Храм преподобного сергия радонежского в рогожской слободе
Содержание:
Обращение Настоятельницы
Монастырь в честь святителя Николая на Сольбе был основан очень давно, в конце XV – начале XVI века, как свидетельствуют древние писцовые книги. Отсюда напрашивается предположение, что, подобно Кирилло-Белоезерскому, Спасо-Прилуцкому, Нило-Сорскому, Стефано-Махрищскому, Ферапонтову и другим монастырям, расположенным к северо-востоку от Москвы, основан он был одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что при входе в монастырь, на его святых вратах, с одной стороны стоял образ святителя Николая, а напротив него – преподобного Сергия. Сейчас эти иконы милостью Божией возвращены в обитель и находятся на фасаде Успенского храма по обе стороны от крыльца. С преподобным Сергием связана еще одна страница истории монастыря. Спустя 90 лет после разорения его поляками, ходатайствовал о возрождении безвестной обители архимандрит Варлаам – духовник жены Петра I, впоследствии наместник Троице-Сергиевой Лавры, а позже основатель Сергиевой пустыни под Петербургом, где много лет спустя был настоятелем святитель Игнатий, епископ Кавказский, (Брянчанинов).
Преподобный Сергий, печальник земли Русской, является для нас учителем монашеской жизни, поэтому строительство храма в его честь – выражение особой любви к этому угоднику Божию и обращение за помощью с верой в его покровительство.
Храм построен в стиле северного зодчества. Он получился небольшой, уютный, легкий и светлый. Облик его подсказала картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». А пригорок, на котором построен храм, выложен природным камнем из фундамента разрушенных стен старой обители.
Храм Сергия Радонежского – маленький и скромный, как олицетворение главной добродетели преподобного – смирения. А вокруг этого маленького храма – большие строения, которые говорят о том, что из глубины смирения произрастают обильные плоды. Преподобный Сергий по смирению своему сам строил келии для братий, носил дрова, топил печи, а его ученики рассеялись по всей земле Русской, открывая монастыри и просвещая народ светом благодати Божией.
Особая любовь и почитание преподобного Сергия связаны еще и с тем, что этот угодник Божий направил на монашеский путь Матушку Еротииду. Однажды в юности побывав в Троице-Сергиевой Лавре, Матушка загорелась любовью к Богу и пожелала посвятить свою жизнь служению Ему в монашеском чине. И первые три года до поступления в монастырь имела счастье окормляться у преподобного Сергия в Лавре.
Также родной брат Матушки, сейчас епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, был насельником Троице-Сергиевой Лавры, учился там в Духовной Семинарии и Академии, и был первым помощником Матушки по возрождению вновь открывшейся обители на Сольбе. Примечателен тот факт, что владыка Феодосий в крещении был наречен Сергием в честь преподобного Сергия Радонежского, так как родился 18 июля в день памяти этого святого. А в монашеском постриге его назвали Феодосием в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского.
Мы считаем, что появлением этого дивного храма в монастыре Господь благоизволил оставить историческую память о владыке Феодосии, так как он внес большой жертвенный душевный вклад в возрождение обители.
22 ноября 2007 г., в день памяти иконы Божией Матери «Скоропослушница», правящим в то время архиереем, архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, храм преподобного Сергия Радонежского был освящен. И в этот же день владыка совершил иноческий постриг трех сестер монастыря – первый в этом храме.
Под храмом преподобного Сергия Радонежского – другой, необычный, «пещерный» храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Этот храм стал фундаментом для верхнего храма, потому что именно эти святые явились основателями русского монашества и своим подвигом положили прочное основание иноческой жизни.
Внутри храм оформлен мозаикой в стиле первых веков христианства. Смысловая идея храмового интерьера – передать простоту и вместе с тем монументальность, ощущение аскетического духа и величие.
В этом храме планируется совершать монашеские постриги и отпевание монашествующих.
Здесь особая благодать. Сестры заметили, что после каждой проведенной в этом храме службы, происходит какое-то чудесное событие или разрешение какой-то проблемы.
Летом 2005 года, когда копали котлован под строительство храма, забил источник. Его вывели с внешней стороны за монастырскую стену. Он освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Сергия Радонежского. На источнике построена купальня. Известны случаи чудесных исцелений.
Храм преподобного Сергия фото:
Храм преподобных Антония и Феодосия фото:
Здания и сооружения
По нечётной стороне
- № 1, стр. 1 — перестроенное здание дореволюционной постройки с современной крупногабаритной пристройкой.
- № 5 — двухэтажный дом дореволюционной постройки.
- № 7 — доходный дом (1908, архитектор Карл Кайзер).
- № 13, стр. 1, памятник архитектуры (региональный) — жилой дом (1842, архитектор Василий Балашов).
- № 15 — жилой дом, XIX век. В 1882 году московский купец первой гильдии Роман Кёлер открыл в этом доме первую в России фабрику фармацевтических принадлежностей, ныне ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н. А. Семашко».
- № 17 — жилой дом, XIX век.
- № 19, стр. 3, памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — жилой дом XIX века.
- № 25 — часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря, более раннее название — Часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице (1889—1890, архитектор Александр Латков).
По чётной стороне
Многоэтажные панельные дома советского времени, за которыми пролегает Школьная улица (бывшая Тележная) с сохранившемся ансамблем Рогожской ямской слободы.
Храм в Бусиново. Чудеса и знаки | Сергей Григоров
*06 августа 2014, в 19:12O -история Москвы, памятники архитектуры, район Западное Дегунино, христианство
Статья для газеты «Что будет с Москвой», №5 (05) 2014
В этом году исполнилось 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского
Сегодня, во время братоубийственной войны на Украине, так важно помнить слова одного из самых почитаемых русских святых: «Любовью и единением спасемся». И время вспомнить, что совсем рядом с нами, в самом начале Ижорской улицы, в Бусиново, расположен храм Сергия Радонежского
Церквей, названных в честь «всея России чудотворца», в Москве не мало. Однако именно храм его имени в Бусиново является самым ярким примером того, сколько чудес и знаков может быть явлено на одном маленьком холмике, затерянном на окраине столицы. Например, здесь, согласно молве, темная икона «Благодатное небо» просветляется и обновляется сама, а икона Николая Чудотворца «плачет». Самой же главной святыней храма является шестисотлетняя Молченская Икона Божьей Матери, о которой говорят, что она исцеляет до сих пор.
Доподлинно неизвестно, когда впервые на этом месте появилась церковь. Деревянный храм в Бусиново, которое тогда было вотчиной Новодевичьего монастыря, упоминается только в XVI веке, первые сведения относятся к 1584 году. Предание же гласит, что место для церкви было выбрано самим Сергием Радонежским (1314–1392), когда шел он из Троицкой обители (Лавры) в Москву к митрополиту Алексею. Скорее всего, тогда и была заложена первая деревянная церковь, освященная позже в честь Георгия Победоносца. Во времена междуцарствия святое место было разрушено. Смутное время выкосило почти всю деревню, согласно переписи в ней значится один двор с одним же крестьянином.
Несмотря ни на что, к 1643 году храм восстанавливают, а в деревню начинают возвращаться жители. В 1763 году (по другим данным в 1770) Бусиново становится государственным, что приносит крестьянам некоторое облегчение от поборов и самоуправства. Деревня начинает процветать, а ее жители уже могут позволить себе «складываться» на новую церковь. В 1770-х-1780-х храм был отстроен заново. Французская оккупация 1812 года почти не затронула Бусиново, в стычках с врагом погибли два человека. К 1854 году деревянная церковь сильно обветшала, и было принято решение о строительстве каменного храма. Деньги дал богатый крестьянин Иван Бусурин, проект был заказан гражданскому инженеру Груздину. В 1858 году храм освящается именем Сергия Радонежского.
После революции бусиновский храм постигла общая судьба русского народа. К 1937 году, к моменту самого пика кровавых репрессий, устроенных коммунистической партией, так же как и соседний Знаменский храм в Ховрино, храм Сергия Радонежского был закрыт. Купол и колокольня были разобраны. В оставшемся «обрубке» были расположены разные хозяйственные службы. После Великой Отечественной войны, когда немецкая армия остановилась в 1,5 километрах от Бусиново, район стал превращаться в промзону, а в само бывшее здание храма была «вселена» фабрика по пошиву матрасов.
После реконструкции МКАД в 60-х годах, Бусиново, как и соседнее Ховрино, вошло в состав Москвы. Через двадцать лет здесь начинается строительство городского микрорайона, у которого, к слову, до сих пор нет своей станции метро, приходится «бегать» к соседям. С 1980 года здание храма стояло бесхозным и разрушалось. В 1988 году была предпринята попытка открыть храм, но от властей был получен отказ, видимо, в разгар Перестройки было еще недостаточно тепло для религиозной оттепели. Храм был передан православной церкви только в 1992 году, первая же литургия в нем была совершена 18 июля 1991 года в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
С именем «Сергей» связана и очень символическая история, которую во время написания материала рассказал нашему корреспонденту и фотокорреспонденту местный житель, водитель такси Александр Александрович. Новое городское предание гласит, что в день первой службы во вновь открытом храме случились похороны, свадьба и крещение. И новопреставленного, которого отпевали в храме Сергия Радонежского, звали Сергей, и ребенка, принимавшего в тот день крещение, звали Сергей, и жениха на свадьбе тоже звали Сергей. Вот такой тройной символ в день обретения мощей Сергия Радонежского, основателя Троицкой Лавры.
grigorov.pro
История
Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г.
В списках 1722 и 1727 гг. церковь значится уже каменной, шатровая колокольня этого здания сохранялась до 1864 г. Однобокая трапезная разобрана в 1796 году и вместо нее к 1800 г. выстроили новую с двумя престолами: Сергиевским и св. Николая.
В 1818 году выстроена нынешняя главная церковь. В 1837 г. был пожар, а в 1838 году — обновление. В 1864 г. выстроена новая высокая колокольня.
В 1812 году при нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи. В 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным.
2 ноября 1899 г. состоялось освящение аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концертов и религиозно-нравственных чтений.
В 1916-1918 годах в храме служил псаломщиком сщмч. Иосиф Сченснович (+ 1937).
В 1920-х годах храм на какое-то время стал обновленческим.
С 1920-х годов прихожанином храма был мч. Иоанн Малышев (+ 1940), в декабре 1937 года он стал членом церковной двадцатки.
Осенью 1937 года были арестованы настоятель храма сщмч. Петр Никотин, певчий мч. Николай Кузьмин (+ 1937)
В 1938 году храм был закрыт. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Долгое время храм стоял с ободранными куполами и сбитыми крестами. В конце 1950-х гг. остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо. Здание использовалось под мастерские и склад.
До 1984 года церковь так и оставалась безкрестной. Внутри в 1984 году в главном помещении находилась скульптурная мастерская Художественного фонда. Реставрация храма не планировалась, хотя он находился в скверном состоянии.
В 1985 году храм передан в качестве филиала Центральному гос. музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. К 1990 году проведена реставрация.
31 августа 1990 года храм был возвращен верующим.
4 декабря 1991 года еп. Солнечногорским Сергием (Фоминым) было совершено малое освящение главного престола.
Действует воскресная школа. Проводятся огласительные беседы для детей и взрослых.
Последние изменения
Завершено исполнительное производство № 4233 от 13.06.2019
Завершено исполнительное производство № 10122 от 05.08.2019
Завершено исполнительное производство № 3541866/19/77043-ИП от 25.12.2019
Новое исполнительное производство № 3541866/19/77043-ИП от 25.12.2019
Новое исполнительное производство № 10122 от 05.08.2019
Завершено исполнительное производство № 3274774/19/77043-ИП от 14.10.2019
Новое исполнительное производство № 3274774/19/77043-ИП от 14.10.2019, сумма требований: 51 руб.
Завершено исполнительное производство № 3200727/19/77043-ИП от 20.09.2019
Палехская церковная роспись
Трёхъярусную колокольню построили позже, в 1864 году. В 1876 году храм расписан известным московским иконописцем Андреем Семёновичем Рогожкиным, как тогда говорили, в «древнеотеческом православном стиле». Сейчас этот стиль искусствоведы определяют как палехский. Поскольку в Рогожской слободе жили старообрядцы, то их старались привлечь к православию. В храм приобретали иконы древнего письма, если покупали новые, то их стилизовали под 15-16 века. Говорили, что храм на Рогожской слободе по собранию замечательных старинных икон мог сравниться даже с Кремлёвскими святынями. В ноябре 1899 года в Сергиевском храме было освящено особое место для бесед со старообрядцами, для религиозного чтения и духовных концертов. Были изготовлены специальные ноты для замечательного хора слепых, который считался одним из лучших в Москве.
Из истории церкви в Рогожской слободе
Ремесленные слободы располагались очень компактно, каждая из них имела свой храм. Неудивительно, что скоро возле святыни Сергия Радонежского возводят церковь в честь святого Алексия.
Самый же первый храм в Рогожской слободе был построен в начале 17 века. Он был деревянным. Освятили постройку именем Святой Троицы. Этот же храм в камне упоминается в 1722 году.
Поскольку Троицких церквей в Москве к тому времени было немало, новую каменную святыню стали называть именем Сергия Радонежского. Название выбрали по находившемуся недалеко Андроникову монастырю, игумен которого — Андроник — являлся учеником святого Сергия.
В 1796 году в здании церкви появляется трапезная с двумя приделами (это одна из древнейших частей храма, дошедшая до наших дней). После того, как святыня пострадала в 1812 году от пожара, и состояние ее оставляло желать лучшего, трапезная сохранилась и стала частью нового храма, который появился в 1818 году.
Средства выделил статский советник Смольянский. Он отдал на строительство все свое состояние.
В 1834-1838 годах была проведена реконструкция под руководством архитектора Шестакова. В 1864 году появилась современная колокольня. В 1876 изограф Рогожкин расписал интерьер храма, а архитектор Барютин позже отделывает интерьер святыни.
Внутреннее убранство храма Сергея Радонежского поражает своим богатством.
По подбору икон святыня может соперничать даже с храмами Кремля. Объясняется это тем, что среди прихожан святыни в Рогожской слободе было немало купцов, пожертвования которых отличались особой щедростью. Помогали храму и московские власти.
Сайт расскажет всё о жизни храма
Страница прихода содержит исчерпывающую информацию как о работе храма в целом, так и его отделов. Помимо новостей, здесь можно найти множество полезной информации. Для удобства она поделена на разделы, к основным из которых относятся:
Расписание богослужений. Главный из разделов, интересующих прихожан, ведь он связан с важнейшим аспектом духовной жизни — службой. Здесь находится расписание всех богослужений на текущий месяц
А также есть информация о том, в честь какого события проводится служба в тот или иной день и кто из священнослужителей её проводит, что особо важно для исповеди, так как человек знает, когда принимает его духовник. Полезным будет то, что, нажав на соответствующую кнопку, всё расписание сразу можно вывести на печать и иметь его всегда под рукой.
Записки о поминовении
Если раньше нужно было приходить в храм, для того, чтобы оставить записку «о здравии» или «об упокоении», то сейчас это можно сделать на сайте. Сумма пожертвования добровольная.
Катехизация. В этом разделе располагается информация для тех, кто хочет узнать об основах христианства, а также подготовиться к Таинствам Крещения или Венчания.
Детская воскресная школа. Здесь можно ознакомиться с её новостями, а также с расписанием занятий, к которым относятся музыкальные и творческие занятия, этикет, основы нравственности, закон Божий и другие.
Молодёжный клуб. Периодически публикует свои новости, знакомит с расписанием, а также имеет группу вконтакте vk.com/club20373293. Его участником может стать верующий от 18 до 35 лет.
Помимо всего перечисленного, сайт храма владеет другой не менее важной информацией. К ней можно отнести новости социальной и паломнической служб, работу библиотеки, описания святынь, краткие биографии духовенства и многое другое
Безусловно, не может не радовать то, что Русская Православная Церковь не медлит осваивать информационное пространство интернета и активно его использует для духовно-просветительских целей.
Адрес, телефоны и схема проезда
Схема проезда с сайта накарте.ру:
Расписание : По средам и субб. вечерня, утреня и Литургия в 8 ч., по воскр. и праздн. Литургия в 8.30, накануне всенощное бдение в 17 ч.
Адрес : ул. Николоямская, 57-59
Проезд : авт. 40, 55, 125, 152, 237, трол. 40, 53.
Метро «Площадь Ильича»
Духовенство:
Настоятель — прот. Валентин Радугин, иеромонах Симеон (Хисамутдинов), иеромонах Даниил (Черой).
Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими. Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр
— сообщите их в разделе комментариев.
Последний настоятель
В соборе российских новомучеников и исповедников поминают также последнего перед закрытием настоятеля храма, протоиерея Петра Никотина. Среди обвинений, предъявленных отцу Петру, были жалобы одной гражданки, которой отказали в причастии на основании того, что она не знала, кто такой Христос, но прекрасно знала, кто такой Ленин. Платный осведомитель оставил для истории слова священномученика Петра: «Без Христа человек жить не может, где нет Христа, там ругань, драки, ссоры. Там больше нет стыда и чести». Тот же осведомитель обвинил отца Петра в том, что он проповедует церковь как единственное место для спасения души человеческой. Отец Пётр расстрелян вместе со своими прихожанами на полигоне Бутово и похоронен в безвестной общей могиле. В храме есть его икона, а также его образ, написанный в центральном приделе.