трубки, которой были согнуты. И тем самым усовершенствуемым способом созывать людей на богослужение — это был колокольный звон.
На фото мы видим била и клепала, то есть тем, чем созывали народ на богослужения после того, как прекратились гонения на христиан. Во многих монастырях эта традиция сохранилась и по сей день
Горячий бульон
В Cредние века отливка больших колоколов была настоящим шоу. Плавильные печи, литейную яму и подъемные леса сооружали на площади, бронзу варили при большом скоплении народа. Разжигая печь, мастер проходил вдоль толпы с шапкой, предлагая благодарным зрителям «подкинуть серебра для звона». На глазах у восторженной публики он бросал собранные монеты прямо в печь. Где уж было зевакам разглядеть, что серебро отправлялось не в плавильную емкость, а в топку, к углям. Когда народ расходился, хитрый мастер выгребал из печи вместе с золой заслуженную прибавку за спектакль.
Технологии
От МКС до самолетов: одежда для спокойствия в полетах
Украшения для колоколов — иконы, портреты, надписи, орнаменты — делаются в художественном цехе. Сначала художник вырезает барельеф по заказу клиента. Он работает по воску или дереву, в зависимости от личных предпочтений. Готовый барельеф заливается резиной, которая, застывая, образует форму. Благодаря формам, которые хранятся в архиве, изображения можно использовать многократно. В форму наливают расплавленный воск — чайничек с ним постоянно стоит на плите наготове. Остывшее изображение приклеивают к восковой модели колокола, слегка размягчая воск паяльником.
Сегодня, как и много веков назад, колокола отливают из колокольной бронзы — сплава меди и олова в соотношении 4:1. Если увеличить долю олова, колокол будет звучать более звонко и долго, однако тембральный окрас станет беднее, ярко звучать будет лишь основной тон. Кроме того, излишне продолжительное звучание тоже нежелательно: при игре в ансамбле теряются ритмические акценты, долгий звук смешивается со звуком других колоколов, и эта смесь далеко не всегда гармонична. «В целях эксперимента колокола отливали даже из чистого циркония, — рассказывает Валерий Николаевич, — их звук, назвать который приятным можно только с большой натяжкой, длился до пяти минут».
Приготовить бронзу, которая будет хорошо звучать, не так просто. Сплав меди и олова может состоять из различных структур, называемых фазами. Альфа-фаза бронзы имеет дендритную структуру: в ней более тугоплавкие компоненты сплава формируют длинные, связанные между собой ветви. Когда в расплавленную медь добавляют олово, формируется бронза с преобладанием альфа-фазы. В таком металле дендритная структура способствует распространению звуковых колебаний. При переплавке уже готовой бронзы (это происходит, как правило, при более низкой температуре) в ее структуре образуется большое количество зерен бета-фазы. Металл с зернистой структурой звучит глухо. Стоит ли говорить, что при переплавке старых колоколов в новые результат оказывается далек от идеала. В 1735 году, когда из осколков разбившегося Большого Успенского колокола был отлит знаменитый Царь-колокол, об этом еще не знали. Впрочем, 200-тонному исполину все равно не суждено было звонить.
Назначение и история колоколов
Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.=)
Значение слова Колокол легко получается рассмотреть на основе значений составляющих его частей: Коло – круг, колесо, обод. Кол – круглая палка, ствол молодого дерева с заостренным концом.
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.
В Церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. В Византию колокола попали сравнительно поздно, во второй половине IX века, и широкого распространения не получили.
Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.