Феодосий i великий
Содержание:
- Идеи и поучения
- Чудеса, сотворенные Феодосием Великим
- Последние дни жизни
- Русская духовная миссияв Иерусалиме
- Ранняя биография
- Святой Феодосий Кавказский: места для паломничества в Минеральных Водах
- Чудеса и почитание святого
- Молодость
- Путь к трону
- Торжество христианства[править | править код]
- Молитвословия
- Период гонений на христиан
- Основание первой христианской лавры
- Личность Феодосия[править | править код]
Идеи и поучения
Ученики и паломники, в большом количестве приезжающие к старцу Феодосию вспоминают, что он говорил, что единственный путь спасения человека можно познать в лоне Православной церкви — единственной не изменившейся со дня воскрешения Иисуса Христа. Своим ученикам он указывал на необходимость любое дело начинать и заканчивать молитвой. Даже осенение себя крестным знаменем сопровождается умной молитвой.
В советское время Феодосий встал на сторону патриарха Тихона, отрицая церкви раскольников и обновленцев. В послевоенное время местные власти пригласили уважаемого в городе старца в обновлённый храм, открытый сергианцами. Немощный старик отправился к Покровской церкви с посохом в руках и санками.
Камень, на котором молился Феодосий Кавказский
Не дойдя до здания несколько метров, он поскользнулся и упал. На санках, которые катил старик за собой, его доставили к его жилищу. Многие очевидцы и ученики праведника увидели в их этом событии нежелание Господа допустить своего сына в новый храм.
Чудеса, сотворенные Феодосием Великим
Еще при жизни святой Феодосий был удостоен дара чудотворения. Один тот факт, что в пустынном месте, не приспособленном для жизни, был построен и действовал большой монастырь, уже говорит о чуде. Помимо этого святой Феодосий обладал даром исцеления и предвидения.
- У обители всегда было достаточно продуктов, чтобы накормить голодных людей, пришедших к инокам за помощью.
- Заблудившиеся в пустыне люди говорили о том, что видели силуэт пожилого мужчины, который указывал им путь к поселениям.
- Неоднократно верующие, пришедшие за помощью в обитель святого Феодосия, исцелялись от различных недугов.
- Однажды в Палестине наблюдалось огромное нашествие саранчи, которое опустошало поля и могло привести к сильному голоду. По молитвам преподобного Феодосия вся саранча была уничтожена.
Последние дни жизни
После освобождения из заключения праведник вернулся к прежней жизни в стенах родной обители и сотворил там немало чудес. По его молитвам спасались люди, заблудившиеся в пустыне, выздоравливали раненые воины, выживали пострадавшие при кораблекрушении.
Преподобный за несколько дней предсказал весть о грядущем землетрясении в Антиохии, и призвал иноков молиться о спасении жителей этого города. Феодосий Великий дожил до почтенных годов и умер в возрасте 105 лет. Похоронен предстоятель Православной Церкви был в той пещере, где он начинал свой подвижнический путь.
Гробница преподобного Феодосия Великого
Русская духовная миссияв Иерусалиме
В иудейских горах, 11 км восточнее Вифлеема, расположен существующий с конца V века монастырь преподобного Феодосия, разросшийся вокруг «пещеры волхвов». Основатель обители преподобный Феодосий Великий в свое время был поставлен начальником всех общежительных монастырей в Палестине, которых тогда было немало. Друг и сопостник преподобного Саввы Освященного, Феодосий Великий родился около 424 года в Каппадокии от благочестивых родителей. С юности трудясь чтецом и певчим в церкви, он горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. И вот по воле Божией в 451 году он отправился в Иерусалим. В Антиохии Феодосий сподобился благословения прозорливого Симеона Столпника, который и предсказал, что в будущем он станет великим подвижником. В Иерусалиме иноческим трудам он учился у старца преподобного Лонгина столпника, который спустя несколько лет благословил своего великого ученика поселиться при новосозданном храме, что на полпути из Иерусалима в Вифлеем. Вскоре многие узнали о добродетелях нового подвижника Божия, и к нему стали стекаться люди в поисках духовных наставлений. Слава тяготила преподобного Феодосия, тогда-то он и удалился в пещеру, где, по преданию, ночевали три волхва, шедшие с дарами в Вифлеем. Пустынножительствовал он более тридцати лет, проводя время в молитве и посте: совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, кореньями и травами, растущими вокруг.
Подвиг его стал известен, и у преподобного появились ученики. Вначале их было семь. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, наставник стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, Феодосий пошел по пустыне. В одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра эта сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. Многие из них впоследствии стали основателями других монастырей, прославились иноческими подвигами.
Душевное успокоение в феодосиевой Лавре находили не только иноки, но и миряне — странники, нищие, больные и убогие. Господь чудесным образом, по молитвам преподобного Феодосия, умножал припасы, так что их хватало и на братию, и на множество странников, которые находили пищу в Лавре во время голода. В обители было устроено несколько странноприимных домов и больниц. Заботами преподобного Феодосия были созданы церкви для братии разных национальностей — греков, грузин и армян, в которых совершалось богослужение на их родном языке.
Во времена правления Константинопольского императора Анастасия (491–518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению. Пытаясь привлечь на свою сторону святого Феодосия, Анастасий послал в дар Лавре много золота. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться православного исповедания. На непродолжительное время император смирился, но потом возобновил гонение на православных. Тогда святой старец Феодосий, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За это преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора. Еще при жизни святой Феодосий сподобился от Господа дара многих чудотворений. Скончался же он в возрасте 105 лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.
В этой же пещере нашли упокоение некоторые святые жены, в том числе святая София, мать преподобного Саввы Освященного. В 1173 году здесь же была погребена русская княжна преподобная Евфросиния Полоцкая.
Ранняя биография
Флавий Феодосий родился около 346 года в испанском городе Кавка в провинции Галисии (современный город Кока в Сеговии). Аврелий Виктор сообщает, что Феодосий происходил из рода прославленного императора Траяна. Его родителями были Ферманция (Терманция) и римский полководец Феодосий Старший, который дослужился до поста командующего конницей (лат. magister equitum praesentalis) при императоре Валентиниане. Аммиан Марцеллин характеризует его как человека, «доблести которого в ту пору выделялись своим блеском среди других как недосягаемые». В последние годы Феодосий Старший подавлял восстание местных племён во главе с Фирмом II в Северной Африке, однако в 375 году был обвинён в измене и в 376 году — казнён.
Будущий император Феодосий, как полагают историки, начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Римскую Британию, чтобы подавить там восстание племён пиктов и скоттов. В 374 году он занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мёзия (лат. dux Moesiae Primae), где успешно сражался с сарматами:
По словам историка V века Зосимы, именно победы над сарматами принесли Феодосию впоследствии императорские регалии. После казни отца Феодосию пришлось искать убежище, однако вскоре — в 376 году — он занял пост командующего войсками в балканской провинции Иллирик (лат. magister militum per Illyricum), где ему снова пришлось отражать набеги сарматов. С этой должности через три года император Грациан призвал Феодосия на императорский трон.
Согласно средневековой церковной хронике Георгия Амартола, Феодосий после смерти отца был сослан на родину в Испанию, где тихо жил, пока император Валент перед гибелью не попросил Грациана прислать ему Феодосия.
Святой Феодосий Кавказский: места для паломничества в Минеральных Водах
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами, некоторые из них задокументированы, но большинство же сохранилось в виде легенд и народной молвы. В наше время Преподобный Феодосий Кавказский считается покровителем города Минеральные Воды и всего Кавказа в целом. Паломники в Минводах посещают сразу два места – часовню на месте могилы Феодосия и храм, в котором находятся его мощи.
Преподобный Феодосий Кавказский
Жизнеописание Преподобного Феодосия Иерусалимского (Кавказского) утверждает, что прожил он 148 лет. Родился Феодосий в 1800 году под Пермью, его звали Кашин Федор Федорович – один из детей в многодетной крестьянской семье. В возрасте 3-х лет сбежал из родительского дома на Афон в Грецию, сказавшись сиротой, там и прослужил послушником до 14-ти лет. Потом был пострижен в монахи и получил имя Феодосия.
Хотя чудеса сопровождали Феодосия с самого рождения, судьба его не была легкой. В 1907 году он прибыл с Афона в Иерусалим и принял схиму. Затем вернулся в Россию, жил и служил на Кавказе до 1925 года. После сослан на Соловки, где находился 6 лет. После ссылки о. Феодосий приехал в Минводы и жил здесь до самой смерти, юродствуя и нищенствуя. Официальную «советскую» церковь Преподобный Феофан не принимал и совершал службы в катакомбах. За долгие годы Феофан спас немало жизней, исцелил и наставил на путь истинный сотни человек, и после его смерти на могиле Феофана люди исцелялись.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
За 5 лет – с 1992 по 1997 годы – в Минеральных Водах выстроили поражающий своими размерами, величием и своеобразной архитектурой Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор проекта храма – православный осетин, Коэрбек Макхеев. Собор освещен 14 октября 1997 года, а в августе 1998 года сюда торжественным крестным ходом во главе с Высокопреосвященнейшим Гедеоном, митрополитом Ставропольским и Владикавказским, были перенесены мощи Святого Феодосия Кавказского.
В Храм ведут массивные каменные ворота с входом-аркой, выполненные в лучших традициях русского зодчества. Большой двор красив благодаря разнообразной зелени и цветам. Собор Покрова Пресвятой Богородицы состоит из нескольких зданий – непосредственно храма, административного здания и келий для посещающих храм паломников. Сам Собор Покрова Пресвятой Богородицы имеет сдержанные, почти канонические формы. В его основе – равноконечный крест, храм венчают 9 куполов. В звоннице 8 колоколов, настраивал их главный звонарь России Игорь Коновалов.
Внутри храм имеет удивительную по красоте, но при этом практически академическую и соответствующую всем канонам, роспись. Четырехъярусный иконостас поражает своим убранством. Но чаще всего сюда едут и идут паломники, чтобы поклониться мощам Святого Феодосия Кавказского. Говорят, все, о чем ни попросить Святого Чудотворца, исполняется, люди исцеляются от болезней и обретают счастье.
Храм находится в Минеральных водах, на улице Пятигорской, д. 35.
Часовня Преподобного Феодосия Чудотворца
На кладбище, где был похоронен Феодосий, а точнее, на месте его могилы в 1998 году возведена часовня. Белое каменное строение с классической для часовен архитектурой, которое венчает золотой купол с крестом, заметно издалека и является местом паломничества. Внутри, в крошечном пространстве, прихожане видят надгробие из белого мрамора с православным крестом в изголовье. У могилы всегда стоят цветы и горят свечи.
Найти часовню просто. Она стоит на территории кладбища в поселке Ленинский, туда можно добраться из Минвод на электричке до станции «3-й километр» или на маршрутном такси №103 от железнодорожного вокзала Минеральных вод.
В современной России прославляется множество святых мужей. Одним из них является Феодосий Кавказский — человек с удивительной судьбой. Его личность и биография вызывают множество споров среди церковнослужителей, при этом тысячи простых христиан почитают его как богоизбранного предстоятеля и чудотворца.
Чудеса и почитание святого
Страждущие до сих пор приходят к мощам и иконе святого читать молитвы о помощи. Однако даже при жизни с Феодосием Печерским было связано немало чудес:
- Свидетели не раз описывали свечение, исходящее от обители. Однажды столп света протянулся к другому холму. На том месте позже был возведен Успенский храм.
- Когда преподобный скончался, от монастыря до самого неба исходил огромный огненный столп.
- Однажды церковь чуть не ограбили. Воры подошли к воротам храма, однако тот внезапно поднялся над землей, не пустив разбойников внутрь.
Поминают святого Феодосия несколько раз:
- 16 мая;
- 27 августа;
- 10 сентября;
- 15 сентября.
Молодость
Источники
Древние источники о правлении Феодосия довольно многочисленны и разнообразны, но часто противоречат друг другу. Вот почему у персонажа неоднозначный образ. Даже сегодня историкам трудно понять этого императора, которого называют « Великим », но также обвиняют в религиозном фанатизме , нерешительности и мягкости. Однако необходимо оценивать это правление в свете драматического периода, который переживает Империя, вторжения готов , религиозного кризиса с концом язычества , и оставаться осторожными и взвешенными в представлении своего баланса.
В первоисточниках, прежде всего, у нас есть Кодекс Феодосия , свод законов, опубликованных в 438 году во время правления его внука Феодосия II . Надо добавить sirmonde Конституции . Некоторые законы находятся в Кодексе Юстиниана , в VI — м веке. Эти коллекции позволяют узнать немаловажную часть законодательной работы Феодосия, однако не могут быть найдены там полностью.
У нас также есть несколько выступлений языческих риторов перед Феодосием, в частности, Паката в Риме и Фемистия в Константинополе . Каждая из этих речей содержит восхваление императора, которому они адресованы, независимо от ожиданий их авторов. В то же время сенатор Рима, но также и ритор, Квинт Аврелий Симмак является автором обширной переписки, адресованной большому количеству лиц, близких к Феодосию
Наконец, Либаниос , несомненно, самый известный ритор того времени, является автором нескольких речей, адресованных непосредственно Феодосию, и, подобно Симмаску, важной переписки с главными знатными деятелями царствования.
Основные религиозные деятели того времени также являются источником ценной информации, в частности их переписки. Так что из Амвросия Медиоланского , который имеет тесные связи с различными императорами в конце IV — го века и является важным источником не только царствование Феодосия, но и все события того периода. Кроме того, Амвросий является автором надгробной речи Феодосия. Что касается Иоанна Златоуста , то мы обязаны ему проповедями на статуях , намеком на восстание 387 года в Антиохии и еще одной проповедью в годовщину смерти Феодосия несколько лет спустя.
Его правление окажется в сложной экономической ситуации. Он объявляет о разделении Империи на две части: Западную Римскую империю , преимущественно латинскую , и Восточную Римскую империю , которая соответствует сфере греческого мира .
Испанская аристократическая семья
Феодосий I — й , вероятно , родился11 января 347 г.в Кауке, ныне Кока , небольшом городке на северо-западе римской провинции Карфаген , недалеко от современной Сеговии . Его отец, называется граф Феодосий , это победоносный военный Валентиниан I эр , и имеет большие свойства в этой области. По неизвестной причине он был казнен в Карфагене в начале 376 года, вероятно, по приказу Валента . Его дедушка и бабушка по отцовской линии, Флавий Гонорий и Фермантия, уже были никейскими христианами , как и он сам и его отец. У Феодосия также есть брат Гонорий, чью дочь Серену он позже усыновил и который имел большое влияние благодаря своему браку с magister militum Стилихоном .
Детство юного Феодосия прошло в родной Испании . О его воспитании почти ничего не известно, кроме его интереса к изучению истории. Благодаря высокому происхождению он, вероятно, получает хорошее образование.
Военная карьера
С года он был частью эскорта своего отца. Он начал военную карьеру и принял участие с ним в походах в Бретани в — , в кампании против Alamans в на уровне Рейна (его отец осуществляется с того времени функции магистром конницы præsentalis и поэтому командующий армейской конницей) и против сарматов в — 373 гг. на уровне Дуная .
Вероятно, благодаря влиянию своего отца, Феодосий был повышен до dux Moesi primæ и получил командование военной провинцией на Балканах , первой Мезией . Подобное назначение стало обычным делом в то время, и молодой Феодосий, казалось, полностью справился с этой задачей. В , его отец был , наконец , послал в Африку , чтобы подавить восстание узурпатора FIRMUS , в то время как его сын победил в сарматах в Паннонии (около современной Венгрии ) в , после того, как последний пересек Дунай . Таким образом, он доказал свою военную ценность. Казнь его отца по запутанным причинам привела к его временному опалу между и 378 годами .
Путь к трону
Валентиниан был последним в ряду правителей Римской империи, коронованных в детстве и не имевших реальной власти. Фигура легитимного императора в эту пору была нужна для стабильности государства. Реальное управление империей брали на себя его приближённые.
Флавий Плацид Валентиниан родился 2 июля 419 года. Его родителями была сестра императора Гонория Галла Плацидия и её муж, патриций Констанций. Незадолго до своей смерти в 421 году Констанций стал августом и соправителем Гонория. После смерти Гонория Галла Плацидия и её дети были высланы в Константинополь, а трон занял узурпатор Иоанн.
Первое время правитель Востока Феодосий II не вмешивался в дела Италии. Но в 424 году в Константинополь прибыли послы Иоанна с предложением признать его императором. Феодосий ответил отказом.
Император задним числом признал законным правителем Констанция и статус августы за Плацидией. Малолетний Валентиниан был обручён с дочерью императора Евдоксией. 23 октября 424 года в Фессалониках сын Галлы Плацидии возведён в звание цезаря, а также назначен консулом на 425 год. На новой серии монет были изображены оба императора — Валентиниан и Феодосий. Но Валентиниан представал в простой одежде, без диадемы и стоящим. Этим правитель Востока подчёркивал свой более высокий статус в империи.
Весной 425 года после короткой военной кампании полководцы Феодосия взяли в плен Иоанна. Узурпатора провели на осле по ипподрому Аквилеи, затем изувечили и казнили. 23 октября 425 года Валентиниан коронован в Риме как август.
Торжество христианства[править | править код]
Феодосий порвал с установленной императором Константином религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи . При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.
Император Феодосий канонизирован в лике святого, день памяти в православной церкви отмечается 17 () января.
Христианство как государственная религияправить | править код
Феодосий происходил из христианской семьи, но по словам Сократа Схоластика был крещён во время болезни епископом Фессалоник Асхолием только в 380 году.
27 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках (в период войны с готами) издал основополагающий эдикт de fide catholica («о католической вере»). Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:
Через год в январе 381 года был выпущен новый эдикт с уточнением фессалоникского постановления. Победа «никейцев» была закреплена идеологически на Константинопольском соборе (Втором Вселенском) в июле 381 года, а затем поддержана административно запретом возглавлять церкви епископам неникейского исповедания.
Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством. Хотя арианских убеждений продолжали придерживаться множество жителей империи, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населенных пунктах. Репрессии направлялись в основном против некоторых представителей клира еретических течений. В 388 году, воспользовавшись уходом Феодосия на войну с Магном Максимом, ариане устроили волнения в Константинополе, но Феодосий ограничился лишь предупреждением в их адрес.
Никейская формула веры, поддержанная Феодосием, стала официально называться кафолической. Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века.
Борьба с язычествомправить | править код
Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. Как замечено в «Пасхальной хронике»: «Прославленный Константин, процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий — уничтожил …»
В —385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам:
В христиане под руководством воинствующего патриарха Александрийского Феофила разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. Феодосий запретил изучение и преподавание математики, хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались.
В 393 году в последний раз отмечались Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков. В литературе иногда связывают прекращение игр с указом Феодосия, но последний его известный эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом и там нет указания на запрет Олимпийских игр. Феодосий не запрещал состязания вообще (Сократ Схоластик заметил, что Феодосий скончался в день, когда проводились конские бега), но наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпиад.
Укрепление христианства при Феодосии не сопровождалось тотальным уничтожением инакомыслия, характерным для Средних веков. Продолжала существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. Знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.
Фактически практика язычества продолжалась внутри отдельных семей или в глухих углах империи; празднества языческих культов переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.
Нехристианские авторы той эпохи связывали с отменой жертвоприношений и других языческих церемоний последовавший вскоре упадок Римской империи.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь на перенесение мощей, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)
Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.
Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)
Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.
Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4
Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.
Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3
Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.
Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8
Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.
Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2
Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.
Период гонений на христиан
Добрые дни продолжались до прихода к власти императора Анастасия. До этих пор христиане не встречали отпора со стороны властей, могли спокойно проводить богослужения и вести размеренный общинный быт. В начале VI века возникла ересь Евтихия, отрицающая проведение Таинств и богослужений.
Император примкнул к ложному вероучению и страну захлестнули гонения на православных христиан. Император даже пытался подкупить святого Феодосия, зная о том уважении и авторитете, который снискал подвижник в народе благодаря своей богоугодной жизни.
Правитель предлагал обители солидный золотой запас для обустройства монашеского быта с тем условием, что Святой не будет противиться еретическим течениям. Разумеется, такое предложение было категорически отвергнуто.
Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений
Святой Феодосий не смог остаться в стороне и написал императору грозное послание, с требованием отказаться от преступных действий в отношении православных христиан. Настоятель обители сказал, что его иноки всегда будут защищать истинность веры и оказывать помощь всем людям, пострадавшим от нападок властей.
Это послание лишь на недолгое время умерила гнев императора, но вскоре гонения разгорелись с удвоенной силой. Тогда праведник лично отправился в Иерусалим и во всеуслышание заявил о своей приверженности решениям четырех Вселенских Соборов.
Святой утверждал, что отвергающие эти решения люди должны быть преданы анафеме. За эти смелые слова предстоятель был вскоре заточен в темнице, откуда ему удалось выйти уже после смерти императора Анастасия.
Основание первой христианской лавры
Святой не препятствовал инокам, если они хотели поселиться в его пещере и жить под его руководством. Вскоре скромное жилище праведника уже не могло вместить всех желающих, и тогда было принято решение создать первую монашескую общину.
Прежде чем приступить к строительству новой лавры, святой Феодосий обратился к Господу с просьбой указать наилучшее место для будущей обители. После этого Святой взял в руки кадило и пошел по пустыне. Через некоторое время холодные угли разгорелись. Именно на этом месте впоследствии была основана обитель, в которой на постоянном основании жили более 700 монахов.
Икона Феодосия Великого, Киновиарха
Святой Феодосий отличался безмерной добротой, что находило подтверждение в делах милосердия, совершаемых праведником. В одно время в Палестине был очень сильный голод, и люди шли к монастырю с просьбой накормить и защитить их. Преподобный Феодосий приказал открыть ворота и впустить всех страждущих.
Иноки переживали, что людей будет нечем кормить и стены обители не смогут вместить такое количество людей. Однако когда иноки зашли в трапезную, они увидели, что она доверху наполнена хлебом, который по молитвам настоятеля обители даровал Господь страждущим.
Интересно! Такие чудеса повторялись каждый раз, когда преподобный Феодосий хотел оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Ворота монастыря всегда были открыты для всех нищих, больных и голодных людей.
Вскоре на территории монастыря были построены отдельные больницы для мирян, трапезные для бедных и дома для престарелых. К монастырю приходили люди разных национальностей, поэтому настоятель общины распорядился о том, чтобы богослужения велись сразу на нескольких языках: греческом, армянском и грузинском.
Личность Феодосия[править | править код]
Внешность и характерправить | править код
Наиболее подробно о внешности и личности Феодосия рассказал римский историк Секст Аврелий Виктор:
Нехристианский историк V века Зосима, следуя за своим источником Евнапием, был настроен критично к гонителю язычников Феодосию. По его словам, император обожал роскошь, окружил себя большой свитой и бездумно тратил казну. Чтобы поправить финансы, он продавал управление провинциями любому человеку, предложившему наивысшую цену.
Семья и потомкиправить | править код
На копии юбилейного миссория Феодосий изображён с сыновьями Аркадием (справа) и Гонорием (возле отца) и братом жены, императором Валентинианом II (слева).
У Феодосия были сестра и брат Гонорий, которые рано умерли. Феодосий взял на воспитание их детей; дочерей брата Ферманцию и Серену он выдал замуж за своих военачальников. Серена в стала женой будущего главнокомандующего войсками Западной Римской империи Стилихона, сенат Рима казнил её в 408 году по подозрению в сговоре с вождем готов Аларихом.
- Первая жена Феодосия, Элия Флавия Флацилла, была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась в 386 году. Их дети: будущие императоры Аркадий (род. ок. ) и Гонорий (род. ), а также умершая в детстве Пульхерия (род. ).
- В 387 году Юстина, вдова императора Валентиниана I, устроила брак Феодосия на своей дочери Галле, отличавшейся по отзыву Зосимы необыкновенной красотой. Таким образом Феодосий породнился с императором Запада Римской империи Валентинианом II, братом Галлы. Галла родила Галлу Плацидию, ставшую в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей, а также умершего в детстве Грациана. Галла скончалась в родах (новорожденный Иоанн также умер) в мае 394 года.