Святой великомученик георгий победоносец

Статут ордена

Основная статья: Статут Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 1769 года

Основная статья: Статут Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 1913 года

Знак ордена Святого Георгия 4-й степени за 25 лет службы в офицерских чинах.

Знак ордена Святого Георгия 4-й степени за 18 кампаний.

Знак ордена Святого Георгия 4-й степени за 20 кампаний.

За свои историю орден Святого Георгия имел три статута.
Первый был подписан Екатериной II на торжественной церемонии учреждения ордена в 1769 году.
В Статуте императрицы Екатерины говорилось:

Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают быть пожалованным сим орденом, но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для Нашей воинской службы полезные советы.

а также

кто презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу.

Согласно Статута награждение орденами 1-й и 2-й степени производилось лично императором и по его усмотрению.
Награждение 3-й и 4-й степенями ордена производила Военная и Морская коллегий, а с 1782 года — Георгиевская Дума, состоящая из кавалеров данного ордена.
Так же в Статуте оговаривались сроки подачи представления к награждению орденом — не более 4 недель после совершения подвига.

В случаях награждения орденом Святого Георгия 4-й степени, командующим армиями или корпусами разрешалось не собирать Георгиевскую Думу, а присуждать награду на свое усмотрение. При этом, каждое такое награждение должно было утверждаться императором.

Был отдельный пункт, который описывал привилегии орденоносцев.

Каждый кавалер ордена Св.Георгия 1-й и 2-й степеней имел право на вход при Высочайшем дворе за кавалергардов, кавалеры 3-й и 4-й степеней — вместе с полковниками, даже если бы состояли в чинах ниже сего звания.

Кроме того, каждый офицер, награжденный орденом Святого Георгия получал повышение в звании.

Не смотря на то, что это был военный орден, в Статуте предусматривалось награждение 4-й степенью ордена за 25-и летнюю безупречную службу в офицерских чинах или за участие в 18 морских кампаниях. При этом за одну кампанию считалось 6 месяцев чистого плавания. Знаки этих орденов имели соответствующую надпись на горизонтальных лучах: «25 лет» и «18 камп.»

Сроки выслуги могли быть сокращены. Например, участникам таких сражений как штурм Очакова в 1788 году или взятие Измаила в 1790 году срок выслуги сокращался на 3 года. Также 3 года убавляли офицерам, получившим за боевые подвиги орден Святого Владимира 4-й степени с бантом, а награжденным золотым оружием «За храбрость» — по 2 года.

Позднее в этот список внесли и кавалеров ордена Святой Анны 3-й степени с бантом, за который срок выслуги сокращался на 1 год.
Морским офицерам, участвовавшим в выдающихся морских сражениях сокращали срок выслуги на 1 кампанию, кавалерам ордена Святого Владимира 4-й степени с бантом — на 2 кампании, ордена Святой Анны 3-й степени с бантом и золотого оружия «За храбрость» — на 1 кампанию.

6 декабря 1833 года император Николай I издал новый Статут.
Статут определил порядок награждения орденом. Теперь награждение производилось последовательно начиная с 4-й степени.
Изменения коснулись и правил награждения орденом Святого Георгия за безупречную службу. Теперь, кроме 25 лет безупречной службы, для получения 4-й степени ордена главным условием стало обязательное участие хотя бы в одном сражении. Для морских офицеров, не принимавших участие в сражениях, предусмотрели награждение орденом за 20 кампаний.

Кроме того в новом Статуте появилось подробное описание подвигов, дающих право на награждение орденом.

Начиная с 9 августа 1844 года российские подданные и иностранцы, лица не христианского вероисповедания стали награждаться орденами, на которых вместо изображения Святого Георгия и его вензеля был изображен императорский двуглавый орел.

С 1845 года офицеры награжденными любой степенью ордена Святого Георгия получали право на потомственное дворянство, а также могли имели право отображать знаки ордена на своем фамильном гербе.

15 мая 1855 года императором Александром II было упразднено награждение орденом за выслугу лет и за морские кампании.

Знак ордена Святого Георгия 4-й степени для не христиан.

Третий раз статут был переписан при Николае II в 1913 году. Однако основные изменения коснулись наград для низших чинов — Знака отличия военного ордена Святого Георгия и медали За Храбрость.

Иконография

Древняя живопись иконы имеет хорошую сохранность (есть небольшие утраты живописи на лице, фоне и существенные утраты одежды в нижней части иконы), которую обеспечило то, что длительное время образ Георгия был покрыт сплошной тёмно-коричневой покраской, от которой её раскрыли только в 1930-е годы. На иконе представлено поясное изображение великомученика Георгия в образе молодого воина. В правой руке он держит копьё, а в левой — меч, крестообразная рукоять которого заменяет мученический крест. Образ святого заполняет все поле иконы и его руки вплотную касаются обрамления, что усиливает ощущение мощи его фигуры. Лик святого имеет правильную овальную форму, волосы изображены коричневыми и густыми. Глаза святого изображены большими и пристально смотрят на зрителя. Карнация беловатая, на щеках она переходит в румянец. Большое значение художник придал достоверности изображения доспехов и оружия (так, на пластинчатой броне изображены места скреплений каждой из пластин).

На обороте иконы под поздними записями находится выполненное греческим мастером, работавшим в Москве, изображение Богородицы Одигитрии, датируемое серединой XIV века. Под ним находится более ранняя живопись неизвестной степени сохранности — от записей расчищен только лик Богомладенца.

В чем состоял подвиг святого?

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра – святая равноапостольная Нина – известна тем, что обратила в православную веру Грузию.

Существует легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки до сих пор спорят о том, что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил рептилию. Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.

Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий явился к Диоклетиану и, объявил себя христианином А также обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва / Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Как правильно просить святого о помощи

В храме легче настроиться на молитвы, освободить себя от посторонних помыслов. Придя в церковь, следует у иконы Спасителя покаяться, просить о прощении грехов. Затем ставят свечу у иконы Георгия Победоносца, читают молитву с просьбой о помощи.

Важно: в конце обязательно благодарят Господа и святого за то, что они слушают нас и не оставляют без помощи. Если посетить храм невозможно, молятся перед домашней иконой Победоносца:

Если посетить храм невозможно, молятся перед домашней иконой Победоносца:

  1. Лучше читать молитву в пустой комнате, выключив гаджеты и телевизор.
  2. Перед образом зажигают свечу.
  3. Настраиваются на молитву, изгоняя из головы все мысли, обращая все душевные устремления к Господу и святому.
  4. Читают молитву стоя, вслух или мысленно. Совершают крестные знамения, кланяются. Если есть, пьют освященную воду.
  5. Завершая молитву, благодарят за помощь.

Молитвы святому Георгию помогают людям в добрых делах. Не стоит ждать мгновенной помощи, а также надеяться на поддержку тем, кто не верует в Господа или решил обратиться к святому ради неправедных действий. Георгий Победоносец защищает и спасает, если его глубоко и искренне молить о победе над врагом, заступничестве перед лицом опасностей, в трудных жизненных ситуациях.

История Георгия Победоносца

Жил святой очень давно, в III в., когда Израиль существовал как провинция Рима. Родился в палестинском г. Лидде (сегодня — Лод), смерть принял в Малой Азии (Вифиния), тогда тоже находившейся под пятой римлян. Точная дата рождения Георгия неизвестна, но принял он смерть, будучи вполне взрослым человеком (ведь истории известны много мучеников детского возраста и даже младенцев).

Диоклетиан, при котором произошли данные события, был идолопоклонником, особо почитал Аполлона. У его идола он узнавал будущее, хотя и неточно. Бес однажды сказал, что пророчествам мешают праведные люди — христиане. Царь собрал совет, велел каждому предлагать, как надо наказывать тех, кто ушел из язычества.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Мать святого к моменту мученичества сына уже умерла. Узнав о гонениях, Георгий сам явился на собрание, где обсуждались методы уничтожения христиан. Ему чужд был страх человеческий, он боялся лишь Бога и обратился к собранию с обличительной речью.

Царь и его подданные просто потеряли дар речи при виде такой дерзости. Но св. Георгия заботила только верность Христу. Царь узнал своего полководца и посоветовал Георгию принести жертву языческим богам, пообещав ему еще больше почестей. Исповедник Христов ответил, что хочет только одного — чтобы все узнали истинного Бога.

Диоклетиан повелел копьями изгнать мученика вон, посадить его в темницу. Тогда начались жестокие и продолжительные муки, которые тоже стали сюжетом для иконы великомученика Георгия Победоносца. Такие образы называются житийными, вокруг крупного изображения святого располагают более мелкие медальоны (или клейма, от 9 до 16 штук), сюжетом для которых становятся фрагменты жития.

  • Св. Георгия связали, положив на грудь камень, он же только благодарил Бога. На другой день царь повелел привязать святого к колесу. Пытка продолжалась долго, Георгий пришел в бесчувственное состояние. Тогда император стал насмехаться над Богом, велел отвязать мученика, думая, что тот уже умер. Ангел в образе юноши появился возле воина, после чего Георгий сам сошел с пыточного орудия, он оказался совершенно здоров.
  • Засыпали мученика известью на трое суток. Святого нашли невредимым, он благодарил Бога. Тогда его в железных сапогах провели до темницы. К утру ноги его, изувеченные пыткой, снова оказались здоровы.
  • Император велел избивать мученика плетьми до тех пор, пока плоть не начнет прилипать к земле, но он снова оказался исцелен силой Божией. Тогда был приведен колдун, чтобы разоблачить «фокусы» пленника, которые посчитали колдовством. В продолжение издевательств, Георгия заставили выпить магическое зелье. Мученик остался цел даже после того, как принял целую чашу с ядом.
  • Чтобы поиздеваться над верой христианской, мучители предложили св. Георгию воскресить мертвеца, обещая, что в таком случае и они будут поклоняться Господу. После продолжительной молитвы раздался гром и мертвый восстал. Но сердце императора осталось каменным — он сказал, что Георгий просто колдун. Правитель повелел умертвить и воскресшего, и волхва, который покаялся.
  • Святого вернули в темницу, где он продолжал творить чудеса, исцеляя страждущих. При капище Аполлона соорудили судилище, где должны были продолжиться пытки. Супруга Диоклетиана, видя силу Христа, исповедовала свою веру, припав к ногам святого. Царь велел обоих казнить. Царица испустила дух еще по дороге.

Мученик же Георгий сам преклонил голову, безропотно отдав жизнь за Христа. Значение житийных икон Георгия Победоносца бывает сложно понять, если не знать о подвигах святого, поэтому желательно ознакомиться со сказаниями, которыми богато церковное предание.

Богословский смысл общий — взирая на сцены мученичества или посмертных чудес, наблюдатель может видеть всю жизнь праведников, святителей, мужей апостольских в общей перспективе. Невзирая на испытания, которые Господь приготовил избранным своим на протяжении жизни, они неизменно выходят из битвы с дьяволом победителями, стойко держась исповедания веры Христовой.

Носили такие иконы еще одну функцию — как и росписи, они служили живописными книгами, которых в те времена было очень мало. Поэтому простой люд посредством изображений мог знакомиться с евангельскими притчами, историями из жизни святых. А назидательная роль историй о мученичестве понятна без дополнительных комментариев.

Мощи и почитание

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. «Чудо Георгия о змие» — излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — «древним змием» (; ).

Св. Георгий Победоносец. Серебро, X — XI вв., Музей Изобразительных Искусств в Тбилиси, 19 х 18,5 см.

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.

Чудо Георгия о змие, спасении царевны и града, и об избавлении пленника. Фреска XVI в., скит св. Анны, Греция.

В Арабских странах

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов . Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Чудо св. Георгия о змие. Икона, конец XIV в.

На Руси

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

Кратко о чудесах святого великомученика Георгия

(более полно в книге А.В. Бугаевский, игумен Владимир Зорин «Житие, страдания и чудеса святого великомученика Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры.)

О колонне, пожертвованной вдовой для храма  святого Георгия в городе Рамель

Благочестивая вдова, усердно почитавшая святого Георгия, купила для храма за свои деньги колонну, но царский сановник отказался взять ее на корабль. Заплаканная вдова обратилась к святому Георгию. Он явился ей и спросил, где бы она хотела видеть свою колонну в храме.  «Второй справа, господин», ‑ ответила вдова.

 Царский сановник был поражен, что колонна оказалась на месте строительства храма раньше, нежели прибыл корабль. Святой Георгий явился к нему в сонном видении и обещал простить его, если он выполнит просьбу вдовы. В течение нескольких столетий многие видели колонну и надпись святого на ней.

О вразумлении сарацина святым Георгием

 В церкви святого Георгия в Рамеле знатный сарацин в сопровождении друзей вошел и увидел священника, который молился перед иконой святого Георгия. Взяв лук, сарацин выпустил стрелу в икону. Стрела же вернулась и вонзилась в руку сарацина. Рука очень болела, причиняя нестерпимую боль. Сарацин вызвал священника и спросил, что делать. «Провести всю ночь с иконой, помазать рану маслом от лампады», ‑ был ответ. На утро сарацин был здоров. Так благодаря чудесам великомученика Георгия сарацин принял Святое Крещение.

О коне, пожертвованном воином святому Георгию

Всадник прибыл в Лидду, где собирались воины перед отправкой в поход. Воин вошел в храм и обратился к образу святого Георгия. «Если мы по милости Божьей невредимыми вернемся из похода, я обещаю в дар тебе моего коня, которого очень люблю».

Вернувшись живым, воин хотел откупиться перед иконой святого Георгия деньгами, золотом. Но до тех пор, пока он не отдал коня, тот стоял как вкопанный. Обет, данный Богу, свят, и всякое нарушение его является большим грехом.

Пирог мальчика

Один мальчик постоянно проигрывал своим сверстникам, которые играли вблизи храма святого Георгия, повернувшись к храму он сказал: «Святой Георгий, помоги выиграть, за это я принесу тебе пирог». И стал выигрывать много раз.

Мать испекла пирог, и мальчик отнес его в храм. Четыре купца зашли в храм и съели пирог, но не смогли найти выход из храма. Положив большие деньги, они нашли выход. Деньги стали первыми для ремонта храма. Узнав об этом событии, много людей пожертвовало деньги на восстановление.

О юноше, укравшем ягненка у бедной вдовы

Юноша продал за три серебряника ягненка вдовы, и. когда она спросила, где ягненок, он ответил, что съел волк, и при этом произнес: «Клянусь святым Георгием, волк съел твоего ягненка».

Юноша погнал отару в горы, и там его укусила змея. От укуса змеи он умирал. Монах Софроний, пришедший на помощь пастуху, был послан святым Георгием. Спасая юношу, он прямо из креста дал испить ему воды и произнес: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, силой Христовой исцеляет тебя святой великомученик Георгий, встань и паси». Мальчик был спасен. Монах Софроний спросил его, украл ли он ягненка и клялся ли он святым Георгием. Юноша удивился и спросил, откуда он знает про это. Монах Софроний ответил, что об этом ему сказал святой Георгий. Юноша признал свой грех и обещал искупить свою вину.

Спасение мореплавателй у побережья Крыма

Греческий корабль с ценным грузом попал в страшную бурю в Черном море у берегов Крыма. Несчастные моряки обратились к Георгию Победоносцу с просьбой спасти их, и святой не замедлил прийти к ним на помощь. Он внезапно появился на камне и остановил корабль, буря стихла. На камне мореплаватели обнаружили икону святого Георгия. Впоследствии греки образовали в 801 году на этом месте пещерный монастырь.

Святой Георгий освобождает Мануила от разбойников

Благочестивый юноша Мануил, глубоко верующий во Христа, беспокоился о храме святого Георгия в Дидии. Каждый год ходил он на крестильный праздник Архистратига Михаила в Хонях и относил туда деньги, пожертвованные верующими храму, где он служил.

Однажды он собрал много золота и отправился в Хони. На пути он остановился на постой у разбойников, которые хотели его ограбить, но святой Георгий спас его. Всю оставшуюся жизнь Мануил провел в покаянии, славя Господа Иисуса Христа и его угодника великого страстотерпца Георгия.

Великомученик Георгий Победоносец. Биография. ФОТО

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор. Великомученик Георгий Победоносец Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Георгий, чудо о змие Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан. Великомученик Георгий Победоносец на троне После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Георгий Победоносец Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Чудо Георгия о змие На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Георгий Победоносец Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику. Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москв

Поддержать

Не согласиться

-2

Значение иконы

Многие слышали о данном святом, и не всегда информация о нем исходила из христианских источников. Только не все знают значение и в чем помогает икона Георгия Победоносца, тем более не всегда знают о чем можно просить. А ведь этот святой может исцелить любого, кто искренне будет просить об этом.

Значение данного образа заключается в том, что означает особую воинскую храбрость. Икона Георгия Победоносца на коне убивающего змея говорит об этом. Этот святой особенно чтим за то, что не изменил своим верованиям в Господа и не променял свое убеждение относительно христианства на власть и богатство. Ведь именно из-за своей православной веры ему пришлось вытерпеть немало мучительных истязаний

Он мужественно преодолел все тяготы, которые были на его пути и тем самым в очередной раз доказал, что вера – самое важное и сильное, что может быть в жизни человека

В разных источниках, которые дошли до нас о святом, говорится о том, что еще будучи в заключении в темнице, он старался помочь всем, кто в этом нуждался. К нему обращались с просьбой, а он уже в молитве к Богу передавал все просьбы. Тот слушал все его прошения и выполнял, даруя кому помощь в делах и исцеление от недугов.

Так же читайте: Молитвы Ангелу Хранителю

Одним из самых известных чудес, которое сотворил Георгий – спасение города от страшного змия. Сделать этот подвиг ему помогла искренняя вера в Господа и молитва. Убивши змея, он не только спас жизни горожан и их души от дьявола, но и показав силу веры в Господа, призвал их принять христианство.

Что означает икона Георгия Победоносца

В данном лике заключен смысл о возможности преодолеть любого врага с помощью веры в Господа и молитв. Именно соблазны дьявола на иконе изображены в виде змея. Мы все ежедневно потерпаем от различных его выходок и только от нас зависит принять все эти искушения или нет. А вот Георгий несет в себе смысл того, что нет ничего выше Господа. И именно с его помощью можно преодолеть все невзгоды, а также победить видимых и невидимых врагов. Но многие также закладывают в данное изображение и более глубокий смысл. Они говорят о том, что как святой победил змея, так и православная церковь одержала победу над язычеством.

В чём помогает молитва к образу вмч.?

О чём же молятся перед иконой? История гласит, что Георгия Победоносца просят о помощи те, кто защищает Родину. Часто святому молятся накануне сражений. Считается покровителем для военнослужащих и оказавшихся в зоне боевых действий. Защищает от врагов.

  • Считается, что Георгий Победоносец покровительствовал маршалу Жукову и являлся на полях боя. Любопытно, что официально Германия предложила подписать акт о капитуляции 6 мая 1945 года (в день празднования великомученика).
  • Кроме того, ему молятся земледельцы и скотоводы (о дожде, об урожае и об удаче на охоте).
  • Разочаровавшихся в жизни святой может укрепить в вере, даровать им силу духа и храбрость.
  • Также Георгий помогает улаживать конфликты в семьях.
  • Исцеляет больных.
  • Помогает бездетным семьям.
  • Поддерживает беззащитных людей.
  • В некоторых странах святого просят об избавлении от заразных болезней.
  • Путешественникам он помогает в дороге.

История Георгия Победоносца

Жил святой очень давно, в III в., когда Израиль существовал как провинция Рима. Родился в палестинском г. Лидде (сегодня — Лод), смерть принял в Малой Азии (Вифиния), тогда тоже находившейся под пятой римлян. Точная дата рождения Георгия неизвестна, но принял он смерть, будучи вполне взрослым человеком (ведь истории известны много мучеников детского возраста и даже младенцев).

Диоклетиан, при котором произошли данные события, был идолопоклонником, особо почитал Аполлона. У его идола он узнавал будущее, хотя и неточно. Бес однажды сказал, что пророчествам мешают праведные люди — христиане. Царь собрал совет, велел каждому предлагать, как надо наказывать тех, кто ушел из язычества.

Мать святого к моменту мученичества сына уже умерла. Узнав о гонениях, Георгий сам явился на собрание, где обсуждались методы уничтожения христиан. Ему чужд был страх человеческий, он боялся лишь Бога и обратился к собранию с обличительной речью.

Царь и его подданные просто потеряли дар речи при виде такой дерзости. Но св. Георгия заботила только верность Христу. Царь узнал своего полководца и посоветовал Георгию принести жертву языческим богам, пообещав ему еще больше почестей. Исповедник Христов ответил, что хочет только одного — чтобы все узнали истинного Бога.

Диоклетиан повелел копьями изгнать мученика вон, посадить его в темницу. Тогда начались жестокие и продолжительные муки, которые тоже стали сюжетом для иконы великомученика Георгия Победоносца. Такие образы называются житийными, вокруг крупного изображения святого располагают более мелкие медальоны (или клейма, от 9 до 16 штук), сюжетом для которых становятся фрагменты жития.

  • Св. Георгия связали, положив на грудь камень, он же только благодарил Бога. На другой день царь повелел привязать святого к колесу. Пытка продолжалась долго, Георгий пришел в бесчувственное состояние. Тогда император стал насмехаться над Богом, велел отвязать мученика, думая, что тот уже умер. Ангел в образе юноши появился возле воина, после чего Георгий сам сошел с пыточного орудия, он оказался совершенно здоров.
  • Засыпали мученика известью на трое суток. Святого нашли невредимым, он благодарил Бога. Тогда его в железных сапогах провели до темницы. К утру ноги его, изувеченные пыткой, снова оказались здоровы.
  • Император велел избивать мученика плетьми до тех пор, пока плоть не начнет прилипать к земле, но он снова оказался исцелен силой Божией. Тогда был приведен колдун, чтобы разоблачить «фокусы» пленника, которые посчитали колдовством. В продолжение издевательств, Георгия заставили выпить магическое зелье. Мученик остался цел даже после того, как принял целую чашу с ядом.
  • Чтобы поиздеваться над верой христианской, мучители предложили св. Георгию воскресить мертвеца, обещая, что в таком случае и они будут поклоняться Господу. После продолжительной молитвы раздался гром и мертвый восстал. Но сердце императора осталось каменным — он сказал, что Георгий просто колдун. Правитель повелел умертвить и воскресшего, и волхва, который покаялся.
  • Святого вернули в темницу, где он продолжал творить чудеса, исцеляя страждущих. При капище Аполлона соорудили судилище, где должны были продолжиться пытки. Супруга Диоклетиана, видя силу Христа, исповедовала свою веру, припав к ногам святого. Царь велел обоих казнить. Царица испустила дух еще по дороге.

Мученик же Георгий сам преклонил голову, безропотно отдав жизнь за Христа. Значение житийных икон Георгия Победоносца бывает сложно понять, если не знать о подвигах святого, поэтому желательно ознакомиться со сказаниями, которыми богато церковное предание.

Богословский смысл общий — взирая на сцены мученичества или посмертных чудес, наблюдатель может видеть всю жизнь праведников, святителей, мужей апостольских в общей перспективе. Невзирая на испытания, которые Господь приготовил избранным своим на протяжении жизни, они неизменно выходят из битвы с дьяволом победителями, стойко держась исповедания веры Христовой.

Носили такие иконы еще одну функцию — как и росписи, они служили живописными книгами, которых в те времена было очень мало. Поэтому простой люд посредством изображений мог знакомиться с евангельскими притчами, историями из жизни святых. А назидательная роль историй о мученичестве понятна без дополнительных комментариев.

Молитва Иоанну-воину

Святой Иоанн является покровителем всех воинов, в т.ч. и солдат, поэтому за сына, который проходит службу в армии, к нему тоже можно обратиться. В храме нужно приобрести икону с его образом и читать ему молитвы каждый день по 2 раза: один раз утром, а второй — вечером или перед сном. Лучше всего читать их после того, как был прочитан текст, обращенный к Господу, но она окажет довольно сильное влияние, даже если читать ее в отдельности, как и любую другую молитву. Самое главное — это наделять силой и искренностью своей души и сердца каждое молитвенное слово.

Перекреститесь, зажгите церковные свечи, и приступайте к чтению:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector