Евразийство — eurasianism

Критика

Писатель и публицист Максим Кантор в своей книге «Империя наизнанку» (2015) в качестве критики идеологии евразийства привёл аргумент о несуществовании исторической, культурной, религиозной или экономической целостности Евразии. Огромное различие в культурном, языковом, религиозном отношении между народами Европы и Азии делают практически невозможным какое-либо совместное единство. Сама идеология была использована лишь в геополитических целях для оправдания противостояния между российским консерватизмом и западным либерализмом. По мнению Максима Кантора евразийство не может считаться философией, так как оно основано на мистическом понимании действительности и содержит в себе абстрактные, неопределённые суждения. Особенно это касается определения экономической и социальной моделей данной идеологии и их воплощения после приобретения территориальных пространств евразийского континента.

Начало 20 века

Орфографическая проекция Большой России / Евразии и ближнего зарубежья
Советский Союз в 1945 году
 (Советские территории, никогда не входившие в состав Российской империи : Тувинская АССР , Калининградская область и Закарпатье , Львовская , Станиславская и Тернопольская области на западе Украины )
 Дополнительная аннексированная / оккупированная территория Российской империи ( Великое княжество Финляндское и Конгресс Польша )
 Максимальное распространение советского ближнего зарубежья, 1955 г. ( Варшавский договор , Монгольская Народная Республика и Северная Корея )
 Максимальный размер сферы влияния Российской империи после продажи Аляски в 1867 году, несмотря на более поздние попытки Советского Союза восстановить их ( Северный Иран , Синьцзян , Маньчжурия )

Евразийство — политическое движение, берущее свое начало в русской эмигрантской общине 1920-х годов. Движение утверждало , что русская цивилизация не принадлежит к категории «Европейской» (несколько заимствования из славянофильских идей Константина Леонтьева ), а также о том , что Октябрьская революции из большевиков была необходимая реакция на быструю модернизацию российского общества. Евразийцы считали, что советский режим способен превратиться в новое национальное, неевропейское православное христианское правительство, сбросив первоначальную маску пролетарского интернационализма и воинствующего атеизма (которому евразийцы были категорически против).

Евразийцы критиковали антибольшевистскую деятельность таких организаций, как РОВС , полагая, что энергия эмигрантского сообщества будет лучше сосредоточена на подготовке к этому ожидаемому процессу эволюции. В свою очередь, их оппоненты среди эмигрантов утверждали , что евразийцы призывали к компромиссу с и даже поддержку советского режима, в то время как оправдывая свои безжалостные политики (таких , как гонения на РПЦ ), а всего лишь «преходящие проблемы» , которые были неизбежные результаты революционного процесса.

Ключевыми лидерами евразийцев были князь Николай Трубецкой , Петр Савицкий , Петр Сувчинский , Д.С. Мирский , Константин Чхеидзе , Петр Арапов, Сергей Ефрон . Философ Жорж Флоровский изначально был сторонником, но отказался от организации, заявив, что она «поднимает правильные вопросы», но «дает неправильные ответы». Николай Бердяев писал, что он, возможно, повлиял на принятие евразийцами революции как факта, но он отметил, что ряд ключевых евразийских постулатов были ему совершенно чужды и враждебны: они не любили свободу, как он, они были государственниками, они были враждебны западной культуре в отличие от Бердяева и формально принимали Православие.

Примерно в то же время в эмигрантском сообществе возникло несколько организаций, похожих по духу на евразийцев, таких как промонархистские Младоросси и Сменовеховцы .

Несколько членов евразийцев пострадали от советской провокационной операции TREST , в результате которой в России была организована фальшивая встреча евразийцев, на которую в 1926 году присутствовал лидер евразийцев П. Н. Савицкий (более ранняя серия поездок была совершена двумя годами ранее евразийцами. член П. Арапов). Раскрытие TREST как советской провокации нанесло евразийцам серьезный моральный удар и дискредитировало их общественный имидж. К 1929 году евразийцы прекратили выпуск своих периодических изданий и быстро исчезли из русского эмигрантского сообщества.

Литература

  1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. — М., 2000.
  2. Анатолий Берштейн, Дмитрий Карцев
    Третий мир. Единое наследие Чингисхана «Время новостей» № 231 17 декабря 2007
  3. Гутов Е. В.
    Евразийство (Евразийское движение) // В. Кемеров. Философская энциклопедия. — «Панпринт», 1998 г.
  4. Данилевский Н.Я.
    Россия и Европа // Классика геополитики , XIX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. Дугин А.
    Основы Евразийства
  6. Жеребило Т.В.
    Евразийство // Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика Словарь-справочник, 2011 г.
  7. Иванов А. В., Попков Ю. В., Тюгашев Е. А., Шишин М. Ю.
    Евразийство: Ключевые идеи, ценности, политические приоритеты . — Барнаул: Изд-во АГАУ , 2007. — 243 с.
  8. Евразийство // Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б.
    Словарь социолингвистических терминов. — М.: ИРЯ РАН , 2006. — 312 с.
  9. Люкс Л.
    Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии . — № 7. — 2003. — С. 23-34
  10. Макиндер Х.
    Географическая ось истории
  11. Платонов. Ю.
    Социологический глоссарий // «Народы мира в зеркале геополитики»
  12. Савицкий П.Н.
    Географические и геополитические основы евразийства // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  13. Савицкий П.Н.
    Евразийство // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  14. Савицкий П.Н.
    Степь и оседлость щжб // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  15. Савицкий П.Н.
    Евразийская концепция русской истории. Русские среди народов Евразии. Основы геополитики России . // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  16. Соболев А.В.
    // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М.: Мысль , 2000 — 2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  17. Трубецкой Н.С.
    Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  18. Трубецкой Н.С.
    Европа и человечество // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  19. Трубецкой Н.С.
    Мы и другие // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  20. Трубецкой Н.
    Русская проблема // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  21. Хара-Даван Э.
    Евразийство с точки зрения монгола // Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. — М.: «Аграф», 2002. — 320 с.
  22. Хачатурян В.
    Истоки и рождение евразийской идеи // Искусство и цивилизационная идентичность. — М.: Наука , 2007. — С. 289-301
  23. Шнирельман В.А.
    Евразийцы и евреи // «Скепсис »
  24. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю. В. Попкова. — Новосибирск: Параллель, 2010. — 449 с.
  25. К истории евразийства. 1922-1924 // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ : Рос. Архив, 1994. — С. 494-497. — Т. V.
  1. Stefan Wiederkehr, Die eurasische Bewegung. Wissenschaft und Politik in der russischen Emigration der Zwischenkriegszeit und im postsowjetischen Russland
    (Köln u.a., Böhlau 2007) (Beiträge zur Geschichte Osteuropas, 39).
  2. Кръстев В. Евразийската геополитическа идея на Русия в миналото и настоящето // Геополитика, бр. 4, София 2009.

«Великая» Россия

Рост России 1613–1914 гг.

Политико-культурную концепцию, которую поддерживают некоторые в России , иногда называют «Великой» Россией и описывают как политическое стремление всероссийских националистов и ирредентистов вернуть себе некоторые или все территории других республик бывшего Советского Союза и территории бывшей Российской империи, не говоря уже о Демократической республике Афганистан и объединении их в единое российское государство. Александр Руцкой , вице-президент России с 1991 по 1993 год, заявлял ирредентистские претензии на Нарву в Эстонии , Крым на Украине и Усть-Каменогорск в Казахстане , среди других территорий.

Перед началом войны между Россией и Грузией в 2008 году Александр Дугин посетил Южную Осетию и предсказал: «Наши войска оккупируют столицу Грузии Тбилиси, всю страну и, возможно, даже Украину и Крымский полуостров, который исторически является частью России. . » Бывший
президент Южной Осетии Эдуард Кокойты является евразийцем и утверждает, что Южная Осетия никогда не покидала Российскую империю и должна быть частью России .

использованная литература

  1. «Недавние палеогеномные исследования показали, что миграции западных степных пастухов (WSH), начавшиеся в энеолите (ок. 3300–2700 гг. До н.э.), глубоко трансформировали гены и культуры Европы и Центральной Азии … Миграция этих западных степных пастухов ( WSH), самым ранним представителем которого является ямный горизонт (ок. 3300–2700 гг. До н.э.), внесли вклад не только в европейскую культуру шнуровой керамики (примерно 2500–2200 гг. До н.э.), но и в степные культуры, расположенные между Каспийским морем и Алтаем. -Саянский горный регион, такой как Афанасьевская (ок. 3300–2500 до н. Э.), А затем синташтинская (2100–1800 гг. До н. Э.) И андроновская (1800–1300 гг. До н. Э.) Культуры ».

Неоевразийство

Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. XX века в связи с творчеством Л. Н. Гумилёва. Гумилёв был лично знаком и переписывался с Петром Савицким, и называл себя «последним евразийцем». В своей пассионарной теории этногенеза Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое, культурного релятивизма («мозаичной антропосферы») и понятия «пассионарность» — особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия. Фактически пассионарий в концепции Гумилёва отождествлялся с героем и противопоставлялся «субпассионарию». Эти концепции пользуются популярностью у современных российских неоевразийцев, которые отождествляют Россию с суперэтносом.

Другим крупным представителем неоевразийства стал Александр Дугин, который первоначально следовал идеологии национал-большевизма. Он привнёс в евразийство идею «третьего пути» (совмещение капитализма и социализма), геополитику (евразийство как теллурократия, противостоящая атлантической англо-саксонской талассократии США и НАТО) и советский консерватизм (СССР как евразийская держава). В работах Дугина евразийские концепции и положения переплетаются с концепциями европейских «новых правых». Исследователи отмечают, что в постановке философских проблем и политических проектах он значительно отходит от классического евразийства, которое представлено в его многочисленных работах очень выборочно, эклектично.

Группы, частично происходящие от древних северных евразийцев

Восточные охотники-собиратели (EHG) — это линия, происходящая преимущественно (75%) от ANE. Он представлен двумя особями из Карелии , один из Y-гаплогруппы R1a-M417, датируемый ок. 8,4 , другой из Y-гаплогруппы J, датируемый ок. 7,2 тыс. Лет назад; и один человек из Самары , Y-гаплогруппы R1b-P297, датированный ок. 7,6 тыс. Эта линия тесно связана с образцом ANE из Афонтовой горы , датируемым ок. 18 тыс. После окончания последнего ледникового максимума, линии западных охотников-собирателей (WHG) и EHG объединились в Восточной Европе, что объясняет раннее присутствие предков, происходящих от ANE, в мезолитической Европе. Факты свидетельствуют о том, что когда древние северные евразийцы мигрировали на запад из Восточной Сибири, они поглотили западных охотников-собирателей и другие западноевразийские народы.

Кавказские охотники-собиратели (CHG) представлены особью Сацурблия, датируемой ~ 13 тыс. Лет назад (из пещеры Сацурблия в Грузии ), и содержали 36% примеси, производной от ANE. В то время как остальная часть их предков происходит от пещерного индивида Дзудзуана, датированного ~ 26 тыс. Лет назад, в котором отсутствовала примесь ANE, родство дзудзуаны на Кавказе уменьшилось с появлением ANE в ~ 13 тыс. Лет назад.

Скандинавские охотники-собиратели (SHG) представлены несколькими людьми, захороненными в Мотале , Швеция, ок. 6000 г. до н.э. Они произошли от западных охотников-собирателей, которые первоначально заселили Скандинавию с юга, а затем от популяций EHG, пришедших в Скандинавию с севера через побережье Норвегии .

Люди эпохи неолита Ирана (Iran_N), датированные ~ 8,5 тыс. Лет назад, содержали 50% примеси, полученной из ANE, и 50% примеси, связанной с дзудзуаной, что свидетельствует о том, что они отличаются от других ближневосточных и анатолийских неолитов, в которых не было примеси ANE. На смену неолиту Ирана позднее пришла иранская энеолита, которая представляла собой смесь неолита Ирана и неолита Ближнего Востока Леванта.

Древние берингийцы / предки коренных американцев — это особые археогенетические линии, основанные на геноме младенца, обнаруженного на участке Upward Sun River (названном USR1), датируемом 11500 лет назад. Линия AB расходилась с линией предков коренных американцев (ANA) около 20 000 лет назад.

Западно-сибирские охотники-собиратели (WSHG) представляют собой особую археогенетическую линию, о которой впервые сообщили в генетическом исследовании, опубликованном в Science в сентябре 2019 года. Было обнаружено, что WSG имеют примерно 30% -ное происхождение EHG, 50% -ное происхождение ANE и от 20% до 38%. Восточноазиатское происхождение.

Западная Степная Пастухи (WSH) является имяданное отчетливым наследственного компонентакоторый представляет происхождение тесно связано с культурой Ямная в степи понтийских-Каспийского . Эту родословную часто называют ямной или степной.

Поздний верхний пэолит озера Байкал — Усть-Кяхта-3 (UKY) 14 050-13 770 л.н. были смесью 30% предков ANE и 70% восточноазиатских предков.

Голоцен озера Байкал — байкальский энеолит (Baikal_EN) и байкальский ранний бронзовый век (Baikal_EBA) произошли от 6,4% до 20,1% предков от ANE, в то время как остальная часть их предков произошла от жителей Восточной Азии. Fofonovo_EN около озера Байкал были смесью 12-17% предков ANE и 83-87% восточноазиатских предков.

Люди Хоккайдо Дзёмон конкретно относятся к населению периода Дзёмон на Хоккайдо всамойсеверной Японии. Хотя сами народы Дзёмон произошли в основном из восточноазиатских линий, одно исследование показало сходство между Хоккайдо Дзёмон и североевразийским образцом Яна (группа, родственная ANE, относящаяся к Мальта), и предлагает в качестве объяснения возможность второстепенного Яна поток генов в популяцию Хоккайдо Дзёмон (а также другие возможности).

Кем был Лев Гумилев?

Будущий известный философ и историк родился в Санкт-Петербурге незадолго до свержения в России монархии. Отец и мать – известные поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова, что, конечно, сказалось и на судьбе, и на интересах Льва Николаевича. Вспомнить хотя бы, что Ахматова постоянно называла себя потомком последнего хана Золотой Орды Ахмата. Наверняка во многом благодаря этому Гумилев стал экспертом по народам Великой степи.

Вырос и получил образование Лев уже в Советском Союзе. Правда, с новой властью у его семьи дела не заладились. В 1921 году расстреляли отца, в 1933 году – арестовали уже сына-студента. Несчастья Гумилевых в «Реквиеме» запечатлела Ахматова. Впрочем, несмотря на такое сложное детство и юношество, Лев Николаевич решил максимально абстрагироваться от политики и заниматься историей.

Фото: Википедия/общественное достояние

Пережив еще несколько арестов и в сумме более 10 лет в лагерях, он смог стать доктором исторических наук и профессором Ленинградского государственного университета. За свою жизнь он успел написать около 200 статей, причем на самые разные темы, включая инновационные вроде развития идей евразийства и этногенеза.

Дело всей жизни Гумилева – попытка доказать, что Русь со времен Ивана Грозного и до настоящего момента является прямым продолжением Орды. Он считал, что вместо татаро-монгольского ига существовал братский союз степного тюркского и лесного славянского народов, которым гораздо легче жилось вместе, чем порознь. Во многом на этом тезисе базировалось и учение Гумилева о евразийстве. При этом интересно, что Лев Николаевич никогда не занимался изучением государственных строев и политического развития государств, принципиально игнорировал все, что связано с властью, опираясь исключительно на географию и этнологию.

Лев Николаевич пережил СССР и умер 15 июня 1992 года. Он оставил после себя 15-томное собрание сочинений, которое изучают и обсуждают на самом высоком уровне до сих пор. 

Истоки

Истоки евразийства обычно возводят к славянофильской традиции. Сами евразийцы считали своими предшественниками старших славянофилов (Алексей Хомяков, ), поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов. Наследниками славянофилов считали евразийцев и многие исследователи и критики евразийства (Степун даже назвал евразийцев «славянофилами эпохи футуризма»).

Однако евразийство имеет ряд существенных отличий от славянофильства. Евразийцы отрицали существование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры «евразийских народов» (финно-угры, тюрки), связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков). Евразийцы отвергали также и панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года (единственное отличие — евразийцы предлагали включить в состав СССР Монголию).

Кроме того, евразийцам была чужда славянофильская апология общины. Ещё в предисловии к первому сборнику «Исход к Востоку» евразийцы утверждали, что община — историческая, преходящая форма русской культуры, которую нужно преодолеть в ходе модернизации страны. В области экономической евразийцы выступали за широкое использование энергии частной инициативы. При этом они были противниками чистого капитализма и призывали совмещать условно частную (функциональную) собственность с государственной.

Границы Евразии в представлении евразийцев

Однако для евразийцев Евразия была не просто северной частью Старого Света, она была коллективной личностью. Для них некоторое географическое пространство (Евразия) связывает людей друг с другом в специфических отношениях. Они называли эту социальную среду (связанную прежде всего географически) «месторазвития», в каком-то смысле живой землей. С одной стороны, человек влияет на эту среду при помощи средств хозяйствования, с другой — природные ресурсы и очертания местности влияют на способ взаимодействия людей друг с другом. «Месторазвитие» Евразии есть единое геоэкономическое и социальное целое.

Правильное правление, в понимании евразийцев, внешне напоминает советский строй, но все же отличается от него внутренне.

По мнению Петра Савицкого, Евразия представляет собой большую чашу, равнинную территорию, состоящую в основном из низменностей, отделенных от азиатского Востока горными хребтами.

Савицкий полагал, что удаленность территории от морских берегов, от влажности, создает некоторое одномерное расположение климатических зон. По его мнению, большое континентальное пространство, где нет больших горных массивов в центре, создает флагоподобную систему климатических зон: как на многополосном флаге, в Евразии природные зоны тундры, тайги, степи и пустыни равномерно тянутся с Запада на Восток.

Таким образом, евразийцы вслед за Н.Я. Данилевским перестали делить Россию на европейскую (до Уральских гор) и азиатскую часть (после Урала). По мнению евразийцев, Уральские горы не играют ключевой роли в делении Евразии. Савицкий предполагал, что западная граница Евразии проходит через Пулковский меридиан, по линии Мурманск-Санкт-Петербург-Киев-Одесса. Конечно, в представлениях Савицкого есть большие натяжки. Во-первых, нет четкого климатического и геологического разделения между Европой и Евразией. Во-вторых, он конструировал границы Евразии на основании суждений о трех равнинах — Русской (Восточно-Европейской), Западно-Сибирской и Туркестанской, не анализируя подробно Восточно-Сибирское плоскогорье и Дальний Восток. Однако Савицкий считал, что эти территории по своим климатическим и иным характеристикам скорее относятся к России, нежели к Китаю.

Важно отметить, что столь крупное равнинное, не имеющее внутри себя границ пространство, как Евразия, по мнению Петра Савицкого, нуждается в сильном суверене, который должен захватить всю эту большую территорию и установить на ней единые законы. Первый импульс к подобным рассуждениям дала империя Чингисхана, которая в свое время сумела захватить большую часть этого пространства и подчинить себе все остальные народы

По мнению Савицкого, природные условия в Евразии создают условия для коллективистской работы. Люди не могут жить отдельно, как в Европе, просто потому что столь большое континентальное пространство не создает плюрализма (множественности) политических и экономических структур. И если евразийцы сравнивали Европу с мозаикой, где, например, Альпы отграничивают Австрию от Италии, а Пиренеи — Францию от Испании, то в Евразии такой очевидной границы нет. И соответственно, подобной мозаичности здесь быть не может.

Неоевразийство

Идеи евразийства, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом воскрешены историком и географом Л.Н.Гумилёвым и получили широкое распространение к началу XXI века

Гумилёв в ряде книг, — «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России», — используя евразийскую концепцию и дополняя её собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза , приводящую его к ряду выводов, среди которых для нас наибольшую важность имеют следующие: во-первых, любой этнос представляет собой общность людей, объединенную некоторым стереотипом поведения; во-вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географо-климатических условиях и остаются устойчивыми длительный период времени, сравнимый со временем существования этноса; в-третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями различных этносов единого суперэтноса; в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической целостности представляет собой некоторый способ бытия, отвечающий определенным условиям существования

В настоящее время существует несколько организаций, заявляющих о своей приемственности идеям евразийцев.

Евразийство сейчас

Идеи Гумилева, которые мало кто воспринимал всерьез в XX веке, внезапно нашли свое воплощение в веке XXI-м. Попробовав поиграть в некий особый социалистический путь, а затем и в западничество, страны Евразии осознали, что друг без друга им будет довольно тяжело не только добиваться чего-то, но и вообще существовать. 

Еще в 1994 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеей создания Евразийского Союза на основе общей прозрачной экономики и совместной оборонной политики. Тогда эту идею отложили в долгий ящик вплоть до момента, когда Россию возглавил Владимир Путин. В 2000-2001 годах было достигнуто соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества. В 2007-2010 годах постепенно был сформирован единый Таможенный союз, а уже к 2014 году ряд стран СНГ подписали десятки документов о евразийской интеграции, в итоге создав ЕАЭС, который работает и помогает сотрудничать евразийским государствам до сих пор.

Свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, добрососедские отношения и развитие туризма между странами, серьезное увеличение ВВП и наращивание темпов экономики – вот лишь некоторые итоги создания ЕАЭС. Смогли бы политики создать такое объединение, если бы не было Гумилева и его евразийства – вопрос открытый. Но одно можно сказать точно: Лев Николаевич, видимо, не ошибался, когда говорил, что нам лучше жить вместе.

Сравнительная мифология

Поскольку термин «Древний Север Евразии» относится к генетическому мосту связанных брачных сетей, исследователи сравнительной мифологии утверждали, что они, вероятно, разделяли мифы и верования, которые можно было бы реконструировать путем сравнения историй, засвидетельствованных в культурах, которые не контактировали на протяжении тысячелетий. и простиралась от Причерноморско-Каспийской степи до Американского континента .

Например, миф о собаке, охраняющей потусторонний мир, возможно, происходит от более древнего верования в Северной Евразии, о чем свидетельствуют аналогичные мотивы, найденные в индоевропейской , индейской и сибирской мифологии . В Сиуане , Алгонкине , Ирокезе , а также в верованиях Центральной и Южной Америки свирепая сторожевая собака находилась в Млечном Пути , воспринималась как путь душ в загробной жизни, и преодоление ее было испытанием. Сибирские чукчи и тунгусы верили в собаку-хранителя загробной жизни и собаку-духа, которая поглотит душу мертвеца и станет проводником в загробной жизни. В индоевропейских мифах, фигура собаки воплощена Cerberus , Sarvarā и Гарм . Энтони и Браун отмечают, что это может быть одна из старейших мифов, которую можно восстановить с помощью сравнительной мифологии .

Вторая серия верований, мифов и ритуалов, связанных с собаками, связывает собак с исцелением, а не со смертью. Так , например, древний Ближний Восток и тюркский — Kipchaq мифы склонны связывать собака с целебными и обычно классифицируются как собаки нечистый. Подобный мифологический образец предполагается для энеолитического поселения Ботай в Казахстане, датированного 3500 г. до н.э., который может представлять собаку как поглотителя болезней и защитника семьи от болезней и зла. В Месопотамии богиня Нинтинугга , связанная с исцелением, сопровождалась собаками или символизировалась ими. Подобные ритуалы исцеления и принесения в жертву впитывающих щенков практиковались в Греции и Италии, среди хеттов , опять же, возможно, под влиянием ближневосточных традиций.

Филолог Александр Лома утверждает, что части индейских и индоевропейских концепций, связывающих волков с ритуальными знаниями и магией, могут представлять собой общее древнее североевразийское наследие. Слово mai-coh означает и «волк», и «ведьма» у навахо , а shunk manita tanka — «собачий могущественный дух» у сиу . Прото-индо-европейский корень * Уэйд ( «знание, ясновидение») назначил волк как хеттский ( ṷetna ) и древнескандинавского ( witnir ), и «оборотень» в славянских языках (сербский vjedo-Gonja , Словенский vedanec , Украинский вишчун ). Историк Майкл П. Шпайдель сравнил боевое безумие и танцевальное безумие ацтекских воинов-волков-квачиков с германскими безумными воинами-волками ( берсерками ) и утверждал, что это могло быть связано с общим историческим происхождением или, возможно, с общей чертой Сообщества воинов: чем больше воин готов безрассудно атаковать, тем более полезным он может быть в бою.

По словам сравнительного мифолога Бернара Сержента , литовский миф об Эгле, королеве змей, имеет сходные мотивы с историями, встречающимися у коренных народов Америки ( ваямпи , Яхган и Кус ), что может быть объяснено унаследованным древним североевразийским мотивом, изображающим женщину, выходящую замуж за другого. водное животное, нарушающее человеческие законы экзогамии и соединяющее земной и водный миры. Серджент, однако, напоминает, что точное время и место возникновения мифа нельзя установить с уверенностью.

Классическое евразийство

Николай Трубецкой впервые заявил в 1925 году, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии. Русских и кочевников связывает особое умонастроение или «бытовое исповедание», которое основано на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира. Эти ценности несовместимы с европейским мещанством и меркантилизмом. Евразийство образует обновлённую антитезу западничеству. Революция, большевики и СССР содержат историческую правду, так как они подсознательно реализуют евразийский проект сопротивления Западу в содружестве с азиатскими народами. Другой евразиец Петр Савицкий обогатил это мировоззрение понятиями «месторазвития» (аналога «жизненного пространства») и «идеократии» (подчинённости человеческой жизни высшим идеям).

Эволюция светлых волос

Из Ханеля и Карлберга (2020). Считается, что европейские светлые волосы возникли на юге Центральной Сибири.

Самая ранняя из известных особей с этим аллелем — это особь ANE женского пола из южно-центральной части Сибири из стоянки Афонтова гора 3 , которая датируется 16130–15749 гг. До н. Э. Однонуклеотидные полиморфизм по KITLG гена связаны с блондинкой цвета волос в различных популяциях человека. Один из этих полиморфизмов связан со светлыми волосами.

Генетик Дэвид Райх сказал, что ген KITLG для светлых волос проник в континентальную Европу в результате массовой миграции населения из евразийских степей, в результате чего население имеет существенные предки из Северной Евразии. Ханель и Карлберг (2020) также сообщают, что люди, имеющие древнее североевразийское происхождение, были ответственны за осветление европейского цвета волос.

Недостатки евразийства как универсальной идеологии

Владислав Иноземцев: Возвращение «Больших стратегий»

В отличие от многих адептов евразийской идеи Т. Бордачёв считает, что евразийская идентичность ещё отсутствует, «культурная составляющая евразийства должна появиться несколько позже и стать результатом политической и экономической интеграции, а не предшествовать ей». В принципе, можно заключить, что евразийская идентичность является искусственно созданным конструктом, основывающимся лишь на политической воле.

Кто из граждан России назовет себя не русским, татарином, башкиром, черкесом, а евразийцем? Да и вообще, кто такие евразийцы? Современное евразийство во многом основывается на идеологическом противостоянии Западу. Однако без европейской составляющей нет и Евразии, остаётся Россия и, собственно, Азия. И даже на фоне санкций и антизападной пропаганды россияне не особенно склонны отказываться от стремления ассоциировать себя с той же Европой. Кроме того, Запад выступал цивилизационным источником для России — источником христианской веры, письменности и во многом культуры, формы государственного и особенно межгосударственного общения в России выстраивались под влиянием западных норм.

Евразия же не гомогенна ни в этнокультурном, ни в политико-экономическом планах. В чем может заключаться общность идентичности узбека и белоруса, которых объединяют в еразийскую цивилизацию, кроме общей памяти о советском прошлом, которая сейчас не всегда воспринимается позитивно. Отчасти именно поэтому евразийство пока сложно считать оформившимся идеологическим течением. Что общего между народами Евразии, кроме географии? Евразия представляет собой эклектический симбиоз традиций, религий, культур, которые совершенно не похожи друг на друга. Как их можно объединить в единую евразийскую идентичность — непонятно. Сегодня культурной или идеологической субъектности у Евразии нет, и ее появление не предвидится в обозримом будущем.

Думается, что современное евразийство носит в большей степени инструментальный характер и служит обоснованием текущей политики государства, которой оно во многом идеологически комплементарно. Так, по сути, оно имеет антизападный характер, основано на идее о России как об оси истории, вокруг которой должны сплотиться государства «постсоветского пространства». Пока же, как пишет В. Малявин, разговор о Евразии напоминает «блуждание Моисея или плавание Ноя: надо нащупать хоть какие-то берега, хотя бы предварительно определить свое местонахождение». Сейчас первоочередной задачей в продумывании концепции евразийского мира является анализ понятий и ценностей, относящихся к политическим отношениям евразийского типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector