Храм святого илии

Современное состояние

С 1998 года настоятелем храма является Георгий Куницын. Вместе со своей матушкой он занимается общественной жизнью прихожан. Деятельность настоятеля очень активна: он посещает уроки в местных школах, работает с учениками воскресной школы, которая действует при храме, создал общество православных врачей, участвует не только в службах своего прихода, но и всех часовен в округе.


Пасхальная служба в Свято-Ильинской церкви

Батюшка проводит интересные проповеди в церкви, рассказывает о значениях заповедей Божиих, о значении праздников, работает духовно с прихожанами.

Сегодня храм находится в прекрасном состоянии, действует, принимает прихожан на службы и праздники. В церкви проводят обряды венчания и крещения.

Описание

Здание построено в типичном греко-византийском стиле, если смотреть сверху, то постройка напоминает крест. Снаружи церковь выглядит простовато и блекнет перед другими конфессиональными зданиями Евпатории. На окнах красуются яркие витражи, свойственные грекам, это является единственным украшением.

Самая выделяющаяся часть — колокольня, она построена в три яруса, находится на уровень выше основного здания церкви.

Постройка имеет высокий цокольный этаж, главный вход обрамлен аркой, которая стоит на двух колоннах. Фасады не оштукатурены и выполнены из бежевого известняка. На фоне моря церковь смотрится естественно, абсолютно вписываясь в пейзажи Евпатории.


Колокольня храма святого Илии, Крым

Святые и настоятели

Всего у храма было пять настоятелей:

  • с открытия и по октябрь 1936 года — священномученик Елеазар Спиридонов;
  • с 1942 по 1954 год — Иоанн Улезко;
  • с 1954 по 1962 год — Михаил Севбо;
  • с 1990 по 1992 год — Георгий Куницын;
  • с 1997 по 1998 год — Василий Корнута;
  • с 1998 по настоящее время — Георгий Куницын.

Интересно! Святым покровителем небесным Евпатории и стал священномученик Елеазар Спиридонов. Он был первым настоятелем храма и в годы гонения на христиан был сослан в жесточайшую ссылку, где мученически и погиб.

Как добраться?

Добраться от автовокзала Судака до храма Святого Илии можно на автобусе № 8. Проехав 14 остановок, выйти на остановке «Солнечная Долина» и пройти 600 метров по улице Черноморская. Маршрут для личного транспорта можно по смотреть на карте: Географические координаты: 44.875389, 35.100816

Дополнительно

Поделиться

Адрес

Крым, Судак, с. Солнечная Долина, ул. Черноморская, 2

Информация
Режим работы: 08:00 — 18:00 (Закрыто)
Вид: Храмы и монастыри

Памятник: Культуры, Истории

Храмы и монастыри: Православные

Информация
Режим работы: 08:00 — 18:00 (Закрыто)
Вид: Храмы и монастыри

Памятник: Культуры, Истории

Храмы и монастыри: Православные

Контакты
Телефон: +7 (978) 720 60 80

Архитектура, внутренний облик

К сожалению, проект храма Святого Илии не сохранился. Но, учитывая определенные детали можно с уверенностью утверждать: ним занимался знаменитый евпаторийский архитектор А. Д. Генрих. Все его работы объединяла одна общая черта – графичность фасадов.

Евпаторийская Свято-Ильинская церковь выполнена в греко-византийском стиле. Форма – греческий крест. Стены выполнены из местного известняка, снаружи не окрашены. Отличаются природным цветом. Настоящим украшением стали окна арочного типа. Они в свою очередь облагорожены накладными элементами, витражами. Сложную конструкцию впечатляюще поддерживает сферический купол.

Колокольню храма восстановили только на начале 2000-х годов. Сегодня она выполняет роль входа в церковь. Бронзовый 350 кг колокол установили в 2003. В процессе изготовления сделали памятную надпись: «В честь 2 500 лет Евпатории». Работали над колоколом Днепропетровские мастера. Дополнительные колокола отливались в Воронеже.

Первое, что бросается в глаза внутри – резной иконостас, выполненный В. С. Василюком из липы. Над иконами иконостаса и росписью стен работали мастера художественного коллектива «Анания».

Церковные святыни

В церкви всего три основные святыни, особенно привлекающие прихожан. Это иконы: святителя Луки, пророка Ильи, Елизара. Священномученик Елизар был первым настоятелем храма. В период изъятия храмовых ценностей его община, по его же просьбе, написала письмо в Москву. В нем просилось греческого консула о помощи. Вместо поддержки получили сильное влияние на священника советскими властями.

Отцу Елизару после предъявления обвинения в монархической пропаганде присудили 5 лет ИТЛ (исправительно-трудового лагеря). Он скончался на 5 месяц пребывания на рудниках. В 2000 году Собор Русской Церкви причислил Елизара к лику Святых. Сегодня он считается небесным покровителем города.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,— по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Греческий храм в Евпатории

Сооружение невольно притягивает к себе внимание. Наряду с собором святого Николая и Мечетью Джума Джами это одна из главных достопримечательностей города

Здание выполнено в классическом греко-византийском стиле. Оно имеет характерную крестообразную форму. Купол венчает восьмигранный барабан основного элемента. Выделяется высокая трехъярусная колокольня. Ее высота больше самого купола.

Внешняя отделка достаточно скромная. На восточной стороне здания располагается пятигранная апсида. Главный вход выполнен в виде большой арки, которая опирается своими концами на две полуколонны. Выделяются большие окна с красивыми витражами.

Храм Илии Пророку был построен благодаря Илье Озакову

Илье Озакову многие обязаны, ведь именно он открыл ныне существующий храм, который никогда не закрывался. В советские годы многие церкви в России были снесены с лица земли, но храм Пророка Божия Илии уцелел. Еще с древнейшего времени и по настоящее время храм оглашает колокольным звоном восточные окрестности столичного града. Изначально храм был деревянным, построен был в честь небесного покровителя Илии Озакова.

После была построена каменная церковь, крест которой виден очень далеко. В праздники и в будние дни, в храм стекалось огромное количество народу. Приезжали не только из ближайших деревень, но и приезжали из самой Москвы. Особенно много народу собиралось в престольный праздник, в Ильин день.

Фото времен, когда храм Илии Пророка в Черкизове уже был построен каменный, крест которой виден был очень далеко. Храм был построен в честь небесного покровителя Илии Озакова

Конечно, многие века в этом месте молились и ходатайствовали перед Богом святого Пророка Божия Илию, это и принесло свои плоды. Храм пережил многие войны, революции, а также годы лихолетий и богоборчества. Но в итоге храм все же выстоял.

Есть один момент, который как покажется совсем не такой простой, в центре Москвы, в Обыденском переулке, тогда стоял еще один храм Илии Пророка, который также никогда не закрывался. Можно посчитать это простой случайностью или совпадением, но у многих верующих людей на этот счет совсем другие мысли и точки зрения.

Святитель Алексий, митрополит Московский купил у Илья Озакова это село на свои келейные деньги. После чего куплю закрепил жалованной грамотой у князя Василия Темного. Совсем не случайно в переписной книге 17 века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной».

Начиная с того времени, очень часто храм сменял другой, но в 1690 году наконец была построена каменная с приделом во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

Митрополит Алексий сделал Ильинский храм летней резиденцией московских патриархов, сто не удивительно, ведь храм располагался в живописнейшем месте, на берегу Сосенки

После был устроен еще один придел во имя Честнаго Креста Господня. Была сооружена новая колокольня, об этом указано в книге П.В. Синицина.

По этим же сведениям, село Черкизово впервые встречается в духовной грамоте Святителя Алексия, которое было найдено митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году.

В далекие годы, с было довольно далеко от шумной суеты Москвы. Здесь все было расположено для уединения и отдыха на природе в окружении дубрав и живописной речки Сосенки.

Митрополит Алексий построил дачу, куда обычно он приезжал в теплое время года. Это место летнего пребывания было не только для него, но и для его последующих приемников.

В своей книге Синицын пишет, что царь Иоанн Васильевич с царевичами ездил в Черкизово на охоту и для отдыха. Также следует отметить, что митрополит Алексий завещал село Чудову монастырю.

Храм главной городской площади

В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.

Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.

Вид Советской (бывшей Ильинской) площади с улицами сверху

В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.

Церковь после ремонта конца 19 века

После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.

В храме неоднократно проводились поддерживающие здание реставрационные работы — в 50-е, 60-е и в 80-е годы. В конце 80-х Ильинская церковь была возвращена верующим и вновь освящена, но богослужения в ней совершаются только в праздничные дни.

Празднование 9 мая

Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.

За всю свою многолетнюю жизнь храм Илии Пророка в Черкизове много раз перестраивался и изменялся

За свою огромную многолетнюю историю храм строился и перестраивался мне один раз. В 1821 году было принято решение отремонтировать храм, которое состоялось при участии знаменитого московского архитектора Матвея Казакова.

К центральному куполу храма были пристроены еще четыре боковых главки. После, в 1825 годы был расширен северный придел во имя митрополита московского Алексия, который освятил митрополит московский Филарет.

Тогда, в те времена все перестройки проводили с огромной осторожностью. Всегда учитывался тот факт, что церковь — древнейший памятник архитектуры русского зодчества

Матвей Казаков — известный архитектор, именно при участии этого человека было решено отремонтировать храм в Черкизове в 1821 году

Например, прежде чем начать возвышать на две сажени колокольню, было необходимо собрать все бумаги на такую переделку. Тогда священнослужителям нужно было написать письмо Московскому Археологическому обществу, которое тогда и занималось этими делами.

Через несколько месяцев в храм приходил ответ, возможно ли строительство или нет. На счет возвышения колокольни, тогда пришел ответ, что церковь перестраивалась уже достаточно много раз, при последней перестройке она должна называться искажением.

Искажение коснулось именно северной стороны. Многие архитекторы писали, что церковь Пророка Илии относится к уцелевшим постройкам 16 века и ее должны охранять от дальнейших искажений. Это было написано уже на момент искажения северной стороны, с которой был пристроен придел и трапезная.

1590

в этом году был построен храм Илии Пророка

К последним искажениям относится, и перестройка верхней части и шатра колокольни. Многие архитекторы того времени высказывали замечания по поводу чертежей храма. По их расчетам, нельзя было допускать строительство южной стены храма, потому что в результате могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника архитектуры русского зодчества.

Также архитекторы были против и во время более поздних перестроек, это касалось северного придела и трапезной. Но в целом все работы были поддержаны.

Чуть позже в 1888 году храм снова подправляли, ремонтировали, меняли, о чем также свидетельствует переписка, которая была сохранена в центральном государственном историческом архиве Москвы.

Пока не запретили церковный звон, прямо из притвора звонарь ударял в нужные колокола

После Октябрьской революции в храме осталось все по-старому. В притвор храма была спущена веревка от одного из средних колоколов.

Однажды в один из дней празднования Пасхи, у самого большого колокола сорвался и упал язык. Своим огромный весом он проломил пол и застрял. В тридцатые годы все колокола были изъяты.

Но в 2006 году на заводе были отлиты новые, и переданы в дар храму. В настоящее время прихожан в храм снова созывает звон колоколов. В советские годы храм хотели множество раз закрыть, но чудом храм выстоял.

Известные настоятели

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей Максим Юрьевич Шевцов (с 2 ноября 2012 года по настоящее время).

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.

История Ильинской церкви

На месте, где сейчас находится Ильинская церковь, раньше располагалось небогатое село Панино, которым владел Василий II. Когда завершилась осада крепостных стен Троицкого монастыря от польско-литовских захватчиков, после Деулинского перемирия 1618 года, с западной стороны от Лавры были выстроены две новых слободы — Стрелецкая и Пушкарская. Здесь на холме поселили солдат постоянного воинского гарнизона. Недавно завершившаяся тяжелая осада убедила руководство Троицкого монастыря иметь рядом вооруженное войско, способное в любой момент защитить крепостные стены обители.

Для прихожан на их средства был возведен шатровый деревянный Казанский храм с приделом в честь пророка Илии. Его первым священником стал отец Федор (Мальцев), бывший учеником преподобного Дионисия Радонежского. А Пушкарскую и Стрелецкую слободы объединили в единую Ильинскую слободу.

Однако время брало свое, и спустя время этот деревянный храм стал ветхим. Келарь Иосиф Бурцев, монах, отвечающий в Троицкой обители за ведение хозяйства, на раз получал от священников церкви Григория Васильева и Косьмы Гаврилова, а также ее прихожан прошения о том, она вот-вот может обрушиться. Наконец, в 1727 году Ильинский придел разобрали, а вновь срубленный деревянный храм поставили рядом с Казанским.

Прошло еще 19 лет, и обе церкви дотла сгорели во время большого пожара, пронесшегося по всему Сергиеву Посаду и уничтожившего даже часть Троицкого монастыря. Прихожане опять обратились в Лавру с просьбой о строительстве новых храмов. И в 1747 году в Ильинской слободе были поставлены новые, сделанные из дерева, Ильинская церковь и часовня в честь особо почитаемой Казанской иконы Божией Матери. 30 августа их освятил лаврский иеромонах Товия.

В 1752 г. вместо часовни поставили новый Казанский храм. Он просуществовал более двух столетий — до 1958 г. Это был единственный на территории всего Подмосковья храм ярусного типа, сделанный из дерева. Сейчас на месте этого разобранного строения стоит памятный крест. А как выглядела Казанская церковь, можно увидеть на макете, установленном в исторической части экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Строительство кирпичной Ильинской церкви началось в 60-е годы XVIII века. Сохранились сведения, что кирпич для этого храма изготовлялся в Троицком монастыре с 1766 года. Но, наконец, в 1773 году все строительные работы закончили, и новый храм с приделом митрополита Дмитрия Ростовского освятили при участии наместника Троицкого монастыря Павла (Петра Сергеевича Зернова).

В 1878 году к трапезному зданию сделали еще один храмовый придел, посвященный Иверской иконе Божией Матери. А чуть позже, в конце XIX в., церковная колокольня получила дополнительные надстройки под духовую печь и книгохранилище.

За все время своего существования Ильинский храм никогда, даже на короткое время не прекращал своей работы. В предвоенные и военные годы он оставался единственным во всем городе, где продолжали свершать церковные службы. В 1946 году было принято решение о возобновлении богослужений в Троицко-Сергиевской Лавре. И Ильинский храм щедро поделился с Лаврой необходимой утварью, свечами и подсвечниками, коврами и книгами. В 1960 году Ильинский храм получил статус памятника архитектуры республиканского значения, и был взят под охрану государства.

Храм Илии пророка в Черкизове — жемчужина Восточного округа столицы

Храм Илии пророка в Черкизове, его ещё называют храм Воздвижения Креста Господня расположен на возвышенности. Небольшой, неописуемой красоты, с богатейшей историей, он привлекает к себе множество народа. Вот она – улица Большая Черкизовская с шумной дорогой, с кипящей жизнью. Но чуть свернул, поднялся в горку, зашел за ограду и оказался в другом измерении. Вековая тишина, древнейшее в Москве кладбище, благодать…

Кстати, когда-то улица, на которой расположилась обитель, называлась Штатной Горкой. Начиналась она от Большой Черкизовской, в XIX веке проходящей немного южнее, чем сейчас, шла перпендикулярно ей на север, вдоль восточного берега Черкизовского (Архиерейского) пруда. Заканчивалась как раз около церкви. В настоящее время из-за антропогенных изменений рельефа улица исчезла. И числившийся ранее дом 17 (сам храм) по Штатной Горке, теперь значится по Большой Черкизовской улице с тем же номером.

Нужно отметить, что в настоящее время от первоначального строения сохранился лишь двухсветный четверик — престол Воздвижения Креста Господня. Его трёхчастная апсида, боковые приделы — престолы Алексия митрополита Московского и Всея Руси чудотворца и пророка Илии, трапезная и колокольня, образующие симметричную композицию, возводились в несколько этапов — в 1856, 1883 и 1899 годах в формах, имитирующих архитектуру XVII века.

Тогда же первоначальное пятиглавое завершение храма сменила существующая ныне глава на цилиндрическом барабане. Вместо широкого пояса кокошников, проходившего по верху стен, появились штукатурные архивольты; окна второго света получили арочную конфигурацию. Колокольня — 3-ярусная шатровая, выделяется укрупнённой рельефной трактовкой архитектурных деталей. Окна-слухи в основании шатра, угловые пилястры-кубышки и килевидные обрамления проёмов придают колокольне пластичный, почти скульптурный облик.

Архитектура и внутреннее убранство Ильинской церкви

Архитектурное решение Ильинской церкви типично для кирпичных приходских храмов, которые были построены в России в XVIII и XIX веках. Она имеет три части, соединенные между собой в одну линию, вытянутую с востока на запад.

Основной объем храма – это почти кубический четверик, к которому с востока пристроена высокая полукруглая алтарная абсида. На храм возложен массивный барабан в два яруса и купол. Одноэтажная трапезная соединяет основное помещение с трехярусной колокольней. Но следует отметить, что перестройки зданий, произошедшие в конце XIX века, несколько нарушили общую композицию храма.

Сегодня стены Ильинского храма выкрашены в красно-кирпичный цвет, который очень выгодно контрастирует с белыми порталами и живописными оконными наличниками. Такой декор делает храм очень нарядным и одним из самых красивых в Сергиевом Посаде.

Внутри церкви хорошо сохранился величественный пятиярусный позолоченный деревянный иконостас, большую часть икон для которого создал в 1855 году Иван Матвеевич Малышев (1802-1880). Этот же знаменитый иконописец вместе со своей артелью расписал стены, своды храма и два других иконостаса. Малышев руководил иконописной мастерской Лавры и в течение 40 лет являлся старостой Ильинского прихода.

Трудные времена существования

Уже в октябре 1903 года храм освятили именем Святого Илии. С тех пор название осталось неизменным. К сожалению, прихожане недолго радовались богослужениям. Сразу после революции 1917 года святыню передали в распоряжение местного ЦК. В начале тридцатых годов церковь закрыли. Масса внутреннего убранства, включая лепнину и росписи, были уничтожены, еще через некоторое время здесь вообще сделали клуб.

Как ни странно, но в годы Второй мировой войны богослужения во многих храмах возобновились. Свято-Ильинский собор не стал исключением, к радости верующих тут снова стали проводить службы. К сожалению, длительный период времени, вплоть до 90-х годов прошлого столетия храмом никто основательно не занимался. Его состояние, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Основательную реконструкцию начали в 1990 году.

В процессе восстановили купол, сделали резной иконостас, полностью восстановили росписи и другие элементы внутреннего убранства. Колокольню украсил соль-минорный колокол с красивым названием «Благовест». Его вес более полутоны. Кстати, купили его исключительно на пожертвованные прихожанами средства. Все работы закончились весной 2005 года. Тогда же, на Пасху, освятили колокол.

Свято-Ильинский храм, Саки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector