Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления

Содержание:

Примечания

  • Почти во всех монастырях сотницы совершались отдельно от канонов повечерия, и если совершались в храме, то через некоторое время после повечерия или после вечерней трапезы.
  • Там, где каноны не совершались на повечерии или кто не мог быть на повечерии, то каноны совершали в келлии.
  • Начало келейного правила лучше совершать по Псалтири.
  • Оканчивать сотницы желательно как показано выше, по уставам Саровскому и Юрьевскому: “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, что делалось во многих обителях.
  • В Рижском уставе “Молитвами святых отец наших” поставлено после “Отче наш”. Это предначинательная молитва монахинь, вместо священнического возгласа: “Благословен Бог наш”.

Распечатать

Главная цель монаха

Цель иночества (монашества) — достижение нравственной духовной силы ради спасения души собственной и душ всех православных христиан. Монашество представляет великий подвиг нравственного служения миру. Оно оберегает мир, молится за него, молитвенно заступается за грешных людей. Главная, и неоценимая, цель и заслуга перед обществом монаха заключается в постоянной молитве о Церкви, об отечестве, о живых и умерших христианах. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Иноки — есть жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе отраду».

Присутствие в стране монахов, монастырей показывает нравственную силу православного народного духа. Русские люди всегда любили монастыри. Если где-то создавался монастырь — они селились вокруг него, возникал посёлок, который зачастую вырастал в большой город. Пример тому — Сергиев Посад, Кириллов, Суздаль и другие города.

Родился святой Серафим в 1754 году, в то время, когда Российская империя пережила 6 императоров

Родился святой в 1754 году, и жил он в то время, когда Российская империя пережила шесть императоров.

Серафим Саровский думал не о царях земных, а о Царстве Вечном.

Вся жизнь святого, была наполнена внутренними подвигами, которые показывали, что при истинном соединении с Богом силы человека поистине неисчерпаемы, а благодать может так освятить человека, что даже дикие животные сами пойдут на поклонение. А также никакие разбойники — ни небесные, ни земные, не будут никогда страшны.

Однажды в лесу во время подвигов, на преподобного Серафима Саровского напали разбойники. Грабителя сильно избили его, на его теле было множество ран, но он все равно остался жив. Как говорил святой, в эти дни, ему часто являлась Божия Матерь и успокаивала его. Это предавало ему сил

Еще с самого детства с мальчиком происходили странные события, например, когда он в 7 лет упал с высокой колокольни, но при этом остался жив. В то время, когда святой в жил в лесу, к нему приходили ночью зайцы, лисицы, волки, змеи.

Он всех их кормил, и при этом кушанья хватало на всех. Как говорил сам святой Серафим Саровский, сколько бы он не давал хлеба животным, он чудесным образом не убавлялся в его корзине.

Святой Серафим Саровский никогда не стремился творить какие-либо чудеса, но в любом явлении он видел щедрость и Любовь Господа. Также стоит вспомнить случай, когда в лесу во время подвигов, на преподобного Серафима Саровского напали разбойники.

Грабителя сильно избили его, на его теле было множество ран, но он все равно остался жив. Как говорил святой, в эти дни, ему часто являлась Божия Матерь и успокаивала его. Это предавало ему сил.

О монашеской жизни

Монашеское правило жизни включает в себя полное смирение и отсечение воли собственной. Насельники монастыря подчиняются игумену или игуменье, на каждое действие беря благословение у них. Из монастыря нельзя выйти по собственному желанию, только с разрешения настоятеля (с благословения).

Коротко об одном дне из жизни монаха:

  • Утренний подъем ранний, в различных монастырях его время зависит от начала Богослужения. Где-то службы начинаются в 4:30 утра, где-то в 5:00 утра, а в иных обителях в 6:00 утра. Небольшое послабление бывает по воскресениям, когда начало Литургии сдвигается на час вперед в том случае, если служба одна. Если же их две, то монашествующий может прийти на позднюю.
  • После службы наступает время завтрака. Монах отправляется в трапезную, где очень быстро вкушает пищу. Скорость зависит от того, надо ли идти ему на послушание или нет. Если такая необходимость имеется, кушать приходится в темпе.
  • Послушание бывает разным, у каждого монашествующего оно свое. На послушание назначает игумен монастыря или благочинный. Последний является «заместителем начальника», если говорить привычным мирским языком. Под начальником подразумевается, как мы понимаем, игумен.
  • Послушание прерывается только для того, чтобы принять участие в обеденной трапезе. После чего монашествующий возвращается к своему занятию.
  • Иногда после обеда или утренней службы выделяется время на отдых. Его не очень много, от силы час-полтора. У некоторых из братии такое время отсутствует ввиду специфики послушания, у кого-то его довольно много, опять же, по этой причине.
  • Те, кто заканчивают свое послушание к вечерней службе, отправляются в храм. Остальные продолжают трудиться, если послушание не может быть оставлено до следующего дня. Например, в церковной лавке или в кафе для паломников, которое сейчас есть при каждом монастыре почти, или в гостинице.
  • После вечернего богослужения начинается монашеское молитвенное правило. Мирянам на нем запрещено присутствовать, поэтому о его текстах знают только насельники обители.
  • После правила монах идет в свою комнату. Запрещены праздные гулянья по территории монастыря. Исключением является вынос мусора, ибо контейнеры расположены вдали от корпусов с кельями, и монахи могут прогуляться в это время, пока идут до них.

Келейное правило

По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом».

Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия.

Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением брата, телесными силами и исполняемыми послушаниями. На исполнение келейного правила необходимо выделять определенное время в течение дня, согласно уставу обители.

Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность»

и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.

Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений.

При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью.

Игумен должен тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, его усердию и постоянству в совершении молитвы.

Келейная молитва — чтобы молиться дома, общественная — на богослужениях

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.

Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.

Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.

Утренние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Богородице Дево».
  5. «От сна восстав».
  6. «Помилуй мя, Боже».
  7. «Верую».
  8. «Боже, очисти».
  9. «К Тебе, Владыко».
  10. «Святый Ангеле».
  11. «Пресвятая Владычице».
  12. Призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.

Вечерние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Помилуй нас, Господи».
  5. «Боже вечный».
  6. «Благаго Царя».
  7. «Ангеле Христов».
  8. От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.

Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Как живут монахи

Родиной монашества считается Египет, а его учредителем — преподобный Антоний Великий, основавший иноческое отшельничество. Монашество на Руси началось практически вместе с принятием христианства — в конце X века. Отшельники стали объединяться, жить, молиться и трудиться совместно, так появились монастыри. Обители, где проживают несколько сотен монахов, стали называться лаврами. В каждом монастыре действует свой распорядок жизни, свои правила. Отсюда появился термин — монастырский устав. Жизнь в монастыре размерена, однообразна. Все монахи трудятся во благо общего дела. Такие работы называются послушанием.

Уединяясь от мира ради обретения нравственного идеала, иноки оказывают благостное влияние на мирских людей. Они всегда помогают нуждающимся людям. Никогда не отказывают в духовной помощи. Обеспечивая собственным трудом свои нужды, монахи всегда делятся средствами пропитания с неимущими людьми. Самоотверженно жертвуют собственную жизнь Богу посредством усердной, искренней молитвы, праведных трудов.

Видео: Как живут современные послушники

Молитвенное правило для мирянина

Олег

Дорогой о.Олег, Какое келейное молитвенное правило должно быть у мирянина для стяжания благодати Святаго Духа?

Ответ отца Олега Моленко:

Молитвенное правило для мирянина должно быть живым, соразмерным, действенным и работающим. Главное — это молитвенное качество, при глубоком внимании, и покаянное чувство, предстоящее Живому и присутствующему на молитве Богу (невидимому, непредставляемому и невоображаемому).

Известное правило, состоящее из утренних и вечерних молитв, составленных святыми отцами Церкви, дано как ОБРАЗЕЦ! Мы же должны по заповеди Господа: ищите и обрящете, искать СВОЕ правило, т.е. правило, работающее именно для нас и подходящее для нашего сегодняшнего состояния. Главным в своем правиле мы должны стараться иметь покаянный дух, выражаемый доходящими до нашего сердца понятными нам словами! Молитвы покаянные мы можем выбирать из всего богослужебного богатства Церкви. Они не должны быть длинными и сложными. Не надо также увлекаться красотой святоотеческого слога и недоступного нам высокого их состояния духа, из которого они писали святые свои молитвы.

Например, мы находим в Правиле слова: «воспевать в сердцах своих Господеви!». Это очень великое и высокое духовное состояние святого человека, достигшего внутренней свободы и полного безстрастия. Это состояние никак не идет к нам. Вот почему и прекрасная молитва, из этого состояния написанная, не работает у нас. Мы не переживали в опыте своем подобного состояния, да и не способны еще пережить его. По этой причине святая молитва не может затронуть нашего сердца и возбудить в нем СООТВЕТСТВУЮЩЕГО МОЛИТВЕ ЧУВСТВА.

В этом случае молитва, пропускаемая через ум, будет лицемерна для нашего духа, что приведет нас в состояние самодовольства, самомнения, самоудостоения и ожидание «заслуженной» благодати. Мы не заметим уже, что утратили соль и свет нашей молитвы — ПОКАЯНИЕ, ушли на сторону далече обсасывать гордостные помышления и чувства свои. Поскольку за ожиданием благодати благодати не последует (ибо как известно Бог гордым противится, и только смиренным от сокрушения дает благодать), то дающий цену своим «делам» и «молитвам» труженик, не без помощи бесов, начинает сочинять себе «благодатные» состояния и чувствования. Отсюда один шаг до бесовских «озарений» и прелести.

Если мы будем ум заключать в слова молитвы, а чувство питать покаянным чувством сокрушения, нисколько не помышляя о себе и своем «подвиге», то мы избежим прелести и войдем в благодатное поле спасительного ПОКАЯНИЯ!

Я подбирал для своего правила краткие покаянные и действенные для меня молитвы типа: «Покаяния не стяжах, ниже паки слез, сего ради молю Тя Христе Боже, обратити мя прежде конца и даровати ми умиление (сокрушение)».

Когда появилось «келейное правило»

Евангелие донесло до нас лишь одну молитву, заповеданную Христом — «Отче наш». Но в ней мы произносим слова не от себя, а от собрания верующих. Книга «Деяния апостолов» повествует, что по Вознесении Христа и после Пятидесятницы апостолы пребывали в постоянном общении и совместных молитвах.

Вообще, для христиан первых веков ежедневная молитва была преимущественно общим делом и совершалась «в собраниях», а затем – в храмах. Личная молитва лишь дополняла общую и была лишена какой-либо регламентации. Появление частного правила связано с распространением монашества, начавшемся с IV века.

Основными принципами жизни в скитах были уединение, небольшое количество иноков, духовное наставничество и общее богослужение, совершавшееся раз в неделю и по праздникам. В дни, когда богослужение не совершалось, монахам надлежало молиться келейно, для чего созданы были особые молитвенные правила, довольно большие. Обычно это были в сокращённом виде те же тексты, что прочитывались в храме, но с дополнением небольших молитв.

На Руси первое подобное келейное правило для монастырей создал в XII веке епископ Кирилл Туровский. Он написал цикл неделю из 21 молитвы, рассчитанный на каждодневное чтение. С течением времени такое правило преобразовалось в домашнее правило для мирян. Те тексты, которые составляют современный молитвослов, являлись лишь частью бывшего некогда правила, а нынешнее сформировалось и утвердилось Русской Православной Церковью примерно 200 лет назад.

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц

Текст молитвы Льва Оптинского за самоубиенных Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.

Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.

1925

в этом году написаны молитвы о самоубийцах

Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.

Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Икона “Неопалимая Купина” защитит от пожара

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

Монашество:

Архимандрит Георгий (Шестун)

Таинство монашеского пострига

/Новоначальному

Иерей Иоанн Молдавчук

История формирования чинопоследования пострижения в монашество

/Исследования

сщмч. Серафим Звездинский

О монашеском постриге

/Новоначальному

Элладская Православная Церковь

Уставное положение «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях»

/Правила, уставы

Настольная книга священнослужителя

Последование малой схимы, или мантии

/Новоначальному

Настольная книга священнослужителя

Монашеские обеты

/Новоначальному

Архимандрит Георгий (Шестун)

Таинство монашеского пострига

/Новоначальному

Иерей Иоанн Молдавчук

История формирования чинопоследования пострижения в монашество

/Исследования

сщмч. Серафим Звездинский

О монашеском постриге

/Новоначальному

Элладская Православная Церковь

Уставное положение «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях»

/Правила, уставы

Настольная книга священнослужителя

Последование малой схимы, или мантии

/Новоначальному

Настольная книга священнослужителя

Монашеские обеты

/Новоначальному

Пояснения и примечания к Серафимову молитвенному правилу

Преподобный старец, посвятивший всю жизнь служению Господу, предложил мирянам ежедневно читать коротенькие молитвы. Утреннее моление помогает христианину настроиться на совершение богоугодных дел. Три короткие молитвы можно прочитать всего за несколько минут. Вечерние молитвенные тексты помогают успокоить совесть, очистить душу от греха, заручиться поддержкой Господа.

Как правильно молиться согласно рекомендациям старца Серафима:

  1. Утром прочитать коротенькое утреннее правило.
  2. До обеда мысленно произносить: «Господи, помилуй».
  3. Перед принятием пищи прочитать 3 короткие молитвы.
  4. После обеда мысленно произносить: «Пресвятая Богородице, спаси» и «Господи, помилуй».
  5. Перед сном прочитать утреннее правило.

Перед и после прочтения молитвенных текстов желательно перекреститься. Обращаться к Господу рекомендуется исключительно словами молитв. Запрещено требовать от Спасителя исполнения своих желаний. Господь знает, что даровать христианину для спасения его души.

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни — отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит. Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину. Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу. Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж. Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор. Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге «Несвятые святые» приведено замечательное четверостишие академика Лосева. Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

«Я сын монаха — плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь — труха».

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным — меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;
  • главу из Евангелия;
  • кафизму из Псалтыри;
  • деяния и послания апостолов;
  • пятисотницу;
  • вечерние молитвы;
  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное — чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Правила чтения

Чтение индивидуальных самостоятельных молитв не освобождает человека от посещения Божественных Литургий и участий в литургиях, но, напротив, дает ему больше свободы в познании Бога и помогает на богослужениях быть более открытым, к Слову, и пению. Такие мольбы не столь строги как церковные и позволяют человеку молиться за покойных родственников, совершать поклоны в то время как в Церкви все действия строго подчинены особому порядку и укладу.

Важно! Православный христианин должен чередовать и иметь в жизни оба вида молитв: и келейные в моменты особой духовной нужды и по желанию сердца, а также и храмовые, чтобы быть частью Тела Христова и Святой Церкви. Обычно дома или в келии читаются тексты «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Помилуй мя, Боже», а в храме — «Ангеле Христов», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть» и прочие

В храме они произносятся на церковнославянском языке, а дома на привычном русском

Обычно дома или в келии читаются тексты «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Помилуй мя, Боже», а в храме — «Ангеле Христов», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть» и прочие. В храме они произносятся на церковнославянском языке, а дома на привычном русском.

Пятисотница

Мы не можем привести текст монашеского правила, ибо оно у каждого свое, как отмечалось выше. Но текст пятисотницы читатели увидят, отметим что он дан для общего развития и ознакомления, а не для прохождения на собственном опыте.

  • Первая сотня — молитва Иисусова. Читается она следующим образом: первые десять молитв с земными поклонами после каждой, 20 последующих — с поясными, а оставшиеся 70 читаются с умносердечными поклонами.
  • Вторая и третья сотня такие же, как и первая.
  • Четвертая сотня посвящена Пресвятой Богородице. Читают по образу и подобию первой сотни, с такими же поклонами.
  • Пятую сотню разделяют на две часть. Одна из них в размере 50-ти молитв посвящена ангелу-хранителю, вторая половина — всем святым.
  • Заканчивается чтение пятисотницы молитвой «Достойно есть».

Монашеское правило пятисотницы приводим ниже.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни — отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит. Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину. Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу. Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж. Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор. Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге «Несвятые святые» приведено замечательное четверостишие академика Лосева. Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

«Я сын монаха — плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь — труха».

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

Молитвенное правило Серафима Саровского

Как и кому помогает

Всем, кто с искренним сердцем и чистыми помыслами обращается к Господу нашему, даруется то, с чем мы обращаемся в этих просьбах. Исцеление от болезней, обретение душевного покоя, исполнение желаний. Ведь произнесенные с верой слова обладают особым свойством, а Господь всемилостив. Батюшка Серафим говорил, что все, кто регулярно общаются с Богом, достигнут христианского совершенства.

Правила чтения

Еще при жизни старца паломники шли к нему. Люди признавались, что не всегда могут сходить в храм. Батюшка советовал им завести за правило обращаться к Богу в течение дня. Этот совет мы знаем как молитвенное правило Серафима Саровского для мирян.

Проснувшись, перед иконой прочитать основные молитвы:

  • «Отче наш» (обращение Пресвятой Троице) трижды;
  • песнь «Богородице дево, радуйся» трижды;
  • «Символ веры» один раз.

Повседневные дела можно перемежать общением с Господом. По дороге, на службе до обеда негромко произносите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (-ую). Если рядом есть посторонние, говорите мысленно «Господи помилуй».

Перед обедом и перед сном утренние молитвы снова повторите. Выполняя работу, до сна обращайтесь к Богородице «Спаси мя грешнаго (ую)». Начинайте молиться, перекрестившись.

Текст молитвы

«Отче наш» — основополагающая. С ней мы доверительно обращаемся к небесному Отцу в разных жизненных ситуациях.

Песнь «Богородице дево, радуйся». Матерь Божья является небесной заступницей для всех верующих. Хвалебное воззвание помогает справляться с невзгодами, приобщаться к радости.

«Символ веры» — краткое изложение основ православной веры. Каждая из 12 ее членов содержит один из догматов православия.

Православные четки: общая информация и разновидности

Первые четки появились в монашеских обителях в IV веке. Большинство иноков, служивших Господу, были людьми неграмотными и считать не умели, поэтому такой религиозный атрибут ими использовался для исчисления количества прочитанных молитв. Четки позволяли не отвлекаться на подсчет и благоговейно и вдумчиво совершать молитвенное правило. Этот религиозный атрибут представляет собой веревку, замкнутую в круг, с нанизанными бусинами либо узелками.

Четки сегодня используются не только в православной конфессии, но и в буддизме, мусульманстве и иудаизме, поэтому важно отличать христианский атрибут от других. Русская Православная церковь дает свое толкование предназначения этого предмета:

  • Такой служитель Господа, как Феофан Затворник, утверждал, что во время молитвенного правила время тянется медленно, и минуты кажутся часами, поэтому молодые монахи больше концентрируются на поклонах, чем на произнесении молитв. Такой обряд не позволяет до конца раскрыть перед Богом ум и сердце, а использование четок дает возможность отсчитать необходимое количество текстов и не поддаться соблазну короткой молитвы.
  • Замкнутость православных четок является символом непрестанной молитвы. В том месте шнурка или веревки, где начинается новый круг, крепится крест.
  • В монашестве атрибут считается «духовным мечом», который позволяет отражать атаки лукавого, каждому иноку четки вручаются в момент пострига и посвящения.
  • Религиозный предмет служит напоминанием о непрестанной молитве и поклонении Господу и не позволяет отвлекаться на посторонние вещи во время молитвенного правила.

Лестовка

Эта разновидность четок считается самой древней в православном христианстве. Название «лестовка» означает лестницу и изготавливается в виде пояса, который действительно напоминает по внешнему виду лестницу. Сегодня этот вид практически не используется при совершении молитвенного обряда, его применяют только старообрядцы.

По всей длине четок закреплены так называемые ступени — петли, которые называют бобочки, в них зашивают определенные молитвы. Края лестовок обрабатывают специальными треугольниками, называемыми лепестками. Такие разновидности четок бывают повседневными, праздничными, детскими и венчальными. Также разделяют женские и мужские атрибуты.

Лествица

По внешнему виду напоминает предыдущую разновидность, замкнутую в круг. Состоит лестовка из древесных брусочков, которые обшивают разными материалами — это может быть кожа, мягкая, но прочная, материя. Также этот вид религиозного атрибута изготавливают в виде кожаной полоски, на которую нашивают жгутики. Яркий пример этой разновидности можно увидеть на иконе преподобного Серафима Саровского, святитель держит их в левой руке.

Вервица

Эта разновидность четок представляет собой веревку, замкнутую в круг, на которую нанизаны бусины — их количество варьируется от 10 до 100. Однако встречаются атрибуты в монастырях, на которых более 1000 бусин. Такой предмет в форме круга символизирует непрерывность молитвенного обряда и путь человека к Господу.

Чтобы облегчить счет, каждый десяток бусин разделяется небольшим крестиком либо узелком. Там, где круг заканчивается, прикрепляют большой крест, на конце которого находится кисточка, именуемая воскрилией.

Сами бусинки изготавливают из разного материала — это и стекло, и пластик, и дерево, и даже слоновая кость. Многие православные верующие плетут вервицы самостоятельно в качестве подарка ближнему, однако перед использованием их рекомендуется освятить в церкви.

Как правило, количество бусин на вервицах кратно 10, однако встречаются изделия, на которых 33 бусинки — они символизируют количество земных лет жизни Иисуса Христа.

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным — меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;
  • главу из Евангелия;
  • кафизму из Псалтыри;
  • деяния и послания апостолов;
  • пятисотницу;
  • вечерние молитвы;
  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное — чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Отче наш. Молитва Господня*

(Про­честь три­жды в честь Пре­свя­той Троицы)

Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да свя­тит­ся имя Твое, да прии́дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насущ­ный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, яко­же и мы остав­ля­ем должнико́м нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба́ви нас от лукаваго.

Пере­вод: Отче наш, сущий на небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе. Хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день; и про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; и не вве­ди нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.

Новости:

13 августа 2018

«Положение о монастырях и монашествующих» в печатном виде можно приобрести в канцелярии Синодального отдела по монастырям и монашеству в Троице-Сергиевой лавре и Зачатьевском монастыре Москвы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 января 2017

Пленум Межсоборного присутствия принял «Положение о монастырях и монашествующих»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

26 февраля 2015

Доступна электронная версия материалов Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

08 декабря 2014

Издания Синодального отдела по монастырям и монашеству доступны в удобном формате

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 марта 2014

Вышел в свет сборник материалов международной конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 сентября 2013

Итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 августа 2018

«Положение о монастырях и монашествующих» в печатном виде можно приобрести в канцелярии Синодального отдела по монастырям и монашеству в Троице-Сергиевой лавре и Зачатьевском монастыре Москвы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 января 2017

Пленум Межсоборного присутствия принял «Положение о монастырях и монашествующих»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

26 февраля 2015

Доступна электронная версия материалов Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

08 декабря 2014

Издания Синодального отдела по монастырям и монашеству доступны в удобном формате

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 марта 2014

Вышел в свет сборник материалов международной конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 сентября 2013

Итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector