За что адам и ева были изгнаны из рая?

Буддизм с примесью шаманизма

Республика Тува знаменита не только тем, что находится в самом центре Азии. Оказывается, тувинцы – единственный народ, чей язык принадлежит к тюркской семье, а религией является буддизм. Других таких мест в мире нет.

В период расцвета Уйгурского каганата, а именно в VIII-IX веках, в Туве распространяется буддизм, который вскоре становится господствующей религией. К новым верованиям примешивались старые шаманские обычаи, а в итоге сложилась неповторимая тувинская культура. Даже сегодня буддийские ламы устраивают религиозные праздники, во время которых надевают костюмы шаманов.

В процессе ритуального танца лама прогоняет злых духов, которые собираются напасть на землю. Порой ламы устраивают театрализованные представления, посвящённые буддийским преданиям или сюжетам, основанным на тувинском фольклоре.

Как и их далёкие предки, тувинцы с благоговением относятся к природе. Они считают себя её частью, а потому нередко наделяют природные силы сверхъестественными способностями. Например, необычные деревья считаются священными помощниками людей.

Если в лесу встречается сросшееся дерево, имеющее необычную форму, тувинцы украшают его ритуальными лентами и совершают подношения даров. В таких местах нельзя шуметь или громко разговаривать, иначе добрый дух, обитающий внутри дерева, может разгневаться.

У меня вызывает искреннее уважение ещё одна традиция, которой издавна придерживаются все тувинские охотники. Они никогда не убивают животных с детёнышами. Конечно, это помогает сохранить популяцию животных, но тувинцы верят, что убийство самки с малышами принесёт несчастье им и их детям.

Последствия

Первородным этот грех выявляется потому, что именно он стал корнем всех остальных грехов. Без него не появились бы ни прелюбодеяние, ни воровство, ни убийство, ни другие нарушения заповедей.

Он стал основой и причиной порчи всей природы человека, его души и тела. И всё семя Адама, потомки его и праматери Евы несут в себе ростки первородного греха: недобрую волю, немощь перед влиянием бесов, готовность выполнять их нечистые указания.

Единственный, кто из всех избежал проявления в себе первородного греха – Богочеловек Иисус Христос, Который был зачат Святым Духом, сочетал в Себе два начала, Божественное и человеческое, поэтому и не нёс в Себе семени данного греха.

Католическая церковь утверждает, что и Дева Мария не наследовала данного повреждения естества , как и Богомладенец, и тем самым освобождена от первородного греха. Это так называемый Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, по которому Богородица не несёт его в Себе, несмотря на то, была зачата Своими родителями естественным путём.

Грехопадение первых людей в Раю

Данный догмат был провозглашён в 1854 году, и утверждает, что эта непричастность была Ей дарована с рождения, в счёт будущих заслуг Христа-Искупителя. В то время, как в Православии мы глубоко почитаем Её личную безгрешность, принимая в то же время понимание того, что Она не лишена действия первородного греха.

Таким образом, все люди, все потомки Прародителей, зачатые обычным образом, без участия Божественных сил, несут на себе печать первородного греха, и должны прилагать немалые усилия для того, чтобы противостоять враждебным духам, всячески привлекающим ко злу, побуждающим грешную натуру к совершению непосредственного греховного действия.

История грехопадения Адама и Евы

Духовное состояние человека до грехопадения, было гармонично, покойно и блаженно. Лукавый змий соблазнил Еву вкусить запретный плод с Древа Познания. Жена не только сама ела, но и дала мужу. Адам и Ева проснулись с утра, увидели собственную наготу. Из смоковных листьев они сшили себе опоясанья. Сгорая от стыда и обличения совести, они спрятались за деревьями.

Господь, гуляя по саду, не находит своих детей и зовет их. Но они скрываются от его взора. Из ответов человека Бог узнает о грехопадении Адама и Евы.

Взывая к разуму и покаянию, Всемилостивый Создатель три раза вопрошает согрешивших, о том, что они сделали. Но Ева винит змия, Адам винит жену, и никто не может признать греха и принести плод покаяния.

Некоторые богословы считают, что Господь впустил лукавого в райский сад, чтобы тот, увидев красоту и гармонию, раскаялся в своем злодеянии. Вместо этого, змий воспылал завистью к человеку, его соборности, подобию и полноте взаимоотношений с Создателем.

Каждый приговорен Богом к справедливому наказанию:

Змей

Он проклинается перед зверями полевыми и скотами. Господь повелевает ему ходить на своем чреве, то есть ползать, и питаться прахом во все дни.

Жена

Еве определено полностью подчиниться мужу и рожать детей в болезни и муках.

Земля

После грехопадения человека все сотворенное Господом подверглось тлению. Животный и растительный мир перестал видеть в человеке своего заботливого пастыря, началась борьба за существование. Здесь имеется в виду не сама земля, а плоды человеческой деятельности на ней.

Муж

Муж, по Писанию, сотворен Богом из земли (красной глины), как венец творения. Теперь он одет в тяжелую плоть – кожаные одежды и обречен на тяжелый труд во все дни жизни.

Изгнание из Эдема Адама и Евы на землю, в соответствии с христианским пониманием, это начало пути к спасению человечества. Свершится это только через распятие Господа Иисуса Христа.

Грехопадение Адама

Суд Бога над Адамом более суров, чем к его жене. Вместе с первым мужчиной проклята вся земля. Прародитель слишком рано обратился к Древу познания. Как младенец, он не мог принять его плодов. По мнению Феофила Антиохийского, только со временем ребенок начинает употреблять твердую пищу, а прежде питается молоком. Так проступок Евы разорвал единение Адама с Богом. Послушав голоса жены, муж нарушил Заповедь Божию, которая оберегала его.

Грехопадение Евы

Сюжет первородного греха широко представлен в художественном искусстве. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы примечателен собственным видением художника на искушение жены змием. Микеланджело Буонарроти увидел в Еве не наивное любопытное создание, а личность, осознающую свой поступок. Уверенный взгляд сильной женщины, рука берет запретный плод. Ева обнаружила, что древо вожделенно, так как оно дает новое знание. Вкусив плод, она впадает в новый соблазн – влечение к мужу.

На фреске прародители вместе протягивают руки к древу познания, вопреки сюжету книги Бытия. Древо с обвивающем его змеем в женском обличии разделяет фреску на два библейских эпизода. Художник изобразил идеальную красоту первых людей в раю и страшную трагедию изгнания Адама и Евы на землю.

Адам и Ева в Коране

Иудейско-христианские представления о происхождении первых людей в частично измененном виде вошли в состав исламского учения. Согласно священной книге мусульман Адам не только первый человек, но и первый в ряде пророков, предшествовавших появлению Мухаммеда. Аллах создал его из смеси глины с водой и вдохнул в него часть себя.


В Коране говорится, что Бог создал тело Адама из глины, а душу — из огня

Бог возвысил человека над всеми другими своими созданиями, заставив даже ангелов небесных признать первенство Адама. Но один из них — джинн Иблис — не пожелал подчиниться воле Создателя, и был свергнуть им с Небес.

Как и в христианском предании, первую женщину создали из мужского ребра. Адам и Хавва жили в раю, до момента нарушения запрета Аллаха вкушать плоды с запретного дерева. Соблазнил их на этот поступок коварный Иблис, проникнувший в райский сад. В наказание первых людей, разлучив, выгнали из рая на землю. В течение 200 лет первые люди в одиночестве путешествовали по земле и молили Аллаха о снисхождении.

Создатель простил их и повелел им совершить хадж в Мекку. Здесь первый пророк построил здание из чёрного камня — Каабу, к которому совершал регулярные паломничества.

В Коране говорится, что у Адама и Хаввы родились 39 детей, 38 из которых появлялись парами. В исламской традиции принято считать, что Адам прожил 2 тыс. лет и был похоронен близ Мекки. После Потопа тело его перенесли в Иерусалим на гору Голгофа.

Интересно: именно Адам получил первые заповеди от Аллаха, на которых основывается все исламское учение. Передавал их первому пророку и учителю архангел Джабраил (сопоставляется с христианским Михаилом).

Библейская история, рассказывающая о жизни прародителей человечества — Адама и Евы, учит современных людей, что Господь создал людей для благодатной жизни в единении с ним. Но только от свободной воли человека зависит пойти ли ему по праведному пути, или поддаться греховным искушениям.

Сотворение Адама и Евы

Искушения Иисуса в пустыне

После обряда крещения Мессия был брошен Святым Духом в пустыню, для того чтобы он смог преодолеть дьявольские искушения. Пробыв там сорок суток, Иисус почувствовал голод. Тут появился Дьявол и молвил ему: «Если Ты — Сын Божий, обрати камни в хлеба». На что последовал ответ: «Не всякими хлебами будет сыт человек, а Божьим Словом». После этого сатана поднял Иисуса на крышу храма и сказал: «Если Ты — Сын Божий, бросься вниз, и тебя подхватят ангелы». Мессия же ответил: «Не искушай Бога». В конце концов поднял Сатана его над всеми городами, садами и полями и сказал, что если только Иисус поклонится ему, то все это получит в свое обладание. В ответ он услышал, что для человека есть только один Бог, и лишь ему он будет поклоняться.

Появление крепкого спиртного

О появлении водки речь заходит уже ближе к излету Средневековья, ориентировочно к 1470-80 годам. Известный историк русской кухни Вильям Похлебкин указывает следующее: «1478 год следует считать как крайний срок, когда винокуренное производство уже существовало некоторое время». Так или иначе, массовое производство крепкого спиртного в России появляется лишь в XVI веке. Оперировать более точными датами довольно сложно, так как в летописях редко фиксируются какие-то бытовые новшества. Не менее сложно ответить на вопрос о том, как часто пили русские люди. Вероятно, что в разных регионах количество выпиваемого существенно варьировалось. Едва ли крестьяне времен Ивана Грозного или первых Романовых часто потребляли водку, а вот горожане, видимо, пили чаще. Личный врач Алексея Михайловича, англичанин Сэмюель Коллинз, считал, что в России пили достаточно много и часто. В том числе и женщины. Сохранились следующие слова, записанные иностранным доктором:  «Они (женщины) лежат целый день в постели, пьют русскую водку (Russian Brandy), потом спят, а потом опять пьют».

У историков есть ряд справедливых сомнений в истинности слов Коллинза. Проблема заключается в том, что его записки о Москве были опубликованы уже после смерти самого врача, поэтому мы не знаем, какая часть текста могла быть переделана в процессе редакции.

Впрочем, выводы о широком распространении пьянства можно выдвинуть, опираясь на примеры из русской художественной литературы.

Вопрос пупка

Кажется, простой вопрос: у Адама и Евы были пупки? Но он является теологическим кошмаром на протяжении тысячелетий. Если пупки были — они свидетельствуют о появлении первых людей из утробы по окончании срока беременности. Но беременности не было! Если пупка не было – это не соответствуют утойчивым представлениям о строении тела людей.

Христиане-фундаменталисты считают: у Бога не было причин создавать Адама и Еву с «ложным признаком того, что они развились в утробе матери». Споры были огромной проблемой для художников на протяжении веков. Некоторые вышли из положения, добавив несколько листьев, покрывающих пупок. Многие изобразили Адама и Еву с совершенно гладкими животами. Но после Ренессанса большинство мастеров кисти писали пупки. Без них тела выглядели странно.

Покупка экологически чистых продуктов: какие наши привычки спасут планету

Новая Toyota Supra создана на платформе BMW Z4 и оснащена ее мотором и коробкой

Тайны библейских Адама и Евы: что о них на самом деле говорят древние иудейские источники

«Книга сияния», или «Сефер ха-Зо́гар», собранная иудейским раввином Шимоном бен-Иохаи из разных источников около 150 года н.э., считается священной у нескольких направлений иудаизма. Каббалисты признают «Книгу сияния» одним из основополагающих трудов.

В ней собрано большое количество апокрифических текстов, рассказывающих о жизни праотца и праматери современного человечестве.

Адам был женат до Евы?

Согласно «Книге сияния», до Евы у Адама была другая жена — некая Лилит, которую Бог вылепил из глины, как и первого мужчину. То есть Адам и Лилит были равнозначны в глазах Создателя. Многие исследователи связывают культ Лилит с политеистическими культами, где та выступала как Великая Мать.

В «Книге Сияния» она предстает демоническим существом, несущим разрушение. Лилит разрушила устои, тормозящие развитие Адама, дав ему возможность жениться на Еве и подарив жизнь человечеству. Лилит в мифах характеризуется как непослушная жена, очень красивая женщина, не желающая разделить ложе с Адамом.

Первый мужчина пожаловался Яхве на непокорную супругу, и тот прислал к Лилит трех ангелов, призванных урезонить строптивый нрав женщины. Но и божественное вмешательство не сломило дух Лилит, которая назвала себя равной мужу. В ходе более позднего развития демонологии Лилит также называют ушедшей от Адама женой Сатаны, мучающей спящих мужчин и убивающей новорожденных мальчиков.

«И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» (Книга пророка Исаии. 34:13-14). Кстати, именно культу Лилит приписывается обычай ношения на руке красной нити.

Сколько детей родили Адам и Ева?

Библия рассказывает о двух детях первых людей — скотоводе Авеле и убившем брата землепашце Каине, который впоследствии погиб во время потопа. Ева, когда Адаму было 130 лет, родила ему сына Сифа. В Библии также упоминается жена Каина — женщина, родители которой неизвестны. К тому же Адам прожил 930 лет, то есть имел массу времени родить и других детей.

Согласно толкованию Иоанна Златоуста, Каин был женат на родной сестре, имя которой нигде не упоминается за ненадобностью. Официальная церковь также предлагает следующее объяснение: в древние времена инцест не являлся пагубным для генома человека, так как еще не были накоплены генные мутации, сказывающиеся на детях, рожденных в близкородственных браках.

Аналоги Адама и Евы в мифах других народов.

Даже среди аборигенов Австралии, не контактировавших в древние времена с иудеями, можно найти «аналоги» легенды о прародителях современного человечества. Коренные австралийцы также считают, что сначала Земля была плоской и гладкой, обитающие на ней звери походили на людей, а люди больше напоминали богов.

Адам у аборигенов Австралии — Джанггалангом, рожденный у реки с современным названием Гойдер. Джанггалангом встретил женщину, с которой родил детей, те своих детей, и так до современных людей. Жители Таити, согласно местным мифам, произошли от пары, спасшейся на горе Пирохито во время Великого потопа. У ацтеков первых людей звали Тата и Нена, они также сумели выжить после Потопа.

Мнение современных ученых о том, могли ли Адам и Ева существовать на самом деле.

Современная генетика и эволюционистика, объединившись с математикой, вывели формулу не первых людей, а единой праматери всего человечества. Но как объяснить официальную религиозную версию? Одна из наиболее вероятных версий — катастрофа, произошедшая 73,5 тыс. лет назад, когда извергнулся вулкан Тоба на индонезийском острове Суматра. Огромные облака пепла накрыли всю планету, множество людей вымерли, настала эра оледенения, сократившая популяцию человечества всего до 3-4 тысяч.

Из нескольких тысяч народная молва выбрала двух людей — мужчину и женщину, — которые помогли человечеству возродиться, увеличились миграционные процессы. После катастрофы ледяные шапки обоих полюсов вобрали большое число воды, уровень Мирового океана сильно понизился, а люди отправились в доселе не населенные ими уголки планеты.

Очередная Божья кара

Одним из самых интересных и захватывающих является библейский миф о потопе. После того как человечество провело на планете определенное количество столетий, оно успело впасть во все тяжкие грехи. Люди воровали, обманывали, убивали. За это Бог решил открыть все небесные и земные окна и выпустить из них воду, дабы стереть с суши все, что есть на ней живое. Лишь Ною и его семье, которая не совершала грехов, Всевышний приказал построить ковчег. На его борт этот человек, помимо своих сыновей и жены, взял также «каждой твари по паре». Это были животные, насекомые, птицы, рептилии. После того как все забрались в ковчег, Бог плотно закрыл его дверь и открыл все небесные окна. Вода полностью накрыла землю, и даже самые высокие горы остались под ее толщей. Время от времени Ной выпускал голубя наружу, чтобы тот нашел хоть один участок земли, но птица всегда возвращалась к ковчегу. Однажды голубь улетел и не вернулся, что дало людям возможность понять, что суша начала проступать. К ней добралась вся семья Ноя, после чего его сыновья оставили великое потомство: сын Иафет стал родоначальником северных народов, Хам — африканских, а Сим — семитских.

Какова посмертная участь Адама и Евы?

Об участи всех ветхозаветных людей вообще Священное Писание говорит только в туманных выражениях. Апостол Павел сообщает, что Христос нисходил прежде в преисподние места земли (Еф 4:9), а апостол Петр — что Он… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал (1 Пет 3:19). О том, что Спаситель вывел из ада души праведников, живших в прежние времена (и Адама в числе первых), рассказывает апокрифическое Евангелие от Никодима, но Церковь не считает этот текст богодухновенным и не включила его в состав Священного Писания.

Люди, стоящие на коленях во гробе перед Спасителем, на многих образах Воскресения подписаны как Адам и Ева

Тем не менее все церковное предание проникнуто твердой верой в то, что Иисус Христос вывел Адама и Еву из ада, когда Его душа спустилась туда после смерти на Кресте. Об этой вере свидетельствует множество богослужебных текстов, к примеру, воскресный кондак 1-го гласа: 

«Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение». 

(Перевод: Ты воскрес из гроба во славе, как Бог, и вместе с Собою воскресил мир. Естество человеческое воспевает Тебя как Бога, и смерть исчезла. Адам ликует, Владыка, и Ева, от уз избавляемая, радуется и восклицает: Ты — Христос, всем даровавший воскресение. — Прим. ред.) 

Предание Православная Церковь считает таким же важным источником своей веры, как и Писание, ведь и Писание первоначально существовало в форме устных рассказов, которые передавались из уст в уста. В таких же устных преданиях сохранилось, согласно вере Церкви, и не вошедшее в Священное Писание знание о том, что Господь принял покаяние Адама и Евы и ввел их в Царствие Небесное.

Сколько детей было у Адама и Евы?

Вопрос о детях — важный. Важный потому, что у человека, в котором поселилась смерть, остался только один способ сохраниться в вечности — рожать потомство, воспроизводить себя в бесконечно сменяющих друг друга — и тоже умирающих — поколениях. Не случайно с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая, Священное Писание уже не ставит их в центр повествования. Отныне они просто прародители, «точка отсчета» для последующих поколений, о которых и ведется основной рассказ. 

С первенцем — Каином — Адам и Ева связывали большие надежды. Имя его по-еврейски значит «приобретение»: приобрела я человека от Господа (Быт 4:1), — произнесла Ева, когда Каин явился на свет. В этих словах практически все толкователи усматривают надежду изгнанников на то, что этот ребенок и станет тем самым «семенем жены», которое, как обещал Господь, «сотрет главу змия» и вновь отворит для людей врата рая. Но Каин не то что не отворил двери в рай — он еще усугубил грех человека перед Богом, став первым убийцей. Жертва, которую возложил на костер его младший брат Авель, показалась Каину более приятной Богу, чем его собственная, и это так раздосадовало его, что он убил Авеля. Каин стал, по выражению святителя Филарета (Дроздова), родоначальником «отверженного племени» — людей, все более и более косневших в грехе. За 1500 лет они успели натворить столько безобразия, что Господь попустил всемирный Потоп, уничтоживший все человечество, за исключением одного праведного Ноя и его семьи…

Каин и Авель. Гравюра Гюстава Доре Но у Евы и Адама был и третий сын — Сиф. Он, согласно Библии, положил началу роду ветхозаветных праведников, и именно его потомком был Ной.

Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей.

Сотворение Евы

Однако человек нуждался в друге и помощнике. Поэтому Бог взял у Адама, пока он спал, одно из ребер и сотворил из него женщину – Еву, матерь всех людей (Быт. 2:21-23). Творение женщины из ребра Адама толкуется как буквально, так и аллегорически. Причём оба этих толкования в Православном сознании не противоречат друг другу, а взаимодополняют. В переносном смысле ребро трактуется как грань, сторона человеческой природы. Таким образом, женщина была взята от Адама как ещё одна ипостась человека. Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры» указывает на то, что человек един в своих ипостасях, подобно единосущному и триипостасному Богу.

«Ева» означает «живущая», «дающая жизнь». Однако в раю первая женщина была безымянной, Адам называл её «женой». Ева получила имя уже после грехопадения и изгнания из рая, когда родила Адаму первенца. Творец заповедал мужчине и женщине плодиться и заселять землю. Благословленные Богом быть вместе, Адам и Ева стали первой семьёй и родоначальниками всего человечества. Сотворив Еву из Адама, Бог показал нам, что мы все происходим из единого начала. Поэтому мы должны любить и беречь друг друга.

Фрески Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая» и Т. Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая» (описание)

Микеланджело. Грехопадение и изгнание из рая. 1508—1512 гг. Сикстинская капелла, Ватикан

Художественным продолжением библейских собы­тий является прекрасное творение Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». В одной фреске ав­тор изображает два разновременных эпизода. Центр композиции — древо познания — делит картину на две части.

Между райским деревом и изгнанниками, слов­но бездна, зияет безбрежная пустота. Слева, в густой тени дерева, запечатлены Адам и Ева в последний миг безмятежного счастья в раю. Тихим покоем полны их прекрасные лица и тела.

Особенно хороша Ева, образ которой считается одним из самых пленительных жен­ских образов в творчестве Микеланджело. Спокойно протягивает она руку, чтобы взять роковое яблоко. Адам же, сгорая от нетерпения, спешит поскорее со­рвать запретный плод.

В центре картины — фигуры ангела и женщины-змеи, обвившейся вокруг ствола. Кажется, что они буквально вырастают из дерева.

Т. Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. 1424—1428 гг. Церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

В правой части фрески — изгоня­емые из рая Адам и Ева, уходящие в пустынный и неприветливый мир.

Что ждёт их там?.. Преждевременно состарившаяся и согбенная Ева ли­шена прежней красоты и очарова­ния. В отличие от неё, Адам прини­мает удары судьбы более стойко.

Он преисполнен решимости защитить подругу от карающего меча ангела, указывающего скорбный путь из­гнания. Не боль унижения, а глубо­кий внутренний протест передал художник в фигуре Адама.

Именно это было новым и необычным в трак­товке библейской сцены грехопаде­ния. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Иначе были прочитаны эти стра­ницы Библии итальянским художни­ком Томмазо Мазаччо. Фреска «Из­гнание Адама и Евы из рая» полна драматизма. Адам и Ева, изгнанные из рая, идут, охваченные безысход­ным отчаянием. Ева не просто пла­чет, она рыдает, стыдливо стараясь скрыть наготу. Адам в исступлении закрывает лицо руками. Мир для них раскололся на­двое.

Любовь, добро и свет — всё осталось в прошлом. Теперь их, покорных судьбе, преследуют ненависть, зло и тьма. Драматизм сцены усиливается фигурой па­рящего ангела с занесённым над их головами мечом — символом возмездия за грехи. В отличие от фрески Ми­келанджело, Адам и Ева покидают этот мир в страш­ном отчаянии, униженными и посрамлёнными. Врата в рай для них закрылись навсегда…

Ветхозаветная история о сотворении мира оживает и в произведениях мировой литературы. В поэме ан­глийского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай» (1667) в поэтической форме воспроизведена библейская легенда о жизни первых людей, их грехо­падении и изгнании из рая. Автор рисует величествен­ную картину сотворения мира.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Чем занимались наши прародители в обычном мире?

В том-то и беда, что мир стал необычным — враждебным для человека, не исполнившего своего предназначения, которое состояло, по мысли Максима Исповедника, в том, чтобы достигнуть святости самому и привести к Богу всю сотворенную природу. Адам и Ева были вынуждены приспосабливаться к жизни в новой реальности, в холодном и негостеприимном мире. 

В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19) — это определение Бога о падшем человеке не сводилось только к тому, что Адаму и его потомкам пришлось отныне тяжело трудиться: возделывать землю, учиться пахать и сеять, выпалывать сорняки — терния и волчцы, которые норовили заглушить добрые посевы. У людей появилась сама необходимость в пище — новом источнике жизненной энергии, заменившем собой древо жизни, но так быстро иссякающем…

Пришлось и приручать животных, которых некогда Сам Бог приводил к Адаму, чтобы тот нарек им имена (ср. Быт 2:19). Пришлось думать об укрытии от непогоды…

Но, может быть, самым тяжелым для Адама и Евы было привыкнуть к мысли, что чудная райская жизнь вместе с ее главной радостью — непосредственным общением с Богом — осталась в невозвратном прошлом. Как поется об этом в стихире, которая звучит в храме в субботу накануне Великого поста: 

«Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!» 

(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред.)

«Повесть о Горе Злосчастии»

Среди жемчужин русской литературы есть такой несколько подзабытый текст – «Повесть о Горе Злосчастии». Это довольно короткий рассказ, сохранившийся в редакции XVIII столетия, но написанный, судя по всему, на одно столетие раньше. Как это часто бывает в русской литературе, автор произведения остался неизвестен. Впрочем, у нас есть все основания предполагать, что основа повести – это народное творчество. Там рассказывается о злоключениях безымянного молодого человека, который страдает от действий, сделанных в пьяном виде. Его обворовывают собутыльники, он пропивает свою лавку, от него уходит жена и т.д. Спастись от этой привычки он сумел только в стенах монастыря, уйдя в монахи. Особо примечательно вступление рукописи, там автор напрямую указывает, что запретный плод, на который покусились Адам и Ева – это виноградная лоза. И в этом образе отчетливо видится метафора пьянства. Бог гневается на них за это и изгоняет рая. Соответственно, в глазах народа допетровской Руси пьянство казалось очевидным злом, но, раз уж такие тексты начали появляться, злом распространенным и обыденным.

Почему мы несем ответственность за грех Адама и Евы

Если отставить в сторону глубокомысленные размышления и попытаться одной фразой выразить то, что произошло в Эдеме, то все просто: в райском саду случилось предательство. Адам — первый человек, созданный Богом, в котором Всевышний воплотил частицу Себя, предал своего Создателя. Более того, Адам предал Еву, когда попытался сделать ее ответственной за свой грех. Если Ева виновна в том, что не послушалась Адама и даже сумела «сбить его с пути», то Адам — предатель трижды. Кроме Бога и жены, он изменил самому себе, своей сущности.

Почему человека называют венцом Божьего творения? Бог, как мы знаем, сотворил мир духовный, обитатели которого — бестелесные ангелы. Из возгордившихся и отказавшихся от Создателя ангелов произошли те силы зла, которых называют демонами. Второй мир — это мир людей, имеющих тела, в которых живет дух. Первому человеку изначально были даны привилегии: он мог воспринимать духовный мир, частью которого являлся сам, общаться с ангелами и самим Господом. Общаясь с Богом, человек должен был передавать Его волю всему материальному миру. Человек был хозяином этого мира, прекрасного и чистого, и имел над ним полную власть. Человек ни в чем не знал нужды, и единственной его обязанностью было ощущать свое единство с Небесным Отцом и отвечать перед Ним за подаренный мир и его обитателей. По Божьему замыслу, люди должны были населить и расширить этот мир, потому что им было дано благословение «наполнять землю». Одно лишь требование предъявил Творец первым людям: не пробовать плодов, дающих познание добра и зла.

Как уже говорилось, Адам не был наивен, и мудростью он обладал изначально. То есть первый человек знал, что существует добро, и существует зло. Но дело в том, что теоретическое и практическое знание — это ведь не одно и то же. Зло часто облечено в привлекательную «упаковку», как волк — в овечью шкуру. Оно искушает человека постоянно, на протяжении всей жизни. Устоять против соблазна — единственное требование, которое предъявляет нам Всевышний. Адам и Ева понимали: то, что они делают, есть зло. Но соблазн стать равными Творцу оказался сильнее. Теоретические познания о добре и зле Адам и Ева решили подтвердить на практике, не поверив Тому, кто их создал, то есть, иными словами, предав Его.

Древо познания Господь создал для того, чтобы убедиться, что люди способны отвратиться от зла в силу своей веры в Него, доверия к Нему. Адам не прошел испытания. Скорее всего, творец простил бы первым людям их грехопадение, если бы они ужаснулись содеянному и раскаялись. А что сделали Адам и Ева? Они почувствовали страх и стыд — первые признаки нечистой совести. Они спрятались в кущах сада, боясь показаться на глаза Создателю А когда ответ держать все-таки пришлось, стали винить в своем проступке других: Адам— Еву, а Ева — змея. Но и это еще не все. Адам обвинил и самого Творца, ведь это Он дал Адаму такую жену… О каком раскаянии в таком случае могла идти речь?

Послушавшись дьявола, человек отрекся от Бога и остался один. Хорошо сказано об этом у святителя Феофана Затворника: «Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в самих себе заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни».

Отринув от Бога, человек стал жалким и уязвимым. В страхе прятался он в зарослях Эдема. Оставаться такому человеку в раю дальше стало бессмысленным, рай— это место единения человека с Создателем. С Богом человек обретает бессмертие, а без Него становится жалкой игрушкой в дьявольских лапах. Каждое новое поколение не приближало человечество к возвращению в свой первый дом, а отдаляло от него. Семена зла, эгоизма, лжи и предательства, посеянные нашими прародителями в раю, проросли, и растения эти цветут пышным цветом.  Духовное несовершенство первых людей, результат их легкомыслия отразился на всех потомках Адама и Евы. Вкусив плод с древа познания, прародители не умерли физически— они погубили будущее человечества, сделав его порочным. Можно сказать, запретное яблоко изменило генетический код человека, и из подобного Творцу существа он превратился в жалкое подобие задуманного Создателем Венца Творения. Яд сорванного по наущению дьявола яблока не убил Адама и Еву, но отравил их самих и все их потомство. Поэтому вся последующая история человечества — жуткий «коктейль» из войн, убийств, насилия, лжи и страшных предательств. Иуда, предавший Христа за тридцать сребренников — также результат этого отравления. Не Бог наказал человечество, а первые люди, которые сами решили судьбу своих потомков. Поэтому каждый несет ответственность за содеянное Адамом и Евой.

До и после Мазаччо

Такие сильные эмоции до Мазаччо изображал лишь один художник – Джотто. За 100 лет до него мы видим отчаяние и горе у скорбящих ангелов над мертвым Христом.

Джотто. Оплакивание Христа (деталь). 1305. Капелла Скровеньи, Падуя. Thetimes.co.uk.

Мазаччо продолжил дело Джотто столетие спустя и попытался изобразить настоящую драму.

А вот после Мазаччо не сразу все получилось с эмоциями у других мастеров. Ренессанс XV века — это больше уравновешенность, нежели буря страстей. Именно такое спокойствие мы и видим у Фра Анджелико.

Художник следующего поколения, Андрея Мантенья, все же пытался работать с эмоциями. Однако выходило у него не очень убедительно. В плане физиогномики выражения лиц его героев откровенно странные.

Мантенья. Христос — страдающий спаситель. 1488-1500. Национальный музей Штутена в Кунсте, Копенгаген. Wga.hu.

И только у Тициана получилось изобразить эмоции, которым поверил бы Станиславский.

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Однако у Тициана есть одно НО. Отчаяние святой… идеализировано. Все-таки Святая Магдалина красива даже в своём раскаянии. Еву Мазаччо вы не назовёте красивой. По крайней мере, эмоции ее не красят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector