Церковь воскресения христова на варшавском вокзале в санкт-петербурге
Содержание:
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Храмы Божии помогают нам не только сосредоточиться в молитве, не только почувствовать Божие присутствие, но и очень многое понять и прочувствовать. Именно поэтому храмы создавались как выдающиеся произведения искусства и архитектуры. Они наполняются замечательными иконами, в храмах всегда раздается благозвучное пение. Все это связывает нас с величайшей национальной духовной культурой, из которой мы как народ и выросли. Вне зависимости от того, насколько человек сознает себя религиозным, он из того самого истока, ведь за ним стоят его деды, прадеды и пращуры. Всё это православные люди, и эта огромная сила, которая передается нам из поколения в поколение, хотя и ослабляется нашими грехами, разрушается нашими недугами, но до сих пор питает наш народ.
О чине Воздвижения Креста Господня
Более полутора тысяч лет тому назад произошло поистине величайшее событие: благодаря воле Божией и стараниям благочестивой царицы Елены христиане вновь обрели утерянный Крест Христов — важнейшее орудие против темных сил. Верующие чтят эту святыню, символизирующую победу жизни над смертью, и страдания и крестную смерть Иисуса Христа.
В этот день на всенощном бдении совершается древний чин Воздвижения Креста Господня. Это великое действо происходит, как правило, в кафедральных соборах и крупных городских храмах.
Чин Воздвижения Креста — один из самых торжественных чинов Православной Церкви. Во время великого славословия совершается каждение святого престола, на котором находится Святой Крест. Затем Крест выносится на середину храма, что символизирует шествие Спасителя на страдание и вольную смерть. После этого духовенство во главе с настоятелем совершает воздвижение Креста Господня, украшенного живыми розами. Хор в это время исполняет «Господи, помилуй». По окончании чина верующие кланяются святыне, которая будет находиться в храме до отдания праздника Воздвижения.
Церковные писатели создали ряд прекрасных произведений для богослужений по случаю праздника Воздвижения Креста Господня — стихир и канонов.
История
Территория поблизости двух больших вокзалов в Санкт-Петербурге была рабочей окраиной в 1800-х годах. Тут проживали семьи трудящихся на железной дороге и нескольких окрестных заводов. Местное население отличалось безграмотностью, бедностью и распущенностью. Поскольку для простых рабочих тогда не было культурной программы, в этом районе активно росли питейные заведения — кабаки, в которых проводили свое свободное время путейщики и рабочие. Это была территория бедности, грязи, пьянства и всякого разврата.
Стоял острый вопрос необходимости проповеди и церковной работы в той местности и Церковь вместе с Обществом религиозного просвещения, походатайствовав перед высшими инстанциями, получила территорию для постройки своего здания.
Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, Санкт-Петербург
В 1894 году храм Воскресения Христова высился рядом с Варшавским вокзалом, пока только в деревянной отделке. Учитывая специфику окрестностей, при церкви проходили не только стандартные службы, но и регулярные просветительские беседы, которые сразу стали посещать толпы народа. Вскоре при церкви заработала школа и библиотека, а в 1898 году родилось и Александро-Невское Общество трезвости, чья работа была тут крайне востребована и необходима.
Поскольку это был настоящий народный храм, в начале XX века он уже не мог вмещать всех желающих и протоиерей Философ Орнатский решил возводить каменное более просторное здание, на что получил Высочайшую субсидию. При участии городских властей и народных пожертвований новое здание было заложено при поддержке императора Николая II летом 1904 года.
Активные строительные работы приостановились в годы русско-японской войны, но стройка проводилась постоянно даже в малом темпе. Несмотря на трудности и недостаток финансов уже в 1908 году у Варшавского вокзала высилось новое красивое здание православной церкви, которое, хоть и требовало внутренней отделки, освятили в декабре 1908 года при участии митрополита Санкт-Петербургского Антония. При церкви возобновило работу Общество трезвости.
Во время революции 1917 года Общество было закрыто, а настоятель Философ Орнатский и прочие служители — расстреляны. Здание разграбили и закрыли в 1930 году. Во времена СССР здесь попеременно был склад, кинотеатр и даже площадка для прыжков с парашютом на крыше. По слухам, здание не взорвали только из-за опасения повредить соседний Дом культуры.
Интересно! Только зимой 1990 года здание было возвращено в Лоно Православной Церкви и уже в апреле состоялось первое Пасхальное богослужение.
Священное Писание
2 Кор., 170 зач., I, 21 — II, 4
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Мф., 89 зач., XXII, 1-14
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных.
Евр., 307 зач., III, 1-4
1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
Мф., 67 зач., XVI, 13-18
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
Священномученик Корнилий сотник
После обращения к истинной вере возле Креста Господа Иисуса Христа святой Корнилий Сотник стал епископом города Скепсии. В городе жил князь по имени Димитрий, изучивший древнегреческую философию и ненавидевший христианство. Когда святой Корнилий стал ему проповедовать, князь разъярился и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой Корнилий молитвой сокрушил идолов вместе с капищем, но Дмитрий ещё более озлобился и повелел заточить епископа в темницу. В это время князю сообщили о том, что его жена и сын попали под обломки рухнувшего храма, но остались в живых и из-под обломков призывают на помощь христианского Бога. Князь обрадовался, уверовал во Христа и освободил бывшего сотника. Святой Корнилий обратил к истинной вере всех жителей города и мирно скончался в глубокой старости.
История
Первый храм
Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости была заложена на этом месте 14 августа 1894 года в «память бракосочетания Их Величеств» Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения. Этот временный храм был перенесённой деревянной церковью с Николаевской улицы и собран под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых. Он был освящён 4 декабря 1894 года.
В —1897 годах рядом было возведено трёхэтажное здание, в котором разместилась школа и библиотека-читальня (архитектор Г. Г. фон Голи).
В октябре 1897 года вторым священником к церкви был определен окончивший в тот год Санкт-Петербургскую духовную Академию Александр Рождественский. 30 августа 1898 года о. Александр открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений (в 1914 году преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости).
Строительство
С основанием Общества начался сбор денег на строительство новой, каменной церкви.
Постройка храма стала делом жизни известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфёнова. Храм строился под руководством строительной комиссии, возглавляемой им и «Общества религиозно-нравственного просвещения». Работа шла в условиях войны и государственной смуты с чрезвычайными трудностями. Однако строительство удалось завершить в срок. Поражённый успехом Парфёнова Государь пожаловал купца Парфёнова, минуя промежуточные чины, званием генерала.
Новое здание, строившееся по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна было заложено 25 июля 1904 года и через год практически закончено. Оно было облицовано декоративным кирпичом и отделано песчаником. Помещение церкви вмещало до 4000 человек.
11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества — священнике Александре Васильевиче Рождественском.
Главный придел был освящён 14 декабря 1908 года. Через неделю был освящён правый — святителя Николая, а левый — благоверного князя Александра Невского, вероятно, не был освящён, хотя в нём позднее были поставлены иконостас и престол.
Главный иконостас был создан по проекту А. Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С. Т. Шелков в 1909 году.
В —1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В. Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.
Советский период
В августе —феврале 1923 года храм примкнул к Петроградской автокефалии, с 1923 года перешёл в Обновленческую церковь.
В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта.
В храме были размещены службы трамвайного парка.
Восстановление
Летом 1989 года церковь была возвращена верующим, и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение.
20 июня 1992 года в церкви отпевали Л. Н. Гумилёва.
Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе.
Проведен ремонт купола. Сделан иконостас (в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров.
В 2013 году в честь 400-летия дома Романовых у храма с западной стороны был открыт памятник Николаю II с супругой.
Часовни
К храму относились две часовни:
- при входе с канала
- у главного фасада Варшавского вокзала, над иконой Спасителя, протягивающего руку утопающему апостолу Петру, кисти И. А. Коркина. Образ этот был установлен здесь 17 октября 1901 года в память спасения Императорской семьи во время железнодорожного крушения в Борках под Харьковом 29 октября 1888 года. В 1902 году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева на средства А. Н. Дорофина был сделан железный футляр в виде часовни. Часовня была снесена в 1925 году, рядом с её местом нахождения был установлен в нише здания вокзала памятник В. И. Ленину.
В на другой стороне Обводного канала на месте убийства министра В. К. Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой преподобного Серафима Саровского.