Константин николаевич леонтьев
Содержание:
- Развитие личности
- Биография
- Работы и политическая мысль
- Внутренние и внешние действия
- Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева
- Феномен «горькой конфеты»
- Детство и юность
- Философия К. Н. Леонтьева
- Список литературы
- Автор
- Расширение проблематики
- Предисловие ко второму изданию
- Взлет карьеры
- Юные годы певца
- Заключение: качество мотивации в подходах теории деятельности и теории самодетерминации
Развитие личности
Теория Леонтьева в психологии освещает принципиально новые этапы развития личности, не имеющие связи со становлением психических процессов. На первом этапе происходит стихийное складывание, и этот период подготавливает рождение сознающей себя личности. На втором этапе возникает сознательная личность.
Наравне с естественными функциями, существуют и высшие человеческие функции. Они начинают свое становление при жизни, затем делаются индивидуальными и перемещаются из межличностной области во внутриличностную.
Становление личности субъекта в теории развития А. Н. Леонтьева происходит в течение индивидуальной истории, во взаимодействии с окружающими людьми.
Развитие происходит от простого к сложному. Сначала человек действует ради удовлетворения своих врожденных потребностей, влечений, а затем – удовлетворяет потребности, чтобы находиться в действии, выполнять дело своей жизни, реализовывать жизненную человеческую задачу. Таким образом, каузальная структура меняется от действий для потребностей к потребностям для действий. Аспектом становления личности являются задатки. Они влияют на конечный результат, но не предопределяют его. Задатки дают базис для формирования способностей, но в действительности способности формируются в процессе реальной деятельности. Личность представляет собой особый процесс, консолидирующий внутренние предпосылки и внешние условия. Таким образом, ее определяет жизнедеятельность индивидуума.
Концепция личности обозначает единство характеристик, которые формируются вместе с индивидуальным развитием организма человека.
Теория развития психики у Леонтьева также заключалась в том, что личность проходит как бы два рождения. Первый раз это случается в тот момент, когда ребенок становится полимотивированным, то есть у него возникает единовременное наличие нескольких мотивов какой-либо деятельности, а также его действия становятся соподчиненными. Этот период соответствует кризису трех лет, когда в первый раз проявляется иерархия и соподчинение. Второй раз она «рождается» при возникновении уже сознательной личности. Такое рождение соответствует уже подростковому кризису при освоении собственного поведения посредством сознания.
Биография
Родился в семье мещан Леонтьевых 5 февраля. Окончив Первое реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), поступил на факультет общественных наук МГУ, который окончил в 1923[источник не указан 2455 дней] либо 1924 году. Среди его учителей того времени: Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет. По окончании университета был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора основателя Института Г. И. Челпанова. По приводимым А. А. Леонтьевым воспоминаниям отца, сам Челпанов, принявший Леонтьева в «аспирантуру», посоветовал ему оставаться там после этой смены. Среди коллег Леонтьева в Институте в этот период: Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований, П. П. Блонский, позднее — Л. С. Выготский.
С 1925 года А. Н. Леонтьев работал под руководством Выготского над культурно-исторической теорией, конкретнее — над проблемами культурного развития памяти. Отражающая эти исследования книга «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций» издана в 1931 году.
- С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.
- 1933—1938 годы — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.
- С 1941 года — на правах сотрудника Института психологии — профессор МГУ (с декабря 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде).
- 1943 год — заведовал научной частью в восстановительном госпитале (с. Коуровка, Свердловская область), с конца 1943 г. — в Москве.
- 1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.
- 1948 год — член ВКП(б) (с 1952 года — КПСС).
- 1950 год — действительный член АПН РСФСР (с 1968 года — АПН СССР). Академик-секретарь Отделения психологии (1950—1957), вице-президент академии (1959—1961).
- С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.
- 1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им более 12 лет. На здании факультета размещена мемориальная доска.
- В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день.
- 21 января 1979 года — умер в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Работы и политическая мысль
Самая замечательная книга Леонтьева является объем эссе , Восток, Россия и славянство (1885-1886). Подобно Николаю Данилевскому и Федору Достоевскому до него, ему было неловко с западным обществом потребления и культом материального благополучия. Леонтьев считал традиционный русский византизм благом и сильным противоядием от дальнейшей либерализации общества в стране. Его эстетические и политические теории имели некоторое сходство с теориями Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера . Опережая на несколько десятилетий теорию цикличности цивилизаций и Закат Запада , Леонтьев предположил, что все общества проходят период расцвета и возрастающей сложности, за которым следует состояние «вторичного упрощения», распада и, в конечном итоге, смерти. Леонтьев чувствовал, что Запад подошел к началу вторичного упрощения.
Пессимист Леонтьев сделал несколько прогнозов, которые, как оказалось, сбылись. Он предсказал, что в 20-м веке в России произойдет кровавая революция, которую возглавит « антихрист », который будет социалистическим и тираническим по своей природе и чьи правители будут обладать даже большей властью, чем их царские предшественники. Он сказал: « Социализм — это феодализм будущего». Он чувствовал, что только самая резкая реакция может предотвратить этот сценарий.
Он также предсказал, что Германия станет достаточно сильной, чтобы вести до двух войн против России, и что Китай также в конечном итоге станет угрозой мощи России. Он также утверждал, что однажды технологии приведут к всеобщему разрушению.
Внутренние и внешние действия
Теория деятельности Леонтьева — психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.
Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.
В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.
Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева
В своей теории А. Н
Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А
Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности
А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.
А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.
Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение. Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих. По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.
Феномен «горькой конфеты»
Теория А. Н. Леонтьева демонстрирует это на феномене «горькой» конфеты. Так, в эксперименте ребенку предлагали выполнить заведомо невыполнимую задачу. Например, достать что-то с того места, где он сидит. Не вставая, это было сделать невозможно. За это ребенку обещали конфету. После чего экспериментатор выходит из комнаты, провоцируя ребенка нарушить правила, что он и делает. Затем экспериментатор заходит в комнату и вручает ребенку заслуженную конфету. Но ребенок отказывается от нее и начинает плакать. Здесь проявляется мотивационный конфликт: быть честными по отношению к экспериментатору или получить награду. Главным мотивом оказалась здесь попытка быть честным.
Детство и юность
Валерий Леонтьев родился в марте 1949 года в селе Усть-Уса, в Коми. Его семья не имела никакого отношения к искусству. Леонтьевы жили скромно. Отец Яков Степанович был помором из Архангельской области, занимался оленеводством и работал ветеринаром. Мама Екатерина Ивановна Клюц родилась в Украине. Мальчик был поздним ребенком – он родился, когда матери исполнилось 43 года. Кроме него, в семье подрастала старшая сестра Майя (умерла в 2005 году).
Вскоре из Усть-Усы семья перебралась на родину отца, в Архангельскую область. Раннее детство Валерия прошло в деревне Верхние Матигоры. Когда сыну исполнилось 12 лет, Леонтьевы снова переехали, на этот раз в Ивановскую область. Остановились в городе Юрьевце, на живописном берегу Волги.
Валерий Леонтьев в молодости
Много слухов ходит по поводу национальности Валерия Леонтьева. В Сети часто появляется информация о том, что он не русский, а манси.
В детском и юношеском возрасте родные Валерия замечали, что мальчика тянет к творчеству. Он неплохо рисовал, был пластичен и хорошо пел, даже солировал в школьном хоре. А еще он участвовал в школьной самодеятельности и с удовольствием ходил в драмкружок. Но о том, чтобы заниматься музыкой и стать артистом или певцом, мальчик из небогатой семьи даже не мечтал.
По окончании 8-го класса Леонтьев сдал документы в радиотехнический техникум в Муромске, но провалил экзамены и вернулся доучиваться в родную школу. Видимо, гены отца-помора сказались, и Валерий все больше начинает мечтать о работе, связанной с морем. В старших классах он практически решился по окончании школы уехать во Владивосток и поступить на океанолога, но для скромной в доходах семьи такие траты оказались не под силу.
В то время Валерий Леонтьев осознал, что есть еще одна профессия, с которой хотел бы связать жизнь. И он рискнул и в 1966-м подал документы в московский ГИТИС, выбрав актерский факультет. Но нерешительность и комплекс провинциала сделали свое дело: в последний момент Леонтьев передумал поступать.
Костюмы Валерия Леонтьева
Возвратившись в Юрьевец, Валерий сразу же пошел на работу. В молодости будущая звезда эстрады перепробовала много профессий: электрик, почтальон, разнорабочий на кирпичном заводе и даже портной. Но образование надо было получить, и Леонтьев поступил в горный институт в Воркуте.
Вечером он учился, а днем зарабатывал себе деньги на жизнь, трудясь лаборантом в НИИ и чертежником проектного института. Доучился Леонтьев только до 3-го курса и бросил учебу – душа не лежала к будущей профессии. Зато чем дальше, тем больше хотелось петь и выступать на сцене. Огни софитов и полные залы аплодирующей публики влекли парня все сильнее.
Философия К. Н. Леонтьева
Антропологические воззрения
В своей антропологии К. Леонтьев выступает резким критиком абсолютизации человека, характерной для секулярной культуры. В современной Европе, по мнению мыслителя,
К. Леонтьев указывает на то, что европейская мысль поклоняется не личности, достигшей особой степени развития, но просто индивидуальности всякой, и всякого человека желает сделать равноправным и счастливым. Такая мораль Леонтьевым отвергается. Ей он противопоставляет иную мораль: Леонтьев утверждает движение к Богочеловеку, путь к которому, по мнению мыслителя, не лежит через эвдемонизм.
Согласно Н. А. Бердяеву, мораль К. Леонтьева — есть
Согласно воззрениям мыслителя, большей частью человеческие помыслы социально опасны, а потому свободу человека должно уравновешивать различными политическими и религиозными институтами. В этом Леонтьеву созвучно консервативное человекопонимание, так называемый антропологический пессимизм. Однако леонтьевское охранительство имеет своей особенностью ярко выраженную религиозную окраску.
Список литературы
Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 14—27.
Асмолов А.Г. Мотивация // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 190—191.
Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 191—200.
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2006.
Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru
Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000.
Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009.
Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107—117.
Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 73—82.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51—65.
Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1960. Т. 23.
Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал // Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 6. С. 428—459.
Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1983. № 4. С. 23—33.
Розанов В. Цель человеческой жизни (1892) // Смысл жизни: антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 19—64.
Deci E., Flaste R. Why we do what we do: Understanding Self-motivation. N.Y.: Penguin, 1995.
Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. The undermining effect is a reality after all: Extrinsic rewards, task interest, and self-determination // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. P. 692—700.
Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 182—185.
Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.
Для цитирования статьи:
Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18
Автор
Annotation
Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.
Поскольку А. Н. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.
Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.
Д. А. Леонтьев
А. Н. Леонтьев.
А. Н. Леонтьев.
Воля
От публикатора.
Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.
Поскольку А. Н.
. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.
Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.
Д. А. Леонтьев
Рассказывать о психологии воли, особенно если нужно рассказывать очень коротко, затруднительно, как, впрочем, затруднительно коротко рассказывать и о многих других психологических процессах. Раньше приходится два слова сказать об истории самого понятия воли.
Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством), т. е. никакой теории, никакого научного анализа воли нельзя было и предпринять. Так же когда-то говорили о теплороде: это некоторая первичная способность, которая находит свое выражение, но сущность ее нераскрываема, потому что она собственно сама себя и порождает; достаточно указать, что теплота порождается теплородом, и никаких дополнительных объяснений можно не привлекать. Применительно именно к воле переодетая теория способностей продолжает существовать до настоящего времени. Достаточно сказать, что даже Джемс, во времена которого уже накапливался большой фактический материал, велись опыты, производились измерения и было немало известно о методах психологического исследования, продолжал стоять на той позиции, что существуют некоторые особые акты. Он их называл актами fiat — «да будет!», используя известное библейское fiat lux — да будет свет и стал свет… Даже когда Джемс писал об идеомоторных движениях, или действиях, т. е
когда он рассматривал то очень важное положение, что возникновение идеи движения обязательно переходит в движение, он не оставлял идеи fiat, потому что для этого перехода нужно было иметь какую-то предпосылку, которую он и видел в далее неразложимой силе, этом самом знаменитом fiat
Анализ воли все же начался. Стали обсуждать какие-то характеристики волевых процессов (я бы предпочел сказать — волевых действий) , которые отличали эти процессы или действия от других, неволевых. Это обычный шаг научного анализа. Нужно выделить особенности, специфику изучаемого. Вот здесь и началась большая и длинная история поиска этой специфики …
Расширение проблематики
В дальнейшем Алексей Николаевич расширил проблематику своих работ. Он не только теоретически обосновывал многие положения в психологии, но и экспериментально их подтверждал. Ученого интересовали вопросы не только общей психологии, но и педагогические проблемы, с нею связанные. Достойными изучения знаменитый исследователь считал также и философский аспект науки. Кроме этого А.Н. Леонтьев занимался психологией не только людей, но и зоопсихологией — наукой, которая изучает психику животных.
В 1940 году Александр Николаевич защитил докторскую диссертацию под названием «Проблемы развития психики». Основной ее темой было развитие психики человека в его индивидуальном развитии, или в филогенезе, говоря научным языком. Александр Николаевич не просто рассмотрел существующие проблемы, но и предложил свою классификацию этапов развития психики. Этой классификацией до сих пор пользуются современные психологи. А.Н. Леонтьев выделил несколько фаз, этапов развития, через которые проходит психика каждого здорового человека.
Изначально у человека есть элементарная сенсорная психика, затем она усложняется и становится перцептивной, последняя — высшая стадия развития психики — это интеллект.
Ученики и последователи Алексея Николаевича развивали это учение. Благодаря основе, заложенной Леонтьевым, появилось множество русскоязычных работ, посвященных развитию ребенка, роли игры в нем. Этой проблемой занимался в основном Харьковский психологический институт, где некогда работал Леонтьев.
Предисловие ко второму изданию
Книга “Психология общения” вышла первым изданием в издательстве Тартуского университета в 1974 году. Тираж ее был микроскопический – всего 750 экземпляров, и она моментально превратилась в раритет. Но это была первая монография на русском языке о психологии общения, и ее до сих пор помнят и цитируют.
Когда издательство “Смысл” предложило переиздать эту книгу для студентов-психологов, я как автор оказался в трудном положении. За более чем 20 лет (и каких лет!) психология, да и вся ситуация в стране вообще и в науке в частности, изменилась весьма основательно. Что же – переписывать всю книгу заново? Мы решили пойти по другому пути: воспроизвести текст 1974 года, дополнив его несколькими публикациями более позднего времени, показывающими, в каком направлении развивались взгляды автора книги, а также публикациями, дополняющими ее в содержательном плане (например, посвященными психологическим вопросам массовой коммуникации). Таким образом и сложилась книга, лежащая перед читателем.
В 1974 году в книге часто цитировались К. Маркс и Ф. Энгельс, да и вся концепция книги во многом опирается на философию марксизма. Не вижу никакого криминала в этом и сегодня. Так что изменений в этой части книги я не делал, если не считать чисто “косметической” правки – в нескольких местах я убрал естественные для начала 70-х годов обязательные слова и цитаты. Впрочем, мест таких оказалось на удивление мало. Я вычеркнул также два-три утверждения, от которых вскоре пришлось оказаться. Аналогичная косметическая операция произведена с текстами других публикаций.
Многие “герои” книги, бывшие тогда студентами и аспирантами, сейчас широко известны как крупнейшие специалисты. Б.Х. Бгажноков стал этнографом, доктором исторических наук и специалистом по адыгской культуре, В.С. Собкин вырос в члена-корреспондента Российской академии образования, В.К. Вилюнас – профессор факультета психологии МГУ, Ян Вальсинер уехал в Швецию и известен сейчас как крупнейший психолог и автор неплохой книги о Л.С. Выготском.
“Психология общения” трижды выходила в Германии в двух различных переводах.
Статья “Деятельность и общение” была написана по заказу редакции журнала “Вопросы философии” как первое из выступлений в задуманной редакцией дискуссии (которую позже кто-то из психологов назвал “последней дискуссией в советской психологии”). Ожидалось, что Б.Ф. Ломов сразу же ответит. Он, однако, тянул более полугода и ответил только в номере восьмом за 1979 год (моя статья вышла в первом номере), причем довольно вяло, так что дискуссия закончилась, не успев начаться. Статья была опубликована также на японском языке.
Раздел, названный здесь “Лекционное общение”, – это отрывок из брошюры “Лекция как общение”, рассчитанной на лекторов и выпущенной обществом “Знание” РСФСР в том же 1974 году, что и “Психология общения”.
“Общение в массовой коммуникации” – раздел из коллективной монографии “Психолингвистические проблемы массовой коммуникации” (М., 1974). Первый параграф этого раздела – незначительно отредактированная статья “К психологии речевого воздействия”, впервые опубликованная в сборнике “Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации”(М., 1972). Эта статья была переведена на английский, немецкий и чешский языки.
Под названием “Искусство как общение” перепечатывается статья “Поэтический язык как способ общения искусством” (Вопросы литературы. 1973. № 6; статья была переведена на немецкий язык). Работа “Психологический подход к анализу искусства” опубликована в сборнике Педагогического общества РСФСР “Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы” в 1978 году. Наконец, статья “Телевизионное искусство глазами психолога” вышла в сборнике “Телевидение вчера, сегодня, завтра” (Вып. 4. М.: Искусство, 1984).
Публикуемые здесь статьи имеют отдельные “пересечения” друг с другом и с книгой “Психология общения”. Сначала я пытался от таких повторений избавиться, но это повело к нарушению композиции статей, и в конце концов я решил, что если студент прочитает важную для автора мысль несколько раз в разных контекстах, ничего страшного не произойдет.
… А теперь автор отступает и оставляет читателя наедине со своей книгой. Пусть дальше говорит она.
Взлет карьеры
В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.
В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.
Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.
В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет — факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.
Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями. После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим. Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.
На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.
Юные годы певца
Родом Валерий из маленького села Усть-Уса. Ничто в его простой семье не предрасполагало к тому, что он пойдет по творческому пути. Отец Леонтьева трудился ветеринаром и разводил оленей. О матери певца известно лишь то, что она родом с Украины и родила его достаточно поздно – в 43 года.
Многие близкие Леонтьева замечали, что у мальчика непреодолимая страсть к творчеству. Он рисовал лучше большинства сверстников и быстро осваивал танцевальные движения. Вокальные данные также были на достойном уровне, поэтому он был зачислен в школьный хор.
Впрочем, даже всего этого маленькому Валерию было мало. Вскоре он вступил в школьную самодеятельность и даже выкроил время на посещение драмкружка.
1966-й год мог стать началом творческого пути Леонтьева. Именно в тот год юный талант приехал в столицу, желая поступить в ГИТИС. Хотя Валерий уже подал документы и имел все шансы быть зачисленным, нерешительность молодого провинциала сыграла свою роль и он передумал.
В то время родители Леонтьева проживали в Юрьевце, куда он и вернулся. Пытаясь забыть свою мечту о творческой карьере, Валерий с головой уходит в работу. Будущий артист поверхностно освоил следующие профессии:
- Почтальон;
- Портной;
- Электрик.
При этом он находил время для учебы в горном институте.
Уже на третьем курсе желание покорять творческий Олимп все же взяло верх. Леонтьев отчисляется из института и уже твердо решает стать певцом.
Заключение: качество мотивации в подходах теории деятельности и теории самодетерминации
В данной статье прослеживается линия развития в теории деятельности представлений о качественной дифференциации форм мотивации деятельности в зависимости от того, в какой мере эта мотивация согласуется с глубинными потребностями и с личностью в целом. Истоки этой дифференциации обнаруживаются в некоторых работах К. Левина и в работах А.Н. Леонтьева 1930-х гг. Полный ее вариант представлен в поздних идеях А.Н. Леонтьева о видах и функциях мотивов.
Другое теоретическое осмысление качественных различий мотивации представлено в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, в терминах интернализации мотивационной регуляции и мотивационного континуума, в которых прослеживается динамика «вращивания» внутрь мотивов, изначально коренящихся во внешних требованиях, иррелевантных потребностям субъекта. В теории самодетерминации предложено гораздо более четкое описание качественного континуума форм мотивации, а в теории деятельности лучше проработано теоретическое объяснение мотивационной динамики. Ключевым выступает понятие личностного смысла, связывающего цели с мотивами и мотивы с потребностями и личностными ценностями. Качество мотивации представляется актуальной научной и прикладной проблемой, в отношении которой возможно продуктивное взаимодействие между теорией деятельности и ведущими зарубежными подходами.