Иконостасы
Содержание:
- Устройство иконостаса в доме
- Царские врата иконостаса
- Иконостас своими руками
- Иконы для домашнего иконостаса
- Нюансы крепления
- Какие бывают в современных храмах и как расположен
- Что следует знать, приобретая икону либо заказывая иконописцу
- Где и как устроить домашний иконостас
- Что такое иконостас?
- История появления и развития
- Куда пойти учиться?
- Какие места не подходят для размещения икон?
- Необходимые материалы и инструменты
- Иконостасы храмов, выполненные мастерами братства. Россия, Египет, Казахстан, Украина, Финляндия.
- Праздничный ряд.
- Традиции и современность
- Символика
Устройство иконостаса в доме
Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.
В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения
Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке
Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.
Домашний иконостас
Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.
Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.
Об иконах:
- Можно ли ставить иконы в спальне
- Кто и как пишет иконы для церкви
- Как выбрать венчальные иконы
Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.
Царские врата иконостаса
В центральной части иконостаса располагаются Царские врата. Предполагается, что иконостас помогает понять содержание и смысл происходящего в храме богослужения, он призван наглядно демонстрировать, что верующие на своих путях духовной жизни не одиноки – им помогает тот, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с ними. В самом нижнем ряду располагаются Царские врата как образ дверей в рай. По бокам Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери.
Центральная часть иконостаса с царскими вратами. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях
Второй иконой справа от Царских врат иконостаса всегда располагается образ, изображающий святого (или событие), в честь которого освящен храм. То есть чтобы узнать, как называется и в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на вторую справа от Царских врат икону
Правая часть иконостаса. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях
Иконостас своими руками
В каком месте квартиры устраивать домашнюю молельню, мы разобрались. Теперь поговорим о ее создании. Это важный этап, к которому нужно подходить с чистой верой и открытой душой.
Выбор полки
Сегодня уже готовый «красивый угол» возможно отыскать практически в каждом мебельном салоне или изготовить по собственному эскизу на заказ. Однако многие православные верующие предпочитают делать его своими руками, вкладывая в изделие искренние молитвы и душу.
Как правило, иконостас украшают художественной резьбой, инкрустацией или используют несколько цветов. Материал, из которого будет сделана конструкция, существенной роли не играет. Также неважна и форма: полки могут быть угловыми или обычными.
Перед тем как приступить к работе, следует сделать схематические чертежи. Иконы должны располагаться на отдаленном расстоянии друг от друга, чтобы минимизировать риск возгорания от зажженной свечи или лампадки. Вешают конструкцию обычно на уровне глаз, чтобы было удобно общаться со святыми. Под полочками можно установить низенький столик или тумбочку, чтобы разместить Евангелие, Библию, святую воду и другую церковную атрибутику.
Самодельная полка для иконостаса
Расположение икон
Находясь в церкви, вы наверняка замечали, что иконостас устроен по строгим канонам. Эти же правила необходимо соблюдать и для домашней молельни. Она должна состоять из пяти рядов, где святыни будут расположены согласно общепринятой иерархии:
- поверх всех образов располагается крест;
- по центру размещают лик Иисуса Христа, над которым ставят икону Святой Троицы;
- справа от Спасителя располагают образ Пресвятой Богородицы;
- по обеим сторонам от главных святынь размещают дополнительные лики.
Священнослужители советуют придерживаться единого стиля при оформлении «красного угла», однако для домашней молельни сделать это практически невозможно. Зачастую святые образы покупаются поодиночке или дарятся гостями, а потому далеко не всегда имеют одинаковое оформление. Это не является нарушением принятых православных канонов, так как молятся не изображениям, а святым, написанным на них. Не нужно гнаться за модой, стремясь сделать из домашнего иконостаса стильный предмет интерьера. Обустраивать его надо только с искренней верой и открытым сердцем.
Дополнительные образы
Православные верующие редко ограничиваются основными ликами при обустройстве «красивого угла». Так как каждый христианин сам выбирает, кому молиться, церковь не устанавливает строгих правил по поводу количества образов. Как правило, рядом с главными святынями христиане размещают и другие иконы:
- ангелов-хранителей – для защиты всех членов семьи;
- Пантелеймона Целителя – чтобы помочь в избавлении от болезней;
- Февронии и Петра – помогают сохранить семейный лад, уют, гармонию, благополучие;
- Блаженной Матроны Московской – для излечения от тяжелых заболеваний.
Рядом с главными святынями христиане размещают и другие иконы Домашняя молельня – это кусочек православной церкви, куда может обратиться любой член семьи, если случилась такая необходимость
Со времен Древней Руси обустройству «красного угла» уделяли особое внимание, а потому практически все традиции дошли до наших времен низменными
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Иконы для домашнего иконостаса
Многие люди очень много внимания уделяют форме и виду святого уголка. Но на самом деле намного важней его формы — это правильное расположение икон. В этом вопросе уже традиции не обойти. Как правило традиционно иконостас состоит из двух икон. Это образ Спасителя и Божией Матери. Они обязательно должны быть в каждом доме.
Из всех видов образов Спасителя выбирают иконы с поясным изображением. Что касается икон Богородицы, то отдают предпочтение «Одигитрия», иконе «Умиление».
Если у верующих есть желание в доме разместить больше двух икон, то не обойтись изображения Святой Троицы и других известных святынь. Тут уже все зависит от личных пожеланий владельцев помещения.
Еще из древних времен особое место занимает образ Николая Чудотворца, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, пророк Илья и т.д. Нужно отметить, что очень хорошо, когда в доме присутствует икона Неопалимая Купина. Она оберегает дом от пожаров. Также рекомендуется обзавестись иконами с именами жильцов дома.
Нюансы крепления
Крепление полки под иконы осуществляется с помощью дюбелей. Первоначально петли устанавливаются на изделие, затем вся конструкция прикладывается к стене и отмечаются места отверстий. После чего дрелью подготавливаются углубления и вкручиваются дюбели. Затем навешиваются кронштейны или скобы. Избежать излишнего загрязнения при просверливании отверстий для полки под иконы можно двумя способами. При наличии помощников достаточно воспользоваться пылесосом, подставив трубу к месту работы дрелью, и весь мусор исчезнет в недрах пылесоса. Работа с полкой под иконы в одиночестве вынуждает воспользоваться другой хитростью. Из четырех альбомных листов (по количеству подготавливаемых отверстий) скручиваются конусообразные фигуры (попросту кулечки). Затем с помощью скотча они прикрепляются под точками, намеченными для сверления. Такое нехитрое приспособление предотвратит излишнее засорение пола во время крепления полочки под иконы.
Важно! Полка фиксируется достаточно высоко, примерно на расстоянии 50-80 см от потолка, так как по православным канонам иконы должны находиться на уровне или выше глаз человека и возвышаться над остальными предметами декора. Что еще следует учесть при установке полки под иконы:
Что еще следует учесть при установке полки под иконы:
- отсутствие в непосредственной близи картин или других декоративных элементов;
- применение подсвечников обязывает позаботиться о мерах пожарной безопасности: рядом не должны находиться горючие и легковоспламеняющиеся материалы (шторы, бумага и др.).
Какие бывают в современных храмах и как расположен
В храмах наших дней строение иконостаса, наряду с прочими религиозными аспектами, подчиняется определенным традициям. Формирование последовательности икон, а также количества ярусов в большинстве случаев зависит от того, какими являются характерные особенности храмовой архитектуры в том или ином случае. В священных сооружениях с низкими и плоскими потолками целесообразно делать иконостасы невысокие, с одним-двумя ярусами. Для концентрирования внимания верующих на красоте и величии росписи апсид в алтарях обустраивают иконостасы, которые состоят из трех ярусов. В прочих ситуациях сооружают классические иконостасы — то есть, пятирядные. В священных обителях на территории России и Украины встречаются шести- и семиярусные иконостасы. Иконы в этих двух верхних рядах посвящаются страстям.
Что следует знать, приобретая икону либо заказывая иконописцу
Сегодня не сложно заказать или приобрести иконы канонического письма. Конечно, стоят они недешево, но надо помнить, что такое священное изображение приобретается на всю жизнь и будет передано потомкам. Заказывая иконы новообрядческим иконописцам, не следует забывать, что даже лучшие из них, умеющие писать в необходимой канонической манере, крайне невнимательны к частностям и часто допускают досадные ошибки в перстоложении, символике деталей, одежде и облачениях и т. п. Особенно следует быть внимательным к надписям. Нередко доводится видеть работы современных новообрядческих иконописцев, включая «точные» списки с древних икон с надписаниями «Иисус» (надо — «Исус»), «Давид» (надо — «Давыд»), «Николай» (надо — «Никола»), которых, разумеется, не было на оригиналах.
Старообрядческое и новообрядческое письмо (слева и справа, соответственно)
Если средства пока не позволяют заказать или купить писаную икону, то лучшим выходом из положения станет приобретение медных, литых икон. Тем более, что выбор литья сегодня очень богат, а самые дорогие и качественные литые иконы дешевле самых дешевых писаных. Существует также рынок старинных икон. Однако цены на них ограничивают их использование в домашних моленных.
Складень трехстворчатый «Малый Деисус». Медный сплав, литье
Где и как устроить домашний иконостас
Стоит отметить, что в храме иконостас размещается во внутренней центральной части помещения. Он украшен позолотой, с помощью чего и создается особая атмосфера в храме. Делается это для того, чтобы выделить алтарь с остальным пространством в храме.
Церковь размещает алтарную часть в восточной стороне. Соответственно перед тем как расположить домашний иконостас, необходимо в доме выбрать угол именно в восточной стороне. Если по каким-то причинам в том угле вы не можете расположить иконы, тогда необходимо найти приближенный к нему угол.
На практике очень сложно придерживается именно такой традиции, поэтому она не является обязательной. Как правило место под иконостас выделяют в самой большой комнате. Самое главное условие, которое очень важно соблюсти это достаточное количество места перед «красным уголком». Там должно помещаться как минимум два молящихся человека
Считается недопустимым, когда в комнате с таким уголком соседствует телевизор или компьютер. Также не рекомендуется рядом с ним размещать и другие электронные блага цивилизации.
Что такое иконостас?
Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь – мир горний, то иконостас – мир земной.
Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».
А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».
Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа — Иоанн Предтеча.
В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.
И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется «местный ряд», по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах — икона «Благовещение» (где Архангел Гавриил сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат — иконы Спасителя и Богородицы.
Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от Царских врат находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны
История появления и развития
На древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошным строением. Она протягивается по направлению от северной к южной храмовой стене, тем самым отделяя алтарь от основного помещения. В составе иконостаса может быть от одного до семи рядов православных икон. Наиболее часто встречаются пятиярусные варианты.
Появился иконостас с целью ограждения комнаты с алтарем основного храмового помещения, своеобразного разделения между двумя началами — земным и священным божественным. История гласит, что самые первые своеобразные парапеты появились в далеком четвертом столетии.
Когда христианство получило легальный статус, в церковь стало приходить множество новых верующих, степень воцерковлевания которых оставалась недостаточно высокой. Именно поэтому в целях предотвратить вероятное непочтительное отношение было решено оградить жертвенник и престол путем установления специальной препятствующей перегородки.
Изначальные алтарные преграды по своему внешнему виду напоминали заборчики незначительной высоты или колонный ряд. В его верхней части нередко устанавливался брус поперечной формы, который назывался архитравом и был увенчан крестом. Поскольку такое ограждение было не очень высоким, роспись алтарных апсид не исчезала из поля зрения верующих. Во время чтения молитв они могли легко наблюдать за алтарной комнатой.
Позже крест заменили иконами. Первоначальное расположение икон выглядело приблизительно таким образом — в центре иконографическое изображение Праздника Благовещения Богородицы, по бокам — изображения Христа Спасителя и Божией Матери, а далее, по бокам от них — икона святого, почитаемого в местности расположения храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, в честь которого данный храм был назван). Многоярусный иконостас классического вида впервые появился в Православной Русской Церкви.
Согласно сохранившимся документальным сведениям, иконостас, насчитывавший четыре яруса, датируется первой половиной пятнадцатого столетия. Он был установлен в Успенском Соборе в городе Владимире, а его росписью занимались знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в лик святых. К завершению пятнадцатого века иконостасы подобного вида и строения получили повсеместное распространение. Пятый ряд в иконостасе впервые возник во второй половине шестнадцатого столетия. С седьмого столетия количество ярусов увеличилось еще на два яруса.
Куда пойти учиться?
В учебных заведениях разработке иконостасов специально не учат. Есть признанные люди, у них можно учиться. Это тот же отец Зинон, Андрей Анисимов , это я, в конце концов. У меня довольно много молодых ребят работает. Дети мои сейчас много занимаются орнаменталистикой.
Но на самом деле здесь вопрос к самому человеку. Если ему захочется творить, если каждое утро он будет просыпаться и думать: «Если в этом месте сделать не красненьким, а синеньким, а?». И уже нет мочи в кровати лежать, вскакиваешь, бежишь, что-то записываешь… Уже потом начинаешь жить — молиться, принимать душ, завтракать, но все время при этом прокручиваешь какие-то мысли о своей работе. Если есть у человека такое желание, и горят глаза, то пройдет очень мало времени — и начнется эта жизнь. И место, где учиться, человек обязательно найдет.
Вот, возвращаясь к работе у отца Зинона, вспоминаю. Я полгода ни копейки не получал вообще. Потом положили мне оклад 120 рублей. И все остальные получали столько же, кто-то максимум 180. Но мы там ночевали, мы считали, что занимаемся самым важным делом в этом мире. Мы были категоричны, но это составляло нашу жизнь.
И сейчас я понимаю, насколько для меня важна работа. В прошлом году у меня был перерыв в связи с болезнью, и я просто места себе не находил, пока не начал опять работать, очень уныло мне было и грустно. А когда какие-то пошли заказы, и востребованность появилась, тут я ожил.
К сожалению, я сужу и по моим детям, у молодых людей глаза не горят. Они делают все, но у них совершенно иные жизненные ориентиры. Я не говорю, хорошие или плохие, просто другие. Они привыкли, что всю жизнь у меня эти кальки, все валяется, разбросано, я всю жизнь этим занимаюсь. В детстве я их возил на работу, показывал, как устанавливаются иконостасы. Они всегда мне помогали и помогают сейчас. Двое занимаются орнаментами, третья помогает с договорами, поскольку учится по этому направлению. Но для них это не стало естественным воздухом, как для меня. У них просто есть в голове то, что это «надо» сделать. И молодые ребята, которые ко мне приходят, кто-то с большим интересом, у кого-то маленькие задачи. А той атмосферы, как была у нас тогда, к сожалению, нет.
Какие места не подходят для размещения икон?
К сожалению, далеко не во всех современных квартирах и домах планировки позволяют создавать полноценные иконостасы. Найти подходящий укромный уголок для размещения образов может быть довольно сложно. Не огорчайтесь, если вам не удается разместить икону не в том месте, в котором советуют правила. Однако старайтесь избегать:
- соседства образов с бытовой техникой. Исключением из правила может быть лишь случаи, когда икона ставится на столе рабочего кабинета, в котором человек пользуется компьютером. Ни в коем случае не ставьте изображения святых на стиральную машинку, холодильник или кухонную вытяжку;
- тесного контакта иконы и батареи или радиатора. Нагревательные приборы могут привести к преждевременной порче образа, высушить его, обесцветить краску и сделать непригодным для использования в молебном процессе;
- размещения иконы на сквозняке. Данный момент считается слишком неуважительным по отношению к Святым, изображенным на образе;
- смешения икон и различного декора. Икона ни в коем случае не должна стоять в одном ряду с книжками, календарями, рамками для фото и статуэтками. Вещи, не имеющие с верой ничего общего, должны быть отделены от святых образов.
Необходимые материалы и инструменты
Для изготовления угловой полки используется древесина различных декоративных пород – например, дуба или вишни. Менее дорогостоящим материалом будет сосновая доска. Помимо дерева можно также использовать фанеру или ДСП. Толщина доски может варьироваться от 1,5см до 2,5см. Также понадобятся дощечки небольшой ширины для того, чтобы выточить опоры.
Для работы понадобятся следующие инструменты:
- рулетка или линейка;
- пила-ножовка;
- наждачная бумага для дерева;
- электрический лобзик;
- элекродрель;
- саморезы;
- столярный клей;
- лак для древесины.
Необходимые инструменты
Для крепления готовой полки к стене также понадобятся сверла по камню, металлические уголки или петли, саморезы с дюбелями.
Иконостасы храмов, выполненные мастерами братства. Россия, Египет, Казахстан, Украина, Финляндия.
Каталог иконостасов разделен на две части — в Каталоге иконостасов находятся последние работы, в Архиве иконостасов — выборочные работы Братства за предыдущие десять лет.
• Продолжение Каталога иконостасов — Архив иконостасов
В разделе детальные изображения иконостасов на масштабируемых изображениях можно рассмотреть узоры резьбы в мельчайших подробностях.
• Детальные изображения иконостасов
- Иконостас и Горнее Место в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Саранск.
- Иконостас, придел и убранство часовни в церкви Рождества Христова с. Шовское, Липецкая обл.
- Иконостас и придел в храме в честь Спиридона Тримифунтского, пос. Луховка, Саранск.
- Иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы. Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь.
- Иконостас в храме Серафима Саровского, г. Курчатов.
- Гальванический иконостас и убранство в Успенской церкви (Зачатьевский монастырь), г. Москва.
- Иконостас в Соборе Казанской иконы Божией Матери, г.Ставрополь.
- Иконостас и убранство Храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в поселке Санаторий «Подмосковье» г.о. Домодедово.
- Иконостас и убранство Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты, Казахстан.
- Иконостас Казанского кафедрального собора города Элисты, Калмыкия.
- Иконостас верхнего храма Богородицерождественской церкви в Костино, г.Королев, Моск. обл.
- Иконостас в приделе прп. Иулиании в Рождественском соборе, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.
- Иконостас в приделе Димитрия Солунского в Рождественском соборе, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Курская-Коренная пустынь, м.Свобода, Курская обл.
- Благовещенский кафедральный собор, г.Воронеж.
- Сень в алтаре Благовещенского собора, г. Воронеж.
- Преображенский собор Ново-Валаамского монастыря, Финляндия
- Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, г.Москва
- Троицкий храм в Мансурово, Курская обл.
- Тихвинская церковь, г.Фатеж, Курская область.
- Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Курск.
- Иконостас Никольской церкви, село Крюково, Московская область.
- Иконостас Вознесенской церкви, село Раменье, Московская область.
- Храм святителя Луки при военном госпитале им.Вишневского, г.Красногорск, Московская обл.
- Храм прп.Симеона Столпника (Введение во храм Богородицы) на Поварской (Новый Арбат), г.Москва
- Иконостасы в соборе Преображения Господня в Калужской Свято-Тихоновой пустыни.
- Иконостас храма в честь прп. Марии Египетской в Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
- Оформление интерьера в храме Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтечинском скиту.
- Оформление интерьера Иверской часовни у Воскресенских ворот на Красной площади в Москве
- Церковь Николая Чудотворца, с.Белый Колодезь, Белгородская обл.
- Иконостас церкви Иоанна Предтечи в Алексиевском монастыре, п. Золотухино, Курская обл.
- Иконостас Алексиевской церкви в Алексиевском монастыре, п. Золотухино, Курская обл.
- Иконостас Покровского храма, с.Нижняя Колыбелька, Липецкая область.
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.
- Иконостас Резиденции Московских Патриархов и Митрополитов, г. Москва.
- Церковь Воскресения Словущего, г.Павловский Посад, Московская обл..
- Царское место в Троицком соборе, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, г.Кострома.
- Храм во имя Святой Троицы, иконостас в приделе свт.Николая, г.Щигры, Курская обл.
- Храм равноапп.Кирилла и Мефодия, Курский Государственный Университет, г.Курск
- Храм вмч. Георгия Победоносца, г. Видное, Московская обл.
- Храм святого великомученика Георгия Победоносца, космодром Байконур, Казахстан.
- Церковь Преображения Господня, г.Люберцы, Московская обл.
- Феодоровская церковь, Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь, Коломенский район, с.Старое Бобренево, Московская обл.
- Храм Покрова Богородицы, с.Покровское, Орловская обл.
- Храм апостолов Петра и Павла, г.Санкт-Петербург
- Храм Косьмы и Дамиана в Китай-городе, г.Москва
- Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник, Свято-Успенский мужской монастырь, г.Одесса, Украина.
- Иконостас в Братской трапезной, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
- Храм Иоанна Крестителя, г.Когалым, Сургутский район Ханты-Мансийского автономномного округа Тюменской обл.
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Можайском Лужецком Ферапонтовом монастыре, г.Можайск, Московская обл.
- Соборный храм Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина.
- Интерьер храма вмч. Димитрия Солунского, с. Малахово, Раменский район, Московская обл.
Праздничный ряд.
Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Однако праздничный ряд – не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.
Традиции и современность
Даже в древние времена, когда за веру православных крестьян преследовали власти, они все равно обустраивали в доме почитаемое место для икон. Его еще в народе называют «красный угол». Как правило такой уголок имел месторасположение по диагонали от входной двери. Делалось это специально для того, чтобы входящий в дом мог сразу увидеть святые образа перекрестится перед ними и поклонится.
В доме к этому месту всегда относились по-особому.:
- В нем всегда было чисто;
- Там ставили цветы и украшали его как могли;
- Кроме того, там же ставили церковные свечи и зажигали при необходимости лампадки.
С тех прошло уже достаточно много времени, но содержание в доме красного уголка практически не изменилось. В нем по-прежнему ставят святые образа. Его также украшают вышитыми рушниками и ставят как живые, так и искусственные цветы. Как уже упоминалось выше священные церковные свечи и лампадки также хранятся рядом с иконами. Также тут принято хранить священные масла.
А вот касательно святой воды, то тут уже на усмотрение хозяина. Она может стоять как рядом с иконами, так и в другом месте. Главное, чтобы ее пили для укрепления духа утром натощак, сразу после молитвы.
Очень важным моментом является лампада для домашнего иконостаса. Ее нужно зажигать во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам. Нив коем случае нельзя рядом с иконами ставить фотографии известных священников, старцев и праведников. С точки зрения священнослужителей, это неправильно. Так как фотография является отпечатком земной жизни человека.
Символика
Построение и структура иконостаса регулируются церковными традициями, но при этом их архитектура, стиль и вид могут различаться. При этом все равно прослеживается определенная символика:
- Распятие — это символ смерти Христа, благодаря которой человек имеет вечную жизнь. Оно всегда располагается на вершине перегородки, венчая всю историю взаимоотношений человека и Бога.
- Каждый чин — это определенный этап в истории Церкви, начиная с сотворения мира и заканчивая Небесным Царством.
- Центральная икона в ярусе является определяющей тематику, именно по ней можно понять, какой это чин.
- В центре каждого чина находятся образы Иисуса Христа и Святой Троицы — именно Господь является центром Вселенной и человеческой жизни. Поэтому в любом иконостасе прослеживается четкое расположение этих образов один под другим сверху вниз.
- Тематика образов Богородицы на каждом ярусе соответствуют общей теме, так на Деисусе это «Заступница», молящая о милости для грешников, а на Пророческом — это «Знамение», подтверждающее все пророчества о пришествии Мессии.
При этом стиль иконостаса в целом, а также стиль икон и их наполнение могут существенно отличаться от храма к храму. Так, изображение Тайной Вечери могут заменить «Воскресением Христовым», а образа праздников — картинами из цикла «Страсти Христовы».