Храм двенадцати апостолов в балаклаве (севастополь)

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого — более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро — особого церковного масла — и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ

Венец брачный

Брачный венец серебряный, сплошь позолоченный, в виде обруча. Над лицевой частью венец сильно расширен и имеет килевидное завершение.

На гладком золочёном фоне — резное поясное изображение Деисуса с резными буквами: «МР IC XC IOA н ПРЕДТЕЧА». По верхнему краю венца — узкая волнистая полоса чеканного орнамента и резные городки. Нижний край профилирован.

Венец брачный

Брачный венец серебряный, сплошь позолоченный, в виде обруча. Над лицевой частью венец сильно расширен и имеет килевидное завершение.

На гладком золочёном фоне — резное изображение Богоматери «Знамение», Иоакима и Анны с резными надписями: «СТЫI IОАКИМ СТАНА АННА». По верхнему краю венца — узкая волнистая полоса чеканного орнамента и резные городки. Нижний край профилирован.

Евангелие напрестольное с поворозой

Оклад Евангелия деревянный, в переплёте, обтянутый малиновым бархатом. Верхняя доска оклада серебряная, золочёная, с фигурными наугольниками и средником. Средник и наугольники, прямоугольные с верхом в виде пятилопастной килевидной арочки и с высокорельефным чеканным изображением евангелистов на фоне архитектурных сооружений и пейзажа, и композиции «Распятия» с четырьмя предстоящими (Богоматерь, Иоанн Креститель, Логин Сотник, Мария Магдалина) на фоне городской стены. Фон наугольника и средника гладкий. Поле между наугольниками и средником резано по канфаренному фону растительным орнаментом в виде стеблей с листьями, закручивающихся в крутые спиралевидные завитки. Среди орнамента крестообразно расположены четыре цветных камня в гладких высоких кастах. Наугольники, средник и край верхней доски с внутренней стороны обведены жемчужной обнизью.

Две застёжки из шёлковой тесьмы, затканной золотной нитью с серебряными наконечниками, украшенными стилизованными цветами на фоне синей эмали.

Оклад иконы золотой, украшен драгоценными камнями и черневым растительным узором.

Киот (складень)

Киот (складень) серебряный, частично золочёный, двустворчатый; створки с лицевой стороны украшены резным растительным орнаментом и четырьмя круглыми золочёными клеймами с резной надписью; на внутренней стороне створок живописные изображения мучеников Артемия и Параскевы; вверху киота кольцо для шнура.

Курильница со съёмным основанием

Курильница серебряная, золочёная, в виде высокой четырёхгранной трёхъярусной пирамиды с прорезным узором. Нижний ярус украшен прорезным растительным орнаментом. На гранях второго яруса — прорезные изображения единорога и орла среди травного узора. Верхний ярус с прорезным орнаментом из вьющихся стеблей с цветами. Основание пирамиды квадратное, съёмное, с резными зубчиками. Вверху курильницы — золочёный шарик с конусообразным колпачком.

Чарка

Чарка серебряная, небольшая, на трёх литых ножках-шариках. Внутренняя поверхность чарки, изображение на дне, верхняя часть ручки и внешний край борта — вызолочены. На серебряном канфарённом дне чарки вырезан золочёный двуглавый гербовый орёл с поднятыми вверх крыльями под тремя коронами. В лапах орла скипетр и держава. К чаше припаяна ручка в виде «полки» с 8-ю округлыми выступами и 2-мя отверстиями, расположенными ближе к чаше. На поверхности ручки вырезаны листья и цветы, увеличивающиеся к чаше. На обратной стороне ручки вырезаны буквы: ЛВ ЗЛ. Ножки литые, в виде гладких шариков, припаяны к чарке.

Рожок детский

Рожок детский, серебряный, золочёный, украшенный резьбой. По краю широкого верхнего отверстия рожка и нижнему узкому чеканена орнаментальная полоса в виде сдвоенной зигзагообразной линии, имитирующей сканный жгутик. По венцу, обрамлённому сверху – одной, а снизу — двойной резной линией помещена резная надпись: «рожекъ млднца пити из него воздравие». По тулову на гладком фоне резаны стилизованные цветы и бутоны с листьями. У верхнего края рожка прикреплено гладкое колечко.

История храма

Храм святых Двенадцати апостолов в Балаклаве наряду с другими православными храмами Крыма является уникальным памятником архитектуры XVIII века. Он был возведен во имя святого Николая Чудотворца в 1794 году. В качестве материала строительства использовался бутовый известняк, добываемый в каменных карьера Крыма, а само здание возвели на фундаменте старинной церкви, построенной здесь в 1375 году.

В 1861 году во время проведения работ по реконструкции церкви над ее входом обнаружили камень, скрытый под слоем штукатурки, надпись на котором гласила: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Такие каменные доски генуэзские мастера оставляли в построенных ими зданиях. По предположению исследователей, камень с надписью использовали вторично уже при возведении храма святых Двенадцати апостолов.

Вот что писал в 1864 году епископ Симферопольский и Таврический Гермоген: «Еще в 1375 году в Балаклаве была построена церковь во имя Двенадцати апостолов. Настоящая же каменная церковь построена в 1794 году, но в Крымскую войну была повреждена неприятелем и потом возобновлена прихожанами и освящена 8 июля 1875 года во имя святого Николая Чудотворца».

Храм святых Двенадцати апостолов сначала находился в ведении главного священника армии и флотов. В нем хранили знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона, который после присоединения Крыма к России в 1783 году поступил на службу в русскую армию. В 1959 году после упразднения Балаклавского греческого батальона культовое сооружение передали в епархиальное ведомство.

После установления в Крыму советской власти церковь святых Двенадцати апостолов закрыли — в ней размещались сначала дом пионеров, затем клуб ОСОАВИАХИМ.

В 1990 году полуразрушенный храм святых Двенадцати апостолов передали в ведение Православной церкви, после чего начались работы по его восстановлению. Разработкой проекта восстановления занимался киевский архитектор Ю. Лосицкий. Как считают специалисты, это здание является уникальным памятником архитектуры XVIII века, который не встречается в сооружениях Крыма и соседних с ним регионов. Культовое сооружение, представляющее собой четырехстолпную крестово-купольную постройку из бутового известняка, относится к типу крестово-купольных одноглавых церквей, вытянутых по оси восток — запад. Внутри него нет росписей, но в прежние века, возможно, они украшали его стены. Здание небольшое по объему, но устремленные вверх колонны дорического ордера и симметрично-осевая композиция создают впечатление величия.

Церковь была отреставрирована трудами архимандрита Августина (тогда еще протоиерея Александра) и освящена вновь 13 июля 1991 года во имя святых Двенадцати апостолов. В настоящее время она является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Здесь хранятся частицы мощей святых угодников — святого блаженного Василия, святого преподобного Сергия Радонежского и святого священномученика Климента Римского.

Значение и особенности иконографии образа

Списки икон с изображением апостолов известны давно. В 3-4 веке апостолов было принято изображать юными и безбородыми, позднее, в 6 веке, они стали представать на иконах с нимбами. В то время было принято писать образа апостолов в греческом стиле – одетыми в белые туники с босыми ногами.

Списки икон с изображением апостолов известны давно

Непременными символами апостолов являются свитки, как образ христианского учения. На Руси в XV-XVII вв. чудотворный образ двенадцати апостолов часто изображали в виде лозы. Спаситель на ней изображен посредине, а в завитки лозы вписаны лики его учеников. Наиболее ярким примером такой иконографии выступает фреска Благовещенского собора Московского Кремля, датированная серединой XVI века, а также икона из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, написанная в XVII веке.

Иконография Двенадцати апостолов разделилась на две основные ветви – православную и католическую. В православной традиции образа святых апостолов не имеют других атрибутов, кроме свитков и кодексов. Католическая манера иконописания придала ликам апостолов орудия, с помощью которых они были подвергнуты страшным казням (это кресты, на которых были распяты большинство мучеников, мечи, ножи, копья и даже чаша с выползающей из нее змеей).

Византийские иконы отличаются бесплотностью и бестелесностью изображенных ликов. На золотом фоне они выглядят как размытые тени, покрытые тонкими золотыми лучами. Эти иконы символизировали идеальность небесного мира, лишенного земной тяжести.

В России часто изображали Христовых учеников на одной иконе или барельефе. Когда-то в Санкт-Петербурге существовала Борисоглебская церковь, в которой по периметру купола были написаны поясные барельефы всех двенадцати апостолов.

Кто изображён на иконе

На Святом образе запечатлены святые мужи, указанные во втором варианте списка 12 апостолов, уточненном после предательства Иуды Искариота. В него входят следующие предстоятели:

  1. Андрей — рыбак, родившийся в городе Вифсаида. Решивший посвятить себя служению Создателю, он пришёл к Иоанну Крестителю на реку Иордан и стал его учеником. Он первым пошёл за Иисусом Христом, уверовав в божественную суть его. Андрей Первозванный особо почитается у восточнославянских народов, так как по преданию он проповедовал в их землях, предсказав появление на днепровских холмах Киева. Его распяли на Х-образном Кресте в городе Патры.
  2. Пётр (Симон, Кифа) — один из первых учеников Спасителя. Он трижды отказался от Учителя, плененного иудейским первосвященником, но искренне раскаялся в содеянном поступке и был прощен. Твердость его веры сделала его первым среди учеников Христа. Пётр проповедовал восточным народам и бриттам; стал первым епископом Рима. Принимая мученическую смерть через распятие на кресте, попросил своих мучителей повернуть его головой вниз, так как не считал себя достойным умереть также как Иисус Христос.
  3. Иоанн Богослов (Зеведеев), прозванный так за цитирование проповедей Христа в своих сочинениях, составляющих основу Нового Завета. Он единственный из первых проповедников, доживших до глубокой старости и умерший своей смертью. Иоанн не покидал Учителя ни на допросах, ни во время мучений на Голгофе. Он заботился о Богородице после смерти Христа.
  4. Иаков Старший Зеведеев — брат Иоанна Богослова, являющийся Небесным покровителем Испании, так как проповедовал в этих землях. Принял мученическую смерть через усекновение головы мечом.
  5. Филипп — третий из призванных мужей, проживающий в родном городе Петра и Андрея. Несколько раз упоминается в Священном Писании, в том числе в эпизоде раздачи пяти хлебов и двух рыб тысячам людей, а также в истории знакомства Иисуса с Варфоломеем. Ему выпал жребий нести Слово Господа жителям Эфиопии, Аравии, Греции и Фригии. Филиппа распяли на кресте вниз головой.
  6. Варфоломей, призванный в служение вслед за Филиппом, с которым проповедовал народам Малой Азии. Самостоятельно он побывал в Индии и Армении. Его и Иуду Фаддея считают основателями Армянской церкви. Варфоломей закончил земной путь в Армении, где его сначала распяли на кресте, затем с ещё живого сняли кожу и обезглавили.
  7. Фома Дидим (Неверующий) известен по евангельскому эпизоду уверения в Воскрешении Христа. После Вознесения Учителя отправился проповедовать в дальние индийские земли, где принял мученическую смерть, пронзенный пятью копьями.
  8. Матфей — бывший сборщик податей, прошедший за Спасителем по первому зову его; автор одного из Евангелий. В различных источниках упоминаются разные время, место и обстоятельства смерти.
  9. Иуда Фаддей Иаковлев — в православной традиции сводный брат Иисуса Христа, так как являлся сыном праведного Иосифа от первой жены. Он проповедовал в ближневосточных странах. Как и многие апостолы был распят на перевернутом кресте на территории Армении.
  10. Иаков Алфеев — апостол, с чьим именем связано несколько непонятных моментов в истории христианства. Его называют и братом апостола Матфея, и братом Христа. Также спорным вопросом остаётся место и обстоятельства завершения мирской жизни.
  11. Симон Зилот — апостол, уверовавший в Христа после чуда о превращение воды в вино. Он проповедовал в иудейских землях и в северной Африке. По легенде был распилен заживо на черноморском побережье Кавказа.
  12. Матфей — апостол, появившийся в списке двенадцати приближенных учеников после предательства Иуды Искариота. Он активно проповедовал основы христианства в Греции, за что был забит камнями на территории Иудеи.

После упразднения патриаршества в Патриарших палатах размещалась Московская синодальная контора

После того как патриаршество в России было упразднено, в Патриарших палатах разместили Московскую Синодальную контору. Произошло это в 1721 году. Кроме того, собор Двенадцати Апостолов в Кремле архитектор Иван Зарудный разделил на два этажа.

На втором этаже обустроили патриаршую библиотеку. Сделали это по указу Петра Великого, который решил приспособить бесхозные и ветшающие здания Патриарших палат под хранение старинных книг и манускриптов.

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги на Церковном Соборе в 1654 году

Патриарх Никон устроил в Патриарших Палатах библиотеку, в которой хранились богослужебные книги и церковные тексты.

В конце семнадцатого века комплекс Патриарших палат неоднократно перестраивался. Так реконструировали окна Крестовой палаты, которые утратили византийский стиль, но стали широкими. Сделали для того, чтобы они могли пропускать больше света.

В 1748 году палаты осмотрел архитектор Дмитрий Ухтомский. Он обнаружил трещины, идущие по стенам и своду. По его указанию их пробрали и потом заделали щебнем и залили алебастром. В этом же время сложили новую печь необычного вида.

Вид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане — серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II

Когда разрушилась церковь Трёх святителей Крестовая палата стала выполнять новую функцию. Дело в том, что на паперти храма с древности совершался чин мироварения. Отсюда миро, используемое во время богослужений, рассылалось по всей Российской империи.

Именно поэтому печь для приготовления этого благовония перенесли в палату. Она получила имя Мироваренная и здесь церемония совершалась вплоть до Октябрьской революции.

Архитектор Ивая Яковлев восстановил старый свод над Мироваренной палатой 

В дальнейшем различные повреждения палат и собора исправлял архитектор Иван Яковлев. Под его руководством был разобран и снова собран старый свод над Мироваренной палатой. Кроме того, реконструкции подверглись наружные стены и лестницы.

Город

Судак Крым
Судак – это небольшой городок на юго-востоке Крыма. Своё современное название он получил ещё во времена Османской империи. Тогда, в далёкие средние века, этот город был очагом торговли во всей черноморской акватории.Площадь Судака – 5,48 кв. км. Население – около 15,5 тысяч человек.

Координаты GPS города Судак в Крыму — N 44.85656405 E 34.97509750

Первые упоминания о поселениях людей…

Коктебель Крым
​Коктебель — это курортный поселок городского типа, который находится на берегу Коктебельского залива в восточной части Крымского полуострова. Ближайший населенные пункты: город Феодосия и поселок городского типа Орджоникидзе.
Географические координаты поселка городского типа Коктебель: N 44.9631 E 35.2499
Местоположение Коктебеля интересно тем, что он…

Крым Феодосия
Феодосия — ранние названия Кефе, Каффа и Ардабда, и это только самые распространенные. Город берет свое начало в 6-м веке до нашей эры, основан греками. Более ранние периоды просто не изучены, но одно из предположений, что греческий город был основан на более древних останках людей, но фактических доказательств пока нет.
Город Феодосия расположился на юго-востоке…

Молитва перед иконой «12 апостолов»

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно только восхищаться той безмерной силой духа, которую проявили все апостолы. И если человечество приняло их огромную жертву, необходимо всегда помнить о ней и быть достойными ее.

История становления культового объекта

Свой современный вид он обрел в 1794 г. – после присоединения Крыма к России. Тогда к нему была пристроен своеобразный портик у входа с колоннадой в духе господствующего классицизма. Однако его история много древнее. Во время Крымской войны церковь получила повреждения – по окончании боев ее решили ремонтировать. В ходе восстановительных работ в 1861 г. под густым слоем побелки в основном сооружении обнаружилась каменная табличка, где указано, что его заложили в 1357 г. – по приказу кастеляна Симоне-де-Орто.

Балаклавой тогда владели генуэзцы, а кастелян являлся представителем колониальной администрации. Этот достойный итальянский вельможа известен так же, как один из первых консулов в крепости Чембало. При Крымской войне командующий итальянской армией вывез в Италию все генуэзские памятные доски (устанавливать их было в традиции у итальянских строителей), но доску в храме 12 апостолов он просто не нашел – ее скрывал густой слой известки.

Епископ Гермоген в 1864 г. утверждал, что Симоне-де-Орто посвятил выстроенную им церковь двенадцати апостолам. Правда, из писания служителя трудно понять, какие у него имеются основания для такого утверждения. Историки же допускают, что генуэзский консул для возведения христианской памятки воспользовался фундаментом византийской постройки, датируемой V веком. Если это так, храм 12 апостолов в Балаклаве может считаться самым древним объектом христианства в СНГ.

Выстроенный генуэзцем храмовый комплекс успешно действовал при турецком владычестве (турки в отличие от ранних христиан были довольно-таки веротерпимы и последователей Иисуса Христа в своем государстве особо не преследовали) и запустел уже в XVIII столетии. К его восстановлению приложили руку солдаты греческого батальона, перешедшие после присоединения Тавриды к России на сторону империи, храм долго находился в их ведении.

В 1869 г. батальон упразднили, а сакральное место передали местной епархии. Но реставрировали его до 1875 г. и освятили именем Николая Чудотворца (он считается покровителем моряков). В период СССР богослужения тут прекратились, но храму было подыскано весьма почетное занятие. Служивший ранее вере, он начал служить знанию – там размещались дом пионеров, клуб, отделение Осоавиахима.

Церковь вновь заполучила здание в 1990 г., а на следующий год уже была освящена именем 12 апостолов. Перед этим в ней была проведена очередная реконструкция – строение долго не ремонтировалось и пребывало в довольно запущенном состоянии. Ныне она подчиняется Инкерманскому монастырю святого Климента, является памятником истории и культуры, поскольку ее архитектура уникальна.

Корчик

Корчик серебряный, частично золочёный; на поддоне, с фигурной ручкой, украшенной камнями. Внутри, на дне, припаяна золочёная круглая выпуклая мишень, по краю которой — два резных пояса с геометрическим орнаментом. В круге мишени — резной травный стилизованный орнамент; по центру мишени закреплена серебреным гвоздиком литая серебряная фигурка лебедя.

По венцу проходит резная золочёная надпись по штрихованному полю: «корчикъ добра человека питъ из него на здравие, моля бга, хваля государя». Под венцом, по тулову, — сплошной резной золочёный травный узор по серебряному фону.

Поддон золочёный, с кольцеобразной шейкой, на трёх литых лежащих львах. На выпуклой части чеканены овы; на шейке и по краю основания — орнамент «триглиф». Ручка литая, фигурная, золочёная, укреплена «полкою», внутрь корчика спускается накладным треугольником. В центре ручки — изображение маски амура. На фигурных краях закреплены 7 шпеньков, на них через один укреплены 4 круглых бусины коралла и два изумруда. На оборотной стороне резная надпись: «КДИ  II С».

Как добраться (доехать)?

Чтобы проехать к храму, вам нужно будет добраться до площади 1-го Мая. Сюда ходит несколько севастопольских маршрутов городского транспорта. Так, от 5-го км Балаклавского шоссе вы доедите на маршрутке №8, №9, №33 и №99; от аквапарка «Зурбаган» — №34; от Нахимовской площади — №94. Далее потребуется пройти порядка 500 м в южном направлении – по улице Калича.

Пешком дойти до церкви от центра Балаклавы проще всего таким образом:

Туристу на заметку

Достопримечательности Севастополя неизменно привлекают внимание туристов, что понятно – город и его «спутники» обладают богатой, многосторонней историей. Среди примечательных мест г

Балаклава – храм 12 апостолов, соединивший в себе влияние Византии, Генуи, античности и русской православной традиции в Крыму. В заключение предлагаем короткое видео про то, как тут празднуют Крещение. Приятного просмотра!

Архитектура

Храм был возведен в византийском стиле однонефной базилики, уже устаревшим для того времени, но очень распространенном на многоконфессиональном Крымском полуострове. Архитектура религиозной постройки довольна аскетична — украшением стен с внешней стороны являются несколько резных блоков в сельджукском стиле.

Несмотря на то, что храм называют церковью, он больше напоминает небольшую часовню. Храм 12 апостолов в Судаке возведен на прямоугольном фундаменте, вход внутрь находится с западной стороны. Над железными дверями с незатейливой ковкой в виде крестов, располагается надвратная икона Иисуса Христа из известняка.

Надвратная икона Спасителя, Трифонов Андрей

В церкви 3 окна, выходящих на запад, юг и восток. Окна небольшие, свет внутрь почти не проникает. Храмовая апсида имеет 5 граней. По историческим данным, до середины XX на одной из стен была заметна фреска, изображающая Тайную вечерю (Иисус Христос с 12 апостолами). Именно от этой фрески и произошло название церкви. В северной стене храма находится ниша, ранее их было две.

Посещение судакской святыни

Прибыв в важный курортный центр Юго-восточного Крыма, непременно стоит выделить немного времени для посещения такого памятника, как Церковь Двенадцати апостолов. Судак блистает десятками различных мест, что могут порадовать путешественников, а этот храм нельзя назвать самым популярным местом, однако дабы проникнуться скромным очарованием небольшого прихода, экскурсия того стоит.

Для тех лиц, что предпочитают комплексные ознакомления в числе туристических групп, стоит записаться к осмотру Генуэзской крепости, путь через которую обязательно будет лежать через Церковь Двенадцати Апостолов. Кроме того, она находится у обрывистых берегов Черного моря, что рисуют изумительные картины потрясающей воображение природы, коим впору попасть на полотно известных художников.

Нынче она уже не имеет прежних размеров, однако и поныне церковь сохранила необычайный шарм, коим обладают древние византийские памятники. Богослужения в храме были восстановлены после 2009 года. Разумеется, проповедуют здесь православие.

Внутреннее убранство храма было здорово приукрашено после реконструкции 2006 года. Кроме того, была частично восстановлена фреска «Тайная Вечеря», которую можно считать настоящей реликвией этой церкви. К слову, именно эта роспись стала причиной наречения церквушки в честь Двенадцати Апостолов, что крепко закрепилось в краеведческой литературе.

Из отзывов в сети видно, что церковь 12 апостолов рекомендуется к посещению даже для неверующих граждан. Здесь очень приятная, умиротворяющая атмосфера, позволяющая уединиться, побыть наедине с самим собой, а старинные фрески, словно живые, как бы наблюдают за порядком в храме. Впрочем, чтобы посетить приход, нужно предварительно уточнять нерегулярное расписание богослужений – когда службы не идут, церковь закрыта.

История святого лика

На этом лике изображен Всевышний вместе со своими учениками. Огромное количество верующих обращаются к иконе за утешением. У Иисуса было много учеников ещё при жизни. Кто-то был с ним из человеколюбия, а другие хотели удовлетворить свое любопытство. Некоторые пришли к Спасителю в надежде получить исцеление от страшных недугов. На протяжении долгого времени лишь 12 учеников делили со своим Учителем все тяготы и невзгоды бренной жизни. Впоследствии Иисус назовет их апостолами.

Одной из самых почитаемых является икона 12 апостолов и Спасителя

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга». Двенадцать учеников Христовых были наиболее близки к Спасителю, они стали свидетелями его откровений. Христос признал их своими последователями за 3 года до своей мученической смерти, наделив божественной силой и могуществом. Апостолы сопровождали Иисуса постоянно, оставив ради этого свои семьи и родину.

В день Пятидесятницы случилось чудо – ученики Христа получили дар от Святого духа в виде огненных языков. Чудотворное явление окончательно подтвердило избранность этих людей.

Во имя своего божественного учителя апостолы до самой смерти странствовали по свету, они проповедовали святое учение и призывали людей к доброте, милосердию и отрицанию темных сил.

К сожалению, мир далек от совершенства и почти все апостолы приняли за свои убеждения мученическую смерть. Людям трудно принять в себе хорошее, слишком легок темный путь, на котором не надо ограничивать себя и жертвовать своими интересами ради другого. Поэтому легче признать неправым того, кто несет в себе свет, человека, способного на жертвы и настоящие подвиги во имя добра. Именно так поступили язычники, распявшие на кресте апостолов Андрея Первозванного, Петра, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева и Симона Зилота. Страшная участь постигла и остальных учеников Спасителя – Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Только Иоанн Богослов, при жизни тоже испытавший страшные муки, скончался в своей постели. Лишь после гибели апостолов люди начали понимать, какое огромное благодеяние те совершили для них. На небесах мученики обрели долгожданный покой, а вместе с тем удостоились многих почестей. Именно они будут вместе с Господом вершить Страшный суд и «воздавать всем людям по делам и поступкам их».

Географические координаты Храма Двенадцати Апостолов в Балаклаве GPS N 44.497708, E 33.601409

Храм 12 Апостолов в Балаклаве находится по адресу: г. Балаклава ул. Рубцова, 41, телефон для справок +7 3692 63-77-12. Время работы Храма 12 Апостолов с 09:00 до 18:00, вход бесплатный. По большим религиозным праздникам, время работы храма меняется.

Как добраться до Храма 12 Апостолов в Балаклаве

Добраться до Храма проще всего с центральной набережной Назукина по лестнице, пешком 5 минут и Вы у цели. Так же на набережной, есть указатель к Храму, или если Вы спускаетесь из крепости Чамбало, то от источника, во время спуска в город, не идите в низ по лестнице, а двигайтесь прямо метров 500 и Вы у цели.

История Храма 12 Апостолов в Балаклаве

По некоторым версиям историков, первая церковь была построена в период раннего христианства в период 2-4 веков нашей эры. Официальной археологией подтвержден факт существования церкви в 1375 году, о чем свидетельствует найденный в фундаменте камень с датой основания храма. Но более ранние слои храма были не исследованы и поэтому сейчас более чаще придерживаются версии более позднего основания храма.
Каменный храм на этом месте скорее всего возвели в 1794 году, но есть та же версия и 1796 года. Связано это с датой закладки и окончательной постройки.

После окончания турецкой войны большая часть Крыма находилась в руинах, так было и в Балаклаве. После завершения военной кампании греческий корпус, воевавший на стороне Российской империи, решил обосноваться на своей исторической родине в окрестностях Севастополя. И первым делом начал с возведения разрушенных храмов. Так в 1875 году 8-го июля была освящена и открыта для всех прихожан Церковь Двенадцати Апостолов в Балаклаве. Историческое свидетельство о название более ранних церквей до нас не дошло, но с 1875 года церковь стала называться во имя Святого Николая — покровителя мореплавателей и земледельцев.
После открытия храма для прихожан греки передали в нее захваченные в бою трофеи: флаги, вымпелы и прочую символику, напоминающую о славной победе Русского оружия в Крымской войне.

Храм 12 Апостолов получился не совсем обычным на христианский лад. Большинство ученых считают, что во время строительства греческая община внесла большой вклад в инженерные расчеты. Возможно именно поэтому церковь больше напоминает древнегреческий храм. Церковь построена в виде креста. Переднюю часть церкви обрамляют 4 колонны, которые держат треугольную крышу. По центру крыши находится серебряный купол. Внутренняя отделка храма выполнена в лучших традициях христианства.
После революции, как и большинство церквей, Храм Двенадцати Апостолов был передан на попечение местным органам самоуправления, которые не очень заботились об исторической и духовной ценностях святынь. Здание церкви начало длинный путь, практически в 70 лет, от дома престарелых до развлекательных заведений. Лишь в 90-х годах Церковь Двенадцати Апостолов вновь освятили и открыли для верующих и туристов к посещению.

Сегодня храм Двенадцати Апостолов является духовным центром Балаклавы и одним из самых посещаемых мест города, наравне с секретным объектом ГТС 825 и Крепостью Чембало. Посещая Балаклаву, непременно зайдите в Храм Двенадцати Апостолов. Это займет не более 20 минут, а удовольствие доставит на многие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector