Когда иисус стал сыном божьим?

Что такое Иисусова молитва и какой она бывает?

Любой православный человек, особенно если у него есть хотя бы минимальное стремление к подвижничеству, знает о великом аскетическом значении Иисусовой молитвы. К примеру, святые отцы оценивали два наиболее полезные для духовной жизни делания православного подвижника, т.е. молитву Иисусову и Псалтирь  (псалмопение), так: сравнивали первую с добрым вином, а второе – с остатками винограда (отжимками), которые бывают после получения этого вина!

Понятно, что первое гораздо сильнее и действеннее второго; хотя ведь и второе весьма сильное оружие против бесов, ибо Псалтирь обладает большой заклинательной силой.   

Воскрешение Лазаря

Но вот его зовут прийти на помощь заболевшему Лазарю. Когда Иисус Христос выдвигается в путь, он знает, что Лазарь уже не болен, а успел умереть и сообщает это ученикам. Когда они приходят в Вифанию, со смерти Лазаря прошло целых 4 дня, нетерпеливая Марфа пошла навстречу Христу, а, увидев его, произносит: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» – И тут же получает ответ. – «Воскреснет брат твой».

Марфа думает, что речь идет о воскресении мертвых, которое ожидает всех в Царстве Небесном, но это тот случай, когда Спаситель говорит конкретно, не прибегая к притчам и метафорам.

Воскрешение Лазаря

Лазарь жил неподалеку от Иерусалима, и по всей видимости, был состоятельным и уважаемым человеком. Многие приходили, чтобы с ним попрощаться. Теперь этот людской поток стал возрастать, знакомые и незнакомые с Лазарем люди специально шли из Иерусалима, чтобы увидеть воскресшего.

На территории русского православного монастыря Марии Магдалины были обнаружены фрагменты древней дороги, которая вела из Вифании в Иерусалим. Именно по ней ступали ноги Иисуса Христа, весть о его приближении разнеслась по Иерусалиму, и горожане его встречали так искренне и радостно, как будто уже никто не сомневается, что это и есть мессия. Они пели ему осанну, бросали под ноги свои одежды, в руках у них были пальмовые ветви, но эти же самые люди через пять дней будут требовать распятия своего нынешнего кумира.

Иисус – это Бог или Сын Божий?

Понятие «сын Божий» встречается ещё в Ветхом Завете. Так могли называть царя или весь Божий народ. В Новом Завете члены Святой Церкви также именуются сынами и дочерьми Бога. То есть детьми Бога являются все, кто верен и принадлежит Ему. Однако Иисус – Сын Божий в уникальном, единственном смысле. Поэтому Его называют Единородным (Ин. 1:14,18, 3:16, 18; Гал. 4:4).

Вышеупомянутые человеческие сыны Божьи являются Его творением, они словно усыновлены Богом. Иисус Христос Бог по природе, Он не Творение Божие. Он Совечный и единосущный Отцу, то есть находящийся на стороне Творца, а не творения. Две тысячи лет назад в лице Христа Творец пришёл в наш мир. Таким образом Он соединился со Своим творением – человеком. Святая Троица нераздельна, Иисус является одновременно и Богом, и одной из его Ипостасей – Сыном.

В «Догматическом Богословии» протоиерея Олега Давыденкова указано:

Указания на характер происхождения Сына от Отца (рождение) и их ипостасное различие содержатся ещё в Ветхом Завете (Пс. 2:7; Пс. 109: 1,3). В Новом Завете об ипостасном различии и в то же время единосущии Отца и Сына упоминается в Евангелиях от Иоанна и от Матфея (Ин. 1:1-3; Мф. 11:27; Ин. 14:31; Ин. 5:17). Христос Сам говорит о Своём Божественном сыновстве, о равности власти Сына и Отца. А также о личном соучастии в Отцовом промыслительном действии (Ин. 5:17-19; 10:36, 11:4).

Из Евангелия от Луки мы может узнать, что Иисус Христос прощал людям грехи. Это также указывает на Его Божественность (Лк. 5:20). Единство Сына и Отца упоминается и во многих других местах Священного Писания (Ин. 10:15; Ин. 10:30, Ин. 10:38; Ин. 5:21; Ин. 5:26).

ислам

В исламе Иисус известен как Исы ибн Марьям ( арабский язык : عيسى بن مريم , лит  «Иисус, сын Марии»), и понимается как пророк и посланник от Бога ( Аллаха ) и , арабский термин, обозначающий Мессию ( Христос ), посланный, чтобы вести Детей Израиля ( banī isrā’īl по-арабски) с новым откровением, аль-Injīl (арабское слово » Евангелие «).

Ислам отвергает какое-либо родство между Богом и любым другим существом, включая сына. Таким образом, отвергая веру в то, что Иисус — зачатый сын Бога, сам Бог или другой бог. Как и в христианстве, ислам считает, что у Иисуса не было земного отца. В исламе считается, что Иисус родился по повелению Бога «быть». Бог приказал ангелу (Гавриилу) « » душу Иисуса в Марию, и она родила Иисуса.

Иисуса Христа считают человеком, пророком, архангелом, выдумкой и Богом

Иисус Христос — центральная фигура в библии

Даже Ветхий Завет, который повествует о событиях до рождения Спасителя, всё равно акцентирует внимание на Его пришествии

Множество пророчеств и указаний подогревают многовековое ожидание иудеев. Чувствуется, что вот-вот придёт Мессия, который навсегда изменит мир.

4
столько евангелий написано о жизни Иисуса

В Новом Завете об Иисусе Христе на земле сказано не так уж и много. Всего четыре Евангелия свидетельствуют о Его жизни. Это даёт почву для домыслов и спекуляций.

А потому и оценка личности Христа довольно неоднозначна. Православие видит в нём Сына Божьего — ещё одну ипостась Троицы, равную по силе и значимости остальным. Но с этим согласны далеко не все. Есть иные трактовки событий Евангелия:

Утверждение первое. Иисус был человеком. Иисус при земной жизни в тексте библии ни разу не называет себя Богом. Иисус говорит

(Е.И.  10:30)

Это, как полагают некоторые исследователи, может быть просто философской идеей. Хотя апостол Фома обратился к Иисусу «Господь мой и Бог мой!», тот никак не комментирует эту фразу, оставляя её на совести ученика.

Христос упоминает себя как Сына Божьего, но в некотором смысле все мы дети Божьи.

Утверждение второе. Иисус был пророком. Ислам не рассматривает Христа как Бога, но считает Его одним из величайших пророков Аллаха.

Также Коран отрицает распятие Иисуса.  В исламе Иисус Христос — особо почитаемый пророк, известный как Иса ибн Марьям аль-Масих.

Утверждение третье. Иисус был архангелом Михаилом. Этой идеи придерживаются Свидетели Иеговы, опираясь на стих

(Фесс.  4:16)

Утверждение четвертое. Иисуса не существовало.Эта идея базируется на малом количестве письменных источников о жизни Христа

Важно понимать, что в своё время Он терялся среди других странствующих проповедников

Историкам до них не было никакого дела. И всё же есть ряд свидетельств (Иосиф Флавий, Тацит, апокрифы).

Спорить с каждым утверждением сейчас не станем. В следующем разделе изложим православную и самую популярную в христианстве (и в мире) точку зрения.

Библия говорит, что Бог – не человек.

Бог – не человек…» («Числа
23:19).

«Ибо Я
Бог, а не человек…» («Осия» 11:9).

Библия часто называет Иисуса человеком:

«…человек, который сказал тебе правду…» («Евангелие от
Иоанна» 8:40).

«Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса-назаретя́нина, человека, накоторого Боготкрыто указал вам
посредством могущественных дел, предзнаменований и знамений, которые Бог
совершил через него среди вас, как вы и сами знаете («Деяния»
2:22).

«Ибо
Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством
предопределенного Им Мужа» («Деяния» 17:31)

«…человек
Христос Иисус…» («1-е Тимофею» 2:5).

Таким образом, Бог – не человек, а Иисус, да благословит
его Господь, был человеком, а значит – не Богом.

использование

Термин deus filius используется в Афанасийском Символе веры и таких формулах, как Deus Pater, Deus Filius, Deus Spiritus Sanctus: Et non tres Dii, sed необычно есть Deus.

Этот термин используется святым Августином в его « О Троице» , например, при обсуждении послушания Сына Богу Отцу: deo patri deus filius obediens . и в 90-й проповеди Нового Завета: «2. Ибо держитесь этой твердой и твердой истины, если вы продолжаете католики, что Бог Отец породил Бога Сына без времени и со временем сделал Его от Девы».

Augsburg Confession (1530) принял фразу Gott дер Sohn .

Жак Форже (1910) в статье Католической энциклопедии «Святой Дух» отмечает, что «Среди апологетов Афинагор упоминает Святого Духа вместе с Отцом и Сыном и в том же плане, что и Отец и Сын.« Кто бы не удивился », говорит он ( Призыв к христианам 10), «услышать нас, называемых атеистами, нас, исповедующих Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, и удерживать их в силе и отличать их друг от друга по порядку». »

Двоякая цель свидетельства

Рассказ о слепом от рождения человеке является одним из многих текстов в Евангелии от Иоанна, в которых содержаться сведения о божественности Христа. В конце повествования о жизни Спасителя евангелист открыто формулирует цель, которую он преследовал, представляя такие свидетельства и фактические данные: «Много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не писано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя его»

Есть и вторая цель, которую преследовал Иоанн. Она связана с его личной верой и преданностью Христу: это вера в него как в единственный путь приобретения духовного опыта, называемого обретением вечной жизни; и это единственный способ исчерпывающего понимания реальности Христа. Так, мужчина и женщина не могут полностью испытать, что такое брак, до тех пор, пока они не возьмут на себя взаимные обязательства и не поженятся. То же самое можно сказать и о вере в то, что вы можете жить «во имя Его».

Но эта вера-обязательство, вопреки распространенному мнению, не является прыжком в темноту – актом слепой веры, произвольным, иррациональным шагом, сделанным без опоры на свидетельства и фактические данные. Это только второй шаг в двух этапном процессе. Первый шаг – это обращение к свидетельствам, к многочисленным свидетельствам и фактическим данным, говорящим об истинности высказывания, что Иисус в действительности – Сын Божий. А краеугольным камнем этих свидетельств является Воскресение Христа.

Использование Ветхого Завета

Бытие

Во введении к наводнениям описательного Бытия , относится к « сынам Божиего », вступившим в браке дочерей человеческих и используются в политеистическом контексте для обозначения ангелов .

Второзаконие

В некоторых версиях Второзакония , то свитки Мертвого моря относятся к сыновьям Бога , а не сынов Израилевых, вероятно , по отношению к ангелам. Септуагинты читает аналогично.

Псалмы

В , Давид называет Бога своего отца. Бог, в свою очередь, говорит Давиду, что он сделает Давида своим первенцем и высшим царем земли.

В , в Библии судьи называют богами и сынами Божиими.

Царские псалмы

Псалом 2 считается текстом о интронизации. Мятежные народы и использование железного прута — это ассирийские мотивы. Зачатие царя египетское. Цари Израиля упоминаются как сын L ORD . Они возрождаются или усыновляются в день своего возведения на престол как «сын L ORD ».

Некоторые ученые считают, что Псалом 110 — это альтернативный текст о интронизации. Псалом 110: 1 отличает царя от ЛОРДА . ГОСПОДЬ просит царя сесть по правую руку от него. Псалом 110: 3 может иметь или не иметь упоминания о рождении царей. Точный перевод 110: 3 неясен. В традиционных еврейских переводах его молодость обновляется, как утренняя роса. В некоторых альтернативных переводах царь рожден Богом, как утренняя роса или утренняя роса. Один из возможных переводов 110: 4 состоит в том, что царю говорят, что он священник, как Мелхиседек . Другая возможность — перевести Мелхиседек не как имя, а как титул «Праведный Царь». Если есть ссылка на Мелхиседека, это может быть связано с доизраильской ханаанской верой. Приглашение сесть по правую руку от божества и использование врага царя в качестве подставки для ног — оба являются классическими египетскими мотивами, как и ассоциация царя с восходящим солнцем. Многие ученые теперь думают, что верования израильтян произошли от верований ханаанеев . Евреи традиционно считали, что Псалом 110 относится только к царю Давиду. Будучи первым царем Давида, он имел определенные обязанности священника.

Псалом 45 считается текстом царской свадьбы. Псалом 45: 7-8 может относиться к царю как к богу, помазанному Богом, что отражает особые отношения царя с Богом.

Некоторые считают, что эти псалмы не предназначались для отдельного царя, а использовались во время церемонии интронизации. Тот факт, что царские псалмы сохранились, предполагает, что к влиянию египетских и других ближневосточных культур на религию до изгнания следует относиться серьезно. Древние египтяне использовали подобный язык для описания фараонов . Также отмечены ассирийские и ханаанские влияния.

Самуэль

Во Бог обещает Давиду относительно его потомков, что «Я буду ему как отец, и он будет мне как сын». Обещание — это вечное царствование.

Исайя

В Исаии 9: 6 приветствуется следующий царь, аналогично отрывкам из Псалмов. Подобно Псалму 45: 7–8, он образно уподобляется верховному царю Богу. Исайя также может быть истолкован как рождение царственного ребенка, Псалом 2, тем не менее, оставляет сценарий присоединения как привлекательную возможность. Иудеи и различные ученые полагают, что царем в 9: 6 был Езекия .

Иеремия

В Иеремии 31: 9 Бог называет себя отцом Израиля, а Ефрема — своим первенцем. Ефрем в Иеремии в совокупности относится к северному царству.

Экклезиастик

В Книге Экклезиастика 4:10, в еврейском тексте, Бог называет человека, который поступает праведно, своим сыном. Греческий читается немного иначе; здесь он будет «как сын Всевышнего».

О христианской жизни

Жизнь христианина сложна, но понять ее можно, так как в помощь нам были оставлены 9 заповедей блаженств. Следуя каждой из них, человек будет в силах познать всю прелесть жизни и веры в Творца. Согласно им для верующего нет препятствий, ведь на его защите стоит сам Господь, который сильнее всех в Земном Царстве.

Стоит оценить каждую заповедь по отдельности:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. «Нищие духом», значит, осознавшие свой грех. Осознав собственную греховность, человек приходит в ужас от совершенных им деяний. И только Господь может простить его и принять в Свои объятия. В смирении христианин добьется своего счастья.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Утешение – один из главных подарков, дарованных нам Спасителем. В утешении постигается покой. Только так можно обрести спокойствие и истинное счастье.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Ежедневно сталкиваясь с жадными людьми, мы что-то теряем. Христос завещал, что то, что у нас будет отнято, обязательно вернется, если мы не будем уподобляться злым людям.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Знания всегда были тем, чего жаждал человек. В вере в Господа не стоит искать ни состыковок или нелогичных моментов. Все то, земное. Насытиться Истинным Знанием можно лишь в том случае, если перестать искать подвох во всем.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Человеческая душа способна на милосердие. С ее помощью душа получит Божественный Свет и будет вечно греться в Его лучах.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Грех закрывает глаза сердца. Очистив сердце от греха, человек снова сможет видеть Господа, а Он никогда не исчезнет из Его жизни. Ведь так было всегда. Праведные люди видели Господа, а ученые язычники никогда не смогли бы заметить его, будучи привязаны к ценностям земной жизни.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они наречены сынами Божиими. Миротворцы – творящие мир. Грешный мир не терпит праведности. Так он стремится уничтожить ее, растоптать и вернуть человека в состояние животного.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Правда, или Истина всегда была предметом дискуссий. Ее сложно понять, если пытаться всюду найти ее подтверждение. Если оно несет добро, то правда, если зло, то ложь.

В проповедях Христа нет и намеков на ненависть или месть ближнему своему. Подобные стремления отвергаются и не должны стоять впереди человека. Только через милосердие и взаимопонимание  можно излечить сердце человека. Стяжать чужое нельзя, так как это грех. Гораздо лучше иметь собственное, чем отнятое у другого человека. Так не будет вины за содеянное, а жизнь не будет омрачаться горестями и печалями.

Земное Царство является одним большим испытанием для духа. Плоть слаба и постоянно ищет утешения в греховном. Обычно в материальных ценностях, таких как деньги, богатство, престиж. Привязываться к земным «сокровищам» нет смысла.

Главная тема в проповедях Христа считается тема любви. Ноне плотской, а  Божественной. Мы должны возлюбить ближнего своего, понять его жизнь. Таким был Иисус, что добровольно сдался в плен Синедриону, покорно принял решение Понтия Пилата и в страданиях закончил свою жизнь на земле, воскреснув из мертвых.

Но любовью своей был жил Христос, он любил людей. Любил тех, кто верил в Него, надеялся. Вместе с ними Он шагнет в Божий Чертог, замет место подле Своего Отца и настанет время покоя и процветания. Над каждым из нас проносится чаша страданий, которую невозможно опрокинуть или опустошить. Каждому придется испить ее и принять горести и печали на себя, не убегая от них. Таков Промысел Господень.

Во Христе можно найти заботу и понимание. Он способен утешить несчастную душу. В Его речах нет ни яда, ни тайного умысла. Он честен перед всеми. И любит всех одинаково сильно. Таково христианское учение.

Новый Завет

Витраж Иисуса, собор Петра и Павла , Санкт-Петербург , Россия.

«Сын Божий» используется для обозначения Иисуса в Евангелии от Марка в начале стиха 1: 1 и в конце главы 15, стих 39. Макс Ботнер писал: «Действительно, если в Марка 1: 1 представлено« нормативное понимание «личности Иисуса, то имеет большое значение, что включает в себя текст».

Логос или Слово в Евангелии от Иоанна 1: 1 ( «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог), часто интерпретируется, особенно Тринитаристами, чтобы определить предсуществующий Иисус с этим Словом .

Оспариваемая запятая Johanneum (1 Иоанна 5: 7) включает Сына в формулу «Ибо есть трое, свидетельствующие на небесах: Отец, Слово и Святой Дух; и эти трое — одно».

Христиане верят, что Иисус — единородный Сын Божий (Иоанна 3:16). Иисус назвал себя в канонических писаниях Нового Завета. «Иисус сказал им:« Истинно говорю вам, прежде чем Авраам был, Я ЕСМЬ ». «(Иоанна 8:58), что, по мнению некоторых сторонников триединства, является ссылкой на Моисея в его взаимодействии с предвоплощенным Богом в Ветхом Завете. «И сказал Бог Моисею: Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ». И Он сказал: «Так скажешь сынам Израилевым:« Я ЕСМЬ послал меня к вам »»

(Θεὸν οὐδεὶς ἑώρακεν πώποτε · μονογενὴς Θεὸς ὁ соу εἰς τὸν κόλπον τοῦ Πατρὸς, ἐκεῖνος ἐξηγήσατο) привел к переводам , включая «Бог Единый и Единственный» ( NIV , 1984) , ссылаясь на Сын.

Более позднее богословское использование этого выражения (сравните латинское: Deus Filius ) отражает то, что стало стандартной интерпретацией ссылок в Новом Завете, подразумевающих божественность Иисуса, но с отличием его личности от другого лица Троицы, называемого Отцом. Таким образом, название больше связано с развитием учения о Троице. Сторонники триединства верят, что ясное упоминание о Троице встречается в : «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Библия – источник достоверного знания о Боге!

Вы можете купить Библию или читать ее он-лайн в Интернете и самостоятельно узнавать больше о том, кто такой Бог. Но для начала мы предлагаем вам познакомиться с основными качествами Бога, о которых говорится в Писании.

  1. Бог есть дух. Он не обладает физическим телом, Он нематериален!

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». (Библия, 2 послание к Коринфянам 3:17)

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам даруя всему жизнь и дыхание …». (Библия, книга Деяний 17:24,25)

  1. Бог триедин. Это один из самых трудных для понимания моментов в Христианстве.                 

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (Иисус Христос) и Святой Дух; и Сии три суть едино». (Библия, 1-ое послание Иоанна 5:7

Христиане не верят в трех разных богов, но в одного, единого Бога, имеющего в Себе три личности: Бога-Отца, пришедшего в человеческой плоти Иисуса Христа и Духа Святого, посланного на Землю после воскресения Спасителя. Все эти три сущности Бога неоднократно в Библии приравниваются к Богу как совместно, так и по отдельности. Скажем сразу, что до конца понять это нам вряд ли удастся – люди до сих пор не разгадали всех тайн и секретов планеты, собственного организма и Вселенной – куда уж нашему ограниченному разуму о того, чтобы разложить по полочкам самого Бога!

Однако в качестве иллюстрации триединства Бога приведем такой пример: представьте себе лед, ручей и пар или туман. Что у них общего? Все это – одна и та же вода, просто в разных состояниях!

  1. Бог всезнающий.

«И нет творения, сокрытого от Него, но всё обнажено и открыто перед Его глазами: Ему дадим отчет». (Библия, послание к Евреям 4:13

  1. Бог вездесущ.

«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его?- говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?- говорит Господь». (Библия, книга пророка Иеремии 23:24)

  1. Бог всемогущий и все подвластно Ему.

«Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Библия, книга пророка Иеремии 32:27)

  1. Бог справедлив.

«Всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо». (Библия, книга Екклесиаста 12:14)

  1. Бог любящий.

«Бог есть любовь». (Библия, 1-е послание апостола Иоанна 4:8)

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, Иисуса Христа, чтобы всякий, кто поверит в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Библия, Евангелие от Иоанна, 3:16)

Читайте Библию, и вы узнаете истину не только о том, кто такой Бог, какой Он и чего ждет от нас, своего творения, но и о том, что ждет человечество впереди, как жить праведно и начать новую жизнь!

голос

Рейтинг статьи

Библиография

  • Борген, Педер. Раннее христианство и эллинистический иудаизм . Эдинбург: T&T Clark Publishing. 1996 г.
  • Браун, Раймонд. Введение в Новый Завет . Нью-Йорк: Даблдей. 1997 г.
  • Очерки греко-римской и родственной талмудической литературы. изд. Генри А. Фишеля. Нью-Йорк: Издательство KTAV. 1977 г.
  • Данн, JDG , Christology in the Making , Лондон: SCM Press. 1989 г.
  • Фергюсон, Эверетт. Предпосылки в раннем христианстве . Гранд-Рапидс: издательство Eerdmans Publishing. 1993 г.
  • Грин, Колин Дж. Д. Христология в культурной перспективе: отмечая горизонты . Гранд-Рапидс: InterVarsity Press. Издательство Eerdmans. 2003 г.
  • Холт, Брэдли П. Жажда Бога: Краткая история христианской духовности . Миннеаполис: Fortress Press. 2005 г.
  • Иосиф Флавий. Полное собрание сочинений . пер. и изд. пользователя Уильям Уистон. Гранд-Рапидс: издательство Kregel Publishing. 1960 г.
  • Летэм, Роберт. Работа Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1993 г.
  • Маклауд, Дональд . Личность Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1998 г.
  • МакГрат, Алистер . Историческое богословие: введение в историю христианской мысли . Оксфорд: издательство Blackwell Publishing. 1998 г.
  • Нойснер, Джейкоб . От политики к благочестию: появление фарисейского иудаизма . Провиденс, Род-Айленд: Брауновский университет. 1973 г.
  • Норрис, Ричард А. Младший . Христологические споры . Филадельфия: Fortress Press. 1980 г.
  • О’Коллинз, Джеральд . Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . 2009 г.
  • Пеликан, Ярослав. Развитие христианской доктрины: некоторые исторические пролегомены . Лондон: Издательство Йельского университета. 1969 г.
  • _______ Возникновение католической традиции (100–600) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. 1971 г.
  • Швейцер, Альберт . Поиски исторического Иисуса: критическое исследование прогресса от Реймара до Вреде . пер. У. Монтгомери. Лондон: A&C Black. 1931 г.
  • Тайсон, Джон Р. Приглашение к христианской духовности: экуменическая антология . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 1999 г.
  • Wilson, R. Mcl. Гнозис и Новый Завет . Филадельфия: Fortress Press. 1968 г.
  • Уизерингтон, Бен III. Поиски Иисуса: Третий поиск еврея из Назарета . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1995 г.
  • _______ «Евангелие от Иоанна» в «Словаре Иисуса и Евангелий» под ред. Джоэла Грина, Скота Макнайта и И. Ховарда.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector