Каманский монастырь
Содержание:
- Архитектура
- Потерянный город
- Потерянный город
- Храм святителя Иоанна Златоуста
- Использованные материалы
- Вселенский святитель Иоанн Златоуст
- Добраться легко
- История
- Вселенский святитель Иоанн Златоуст
- Команский монастырь
- Тяжелые моменты истории
- Часовня и источник Святого Мученика Василиска
- Святыни
- Каманы — место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя
- АРХЕОЛОГИ КОПНУЛИ ВГЛУБЬ ВЕКОВ
- Где остановиться в Абхазии
- Иоанн Креститель
- Часовня и источник святого Василиска
- Иверия – Удел Богородицы
- Святые места
- Сухумская ГЭС
- Часовня и источник святого Василиска
Архитектура
Храм Иоанна Златоуста
Построен в году на руинах древнего храма XI века, который представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Свод, покоившийся на двух арках, опирался на выступающие из стен пилястры. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. В конце XIX века к храму с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.
Храм Василиска Команского
Небольшой деревянный храм был возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.
Потерянный город
Дорога немного поднимается в гору и, минув бывший сельсовет, устремляется вниз по серпантину. Внизу открывается сверкающий рукав Восточной Гумисты, стиснутый двумя горами. За переездом через мост начинается селение Каманы. Оно так же разрушено. Во время войны здесь проходил фронт борьбы за Сухум. Снаряды не пощадили ни одного дома, кроме высокого каманского храма, видимого издалека.
Археологи предполагают, что храм был построен в XI веке и выглядел тогда скромнее: небольшая каменная “коробка”, к моменту прихода русских, уже совершенно разрушенная. Высокая колокольня и оба придела были пристроены только в конце XIX века. В советское время колокольню разрушили и тот комплекс, что стоит в Каманах сейчас, очень отдаленно напоминает первоначальную архитектуру.
Во времена средневековья селение было настоящим городом. В окружающих ущельях то и дело находят остатки крепостей, церквей и жилищ, относившихся еще к римскому времени. Русские путешественники, побывавшие здесь в середине XIX века, слышали от абхазов предания о святости этих руин, к ним ходили с приношениями и просьбами.
Само название “Каманы” официально утвердилось за “святым холмом” только с легкой руки греческого археолога Константина Врисиса. В 1884 г он прибыл в абхазские горы с намерением отыскать свою “Трою”, с IV века упоминавшийся в исторических документах город Команы, где произошло несколько славных событий христианской истории. Но с тех пор многое забылось. Христианскую честь Абхазских Каман могут оспаривать еще два города с таким же названием, находящиеся ныне на территории Турции. Пока ведутся исторические споры, Абхазские Каманы уже сделались одной из величайших и посещаемых святынь.
Потерянный город
Дорога немного поднимается в гору и, минув бывший сельсовет, устремляется вниз по серпантину. Внизу открывается сверкающий рукав Восточной Гумисты, стиснутый двумя горами. За переездом через мост начинается селение Каманы. Оно так же разрушено. Во время войны здесь проходил фронт борьбы за Сухум. Снаряды не пощадили ни одного дома, кроме высокого каманского храма, видимого издалека.
Археологи предполагают, что храм был построен в XI веке и выглядел тогда скромнее: небольшая каменная «коробка», к моменту прихода русских, уже совершенно разрушенная. Высокая колокольня и оба придела были пристроены только в конце XIX века. В советское время колокольню разрушили и тот комплекс, что стоит в Каманах сейчас, очень отдаленно напоминает первоначальную архитектуру.
Во времена средневековья селение было настоящим городом. В окружающих ущельях то и дело находят остатки крепостей, церквей и жилищ, относившихся еще к римскому времени. Русские путешественники, побывавшие здесь в середине XIX века, слышали от абхазов предания о святости этих руин, к ним ходили с приношениями и просьбами.
Само название «Каманы» официально утвердилось за «святым холмом» только с легкой руки греческого археолога Константина Врисиса. В 1884 г он прибыл в абхазские горы с намерением отыскать свою «Трою», с IV века упоминавшийся в исторических документах город Команы, где произошло несколько славных событий христианской истории. Но с тех пор многое забылось. Христианскую честь Абхазских Каман могут оспаривать еще два города с таким же названием, находящиеся ныне на территории Турции. Пока ведутся исторические споры, Абхазские Каманы уже сделались одной из величайших и посещаемых святынь.
Храм святителя Иоанна Златоуста
История Каман тесно связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех Вселенских святителей. Святитель Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 г. Златоустом святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только христиан, но даже еретиков и язычников. В марте 404 г. в Константинополе состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. Зимой 406 г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 г. в Каманах. После смерти в 407 г. его тело находилось в Каманах, а в 483 г. его мощи с большими почестями были перенесены в Константинополь по указу нового императора Феодосия II. Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 г. мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Иоанн Златоуст — христианский святой, почитаемый в лике святителей (святой из епископского чина).
Саркофаг, где эти годы покоился Иоанн Златоуст, находятся в Каманском храме. Рядом с храмом бьет ключом из карстового источника целебная вода, называемая богомольцами святой, исцеляющей от всех недугов. В течение последних двух веков Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества православных христиан.
Храм Иоанна Златоуста, возвышающийся над Западным течением реки Гумисты, относится к XI в. Изначально храм представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене.В конце XIX в. он был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.
При возведении колокольни храма в земле был найден саркофаг, высеченный из известняка и весивший около тонны. Считается, что в нем было погребено тело святителя до его переноса в Константинополь. Посетивший в 1884 г. Каманы известный греческий археолог Г.Вризис, подтвердил церковную версию о погребении здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Каманы, мощей христианского праведника Иоанна Златоуста. По его утверждению, в одной из европейских библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Каманы, где на пути в Питиус (Пицунду) скончался Иоанн Златоуст. В настоящее время гробница находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества.
Использованные материалы
-
Страница монастыря на официальном сайте Абхазской Православной церкви:
-
«Команские святыни», страница на официальном туристическом сайте республики Абхазии:
-
Монастырь Иоанна Златоуста на сайте «Народный каталог православной архитектуры»
-
Церковь Святого мученика Василиска на сайте «Народный каталог православной архитектуры»
Кременецкий А. С., свящ. Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого и Василиско-Златоустовский мон-рь в Абхазии. Воронеж, 1908. С. 23
Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Нов. Афон, 2005. С. 152-153. Примеч.
Д. В. Зайцев. «Иоанн Златоуст. Часть II. Почитание». Православная энциклопедия, т. 24, с. 205-250 —
Вселенский святитель Иоанн Златоуст
Три Вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — жили в IV-V веках. Иоанн Златоуст, как можно догадаться, прозван так был из-за своего удивительного красноречия, которое он использовал во благо христианской веры. Будучи Архиепископом Константинопольским, он неустанно утешал страждущих и обращал в веру язычников. Константинополь в то время погряз в бесстыдстве, особенно императорский двор. Усердствовала в грехах беспутная императрица Евдоксия. В непримиримую борьбу с ней вступил Иоанн Златоуст. Несколько раз по просьбе святого Господь являл свою силу (землетрясение и сильный пожар) и пугал на некоторое время шальную бабу, но она приходила в себя и опять сражалась с праведником. В последнем приступе гнева она велела его казнить, но более благоразумный супруг, император Аркадий, заменил жестокий приговор ссылкой на край империи, в далекую Армению. В изгнании Златоуст, известный своей фразой «Спасибо Богу за все», учил прихожан и последователей благодарить Господа за каждый прожитый день, даже за посланные страдания. И в далекой ссылке он не прекращал просветительской деятельности и переписывался с единомышленниками — до наших дней дошло 245 его писем.
Эта активная деятельность не осталась незамеченной, и было принято решение отправить его еще дальше. Наверное, село Каманы (Абхазия) представлялось правителям тех времен чем-то похожим на ад, если они самых злейших своих врагов отсылали именно туда. И вот, спустя сто лет история Мученика Василиска повторилась. Три месяца жестокие стражники, всячески издеваясь над больным и изможденным конвоируемым, доставили его в село Каманы, где он спустя два дня умер, произнеся перед кончиной свою знаменитую фразу. А в Константинополе все помнили и помнили о любимом наставнике. И вот по просьбе жителей города в 438 году Феодосий II вернул мощи святого в столицу Византии. Но саркофаг, высеченный из цельной известняковой глыбы, в котором покоился Вселенский Святитель, остался в Каманах, и во славу святого местные жители соорудили над ним храм, обновление которого началось в 1989 году. Тогда же при возведении трехъярусной колокольни и был найден знаменитый саркофаг, память о котором советская власть старалась всячески истребить. До войны 1992-1993 года в храме хранилась плащаница Иоанна Златоуста. Она была утеряна (предположительно выкрадена) в тяжелое и смутное военное время.
Добраться легко
Выше уже отмечалось, что всего в 15 км от Сухуми находится этот всемирно известный центр паломничества — село Каманы (Абхазия). Как добраться до этих святых мест? Село лежит выше в горах (по отношению к Сухуми). Если двигаться на север, то через 12 км можно попасть в село Шрома (Гума), за которым у слияния Западной и Восточной Гумист и расположен искомый объект.
Дорога пролегает мимо знаменитого обезьяньего питомника, через ущелье Гумисты, затем через село Михайловку со Спасо-Преображенской церковью. Посетить эти святые места, находящиеся в получасовой езде (если передвигаться на авто) от Сухуми, можно по программе «По святым местам Абхазии». С каждым годом все более популярным становится направление «Каманы, Абхазия. Монастырь». Как доехать туда — знает абсолютно каждый житель этой страны, кроме того, существует множество указателей, продаются путеводители, так что не заблудитесь.
История
Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Вселенский святитель Иоанн Златоуст
Три Вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — жили в IV-V веках. Иоанн Златоуст, как можно догадаться, прозван так был из-за своего удивительного красноречия, которое он использовал во благо христианской веры. Будучи Архиепископом Константинопольским, он неустанно утешал страждущих и обращал в веру язычников. Константинополь в то время погряз в бесстыдстве, особенно императорский двор. Усердствовала в грехах беспутная императрица Евдоксия. В непримиримую борьбу с ней вступил Иоанн Златоуст. Несколько раз по просьбе святого Господь являл свою силу (землетрясение и сильный пожар) и пугал на некоторое время шальную бабу, но она приходила в себя и опять сражалась с праведником. В последнем приступе гнева она велела его казнить, но более благоразумный супруг, император Аркадий, заменил жестокий приговор ссылкой на край империи, в далекую Армению. В изгнании Златоуст, известный своей фразой «Спасибо Богу за все», учил прихожан и последователей благодарить Господа за каждый прожитый день, даже за посланные страдания. И в далекой ссылке он не прекращал просветительской деятельности и переписывался с единомышленниками – до наших дней дошло 245 его писем.
Эта активная деятельность не осталась незамеченной, и было принято решение отправить его еще дальше. Наверное, село Каманы (Абхазия) представлялось правителям тех времен чем-то похожим на ад, если они самых злейших своих врагов отсылали именно туда. И вот, спустя сто лет история Мученика Василиска повторилась. Три месяца жестокие стражники, всячески издеваясь над больным и изможденным конвоируемым, доставили его в село Каманы, где он спустя два дня умер, произнеся перед кончиной свою знаменитую фразу. А в Константинополе все помнили и помнили о любимом наставнике. И вот по просьбе жителей города в 438 году Феодосий II вернул мощи святого в столицу Византии. Но саркофаг, высеченный из цельной известняковой глыбы, в котором покоился Вселенский Святитель, остался в Каманах, и во славу святого местные жители соорудили над ним храм, обновление которого началось в 1989 году. Тогда же при возведении трехъярусной колокольни и был найден знаменитый саркофаг, память о котором советская власть старалась всячески истребить. До войны 1992-1993 года в храме хранилась плащаница Иоанна Златоуста. Она была утеряна (предположительно выкрадена) в тяжелое и смутное военное время.
Команский монастырь
- /
/
/
Грузинская православная церковь / Абхазская и Сухумская епархия
Монастырь. Действует. все монастыри в каталоге →Престолы:Иоанна ЗлатоустаГод основания:Адрес:
Республика Абхазия, Сухумский район, село Каманы (Команы)Координаты:43.095696, 40.997151
Храмы монастыря:Церковь Иоанна Златоуста
chapai-2
14 сентября 2013
Вид с западаИванов Дмитрий
7 сентября 2012
вход в монастырьроман щёткин
27 августа 2011
Турбаев Роман
2 января 2014
Турбаев Роман
2 января 2014
Турбаев Роман
2 января 2014
Вера
10 августа 2009
Вера
10 августа 2009
Вера
10 августа 2009
Вера
10 августа 2009
Вера
10 августа 2009
Ольга_П
1 августа 2009
Турбаев Роман
2 января 2014
Турбаев Роман
2 января 2014
Турбаев Роман
2 января 2014
гроб Иоанна Златоустароман щёткин
27 августа 2011
Источник https://pastvu.com/p/390153Турбаев Роман
1 января 1901
Братский корпус, вид с дорогиИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Братский корпус, вид с севераИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Вид с югаИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Вид с запада: слева — лестница, в центре — храм, справа — братский корпус.Иванов Дмитрий
7 сентября 2012
Лестница к храмуИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Фрагмент северной части оградыИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Руины северного братского корпусаИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Вид с северо-западаИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Руины западного братского корпусаИванов Дмитрий
7 сентября 2012
Карта и ближайшие объекты
Фильтр объектов
Показать только действующие
Яндекс-карты
- Яндекс-карты
- Google maps
- OpenStreetMap
- Wikimapia
- 2Gis Карты
- Bing maps
дороги
- дороги
- спутник
- гибрид
Статьи
Статью добавил(а): Александр Богданов,
27 января 2011
Василиско-Златоустовский монастырь, общежительный, близ села Михайловского, в 12 верстах от города Сухума, на берегу реки Гумисты. Учрежден в 1901 году при возобновленном древнем храме во имя святого Васлиска Команского, погребенного здесь после мученической кончины своей в IV веке (см. 3 марта). Здесь же (в Команах) погребены были мощи святого Иоанна Златоустого (см 13 ноября), скончавшегося на пути в ссылку в Пицунду (Питиус), и находились до перенесения их в Константинополь в 438 году. При монастыре школа для абхазских девочек-сирот и больница.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Комментарии и обсуждение
Место действительно святое, место мученичества святого Василиска, место представления святителя Иоанна Златоустого, и наконец место мученичества грузинского иеромонаха Андрея (Курашвили), убитого безбожниками в 1993 году
11 ноября 2013.
Тяжелые моменты истории
Эти три имени значат для Православия очень много. Здесь до наших дней сохранились свидетельства их действительного пребывания в упомянутом месте — Часовня с мощами Мученика Василиска и святой источник, забивший в ответ на его мольбы; грот с нерукотворным следом головы Иоанна Крестителя; каменный саркофаг весом в 1 тонну, в котором покоились останки Иоанна Златоуста.
Воистину святые места, намоленные, благостные, способные исцелять недуги и укреплять веру… Вот и едут сюда православные паломники со всего мира. И не только верующие — едут и атеисты. Надо заметить, что эти святые места, а именно село Каманы (Абхазия), страдали при атеистической власти — например, Василиско-Златоустовский монастырь был превращен в дом престарелых. Сильным разрушениям подверглось село и в годы военного конфликта 1992-1993 годов.
Часовня и источник Святого Мученика Василиска
Еще одна остановка в Каманах — у источника Святого Василиска, расположенного справа от проселочной дороги. За исповедание христианской веры Святого Василиска сначала держали в темнице, несколько раз били и жестоко пытали, но он не отрекался. Многие же язычники уверовали во Христа. Василиска за приверженность христианской вере отправили в Каманы, где содержали в темнице. Правитель Агриппа начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Каманах. На святого Василиска надели тяжелые оковы, а ноги обули в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями и отправили в Каманы. Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 г.
Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. Гробница Василиска — объект паломничства и место исцеления. Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика Святого Василиска возведен на средства от частных пожертвованийна месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет источник, который считается святым.
Святыни
- вырезанная из дерева честная глава Иоанна Крестителя
- пещера, где по местной легенде произошло третье по счету обретение главы Иоанна Предтечи, расположенная в нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста
- каменная гробница Иоанна Златоуста, в которой по местной легенде его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь
После окончания реставрационных работ в году в монастырь был возвращен массивный каменный саркофаг раннехристианской эпохи, который с этого времени стал почитаться как гробница святителя Иоанна Златоуста. Этот саркофаг был найден в конце XIX века при строительстве колокольни, он содержал захоронение. В году хранившиеся в нем останки были извлечены и перезахоронены вблизи храма, а сам саркофаг помещен в храме. В году его перенесли в кафедральный собор в Сухуме из-за обветшания «Команского храма». По словам священника Александра Кременецкого, в году саркофаг еще не выдавался за гробницу святителя Иоанна Златоуста, но рассматривался как гроб «какой-либо сановитой особы, может быть, епископа» . Соответственно, отождествление его с гробницей святителя возникло позже . Представляется маловероятным, чтобы саркофаг, содержавший некогда мощи и служивший предметом поклонения, впоследствии мог быть использован для нового захоронения, в то время как и символический саркофаг в Пицунде (выдаваемый также за подлинный), и мраморный саркофаг в Бизери оставались пустыми .
Подробнее про местные легенды см. статью Каманы (Абхазия).
Каманы — место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя
Из Каман можно совершить небольшую конную прогулку в горы или подняться на внедорожнике к еще одному почитаемому христианами месту в Абхазии. В нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — предскал пришествие Мессии, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, а затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.
После второго обретения в середине V в., глава Иоанна была найдена и перенесена в Константинополь, откуда христиане тайно вывезли ее в начале IX века в Каманы в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 г., по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Каманы было направлено посольство, которое около 850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. Так, в третий и последний раз она была обретена в абхазских горах. Каманский грот почитается как священное место для христианского мира.
АРХЕОЛОГИ КОПНУЛИ ВГЛУБЬ ВЕКОВ
Ходят споры также о происхождении объекта: пещерный монастырь в селе Отхара – произведение вдохновлённой природы или рукотворное строение? Неоднократно приводились аргументы в пользу первой теории, но позже, в 1958 году, когда археологи проводили масштабные исследования, обнаружилась правда. Специалисты заметили бойницы, которые были явно искусственного происхождения. Отхарский монастырь и то, что было в этой скале до него, относится к рукотворным произведениям. В пользу этой версии также говорит мягкость и податливость материала карстовых отложений, в которых относительно легко выдалбливать пещеры. Кстати, о назначении бойниц Отхарского монастыря догадаться несложно – скорее всего, они служили для обороны пещер от набегов жестоких флибустьеров.
Но скальный монастырь возле Гудауты исследовали и ранее: в XIX веке с трудом удалось попасть на территорию нижнего яруса пещер. Для этой цели был построен специальный мост по приказу одного из абхазских князей. В кельях археологи нашли старинную кухонную утварь, различные и черепки орудия труда. Также в здешних пещерах исследователи отыскивали множество предметов культа, которыми, вероятно, пользовались монахи- аскеты.
Скальный монастырь на Чёрной речке – один из наиболее древних и ценных архитектурных артефактов, сохранившихся с прошлых веков на территории Абхазии. Бытует мнение, что комплекс выполнял две основных функции – религиозную и оборонительную.
Где остановиться в Абхазии
Большинству путешественников приходится посетить Сухуми, чтобы забрать свою визу. Хотя вы могли бы просто остаться в Сухуми на все время, я предлагаю провести дополнительную ночь или две в Гагре. Хотя в Абхазии есть и другие места, это основные места для остановки там.
Сухуми гостиницы и проживание
На окраине города есть довольно много гостевых домов. Вы сэкономите немного денег, оставаясь там, но передвижение бывает немного сложным. Оба этих варианта расположены в центре города и легко доступны пешком:
Бюджетное жилье: Sukhum City Hostel
- Стоимость: 1500 рублей в сутки за двухместный номер
- Адрес: набережная Махаджирова, 54
Немного дороже: Botique Hotel Amra
- Стоимость: 3000 рублей в сутки за двухместный номер, включая завтрак
- Адрес: конфедератов 28 (удобно рядом с визовым центром)
Иоанн Креститель
Третий покровитель каманских святых мест крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. Родившийся чуть раньше, он своим появлением на свет предвосхитил скорый приход Спасителя, почему и называется Предтечей.
Легендарная личность, значение которой для всего христианского мира переоценить невозможно, он был убит путем отсечения головы Иродиадой, иудейской царевной. Дочь ее Соломея забрала голову Иоанна (этот сюжет запечатлен на многих полотнах мировой живописи) и спрятала ее. Потом начались злоключения. Всего было три обретения головы Иоанна Крестителя. В Каманах произошло третье, последнее. Сюда голова была тайно вывезена в IX веке во времена гонения на христиан. Ценную реликвию нашли благодаря вещему сну священнослужителя Иннокентия.
Михаил III, император Византии, в 850 году направил посольство в Каманы, и с великими почестями голова была возвращена в Константинополь. До этого она хранилась монахами у подножья живописной горы в селе Каманы (Абхазия). Фото грота с нерукотворным следом от головы прилагается ниже.
Часовня и источник святого Василиска
Часовня святого Василиска находится перед входом в деревню Команы. Дорога в село уходит чуть правее, а левей – тропка к часовне. Часовня срублена из дерева, слева от нее каменные развалины древнего храма, ориентировочно IV века.
Источник святого Василиска – чуть дальше по дороге. Целебный источник посещает огромное количество паломников, а на Крещение сюда съезжаются не только абхазы, но и люди из стран Кавказа и Европы.
Источник святого Василиска, как и часовня, известен благодаря мученику Василиску, отказавшемуся приносить жертвы языческим идолам по приказу римского правителя Агриппы. Когда святого вели на расправу к Агриппе, солдаты зашли в дом отдохнуть и подкрепиться. Василиска же привязали на улице к дереву под палящими солнечными лучами. Но после молитвы Василиска заколебалась земля, и рядом забил ручей! Именно к этому источнику и приходят сейчас паломники и обычные туристы.
Часовня Святого Василиска в Команах
Иверия – Удел Богородицы
До наших дней дошло православное предание о том, как первые христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, в результате гонений решили покинуть Иерусалим. В 44 году нашей эры иудейский правитель Ирод Агриппа стал жестоко преследовать христиан. Апостолы, с согласия Девы Марии, решили покинуть Иерусалим и проповедовать христианство в других краях.
Для решения вопроса кому, в какие края направиться, они кинули жребий, по которому Богородице досталась далекая Иверия (ныне Грузия). Однако перед выездом из Иерусалима, ей приснился сон, в котором ангел велел остаться в Иерусалиме, так как подошло ее время, и Матерь Божья должна предстать пред Всевышним.
Мария призвала апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, передала им свой нерукотворный образ и благословила в путь. Апостолы пришли в Иверию, где занимались миссионерской деятельностью.
По одной из легенд именно в Абхазии Симон Канонит был зверски замучен. По одной из версий православных канонников это произошло на месте современного Нового Афона.
Святые места
Илор Церковь Святого Георгия
Координаты: 42.696138,41.499492 Адрес: Абхазия, город Очамчир, поселок Илор Как добраться: по Сухумской трассе до города Очамчир, далее на местном транспорте до поселка Илор
Действующая Илорская церковь, образец грузинской архитектуры XI века, возведена на месте одного из семи главных абхазских святилищ Елыр-ныха («правосудие»). Покровителем храма является Святой Георгий Победоносец. Церковь привлекает огромное количество верующих со всего мира, поскольку считается, что именно в этом месте просьба к Богу обязательно станет реальностью.
В Храме хранятся мироточащие иконы, а также частицы мощей Святого Георгия Победоносца.
Моквский собор
Координаты: 42.834292, 41.505978 Адрес: Абхазия, город Очамчир, село Моква Как добраться: по Сухумской трассе до города Очамчир, далее на местном транспорте до села Моква
Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы построен в Х веке Абхазским царем Леоном III. Издревле считалось, что собор был богато украшен, ценилась редкая фресковая живопись стен.
Однако в XII веке собор был покинут, а восстановлен лишь в 50-х годах XIX века. Позже его снова закрывали, и лишь в 2002 году в Соборе возобновились службы.
На территории Собора похоронен последний князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын поэт Георгий, а также абхазские военноначальники.
Скальный монастырь
Координаты: 43.241514, 40.498950 Адрес: Гудаутский район, с. Отхара Как добраться: на авто — до поворота в начале с. Бармыш, свернуть по указателю («Форелевое хозяйство»), ехать до места назначения
Средневековый монастырь, расположенный в с.Отхара, представляет собой уникальное творение человека, поскольку расположен он прямо в отвесной скале. До сих пор ученые не могут определить точную дату постройки Монастыря. Однако судя по утвари, найденной в помещениях и кельях, Монастырь относится к XII веку. Служил он в качестве убежища для абхазской знати.
Сухумская ГЭС
Дорога вьется еще выше в горы, прижимаясь к левому отвесному берегу Гумисты. В 30-е годы этот путь был оборудован ради еще одной любимой туристами достопримечательности – Сухумской ГЭС. На действующей электростанции вряд ли кому из “непосвященных” удастся побывать, сюда же путь свободен: после войны 90-х станция перестала работать. Как и вся архитектура 30-х годов прошлого века, добротные постройки выполнены изящно и основательно. Когда-то ГЭС обеспечивала весь Сухум, но будущего у нее нет, восстановление невыгодно. В июле 1993 года здесь размещался штаб грузинского генерала Мамулашвили, что и явилось причиной взятия станции с боями, в ходе которых был убит начальник Цхварадзе Г.М.
В Абхазии имеется еще несколько подобных ГЭС, работавших на стоках горных рек. Некоторые из них были построены еще в начале 20 века и отметили столетние юбилеи в разрухе и запустении. В настоящее время всю страну питает одна ГЭС на р. Ингур, абхазы делят ее с грузинами. Война войной, как говорится, а свет – по расписанию.
Комплексом Сухумской ГЭС заканчивается путешествие по древностям и недалекому прошлому Каман. Если решиться на дальнейший путь вверх по Гумисте, то дорога постепенно ухудшится, а затем и вовсе превратится в тропу. Преодолев трудный перевал, она выведет в высокогорный поселок Псху, у которого уже своя, особая история.
Часовня и источник святого Василиска
Часовня святого Василиска
находится перед входом в деревню Команы. Дорога в село уходит чуть правее, а левей — тропка к часовне. Часовня срублена из дерева, слева от нее каменные развалины древнего храма, ориентировочно IV века.
Источник святого Василиска
, как и часовня, известен благодаря мученику Василиску, отказавшемуся приносить жертвы языческим идолам по приказу римского правителя Агриппы. Когда святого вели на расправу к Агриппе, солдаты зашли в дом отдохнуть и подкрепиться. Василиска же привязали на улице к дереву под палящими солнечными лучами. Но после молитвы Василиска заколебалась земля, и рядом забил ручей! Именно к этому источнику и приходят сейчас паломники и обычные туристы.