Гераклит из эфеса

Философия (мысль)

По мысли Гераклита, есть подходы, которые указывают, что он не написал ни одной книги как таковой, но что все учения, которые он преподавал, были устными.

Основываясь на этом сценарии, считается, что именно его ученики перенесли слова Гераклита в буквы. Этот факт делает очень трудным подтвердить его авторство над некоторыми предложениями и предложениями.

Тем не менее, есть записи, которые указывают на то, что часть его мышления шла против системы — до тех пор считавшейся естественной — согласованной и ведомой аристократией, и в пользу законов, созданных и установленных государством, репрезентативным образованием.

В целом можно сказать, что философия Гераклита основана на трех концепциях: Теос, Logos и PYR. Первый термин относится к тому, что является божественным.

Со своей стороны, Logos связано с тем, что Гераклит назвал «становлением» вселенной, а также со всем, что является частью философского дискурса относительно разума и мышления.

Последнее является наиболее важным элементом философии Гераклита, PYR , это соответствует творческому огню всего, что существует. Этот термин является интерпретацией Гераклитом понятия архе.

Ищите противоположность

Гераклит установил, что мир был в постоянном изменении и вечном, и что в середине этого процесса преобразования каждый элемент становится его противоположной сущностью.

Кроме того, факт постоянного изменения и, следовательно, периодического обновления, подразумевает, что одни и те же сценарии не могут быть испытаны несколько раз. То есть место никогда не будет прежним, потому что вещи этого места постоянно меняются..

Что касается человека, Гераклит установил, что человек находится в постоянной борьбе, учитывая эти изменения и преобразования, которые происходят все время.

В результате этого постоянного чередования противоположных персонажей понятие качества, связанное с характеристикой человека, становится несколько относительным.

В то же время, в разгар этой борьбы, у человека есть идеальный сценарий для раскрытия своей собственной личности, поскольку он снова и снова превращается в противоположные вещи..

Согласно Гераклиту, этот процесс важен тем, что он является двигателем, посредством которого мир и вещи развиваются и трансформируются. Это видение считалось противоречащим тому, что считалось само собой разумеющимся в то время.

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

Пифагор понятию первоначала не придаёт большого значения, и оно теряет всякую физическую связь с элементами. Он видел начало в числе. Более того, математическая наука приобретает вид доказательного дедуктивного обоснования именно в трудах Пифагора. Пифагор связывал математику со специфической формой мистицизма.

Пифагор является основателем мистического учения. Воззрения философа приобрели реальные очертания в религиозном ордене, где было прописано:

  • Воздержание от употребления в пищу бобов.
  • Не поднимать то, что упало.
  • Не прикасаться к белому петуху.

Данные правила как табу. Греческая культура в целом пропитана противоположностями между рационализмом и мистификацией. Как итог, Пифагор сочетает в себе две противоположные традиции: научную и мистическую.

Пифагор говорил о бессмертии души, верил, что она переселяется в другие виды животных.

Пример 5

Однажды гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. Он попросил прекратить, потому что считал, что душа его друга именно в этой собаке, аргументировав это тем, что узнал его по голосу.

В пифагорейском союзе было место и для мужчин, и для женщин на равных условиях. Все члены данного сообщества имели собственность и владели ей сообща, они все вели схожий образ жизни. Математику они воспринимали как средство для достижения конкретного жизненного идеала, который виделся им в созерцательном образе жизни.

Пример 6

«Именно беспристрастная наука является… важнейшим… средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от «круговорота рождения»».

Пифагор говорил, что все вещи есть суть числа. Число является причиной всякой вещи и передаёт суть взаимосвязи всего сущего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если всё есть число, значит и весь космос представлен числовой системой упорядоченного характера.

Важно отметить, что Пифагор стал первым, кто использовал слово космос для обозначения всего мирского порядка. Открытие математической систематичности всего сущего поменяло течение постигающего разума и ход развития всей западной культуры

С господством числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо тёмных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

В начале IV в. до н.э.  некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»:

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями в период 69-х олимпийских игр, но на тот момент его знания не были актуальны. Нахождение в окружении непонимания, отдаленном от его мнений и познаний, подвигло мудреца на отшельничество. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, в одиночестве развивая гениальные передовые соображения.

Трактаты о жизни философа, дошедшие до нас, изображают человека скрытного, остроумного на суждения и критичного ко всем и ко всему, целью которых были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся быть наказанным или осужденным, его прямота «рубила с плеча» как кинжал, без исключения. Непривычный и экстраординарный для своего времени человек, оставшийся непонятым при жизни и оставивший загадку о своей гибели, все же нашел круг читателей, спустя столетия.

Анализируя вопрос о соответствии разумности и познания, полагал, что мудрость расходится с всезнанием или эрудицией: «Всезнание уму не научит, природа любит таиться», – говорил он. Один из первых, различил познание чувственности и рациональности, за что признан родоначальником гносеологии. Познание вступает в силу с чувствами, но чувства не дают глубокой характеристики познанию, познаваемому следует обрабатываться умом.

  • Общественные и правовые суждения мудреца основаны на почтении закону. «Народу необходимо сражаться за права, как за городскую стену, а преступления следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Отрицая влияние сторонних личностей и школ на собственные знания, воззрения мудрецы не могли возникнуть из ниоткуда. Нынешние исследователи предполагают, что он хорошо знал труды Пифагора и Диогена, так как написанные им трактаты отражают понятия, введенные в науку данными древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита, цитируются и по сей день. Вот наиболее известные и ценные умозаключения мудреца:
  • «Глаза – есть точные свидетели, нежели уши». Достойное открытие и мудрость с заключением истинного восприятия человеком сути вещей. Вспоминается поговорка – «Лучше один раз увидеть, чем раз услышать»;
  • «Сбывшиеся желания человека – делают его хуже». Не стремящийся ни к чему человек, деградирует без развития. Имея все желаемое, индивид теряет способность к сочувствию неимущим, переставая ценить имеющееся у него, принимая все за данность. Спустя тысячу лет, данное умозаключение возьмет за основу собственной трактовки британский писатель Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», – выскажется он в собственном романе «Портрет Дориана Грея»;
  • «Знание многого не учит уму». Суть мудрости заключается в следовании природе;
  • «Рок – это последовательность первопричин, порождающая одну причину за другой и до бесконечности»;
  • «Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь его собственное мнение»;
  • «Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает». Данное умозаключение выражает всю полноту горечи от непонимания его окружающими;
  • «С гневом очень трудно бороться». Заплатив существованием за все, что он потребует.

Последователи философа

Последователем древнегреческого мудреца был афинянин – Кратил, учившийся еще и у софиста Протагора, а позже ставший уважаемым учителем Платона. Являясь старательным воспитанником, Кратил взял концепции своего учителя и приумножил его знания. Затем ученик Кратила Платон избрал путь диалектики, построив на ней все свои труды. Аристотель и Сократ, позаимствовали диалектику мудреца, создав великие положения.

Нашими современниками, следовавшими учениям мудреца древней Греции, являлись Гегель, Хайдеггер и Ницше. Их аксиомы о всеобщем изменении брались за первооснову писаний и развивались, привнося новые знания в современный мир. Таким образом благодаря знаниям, которые заложил Гераклит, развивалась философия. Многие ученые и мыслители, взяли его принципы за основу.

Политические воззрения Гераклита

Философия Гераклита помещает закон, а не ветхие обычаи и традиции, на вершину всех общественных отношений. Озвучивая тем самым принцип «Перед законом все равны». Гераклит нелестно отзывался о демократии, считая её властью толпы, которую он сравнивал со скотом, бездумно набивающим своё брюхо. Власть необходимо отдать только лучшим, которых всегда меньшинство. Этим он отстаивал убеждения о необходимости власти аристократии. Возможно, даже его уход в горы был связан с тем, что в своё время он потерпел полный крах на политической арене. Дело в том, что все античные философы и мыслители были политиками, имеющими живой интерес к государственному управлению. В то же время сохранились сведения, что Гераклит демонстративно отказывался от законотворчества и публичных полемик, мотивируя это тем, что в Эфесе уже пришли к власти «недостойные».

биография

Гераклит родился в 535 г. до н.э. в Эфесе, греческой колонии, расположенной там, где в настоящее время находится Турция..

Хотя об этом греческом философе известно немного, есть исторические записи, свидетельствующие о том, что Гераклит был частью благородной семьи, которая была привилегированной и принадлежала аристократии того времени..

Фактически, в его семье назначение священника было наследственным; отражение того, что они были зажиточными и обеспеченными.

Несмотря на выдающееся положение семьи Гераклита, этот философ с ранних лет характеризовался интровертированностью и отсутствием вкуса к общественной жизни..

Сильный характер

Говорят, что Гераклит был против как тиранов, которые контролировали Эфес в прошлом, так и против новых представителей, связанных с демократией, которые начали доминировать в то время..

Эта небольшая симпатия к обоим подходам вызвала у него сильную критику, поэтому он провел большую часть своей жизни в изоляции от других, посвященный пониманию причин вещей..

Согласно найденным записям, можно сказать, что у Гераклита был сильный характер; Различные источники указывают, что он был строг, немного терпелив и саркастичен. Кроме того, некоторые историки утверждают, что он выразил некоторое презрение к обычным гражданам, что могло быть следствием его аристократического происхождения.

Эти характеристики его личности также влияли на него, чтобы он предпочел изолировать себя от критики, которую он получил в течение своей жизни, и избегать привязки к аспектам, связанным с искусством и религией..

Изгнание Хермодоро

Другое событие, которое, как говорят, подтвердило его презрение к своим сверстникам в Эфесе и его решение изолировать себя от общества, было то, что его друг Эрмодоро, также философ и уроженец Греции, был изгнан из этого города, что вызвало много гнева и Гераклита. разногласие.

Чтобы тщательно изучить мысль и создать то, что позже станет теорией Гераклита, он отправился жить в горы, где он был почти полностью изолирован от общества.

Считается, что Гераклит умер в год около 470 г. до н. Хорошая часть его философии перешла к настоящему времени благодаря ссылкам, сделанным писателем Диогеном Лаерсио, родившимся в Греции.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Эта школа была больше похожа на религиозно – мистическое течение. Неопифагорейцы объединили платонические и стоические доктрины с сочинениями Пифагора. Они создали учение об единице (деятельном начале) и двойке (страдательной материи) как о первоначалах всего физического мира. Неопифагореец Нумений на основе платоновской «идеи блага» и аристотелевского «Ума» выстроил теософию трех богов, которая должна была противостоять растущему влиянию христианства.

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

«Сухая душа — мудрейшая (σοφωτάτη) и наилучшая»

Этот логос, несмотря на свою возвышенность, познаваем не только умом, но и органами чувств, что роднит мысль Гераклита с «материалистической» мыслью милетцев. Во фр. 107 читаем: «Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые (βαρϐάρους, досл. варварские) души». То есть мы видим, что познание (логоса) вполне возможно через органы чувств, однако для этого нужно иметь соответствующим образом подготовленную душу. Еще более радикально свой «сенсуализм» Гераклит выразит во фр. 55: «Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить». Здесь мы можем заметить фундаментальное расхождения теории познания Гераклита с таковой Парменида, о котором мы расскажем в другом месте.

Последний полностью отвергал чувственный опыт, полагая, что он свидетельствует нам не о подлинно сущем, но лишь о кажущемся, поэтому безумию подобно в процессе познания «оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим», но исследовать что-либо (а что же еще, как не бытие!) нужно только «разумом». А Гераклит, как издеваясь над Парменидом, идет еще дальше и уточняет: «Глаза-более точные свидетели, чем уши». В этом, конечно, сказалось общее представление о зрении как фундаментальном органе чувств, являющимся основным источником человеческого познания. Собственно, у греков одно из основных слов, обозначающих познавать, знать (εἰδέναι), означало также видеть, и именно в этом значении это слово использовалось изначально. Гатри указывает, что Гераклит в этом высказывании выступает против тех, кто смешивает вместе все чувственные восприятия, не применяя разум (νοῦς) для того, чтобы делать из них правильные умозаключения, поскольку внимательное различение чувственных явлений представляет собой необходимое предварительное условие для познания лежащего в их основе логоса.

Помимо того, что это души греческие (ибо варварское для грека — это негреческое и, следовательно, бескультурное, и в этом отношении грек был тотальным «культурным» шовинистом), это души «сухие», ибо «сухая душа — мудрейшая (σοφωτάτη) и наилучшая». Как душе оставаться сухой и не размокнуть? Не пить чрезмерно вина и не есть мяса, то есть быть вегетарианцем. «Вино и вкушение мяса, — говорит Геркалит, — делают тело сильным и крепким, а душу слабой». Где должна территориально проживать такая душа? Понятное дело, в Греции. Поэтому эллинистический философ Филон Александрийский (I в. до н. э.), бывший иудеем и живший хоть и в эллинизированном, но все же Египте, и писал: «Одна лишь Эллада производит породу человека, которого и впрямь можно считать „небесным растением“».

Гераклит, признаться, в отличие от своих милетских предшественников, совсем не чтил воду и считал ее пагубной для правильного функционирования души, поскольку вода и, шире, влага отяжеляет душу, лишая ее остроты сознательности. Уже гораздо позже, во 2 в. н. э. знаменитый врач Гален скажет: «Не признать ли нам сухость причиной сознания, подобно последователям Гераклита?» Возможно поэтому в качестве материальной чувственной артикуляции всеобщего логоса Гераклит признал стихию огня — того элемента, который и создает сухость, истребляя влагу. В противоположность всемирному потопу, представление о котором содержится в мифологиях самых различных и далеко отстоящих друг от друга мировых культур, Гераклит полагал, что начало и конец мира — это вселенский пожар:

Влага — не обладающая в отличие от огня мерой — противна истинной душе, которая и отвечает за разумную способность, поэтому Гераклит говорит, что «смерть умных душ стать влажными». Здесь, конечно же, сразу хочется вспомнить кончину самого Гераклита, вызванную водянкой и являющуюся очень символичной — такое впечатление, что вода просто отомстила философу за нелюбовь к себе.

Философия и учение

Взгляды Гераклита таинственны и неоднозначны. Практически все его работы имеют двусмысленное трактование. Кроме того, до современности не дошли оригиналы работ, о мировоззрении известно только из трудов других философов и ученых. У Гераклита было собственное понимание мудрости. Он не выражал мысли прямо — только в форме загадок или намеков. Отсюда и пошло второе прозвище Гераклита — философ-поэт, он не писал в стихах, но его мысли были столь метафоричны, что напоминают поэтический слог.

Гераклит и Демокрит

Способность понять работы философа имели только глубоко образованные и аналитически мыслящие люди. Даже Сократ писал о том, что разобрал лишь незначительную часть идей Гераклита, но нашел их прекрасными. Кроме того, эфесский философ изобрел неповторимый подход: сложные идеи доносить в форме крайне упрощенных примеров, как правило, это были происходящие в природе процессы.

Так последователи самостоятельно приходили к задуманной философом мысли или даже собственным неповторимым умозаключениям. Вкладом Гераклита в развитие древнегреческой философии стало введение универсалии «логос». Изначально под термином понималось как «изречение», так и «смысл». Сейчас логос отражает смысл бытия и закономерности всего существующего.

Гераклит

Гераклитовское учение о логосе представляет собой отражение картины мира, где гармония сохраняется наряду с динамичностью. Так, в учении философа всемирная гармония представляет собой космический Логос. Но человек не в состоянии понять его и считает свое слово, собственный Логос, выше всеобщего.

Гармоничность же заключается во всеединстве: как говорил Гераклит, «все течет», материя трансформируется в различные формы, но Логос остается постоянен. Продолжением этой мысли стала цитата «Дважды в одну реку не войдешь». В наше время это выражение приобрело новый смысл, но по-прежнему отражает авторскую философскую мысль.

Фреска Рафаэля «Афинская школа»

Постоянное изменение и трансформацию материи и субстанций Гераклит называл мировым течением и полагал, что все в мире не только претерпевает постоянные трансформации, но и имеет противоположности. Диалектику души человека философ представлял так: душа состоит из двух компонентов – благородного (огонь) и неблагородного (вода). Именно огонь у Гераклита был первоначалом.

Гераклит вводил также понятие «мирового пожара», в котором разрушается космос, чтобы снова возродиться. Теорию уничтожения космоса опровергал Гегель в XVIII столетии, а Шлейермахер не признавал огонь первоначальной стихией. В противоположность гераклитовским законам трансформации материи основные идеи другого древнегреческого философа — Парменида, жившего в тот же период времени, заключаются том, что материя неизменна, постоянна и однородна.

Гераклит на фреске Рафаэля «Афинская школа»

В IV столетии до н.э. сторонники натурфилософии Платон, Аристотель вложили новое значение в термин «логос», лишив его онтологического смысла. А последователи школы стоицизма вернули Логосу космическую сущность. Кстати, термин «космос» тоже ввел Гераклит. Часть исследователей относит Гераклита к ученым-естествоиспытателям, а не философам. Это объясняется тем, что единственная работа Гераклита, дошедшая до наших дней, называется «О природе».

Работа имеет вид сотни отдельных фрагментов высказываний, интерпретацией которых занимался филолог Герман Дильс. В труде «О природе» Гераклит заложил основы теории атомизма. Вклад в науку Гераклита стал преждевременным, по мнению некоторых авторов. Ученый ввел понятие атома как мельчайшего структурного элемента, разрешая парадоксы элеатов, философ разработал концепцию дифференциального исчисления.

Смеющийся Демокрит и плачущий Гераклит

По его представлениям, даже душа человека состоит из атомов, которые после физической смерти трансформируются в другую материю – так называемая теория атомизма. Гераклитовская анатомия человека соответствует строению мира: тело построено из таких же атомов, что и мир вокруг, а главный орган человеческого тела – желудок. Законы природы физического мира и человеческой души, открытые Гераклитом, легли в основу милетской школы, представителями которой были Пифагор, Фалес.

завод

Согласно полученным записям, Гераклит написал одну работу под названием От природы. Стоит упомянуть, что в том же названии использовались работы, посвященные философским проблемам Древней Греции..

Как упоминалось выше, нет уверенности в том, была ли книга Гераклита на самом деле задумана им как таковая, или это был сборник, который впоследствии сделали его ученики, сборник, который включал понятия и описания Гераклита по различным предметам..

В любом случае, Диоген Лаэрций был греческим писателем, который приписал книгу От природы Гераклиту. Эта книга разделена на три главы: первая из этих бесед о космологии, вторая посвящена политической сфере, а третья глава относится к богословской теме.

Использование афоризмов

Структура его уникальной работы составлена ​​более чем из ста предложений, без прямой связи друг с другом. Гераклит характеризовался использованием афоризмов как способа выражения своих мыслей.

Афоризмы — это те предложения, которые характеризуются как короткие и короткие, и которые используются для описания понятий, которые считаются истинными в определенной области..

Говорят, что тот факт, что он использовал афоризмы, чтобы сделать свои идеи известными, соответствует характеристикам, которые были известны об этом персонаже, потому что Гераклит характеризовался как несколько загадочный, а также интроспективный и очень серьезный..

Все эти особенности заставили его заслужить прозвище «темный» и согласовать смысл найденных фрагментов..

Самые важные фразы

Как объяснялось ранее, работа Гераклита состоит из фраз и конкретных предложений. Здесь мы упомянем некоторые из самых символических:

-Ничто не сопротивляется, кроме изменений.

-Каждый день солнце — новый элемент.

-Невозможно ступить на одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река, и это не один и тот же человек..

-Бог зима и лето, сытость и голод, война и мир, день и ночь.

-Все меняется; следовательно, ничего.

-Для тех, кто входит в ту же реку, воды, которые будут покрывать их, различны.

-Не имея надежды, можно найти неожиданное.

-Законы человека питаются божественным законом.

-Бог видит все хорошо и справедливо; именно мужчины создали справедливых и несправедливых.

-Те, кто ищут золото, много копают и ничего не находят.

-Болезнь делает здоровье более приятным; голод делает его более приятным для сытости; и усталость делает отдых более приятным.

-Происхождение и конец перепутаны в кругу.

-Сухая душа — самая мудрая и, следовательно, лучшая.

 -Мудрые люди обращают внимание не на меня, а на логотипы (слово) и, таким образом, понимают, что каждая вещь на самом деле является

Биография

Гераклит – излюбленный объект исследований как у древних биографов, так и у современных ученых. Они пытались отделить темное философское учение от не менее темной и таинственной биографии. Отсюда и прозвище философа – Гераклит Темный или Гераклит Мрачный. Ключевым моментом при исследовании жизни, а особенно смерти, этого философа стала необычайная антипатия, переходящая в ненависть, которую он вызывает в душах читателей и биографов.

Портрет Гераклита

Враждебность, понятная в определенной степени, достигает беспрецедентных высот, когда Гераклит умирает, погребенный в экскрементах. Чтобы понять эту смерть, следует подробно рассмотреть традиционную биографию Гераклита, поскольку важна реакция биографов на толкование философских трудов Гераклита и их интерпретация для истинного понимания жизни и подробностей смерти этого человека-загадки.

Сочинение

У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейермахера. Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные».Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:

Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца — Книга его — это путь, трудный для пешей стопы, Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный Вводит на эту тропу — солнца светлее она. (D.L. IX, 16 )

Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».

Гераклит — недружелюбный и плачущий

Как и полагается приличному античному философу, Гераклит написал сочинение «О природе», однако стиль его письма был столь сложен для понимания, что еще в Античности Гераклита прозвали «темным» — его тексты более походили на откровения оракулов, чем на рациональные изречения, и известный историк древнегреческой философии Уильям Гатри совершенно прав, когда говорит: «Нет сомнений, что он сам верил в то, что вступил во владение абсолютной истиной». По никому не понятной иронии истории из всех философов-досократиков именно от Гераклита до наших дней сохранилось больше всего (145) фрагментов.

С чем связано столь темный стиль письма, объяснить можно, с одной стороны, тем, что мысль его, обладая предельной семантической плотностью, просто не могла «уместиться» в привычный артикулированный философский дискурс того времени, с другой, тем, что Гераклит был тотальным мизантропом и поэтому не хотел, чтобы его мудрость стала достоянием «масс» — только избранных.

Критика Милетской школы Гераклитом Эфесским. Учение о первоначалах

Философская теория об огне, как о первоначале трактуется сегодняшними исследователями, как критика школы милетцев — Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, которые брали за первовещество одну из субстанций (вода, воздух и тд), полагали, что первовещество, ранее созданное, либо возникшее само по себе, способно превратиться после во что угодно. То есть, иными словами: Фалес брал за первоначало воду, основываясь на том, что из воды состоит человек, ни одно живое существо не может жить без воды и т.д.

В противовес тому, Гераклит взял огонь. И хотя на самом деле истинную причину того, почему Гераклит взял именно огонь, сейчас никто не скажет, но догадки исследователей сводятся к тому, что огонь был взят именно в качестве альтернативного первоначала. Далее, интересно, что огонь сам по себе, как таковой не играет значимой роли в целостной концепции Гераклита, а существует лишь как символика.

Многие последователи и противники Гераклита удивлялись, почему именно огонь, ведь первоэлемент должен иметь хоть какую то стабильность! Например, вода или воздух — ведь без воды мы не можем мыслить жизнь, а без воздуха и подавно. Без огня же мы можем жить. Плюс к тому, вода течет, она изменчива, но спокойна и стабильна (такую характеристику дает ей Фалес и последователи). Воздух — тоже сильная субстанция для возможного использования в теории первоначала. Но огонь… — ему невозможно было придать характеристику стабильности!

Вода – лишь одна из форм огня

Гераклит Эфесский считал, что раньше огнем было все. Сама Планета раньше была раскаленной массой, но остыла. Огонь переходит в воздух – воздух в воду – вода в землю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector