Широким взглядом. киноэпопея и кинороман
Содержание:
Ушел на фронт студентом
Юрий Николаевич родился в семье певца Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой. Предки Юрия по отцовской линии были священниками, а по материнской — врачами. Младший брат будущего режиссера Николай в будущем станет одним из самых известных спортивных комментаторов в стране. Надежда Ивановна училась в Государственном институте кинематографии, но после рождения детей оставила карьеру киноактрисы и посвятила себя семье.
В доме родителей Юры часто гостили выдающиеся певцы, артисты и режиссеры — Константин Станиславский, Антонина Нежданова, Василий Качалов, Сергей Лемешев, Леонид Собинов. Сохранилось фото, где маленький Юра сидит на коленях у Константина Станиславского. Юра с младшим братом благодаря родителям был частым гостем в Большом театре и МХАТе.
В 1939 году Юрий успешно сдает экзамены в Московский театральный институт (ГИТИС). Однако молодой человек не успел толком начать учебу, поскольку в том же году был призван на срочную службу, а в 1941 г. попал на фронт в звании командира взвода.
Премьера «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (на нем.: Die Schlacht um Berlin, Der letzte Sturm) в Восточном Берлине. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bundesarchiv, Bild 183-L0508-0031
Кинороман в прошлом и будущем
Может сложиться впечатление, что киноэпопея и кинороман ушли навсегда — ведь сегодня ни один здравомыслящий кинокоммерсант не рискнет всерьез прокатывать такие истории. К тому же сегодняшнее поколение зрителей совершенно не привыкло к широкому, крупнобюджетному, но серьезному зрелищу.
Наверное, в том виде, в каком он существовал, кинороман действительно канул в лету. Но киноискусство не стоит на месте. Оно развивается и движется — также, как само общество. Фиксация на супергеройских подвигах и взрывающихся небоскребах рано или поздно пройдет, и зритель захочет узнать ответы на те вопросы, которые поставит перед ним история.
Тогда кинороман возьмет свое. Быть может, в этом его будущая культурная миссия.
Как реставрировали
Специалистами киноконцерна «Мосфильм» было отреставрировано около 670 тысяч кадров – это почти восемь часов изображения и звука. Работы продолжались восемь месяцев. За многие годы работы ПК «Телекино» (подразделение киноконцерна), занимающегося цифровой реставрацией коллекции «Мосфильма», этот проект по совокупности сроков его выполнения и объема материалов стал самым масштабным и сложным. Все реставрационные работы киноконцерн «Мосфильм» провел полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования.
Показ приурочен к знаменательным датам, связанным с историей Великой Отечественной войны. 22 июня 2020 года – 79-я годовщина начала войны (День памяти и скорби), а 24 июня 1945 года на Красной площади прошел первый Парад Победы. В этом году парад в честь 75-летия Великой Победы состоится также 24 июня – в Москве и многих других городах.
Военно-историческая лента «Освобождение» состоит из пяти отдельных фильмов – «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Процесс реставрации состоял из нескольких технологических этапов: ультразвуковая чистка пленки, оцифровка, цветокоррекция, работы по реставрации звука и пр. Исходные материалы для работы находились в не самом хорошем состоянии; особо остро стояла проблема так называемого цветового дыхания и неравномерности цвета по полю кадра, пленочного шума на светлых участках изображения, склеек на планах с внутрикадровыми титрами. Плюс весь стандартный для старых картин набор: многорядные царапины, искажения геометрии кадра, сколы, пятна. Некоторые работы проводились в автоматическом режиме, но большая часть реставрации выполнялась специалистами вручную.
Смотрите первые фильмы уже сегодня, 22 июня, в 14:10 и 15:15. Завтра будут показаны третий и четвертый фильмы – в 13:40, а завершающий – в среду, 24 июня, в 23:20.
Освобождение. Огненная дуга 22 июня в 14:10
12 апреля 1943 года, совещание в Ставке Верховного главнокомандующего. Под Сталинградом немцы потерпели большое поражение, но решающая битва еще впереди. Где, когда, какими средствами противник нанесет удар? Военачальники считают, что летом Германия будет драться за Донбасс в районе Курской дуги. Здесь главные ударные силы противника. Генштаб начинает разработку плана и подготовку к сражению, которое решит исход войны. В напряженном ожидании проходят май и июнь. Войска Центрального и Воронежского фронтов, 1-я танковая армия приведены в полную боевую готовность.
На рассвете 5 июля в 5.30 утра немецкие войска перешли в наступление. Началась Курская битва. По плану «Цитадель» враг двинул вперед свои главные силы: 17 танковых, 2 моторизованные и 22 пехотных дивизии (около 1 миллиона солдат), 2700 танков, в том числе 800 «тигров» и 1800 самолетов.
Освобождение. Прорыв 22 июня в 15:15
21-23 сентября 1944 года войска Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов вышли к Днепру вблизи Киева. По замыслу военачальников, главная задача батальонов на этом участке – совершать отвлекающие маневры, укрепить и расширить плацдарм севернее Киева, притянуть на себя возможно больше сил противника и при благоприятных условиях прорвать его фронт. Приказ маршала Жукова всем батальонам: стоять насмерть, до последнего солдата, до последнего патрона…
Освобождение. Направление главного удара 23 июня в 13:40
Третий фильм цикла «Освобождение» рассказывает об операции «Багратион», в результате которой Белоруссия была полностью освобождена от фашистов, и советские войска вышли к государственной границе.
Освобождение. Битва за Берлин 23 июня в 14:40
1945 год, последние месяцы войны. Висло-Одерская операция. Три фронта под командованием Конева, Жукова и Рокоссовского устремились к столице Германии. К Берлину идут, не встречая уже сопротивления немцев, англо-американские войска. «Опередить русских», – предлагает Черчилль. Начинаются тайные переговоры с эмиссарами Гитлера, разоблаченные Ялтинской конференцией. Судьба Берлина решится на полях сражений.
Освобождение. Последний штурм 24 июня в 23:20
Фильм повествует о последних днях войны: штурм Рейхстага, сражение за каждый метр, за каждый этаж – и, наконец, водружение Знамени Победы над Рейхстагом. Главные герои фильма встречаются у входа в Рейхстаг.
Фото: Первый
Главная тема творчества
В 1963 году на экраны выходит американский фильм «Самый длинный день», рассказывающий о создании второго фронта американцами и англичанами. По версии западных кинематографистов получалось, что основную роль в победе над фашизмом сыграл именно западный фронт. Что в это время происходило в СССР и на востоке Европы, в киноленте умалчивается. Этот фильм стал потрясением для многих отечественных деятелей искусства, которые на собственном опыте испытали все тяготы войны.
Юрий Озеров с братом Николаем | Современный музей спорта
После разговора с партийным руководством Юрий Озеров берется за создание киноэпопеи под названием «Освобождение». Этот фильм соединил в себе черты документального и художественного кино. Все батальные сцены с передвижением войск были воссозданы с документальной точностью. А большой эмоциональный накал игры актеров придал нужное звучание всему фильму. Картина идет более 8 часов. Ее негласным консультантом был сам маршал Г. Жуков.
Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам времен 40-х годов. В создании киноэпопеи принимали участие актеры из разных стран Европы. Со всеми из них Юрий Николаевич позднее поддерживал теплые отношения.
Юрий Озеров и Михаил Ульянов на съемках | Colors.life
Масштабное кинопроизведение состоит из пяти частей и охватывает самые тяжелые и кровопролитные битвы Великой Отечественной войны. На экраны кинолента вышла в 1968-1972 годах в 115 странах мира. Все авторы фильма: Ю. Озеров, И. Слабневич, А. Мягков, Ю. Бондарев и О. Курганов после премьеры были удостоены звания ордена Ленина.
Следующая киноэпопея, состоящая из четырех картин, «Солдаты победы» появилась на свет в конце 70-х. Над ней также работала международная команда профессионалов. Режиссер Юрий Озеров получает мировое признание. Повсюду, на зарубежных кинофестивалях его и еще двух маститых режиссеров современности С. Бондарчука и С. Ростоцкого называют «тремя богатырями» советского киноискусства.
Юрий Озеров | Калининградская область
В 80-е годы военную тематику режиссера продолжили фильмы «Сталинград», «Битва за Москву». К ним Юрий Озеров, как и ко всем своим кинороманам, сам писал сценарии. Последней его работой о войне стали картины 90-х «Трагедия века» и «Ангелы смерти».
Не оставил режиссер и документалистику. Накануне Олимпиады-80 была создана лента «Спартакиада», а по ее окончании фильм «О спорт — ты мир!». Таким образом весь советский народ в то время смог увидеть хронику событий Московских Олимпийских игр. А кадр улетающего олимпийского мишки стал одним из самых запоминающихся.
Особенности формы
Конечно, список примеров можно продолжать. Кто-то вспомнит «ХХ век» Бернардо Бертолуччи, кто-то — «Войну и мир» Сергея Бондарчука, кто-то — «Никсона» Оливера Стоуна, а иной назовет «Унесенные ветром» Виктора Флеминга. У всех них будут свои различия, но примечательны и сходства.
Например, мы можем заметить, что структура эпического киноромана почти опрокидывает традиционную теорию драматургии. Что я имею в виду?
Современная сценарная теория учит, что в истории должен быть герой, который добивается одной конкретной цели, и весь сюжет вращается вокруг его попыток достичь этой цели. Пресловутый вопрос «Чего хочет герой?», регулярно возникающий на семинарах и мастер-классах по драматургии. Наверняка он также звучит в кабинете почти любой кинокомпании.
Унесенные ветром
В «Крестном отце» главный герой меняется на другого человека через час после начала фильма. В «Малькольме Икс» герой проходит слишком пёстрый путь, на каждом этапе желая слишком различных вещей, потому что буквально становится иным человеком. В «Гиганте» герои также проходят через длительные промежутки времени, где их мотивы постоянно пересматриваются и сильно трансформируются (за исключением, разве что, Джетта Ринка, который вполне укладывается в стандартную драматургическую схему). Наконец, в «Сибириаде» вообще каждый час меняются главные герои, потому что одно поколение уступает место другому — соответственно, невозможно держать единый мотив на протяжении всего повествования.
Казалось бы, с точки зрения драматургических правил, сценарии этих фильмов не должны работать. Но они работают.
В этом и заключается прелесть киноромана — он позволяет разрабатывать сложные сценарные конструкции, рассказывать о целых эпохах и династиях, дает пространство для наблюдения за радикальной трансформацией личности на протяжении всей жизни.
Мы можем посмотреть на персонажей в разном возрасте и самых разных обстоятельствах. Мы можем рассказать не только историю персонажа, но историю страны или планеты.
Голова идет кругом от возможностей, которые открывают киноэпопея и кинороман в этом смысле.
Но есть и серьезные издержки. В первую очередь нужно упомянуть сильно растянутый хронометраж. Невозможно рассказывать эпическую широкую историю и уместить ее в 1,5-2 часа. А значит, есть большой риск, что зритель не станет смотреть фильм, испугавшись громадной длительности. К тому же, в современном мире большинство кинопродюсеров не запустят в производство кинороман по той же причине — кто это будет смотреть? Скорее всего, в этом случае предложат переработать сценарий в сезон сериала (впрочем, механически сделать подобный перенос будет нельзя — всё равно придется адаптировать текст под законы сериала).
Помимо всего прочего не стоит забывать и о внушительной стоимости фильмов подобного рода. Кинороманы строятся вокруг множества локаций и персонажей, проносящихся через эпохи, а значит, требуется не только обилие самих съемочных объектов и артистов, но также и реквизит, костюмы разных времен, специальный грим и т.д. Всё это способно взвинтить бюджет картины до небес.