Бутовский полигон

Известные смерти

Статус Бутово как главного места казни означал, что многие известные люди были убиты и похоронены на этом месте, в том числе советский военачальник Айк Бжишкян ; Царский государственный деятель Владимир Джунковский ; художник Александр Древин , киноактриса Мария Лейко и фотограф Густав Клуцис , которые все были латышами; Православный епископ Серафим Чичагов и князь Дмитрий Шаховской ; бывший Председатель Госдумы Федор Головин ; первый русский летчик Николай Данилевский; композитор Михаил Хитрово-Крамской; физик-теоретик Ганс Хельманн ; антрополог Ивар Ласси ; пять царских генералов и представители русских дворян, таких как Ростопчины, Тучковы, Гагарины, Оболенские, Олсуфиевы и Бибиковы.

Многие члены Коммунистической партии Германии (КПГ) также были среди жертв, например, Герман Таубенбергер и Вальтер Хениш , которые, как сообщается, были преданы НКВД, с явным одобрением лидеров КПГ Вильгельма Пика и Вальтера Ульбрихта застрелили более двухсот человек. , по Венер , тогда еще членом КПГ Политбюро .

Памятник в ведении Церкви

То, что Бутовский полигон передали Церкви, – уникальное стечение обстоятельств. В 1990-е годы места расстрелов оказались никому не нужны: власть не знала, что с ними делать, с баланса ФСБ эти объекты переходили на бюджет субъектов РФ. То есть Бутовский полигон должен был быть передан Московской области. Но Московская область не стремилась увеличивать нагрузку на свой бюджет. Одновременно появилась общественная религиозная организация – группа активных мирян, которые построили храм. При этом сотрудникам ФСБ было понятно, что это место не могло стать парком для гуляний, что кто-то должен был вкладывать силы и деньги в содержание полигона.

В 1995 году было принято решение о строительстве нового микрорайона на территории бывшей спецзоны и дач. Непосредственно место захоронений, ограниченное забором, хотя оно и не было ещё объявлено памятником истории, трогать было нельзя, потому что из многочисленных публикаций в прессе люди знали, что именно здесь находилось. Но по периметру полигон можно было окружить девятиэтажками. Это сделало бы невозможным дальнейшую мемориализацию этого места. Тогда община Бутовского храма, родственники погибших и общество «Мемориал» решили во что бы то ни стало не допустить строительства. Семья Калед обратилась с просьбой о заступничестве к Патриарху Алексию II, который в свою очередь обратился в Правительство Москвы.

И случилось почти невозможное: строительство было прекращено на этапе застройки цокольного этажа, остовы фундаментов которого до сих пор торчат из земли.

Благодаря личному вмешательству Юрия Лужкова и московского правительства здесь была проложена автомобильная дорога и пущен рейсовый автобус № 18. И поскольку Церковь тогда фактически спасла Бутовский полигон, ей была отдана не только земля, на которой стоит деревянный храм, но и вся территория захоронений, которая перешла на баланс прихода храма Новомучеников и исповедников Российских (часть находится в собственности, часть в аренде, часть – в безвозмездном пользовании). В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II был проведены археологические раскопки в одном из погребальных рвов, эти раскопки подтвердили наличие расстрельных захоронений.

27 мая 2000 года Патриарх Алексий II впервые отслужил на Бутовском полигоне литургию под открытым небом. Вместе с ним служило и молилось почти всё московское духовенство (8 архиереев, около 200 священнослужителей) и три с половиной тысячи мирян. С тех пор Патриаршая литургия на Бутовском полигоне в четвёртое воскресенье по Пасхе стала московской церковной традицией.

В 2001 году Бутовский полигон был объявлен памятником истории регионального значения, что позволило избежать дальнейших попыток застройки земли, прилегающей к месту захоронений.

В 2006 году была проведена рекультивация земли и установлены точные границы каждого погребального рва. Сегодня приход Новомучеников тратит только на содержание территории полигона и охрану около около 3 миллионов рублей в год, что делает невозможным финансирование дополнительных проектов, в том числе – связанных с мемориальной работой. Спонсоры или дополнительные бюджетные деньги иногда находятся на разовые мероприятия: каждый год к приезду Патриарха ремонтируется подъездная дорога, недавно была построена звонница. А вот чтобы открыть аллею памяти или сделать хорошие мемориальные доски, уже приходится искать дополнительные средства, которых пока нет.

Среди тех, кто покоится на Бутовском полигоне, довольно много людей других конфессий и религий и вовсе не верующих. Вопрос решён очень деликатно: символическое пространство полигона разделено. Помимо храма и поклонного креста есть площадка со стелой, рядом с которой поставлены скамейки и растут голубые ели – небольшой мемориал в светских традициях. Здесь проходят гражданские панихиды, к стеле возлагают венки, на скамейках родственники могут отдохнуть и вспомнить своих близких. Старообрядцы недавно проявили инициативу и нашли компромиссный вариант: в центр поклонного креста был врезан и освящён старообрядческий крест-медница, и теперь здесь проходят панихиды по древнерусскому обряду. Католики, лютеране, мусульмане и иудеи имеют возможность приезжать в Бутово и молиться по собственным правилам. Благоустройство полигона ведётся для всех.

Спасение памяти

Директор Мемориально-просветительского центра «Бутовский полигон» Игорь Гарькавый считает, что «государственные мемориалы всегда рискуют стать официозными проектами чиновников, в которые невозможно вдохнуть жизнь. А Бутовский мемориал мы видим живым и развивающимся».

Однако музейный комплекс пока существует только в виде нескольких небольших экспозиций в нижней части каменного храма. У Центра есть небольшая комната в приходском доме, куда до сих пор приходят родственники пострадавших, чтобы уточнить информацию о своих близких или, наоборот, сообщить новые сведения, передать для музея личные вещи.

С 2006 года по закону только родственники имеют право работы со следственными делами в государственных архивах. Работники Центра их консультируют, рассказывают, в каком именно архиве искать дело, и просят скопировать материалы и для исследовательской работы.

В 2007 году рядом с полигоном был освящён новый большой белокаменный храм. Он спроектирован архитектором Михаилом Кеслером в традициях русских шатровых храмов. В его нижней части, алтарь которой освящён в честь иконы Божией Матери «Державная», всё посвящено Бутовским новомученикам. По периметру стен висит 51 икона – по числу дней расстрелов. На каждой иконе изображены святые, расстрелянные вместе, в один день. В притворе расположена небольшая экспозиция: в витрине лежат вещи расстрелянных, извлечённые из раскопов в 1997 году, – обувь, фрагменты одежды, узелки, гильзы. В других витринах – личные вещи некоторых новомучеников, служившие им при жизни: священнические облачения, книги и записные книжки, скрипка, шаль… Эта выставка – основа будущего музея.

«В нашем уставе зафиксирована цель – увековечить память пострадавших путём максимального сохранения тех ценностей, которые они избирали в жизни в качестве ориентиров, – рассказывает Игорь Гарькавый. – Это не только увековечивание имени, но и рассказ о том мире, за принадлежность которому человек и был расстрелян. Мы хотим достичь того, чтобы здесь осуществлялся диалог ныне живущих с теми, кто здесь уничтожен. Чтобы они вернулись к нам через свои образы, свои фотографии, через свои творения, если это творческие люди». Поэтому так важны вещи, которыми погибшие пользовались при жизни, книги, которые они читали, их письма. О большинстве расстрелянных никогда ничего нельзя будет узнать: как они жили, что думали, кого любили. Всё, что от них осталось – строчки в следственных делах. Их внутренний мир, взгляд на вещи можно представить через историческую реконструкцию. Идея Гарькавого – воссоздать в музейном пространстве мир крестьянина, мир русских немцев, мир интеллигенции и так далее. На самой территории полигона планируется создать аллею памяти. На каменных плитах будут увековечены расстрельные списки: имена погибших будут сгруппированы по датам расстрела. А для облегчения поиска нужного имени, возможно, будут использоваться специальные электронные навигаторы.

Мемориально-просветительский центр также занимается изучением и воссозданием русской мемориальной культуры. Традиция храмов на крови, установления памятных крестов, братские могилы – всё это было в России на протяжении веков. Образцом музея-некрополя из сравнительно недавнего времени служит кладбище памяти всех павших в Первой мировой войне во Всехсвятском (нынешний район «Сокол»), разрушенное при советской власти и с трудом восстанавливаемое сегодня. Но сохранились разработки его создателей, на которые можно опираться.

Игорь Гарькавый, который часто водит экскурсии по Бутовскому полигону, утверждает, что «без представления о Пасхе здесь трудно находиться. Для многих светских людей приезд на Бутовский полигон – пытка: «стою я, а подо мною тысячи тел». Верующий человек тоже это чувствует, но он также знает, что здесь лежат мученики. Христос воскрес и все, кто вместе с Ним и за Него пострадал, тоже воскреснут, и ты понимаешь, что за этой страшной земной смертью для них открывалась Жизнь вечная, отблеск сияния которой падает и на это место».

Мемориальный комплекс на территории полигона[править | править код]

С 11 декабря 1997 года в здании администрации деревни Дрожжино, рядом со входом на полигон, стали совершаться заупокойные службы клириками Московского патриархата.

Храм на территории Бутовского полигона

На территории Бутовского полигона размещены стенды с поимённым перечислением 935 расстрелянных служителей и прочих членов Русской православной церкви.

По стендам и другим несущим информацию сооружениям (памятным камням и т. п.) мемориального комплекса Бутовского полигона посетителям не удастся выяснить некоторые важные сведения, такие как число реабилитированных, степень и характер виновности того или иного лица или группы лиц, национальный, половой, возрастной состав казнённых.

Комплекс открыт для посещения по субботам и воскресеньям. Заказ экскурсий производится дополнительно, по предварительной договорённости с экскурсоводом.

Бутово – место, которое будит христианскую совесть

Бутовский полигон становится все более посещаемым, как родственниками репрессированных, так и теми, кому дорога память о невинно пострадавших: это учащиеся светских и церковных учебных заведений, прихожане московских и подмосковных храмов, иностранные делегации. Для организации их приема при храме действует паломническая служба.

Богослужебная жизнь бутовского прихода в значительной степени определена днями памяти пострадавших на этом месте. 51 день в году, в дни памяти прославленных в лике святых бутовских новомучеников, совпадающие с днями их мученической кончины, совершаются богослужения в их честь.

Вместе с тем, понимая, что церковная в целом и богослужебная в частности форма почитания памяти пострадавших понятна не всем современникам, община храма развивает внебогослужебные формы поминовения и сохранения памяти.

По мнению участников, такая форма поминовения дает возможность каждому соприкоснуться с той трагедией, которая произошла в истории нашего народа. Как сказала одна из участниц, после прочтения каждого имени она слышала отзвуки выстрелов…

В течение многих лет приходом и мемориальным центром осуществляется деятельность по созданию Музея памяти пострадавших. Он будет посвящен истории Бутовского полигона и людей, которые были здесь репрессированы. Уже сейчас коллекция музея состоит из более 500 единиц хранения, идет работа по расширению экспозиции. Музей размещен в бывшем усадебном флигеле, где в конце 30-х годов прошлого века располагалась комендатура полигона.

В августе 2015 года на полигоне были начаты работы по созданию «Сада памяти», мемориала, в котором на каменных досках будут увековечены имена всех пострадавших на этом месте. В связи с множеством имен общая длина этих досок составит 300 м. Открытие этого мемориала предполагается совершить 8 августа этого года, в 80-ю годовщину начала массовых расстрелов в Бутове.

Таким образом, в результате совместных усилий Церкви, государства и общественности создан уникальный церковно-общественный мемориал, получивший известность как в России, так и за рубежом, как среди церковной, так и среди светской части общества.

В начале этой статьи были отмечены некоторые различия между гонениями, которые имели место в первые века христианства, и гонениями на Церковь Христову в России ХХ века, но следует сказать, что, несмотря на то, что эти события отделены друг от друга почти двумя тысячелетиями, они имели много сходного. В Риме до наших дней сохранилось аббатство Трех Фонтанов, где принял мученическую кончину апостол Павел и другие древние мученики. Это место имеет удивительное сходство с Бутовым. И одно, и другое использовалось для приведения в исполнение смертных приговоров. И одно, и другое располагались вне города, в дачной местности, в лесу, чуть в стороне от дорог, по которым было удобно доставлять осужденных. И в одном, и в другом месте были оборудованы темницы, в которых перед смертью содержались мученики. И в Аква Сальви, и в Бутове построены храмы, в которых возносятся молитвы к мученикам. И эти два места удивительно схожи еще с одним местом – Голгофой, где пострадал Сам Христос, которая, как это было отмечено еще ап. Павлом в его послании к Евреям (13:12), также находилась «вне врат» города, и где еще святой равноапостольной Еленой был воздвигнут храм Гроба Господня.

Несколько лет тому назад, завершая Божественную Литургию на Бутовских погребальных рвах, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется отказаться от веры через принятие богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. И Бутово является не только памятником прошлого – Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать».

Материал впервые опубликован в 2017 году

После расстрелов

После 1938 года, когда массовые расстрелы прекратились, полигон и прилегающую к нему территорию продолжали использовать для захоронений расстрелянных в московских тюрьмах. А здание комендатуры, расположенное в 100 метрах от погребальных рвов, стало «домом отдыха выходного дня» для старших офицеров НКВД. Здесь они устраивали шашлыки в парке усадьбы Дрожжино, парились в бане, купались в пруду. Сам Лаврентий Берия любил здесь отдыхать и часто приезжал. Есть свидетельства местных жителей, работавших обслугой, что стиль отдыха не менялся и в первые годы войны.

После войны на территории спецзоны, в центре которой находился расстрельный полигон, были построены несколько зданий центра подготовки сотрудников спецслужб. В том числе здесь обучались специалисты стран Варшавского договора. На полигоне был разбит сад, посажена яблоневая аллея и клубничные грядки. Сотрудники центра и их подопечные прогуливались по этому саду после занятий, не подозревая (а может быть, и подозревая), что под ними находятся тысячи человеческих тел.

В 1950-е годы сотрудникам МГБ и МВД стали раздавать земли бывшей спецзоны под дачи. Участки прилегали вплотную к полигону, и когда дачники начали самовольно прирезать себе землю, они стали натыкаться на не до конца разложившиеся человеческие останки. И хотя кадры были проверенные и лишнего не болтали, в некоторых семьях сохранились воспоминания о страшных находках. Поэтому в конце 1960-х годов территория размером примерно семь гектаров, охватившая все погребальные рвы, была огорожена забором с колючей проволокой. Постепенно она зарастала кустарниками и борщевиком, превращалась в дикий пустырь. В бывшем здании комендатуры был устроен пионерский лагерь для детей чекистов, который потом стал детским спортивным лагерем и просуществовал до начала 1990-х годов.

Бутовский полигон как место массовых расстрелов не упоминался ни при «бериевской реабилитации» (после смерти Сталина на краткий период Берия стал во главе МВД и провёл ряд реформ, в т. ч. выпускал из лагерей незаконно осуждённых), ни во времена Хрущёва. Когда в 1988 году Совет народных депутатов СССР принял решение о реабилитации осуждённых по статье 58 УК РСФСР, сотни тысяч человек по всей стране были посмертно реабилитированы. В Московском управлении МБ РФ была создана группа по реабилитации, один из членов которой, полковник госбезопасности, в детстве жил в дачном посёлке рядом с Бутовским полигоном и слышал о захоронениях. Но документальных подтверждений найти не удавалось. Наконец в 1991 году в архиве Московского управления МБ были найдены так называемые «расстрельные книги» – переплетённые предписания на расстрел и акты о приведении приговора в исполнение. Но и там ни слова не говорилось о том, где именно были расстреляны эти двадцать тысяч человек. В стенах Министерства безопасности началось противоборство: группа сотрудников старалась установить правду и найти расстрельный полигон, другие оказывали им противодействие. Даже в личных делах палачей не было указано место, где именно они расстреливали и хоронили осуждённых.

Наконец сотрудникам госбезопасности удалось выйти на коменданта административно-хозяйственного отдела НКВД, который работал в спецзоне в 1937–1938 годах. В беседах с ним и прозвучало впервые слово «Бутово». Потом были найдены и другие свидетели – водители и местные жители, которые не только подтвердили сведения о Бутовском полигоне, но и указали на другой спецобъект в десяти километрах от Бутова – «Коммунарку», где тоже были расстреляны и захоронены десятки тысяч человек. Далее за дело взялись исследователи и члены общественной группы по увековечиванию памяти жертв репрессий при Моссовете под руководством бывшего политзаключенного Михаила Миндлина, которые работали в архивах, составляли картотеку и биографические справки для Книги Памяти «Бутовский полигон». По каждому погибшему человеку в архивах ФСБ были найдены архивно-следственные дела с фотографиями.

Литература

  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : Книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий; Московский Антифашистский центр. Выпуск первый. — М.: Институт экспериментальной социологии, 1997. — 364 с. — ISBN 5-87637-005-3. — ISBN 978-5-87637-005-1.
  • Бакиров Э. А. Бутовский полигон, 1937—1938 : Книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий; Московский Антифашистский центр. Выпуск второй. — М.: Панорама, 1998. — 362 с. — ISBN 5-85895-052-3.
  • Бутовский полигон, 1937—1938 : Книга памяти жертв политических репрессий. Выпуск 3. — М.: Альзо, 1999. — 360 с. — ISBN 5-93547-001-2.
  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 4. — М.: Альзо, 2000. — 362 с. — Список сокращений: С. 360—362. — ISBN 5-93547-003-9.
  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 5. — М.: Изд-во ООО «Панорама», 2001. — 360 с. : ил. — Список сокращений: С.358-360. — ISBN 5-93547-004-7.
  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 6. — М.: Изд-во ООО «Панорама», 2002. — 320 с. — ISBN 5-93547-004-7.
  • Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 7. — М.: Альзо, 2003. — 367 с. : ил. — Указатель имён по семи томам книги памяти «Бутовский полигон»: С. 145—299. — ISBN 5-93547-006-3. — ISBN 978-5-93547-006-7.
  • Любимова К. Ф. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 8. — М.: Альзо, 2003. — 395 с. — ISBN 5-93547-007-1. ISBN 978-5-93547-007-4.

Проект №1. Музей памяти пострадавших.

Нашей главной задачей является создание Музея памяти пострадавших

В его экспозициях главное внимание мы планируем уделить увековечению памяти репрессированных без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Волны Красного террора за двадцать предвоенных лет уничтожили целые слои российского общества, несколько поколений священнослужителей, военных, политиков, представителей интеллигенции, госслужащих и крестьян

За всеми ними — потерянные пласты культуры. На их сохранение и изучение направлены силы сотрудников музея. На Бутовском полигоне оборвался путь многих деятелей литературы, искусства, науки, и потому именно здесь мы должны сохранить то, что еще возможно сохранить из их творческого наследия. Тоталитарный режим с редкой интуицией уничтожал все, что могло составить даже гипотетическую альтернативу господствующей идеологии, и поэтому так важны сейчас свидетельства о существовании «другой» России 20-30-х годов. Наиболее жизнеспособные идеи, на наш взгляд, составляют ценный креативный ресурс, который должен быть востребован в настоящем. Особой темой станет рассказ о представителях «репрессированных народов»: о поляках, немцах, латышах и многих других. Их трагедия еще раз подчеркивает мировой, общечеловеческий характер Бутовской драмы. Такие разные люди стали жертвами беспощадной репрессивной машины тоталитарного государства. Ее истории будет посвящено одно из центральных мест в экспозиции музея. Механизм массовых репрессий 30-х годов XX века будет показан через деятельность Бутовского полигона НКВД и других мест, где тогда отрабатывалась технология уничтожения собственного народа.

В качестве подготовительной работы уже организованы отдельные экспозиции, осветившие жизненный путь, расстрелянных в Бутово, священномучеников митрополита Серафима Чичагова, протоиерея Владимира Амбарцумова и многих других. Прошла выставка, посвященная жизни и творчеству художника Владимира Тимирева и иконописца Владимира Комаровского. Собраны и частично представлены во временной экспозиции материалы о истории усадьбы Дрожжино и судьбах ее последних владельцев (купцов Соловьевых и Зиминых). Эти выставки уже стали заметным явлением в культурной жизни Москвы и посетили другие города России и Ближнего Зарубежья.

Постоянная экспозиция музея, по договоренности с приходом Храма, будет размещена в деревянном здании бывшей конторы усадьбы Дрожжино. Это здание имеет для нас особое значение, потому что здесь, в бывшей конторе управляющего имением, в годы массовых репрессий располагалась комендатура НКВД. В настоящее время здание находится в полуразрушенном состоянии.

Мемориальный центр ищет спонсорскую помощь для финансирования работ по реставрации здания и оборудования в нем экспозиции Музея памяти пострадавших. Также необходимо финансирование расходов, связанных с приобретением музейного оборудования, проектированием экспозиции и созданием электронной базы данных описания предметов музейной коллекции (уже сейчас это свыше 500 единиц хранения).

История

Бутово впервые упоминается в исторических текстах в 1568 году , как принадлежащий Федор Drozhin, с боярином из Ивана Грозного и район к югу от Москвы было занято небольшое поселение Kosmodemyanskoye Drozhino (названный в честь святых Космы и Дамиана ) до 19 — го века. В 1889 году хозяин усадьбы Н. М. Соловов превратил ее в большой конный завод с конюшнями и ипподромом . Его потомок, И.И. Зимин, после Октябрьской революции подарил ферму большевикам в обмен на право бежать из страны, а затем ферма перешла в собственность Красной Армии . В 1920 — х годах, Красная Армия уступила место, теперь официально названный Бутово после того, как соседний города, к ОГПУ , в тайной полиции в СССР , как сельскохозяйственная колония. В 1934 году, после того как ОГПУ вошло в состав НКВД в 1934 году, часть владений была обнесена высоким забором и преобразована в небольшой огневой тир .

Проект №2. База данных «Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 гг.».

Имя и фамилия человека, дата рождения и смерти, место захоронения — вот координаты человеческой памяти. В настоящее время совместно с приходом Храма Мемориальный центр ведет работу по созданию Базы данных о пострадавших на Бутовском полигоне в 1937 – 1938 гг. В основу ее положены расстрельные списки НКВД, охватывающие имена 20761 человека. Постепенно вокруг этого списка объединяются разрозненные документы и свидетельства, описание и анализ которых можно вести только при создании базы данных. К настоящему времени проведена значительная подготовительная работа.

При поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 06-01-12140в) создается уникальное программное обеспечение. Ведется работа по оцифровке документов и фотоматериалов. Готовится публикация этой Базы данных в Интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector