Почему гитлер проводил холокост?
Содержание:
Примечания и ссылки
Заметки
- Бытие , 8 , 20 : «И построил Ной жертвенник Господу, и взял из всякого зверя чистого и из всякой птицы чистой и вознес на жертвенник всесожжения. »
- Этому ритуалу следуют святые женщины , пришедшие к гробнице рано утром после субботы к унитазу Иисуса ( Матф. , 27 : 55-61 ; Матф. , 28 : 1-10 ; Марка , 15 : 40). — 16 : 11 ; Люк , 23 : 50- 24 : 10 ; Джон , 19 : 38- 20 : 18 ). Они приносят ароматические вещества, мирру, алоэ, чтобы бальзамировать тело Иисуса (то есть буквально окутывать его тело приятным запахом). Следуя примеру Христа, в нынешних обрядах католической и византийской церквей во время похорон останки умершего бальзамируют ладаном, чтобы сопровождать его душу, которая поднимается к Богу.
- Этого видение Средневековья навеяно Romantic литературных и касается только темного конца этого периода XIV — го и XV — го века; раннее средневековье было гораздо более мирным.
- Слово холокост , редкие и ученый, был использован несколько французских писателей XIX — го века, как и Шатобриан , d’Outre-Tombe Memories (Книга 16, Глава 5 и книга 31, номер 2 ..); Флобера , «Поклонение святого Антуана» , несколько раз в том числе стр. 637 издания 1856 года; Бодлер , Lettre à M. Flaubert , опубликовано в L’Artiste от 18 октября 1857 года. Но оно все еще используется в его первоначальном смысле (см. Флобер выше) или в смысле «великой жертвы», иногда с ироническим оттенком. (см .: Шатобриан , вторая ссылка выше).
- этом фильме собраны свидетельства выживших в лагерях смерти, а также нееврейских польских свидетелей. В этом фильме, снятом в 1985 году , автор выдержан в стиле минимализма (изображения — это те, что остались от лагерей 1985 года). С общей продолжительностью 9:30 он считается крупным историческим и кинематографическим событием. Он получил награду César d’honneur в 1986 году.
- Дональд Невик и Фрэнсис Никосия пишут (в The Columbia Guide to the Holocaust , Columbia University Press , 2000, p. 45 , : « Холокост обычно определяется как убийство более чем 5 000 000 евреев немцами в мире. Вторая война » , то есть:« Убийство немцами более 5 миллионов евреев во время Второй мировой войны обычно называют холокостом » . Эти авторы также отмечают, что это название часто распространяется на другие группы и выбирают среду — термин определение связано с наследственностью: » Холокост — это, нацистский геноцид — был систематическим, спонсируемые государством убийство целых групп определяется наследственностью Это относилось к евреям, цыганам и инвалидов.. » , Значение: «Холокост, или Нацистский геноцид — это систематическое, запланированное государством убийство целых групп людей на основе наследственности, таких как евреи, цыгане и инвалиды ».
Рекомендации
- латыни используется слово «Holocaustum», что означает «жертвоприношение» (Латинско-французский словарь Gaffiot).
- Левит I, 1-17VI, 1-6; XXI, 17-25
- (ru) Дж. Петри, Светское слово Холокост: научные мифы, история и значения 20-го века , Journal of Genocide Research , Volume 2, Number 1, 1 March 2000, p. 31-63 (33)
- (in) Уинстон Черчилль , Мировой кризис, Том. 5: Aftermath , Нью-Йорк, 1929, стр. 157
- Бернар Лазар, Антисемитизм, его история и причины , Леон Шай,1894 г., 409 с. , гл. 5, стр. 127.
- М. Джейкоб, Письмо к Жану Полану , январь 1937 г., цитируется в: П. Андреу , Vie et mort de Max Jacob , стр. 233 , Круглый стол , Париж , 1982.
- .
Холокост в древнем мире
Значение жертвоприношений в Древней Греции
Для древних греков боги, живущие в облаках, питались восхитительными запахами. Они удовлетворены, посылая им приятный дым (отсюда и слово духи : «дымом»). Эти приятные запахи могут быть запахами жареного мяса, а также дымом сгоревших овощей.
Ежедневное жертвоприношение греков — сжигание ароматных трав для примирения божеств с помощью приятных запахов. В более торжественном и общественном смысле, когда у них есть средства, он состоит в том, чтобы поджарить кусок мяса; боги вызываются, пока мясо готовится, и выдохи поднимаются к небу; затем община делится мясом во время священного пира. В других обстоятельствах, например на похоронах, употребляются пахучие вещества, такие как ладан , мирра , алоэ , бензоин ; этот приятный дым сопровождает восходящую к небу душу умершего, чтобы избавить его от благосклонного приема богов.
Холокост — это необыкновенная жертва; вовлечено все сообщество; подношение ценно: это животное или животные, которых нужно было выращивать, к которым иногда прикрепляли; пострадавший полностью обгорел; все приношение поглощается ароматным дымом для богов. Чаще всего совершался ежегодный холокост. Это может быть птица, овца или коза в маленьких деревнях; В первые дни в Афинах приносили в жертву до ста волов.
В старом мире
В древнем мире практика жертвоприношений имела ту же природу, с вариациями и то же значение. Повсюду практикуются торжественные холокосты
Если в Греции холокост — это ценная жертва, в которой участвует все сообщество, это не обязательно принесение в жертву животных: важно жертвенное причастие. У евреев холокост включает принесение в жертву животного.
Вторая мировая война
В конце 1930-х годов нацистские власти стали в принудительном порядке приобретать этнически немецкие территории в Австрии и Чехословакии , которая была доставлена из Германии в конце Первой мировой войны. Хотя международное сообщество первоначально позволило Германии включить эти территории в растущую германскую империю, становилось все более очевидным, что амбиции Гитлера не остановились на этих небольших территориях. Когда Германия вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года, Великобритания и Франция ответили объявлением войны Германии, начав Вторую Мировую войну.
В период с апреля по июнь 1940 года Германия вторглась в Норвегию, Данию, Нидерланды, Бельгию и Люксембург, укрепляя власть в нейтральной Западной Европе. 22 июня 1940 года Франция подписала перемирие с Германией, которое разделило Францию между оккупированной Германией территорией на севере и режимом Виши на юге. Хотя официально нейтральный, французское государство в это время вообще был пронацистский и сотрудничал с Германией по расовой политики.
В первой половине 1941 года, после завоевания Югославии и Греции, Германия разорвала союз с Советским Союзом и начала вторжение в Советский Союз, известный как операция «Барбаросса». Гитлер описал свое видение войны с Советским Союзом как “уничтожение большевистских комиссаров и Коммунистической интеллигенции”.
Для нацистского режима не было бы никаких сомнений в том, что война против большевизма была бы имплицитно войной против еврейского населения Советского Союза. Подразделение гитлеровской СС, известный как айнзатцгруппы ездил за немецкую армию и выступил в качестве эскадронов смерти, истребляя гражданское население в максимально возможной эффективностью. В начале операции «Барбаросса»эти люди часто бежали от нацистского вторжения в Польшу.
7 декабря 1941 года Соединенные Штаты вступили в войну после японской бомбардировки Перл-Харбора, Гавайи. Четыре дня спустя Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам, приведя их в Европейский театр.
Начиная с британских воздушных налетов на Кельн в мае 1942 года, союзники начали стратегическую бомбардировку, которая будет нацелена на города и промышленные заводы по Рейху в течение следующих трех лет. Летом 1942 года Германия и ее союзники безуспешно сосредоточились на Советском Союзе. Советский Союз получил доминирующую роль, которую он сохранял до конца войны.
6 июня 1944 года, также известный как D-Day, более 150 000 солдат союзников высадились во Франции. В декабре немцы начали неудачную контратаку в Бельгии и на севере Франции, известную как Битва за Булгу. Продолжая набирать обороты, советы начали наступление в январе 1945 года, освободив западную Польшу,а затем вынудив Венгрию сдаться.
16 апреля 1945 года Советский Союз окружил Берлин, столицу Германии. Когда советы начали продвигаться к Рейхканцелярии, Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года. Затем в мае 7- го, Германия капитулировала перед западными союзниками в Реймсе, Франция и несколько дней спустя советам в Берлине. Всего в ходе Второй Мировой войны погибло более 60 миллионов человек, или около 3% населения мира в то время.
Критика
Некоторые еврейские комментаторы возражали против того, что они воспринимают как желание христианизировать Холокост. Ведутся споры о том, способствовала ли теология Холокоста улучшению иудейско-христианских отношений . Некоторые комментаторы также критиковали тенденцию к историзации и догматизации определенных политических или светских событий, таких как Холокост, которые не являются частью теологии в традиционном понимании, с целью как локализации деятельности Бога в истории, так и включения ее в более широкий кругозор. политическая риторика.
Иегуда Бауэр считает теологию Холокоста «увлекательной», но «тупиковой».
Гетто, концентрационные лагеря и лагеря смерти
Евреи были вынуждены переехать, зачастую в разных городах или странах, и живут в специально отведенных местах, именуемых гетто. Большинство гетто были «открытыми», что означало, что евреи были свободны приходить и уходить днем. С течением времени все больше и больше гетто становились “закрытыми”, что означало, что евреи оказались в ловушке и им не разрешалось уходить. Никаких гетто не были установлены в границах Германии и большинство из них были лишь в качестве временного средства для изоляции евреев от немецкого населения до тех пор пока они могут быть перемещены в другом месте.
Когда нацисты пришли к власти, они построили объекты для удержания и, в конечном итоге, убийства своих врагов. Когда первые концлагеря были построены в 1933 году, в первую очередь имел в виду диссидентов и политических противников нацистского правительства, такие как немецкие коммунисты, социалисты, социал-демократы, но и будет расти, чтобы включать асоциальной группы – цыгане, Свидетели Иеговы, бомжи, душевнобольные и гомосексуалисты. Он не был до хрустальной ночи , что заключенных стали преимущественно еврейских.
После того, как Германия захватила Польшу в 1939 году, она создала лагеря принудительного труда. Тысячи заключенных погибли от условий труда, истощения и голода. После начала Второй Мировой Войны количество концентрационных лагерей росло в геометрической прогрессии. Количество военнопленных также выросло, но после первых лет войны большинство было преобразовано в концентрационные лагеря. Нацисты принудительно переселили евреев из гетто в концентрационные лагеря.
Лечение в лагерях были ужасным. Заключенным давали крошечные пайки и принуждали к физическому труду. Они часто спали больше трех до кровати без подушек или одеял, даже в зимние месяцы. Во многих концентрационных лагерях, нацистские врачи проводили медицинские эксперименты над заключенными против своей воли, во многих случаях убийства заключенных в процессе.
В 1942 году пятнадцать нацистских лидеров встретились на конференции в Ванзее, Германия, чтобы обсудить «еврейский вопрос». Их задача состояла в том, чтобы определить наиболее эффективный способ уничтожения евреев. Они решили, что евреев отправят в лагеря уничтожения, где их отправят в душ. Но вместо воды, выходящей из крана, они столкнулись с их смертью, когда ядовитый газ Zyklon-B просочился в душ, чтобы задушить их. Это решение конференции называется «окончательным решением».”
Только на этом этапе войны рассматривалось системное истребление еврейского народа. До этого момента ни один из концентрационных лагерей не был построен, чтобы явно осуществить массовый холокост врагов нацистов.
Первые такие лагеря уничтожения были введены во время операции «Рейнхардт», целью которой было уничтожение еврейского народа в составе Правительства оккупированной Польши и Украины. После открытия первого лагеря смерти в Хелмно, использование этой тактики уничтожения быстро распространилось. В разгар депортации в центре смерти Биркенау ежедневно убивали 6000 евреев.
В то время было только 23 основных лагерях в период с 1933 по 1945, нацистский режим, установленный некоторые 20,000 другие лагеря для принудительного труда, транзита или временного интернирования. Во время Холокоста он подсчитал , что 6 миллионов евреев были убиты вместе с, 3 млн. советских военнопленных, 3 млн. польских католиков, 700,000 сербы, 250,000 цыган, синти и Lalleri, 80,000 немцы (по политическим причинам), 70,000 немецкий инвалидов, 12,000 гомосексуалисты, и 2500 Свидетели Иеговы.
Работы выдающихся христианских богословов
Юрген Мольтманн
В «Распятом Боге» Юрген Мольтманн говорит о том, как в богословии после Освенцима необходимо было пересмотреть традиционное представление о Боге:
- Разбитые и сломанные, оставшиеся в живых представители моего поколения возвращались из лагерей и больниц в аудитории. Богословие, которое не говорило о Боге в глазах брошенного и распятого, не имело бы ничего сказать нам тогда.
Традиционное представление о непроходимом неподвижном двигателе умерло в тех лагерях и больше не было жизнеспособным. Вместо этого Мольтманн предлагает распятого Бога, который одновременно является страдающим и протестующим Богом. То есть Бог не отстраняется от страдания, но охотно входит в человеческое страдание из сострадания.
- Бог в Освенциме и Освенцим в распятом Боге — это основа настоящей надежды, которая одновременно охватывает и побеждает мир.
Это контрастирует как с движением теизма, оправдывающим действия Бога, так и с движением атеизма, направленным на обвинение Бога. В тринитарном богословии креста Мольтмана вместо этого говорится, что Бог — это протестующий Бог, который противостоит богам этого мира власти и господства, вступая в человеческую боль и страдания на кресте и виселице Освенцима. Богословие креста Мольтмана позже было развито в теологии освобождения людей, страдающих от сталинизма в Восточной Европе и военных диктатур в Южной Америке и Южной Корее.
Папа Бенедикт XVI
В обращении, сделанном по случаю его посещения лагеря смерти Освенцим , Папа Бенедикт XVI предложил интерпретировать события Холокоста как мотивированные ненавистью к самому Богу. Обращение начинается с признания невозможности адекватного богословского ответа:
- В таком месте нет слов; в конце концов, может быть только ужасная тишина — тишина, которая сама по себе является сердечным криком к Богу: Почему, Господи, ты молчал? Как ты мог все это терпеть? Итак, в тишине мы склоняем головы перед бесконечной вереницей тех, кто пострадал и был казнен здесь; однако наше молчание, в свою очередь, становится просьбой о прощении и примирении, призывом к живому Богу никогда не допустить, чтобы это повторилось.
Тем не менее, он предполагает, что действия нацистов можно рассматривать как мотивированные ненавистью к Богу и желанием возвеличить человеческую мощь, а Холокост служит средством, с помощью которого можно стереть свидетельство о Боге и Его Законе:
- Правители Третьего рейха хотели раздавить весь еврейский народ, исключить его из реестра народов земли. Таким образом, слова Псалма : «Нас убивают, считают овцами на заклание», исполнились устрашающе. В глубине души эти злобные преступники, уничтожив этот народ, хотели убить Бога, который призвал Авраама , который говорил на Синае и установил принципы, которые служат руководством для человечества, принципы, которые имеют вечную силу. Если этот народ самим своим существованием был свидетелем Бога, который говорил с человечеством и взял нас к себе, тогда этот Бог в конце концов должен был умереть, и сила должна была принадлежать только человеку — тем людям, которые думали, что силой они сделали себя хозяевами мира. Уничтожив Израиль в результате Холокоста, они в конечном итоге хотели вырвать стержневой корень христианской веры и заменить его верой собственного изобретения: верой в власть человека, власть сильных мира сего.
По большей части обращение было положительным, с похвалой итальянских и польских раввинов. Центр Симона Визенталя назвал визит историческим, а обращение и молитвы «отрицанием антисемитизма и отрицанием тех … кто считает Холокост мифом «.
Лагеря смерти
Уже с 1941 года в Третьем Рейхе было создано 4 лагеря смерти: Хелмно, Треблинка, Белжец и Собибор. И концентрационные лагеря Майданек, Освенцим, Дахау, Бухенвальд , а также первый женский концлагерь Равенсбрюк. Некоторые здания были построены неподалёку от одноимённых населённых пунктов (Треблинка, Освенцим, Белжец). Эти лагеря были построены по специальным проектам. В них уничтожались евреи, цыгане, советские военнопленные, участники движения Сопротивления, а также некоторые опасные для арийского общества группы лиц. Также в лагерях использовали специальные приспособления для массовых убийств.
Освенцим. Фото: gazeta.ru
В Майданеке и Освенциме была такая последовательность: сначала нужно прибыть в эти лагеря в вагонах, где было очень тесно и от таких условий люди умирали от жажды, удушья, затем происходил отбор на уничтожение, и зачастую их уничтожали в газовых камерах. Убивали в газовых камерах, в основном, детей, женщин, стариков и нетрудоспособных граждан. Те, кто избежал такой участи, получали татуировки номера, а затем их ждал каторжный труд, и если кто-то ослабеет, того отправляют в газовую камеру.
В качестве отравляющего вещества использовался пестицид на основе цианида «Циклон Б». Но не только газ использовался в качестве уничтожения, иногда сами люди творили бесчеловечные деяния. Погибших людей могли сжигать в крематориях, а из праха сделать мыло. Над живыми людьми устраивали медицинские опыты и эксперименты.
Например, заразить узников опасными болезнями, проводить операции без анестезии, стерилизовать женщин и мужчин, использовать на них новые препараты и т.д. Особенно этим «отличился» врач Йозеф Менгеле, который лично подбирал узников для экспериментов. И в результате из-за его преступных опытов было уничтожено десятки тысяч человек. И, к сожалению, он так и не понёс наказания.
Однако, несмотря на то, что было уничтожено огромное количество людей, ещё не всё было потеряно для узников концлагерей, поскольку Третий Рейх уже никак не мог воевать на несколько фронтов и они стали терпеть поражения. Да и в самих лагерях случались восстания и побеги узников, которые были измучены, но не повержены и не сломлены духом. Ярким примером торжества узников над лагерным злом был побег из Собибора. 420 человек во главе с офицером Александром Печерским сумели поднять восстание, завладеть оружием, перебить эсесовскую охрану и сбежать. Около 80 человек во время побега погибли. На следующий день оставшиеся узники были убиты и последующие две недели были поисками сбежавших узников. В течение этих недель было найдено 170 сбежавших, они были казнены. Другая часть была либо найдена нацистами, либо убитыми коллаборационистами. Лишь 53 человека выжило до окончания войны. Но этот пример мужества является, пожалуй, одной из немногих удачной попыткой лагерного восстания.
Термины «Холокост» и «Шоа»
Еще в году Бернар Лазар говорил о «холокосте», имея в виду евреев, сожженных заживо во время « в средние века : «Когда бушевала Черная смерть или голод, евреям предлагали холокост для раздраженного божества. » .
В году именно этот термин пришел к Максу Джейкобу в представлении о жертве, которую велел Бог, чтобы обозначить то, что он не понимает, должно быть проектом полного истребления , жертвой которого станет он сам: « Чтобы продолжаться, евреи должны пострадать; Как вы знаете, боль — это сахар, который удерживает. Каждый из них страдает, холокост для расы. «
В 1978 году в Соединенных Штатах , Холокосте , вымышленный телесериал , посвященный геноцид из евреев убит нацистами , будет популяризировать этот термин.
Однако по еврейской традиции холокост — это жертва:
- принесены Богу, чтобы угодить ему;
- из сгоревшего мяса животных;
- производятся только на алтаре Храма в Иерусалиме , который с нашей эры больше не существует .
Вот почему евреи считают термин «холокост» серьезным недоразумением. Европейские франкоговорящие люди склонны использовать термин « Шоа » («катастрофа» на иврите ), особенно после выхода фильма Клода Ланцмана « Шоа» в 1985 году.
Термин Шоа — это официальное название, данное Государством Израиль этому историческому событию. Это решение израильского парламента ( Кнессета )12 апреля 1951 г.по случаю празднования Национального дня памяти (Йом ха-Шоа В е Меред Ха-Гетаот).
Памятная памятник , установленный в Берлине называется Denkmal für умереть ermordeten Juden Europas , то есть сказать , «Мемориал памяти убитых евреев Европы». Термин «иудецид» также используется, особенно историком Арно Дж. Майером в книге « Окончательное решение в истории» . Выражение « Окончательное решение » используется нацистским режимом.
Сущность Холокоста и мифы о его причинах
В среде евреев страшные события их геноцида получили название Шоа, что в переводе с иврита означает «катастрофа». Позже был утвержден международный термин – Холокост. По официальным данным на территории Европы жертвами Холокоста стали 6 миллионов евреев.
В годы войны мир не знал о том, что происходит в гетто, лагерях смерти или в многочисленных Ярах Восточной Европы. Когда же армии союзников освобождали города Европы, все это было похоже на что угодно, но не на правду. Нельзя было поверить в то, что человек может быть таким жестоким. В этой статье я не буду описывать в деталях нацистские методы и мучения евреев, про это без слез не напишешь. Мне кажется, что куда важнее разобраться с причинами подобной жестокости.
Вопрос «Почему случился Холокост?» на самом деле очень сложный. Поэтому многие пытаются дать на него очень простой ответ. Так появляются мифы. Самый известный имеет в своей основе то, что уничтожение евреев было связано с личной ненавистью Гитлера к этому народу. Причиной такого негатива (по мнению сторонников мифа) было несколько: неразделенная любовь девушки-еврейки, непроходной бал от преподавателя из-за которого Гитлер не стал архитектором (художником), обида на деда по линии отца, бросившего его бабушку с ребенком.
Фотография из рапорта Юргена Штропа (руководил подавлением восстания в Варшавском гетто) «Силой извлечённые из убежища»
Проще всего переложить всю вину за Холокост на Гитлера (или только немцев) и тем самым просто довольствоваться тем, что мы «просто помним про трагедию», знаем страшные подробности и говорим об этом. Американский историк, исследователь истории Восточной Европы очень точно высказался на этот счет:
В такой ситуации даже историки стараются давать простые ответы на сложные вопросы, а не искать истинные причины.
Когда мы принимаем простой ответ, мы сбрасываем всю ответственность на одного немецкого диктатора. Но при этом, тысячи немцев выполняли приказы командиров, представители многих народов Европы вступали в группы, которые проводили расстрелы евреев, более того, десятки тысяч людей ничего не делали, зная о том, что происходит в гетто и за ограждением лагерей смерти. Это говорит о том, что одна из главных причин Холокоста – массовый антисемитизм в Европе до Второй мировой войны.
О параллелях между Холокостом и Блокадой Ленинграда
В составленных тем же Матвеевым «Методических указаниях» проводилась мысль о том, что совпадение даты полного снятия Блокады Ленинграда и Международного дня памяти жертв Холокоста является неслучайным, что таким образом намеренно принижается коллективный подвиг жителей осажденного города.
А как на самом деле?
То, что два события: начало наступления Красной Армии, положившее начало полному снятию Блокады, и освобождение войсками этой же армии наиболее крупного нацистского концлагеря Освенцим, в котором было убито самое большое количество узников, произошло в один и тот же день 27 января (соответственно, 1944 и 1945 гг.), есть случайное совпадение.
Тем не менее, нередко встречаются рассуждения о том, что эти два памятных дня «конкурируют» друг с другом и что, воздавая должное установленной решением Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 г. памятной дате, мы вольно или невольно принижаем ту, что принято отмечать в нашем городе многие десятилетия.
Холокост и Ленинградская Блокада представляют собой две крупнейших гуманитарных катастрофы периода Второй мировой войны. И в обоих случаях виновником, из-за которых разразились эти трагедии, выступает германский нацистский режим. В этом смысле ни о какой «конкуренции страданий» речи быть не может, сама подобная постановка вопроса кощунственна.
Но у этой темы существует образовательный, просветительскй аспект. Дело в том, что в изучении Блокады в советский период доминировал «пафосный», «государственнический» подход, в котором упор делался на коллективный подвиг горожан, на их решимость не покоряться врагу, и т.д. При этом крайне важные человеческие подробности, связанные с повседневным поведением разных категорий жителей, избираемыми ими стратегиями выживания, как правило, оставались в тени, не становились предметом специального изучения
А вот в работах о Холокосте, начиная с 70-х годов, этому уделялось большое внимание. Причем это распространялось не только на академические исследования, но и — самое главное! — на конкретные обучающие методики
На учебных занятиях, проводимых в соответствии с такими методиками, взрослые и подростки учились разбирать конкретные дилеммы, возникающие, например, перед обитателями еврейских гетто, в ходе которых людям приходилось делать выбор в условиях неясных, но однозначно грозных и трагических последствий. К сожалению, у нас до сих пор не разработаны подобные методики на тему Ленинградской Блокады. Как говорит профессор Н.А. Ломагин — крупнейший исследователь Блокады в нашем городе, это событие является столь же важным для ментальности и коллективной памяти жителей Петербурга, как Холокост — для евреев. И поэтому тот опыт, который накоплен в сфере преподавания истории Холокоста, можно и нужно использовать для изучения событий Блокады.
Валерий Столов