«трудитесь усердно, земляне». что не так с «посланием славянам» от кирилла и мефодия
Содержание:
- Письменность и грамотность в Древней Руси
- Символы-слова
- Старославянские памятники
- Кириллица и глаголица
- [править] Биография
- Происхождение
- Последние годы жизни
- Мирская жизнь будущих святых
- Славянская письменность до кириллицы
- Моравская миссия Константина и Мефодия
- Алфавиты на основе кириллицы включают алфавиты следующих славянских языков:
- Миссия в Моравии
- Литература
- Немного истории…
- Краткое жизнеописание равноапостольных святых
Письменность и грамотность в Древней Руси
Еще со школьных учебников, нас учили, что после принятия христианской веры начался подъем культуры на Руси. Князь Владимир открыл много школ, где обучали грамоте, куда свозили большое количество детей. При монастырях открыли много школ, где грамоте обучали монахи. Сами князья были высокообразованными людьми своего времени, владеющими в совершенстве 4-5 языками, а также многими другими науками (князь Владимир, Ярослав Мудрый). В Киеве при одном из монастырей открыли женскую школу, где девиц обучали грамоте и другим наукам.
Но ведь еще задолго до христианства на Руси люди были грамотны. До принятия христианства в Киевской Руси большое значение уделяли грамоте. Были школы, где дети обучались письму и счету. В больших городах и малых поселениях люди были обучены грамоте. И это даже не зависимо от происхождения: знатные и богатые славяне или обычные ремесленники. Даже женщины, в своем большинстве, владели грамотой. Киевская Русь была сильным и развитым государством, а славяне были обучены грамоте.
И этому есть подтверждения в виде множества берестяных грамот, которые дотируются задолго до принятия христианской веры, есть даже очень древние. Их писали как знатные славяне, так и обычные ремесленники. Есть грамоты, которые писали женщины о правилах ведения домашнего хозяйства. Но, что самое интересное, имеется берестяная грамота, написанная шестилетним ребенком. То есть в те времена в столь малом возрасте дети знали грамоту. Это ли не доказывает, что наши предки в Древней Руси никогда не были темными и безграмотными?
ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 1991 г. N 568-1
О ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры.
Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.ЕЛЬЦИН
Библиотека нормативно-правовых актов СССР
В 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали свою Моравскую миссию по созданию нашей письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».
И второй юбилей. В 1863 году, 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.).
В 1986 году по инициативе писателей, особенно покойного уже Виталия Маслова, сначала в Мурманске прошёл первый Праздник письменности, а на следующий год его широко отметили в Вологде. Наконец, 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Читателям не надо напоминать, что 24 мая ещё и день тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Логически представляется, что единственный государственно-церковный праздник России имеет все основания приобрести не только общенациональное звучание, как в Болгарии, но и общеславянское значение.
Русский дом
Это интересно: 3589,Письмо запорожцев турецкому султану: кратко
Символы-слова
Буквы древней азбуки имели названия, совпадающие со словами. Само слово «азбука» произошло от первых букв алфавита: «аз» и «буки». Они представляли собой современные буквы «А» и «Б».
Первые письменные символы на славянских землях выцарапывались на стенах церквей Переславля в виде картинок. Было это в 9 веке. В 11 веке эта азбука появилась в Киеве, в Софийском соборе, там знаки толковались, делались письменные переводы.
Новый этап в формировании азбуки связан с появлением книгопечатания. 1574 год принес на русские земли первую азбуку, которая была напечатана. Называлась она «Старославянская азбука». Имя человека, выпустившего ее, вошло в века — Иван Федоров.
Старославянские памятники
Считается, что старославянский язык сохранился в виде небольшого количества памятников. Они были созданы в пределах 10-11 в. По содержанию это чаще всего тексты богословского содержания, написанные кириллицей или глаголицей на пергаментах.
Кириллические памятники:
- Добруджанская надпись. Древнейшая из найденных надписей — однозначно датируется 943 г, найдена в Румынии. Намогильная надпись предположительно выполнена на древнеболгарском.
- Надпись царя Самуила. Датирована 993 г. Плита с надгробной надписью в 11 строк, найдена в Македонии в 1894 г. На основании начертания букв в этой надписи можно делать выводы о приблизительной датировке других памятников.
- Енинский апостол. Найдена в болгарском селе Енино. 39 листов пергамента апостола-апракоса на староболгарском. Документ плохо сохранился.
- Зографские листки. Найдены в Афонском монастыре, где хранятся в настоящее время — 2 листа пергамента с «Правилами» Василия Великого.
- Листки Ундольского. Отрывок служебного евангелия-апракоса на 2 листах. Названы в честь первого владельца — В.М.Ундольского. Хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.
- Саввина книга. Служебное евангелие на 166 страницах. Создано в Восточной Болгарии, начертания букв совпадают с надписью царя Самуила. Хранится в Российском государственном архиве древних актов.
- Супрасльская рукопись. Содержит мартовскую минею на 285 пергаментных листах. Найдена в монастыре около Белостока.
- Остромирово Евангелие. Рукопись на 294 листах, написана в начале 11 в. в Новгороде. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
- Хиландарские листки. Отрывки поучения Кирилла Иерусалимского. Датируется 11 в, найдены на Афоне, где и хранится.
Глаголические памятники:
- Киевские листки. Древнейший глаголический памятник на 7 листах, отрывок католической мессы.
- Зографское Евангелие. Найдено на Афоне, написано в Македонии. 304 пергаментных листа, часть которых была переписана в 12 веке.
- Мариинское Евангелие. Четвероевангелие из Афонского монастыря, 173 листа, часть страниц отсутствует.
- Сборник Клоца. Сборник поучений и похвальных слов, на 14 листах.
- Ассеманиево (или Ватиканское) Евангелие. Создано в Македонии, содержит 158 листов.
- Синайская псалтырь. 177 листов. Найдено на Синае.
- Синайский требник. Сборник молитв, 106 листов. Находится на Синае в монастыре Св.Екатерины.
- Охридские листки. 2 листа.
- Македонский глаголический листок. Отрывок из слова Ефрема Сирина.
Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого языка. Распространение славянской письменности способствовало усилению христианства. До наших дней сохранилось небольшое количество текстов старославянской письменности на кириллице и глаголице — это церковные тексты 9-11 веков.
Также существуют версии, что до создания славянского алфавита на кириллице славяне имели свою руническую письменность. 24 мая в России отмечают день славянской письменности и культуры и проводят праздничные мероприятия в честь святых Кирилла и Мефодия.
Кириллица и глаголица
Вопрос о старшинстве происхождения глаголической и кириллической азбуки остается открытым по сей день. Существует предположение, что Константин создал глаголицу, а кириллица — это ее усовершенствованный вариант, созданный Константином позднее. Больше всего приверженцев имеет теория, в которой Константин создал глаголицу. Кириллицу предположительно создал ученик Константина Климент Охридский.
Важно! Создание письменности требовало подробного изучения фонетического состава языка. Константин сумел выделить все значимые звуки славянского языка и дать каждому уникальное буквенное обозначение
Перевод церковных книг и Евангелия требовал особого подхода к языку народа Моравии. Греческий язык имел несравненно больше религиозных терминов, чем язык славян, многие слова не имели аналогов в переводимом языке. Большая заслуга Константина и его соратников состоит в том, что он сумел создать древнеславянский язык — первый литературный язык славян. Этот язык опирается на диалекты южных народов. Древнеславянский известен также как старославянский. Его развитие не стояло на месте, и старославянский трансформировался в церковнославянский.
Важно! Церковнославянский язык остается языком богослужений во многих странах и сегодня: в Сербии, Украине, России, Украине, Польше, Черногории. Глаголицей пользовались, прежде всего, южные и западные славяне
Отличается она от латинского и греческого алфавита особой замысловатостью, что стало предметом острой критики современников. Названия букв глаголицы совпадают с кириллическими, хоть и имеют разное начертание. Раннее (округлое) начертание глаголических букв напоминает грузинское церковное письмо хуцури, предположительно созданное на основе армянского алфавита. Константин знал некоторые восточные алфавиты, поэтому такое совпадение вполне объяснимо. Позднее (угловатое) начертание букв использовалось до недавнего времени в Хорватии
Глаголицей пользовались, прежде всего, южные и западные славяне. Отличается она от латинского и греческого алфавита особой замысловатостью, что стало предметом острой критики современников. Названия букв глаголицы совпадают с кириллическими, хоть и имеют разное начертание. Раннее (округлое) начертание глаголических букв напоминает грузинское церковное письмо хуцури, предположительно созданное на основе армянского алфавита. Константин знал некоторые восточные алфавиты, поэтому такое совпадение вполне объяснимо. Позднее (угловатое) начертание букв использовалось до недавнего времени в Хорватии.
Важно! Сегодня глаголица сохранилась в употреблении только в некоторых церквях Хорватии
[править] Биография
Кирилл и Мефодий: неудачники или визионеры? Сергей Иванов, лекция
Памятник Кириллу и Мефодию в Севастополе перед Петропавловским собором
Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ, 827—869) и его старший брат Мефодий (в миру Михаил, 815—885) родились в городе Солунь (ныне Салоники, Греция) в семье военачальника. Существует версия об их македонском происхождении, которая опирается на болгарскую традицию и поддерживается в Житии Кирилла (в поздней редакции).
С 843 года Кирилл (Константин) учился в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, иврит и арабский языки. Был патриаршим библиотекарем, преподавал философию. В 40 — 60-х годах участвовал в диспутах с иконоборцами и мусульманами в Сирии. Около 860 года ездил с дипломатической миссией в Хазарию. На пути к хазарам остановился в городе Херсонесе, в котором нашёл мощи святого папы Климента (умер в 101). Позже братья взяли их с собой в Великую Моравию и в 867 году в Рим.
Мефодий рано поступил на военную службу. В течение 10 лет руководил заселенной славянами областью Македонии. Постригшись в монахи, стал игуменом монастыря Полихрон на берегу Мраморного моря. Летом 863 года Кирилл и Мефодий по приглашению князя Ростислава переселились в Моравию, чтобы проповедовать христианство. Позже Папа Адриан II дал на это разрешение, а папа Иоанн VIII подтвердил его.
Перед отъездом Кирилл создал один из первых славянских алфавитов (глаголицу). Кирилл и Мефодий переводили на церковно-славянский церковные книги — избранные места из Евангелия, Псалтырь, Апостольские послания.
За введение славянского языка в богослужение Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 году по вызову Папы Римского Адриана II ездили в Рим. Получили от него специальное послание, в котором им разрешалось распространять славянские церковные книги и проводить богослужение на славянском языке.
После приезда в Рим Кирилл умер. Похоронен в Базилике Святого Климента в Риме. Мефодий был рукоположен в архиепископы Моравии и Паннонии, и в 870 году вернулся в Паннонию. Вследствие интриг немецких феодалов некоторое время находился в заключении. В 882—884 гг. жил в Византии. В середине 884 года вернулся в Моравию, где переводил Библию на славянский язык.
Имена св. Мефодия и его учеников и брата — св. Константина (Кирилла) были занесены в «Книгу собратьев» (поминальнике) монастыря в Райхенау.
Происхождение
Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Их отец по имени Лев, занимал высокую военную должность при губернаторе Фессалоники. В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них.
Фессалоники, в которых родились братья, были двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне. Этот диалект, по исследованиям современных лингвистов, и лег в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка.
До пострижения в монахи Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега (главнокомандующий войском) Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.
Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию (исторический регион Чешской республики) он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.
Последние годы жизни
В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента.
Придел (боковой алтарь) Базилики Св. Климента посвящен памяти свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия
Усыпальница св. Кирилла (Базилика Святого Климента, Рим)
Рака с мощами св. Кирилла (Базилика Святого Климента, Рим)
Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Папа Римский рукоположил его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию.
К этому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После того, как Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и в 870 году умер в баварской тюрьме, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Им даже удалось на 3 года заключить Мефодия в один из швабских монастырей — Райхенау. Узнав об этом, папа Римский Иоанн VIII в 874 году освободил его и восстановил в правах архиепископа. Выйдя из заточения, Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян и богослужение на славянском языке (несмотря на запрещение), крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей.
В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме блестяще оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке.
В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл 3 года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию.
Мефодий Моравский
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет (кроме Маккавейских книг) и святоотеческие книги.
В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником он назначил ученика Горазда. 6 / 19 апреля 885 года, в Вербное воскресенье, он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь и в тот же день скончался (в возрасте около 60 лет). Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском. Он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. В настоящее время точное местонахождение могилы святого Мефодия неизвестно.
Мирская жизнь будущих святых
Два брата родились в городе Салоники. Их отец — военнослужащий при наместнике города. Годы жизни Кирилла и Мефодия в краткой биографии относятся к XIV веку нашей эры.
Старший брат Мефодий родился в 815 году, Кирилл, при рождении Константин, появился на свет в 827 году. Мефодий, при рождении Михаил, первоначально был даже назначен на княжеское место. Но мирская суета утомила молодого человека. Он отказался от такой привилегии и в возрасте 37 лет принял постриг.
Младший брат Кирилл с самого начала осознанно избрал для себя духовный путь. Благодаря своей любознательности и феноменальной памяти он завоевал благосклонность окружающих. Кирилл был отправлен в Византию, где проходил обучение вместе с самим императором. Изучив досконально геометрию, диалектику, арифметику, астрономию, риторику и философию, он увлёкся изучением языков. Его знатное происхождение позволяло вступить в выгодный брак и получить высокую государственную должность. Но молодой человек решил построить свою жизнь иначе. Он устроился в храм Святой Софии хранителем библиотеки, а позже стал преподавателем в университете. Часто участвовал в философских диспутах. За прекрасное ораторское мастерство и эрудицию его стали называть Философом. Но мирская жизнь – это всего лишь часть краткой биографии Кирилла и Мефодия, которая быстро закончилась. Началась новая история.
Славянская письменность до кириллицы
hostingkartinok
Сейчас все говорит о том, что письменность на Руси до Кирилла и Мефодия уже существовала, игнорировать это уже не получается. Предположительно старорусской письменностью была глаголица. Доказательства более раннего ее появления:
- На пергаментных рукописях (кожа специальной выделки), дошедших до нас, мы можем видеть, что текст, нанесенный первоначально, был соскоблен, а другой наложен сверху. В те времена часто прибегали к такому приему, потому что обработка кожи была не легким занятием. Текст, который был соскоблен, написан глаголицей. Текст же, который нанесен сверху, являлся кириллицей. И до сегодняшнего дня не нашли ни одного пергамента, где глаголица была бы нанесена поверх кириллицы.
- Самый древний славянский текст, дошедший до нас, написан глаголицей.
- Имеется много свидетельств, дотируемых разными веками, и в них говорится, что славяне имели письменность и счет еще в языческие времена.
Существует и несколько мнений по поводу, когда же все-таки появилась глаголица. Самое известное мнение – это, что создателем глаголицы был Кирилл, а кириллицу создал, уже позднее, после смерти Кирилла, его ученик. Кто именно из его учеников тут тоже мнения расходятся.
Но если проанализировать всю историю Древней Руси, то все-таки более правдоподобным кажется мнение о том, что глаголица значительно старше, и была создана еще до Кирилла и Мефодия. Ну а, что касается более конкретного времени ее происхождения, то тут все очень запутано. По некоторым неофициальным данным это приблизительно 3-5 века, а некоторые пытаются утверждать, что глаголица создана значительно раньше.
Так же непонятно к какой из языковых групп отнести глаголицу. Как возникла древнерусская письменность ? Все более древние языки в своем происхождении отталкивались от еще более древних, поэтому каждый язык входит в какую-то языковую группу. Глаголица же не похожа ни на одну из письменностей и не входит ни в одну из языковых групп. Ее происхождение до сих пор не понятно.
Внимание
Есть предположение, что она, от части, похожа на руны, но 100 % доказательств от лингвистов этому не имеется.
Но также в исторических кругах есть иное мнение. В дохристианской Руси была своя письменность, но это не глаголица и не кириллица. Славяне издревле имели письменность, возможно даже, что и за несколько тысяч лет. И она действительно была похожа на руны. Иногда при раскопках находят странные письмена-символы. Но это случается крайне редко. Почему мы имеем много письменных свидетельств уже христианской эпохи, и крайне редко дохристианской эпохи? Да потому, что для искоренения древнерусской письменности сжигали книги, летописи, берестяные грамоты. Точно также как искореняли язычество.
ВОПРОС О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК
Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать следующие факторы:
В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма), древнегреческое – на основе финикийского, латинское, славянское – на базе греческого, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.
Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.
Кирилло-мефодиевистика
Моравская миссия Константина и Мефодия
Константин со своим братом Мефодием и учениками создали
новый алфавит и приступили к переводу богослужебных книг на славянский язык.
Переведены были, прежде всего, те книги, без которых не обходилась ни одна церковная
служба:
Евангелие —
повествование о рождении, жизни, смерти на кресте и воскресении Христа; Апостол
— книга, рассказывающая о деяниях и учениях святых апостолов;
Псалтырь —
собрание церковных гимнов;
Октоих —
богослужебная книга. Миссионеры пробыли в Моравии три года. Занимались они не
только переводами церковных книг, но также обучением священников читать, писать
и вести церковную службу на славянском языке.
Важно! Деятельность солунских ученых вызвала недовольство римского папы. В те времена придерживались мнения, что церковные службы должны проводиться только на греческом, еврейском или латинском языке
Остальные языки не предназначались для церковной службы. Константина и Мефодия признали еретиками и вызвали к папе.
Алфавиты на основе кириллицы включают алфавиты следующих славянских языков:
белорусского языка (белорусский алфавит);
болгарского языка (болгарский алфавит);
македонского языка (македонский алфавит);
русинского языка/диалекта (русинский алфавит);
русского языка (русский алфавит);
сербского языка (вуковица);
украинского языка (украинский алфавит);
черногорского языка (черногорский алфавит).
В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения В. А. Истрина, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Климентом Охридским (о чём имеется упоминание и в его Житии).
Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг. При этом следует отметить, что даже если кириллические начертания букв были разработаны Климентом, то он опирался на работу по вычленению звуков славянского языка, проделанную Кириллом и Мефодием, а именно эта работа и есть главная часть всякой работы по созданию новой письменности. Современные ученые отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых славянских звуков, чему мы обязаны, видимо, отмеченным в источниках выдающимся лингвистическим способностям Константина-Кирилла.
Иногда утверждается о существовании славянской письменности до Кирилла и Мефодия. Однако это был язык не славянский.
Следует помнить, при этом, что во времена Кирилла и Мефодия и много позже славяне легко понимали друг друга и считали, что они говорят на едином славянском языке, с чем согласны и некоторые современные лингвисты, считающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Митрополит Макарий (Булгаков) указывает также, что Константин был создателем славянских письмен и до него славянских письмен не было.
В 1863 году в Русской Церкви было установлено торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В Болгарии, России и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. 5 июля праздник отмечается в Чехии и Словакии.
Миссия в Моравии
Биография братьев Кирилла и Мефодия основана на летописных данных. Согласно им, в 860 году к византийскому императору обратились послы князя Моравии Ростислава с просьбой прислать проповедников, чтобы восхвалять христианство
Император, не раздумывая, возложил важное задание на Кирилла и Мефодия. Биография их повествует о сложности выполнения поручения
Она заключалась в том, что в Моравии уже начали свою деятельность немецкие епископы, агрессивно настроенные против деятельности ещё кого-либо.
Прибыв в Моравию, Кирилл обнаружил, что почти никто не знает Святого писания, так как служба совершалась на неизвестном народу языке — латинском. Проповедники из Германии придерживались мнения, что вести богослужения можно лишь на латинском, греческом и иврите, ведь именно на этих языках были надписи на кресте, где распяли Христа. Восточное же духовенство признавало проведение служений на любом языке.
Основной задачей будущих святых и стало создание собственной азбуки. После написания своего алфавита они начали переписывать писания на понятный народу язык. Но для того чтобы проводить богослужения, нужно было не только создать своё письмо, а и обучить народ грамоте.
Духовенство Моравии с осторожностью относилось к таким нововведениям, а позже и начало противостоять им. Важным фактором была не только духовная жизнь, но и политическая
Моравия фактически подчинялась юрисдикции Папы Римского, а на распространение нового письма и языка там смотрели как на попытку захвата власти византийским императором руками проповедников. В то время католичество и православие были еще единой верой под протекцией Папы Римского.
Активная деятельность Кирилла и Мефодия вызвала негодование немецких епископов. Так как в религиозных диспутах Кирилл всегда одерживал победу, немецкие проповедники написали жалобу в Рим. Для решения этого вопроса Папа Римский Николай I призвал братьев явиться к нему. Кирилл и Мефодий были вынуждены отправиться в долгий путь.
Литература
Литература о Кирилле и Мефодии на многих языках громадна. Вот лишь небольшая часть:
- И. В. Ягич, «Вопрос о Кирилле и Мефодии в славянской филологии» (Санкт-Петербург, 1885; обзор доведен до 1885 г.);
- А. В. Горский, «О святых Кирилле и Мефодии» («Москвитянин», 1843);
- Филарет, «Кирилл и Мефодий» («Чтения в Московском Обществе Истории и Древностей Российских», 1846 — 47, IV — V);
- Его же, «Святые южных славян» (Чернигов, 1865);
- П. А. Лавровский, «Святые Кирилл и Мефодий» (I — II, 1868 — 1871);
- Е. Голубинский, «Святые Кирилл и Мефодий» (1885);
- И. Малышевский, «Святые Кирилл и Мефодий» (Киев, 1886);
- В. И. Ламанский, «Славянское Житие Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1903 — 4);
- F. Racki, «Viek i djelovaje sv. Ciria i Methoda» (Загреб, I — II, 1857 — 59);
- S. Ritig, «Povjest i pravo slovenstine u crkven. bogosluzju» (Загреб, 1910);
- Pastrnek, «Dejiny slov. ap. C. a M.» (Прага, 1902);
- Snopek, «Studie C.-Method.» (Брно, 1906);
- V. Novothy, «Ceske dejiny» (I, 285 — 436, Петербург, 1912); Koszutski, «S. C. i M.» (Гнезно, 1863);
- Gromnicki, «S. C. i M.» (Краков, 1880); K. Potkanski, «K. i M.» (Краков, 1905);
- J. Dobrovsky, «C. u. M.» (1823, русский перевод Погодина , 1825);
- Ginzel, «Geschichte d. S.-Apost. C. u. M.» (1857; 2-е издание, 1861);
- Goetz, «Geschichte d. slav.-Apost. K. u. M.» (Гота, 1897);
- V. Jagic, «Die Entstehungsgeschichte d. kirchenslav. Sprache» (Верлин, 1901, 2-е издание, Берлин, 1913);
- Snopek, «K.-C. u. M.» (Брюнн, 1911);
- A. Bruckner, «Die Wahrheit uber die Slavenapostel» (Тюбинген, 1913);
- L. Leger, «C. et M.» (Петербург, 1868);
- ‘Avril, «S. C. et M.» (Петербург, 1886);
- A. Laponte, «L’Europe et le Saint siege a l’epoque carolingienne» (Петербург, 1895; ср. его же, «De Anastasio Bibliothecario»).
Немного истории…
Кирилл и Мефодий отправились в Великую Моравию из византийской столицы после того, как моравский князь Ростислав приехал в Константинополь с необычной просьбой. Подвластное ему христианское княжество на Среднем Дунае подчинялось епископу в немецком городке Пассау, Ростислав же хотел иметь собственного епископа и людей, проповедующих не на латыни, а на языке, понятном местным жителям. Во избежание возможных конфликтов с немцами император и патриарх Византии отправили в Моравию не нового епископа, а уже известных нам просветителей Кирилла и Мефодия со словами: «Вы солуняне, а все солуняне чисто говорят по-славянски».
Святые Кирилл и Мефодий, икона 18−19 веков (Wikipedia.org)
Оба брата обладали сильными сторонами: Мефодий, например, до пострижения был наместником одной из византийских губерний, что развило в нём талант организатора и человека, сведущего в законах. Кирилл в свою очередь был опытным полемистом по вопросам религии: он принимал участие в византийских посольствах в Арабский халифат, отправлялся на Нижнюю Волгу к хазарам.
Также младшего солунянина отличали его исключительные способности к языкам: он знал арабский, древнееврейский и сирийский, интересовался сравнительной грамматикой. Именно Кирилл сказал о необходимости создания новой азбуки: «Кто может на воде написать беседу и не прослыть при этом еретиком?» — имея в виду то, что у жителей Моравии не было собственного алфавита.
Святые Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку (rusmuseumvrm.ru)
Мефодий до монашества был наместником одной из византийских губерний
За три с половиной года своего пребывания в Моравии братья перевели все тексты для богослужений с греческого языка, а также обучили новой грамоте несколько десятков человек. Их деятельность не обходилась без трудностей: латинское духовенство, представленное немцами, выступало резко против любых переводов, настаивая на том, что тексты могут изучаться только на одном из трёх «священных» языков — на древнееврейском/латинском/греческом, на языках же местной паствы они могут только подвергаться объяснению. Обвинённых в ереси Кирилла и Мефодия вызвал к себе римский папа Николай I, однако к их приезду он скончался. Его преемник, Андриан II, встретил «славянских апостолов» радушно: он разрешил в некоторых римских храмах службы на славянском языке, а ученики Кирилла и Мефодия с его согласия смогли стать священниками.
Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век (rusidea.org)
Совместным трудом Кирилл и Мефодий почти полностью перевели Библию, осуществили перевод Номоканона — сборника поучений на главные праздники церкви. Они же составили и первый юридический памятник на славянском языке — «Закон судный людям».
На смертном одре, 14 февраля 869 года, Кирилл сказал своему брату Мефодию: «Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий внял его наставлению и продолжил просвещать своих учеников, заниматься литературным творчеством и переводами вместе с должностью архиепископа, на которую он вскоре был назначен.
«Человеку жизнь дана на то, чтобы она ему служила, а не он ей», — изрёк однажды один из братьев. А ведь им и правда это удалось.
Краткое жизнеописание равноапостольных святых
Кирилл и Мефодий пришли к вере далеко не сразу. Мирское имя Кирилла – Константин. Мефодия звали Михаилом.
Происхождение
Константин родился в семье военного начальника, сделавшего удачную карьеру при дворе константинопольского императора. Так сложилось, что, когда Константину исполнилось 12 лет, родители умерли. Воспитанием мальчика занимался служитель церкви, который имел высокую должность при дворе, был хранителем печати патриарха.
Монашество
Житие Кирилла традиционно начинают с периода, когда он принял монашеский постриг. Юноша сделал выбор после окончания обучения: Кирилл отказался от уз брака, а затем уехал на Черноморское побережье, где принял постриг. Уединение Кирилла было прервано требованием его воспитателя вернуться в Константинополь. Там он поступил на службу, стал преподавать университетскую философию. Одновременно с преподавательской деятельностью Кириллу приходилось вступать в постоянные споры с иконоборцами.
Хазарская миссия
Хазарскими землями называли территорию современного Крыма. Летописи утверждают, что к 860 году там существовало хазарское ханство, которое было лишено информации о существовании христианства и славянского языка. Кирилл и Мефодий были посланы к хазарскому хану с просветительской миссией.
Болгарская миссия
Работа по просвещению болгар началась с того, что плененная константинопольскими войсками сестра болгарского хана приняла христианство. Кирилл, находясь в Болгарии, продолжил просвещение населения, обращая в православную веру, а также постепенно обучая основам грамоты.
Моравская миссия
Моравские земли простирались по обеим сторонам среднего Дуная. Правитель Моравии обратился к константинопольским церковникам с просьбой прислать к нему авторитетных учителей. Солунские братья, Кирилл и Мефодий, прожили на территории Моравии более трех лет. Все это время Кирилл и Мефодий переводили молитвы Священного писания с греческого языка на славянский язык, а также читали проповеди для желающих.
Последние годы жизни
По окончанию моравской миссии братья вернулись в Константинополь. Результатом их трудов стали значительные успехи: архиепископ разрешил совершать богослужения на созданном Кириллом славянском языке, а его брат Мефодий был рукоположен, стал епископом.
После смерти
Почитание Кирилла началось сразу после его кончины. Были созданы специальные молитвы для богослужений, установлены даты, когда имя Кирилла упоминалось особенным образом.
Наследие
Кирилл разработал специальную азбуку для записи, это послужило толчком для развития письменности. Со временем вклад братьев стал еще более ощутимым.
Глаголица
Глаголица – это азбука, созданная на основе начертаний восточных алфавитов. Это был искусственный алфавит, который стал базой для дальнейшей работы Кирилла. Кириллу, обладающему уникальными способностями в области филологии, удалось выстроить систему, при которой были учтены различные особенности славянского языка.
Кириллица
Кириллица – это продукт длительного использования греческого алфавита и принципов лингвистического подхода. Эти приемы удалось использовать благодаря созданной ранее глаголице.