Гегель — биография, новости, личная жизнь

[править] Диалектика

Создал систематическую теорию диалектики, центральными понятиями которой являются тезис, антитезис и синтез (у Гегеля эти понятия называются по-другому). Вот ключевые понятия Гегелевской диалектики:

  • Истинное является целым: только целое является истинным, а отдельные вещи являются моментами целого и отдельно взятые недействительными. Гегель считает, что антитезис находится в тезисе, поскольку оба понятия соотносятся к чему-то высшему, общему. Для этого требуется проход через другое. Таким образом, отдельно существует только потому, что существует другое, вместе с которым они являются целостностью.
  • Противовес: В состоянии синтеза противовес между тезисом и антитезисом нейтрализуются. Они одновременно исчезают, остаются и переходят на более высокий уровень.
  • Диалектика в мышлении и бытии: для Гегеля диалектика является не только методом мышления, но и формой, в которой развивается все бытие.
  • Единство и борьба противоположностей: бытие складывается из многих противоположностей. Противоположности являются движущей силой, а движение является предпосылкой существования, напр. потребность человеческого существа. Потребность — это противоречивость между существующим и желаемым состоянием. С этой противоречивости возникает человеческое действие.
  • Количественное и качественное: констатация перехода от количественных изменений к качественным, например, вода не перестает быть жидкостью до тех пор, пока она имеет температуру от 0 до 100 градусов. Ниже нуля она становится или твердой, или приобретает газообразные формы.
  • Развитие от низшего к высшему: в эволюции наблюдается развитие от простых структур к более сложным.
  • Отрицание отрицания: развитие идет как отрицание отрицания.
  • Диалектика господства и крепостничества: пример, который возможно вдохновил Маркса. Синтезом этой диалектики является свобода. Поскольку мировая история происходит из абсолютного духа, который является свободным, развитие событий можно связать с волей. Маркс выводит из этого идею классовой борьбы.

Абсолютный идеализм

Гегель синтезирует из субъективного идеализма Фихте (материальный мир является продуктом субъективного духа) и объективного идеализма Шеллинга (субъективный дух является продуктом материального мира, а материальный мир является по своей сути объективным духом) абсолютный идеализм, где субъективный и объективный дух идентичны и одновременно неидентичны. Такое высказывание не соответствует аристотелевской логике. Но Гегель именно хотел создать диалектическую логику, которая превосходит аристотелевскую. В советской литературе гегелевская философия называлась объективный идеализм.

Гегелевская логика

Основными частями философской системы Гегеля являются логика, философия природы и философия разума, за которыми следуют философия права, философия истории, эстетика, философия религии и история философии.

Логика составляет самую важную часть системы. До Гегеля логика рассматривалась как наука о субъективных (человеческих) формах мышления. Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие законы развития знания.

Гегель объясняет логику как учение о сущности всех вещей. Поэтому, кроме обычных для логики вопросов и понятий, в «Науке логики» Гегеля рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы, касающиеся законов самой действительности, превращения количественных изменений в качественные, соотношения философских категорий и т.д.

Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Но гегелевское понимание форм мысли, содержит глубокое допущение, что различные формы мысли аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.

Понятия, по Гегелю, находятся в постоянном движении, сливаются, изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность. Развитие понятий идет от понятия, бедного по содержанию, к понятию, более богатому по содержанию. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, разрывом непрерывности.

Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий указывает на закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них тождественно. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различия; когда мы говорим о различиях, мы предполагаем идентичность.

Понятие абстрактной идентичности предполагает существование вещей, которые всегда одинаковы. Концепция конкретного тождества, указывает на то, что каждое явление изменяется, то есть не остается самим собой, а переходит в другое, содержит это другое как противоположность, отрицание в себе.

Характеризуя понятие, Гегель отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, то есть с тем, что отличает одно явление от другого. Раскрывая множественность понятия, Гегель приходит к выводу, что истина является истиной лишь постольку, поскольку она содержит в себе единство различных, даже противоположных сторон реального. В этом смысле Гегель говорит: не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Понятие как, единство всеобщего, получает свое выражение в различного рода суждениях, которые представляются Гегелем как реализация творческой силы, присущей «понятию» как внутренней основе процессов, наблюдаемых в природе и обществе в ходе истории.

Понятие для Гегеля — это процесс теоретического мышления. Деятельность мышления и вся сознательная практическая деятельность человека по переустройству мира трактуется Гегелем как творчество, как самораскрытие «абсолютной идеи». Так, Гегель, признавая развитие, представляет его как процесс познания, совершающийся в «абсолютной идее».

В своей эпистемологии Гегель также поднимает вопрос о соотношении теоретического знания и практической деятельности, пытается раскрыть единство и взаимодействие теории и практики.

Только вперед!

Мистические сочинения Якова Бёме имели большое влияние на Гегеля. Грехопадение человека было необходимой стадией эволюции универсума, в которой Бог должен познать самого себя. Гегель зачитывается Кантом, Руссо и Гете. Современное общество и культура кажутся ему наполненными противоречиями – между субъектом и объектом познания, между человеком и природой, между «я» и «другим», между свободой и властью, знанием и верой, Просвещением и Романтизмом. Философ пытается свести напряжение этих противоречий к всеобъемлющему, развивающемуся и рациональному единству, которое он, в разных контекстах, называл «абсолютной идеей» или «абсолютным знанием».

Главное характеристикой этого единства, по Гегелю, является развитие и манифестация себя через противоречие и отрицание. Эти качества проявляются в динамике, в разных сферах бытия – в сознании, в истории, философии, искусстве, природе и обществе, стремясь к рациональному единству, которое сохраняет эти противоречия как фазы развития. Гегель называет этот процесс осознанным, потому что только разум может увидеть в этих этапах движение к познанию самого себя. Это единство рационально, поскольку один и тот же логический основополагающий порядок развития лежит в каждой сфере бытия, являясь осознанием самое себя, хотя полное самосознание приходит лишь на последнем этапе развития. Полнота осознания не находится где-то за пределами существующих предметов или сознаний. Можно сказать, что самосознание завершается в философствующих мозгах отдельных людей, которые через осознание самих себя осуществляют процесс самопознания вообще. Чтобы оставаться субъектом (активным участником) исторического процесса, человек должен исповедовать философию абсолютного отрицания.

Научная деятельность

Гегель, как человек, воспитанный в традициях благочестивой немецкой семьи, был скромным молодым человеком и не помышлял в юности об известности и славе. Он накапливал знания, изучал труды философов античности, интересовался идеями Канта и Руссо.

Защитив магистерскую диссертацию по философии, последние три годы учебы посвятил богословию и теологии. Результатом стали работы по изучению христианства с точки зрения философии. Эти рукописи вышли в свет только в 20-м веке.

На разработку своей философской системы Гегеля сподвигло несогласие с идеями Канта, который указывал на чистоту разума, как инструмент познания мира без привлечения чувств и опыта. Гегель же считал, что только благодаря опытному познанию возможно понять суть вещей. В труде «Наука логики» философ раскрывает свою систему, получившую название диалектики.

«Гегель и Наполеон в Йене» (иллюстрация из журнала Harper’s Magazine, 1895 г.)

Ученый утверждал, что каждый предмет содержит в себе противоположность и единение, что ведет сознание на более высокие ступени познания мира и самого себя, а закон перехода количества в качество есть непременное условие достижения высот в развитии. Диалектика также включает в себя ряд других законов, например, двойного отрицания, который характеризуется признанием наличия низшей формы в форме более высокой. Еще один закон диалектики рассматривает единство и борьбу противоположностей, что есть непременное условие самопознания и познания окружающего мира.

Гегель в своих трудах указывал, что законы диалектики необходимо применять для лучшего понимания событий, их природы и сущности. Разрабатывались они именно для этого.

Также ученый большое значение придавал абсолютной идее, считая, что она есть толчок к развитию человека и мироздания в целом. Абсолютная идея накапливает в себе опыт и наследие человечества. При познании себя и мироздания вокруг человек пользуется этой идеей для построения своей картины мировоззрения. Абсолютная идея не статична, она постоянно развивается и эволюционирует, двигаясь к конкретному от абстрактного, повторяя этот путь каждый раз и накапливая на этом пути новые возможности познания.

Система философских взглядов, которую на протяжении своей жизни разрабатывал немецкий философ, находит и по сей день как своих приверженцев, так и тех, кто с нею не согласен. Но несомненным является тот факт, что Гегель совершил значительный вклад в развитие мировой философской мысли, закон о единстве и борьбе противоположностей вообще является двигателем прогресса, без него невозможно движение вперед

При этом немецкий философ утверждает, что поспешные выводы не всегда правильны, а для принятии верного решения нужно рассматривать вопрос, раскладывая его на части и стремясь к познанию действительно важного

«Философия духа»

Третья стадия развития идеи абсолютного духа у Гегеля называется «Философией духа». Здесь автор анализирует различные формы развития знания. От непосредственного чувственного восприятия он движется к возможности абсолютного знания, истине в себе и для себя самого. Гегель начинает с отправной точки современной философии – способности интуитивного восприятия. Он изучает область формирования человеческого самосознания. Это процесс, в котором особенно большое значение Гегель придает выявлению ступеней знания. В конечном итоге он приходит к идее сознания вне сознания. Для него человеческая личность, все объекты единого знания являются составляющими частями бесконечного абсолюта.

Всю книгу философа можно условно разделить на две части. Главы с 6 по 8 рассматривают аспекты существования абсолютного духа Гегеля, предыдущие главы посвящены вопросу человеческого сознания. Дьердь Лукач – известный исследователь данного труда, утверждал, что Гегель рассматривает исторический процесс с 3 позиций. С 1 по 5 главу повествование сфокусировано на индивидууме. В 6 главе Гегель излагает всю мировую историю как он ее понимает, от Древней Греции до Французской революции. В 7 и 8 главах – «суперструктура истории». Гегель подробно рассматривает этапы развития сознания – от чувственной достоверности до абсолютного знания, которое заключается в самой мысли и представляет собой высшую форму развития абсолютного духа, познавшего самого себя. Таким образом, можно сказать что все мы – нервные клетки Бога. Как и любой феномен, каждое утверждение формируется в определенном контексте отношений и связи. Не существует ничего постоянного.

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Диалектика Гегеля – кратко

Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.

Ранние годы: 1770—1801

Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранами из Каринтии, изгнанными из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшимися в Швабии. Отец Гегеля считал, что школьного образования его сыну недостаточно. Он нанял педагогов для сына, которые ходили к ним на дом. Гегель хорошо учился и за успехи в учёбе получал награды, переходя из класса в класс. С самого детства он много читал. Карманные деньги он тратил на книги. Часто посещал городскую библиотеку, в которой читал книги о науке и философии.

Между тем он плохо разбирается в художественной литературе. Юность Гегеля прошла на фоне расцвета немецкой литературы. Однако Гегель игнорирует классику и зачитывается бульварной литературой. Гегель также увлекается античной литературой. Он уважает творчество Софокла и Еврипида, переводит Эпиктета и Лонгина. Любовь к античности Гегель сохранит до конца жизни.

Он окончил гимназию в октябре 1788 года. В 1788—1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. При этом ему полагалась герцогская стипендия. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции. Занимался с особым усердием, много времени, как обычно, проводил над книгами. За это над ним часто посмеивались одногруппники, что, впрочем, его абсолютно не обижало. Мирские развлечения также были не чужды ему; он пил много вина, нюхал табак, играл в карты и фанты.

В 20 лет Гегель стал магистром философии. Три последних года в университете были посвящены богословию. Гегель успешно сдал экзамены. Однако священником становиться не хотел. Возможно, причины лежали в антипатии Гегеля к церкви, зародившейся ещё во время учёбы.

В октябре 1793 года Гегель отправляется в Берн. Там он становится воспитателем детей патриция Карла Фридриха Штейгера. Детей было трое: 1 мальчик и 2 девочки. Работа не отнимала у него много времени, что позволяло продолжать своё образование и заниматься творчеством. Во всё время, прожитое в Берне, Гегель не переставал писать свои работы.

  • 1797—1800 — домашний учитель во Франкфурте-на-Майне
  • 1799 — после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности.

Абсолютная идея,

основная категория
философии Гегеля, обозначающая универсум
в его полноте, безусловную, конкретную
и личностную всеобщность (т. е. субстанцию
и субъект одновременно). А. и. своим
содержанием имеет процесс своего же
собственного раскрытия в виде последоват.
движения от абстрактно-общих определений
к определениям, обогащённым конкретным
содержанием, причём каждая ступень
процесса представляет собой полагание
определённости, её раскол на противоречащие
смысловые полюса и «снятие» противоречия
в общности более высокого типа. Первым
этапом раскрытия А. и. является логика
или, по Гегелю, изображение бога в его
вечной сущности. Разворачивая своё
содержание от первой категории (бытие)
до последней (А. и.), логика оказывается
абсолютно-конкретным единством всех
категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой
в системе несливающихся, но органически
соединённых смыслов. А. и. как завершение
логики — это единство идеи жизни
(практич. идеи) и идеи познания (теоретнч.
идеи), данное в форме понятия, постигающего
себя. Гегель считает, что в этом смысле
А. и. тождественна аристотелевскому
учению о нусе (уме), мыслящем самого
себя. Второй этап самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в
инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание в «ином», к-рое
положено ею самой, А. и. по ступеням
природы восходит к духу и возвращается
к единству с собой. Дух — третья и
последняя стадия раскрытия А. и.—
проходит этапы субъективного духа,
объективного духа и абсолютного духа,
реализуя окончат, соединение единичного
со всеобщим и воплощая полноту А. и.

см. к
ст. Гегель.

Личная жизнь

Должность ректора в Нюрнбергской гимназии, полученная в 1808 году, не приносила большого жалования. Поначалу Гегель и его мысли не пользовались успехом у студентов. Однако по мере развития популярности учения, выхода книг, получивших признание в высших кругах, лекции философа собирают полные аудитории.

В 1811 году Гегель принимает решение обзавестись семьей и женится на дочери знатных родителей Марии фон Тухер. Девушка вдвое младше супруга, но боготворит великого мужа, восхищаясь умом и достижениями последнего.

Хозяйство Гегель вел самостоятельно, контролируя расходы и доходы семьи. Жена обходилась помощью только одной служанки. У супругов стали появляться дети. Первая дочь умерла после рождения, что часто случалось с молодыми матерями того времени. А потом последовало рождение двух сыновей – Карла и Иммануила.

Георг Гегель

Семейные и бытовые хлопоты не мешали философу посвящать себя науке и писать новые книги. В 1816 году ученый получает приглашение вести лекции в должности ординарного профессора в университете Гейдельберга. А уже через год по указу короля получает место в профессуре Берлинского университета. В тот период времени Берлин являлся центром интеллектуальной мысли, сливки просвещенного и передового общества жили в столице.

Ученый быстро освоился в новой среде, расширил круг знакомств. Среди новых друзей появились министры, деятели искусств, научные умы. Как рассказывали в воспоминаниях современники, Гегель любил светское общество, был в курсе городских слухов. Обожал компанию женщин, молодых дам. Философ прославился настоящим франтом. На наряды для него и супруги уходила значительная часть бюджета.

В 1830 году Гегель назначен ректором университета в Берлине, а в 1831 удостоен ордена Красного орла 3-й степени за службу государству.

Заключение

В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части

Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector