Феодосий i великий

Идеи и поучения

Ученики и паломники, в большом количестве приезжающие к старцу Феодосию вспоминают, что он говорил, что единственный путь спасения человека можно познать в лоне Православной церкви — единственной не изменившейся со дня воскрешения Иисуса Христа. Своим ученикам он указывал на необходимость любое дело начинать и заканчивать молитвой. Даже осенение себя крестным знаменем сопровождается умной молитвой.

В советское время Феодосий встал на сторону патриарха Тихона, отрицая церкви раскольников и обновленцев. В послевоенное время местные власти пригласили уважаемого в городе старца в обновлённый храм, открытый сергианцами. Немощный старик отправился к Покровской церкви с посохом в руках и санками.


Камень, на котором молился Феодосий Кавказский

Не дойдя до здания несколько метров, он поскользнулся и упал. На санках, которые катил старик за собой, его доставили к его жилищу. Многие очевидцы и ученики праведника увидели в их этом событии нежелание Господа допустить своего сына в новый храм.

Чудеса, сотворенные Феодосием Великим

Еще при жизни святой Феодосий был удостоен дара чудотворения. Один тот факт, что в пустынном месте, не приспособленном для жизни, был построен и действовал большой монастырь, уже говорит о чуде. Помимо этого святой Феодосий обладал даром исцеления и предвидения.

  1. У обители всегда было достаточно продуктов, чтобы накормить голодных людей, пришедших к инокам за помощью.
  2. Заблудившиеся в пустыне люди говорили о том, что видели силуэт пожилого мужчины, который указывал им путь к поселениям.
  3. Неоднократно верующие, пришедшие за помощью в обитель святого Феодосия, исцелялись от различных недугов.
  4. Однажды в Палестине наблюдалось огромное нашествие саранчи, которое опустошало поля и могло привести к сильному голоду. По молитвам преподобного Феодосия вся саранча была уничтожена.

Последние дни жизни

После освобождения из заключения праведник вернулся к прежней жизни в стенах родной обители и сотворил там немало чудес. По его молитвам спасались люди, заблудившиеся в пустыне, выздоравливали раненые воины, выживали пострадавшие при кораблекрушении.

Преподобный за несколько дней предсказал весть о грядущем землетрясении в Антиохии, и призвал иноков молиться о спасении жителей этого города. Феодосий Великий дожил до почтенных годов и умер в возрасте 105 лет. Похоронен предстоятель Православной Церкви был в той пещере, где он начинал свой подвижнический путь.


Гробница преподобного Феодосия Великого

Русская духовная миссияв Иерусалиме

В иудейских горах, 11 км восточнее Вифлеема, расположен существующий с конца V века монастырь преподобного Феодосия, разросшийся вокруг «пещеры волхвов». Основатель обители преподобный Феодосий Великий в свое время был поставлен начальником всех общежительных монастырей в Палестине, которых тогда было немало. Друг и сопостник преподобного Саввы Освященного, Феодосий Великий родился около 424 года в Каппадокии от благочестивых родителей. С юности трудясь чтецом и певчим в церкви, он горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. И вот по воле Божией в 451 году он отправился в Иерусалим. В Антиохии Феодосий сподобился благословения прозорливого Симеона Столпника, который и предсказал, что в будущем он станет великим подвижником. В Иерусалиме иноческим трудам он учился у старца преподобного Лонгина столпника, который спустя несколько лет благословил своего великого ученика поселиться при новосозданном храме, что на полпути из Иерусалима в Вифлеем. Вскоре многие узнали о добродетелях нового подвижника Божия, и к нему стали стекаться люди в поисках духовных наставлений. Слава тяготила преподобного Феодосия, тогда-то он и удалился в пещеру, где, по преданию, ночевали три волхва, шедшие с дарами в Вифлеем. Пустынножительствовал он более тридцати лет, проводя время в молитве и посте: совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, кореньями и травами, растущими вокруг.

Подвиг его стал известен, и у преподобного появились ученики. Вначале их было семь. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, наставник стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, Феодосий пошел по пустыне. В одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра эта сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. Многие из них впоследствии стали основателями других монастырей, прославились иноческими подвигами.

Душевное успокоение в феодосиевой Лавре находили не только иноки, но и миряне — странники, нищие, больные и убогие. Господь чудесным образом, по молитвам преподобного Феодосия, умножал припасы, так что их хватало и на братию, и на множество странников, которые находили пищу в Лавре во время голода. В обители было устроено несколько странноприимных домов и больниц. Заботами преподобного Феодосия были созданы церкви для братии разных национальностей — греков, грузин и армян, в которых совершалось богослужение на их родном языке.

Во времена правления Константинопольского императора Анастасия (491–518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению. Пытаясь привлечь на свою сторону святого Феодосия, Анастасий послал в дар Лавре много золота. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться православного исповедания. На непродолжительное время император смирился, но потом возобновил гонение на православных. Тогда святой старец Феодосий, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За это преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора. Еще при жизни святой Феодосий сподобился от Господа дара многих чудотворений. Скончался же он в возрасте 105 лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

В этой же пещере нашли упокоение некоторые святые жены, в том числе святая София, мать преподобного Саввы Освященного. В 1173 году здесь же была погребена русская княжна преподобная Евфросиния Полоцкая.

Ранняя биография

Флавий Феодосий родился около 346 года в испанском городе Кавка в провинции Галисии (современный город Кока в Сеговии). Аврелий Виктор сообщает, что Феодосий происходил из рода прославленного императора Траяна. Его родителями были Ферманция (Терманция) и римский полководец Феодосий Старший, который дослужился до поста командующего конницей (лат. magister equitum praesentalis) при императоре Валентиниане. Аммиан Марцеллин характеризует его как человека, «доблести которого в ту пору выделялись своим блеском среди других как недосягаемые». В последние годы Феодосий Старший подавлял восстание местных племён во главе с Фирмом II в Северной Африке, однако в 375 году был обвинён в измене и в 376 году — казнён.

Будущий император Феодосий, как полагают историки, начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Римскую Британию, чтобы подавить там восстание племён пиктов и скоттов. В 374 году он занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мёзия (лат. dux Moesiae Primae), где успешно сражался с сарматами:

По словам историка V века Зосимы, именно победы над сарматами принесли Феодосию впоследствии императорские регалии. После казни отца Феодосию пришлось искать убежище, однако вскоре — в 376 году — он занял пост командующего войсками в балканской провинции Иллирик (лат. magister militum per Illyricum), где ему снова пришлось отражать набеги сарматов. С этой должности через три года император Грациан призвал Феодосия на императорский трон.

Согласно средневековой церковной хронике Георгия Амартола, Феодосий после смерти отца был сослан на родину в Испанию, где тихо жил, пока император Валент перед гибелью не попросил Грациана прислать ему Феодосия.

Святой Феодосий Кавказский: места для паломничества в Минеральных Водах

В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами, некоторые из них задокументированы, но большинство же сохранилось в виде легенд и народной молвы. В наше время Преподобный Феодосий Кавказский считается покровителем города Минеральные Воды и всего Кавказа в целом. Паломники в Минводах посещают сразу два места – часовню на месте могилы Феодосия и храм, в котором находятся его мощи.

Преподобный Феодосий Кавказский

Жизнеописание Преподобного Феодосия Иерусалимского (Кавказского) утверждает, что прожил он 148 лет. Родился Феодосий в 1800 году под Пермью, его звали Кашин Федор Федорович – один из детей в многодетной крестьянской семье. В возрасте 3-х лет сбежал из родительского дома на Афон в Грецию, сказавшись сиротой, там и прослужил послушником до 14-ти лет. Потом был пострижен в монахи и получил имя Феодосия.

Хотя чудеса сопровождали Феодосия с самого рождения, судьба его не была легкой. В 1907 году он прибыл с Афона в Иерусалим и принял схиму. Затем вернулся в Россию, жил и служил на Кавказе до 1925 года. После сослан на Соловки, где находился 6 лет. После ссылки о. Феодосий приехал в Минводы и жил здесь до самой смерти, юродствуя и нищенствуя. Официальную «советскую» церковь Преподобный Феофан не принимал и совершал службы в катакомбах. За долгие годы Феофан спас немало жизней, исцелил и наставил на путь истинный сотни человек, и после его смерти на могиле Феофана люди исцелялись.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

За 5 лет – с 1992 по 1997 годы – в Минеральных Водах выстроили поражающий своими размерами, величием и своеобразной архитектурой Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор проекта храма – православный осетин, Коэрбек Макхеев. Собор освещен 14 октября 1997 года, а в августе 1998 года сюда торжественным крестным ходом во главе с Высокопреосвященнейшим Гедеоном, митрополитом Ставропольским и Владикавказским, были перенесены мощи Святого Феодосия Кавказского.

В Храм ведут массивные каменные ворота с входом-аркой, выполненные в лучших традициях русского зодчества. Большой двор красив благодаря разнообразной зелени и цветам. Собор Покрова Пресвятой Богородицы состоит из нескольких зданий – непосредственно храма, административного здания и келий для посещающих храм паломников. Сам Собор Покрова Пресвятой Богородицы имеет сдержанные, почти канонические формы. В его основе – равноконечный крест, храм венчают 9 куполов. В звоннице 8 колоколов, настраивал их главный звонарь России Игорь Коновалов.

Внутри храм имеет удивительную по красоте, но при этом практически академическую и соответствующую всем канонам, роспись. Четырехъярусный иконостас поражает своим убранством. Но чаще всего сюда едут и идут паломники, чтобы поклониться мощам Святого Феодосия Кавказского. Говорят, все, о чем ни попросить Святого Чудотворца, исполняется, люди исцеляются от болезней и обретают счастье.

Храм находится в Минеральных водах, на улице Пятигорской, д. 35.

Часовня Преподобного Феодосия Чудотворца

На кладбище, где был похоронен Феодосий, а точнее, на месте его могилы в 1998 году возведена часовня. Белое каменное строение с классической для часовен архитектурой, которое венчает золотой купол с крестом, заметно издалека и является местом паломничества. Внутри, в крошечном пространстве, прихожане видят надгробие из белого мрамора с православным крестом в изголовье. У могилы всегда стоят цветы и горят свечи.

Найти часовню просто. Она стоит на территории кладбища в поселке Ленинский, туда можно добраться из Минвод на электричке до станции «3-й километр» или на маршрутном такси №103 от железнодорожного вокзала Минеральных вод.

В современной России прославляется множество святых мужей. Одним из них является Феодосий Кавказский — человек с удивительной судьбой. Его личность и биография вызывают множество споров среди церковнослужителей, при этом тысячи простых христиан почитают его как богоизбранного предстоятеля и чудотворца.

Чудеса и почитание святого

Страждущие до сих пор приходят к мощам и иконе святого читать молитвы о помощи. Однако даже при жизни с Феодосием Печерским было связано немало чудес:

  1. Свидетели не раз описывали свечение, исходящее от обители. Однажды столп света протянулся к другому холму. На том месте позже был возведен Успенский храм.
  2. Когда преподобный скончался, от монастыря до самого неба исходил огромный огненный столп.
  3. Однажды церковь чуть не ограбили. Воры подошли к воротам храма, однако тот внезапно поднялся над землей, не пустив разбойников внутрь.

Поминают святого Феодосия несколько раз:

  • 16 мая;
  • 27 августа;
  • 10 сентября;
  • 15 сентября.

Молодость

Источники

Древние источники о правлении Феодосия довольно многочисленны и разнообразны, но часто противоречат друг другу. Вот почему у персонажа неоднозначный образ. Даже сегодня историкам трудно понять этого императора, которого называют «  Великим  », но также обвиняют в религиозном фанатизме , нерешительности и мягкости. Однако необходимо оценивать это правление в свете драматического периода, который переживает Империя, вторжения готов , религиозного кризиса с концом язычества , и оставаться осторожными и взвешенными в представлении своего баланса.

В первоисточниках, прежде всего, у нас есть Кодекс Феодосия , свод законов, опубликованных в 438 году во время правления его внука Феодосия II . Надо добавить sirmonde Конституции . Некоторые законы находятся в Кодексе Юстиниана , в VI — м  веке. Эти коллекции позволяют узнать немаловажную часть законодательной работы Феодосия, однако не могут быть найдены там полностью.

У нас также есть несколько выступлений языческих риторов перед Феодосием, в частности, Паката в Риме и Фемистия в Константинополе . Каждая из этих речей содержит восхваление императора, которому они адресованы, независимо от ожиданий их авторов. В то же время сенатор Рима, но также и ритор, Квинт Аврелий Симмак является автором обширной переписки, адресованной большому количеству лиц, близких к Феодосию

Наконец, Либаниос , несомненно, самый известный ритор того времени, является автором нескольких речей, адресованных непосредственно Феодосию, и, подобно Симмаску, важной переписки с главными знатными деятелями царствования.

Основные религиозные деятели того времени также являются источником ценной информации, в частности их переписки. Так что из Амвросия Медиоланского , который имеет тесные связи с различными императорами в конце IV — го  века и является важным источником не только царствование Феодосия, но и все события того периода. Кроме того, Амвросий является автором надгробной речи Феодосия. Что касается Иоанна Златоуста , то мы обязаны ему проповедями на статуях , намеком на восстание 387 года в Антиохии и еще одной проповедью в годовщину смерти Феодосия несколько лет спустя.

Его правление окажется в сложной экономической ситуации. Он объявляет о разделении Империи на две части: Западную Римскую империю , преимущественно латинскую , и Восточную Римскую империю , которая соответствует сфере греческого мира .

Испанская аристократическая семья

Феодосий  I — й , вероятно , родился11 января 347 г.в Кауке, ныне Кока , небольшом городке на северо-западе римской провинции Карфаген , недалеко от современной Сеговии . Его отец, называется граф Феодосий , это победоносный военный Валентиниан I эр , и имеет большие свойства в этой области. По неизвестной причине он был казнен в Карфагене в начале 376 года, вероятно, по приказу Валента . Его дедушка и бабушка по отцовской линии, Флавий Гонорий и Фермантия, уже были никейскими христианами , как и он сам и его отец. У Феодосия также есть брат Гонорий, чью дочь Серену он позже усыновил и который имел большое влияние благодаря своему браку с magister militum Стилихоном .

Детство юного Феодосия прошло в родной Испании . О его воспитании почти ничего не известно, кроме его интереса к изучению истории. Благодаря высокому происхождению он, вероятно, получает хорошее образование.

Военная карьера

С года он был частью эскорта своего отца. Он начал военную карьеру и принял участие с ним в походах в Бретани в — , в кампании против Alamans в на уровне Рейна (его отец осуществляется с того времени функции магистром конницы præsentalis и поэтому командующий армейской конницей) и против сарматов в — 373 гг. на уровне Дуная .

Вероятно, благодаря влиянию своего отца, Феодосий был повышен до dux Moesi primæ и получил командование военной провинцией на Балканах , первой Мезией . Подобное назначение стало обычным делом в то время, и молодой Феодосий, казалось, полностью справился с этой задачей. В , его отец был , наконец , послал в Африку , чтобы подавить восстание узурпатора FIRMUS , в то время как его сын победил в сарматах в Паннонии (около современной Венгрии ) в , после того, как последний пересек Дунай . Таким образом, он доказал свою военную ценность. Казнь его отца по запутанным причинам привела к его временному опалу между и 378 годами .

Путь к трону

Валентиниан был последним в ряду правителей Римской империи, коронованных в детстве и не имевших реальной власти. Фигура легитимного императора в эту пору была нужна для стабильности государства. Реальное управление империей брали на себя его приближённые.

Флавий Плацид Валентиниан родился 2 июля 419 года. Его родителями была сестра императора Гонория Галла Плацидия и её муж, патриций Констанций. Незадолго до своей смерти в 421 году Констанций стал августом и соправителем Гонория. После смерти Гонория Галла Плацидия и её дети были высланы в Константинополь, а трон занял узурпатор Иоанн.

Первое время правитель Востока Феодосий II не вмешивался в дела Италии. Но в 424 году в Константинополь прибыли послы Иоанна с предложением признать его императором. Феодосий ответил отказом.

Император задним числом признал законным правителем Констанция и статус августы за Плацидией. Малолетний Валентиниан был обручён с дочерью императора Евдоксией. 23 октября 424 года в Фессалониках сын Галлы Плацидии возведён в звание цезаря, а также назначен консулом на 425 год. На новой серии монет были изображены оба императора — Валентиниан и Феодосий. Но Валентиниан представал в простой одежде, без диадемы и стоящим. Этим правитель Востока подчёркивал свой более высокий статус в империи.

Весной 425 года после короткой военной кампании полководцы Феодосия взяли в плен Иоанна. Узурпатора провели на осле по ипподрому Аквилеи, затем изувечили и казнили. 23 октября 425 года Валентиниан коронован в Риме как август.

Торжество христианства[править | править код]

Феодосий порвал с установленной императором Константином религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи . При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.

Император Феодосий канонизирован в лике святого, день памяти в православной церкви отмечается 17 () января.

Христианство как государственная религияправить | править код

Феодосий происходил из христианской семьи, но по словам Сократа Схоластика был крещён во время болезни епископом Фессалоник Асхолием только в 380 году.

27 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках (в период войны с готами) издал основополагающий эдикт de fide catholica («о католической вере»). Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:

Через год в январе 381 года был выпущен новый эдикт с уточнением фессалоникского постановления. Победа «никейцев» была закреплена идеологически на Константинопольском соборе (Втором Вселенском) в июле 381 года, а затем поддержана административно запретом возглавлять церкви епископам неникейского исповедания.

Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством. Хотя арианских убеждений продолжали придерживаться множество жителей империи, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населенных пунктах. Репрессии направлялись в основном против некоторых представителей клира еретических течений. В 388 году, воспользовавшись уходом Феодосия на войну с Магном Максимом, ариане устроили волнения в Константинополе, но Феодосий ограничился лишь предупреждением в их адрес.

Никейская формула веры, поддержанная Феодосием, стала официально называться кафолической. Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века.

Борьба с язычествомправить | править код

Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. Как замечено в «Пасхальной хронике»: «Прославленный Константин, процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий — уничтожил …»

В —385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам:

В христиане под руководством воинствующего патриарха Александрийского Феофила разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. Феодосий запретил изучение и преподавание математики, хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались.

В 393 году в последний раз отмечались Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков. В литературе иногда связывают прекращение игр с указом Феодосия, но последний его известный эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом и там нет указания на запрет Олимпийских игр. Феодосий не запрещал состязания вообще (Сократ Схоластик заметил, что Феодосий скончался в день, когда проводились конские бега), но наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпиад.

Укрепление христианства при Феодосии не сопровождалось тотальным уничтожением инакомыслия, характерным для Средних веков. Продолжала существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. Знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.

Фактически практика язычества продолжалась внутри отдельных семей или в глухих углах империи; празднества языческих культов переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

Нехристианские авторы той эпохи связывали с отменой жертвоприношений и других языческих церемоний последовавший вскоре упадок Римской империи.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Период гонений на христиан

Добрые дни продолжались до прихода к власти императора Анастасия. До этих пор христиане не встречали отпора со стороны властей, могли спокойно проводить богослужения и вести размеренный общинный быт. В начале VI века возникла ересь Евтихия, отрицающая проведение Таинств и богослужений.

Император примкнул к ложному вероучению и страну захлестнули гонения на православных христиан. Император даже пытался подкупить святого Феодосия, зная о том уважении и авторитете, который снискал подвижник в народе благодаря своей богоугодной жизни.

Правитель предлагал обители солидный золотой запас для обустройства монашеского быта с тем условием, что Святой не будет противиться еретическим течениям. Разумеется, такое предложение было категорически отвергнуто.


Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений

Святой Феодосий не смог остаться в стороне и написал императору грозное послание, с требованием отказаться от преступных действий в отношении православных христиан. Настоятель обители сказал, что его иноки всегда будут защищать истинность веры и оказывать помощь всем людям, пострадавшим от нападок властей.

Это послание лишь на недолгое время умерила гнев императора, но вскоре гонения разгорелись с удвоенной силой. Тогда праведник лично отправился в Иерусалим и во всеуслышание заявил о своей приверженности решениям четырех Вселенских Соборов.

Святой утверждал, что отвергающие эти решения люди должны быть преданы анафеме. За эти смелые слова предстоятель был вскоре заточен в темнице, откуда ему удалось выйти уже после смерти императора Анастасия.

Основание первой христианской лавры

Святой не препятствовал инокам, если они хотели поселиться в его пещере и жить под его руководством. Вскоре скромное жилище праведника уже не могло вместить всех желающих, и тогда было принято решение создать первую монашескую общину.

Прежде чем приступить к строительству новой лавры, святой Феодосий обратился к Господу с просьбой указать наилучшее место для будущей обители. После этого Святой взял в руки кадило и пошел по пустыне. Через некоторое время холодные угли разгорелись. Именно на этом месте впоследствии была основана обитель, в которой на постоянном основании жили более 700 монахов.


Икона Феодосия Великого, Киновиарха

Святой Феодосий отличался безмерной добротой, что находило подтверждение в делах милосердия, совершаемых праведником. В одно время в Палестине был очень сильный голод, и люди шли к монастырю с просьбой накормить и защитить их. Преподобный Феодосий приказал открыть ворота и впустить всех страждущих.

Иноки переживали, что людей будет нечем кормить и стены обители не смогут вместить такое количество людей. Однако когда иноки зашли в трапезную, они увидели, что она доверху наполнена хлебом, который по молитвам настоятеля обители даровал Господь страждущим.

Интересно! Такие чудеса повторялись каждый раз, когда преподобный Феодосий хотел оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Ворота монастыря всегда были открыты для всех нищих, больных и голодных людей.

Вскоре на территории монастыря были построены отдельные больницы для мирян, трапезные для бедных и дома для престарелых. К монастырю приходили люди разных национальностей, поэтому настоятель общины распорядился о том, чтобы богослужения велись сразу на нескольких языках: греческом, армянском и грузинском.

Личность Феодосия[править | править код]

Внешность и характерправить | править код

Наиболее подробно о внешности и личности Феодосия рассказал римский историк Секст Аврелий Виктор:

Нехристианский историк V века Зосима, следуя за своим источником Евнапием, был настроен критично к гонителю язычников Феодосию. По его словам, император обожал роскошь, окружил себя большой свитой и бездумно тратил казну. Чтобы поправить финансы, он продавал управление провинциями любому человеку, предложившему наивысшую цену.

Семья и потомкиправить | править код

На копии юбилейного миссория Феодосий изображён с сыновьями Аркадием (справа) и Гонорием (возле отца) и братом жены, императором Валентинианом II (слева).

У Феодосия были сестра и брат Гонорий, которые рано умерли. Феодосий взял на воспитание их детей; дочерей брата Ферманцию и Серену он выдал замуж за своих военачальников. Серена в стала женой будущего главнокомандующего войсками Западной Римской империи Стилихона, сенат Рима казнил её в 408 году по подозрению в сговоре с вождем готов Аларихом.

  • Первая жена Феодосия, Элия Флавия Флацилла, была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась в 386 году. Их дети: будущие императоры Аркадий (род. ок. ) и Гонорий (род. ), а также умершая в детстве Пульхерия (род. ).
  • В 387 году Юстина, вдова императора Валентиниана I, устроила брак Феодосия на своей дочери Галле, отличавшейся по отзыву Зосимы необыкновенной красотой. Таким образом Феодосий породнился с императором Запада Римской империи Валентинианом II, братом Галлы. Галла родила Галлу Плацидию, ставшую в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей, а также умершего в детстве Грациана. Галла скончалась в родах (новорожденный Иоанн также умер) в мае 394 года.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector