Бутово. 1937
Содержание:
- Внутреннее убранство
- История и описание
- Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
- В России гонителями были вчерашние христиане
- Воскресная школа
- Престольные праздники
- Бутово – место, которое будит христианскую совесть
- Молитвословия
- Святыни и мощи храма
- Новые материалы
- Использованные материалы
- Интересные факты про храм, что в окрестностях
- Святые
- Результаты переписи 1937 года признали вредительскими
- Архитектура
Внутреннее убранство
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских в Бутово поделен на два этажа.
Нижний
Посвящен страданиям тех, кто умер здесь мученической смертью. В нижней церкви располагается реликварий с остатками предметов (одежды, обуви и прочего), найденных при раскопках погребений. В ее притворе также висят предсмертные фотографии погибших в Бутове.
Преобладающая сюжетная линия росписей в нижней части храмового комплекса представлена на потолке. Это путь страданий Иисуса. На стенах представлена Бутовская Минея из 51 образа новомучеников. Здесь показаны Бутовские святые согласно дням их гибели и памяти. Размещаются эти иконы в четком порядке по часовой стрелке вокруг храма.
Приделы нижнего храма
Всего создано 3 придела, каждый из которых имеет свое значение:
- Центральный посвящен Богородице Державной.
- Правый освящен в честь митр. Серафима (наиболее старого убиенного святого).
- Левый создан во имя святого Иоанна Шанхайского.
Верхний
Посвящен он восхвалению подвига Бутовских пострадавших.
Основной сюжет всей росписи здесь посвящен Воскресению Христову. Значительная доля сюжетов одной из частей церкви (левого придела) посвящена жизни святого Тихона. В другой преобладают изображения мучеников, как древних, так и новых. Имеются здесь картины убийства царской семьи, убиение владык Владимира и Вениамина.
В божьем доме присутствуют и изображения Бутовских святых. Представлены они 51 фреской в рост (1 святой от 1 дня казни). На арках располагаются архиереи страны из разных мест служения. Так, например, если служение проходило на юге государства, то размещаются они в южной части обители.
Это говорит о том, что в каждом уголке страны были свидетельствовавшие о воскрешении Спасителя ценой своей жизни. Перед алтарем в главном пределе размещаются 2 иконы: новомучеников и исповедников Церкви Русской, а вторая – тех, что погибли за веру в Бутове.
Приделы верхнего храма
Они несут основную смысловую нагрузку, заложенную во внутреннее содержание храма:
- центральный представляет Воскресение Господне;
- правый создан в память о св. новомучениках и исповедниках Российских;
- левый носит имя святого Тихона.
История и описание
Храм Параскевы Пятницы в Бутово расположен в Качалово, местности, получившей свое название от села Киово-Качалово. По письменным источникам село известно с XVI века. От Москвы тогда Качалово отделяли десятки километров леса, и здесь изначально построена была часовня, а затем и деревянный храм Параскевы Пятницы в Бутово, как его впоследствии стали называть, много лет после основания.
Церковь Параскевы Пятницы в Северном Бутово, Москва
Святая мученица Параскева, получившая в среде русского народа прозвание Пятница, была довольно почитаемая святая в Средневековой Руси. Что мы о ней знаем?
- Параскева родилась в Иконии в семье благочестивых христиан во второй половине III века, ее имя в славянской интерпретации своеобразная тавтологий: Параскева это в переводе с греческого и есть Пятница.
- В 300 году при императоре Диоклетиане, Параскева была схвачена правителем города и замучена почти до смерти. Ее пытали, терзая тело гвоздями.
- Едва живую Параскеву бросили в темницу, и здесь она была чудесно исцелена Господом.
- На следующий день правитель снова мучил святую с помощью факелов, а затем ей отрубили голову.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Первый храм был сооружен в стиле древних русских церквей из дерева и носил временный характер. Его архитектором стал Дмитрий Шаховский, сын убитого на полигоне иерея М. Шика. Новый храм выполнен в стиле шатрового зодчества. Автором его проекта стал Михаил Юрьевич Кеслер.
Оригинальность архитектурных решений заключается в редкости пятишатровых храмов, как таковых. Кроме того, строение покоится на фундаменте особой конструкции, благодаря которой храм выглядит воздвигнутым на холме. Снаружи обитель представлена в бело-золотистом цвете с фигурными столбцами, аркатурными фризами, вытянутыми тонкими окнами и арочными проемами.
К нижней церкви (крипте) ведет изящная лестница. На колоколах представлены образы святых. Также во владениях храма, но в другом помещении, располагается Музей в память о пострадавших, который носит наименование .
Роспись собора была сделана группой художников в области монументальной живописи под управлением К. В. Охотина. Главный сюжет настенной живописи в нижней церкви – Несение креста (путь страданий Иисуса), в верхней – Воскресение Христа.
В России гонителями были вчерашние христиане
С первых дней своего бытия Церковь Христова стала Церковью мучеников. Активные гонения древней Церкви продолжались с первых дней ее основания до эдикта императора Константина, но и в последующее время в тех или иных странах происходили гонения на христиан. В прошлом ХХ веке преследования христианства вновь прокатились по многим странам.
В Испании во время гражданской войны 1936-1939 гг. было убито около семи тысяч католических священнослужителей и монашествующих. В оккупированной нацистами Польше с 1939 по 1941 гг. было убито 700 католических священников и около трех тысяч священнослужителей было сослано в концлагеря. В Хорватии почти 700 человек пострадало за христианскую веру во времена нацистского режима и впоследствии при И. Тито. В Мексике с 1926 по 1929 годы, в период так называемой Войны Кристерос, было уничтожено около 500 католических священников, монашествующих и семинаристов. В наши дни мы являемся свидетелями гонений на христиан на Ближнем Востоке.
В ХХ веке гонения на Церковь Христову своего апогея достигли в России, где они практически беспрерывно продолжались 70 лет.
По последним оценкам, в этот период пострадало около 100 000 священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.
Сравнивая положение христианства в Римской империи с эпохой гонений на христиан в ХХ веке в России, можно заметить и сходства, и некоторые отличия.
Говоря о гонениях в первохристианское время, историки отмечают, что в Древнем Риме языческая религия тесно переплелась с идеей государственности. Сама государственность была предметом религиозного почитания. Восставая против этой религии, христиане становились виновными в государственном преступлении.
Гонения на христиан в древности отличались длительными периодами мира между ними и краткостью времени самих гонений, неодновременностью их по территории империи, так что тот или иной епископ мог удалиться со всей своей паствой в пустынное место и оставаться там до окончания гонений. Это было совершенно невозможно во время гонений в Советской России, где гонения были повсеместными, непрекращающимися, и в стране не было такого места, где христианин мог бы скрыться.
В основу коммунистической идеологии как аксиома был заложен воинствующий атеизм, исключающий веру в бытие Бога и бессмертие души, что делало невозможным какой-либо идеологический компромисс между христианским и коммунистическим мировоззрением. Это было осознано Церковью и изложено в знаменитом послании Соловецких епископов весной 1927 г.
Положение христиан в России было гораздо хуже положения первых христиан, так как язычники не стремились вторгаться во внутреннюю жизнь самой Церкви. В России же гонителями были вчерашние христиане, и они предприняли не просто шаги к физическому уничтожению Церкви, но и организовали массу церковных расколов, чтобы развалить здание Церкви изнутри.
В эпоху гонений в империи были те, кто отрекся от Христа. Отречение требовалось гонителям как возможность оправдания человека, и гонители стремились создать такие условия, чтобы христианин вслух даже не отрекался от Христа и не приносил жертву богам, а только бы на ухо шепнул, что признает императора и богов, а вслух было бы объявлено, что обвинение в принадлежности к христианству не подтвердилось. Отречение сохраняло жизнь и имущество.
Отпавшие были и во время гонений в России. Однако теперь от них нередко требовали отречься публично с хулением Церкви. Парадоксально, что это отречение или попытка пойти на компромисс с гонителями в большинстве случаев не спасали человека от осуждения на муки, а нередко и на смерть.
Фото: РИА Новости
Воскресная школа
Главным направлением деятельности РПЦ является обучение основам православия. Для духовного и нравственного воспитания, а также для религиозного обучения в Бутовском храме действует 117 воскресная школа, аттестованная по этому разряду в 2020 г. В качестве духовного наставника школы выступает настоятель храма Кирилл Каледа.
Педагогический состав школы состоит из 12 преподавателей и 4 руководителей кружков. Директором является Артамонов Вячеслав Борисович. Обучение бесплатное. Кружки, обед и учебные пособия оплачиваются.
В школе 5 классов:
- дошкольный (для детей в возрасте до 7 лет);
- для учащихся начальных классов (7-8 лет);
- для средних классов (от 9 до 11 лет);
- класс старшеклассников (12-16);
- взрослая группа (с 17 лет).
Все обучаются в одно время, у каждой возрастной группы имеется свой класс (комната). Основные уроки проводятся по воскресениям, после Божественной Литургии и трапезы. Между занятиями проводится чаепитие.
Расписание занятий:
Группы | Уроки | Время | Преподаватели |
Подготовительная | Православные традиции в русской культуре | 12.05-12.40 | Ольга Дмитриевна (куратор группы), Нина Сергеевна |
2Пение | 12.45-13.10 | Светлана Олеговна | |
Танцы | 13.10-13.45 | Нина Сергеевна | |
Начальная школа | Ветхий Завет | 12.00-12.30 | Надежда Андреевна (куратор) |
Рисование | 12.30-13.00 | Анна Юрьевна | |
Пение | 13.15-13.45 | Светлана Олеговна | |
Средние классы | Евангельская История | 12.00-12.45 | Дмитрий Николаевич (куратор) |
Рукоделие | 13.00-13.45 | Александра Юрьевна | |
Старшие классы | Беседы о христианской жизни | 12.00-12.45 | Вячеслав Борисович (куратор группы) |
Духовные смыслы русской поэзии | 13.00-13.45 | Александр Иванович | |
Взрослые | Изучение Священного Писания | 12.00-13.00 | Священник Артемий Диакон Дмитрий |
Воскресные беседы | с 13.15 | Священник Иоанн |
Учебные занятия ведутся с 1 сентября по конец мая согласно установленному расписанию.
Каждую субботу работают кружки:
- ИЗО;
- танцы;
- шахматы;
- футбол.
Помимо основных уроков, проводятся занятия для будущих мам и дошкольников.
Престольные праздники
Поскольку в храме насчитывается 8 престолов, то и престольных праздников больше, чем в иных приходах:
- Собор Св. Новомучеников – 7 февраля.
- Собор Бутовских новомучеников – в четвертую субботу после Светлого Христова Воскресения.
- Собор всех святых – 2-е воскресенье после Пятидесятницы.
- Воскресения Христова – понедельник Пасхальной недели.
- Чудотворной иконы Богородицы (Державной)» – 15 марта.
- Память свт. Иоанна Шанхайского совершается 19 июня; 29 сентября отмечается день обретения его мощей.
- Свт. Тихона – 7 апреля представление, 9 октября прославление.
- 12. ежегодно память митр. Серафима (Чичагова).
- Дни памяти Бутовских мучеников.
Бутово – место, которое будит христианскую совесть
Бутовский полигон становится все более посещаемым, как родственниками репрессированных, так и теми, кому дорога память о невинно пострадавших: это учащиеся светских и церковных учебных заведений, прихожане московских и подмосковных храмов, иностранные делегации. Для организации их приема при храме действует паломническая служба.
Богослужебная жизнь бутовского прихода в значительной степени определена днями памяти пострадавших на этом месте. 51 день в году, в дни памяти прославленных в лике святых бутовских новомучеников, совпадающие с днями их мученической кончины, совершаются богослужения в их честь.
Вместе с тем, понимая, что церковная в целом и богослужебная в частности форма почитания памяти пострадавших понятна не всем современникам, община храма развивает внебогослужебные формы поминовения и сохранения памяти.
По мнению участников, такая форма поминовения дает возможность каждому соприкоснуться с той трагедией, которая произошла в истории нашего народа. Как сказала одна из участниц, после прочтения каждого имени она слышала отзвуки выстрелов…
В течение многих лет приходом и мемориальным центром осуществляется деятельность по созданию Музея памяти пострадавших. Он будет посвящен истории Бутовского полигона и людей, которые были здесь репрессированы. Уже сейчас коллекция музея состоит из более 500 единиц хранения, идет работа по расширению экспозиции. Музей размещен в бывшем усадебном флигеле, где в конце 30-х годов прошлого века располагалась комендатура полигона.
В августе 2015 года на полигоне были начаты работы по созданию «Сада памяти», мемориала, в котором на каменных досках будут увековечены имена всех пострадавших на этом месте. В связи с множеством имен общая длина этих досок составит 300 м. Открытие этого мемориала предполагается совершить 8 августа этого года, в 80-ю годовщину начала массовых расстрелов в Бутове.
Таким образом, в результате совместных усилий Церкви, государства и общественности создан уникальный церковно-общественный мемориал, получивший известность как в России, так и за рубежом, как среди церковной, так и среди светской части общества.
В начале этой статьи были отмечены некоторые различия между гонениями, которые имели место в первые века христианства, и гонениями на Церковь Христову в России ХХ века, но следует сказать, что, несмотря на то, что эти события отделены друг от друга почти двумя тысячелетиями, они имели много сходного. В Риме до наших дней сохранилось аббатство Трех Фонтанов, где принял мученическую кончину апостол Павел и другие древние мученики. Это место имеет удивительное сходство с Бутовым. И одно, и другое использовалось для приведения в исполнение смертных приговоров. И одно, и другое располагались вне города, в дачной местности, в лесу, чуть в стороне от дорог, по которым было удобно доставлять осужденных. И в одном, и в другом месте были оборудованы темницы, в которых перед смертью содержались мученики. И в Аква Сальви, и в Бутове построены храмы, в которых возносятся молитвы к мученикам. И эти два места удивительно схожи еще с одним местом – Голгофой, где пострадал Сам Христос, которая, как это было отмечено еще ап. Павлом в его послании к Евреям (13:12), также находилась «вне врат» города, и где еще святой равноапостольной Еленой был воздвигнут храм Гроба Господня.
Несколько лет тому назад, завершая Божественную Литургию на Бутовских погребальных рвах, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется отказаться от веры через принятие богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. И Бутово является не только памятником прошлого – Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать».
Материал впервые опубликован в 2017 году
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Всу́е шата́ется богоотсту́пных собо́рище,/ на Христа́ возстае́т дре́вней лю́тостию,/ устреля́нием у́бо тщи́тся де́рзостне, христоно́сных в Бу́тове му́ченик одоле́ти,/ но всесла́вное те́х Серафи́мово во́инство,/ всеору́жие восприи́м Креста́,/ утвержда́ет ве́ру ре́вностию, упова́ние страстоте́рпчеством,// водворя́яся в Ца́рстве всепобежда́ющия любве́.
Тропарь ин, глас тот же
Ни́вы церко́вныя кла́сы безчи́сленнии/ пло́д стори́чный я́ве прино́сят,/ сме́ртным страда́нием в Бу́тове за Христа́/ полага́ются в основа́ние ве́ры,/ укрепля́ют наде́ждею небе́сных/ добропобе́дныя свиде́телие И́стины и Любве́,/ дерзнове́нии о на́с моли́твенницы,/ се́ бо кро́вь му́ченическая// вои́стину се́мя Це́ркве е́сть.
Тропарь общий бутовскому священномученику единому, глас тот же
Ни́вы церко́вныя благода́тный кла́с/ пло́д стори́чный я́ве прино́сит,/ воспиту́я глаго́лом духо́вным ве́рныя,/ вся́ претерпева́я злострада́ния и сме́рть за Христа́,/ в не́дра полага́емь свяще́нныя Бу́товския земли́,/ дерзнове́ние прие́млет сугу́бое на небесе́х священному́ченик (имярек),// е́же моли́тися о душа́х на́ших.
Кондак, глас 6
Ру́сская Голго́фа Бу́тово-село́ показа́ся,/ я́ко дре́во спасе́ния воздви́гше Солове́цкий кре́ст,/ я́ко гроб святы́й яви́вше пребезмо́лвныя рвы -// громогла́сныя свиде́телие страсте́й и воскресе́ния.
Кондак общий бутовскому священномученику единому, глас тот же
Благода́ть свяще́нства восприи́м,/ на небоше́ственное по́прище подви́глся еси́, (имярек),/ жи́знию и сме́ртию о Го́споде пропове́дуя// мир Христо́в, всяк ум преиму́щ.
Святыни и мощи храма
Храм новомучеников и исповедников хранит множество особо почитаемых в России уникальных священных реликвий, мощей и икон. Главной его святыней является сама территория Бутовского захоронения.
Среди святынь выделяют:
- поклонный крест, установленный в зоне захоронений;
- большой Бутовский крест, изготовленный в Соловецком монастыре (самый высокий в стране), установленный возле храма Воскресения Христова;
- малый крест (соловецкий), находящийся в алтаре верхней церкви;
- крест-мощевик из дерева, находящийся в нижней церкви;
- фрагмент гроба, в котором был похоронен архиепископ Верейский Иларион (В. А. Троицкий) и фрагмент облачения, отданный ему в последний путь митр. Серафимом (Л. М. Чичагов);
- вещи погибших праведников РЦП (письма, документы, предметы быта), хранящиеся в реликварии.
Останки святых (мощи) в любом храме являются источником благодати и дают верующим ощущение присутствия почивших праведников, к коим они обращаются в молитве.
В храмовых иконах Бутовского собора новых мучеников и исповедников РПЦ имеются частички мощей:
- святых Иоанна и Тихона;
- преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского;
- Лукиана Киево-Печерского;
- Олега Брянского.
Частицы мощей св. новомучеников и исповедников российских располагаются в специальном раке, установленном в правом приделе верхнего храма.
Среди них мощи:
- Иоанна Рижского и Петра Воронежского;
- Афанасия Ковровского и Петра Великодворского;
- Георгия Даниловского и Севастиана Карагандинского;
- Агафангела Ярославского и Илариона Верейского;
- Константина Богородского и Георгия Тутаевского;
- Великой княгини Елисаветы и Инокини Варвары.
В храме имеются уникальные иконы.
К наиболее чтимым относят образы:
- новомучеников и исповедников российских;
- Бутовских новомучеников;
- «Бутовские» образы Николая Угодника и Серафима (Чичагова);
- царственных страстотерпцев семьи Романовых;
- Сергия Кедрова;
- некоторых Тверских святых;
- Пресвятой Богородицы (Казанский образ).
Новые материалы
30 сен 2021 20:05
Лот в районе Южное Бутово выставлен на открытый аукцион
Помещение считается высоколиквидным из-за близости к метро и станции МЦД….
читать дальше
30 сен 2021 11:10
ТПУ быть?
Начались работы по строительству транспортно-пересадочного узла у станции метро «Бульвар Адмирала Уш…
читать дальше
29 сен 2021 16:54
Очередной дом ЖК «Столичные поляны» в Южном Бутове ввели в эксплуатацию
Выдано разрешение на ввод в эксплуатацию корпуса 5 в жилом комплексе «Столичные поляны» на юго-запад…
читать дальше
29 сен 2021 13:17
Экологичную бытовую химию можно покупать на розлив
Удивительно, но большую часть товаров на полках в магазинах занимает упаковка. Многие, наверняка, за…
читать дальше
28 сен 2021 10:39
«Раздельный сбор вторсырья» возвращается в Бутово
2 октября в 10:00, впервые после длительного перерыва состоится большая волонтерская акция раздельно…
читать дальше
27 сен 2021 09:47
В Северном Бутове начинается переезд очередников в первый дом по программе реновации
На юго-западе Москвы это уже восьмой район, в котором переезжают жители по программе реновации….
читать дальше
26 сен 2021 18:02
На 21 этаже в Северном Бутове произошёл пожар
Пожар случился поздно вечером. Звонок в службу МЧС поступил в 23 часа 19 минут 25.09.2021….
читать дальше
22 сен 2021 15:20
Спасатели помогли малышу в заблокированной квартире
Утром 22 сентября спасатели Московского авиацентра выехали по вызову в район Южное Бутово. Трехлетни…
читать дальше
22 сен 2021 14:58
Большегруз устроил массовое ДТП на Симферопольском шоссе
По словам очевидцев, всё произошло на подъезде к МКАД, в черте Бутова, за АЗС «Роснефть». У трейлера…
читать дальше
20 сен 2021 08:37
Торгово-развлекательный центр «Вива!» сменил собственника
Сумма сделки по продаже торгового центра площадью около 30 тысяч квадратных метров составила 917 млн…
читать дальше
19 сен 2021 21:07
Школьница из Северного Бутова сбежала из дома и оставила шокирующую записку
«Если вы это читаете, значит, я уже ушла и не хочу с вами жить», — начинает свое признание школьница…
читать дальше
15 сен 2021 14:54
Из восьми бутовских кандидатов в депутаты только трое ответили общественной организации
17 сентября начнётся голосование за депутатов в Госдуму. От Южного и Северного Бутова в Госдуму балл…
читать дальше
13 сен 2021 15:11
Из детской поликлиники Северного Бутова звонят родителям с предложением вакцинировать детей
Об одном из таких случаев рассказал житель Северного Бутова Павел. 1 сентября его жене позвонила Мор…
читать дальше
13 сен 2021 09:56
Участковый в Южном Бутове задержал подозреваемого в совершении кражи
Злоумышленник, убедившись в отсутствии людей вокруг, имея умысел на тайное хищение чужого имущества,…
читать дальше
13 сен 2021 09:48
В Южном Бутове совершён грабёж
Установлено, что двое злоумышленников напали на прохожего на улице Академика Лазарева. Один из них н…
читать дальше
13 сен 2021 09:17
В детской поликлинике в Южном Бутове появятся новая галокамера и рентген
В настоящее время в филиале № 1 детской поликлиники № 118 на Скобелевской, 2 идёт капитальный ремонт…
читать дальше
13 сен 2021 08:49
Строительство трассы Солнцево-Бутово-Видное уничтожает лес с краснокнижными животными
Ульяновскому лесопарку на Юго-Западе Москвы грозит уничтожение. Через него собираются провести сразу…
читать дальше
09 сен 2021 16:12
Физкультурный центр построят в Южном Бутове
Новый физкультурно-оздоровительный комплекс появится в районе Южное Бутово. Здание площадью около 54…
читать дальше
Использованные материалы
-
Страница сайта официального календаря Русской Православной Церкви:
- «Служба Собору Бутовских новомучеников» , страница сайта Подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Можайский район, сельское поселение Горетовское, Приход храма Живоначальной Троицы:
(взятв молитвословия)
- «Служба общая священномученику Бутовскому единому» , страница сайта Подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Можайский район, сельское поселение Горетовское, Приход храма Живоначальной Троицы:
(взяты молитвословия)
- Собор новомучеников, в Бутово пострадавших// Православный церковный календарь на 2014 год. Москва, Издательство Московской Патриархии, 2013, с. 106-109
12 мая н. ст.: «Οἱ Ἅγιοι Χιλιάδες Μάρτυρες εἰς Μπούτοβο τῆς Ρωσίας», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .
По игум. Дамаскину (Орловскому) — иеромонах и соответственно — преподобномученик
Интересные факты про храм, что в окрестностях
Порядок застройки и использования земель в районе храма и захоронений взят на контроль лично Президентом России В.В. Путиным.
Кроме этого, есть много интересных фактов о храмовой истории и его окрестностях:
- На месте Бутовского полигона ранее стояло село Дрожжино.
- Полигонная земля представляет собой огромный погост, где похоронены люди разных национальностей и конфессий. Среди расстреляных к настоящему времени к святым причислено свыше 300 чел.
- Каменный храм построен на средства одного из местных жителей депутата Госдумы О. А. Скорлукова.
- Постройка храма проводилась под руководством А. Н. Оболенского. Главным архитектором и проектировщиком выступал М. Ю. Кеслер. Эскиз предоставил А. С. Тутунов.
- На территории храма имеется музей в память о пострадавших в Бутово.
- В 2020 г. на территории полигона открылся мемориальный монумент. Длина памятника 300 м, высота 2 м. Представляет собой символический «расстрельный ров», с установленными вдоль него гранитными плитами. На поверхности плит высечено 20762 имени убитых здесь.
- Каждую зиму в окрестностях храма устанавливаются ледяные иконы и скульптуры.
- Кирилл Каледа приходится внуком протоиерея В. Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне.
Святые
Бутовский полигон – это настоящая рака с мощами: из числа более 20 тысяч здесь погибших к лику святых причислены 330 бутовских Новомучеников. Сонм священнослужителей, пострадавших здесь за веру, возглавляют семь архиереев: митрополит, два архиепископа и четыре епископа. Вместе с ними расстреляно множество архимандритов, протоиереев, игуменов, иеромонахов, священников, диаконов и иеродиаконов, монашествующих и простых служащих Церкви.
Покровитель Храма – священномученик Серафим Чичагов. С первых дней строительства храма было замечено особое покровительство к этому деланию владыки Серафима (Чичагова) – митрополита Петроградского, расстрелянного на полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. К тому времени митрополит ещё не был канонизирован, но его святая помощь ощущалась теми, кто был причастен к возведению храма на месте захоронения.
11 декабря 1995 года над храмом был водружён крест, а ровно через год, в день расстрела митрополита Серафима и ещё 126 людей, приговоренных к смерти Тройкой УНКВД, был освящён деревянный храм. Активной устроительницей храма была внучка митрополита, игуменья воссоздаваемого в то время Новодевичьего монастыря – матушка Серафима (в миру Варвара Васильевна Чичагова-Чёрная, известный химик, доктор наук, профессор).
Результаты переписи 1937 года признали вредительскими
Наиболее жестокими стали гонения, которые произошли в 1937-1938 гг., когда руководство Советского Союза провело так называемую операцию по борьбе с «врагами народа», вошедшую в историю как «Большой террор». Несомненно, что события 37-38 годов были результатом продолжающейся борьбы за власть между Сталиным и различными группировками партийной верхушки, а также борьбой разных кланов, сформировавшихся к этому времени внутри аппарата НКВД. Вместе с тем нельзя оставить без внимания мнение некоторых историков (Зубов А.Б., игумен Дамаскин (Орловский), Чумакова Т.В.), которые считают, что репрессии 1937-1938 гг. были ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.
В 1937 году руководство страны готовилось отметить двадцатилетие большевистской революции. В январе юбилейного года была проведена перепись населения, целью которой было показать прогрессивное развитие социалистического общества. Перепись проводилась в Рождественский сочельник, 6 января. Одним из вопросов, который был включен в анкету, был вопрос об отношении к религии. Ожидалось, что верующими себя признают небольшое число граждан, и это будет свидетельствовать об идеологической победе большевизма.
Но к удивлению Сталина и его соратников, 44% населения заявило, что они христиане, 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами. Неверующими себя назвало меньшинство – 43,3%.
Массовость положительного ответа на вопрос об отношении к религии ясно свидетельствует о том, что вера у большинства людей в момент переписи была столь сильной, что они предпочли лучше попасть в лапы палачей, нежели прогневать Бога отступничеством от веры. Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений на религию стало уникальным в мировой истории одновременным массовым исповедничеством десятков миллионов людей разных вер и национальностей, ведь опрос не был анонимным, ответы заносились в личный переписной лист, с именем и адресом каждого.
Российский историк профессор А.Б. Зубов в связи с этим пишет:
«Перепись января 1937 года дает уникальный в мировой истории факт одновременного массового исповедничества десятков миллионов людей разных вер и национальностей, … после бесконечных репрессий, чинимых большевиками. Тоталитарная диктатура раздробила российское общество, уничтожила в нем любые содружества и организации, но она еще не смогла подавить дух людей, и те в одиночку или на семейном совете делали судьбоносный выбор между отречением от Бога и, следовательно, в религиозной системе координат, вечной гибелью и исповедничеством своей веры и, как результат, почти неизбежными страданиями и даже смертью от рук безбожников-большевиков. И 55 миллионов граждан России не испугались застенков и плахи».
Результаты переписи были признаны вредительскими, и ее организаторы репрессированы. На февральском пленуме партии большевиков принимается решение о проведении массовых репрессий. В июле наркомом внутренних дел Ежовым издается оперативный приказ № 00447 о проведении операции по репрессированию бывших кулаков, церковников, дворян и других «антисоветских элементов». Беспрецедентность этого приказа заключалась в том, что в нем была дана разнарядка по регионам, какое количество людей необходимо арестовать и какое число из арестованных должно быть расстреляно. Операция продолжалась с августа 1937 по октябрь 1938 г. В результате в 1937 и 1938 годах было арестовано 1 500 000 человек, из них почти 700 000 расстреляно. Вынесение смертных приговоров в большинстве случаев производилось несудебными органами, тройкой или вообще «особым совещанием», состоявшим из двух человек. Приговоры выносились заочно, т.е. без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения».
Архитектура
В архитектуре храма отчетливо прослеживается стиль древних русских церквей. Храм строили с учетом местности, чтобы не повредить и не потревожить последнего упокоения тысяч пострадавших на этом святом месте, сруб установили не в центральной, а в западной части территории захоронения. С трех сторон храм опоясывает П-образный погребальный ров.
Внутреннее убранство храма имеет свои особенности. Конструкция иконостаса не характерна для традиционных иконостасов Руси: он как бы выдвинут внутрь храма за счёт небольшого выступа. Это сделано для того, чтобы увеличить размер алтаря для торжественных богослужений. Необычен и светло-зелёный тон иконостаса. Зелёный цвет употреблялся в школах Средней Руси: Тверской и Ростово-Суздальской. На столбах Царских Врат изображены творцы Литургии: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Ниже изображены первые русские святые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, пострадавшие в Киеве при князе Владимире (983 год). В самой нижней части столпов образы священномученика Лукиана Киево-Печерского (ок. 1243 г.) и преподобномученика Лукиана Антиохийского (312 г.).
Светло-зелёный тон иконостаса имеет и свой символический смысл. Как известно, в зеленом облачении и среди зеленого убранства празднуется День Святой Троицы. Так, цвет иконописи храма отождествляется с надеждой на то, что 1937-й год и страшные гонения на Православную церковь больше никогда не повторятся.