Краткое содержание иисус христос — суперзвезда рок-опера
Содержание:
- Содержание русской версии[ | ]
- Список песен[править]
- Экранизации[править]
- Сюжет произведения
- 27 октября, полвека назад свет увидела пластинка с записью рок-оперы Jesus Christ Superstar.
- Анна и Каиафа
- Основные роли
- Насколько опера изменила жизнь её создателей?
- Записи и радиопередачи
- Музыкальные номера
- Персонажи[править]
- Характеристика главных героев
- Tim Rice
- Заговор и ликование народа
- Саундтрек
- Дружище Иуда
Содержание русской версии[ | ]
Перевод В. Птицына.
На русском языке (перевод В. Поляка) рок-опера была впервые исполнена 24 декабря 1989 года коллективом Ярославского городского рок-клуба на сцене ДК «Авиатор» в городе Рыбинске Ярославской области.
Исполнители основных ролей на студийной записи 1992 года
- Иисус — Михаил Серышев
- Иуда Искариот — Сергей Минаев
- Мария Магдалина — Татьяна Анциферова (изначально эту партию должна была петь Алла Пугачёва, но организаторы не смогли её «заполучить»)
- Понтий Пилат — Вадим Буликов
- Каиафа — Николай Арутюнов
- Симон Зилот — Валерий Кипелов
- Ирод — Евгений Маргулис
- Анна (первосвященник) — Александр Галкин
- Священник — Сергей Беликов
- Апостол Петр — Валерий Панков
- Другие лица: священники, торговцы, горожане, римские солдаты, апостолы, — Игорь Левин, Валерий Панков, Евгений Андрианов, Александр Виноградов, Юрий Гавричкин, Лариса Панкова, Алла Левина, Елена Орлова
Список песен[править]
https://youtube.com/watch?v=_QozXX7Ndrk%3F
()
Образцово-показательная Gethsemane от Стива Бальзамо
- Overture. Содержит в себе все лейтмотивы всего произведения, что удобно. Не понравилась увертюра — дальше смысла слушать нет.
- Heaven on Their Minds. Вступительная ария Иуды, в которой он пытается объяснить Иисусу, что же идет не так.
- What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying. Бодрая песня апостолов, плавно переходящая в наезды Иуды на Марию.
- Then we are decided. Песня отсутствует в первой версии мюзикла и некоторых других, но есть в фильме 1973 года. В ней Каифа и Анна обсуждают, что делать с Иисусом и его растущей популярностью.
- Everything’s Alright. Мария успокаивает Иисуса, Иуда продолжает козлить.
- This Jesus Must Die. Злодейская песня священников.
- Hosanna. Толпа чествует наших героев.
- Simon Zealotes/Poor Jerusalem. Апостол Симон подбивает остальных на бунт против Рима, но его останавливает Иисус.
- Pilate’s Dream. Вещий сон Пилата. Вообще-то, по Евангелию, сон приснился его жене, но авторы дали Деннену возможность спеть полноценную арию, и жена осталась маячить на втором плане, без слов.
- The Temple. Наглядное пособие по изгнанию торгашей из храмов.
- The lepers. Прокажённые со всех сторон наседают на Христа, требуя их исцелить.
- Everything’s Alright (reprise). Мария призывает Иисуса отложить все дела и заботы и поспать.
- I Don’t Know How to Love Him. Мария признается в любви к Иисусу и пытается разобраться в себе.
- Damned for All Time/Blood Money. Предательство Иуды.
- The Last Supper. Тайная Вечеря. Последний лучик света — дальше все будет только хуже.
- Gethsemane (I Only Want to Say). Молитва Иисуса. Наверно, самая известная песня рок-оперы, чаще всего исполняется отдельно.
- The Arrest. Темная реприза What’s the Buzz. Иисуса уводят.
- Peter’s Denial. Отречение Петра.
- Pilate and Christ. Пилат пытается свалить неприятную работенку на коллегу. .
- Herod’s Song. Изначально Веббер с Райсом писали ее для другого мюзикла, но в итоге вставили сюда. Получилось очаровательно не в тему, но очень мило. Вы только послушайте ее в исполнении Элиса Купера!
- Could we Start Again, Please? Опциональный дуэт Марии и Петра. Впервые появился в фильме 1973 года.
- Judas’ Death. Эталонная песня про ГЭС Иуды. Иуда умирает. Часто содержит репризу I Don’t Know How to Love Him.
- Trial Before Pilate. Долгая и трагичная песня про смысл жизни, правду и ложь и прочие философские субстанции.
- Superstar. Иуда возвращается (не то призрак, не то глюк воспаленного сознания) и задалбывает Иисуса вопросом «Кто ты?». Ответ? Какой ответ? Соперничает с Gethsemane за звание главного хита.
- The Crucifixion. Психованные струны и нервная гитара.
- John Nineteen:Forty-One. Концовка рок-оперы — инструментальная реприза Gethsemane.
Экранизации[править]
Рок-опера была экранизирована дважды — в 1973 и в 2000 годах. Оба фильма имеют свои достоинства и недостатки. Но в обоих действие происходит в современном антураже.
1973править
https://youtube.com/watch?v=57ZvXhrqfTY%3F
()
Как это было…
В ролях: Тед Нили, Ивонн Эллиман, Барри Деннен, Боб Бингэм, Керт Ягджян, Джош Мостел, Лэрри Т. Маршалл, Филип Тобус. Иуду сыграл темнокожий Карл Андерсон. Режиссер — Норман Джуисон.
Версия 1973 года была снята почти сразу после выхода пластинки, так сказать, по горячим следам. Съемки велись в Израиле. Режиссер фильма старался по максимуму привлечь к фильму певцов с оригинальной записи, но удалось только с Ивонн Эллиман и Барри Денненом.
Фильм во многом о культуре хиппи. Иисус Христос и апостолы как бы представляют эту субкультуру, и им противопоставлен римский милитаризм. Несколько раз появляются анахронизмы, чёрным по белому подчёркивающие это: в начале хиппи приезжают в характерном фургоне, а в конце едут танки.
2000править
https://youtube.com/watch?v=7x530xSkAdk%3F
()
…И как это стало
Режиссёр — Гейл Эдвардс. В ролях: Гленн Картер, Жером Прадон, Рене Кастл, Фред Юхансон, Фредерик Б. Оуэнс, Майкл Шэффер, Рик Майалл, Тони Винсент, Кевин Корнуэлл.
В отличие от предыдущей экранизации, фильм 2000 года был полностью снят в павильоне. Еще одно весомое отличие — в процессе принимали участие сами авторы, а Веббер даже сделал симфоническую аранжировку. Вышло несколько темнее и острее, чем версия 1973 года. К примеру, если в старом фильме апостолы были похожи на хиппи, то здесь их образ скорее взят у более агрессивных субкультур — скинов и неонаци. А римляне ряжены под Рейх. Была полностью убрана китчевость и несерьезность старого фильма и сделан акцент на драматизм и актерскую игру. Вышло красиво и изящно, несмотря на странноватый кастинг Иисуса и Иуды.
- Шикарный кастинг! Роскошный, живой, яркий и очень человечный Иисус Гленна на голову перекрыл стерильного Нили. Прадон очень соответствовал.
- Нили — идеальный пример, как не надо. Поместить в палату мер и весов, хранить вечно. Но переигрывающего Картера это слабо оправдывает. Прадон же сыграл на отличненько, но его подвел собственный же голос. Бедняга — низкий тенор, а то и высокий баритон, и партия Иуды ему откровенно высоковата.
- Вполне оправдывает. Картер очень точно сыграл нервного, измученного всеобщим ожиданием и собственной «избранностью» человека. Да, на нервах, уставший, едущий крышечкой. И очень невинный, как ни странно.
- Мария Магдалина — дама в красном.
Сюжет произведения
Сюжет оперы взят из повествований Евангелие. Хронология охватывает последнюю Страстную неделю жизни Иисуса Христа. При этом каноничности при изложении Священного Писания авторы не соблюли, из-за чего были раскритикованы некоторыми из религиозных служителей. В собственных ариях, герои выражают не догматичные представления о религии, ведь, авторы постарались раскрыть в них человеческие чувства и переживания.
События развиваются также как и в Евангелие, единственным отличием является то, что Искариот не желал смерти Иисусу Христу, но он знал, что также имеет страшное жизненное предназначение, заключавшееся в предательстве. Более того Иуда не может мириться с тем, что контроль над происходящим полностью теряется. Он считает, что Христос и апостолы близки к страшному происшествию. Чтобы избавить «вероучителя» от толпы, Иуда решается на донос. Он думает, что стража лишь изолирует Иисуса, но Искариот ошибается.
Иуда — умен, он верит в то, что Христос сын Бога, а значит, имеет силу предвидения. Значит, он знал, что произойдет и заранее определил его на роль предателя.
Иисус Христос является полной противоположностью Иуды. Авторы наделили его эмоциональностью и решимостью. Тем не менее, сомнения терзают душу, герой не может понять, зачем необходима жертва, в чем ее необходимость. Наиболее ярко это проявляется в сцене в Гефсиманском саду.
Кульминационная сцена – суд. Иисус готов принять все обвинения, и принять казнь. Он ничего не делает, чтобы спастись от участи, и отталкивает помощь Пилата. Все завершается смертью Иисуса Христа, который просил простить его палачей. Душа его попадает в руки к Богу.
Уэббер и Райс долго спорили насчет завершения рок-оперы. По мнению, Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции.
27 октября, полвека назад свет увидела пластинка с записью рок-оперы Jesus Christ Superstar.
Написано об этом много, поэтому просто два любопытных факта.Первый.Изначально Тим Райс (автор текста)назвал оперу просто «Иисус Христос». Но чего-то не хватало..И вот как-то утром он прочел в газете заголовок статьи «Том Джонс — мировая суперзвезда». И тут Тима осенило — вот какого слова не хватает в названии. Так и возникло — Superstar…И при чем тут Том Джонс…и знает ли он вообще об этом?..И второй факт.Стукнуло этим двум молодцам (Вебберу и Райсу) в голову позвать на главную роль Джона Леннона
И они как-то неосторожно обмолвились об этом в прессе…Идею подхватили менеджеры Джона, а потом и он сам — снизошел, что называется….И…согласился!! Но — с одним условием. Партию Марии Магдалены должна петь …Йоко Оно.Как услышали об этом авторы — сразу у них все желание пропало
Во-первых, потому, что у Йоко голоса никогда не было, а во-вторых — потому что эти две непростые, скажем так, личности в одном флаконе представляли собой вполне даже взрывоопасную смесь..Веббер так прямо и сказал:»На это я пойтить не могу!»Так и появился Гиллан. И слава богу!
А в итоге мы все получили шедевр — настоящую энциклопедию рок-музыки. Такой больше не будет ни-ко-гда.Вот уж в этом я уверен на все 100 %.
Анна и Каиафа
Антагонистами Христа, как и в Библии, в рок-опере Уэббера и Райса являются первосвященник Иудеи и его зять. Они готовят заговор против Спасителя, так как усматривают в нем угрозу своей власти. В конце дуэта Анна и Каиафа решают доложить синедриону, который был уполномочен вершить суд, об опасном мятежнике, способном расшатать устои государства.
В следующей сцене “Jesus Christ — superstar” (содержание рок-оперы подробно раскрывает эта статья) Мария совершает омовение ног Христа. После этого Иуда упрекает ее в том, что она зря использовала драгоценную мирру, вместо того чтобы помочь нищим. Иисус стыдит Иуду и говорит, что он скоро покинет этот мир, а беднякам можно будет помогать всегда.
Основные роли
Характер | Тип голоса | Описание |
---|---|---|
Иисус Христос | тенор ( A2 –G5) | Титульную роль, лидера двенадцати учеников , называют «Сыном Божьим» и «Царем евреев». |
Иуда Искариот | тенор (D3 – D5) | Один из двенадцати апостолов Иисуса; обеспокоен бедными и последствиями славы Иисуса. |
Мария Магдалина | меццо-сопрано (F3 – E ♭ 5) | Последовательница Иисуса, которая влюбляется в него. |
Понтий Пилат | баритон / тенор (A2 – B ♭ 4) | Губернатор Иудеи, который во сне предвидит события распятия Иисуса с начала и до конца и оказывается в той самой ситуации. |
Каиафа | бас (C ♯ 2 – F4) | Первосвященник, который видит в Иисусе угрозу для народа. |
Анна | контртенор (G2 – D5) | Друг-священник рядом с Каиафой, которого Каиафа убеждает видеть в Иисусе угрозу. |
Питер | баритон (A2 – G4) | Один из двенадцати апостолов Иисуса; трижды отрицает Иисуса в ночь ареста Иисуса, чтобы спастись. |
Симон Зелотс | тенор (G3 – B4) | Один из двенадцати апостолов Иисуса; призывает Иисуса вести своих последователей в битву против римлян. |
Царь ирод | баритон (C ♯ 3 – G4) | Царь Галилеи; Иисус приведен к нему на суд после того, как впервые был приведен к Пилату. |
Насколько опера изменила жизнь её создателей?
Биография великого создателя этой рок-оперы, Эндрю Ллойд Уэббера, подробно освещена и доступна. Кроме того, она пространна. Он – один из самых успешных деятелей искусства современности. Его другие большие музыкальные формы – «Кошки», «Эвита», «Фантом оперы» – хорошо известны слушателям во всём мире. Композитор удачлив в бизнесе. Одна деталь: в 1992 году Эндрю был посвящён в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться сэром Ллойд Уэббером, а в 1997 году получил лордство и дефис в фамилию (теперь именуется лордом Ллойд-Уэббером, бароном Сидмонтонским).Эндрю Ллойд Уэббер
В 1998 году Ллойд Уэббер вновь возвращается к року и к теме Иисуса Христа – человек, которого принимают за Спасителя, становится главным героем его рок-мюзикла «Свистни по ветру» (Whistle Down The Wind), созданного вместе с Джимом Стейнманом, знаменитым автором песен Мит Лоуфа и Бонни Тайлер.Можно сказать, что везунчиком оказался и исполнитель партии Христа Ян Гиллан. Это самый легендарный голос группы «Дип Пёрпл», и она побила все рекорды живучести, являясь одной из самых старых в мире действующих рок-команд. Большим поклонником Deep Purple является экс-президент, а сегодня премьер министр России Дмитрий Медведев, и коллектив часто выступает у нас в стране.Мюррей Хэд тогда…
Очень странная судьба выпала темпераментному солисту Мюррею Хэду, исполнившему партию Иуды. Кстати, традицией сценической постановки «Иисуса-суперзвезды» стало то, что на роли Иуды Искариота по возможности приглашался темнокожий исполнитель. Однако несравненный Мюррей Хэд был и остаётся белее белого.
Хэда не пригласили в одноимённый кинофильм, снятый в 1973 году режиссёром Норманном Джуисоном, хотя певец все семидесятые достаточно успешно снимался в кино. Только в 1984 году Хэд вновь оказался в центре всеобщего внимания – после выхода рок-оперы (!) «Шахматы» на тот момент уже бывших музыкантов группы «АББА» Бенни Андерсона и Бьёрна Ульвеуса. Композиция One Night in Bangkok («Одна ночь в Бангкоке») в его исполнении стал международным хитом. Позже Хэд выпустил несколько пластинок на французском языке и стал (в частности, с песней из знаменитого фильма «Мужчина и женщина») популярным во Франции и Канаде, однако после вселенской славы «Иисуса» это – пыль. Кстати, в 1970 году относился к своей работе с Уэббером не очень серьёзно, чего не скажешь по могучей энергетике записи.…и сейчас
Про Барри Деннена, исполнившего роль Понтия Пилата, говорят, что он в своё время способствовал творческому становлению Барбары Стрейзанд. Впрочем, это было задолго до «Христа». В автобиографии My Life With Barbra: A Love Story (1997), получившей восторженные оценки критиков, Барри подробно рассказал о своих взаимоотношениях со Стрейзанд, а также и о том, как в течение многих лет шёл к осознанию того, что является гомосексуалистом. Говорят, именно он выступил застрельщиком создания кинофильма, предложив его снять режиссёру Джуисону. Неудивительно, что тот пригласил его на роль Пилата. В 2003-2004 годах с Карлом Андерсоном (темнокожим, игравшим Иуду в этом фильме) Деннен провёл успешные гастроли по США в составе с Jesus Christ Superstar Show.Барри Деннен в роли Понтия Пилата, 1973
Кстати, дурной сон, воспетый в опере, согласно Библии, увидела жена Понтия, но Барри Деннен был настолько хорош, что арию «Бедный Иерусалим» (Poor Jerusalem) предоставили ему. И ведь как поёт!..Ивонн Эллиман
Прекрасно поёт и Ивонн Эллиман, исполнившая партию Марии Магдалины. Получила широкое хождение красивая история о том, как Эндрю Ллойд Уэббер обнаружил будущую звезду в одном из баров, где эта никому не известная девушка пела под гитару гавайские песни. Ивонн пригласили на ту же роль и в фильм. Следующим её достижением стала песня If I Can’t Have You, написанная «Би Джиз» для знаменитого фильма «Лихорадка в субботу вечером» с Джоном Траволтой.Гари Глиттер
Пол Рэйвен, исполнивший партию священника, в дальнейшем прославился под именем Гари Глиттер, а вот Майк д’Або (Ирод), весьма известный солист к 1970 году – наоборот, в дальнейшем впал в безвестность…—————————————————————————————————-
Записи и радиопередачи
Оригинальный 1970 концептуальный альбом был очень популярен; его выпуск 1971 года возглавил американский Billboard Pop Albums . В 1972 и 1992 австралийских записи актеры были также и весьма успешно.
В 1994 году была выпущена студийная запись под названием Jesus Christ Superstar: A Resurrection .
В радиопрограмме 1996 года для BBC Radio 2 в главных ролях участвовали Тони Хэдли в роли Иисуса, Роджер Долтри в роли Иуды, Фрэнсис Раффель в роли Марии Магдалины и Джулиан Клэри в роли царя Ирода; эта продукция была ретранслирована на BBC Radio 4 Extra 6 августа 2016 года.
В мае 2018 года Aztec Records выпустила концертную запись 1973 года австралийского производства; предыдущие записи этой постановки были выпущены как «контрафактные» копии.
Музыкальные номера
Акт первый
|
Акт второй
|
Персонажи[править]
В скобках указан исполнитель роли на той самой первой пластинке.
- Иисус Христос (Иэн Гиллан). Лидер местной секты. Каждый персонаж умудряется видеть в нём то, что хочет. Для своих апостолов он тот, кто спасёт их от римского ига. Для толпы — просто ещё одна знаменитость. Для священства — угроза их власти. Кто же он на самом деле? да фиг знает. Похоже, благонамеренный экстремист. Сам он по этому поводу предпочитает помалкивать. Поёт тенором. Может быть как роковый, так и почти оперный.
- Иуда Искариот (Мюррей Хэд). Был изначально преданным последователем Иисуса, но разочаровался в нём. Главный POV рок-оперы. Он начинает (Heaven on their Minds) и заканчивает (Superstar) рассказ. По сравнению с Евангелиями образ получился куда светлее и мягче — если там Иуда был 100 % рафинированным злодеем, то здесь он скорее циничный антигерой. Поёт тоже тенором, но его партии более резкие.
- Мария Магдалина (Ивонн Эллиман). Единственный женский персонаж. Любит Иисуса таким, какой он есть. Поёт меццо-сопрано или контральто.
- Понтий Пилат (Барри Деннен). Римский чиновник. Честно пытается сделать всё, что в его полномочиях, для спасения Иисуса, но сдаётся. Поёт тенором или баритоном.
- Кайафа (Виктор Брокс). Первосвященник Иудеи. С его точки зрения, всё происходящее несёт угрозу его народу, и поэтому опасный экстремист должен быть уничтожен. Поёт низким басом.
- Анна (Брайан Кит). Вроде как тесть Кайафы и его правая рука, но почему-то обычно в постановках оказывается зелёным юнцом. Поёт контратенором, часто становится жертвой кросс-каста, и тогда он меццо-сопрано. Бывает.
- Царь Ирод (Майк д’Або). Большое и жирное На тебе! в адрес шоу-бизнеса.
- Из апостолов отдельные песни есть у Симона (который уговаривает остальных пойти против Рима) и у Петра (который трижды отрёкся).
- Важным персонажем является толпа. По сути, это единственный однозначно отрицательный персонаж, потому что каждый действует в рамках своей убедительной логики, но только не толпа. Мысли её низменны, а настроения переменчивы. Сперва она с удовольствием поёт новой Суперзвезде осанну, а потом с тем же энтузиазмом отправляет её на казнь.
Характеристика главных героев
Уэббер и Райс в одном интервью говорили, что хотели показать на сцене не Бога, а человека, а это музыкальное произведение не имеет особого отношения к религии. Актеры, наряженные под апостолов, скорее походили на хиппи, актуальную молодежную субкультуру 70-х. По словам авторов, они намеренно сняли с Христа ореол божественности. Здесь 2 главных героя противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, в которых правы и неправы оба.
Описание Христа
Нельзя считать одного из героев положительным, а другого — отрицательным. Иисус в опере далеко не похож на героя из Библии, и конфликт не в том, что один добрый, а другой злой. Иисус в опере больше похож на лидера хиппи. Цель его жизни — избавить людей от всякого зла и бороться за справедливость. Тем не менее он весь в сомнениях и предчувствиях чего-то катастрофического и не может понять, зачем нужно жертвовать жизнью.
Он верит в предписания судьбы, считает, что в жизни каждого человека все заранее предопределено. Кульминационной является сцена суда. Иисус с достоинством принимает обвинение и согласен на казнь. Он отказывается от помощи Понтия Пилата, и все завершается смертью. В последнюю минуту Христос просит простить его убийц. Отношения с толпой у Иисуса тоже не из простых:
- Для нее он является богом и суперзвездой, народ преклоняется перед ним: «Иисус Христос, коснись нас, целуй нас… Мы любим тебя».
- Но человеческие страдания толпу не интересуют. Когда миф о боге развеивается, люди отрекаются от него и требуют расправы.
Только Мария-Магдалина по-настоящему любит Иисуса, любит не суперзвезду, а обыкновенного земного человека, сомневающегося, одинокого и страдающего. Эта высокая и светлая любовь противостоит всем драматическим событиям рок-оперы и представляет большую ценность для зрителя.
Характер Иуды
Иуда достаточно умен и знает, что Иисус — Божий сын и имеет дар предвидеть события, поэтому прекрасно представляет, что роль доносчика уготована ему заранее. По его мнению, Иисус все дальше уходит от целей своего учения, и скоро наступит тупик. И желая найти выход из этого тупика, Иуда доносит римским властям о месте нахождения сына бога.
Сегодня, спустя три десятка лет, значение этого музыкального произведения не утратило своей актуальности, и на спектаклях сплошные аншлаги. Это одно из самых значимых явлений в развитии современного музыкального театра, стимул к становлению жанра рок-оперы в России.
Tim Rice
» Lyricist
TIM RICE has worked in music, theatre and films since 1965 when he met Andrew Lloyd Webber, a fellow struggling songwriter. Rather than pursue Tim’s ambitions to write rock or pop songs they turned their attention to Andrew’s obsession – musical theatre. Their first collaboration (lyrics by Tim, music by Andrew) was an unsuccessful show based on the life of Dr. Barnardo, the Victorian philanthropist, The Likes Of Us. Their next three works together were much more successful – Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat, Jesus Christ Superstar and Evita.
Tim has also worked with other distinguished popular composers such as Elton John (The LionKing, Aida), Alan Menken (Aladdin, King David, Beauty and the Beast) and Bjorn Ulvaeus and Benny Andersson (Chess).
His first new show for ten years, From Here To Eternity, with music by newcomer Stuart Brayson, co-produced with Lee Menzies, directed by Tamara Harvey, and with book by Bill Oakes, opened in the West End in 2013.
He formed his own cricket team in 1973 and was President of the MCC in 2002. He recently wrote and presented a 52-partseries for BBC Radio 2, American Pie, a trawl through the music and musicians of every American State. He has won several awards, mainly for the wrong thing or for simply turning up.
Заговор и ликование народа
Иисус входит в Иерусалим и его приветствуют толпы, выкрикивающие: “Осанна! Осанна!” Народное ликование ввергает в ужас священников, которые решают любым способом избавиться от Христа. Они говорят о нем, используя лексику, которая применяется при описании жизни и карьеры звезд шоу-бизнеса.
Далее на сцену вступает Симон Зелот, по прозвищу Петр, который призывает Спасителя выступить против Рима. В ответ Иисус говорит о том, что смерть можно попрать только смертью, и что Иерусалим никогда не сможет понять смысла этой фразы. С его арией перекликается певческий монолог Пилата, в котором он рассказывает о приснившемся ему печальном иудее, на которого толпа сначала излила свой гнев, а затем вознесла, обвинив в его гибели римского прокуратора.
Саундтрек
Саундтрек к фильму был выпущен на виниле на MCA Records в 1973 году был переиздан на CD в 1993 году и переиздан в 1998 году к юбилею 25 — го.
|
|
Саундтрек к фильму был выпущен в США на виниле на лейбле MCA Records (MCA 2-11000) в 1973 году под названием: JESUS CHRIST SUPERSTAR / The Original Motion Picture Sound Track Album .
Дружище Иуда
В рок-опере роль Иуды очень велика. Он показан как самый близкий к Христу апостол, как его правая рука и более того — верный друг. Первая ария в опере отдана именно Иуде. В ней он предстаёт едва ли не святее самого папы римского — он указывает Иисусу на его ошибки и предсказывает негативный исход его миссионерской кампании в Иудее. Когда же дело доходит до предательства, выясняется, что именно Иисус толкнул Иуду на предательство: You want me to do it! // What if I just stayed here // And ruined your ambitions // Christ you deserve it! «Ты хочешь, чтобы я тебя предал! А что, если мне остаться и разрушить твои амбиции? Ты заслуживаешь этого, Христос!»
С позиции Иуды Христос — плохой лидер, который привлекает к себе слишком много внимания и идёт на поводу у толпы. Несмотря на это, Искариот раскаивается в содеянном: Christ, I know you can’t hear me, // But I only did what you wanted me to. // Christ, I’d sell out the nation, // For I have been saddled with the murder of you.
«Я знаю, что ты не можешь услышать меня, Христос, но я сделал лишь то, что ты от меня хотел. Я бы скорее продал свою страну, чем взвалил на себя твою смерть».
Отдельной строкой стоит отметить, что в постановке 2000 года режиссёров Гэйла Эдвардса и Ника Морриса отношения между Христом и Иудой пропитаны гомоэротизмом. Искариот в исполнении Джерома Прэдона кладёт руки на обнажённые плечи Христа, проникновенно заглядывает ему в глаза и с жаром целует его в Гефсиманском саду.