Что скрывают за реставрацией гробницы александра невского?

Столп, на котором стоит дух нации

В июне 2014 года Владимир Путин подписал указ о праздновании 800-летия Александра Невского. В документе говорилось, что памятная дата учреждается «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Министерства и негосударственные организации тут же включились в конкуренцию за участие в торжествах, до которых оставалось еще семь лет.

В марте 2021 года министерство образования и науки отчиталось об утверждении плана, включавшего «152 мероприятия на федеральном и региональном уровнях». Зампред правительства Дмитрий Чернышенко рассказывал «Российской газете», что «образ святого князя-защитника Руси, как один из главных символов ратного подвига и духовного единства русского народа, будет широко вовлечен в визуальное и информационное сопровождение Парада Победы 9 Мая». Кроме лекций, выставок и праздников в городах России и Беларуси планировались массовые крестные ходы с мощами Александра.

В мае глава Российского военно-исторического общества, помощник президента и экс-министр культуры Владимир Мединский выступал с лекцией на просветительском марафоне «Новое знание». «Невский — это столп, на котором стоит дух нации, русская идеология, русская культура и русская национальная идея <…> Нам не нужны «супермены», «капитаны Америки», «бэтмены». У нас есть свои герои, такие, как написанный художником Кориным почти иконописный образ Александра Невского, и которые обеспечили создание той России, в которой мы живем сегодня», — зачитал Мединский. «Молодежная аудитория встретила эти слова аплодисментами», — говорилось в пресс-релизе РВИО.

Апофеозом кампании станет 12 сентября — день перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Петербург. К этому празднику приурочено и открытие мемориала в Самолве.

Еще в ноябре 2020 года губернатор Ведерников показал в инстаграме макет будущего памятника — всадник с хоругвью над головой попирает груду рыцарских доспехов, его окружают дружинники со знаменами на непропорционально длинных древках. «Очень красивая и талантливая экспозиция. Идея нашего владыки Тихона», — написал Ведерников, отметив, что «памятник будет установлен в следующем году в водах Чудского озера».

Уже после того, как губернатор представил макет публике — в феврале 2021-го — РВИО «по инициативе митрополита Псковского и Порховского Тихона» объявило прием заявок на лучший архитектурный проект мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной». «Мы всех приглашаем к участию, конкурс будет открытый», — передавала пресс-служба слова исполнительного директора общества Виталия Мартынюка.

В конце февраля РВИО сообщало, что конкурс открыт до 25 марта. Подавать заявки предлагалось на сайте «Памятное место». Сейчас этот сайт отключен, последняя его копия в веб-архиве сохранена 3 марта.

Какой именно проект мемориала в Самолве выиграл конкурс, долгое время не сообщалось. В начале июля пресс-секретарь РВИО Евгения Евграфова не могла ответить корреспондентке «Медиазоны» на вопрос о победителе. «Вся информация представлена на официальном сайте . Потрудитесь, пожалуйста, туда зайти и посмотреть», — сказала Евграфова. Тогда корреспондентка «Медиазоны» прочитала все новости на сайте РВИО до февраля, но не обнаружила имени победителя. При этом на сайте молодежных студенческих отрядов «Трудкрут.рф» новость о начале работ по благоустройству Самолвы еще в начале июня была проиллюстрирована рисунком того же проекта, который выложил в своем инстаргаме Ведерников.

Наконец, в середине июля РВИО раскрыло имя автора композиции — оказалось, что это скульптор Виталий Шанов. Среди его работ википедия упоминает барельефы для храма Воскресения Христова на Лубянке, статуи «святых православных воинов» в «комплексе «Прасковеевка»» под Геленджиком и барельефы для главного храма Вооруженных сил. Пресс-показ полноразмерной центральной фигуры мемориала (в глине) был назначен в подмосковных Химках 21 июля, когда стройка в Самолве шла уже полным ходом; при этом об итогах конкурса на сайте РВИО так и не сообщалось.

Канонизация

Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память (по Юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Дни празднования Святого Александра Невского:

    • 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых
    • 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный
    • 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён
    • 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

Мощи Св. Александра Невского

  • Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». В 1380 году во Владимире открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згорело». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. В 1547 году князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.
  • Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря по повелению Петра Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

В 1753 году повелением императрицы Елизаветы Петровны мощи были перенесены в пышную серебряную гробницу, на изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом.

  • В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время.
  • Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.
  • В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии. 20 сентября святые мощи были принесены в московский храм Христа Спасителя, 27 сентября раку перевезли в Калининград (27—29 сентября) и далее — в Ригу (29 сентября — 3 октября), Псков (3—5 октября), Новгород (5—7 октября), Ярославль (7 — 10 октября), Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернулись в Лавру.

Частичка мощей Святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. Также часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском соборе города Владимира. Мощи были переданы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской Православной Церкви в Москве.

Оценки личности и результатов правления

По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать отпор. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Н. С. Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского, и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % сказать».

Каноническая оценка

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Евразийская оценка

Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора гипотетического русско-ордынского альянса. Он категорически утверждает, что в 1251 г. «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Скептически настроенные историки (в частности Феннел,а вслед за ним Игорь Данилевский, Сергей Смирнов) считают, что традиционный образ Александра Невского — как гениального полководца и патриота преувеличен

Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере

Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) по мнению Данилевского показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.
Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
— Валентин Янин, академик РАН

Первые походы

Биография Александра Невского тесно связана с войнами. Первый военный поход Александр предпринял вместе с отцом на Дерпт с целью отбить город у ливонцев. Сражение закончилось победой новгородцев. Затем началась война за Смоленск с литовцами, победа в которой осталась за Александром.

Александр Невский в военной походе

15 июля 1240 года состоялась Невская битва, знаменательная тем, что войска Александра без поддержки основной армии разбили лагерь шведов у устья реки Ижоры. Но новгородские бояре испугались возросшего влияния Александра. Представители знати с помощью различных каверз и подстрекательств добились того, что полководец уехал во Владимир к отцу. В это время немецкое войско совершило поход на Русь, захватывая псковские, изборские, вожские земли, рыцари взяли город Копорье. Армия противника вплотную приблизилась к Новгороду. Тогда новгородцы сами стали упрашивать князя вернуться.

Икона Александра Невского

В 1241 году Александр Невский прибыл в Новгород, затем освободил Псков, а 5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва — Ледовое побоище — на Чудском озере. Сражение проходило на замерзшем озере. Князь Александр применил тактическую хитрость, заманив рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, на тонкий пласт льда. Атаковавшая с флангов русская конница завершила разгром захватчиков. После этой битвы рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний, также новгородцам отошла и часть Латгалии.

Карта сражений Александра Невского

Через 3 года Александр освободил Торжок, Торопец и Бежецк, захваченные войском Великого Княжества Литовского. Затем исключительно силами своего войска, без поддержки новгородцев и владимирцев, догнал и уничтожил остатки литовской армии, а на обратном пути разбил еще одно литовское военное соединение под Усвятом.

Александр Невский и Орда

Исходя из взаимоотношений Александра Невского с крестоносцами и литовцами можно совершенно уверенно говорить о его бескомпромиссности в отношении внешних захватчиков. Однако в случае с Ордой мы видим совершенно иную картину — с Ордой Александр подчеркнуто не конфликтовал, неоднократно туда ездил, в частности гостил у хана Батыя в Каракоруме более 2 лет

(1247–1249), есть дажесвидетельства о дружеских взаимоотношениях Александра с ханом Батыем и побратимстве с его сыном :

Ф.Москвитин. Александр Невский и Сартак в Орде.

Некоторые историки ставили столь «теплые» отношения с ханами в вину Александру, используя их как доказательство «неоднозначности личности Александра в истории Руси», другие — тот же Лев Гумилев, писали об этом аспекте биографии Невского как о свидетельстве его высочайшей дальновидности и таланта политика.

Действия Александра трактуются какстремлениеустановить мирные отношения с опасным и сильным соседом , избегая кровопролития и риска полного поражения — так как победить было заведомо невозможно.

Все это довольно удивительно в контексте других событий жизни Александра

. Почему бы тогда не установить дружеские мирные отношения и с Ливонским орденом, с Литвой, с Папой Римским? Ведь ни одна из выигранных битв не давалась легко и всегда был риск потерпеть сокрушительное поражение… Необычен и сам контекст его первой поездки в Каракорум — так в 1246 году в Орду направился его отец Ярослав Всеволодович, который, предположительно, там и был отравлен. И вот — к хану уже едет сам Александр (причем не по своему желанию — а по воле хана), где он остается почти на два года и ведет себя настолько учтиво, несмотря на все слухи об отравлении отца, что затем хан отправляет его обратно и передает ему во владение «всю русскую землю».

Павел Рыженко. Фрагмент триптиха «Солнце русской земли». Сартак.

Жизнь и cмeрть полководцa

Aлeкcaндр Яроcлaвич, прозвaнный Нeвcким, в XIII cтолeтии княжил в Новгородe, Киeвe и Влaдимирe. Оcновными eго доcтижeниями являютcя побeдa нaд швeдaми в Нeвcкой битвe в 1240 году и в тaк нaзывaeмом Лeдовом побоищe c тeвтонcкими рыцaрями нa Чудcком озeрe в 1242 году. Тaкжe князь уcпeшно зaщищaл руccкиe зeмли от тaтaр, швeдов, литовцeв, иcкуcно выcтрaивaл дипломaтичecкиe отношeния c ордынcкими и зaпaдными прaвитeлями. Одни иcторики прeвозноcят eго зacлуги, другиe критикуют, но ужe то, что имя этого прaвитeля прочно оceло в учeбникaх иcтории, что оно извecтно прaктичecки вceм роccиянaм, cвидeтeльcтвуeт, что Aлeкcaндр был вce-тaки личноcтью нeзaурядной.
В 1262 году Aлeкcaндр Нeвcкий отпрaвилcя в Орду, зaдaчe eго было провecти пeрeговоры c хaном Бeркe, который плaнировaл cобрaть войcко из руccких, дaбы противоcтоять cвоeму врaгу — ильхaну Ирaну Хулaгу. В Ордe князь зaхворaл (возможно, был отрaвлeн, кaк cчитaют нeкоторыe иccлeдовaтeли) и возврaтилcя в cвои влaдeния больным. Cкончaлcя он 14 ноября 1263 годa в возрacтe cорокa c нeбольшим лeт, уcпeв пeрeд cмeртью принять cхиму под имeнeм Aлeкcия.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.


Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель. Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.
  • Третья часть — крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).

На заметку! Если рассматривать вопрос почитания святого Александра следует обратиться к одной из первых историко-агиографических книг «Повесть о житии благоверного князя…».

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

Военные походы

Биография Александра тесно переплетается с войнами. В свой первый поход князь пошел вместе с отцом на Дерпт, желая отбить город у ливонцев. В том бою русские воины одержали победу над рыцарями.

Затем началась война за Смоленск с литовской армией, где победа досталась войску Александра Ярославовича. 15 июля 1240 г. состоялась знаменитая Невская битва между шведами и русскими. Первые стремились овладеть Ладогой, однако достичь своей цели им так и не удалось.

Александр Невский принимает папских легатов

Дружина Александра без помощи основной армии разбила противника в месте слияния рек Ижоры и Невы. Именно после этой исторической победы новгородского князя начали называть Александром Невским.

Интересен факт, что о существовании битвы известно только из русских источников, тогда как в шведских летописях нет ни одного упоминания о сражении. Первым источником упоминания о битве является Новгородская первая летопись, датированная 14 веком.

Согласно этому документу, получив известие о наступлении шведского флота, 20-летний новгородский князь Александр Ярославич быстро двинул свою небольшую дружину и местных людей против врага, прежде чем он достигнет Ладожского озера.

Однако после триумфальной битвы новгородские бояре начали опасаться возрастающего влияния Александра. Посредством разных интриг и хитросплетений им удалось добиться того, чтобы князь уехал во Владимир к отцу.

В скором времени немецкая армия пошла войной на Русь, оккупировав псковские, изборские, вожские земли и город Копорье. В результате рыцари подошли к Новгороду. Это привело к тому, что бояре сами начали упрашивать Невского вернуться и помочь им.

В 1241 г. полководец прибыл в Новгород. Вместе со своей дружиной он освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. произошла историческая битва на Чудском озере, более известная как — Ледовое побоище. Александр противостал тевтонским рыцарям, которые хорошо подготовились к сражению.

Александр Невский на Ледовом побоище

Понимая, что противник значительно лучше вооружен, русский князь пошел на хитрость. Он заманил врагов, облаченных в тяжелые латы на тонкий лед. Со временем лед не выдержал тяжелой амуниции немцев и начал трескаться.

Тевтонцы стали тонуть и в панике разбегаться по сторонам. Однако атаковавшая с флангов русская кавалерия успешно пресекала любые попытки к бегству. После окончания Ледового побоища рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний.

Тем не менее, несмотря на победы над ливонцами, новгородцы не предприняли никаких действий по продвижению на Запад к Финляндии или Эстонии.

Спустя 3 года Александр Невский освободил Торжок, Торопец и Бежецк, которые находились под контролем литовцев. Затем он настиг и полностью разбил остатки литовского войска.

Обретение мощей святого Александра

Более ста лет народ приезжал к могиле заступника земли русской, и однажды одному из монахов было видение о необходимости вскрытия княжеского захоронения. С большими почестями могилу вскрыли и застыли в изумлении — перед собравшимися предстало нетленное тело — мощи Александра Невского. Это явилось еще одним свидетельством чудес святого князя. Их достали из-под земли и положили на раку (ковчег или гроб), где и находились вплоть до восемнадцатого века святые мощи. Александр Невский был канонизирован церковью лишь в 1547, что, впрочем, не мешало людям относиться к князю-подвижнику как к святому, отдавшему всю жизнь на защиту своего государства.

Меч Александра Невского

Особый интерес у современников и потомков всегда вызывал меч Александра, наделяемый в преданиях некими мистическими свойствами, ведь Александр не проиграл в жизни ни единого сражения. Точных данных о его внешнем виде, весе и характеристиках не сохранилось, но для сравнения можно сказать, что среднестатистический меч той эпохи весил порядка 1,5 кг. Сказание же гласит, что во время Невской битвы, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что от оружия исходит свет. Можно предположить, что Александр и его армия находились лицом к солнцу, так что свет был отражением солнечного луча. Тем не менее, победоносное оружие князя приобрело статус легендарного, и было помещено после битвы в дом старейшины Пелгусия (того самого, который первым заметил у берегов Невы вражеские корабли).

Константин Васильев. Русский витязь

После пожара в здании меч восстановить уже не удалось. Однако позже, в XVIII веке при раскопках, монахи нашли осколки этого меча. Когда здание возводилось заново, обломки оружия были закопаны под фундамент. Считалось, что меч должен был защищать возводимую церковь от бедствий. Примечательно, что с тех пор с постройкой действительно так ничего и не произошло.

Во время октябрьской революцией документы храма были полностью сожжены, но сохранилась небольшая рукопись Андрея Ратникова — белого офицера. В документе он описывал и сам меч Александра Невского, а предсказание, что Россия будет несокрушимой до тех пор, пока меч князя хранится в родной земле.

Горбунов Константин. Александр Невский

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector