«зависимость возникает, когда не хватает радости». протоиерей григорий григорьев

Многогранный талант

Константин Григорьев, фильмы с участием которого с удовольствием смотрел весь Советский Союз, имел разносторонние интересы и, как говорится, был поцелован Богом. Он умел вязать (сказалось воспитание бабушки), занимался резьбой по дереву, живописью, изготавливал украшения и различные изделия из серебра, играл на банджо и гитаре, писал рассказы, стихи, сценарии и песни. В частности, написанная им оперетта «Верка и алые паруса» была поставлена на сцене многих музыкальных театров страны. Кроме того, в свое время в Ленинграде большой популярностью пользовалась песня «Дождь на Неве» на стихи Григорьева.

«Зеленый фургон»

Памяти Петра

Но одним из самых важных дел стало сооружение знаменитого памятника Петру I.

— Я не раз пытался представить, как новый олонецкий губернатор, отправляясь к месту своей службы, гадал: что это за город — Петрозаводск, основанный Петром и названный в его честь? Наверное, ожидал увидеть, что здесь многое напоминает о великом императоре… Но вот он приехал и с изумлением понял, что память основателя города не увековечена никак. И практически сразу же у Григорьева родилась идея о сооружении памятника великому реформатору России, — говорит Михаил Гольденберг.

Усилия для того, чтобы пробить эту идею, потребовались немалые. Григорьев решил воспользоваться юбилейной датой, которую 30 мая 1872 года готовились отмечать по всей империи — 200-летие со дня рождения Петра I. Олонецкий губернатор пишет в МВД, обращается в министерство финансов с просьбой установить памятник за счет казны. Рассказывает об особом значении такого решения для губернии:

«Память об Императоре Петре Великом занимает самую светлую страницу в истории Олонецкого края… Соизволение Государя Императора на возведение памятника Бессмертному Петру Великому народ примет с глубокой благодарностью».

Денег на сооружение памятника сначала никак не дают. Но в итоге, заручившись влиятельными союзниками, губернатор все же добивается выделения 15 тысяч рублей, весьма большой по тем временам суммы.

Памятник было решено поставить на Круглой площади (ныне площади Ленина) между зданием присутственных мест и губернаторским домом.

Общественная и преподавательская работа

Григорий Григорьев активно делится знаниями, накопленными им в ходе работы с зависимыми людьми и научной деятельности в этой сфере. Он преподавал в нескольких российских учебных заведений, к которым относятся:

  • Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (2005 г.);
  • Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова (2011 г.);
  • Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия (2011 г.)

Помимо педагогической деятельности о. Григорий пропагандирует трезвый образ жизни и духовное очищение в средствах массовой информации. Он ведёт цикл передач на православном телевизионном канале «Союз». В них поднимаются проблема взаимосвязи развития зависимостей с духовно-нравственным, а также психологическим состоянием человека.

Священник рассказывает о причинах появления зависимостей и путях их преодоления. В эфире этого канала также выходят авторские передачи «Ветер радости», которые освещают проблемы, мешающие человеку наслаждаться жизнь и идти к главной цели — единению с Господом. Подобные передачи в формате беседы проходят в эфире «Радио России».

Отец Григорий пропагандирует трезвый образ жизни и духовное очищение

Периодически в различных светских и церковных печатных и электронных изданиях появляются работы протоиерея Григория, посвящённые социальным и духовно-нравственным явлениям российского общества. Он является членом редакционного совета научного журнала «Вестник психотерапии».

Другие статьи из рубрики «ПОДРОБНО»

16 декабря 2020
Биография от Бытия до Откровения

Русский исход — это не русская смерть. Это жизнь русской культуры, в том числе русской поэзии, в других, хотя бы и не очень благоприятных, обстоятельствах изгнания. Примером такого «бытия в ином» является поэзия матери Марии (в миру Елизаветы Юрьевны Скобцовой), которая (речь о поэзии) стала другой, но и осталась той же. Григорий Беневич …

28 сентября 2020
Рожать никогда не поздно

Марта родила первенца, когда ей было 42 года. У Людмилы уже был ребенок, но в 44 она снова родила, двойняшек. У Светланы к 30 было двое детей, но она, как сама говорит, не почувствовала материнства, поэтому снова родила в 36, потом в 38, 40 и, наконец, в 44. Что объединяет этих женщин? Сомнительный медицинский термин …

10 декабря 2018
Время, когда Бог становится Богом

О том, чем так важен христианский пост, почему без него сложно познать и самого себя, и Господа, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.

24 апреля 2017
Плоды «Причастия». Молодежная община Смольного собора
Миссия, как и война, — дело молодых. У молодежной миссионерской общины, которая действует при храме Воскресения Христова (Смольном соборе), есть уже опыт и результат: петербуржцы из категории «до шестнадцати и старше» приходят ко Христу благодаря этой общине.

7 сентября 2021
Святый и храбрый князь здесь телом почивает

Мощи святого Александра Невского хранятся в Санкт-Петербурге с 1724 года. Город они с тех пор почти не покидали, но это не значит, что святыня не пережила ряд исторических перипетий. Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Романом Соколовым.

Депрессивная старуха

— Отец Григорий, сегодня очень многие, в том числе верующие люди, страдают от депрессий. Какое определение этому явлению вы могли бы дать с богословской и медицинской точки зрения?

— Определений много. Но если мы говорим о настоящей депрессии, то это когда у человека нет желаний. Иначе говоря, если бы кто-то поймал золотую рыбку, и она выполнила бы все его желания и желаний у человека уже не осталось, то он впал бы в депрессию. Вот как мы видим в сказке о золотой рыбке. Старуха входит в депрессию: сначала ей нужно корыто, потом — изба, потом — она хочет стать боярыней, потом — царицей, а потом она уже хочет стать владычицей морскою, и чтобы рыбка ей служила и была у неё на посылках, то есть хочет унизить рыбку. Это начало очень серьёзной депрессии. Те приобретения, которые получала старуха с помощью золотой рыбки, не долго её радовали, а наоборот, терялась радость жизни, и она входила в депрессию. Если у человека исчезает жизненная мотивация, если он теряет интерес и смысл жизни, если он не видит своей дороги, значит, он идёт по пути, который приведёт его к депрессии.

— Хорошо, а откуда депрессия берётся? Каким образом человек, внешне благополучный, в это состояние впадает?

— Я рассказал про золотую рыбку, но этот случай скорее сказочный. На практике всё бывает совершенно по-другому. Вот Господь Бог дал человеку дорогу — дорогу радости, любви, дорогу Божьих заповедей, и сказал: «Проходи через мир по этой дороге, никуда с неё не сворачивай, и когда тебе покажется, что ты столкнулся с непреодолимыми препятствиями, ничего не бойся, Я буду рядом с тобой!» Невозможное человеку возможно Богу. Ведь вера в Него — это не только соблюдение заповедей Божьих, движение по этой дороге, но и доверие Богу, благодарение Бога за всё.

Чародейка

Блестяще образованный человек, Григорий Григорьевич унаследовал от своего отца любовь к искусству, писал стихи. Сохранился и его очерк «Принцесса Тараканова». Вероятно, трагическая история самозваной претендентки на российский престол волновала Григорьева потому, что она была тесно связана с историей его рода. Легенда о сыне, якобы рожденном княжной Таракановой от графа Алексея Орлова, также могла тронуть Григория Григорьевича…

В Олонецкой губернии Григорьев и его супруга Елизавета Владимировна запомнились как настоящие меценаты. При них культурная жизнь в Петрозаводске необычайно оживилась.

Брак с Елизаветой Владимировной Савельевой-Ростиславич для губернатора был вторым в его жизни. Первая его супруга, Мария Ивановна из рода князей Одоевских, рано умерла, оставив ему двоих детей. Елизавета Владимировна, сестра председателя Олонецкой губернской земской управы, родила Григорию Григорьевичу еще двоих детей.

— Она была красавица, актриса. Именно благодаря ей в городе начались первые театральные постановки. В одной из них, «Чародейке», она играла главную роль, и народ так и стал ее звать — чародейка. Григорий Григорьевич выписывал ей из столицы профессиональных режиссеров. Появилось в Петрозаводске и музыкальное общество. И в небольшом городке, который столько раз пытались разжаловать из губернских, в зале дворянского собрания ставились пьесы, давались блестящие концерты, — рассказывает Михаил Гольденберг.

При Григорьеве в Петрозаводске завершилось строительство Святодуховского кафедрального собора, была построена Екатерининская церковь, возобновила работу Публичная библиотека, появился памятник императору Александру II (к сожалению, уничтоженный после революции).

Петрозаводск. Соборная площадь. Начало XX века. Фото:

Уничтоженный после революции Святодуховский собор располагался на Соборной площади (ныне пл. Кирова). Фото С.М. Прокудина-Горского. 1916 г.

Храм во имя святой великомученицы Екатерины построен в память столетия переименования Императрицей Екатериною II Петровской слободы в город, освящен епископом Петрозаводским и Олонецким Палладием 8 января 1878 г. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

В Сирии идёт война за Россию

— Насколько вы оптимистично смотрите на происходящее в мире, в той же Сирии? — Сбываются древние пророчества, и в этом смысле видно, как достойно ведёт себя наша страна на международной арене. Мы всегда спасали другие народы, мы всегда ко всем приходили на помощь. Кстати, когда сбили наш самолет — это был день рождения Александра Васильевича Суворова. Радостно, что всё-таки одного летчика спасли. Если бы я не был священником, а был военным, я бы был там обязательно, потому что любой российский офицер — там, где он больше нужен Родине. В принципе, в Сирии идёт битва за Россию. Мы защищаем свои рубежи. Многие люди, может быть, пока ещё недооценивают эту опасность. Я думаю, что это вразумление у нас начинает наступать, придёт время, оно наступит и в Европе, и в Америке, и в других местах.

— А что, на ваш взгляд, вообще происходит?

— Пришло время, когда всё тайное становится явным, время, когда снимаются маски, время, когда враги России обнажаются в своём подлинном облике, и время, когда мы опять предстаём в облике воинов-миротворцев. Мы всегда будем миротворцами. Здорово это всё!

— А не есть ли это ещё и знаки последнего времени? Умножающиеся слухи о войнах, сами войны, стихийные и иные бедствия, оскудение любви…

— Нет, это, с моей точки зрения, не есть знаки последнего времени. Это знаки возрождения России. Я вообще к «знакам последнего времени» отношусь с сомнением. Думаю, что последние времена наступят достаточно неожиданно. Пока есть в мире праведники, пока есть люди, которые молятся Христу, не наступят последние времена. Они наступят тогда, когда придёт их время, но о дне сём не знает никто: ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Небесный. Даже Христос не знает, и Ангелы небесные не знают, какие могут быть знаки последних времён.

— Но Христос Сам же об этом говорил, Он перечислял все эти признаки: войны, бедствия, голод, «восстанет народ на народ, царство на царство». Есть святые, которые говорили, что перед концом света Россия воскреснет, укрепится.

— И всё-таки это придёт неожиданно. Я лично считаю, что каждый человек должен быть готов, что вот этот Апокалипсис для него лично придёт в любой момент. Вот к этому надо быть готовым. Под машину, к примеру, можно попасть при переходе улицы, поэтому я не вижу никаких апокалиптических предвестников

Я думаю, что то, что сейчас происходит в Сирии, это очень важно, идёт становление новой российской государственности, нашей политической независимости. Это важный момент

У нас нет пока экономической независимости, но вот наступает независимость политическая, ну, а, может быть, за этим придёт и экономическая независимость.

Юношеские годы и молодость

До пяти лет мальчик живет с родителями в Ленинграде, недалеко от церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Часто они с матерью рисовали ближайшие православные храмы, в том числе Измайловский собор, находившийся неподалеку. После пяти лет родители отправили его к дедушке с бабушкой в Витебскую область.

Молодые годы Григория прошли в основном в военной среде. Атеистическое образование и окружение оставляли его некрещеным долгое время. Никто не мог предположить, что в будущем он станет церковным служителем.

Получение образования

В 1973 году выпускается из средней школы в городе Городок, а затем поступает в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в Ленинграде, которую заканчивает в 1979 году.

Профессиональная и научная деятельность

Григория призвали служить военным врачом на подводную лодку в Тихоокеанском флоте. На протяжении всей службы занимал разные должности: от начальника медицинской службы до старшего психоневролога Тихоокеанского флота. В 1980 году в течении двух месяцев дальнего плавания трижды попадал в тяжелые аварии на море. В результате этих событий будущий священник начинает читать Евангелие, которое ему передала бабушка. С этого времени он все чаще задумывается о Боге и в 1982 принимает крещение. Это поворотная точка в биографии Григория, которая изменила его отношение к миру.

Решительный начальник

Сообщение о приезде нового начальника губернии в «Олонецких губернских ведомостях» было кратким.

«Олонецкие губернские ведомости», №51 за 8 июля 1870 года.

«Г. Олонецкий губернатор, действительный статский советник Григорий Григорьевич Григорьев, прибыл в Петрозаводск 6-го сего июля и вступил к управлению Высочайше вверенною ему губерниею 7-го числа.

В Прав. Вест. (Правительственный вестник — ежедневная санкт-петербургская газета при Главном управлении по делам печати. — Прим. ред.) напечатано: Государь Император, в воскресенье, 30 июня, после обедни в Петергофе, изволил принимать Олонецкого губернатора, действительного статского советника Григорьева».

Сообщение в газете «Олонецкие губернские ведомости», №51 за 8 июля 1870 года. Фото: gov.karelia.ru

Сообщение в газете «Олонецкие губернские ведомости», №43 за 10 июня 1870 года. Фото: gov.karelia.ru

Представлял ли Григорьев, куда он приехал? Думается, что, как человек, многие годы работавший с данными статистики в МВД, куда стекались сведения со всей империи, в целом отсталость Олонецкой губернии он осознавал. Но одно дело — сухие цифры, другое — увидеть все своими глазами.

Именно с этого он и начал: поехал по губернии, в глубинку, по уездам и глухим деревням. Такой стиль работы, как сказали бы сейчас, губернатор сохранил и в последующие годы, лично отправляясь на ревизии.

Уже в декабре 1870 года Григорьев выступил перед земским собранием, поставив вполне конкретные задачи. Во-первых, навести порядок с «уездными сметами и раскладками» (по сути, местными бюджетами): они составляются с явными нарушениями. Во-вторых, срочно принять меры по обеспечению губернии продовольствием: после неурожаев прошлых лет поля поразила новая беда, озимые посевы были уничтожены вредителем. В-третьих, очень удручающее впечатление на губернатора произвело состояние медицины: ни в одном уезде нет ни особых земских врачей, ни достаточного числа фельдшеров, ни запаса нужных материалов и инструментов.

Решительное поведение нового губернатора было воспринято местным чиновничеством поначалу если не в штыки, то по меньшей мере настороженно. Но уже вскоре Григорьев добился, чтобы правительственные, земские и городские учреждения работали слаженно и без конфликтов.

Валериана плюс причастие

ВО ВРЕМЯ Литургии

— И всё-таки поясните, откуда берутся депрессии?

— У человека, как и у корабля, есть приборы, это пять органов чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, и если у него накапливаются отрицательные воспоминания, то он, как мы говорили, превращается из пчелы в муху. Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний эндогенный алкоголь. Всплески выработки алкоголя происходят при стрессах и эмоциональных потрясениях, которые человеку необходимы. В норме у здорового человека в организме вырабатывается 10-12 граммов 80-процентного спирта, бокал вина, который будет стирать незначительные стрессы, небольшие отрицательные воспоминания. Но если это будут большие отрицательные воспоминания, то они не будут стёрты, нужно эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда в организме может выделиться бутылка водки и даже больше — и тогда всё будет стёрто.

— Что можно предпринять в таком случае?

— Есть медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя — это экстракт валерианы. Валерина усиливает выработку внутреннего эндогенного алкоголя, и человек начинает пьянеть от своего внутреннего алкоголя и практически быстро забывать плохое. Но экстракт валерианы, как все травы, надо принимать длительно — только тогда будет эффект. При унынии и депрессии суточная доза может быть до двух тысяч миллиграмм, а потом, когда человек выйдет из депрессии, дозу можно уменьшить. К валериане нет привыкания, и к ней не развивается зависимость. Вот поэтому одним надо давать валериану, другим — психотропные средства, а главное — всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому патологическому состоянию. Когда человек всё время находится в зоне стресса своего мозга, у него повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую информацию. И если при этом думать о хорошем, то сбудется хорошее. А если думать о плохом — сбудется плохое. Если навигатор своей души человек выставляет курсом на Царствие Небесное он всё время думает о хорошем в любых жизненных ситуациях. Если же при стрессе думать о плохом, то он входит в прямой контакт с отрицательными силами. Такому человеку ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, установлением их связей с произошедшими событиями. Ведь получается, что человек, таким образом, пытается проникнуть в помыслы сатаны, а это может привести к страшному повреждению — гордыне ума.

— А как же тогда увидеть свои грехи?

— Для этого надо войти в благодатное состояние. Только через благодать Божью мы видим свои грехи, а Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного подкрепления. Младенца сначала кормят жидкой пищей, а когда он укрепляется, ему дают уже более твёрдую пищу. Так делает и Господь. То есть видение своих грехов происходит не через их изучение, а через встречу с Богом. Появляется свет — и в этом свете мы видим свою собственную тьму. Сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать свои грехи и устанавливать связи своих грехов с жизненными событиями, уподобляются студентам мединститутов, которые пытаются изучать психиатрию по книгам и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так, и профессор всегда исключает эти диагнозы.

Путь на государевой службе

Опять же по желанию родственников Григорий Григорьевич поступил в императорскую медико-хирургическую Академию, а по ее окончании стал работать ординатором в Мариинской больнице для бедных. Но медицинская стезя молодого человека не увлекла. Григорьев решил делать карьеру на государственной службе.

Канцелярия Военного министерства, затем хозяйственный департамент аппарата МВД… С 1858 года Григорий Григорьевич трудится старшим редактором по статистическому отделу Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Именно на этот комитет была возложена основная работа по подготовке крестьянской реформы 1861-го, связанной с отменой крепостного права.

Входит будущий олонецкий губернатор и в Главный комитет о пособии жителям Новороссийского края, пострадавшим от Крымской войны. Эта война, по итогам которой Россия на 15 лет потеряла право иметь военно-морской флот на Черном море, потребовала очень больших материальных и человеческих ресурсов. Населению Новороссии боевые действия принесли настоящее разорение. И высочайшим повелением был образован комитет по назначению и выплате денежных пособий и ссуд. Конечно, право на такую помощь просителям надо было доказать, обстоятельства, при которых они понесли потери, проверялись по представленным документам, показаниям соседей, старожилов. Словом, массив административной и хозяйственной работы был, очевидно, огромный.

В 1861 году Григорьев стал уже действительным статским советником — это весьма высокий чин в табели о рангах, равный генеральскому и титуловавшийся «Ваше превосходительство». Спустя два года Григория Григорьевича назначают пензенским вице-губернатором, с 1866 года он вице-губернатор во Владимирской губернии.

Два вида депрессий

ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА Святейший Патриархнаградил о. Григория крестом доктора богословия

— А как связаны между собой депрессия и уныние? Что из чего вырастает?

— Можно сказать, что уныние — это предстадия депрессии. И уныние, и депрессия — это формы лукавого духа, формы гордыни человеческой. И, конечно, это всё вместе приходит. Ведь не зря уныние и депрессия находятся в лествице развития греха перед главным грехом гордыни. Это как бы предпоследняя ступень. Уныние и депрессия произрастают из греха гордыни. У человека исчезают все желания, и он оказывается во внутренней пустоте, в депрессии, и, конечно, депрессия всегда начинается с обид на Бога. На фоне гордыни возникают мысли, что мир несправедлив. Такой человек чувствует себя бедной сиротой. Ему кажется, что его никто не любит, не ценит, к нему все несправедливы. И, по сути дела, по образному выражению Паисия Святогорца, он начинает превращаться из пчелы в муху и начинает находить помойки в любом цветущем саду.

— Как можно различать депрессии и психические заболевания?

— Депрессии бывают, я бы сказал, двух видов: депрессии невротического круга малой психиатрии, где человека надо побуждать, поднимать, тащить, вовлекать, будить, доставать, не оставлять его одного, и депрессии психотического круга — большой психиатрии. При психических болезнях есть реальная опасность для жизни и, возможно, нужна госпитализация и медикаментозное лечение на начальном этапе. Когда острый период будет купирован, тогда надо человека вовлекать в полноценную реальную жизнь по преодолению трудностей. Не редко бывают психотические депрессии при психических заболеваниях, но чаще невротические депрессии при различных видах неврозов. Я бы так сказал, что невротические депрессии как бы «ложные». Ложные — это преддепрессия, это цветочки. А бывает депрессия психотическая истинная, когда у человека возникает мысль, что надо уходить из жизни — это высшее проявление гордыни. Протест против мира, против Бога, против Вселенной, против всех людей, потому что этого человека не оценили. Вот здесь нужно психиатрическое лечение.

— Интересно, что это не только наша проблема, но и всей благополучной Европы…

— Есть последние данные, что по депрессиям и самоубийствам первое место занимает Голландия. 30% населения Европы болеют болезнями мозга и психическими заболеваниями. И это всё показатель того, что с повышением уровня жизни, улучшением качества физического здоровья и материального благополучия количество депрессий увеличивается, как это ни странно.

Зависть — это оскудение любви

— Ответьте, пожалуйста, как психолог, на такой вопрос: что есть такое в природе человека, что люди завидуют другу другу? Правда ли, что зависть является причиной многих грехов? Как можно от неё избавиться? — Я бы эту тему обозначил словами Василия Великого: «Зависть — это скорбь о благополучии ближнего». Мне плохо потому, что соседу хорошо. Когда у соседа случилась беда, у меня камень с души упал. Первая заповедь Божия гласит: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею мыслию своей, всею крепостью своей, и возлюби ближнего своего, как самого себя». Я желаю себе попасть в Царствие Небесное в вечности и оказаться в Царствии Божием уже при жизни. Того же я желаю своему ближнему и люблю Бога, Который даёт мне такую возможность. Все остальные 9 заповедей являются производными этой главной заповеди.

— Конечно, если человек любит ближнего своего, он не может причинить ему зло, не может завидовать.

— Да, и оскудение духа любви в моём сердце к моему ближнему приводит к нарушению всех заповедей и к нарушению любви к Богу, и костёр моей любви начинает гаснуть, и благодать Святого Духа уходит из моей души, и я превращаюсь из пчелы в муху, и я начинаю завидовать ближнему. То есть зависть — это оскудение духа любви. Кстати, исцелить человека от этого возможно только именно через встречу с Богом, через совершение Таинства святого причастия, через Таинство исповеди для разжигания и восстановления этого благодатного костра души.

«По Таганке ходят танки»

Эта картина стала последним фильмом из тех, в которых сыграл Константин Григорьев. Она же стала первой и последней режиссерской работой Александра Соловьева. Интересно, что премьера картины состоялась за 10 дней до Августовского путча, когда по столице действительно прошла тяжелая боевая техника. Фильм рассказывал об обитателях сумасшедшего дома, в который попадает некто, потерявший память. Он способен загипнотизировать любого, поэтому в клинике начинают происходить различные комические события.

«По Таганке ходят танки»

В картине Соловьева Григорьев сыграл шизофреника, который считает себя известным путешественником Миклухо-Маклаем. Он мастерски справился с этой ролью. Однако именно это обстоятельство стало для него роковым, и им была завершена биография Константина Григорьева как актера. Дело в том, что с момента выхода фильма на экраны его стали считать сумасшедшим и вообще перестали предлагать хоть какую-то работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector