Житие ефрема сирина

Когда преподобного обвинили в краже овцы и поместили в тюрьму, он раскаялся в своих грехах

Однажды по просьбе родителей Ефрем Сирин отправился по делам за город. Здесь он встретил пастуха овец. Ночью волк утащил овцу, а утром пастух обвинил Ефрема в краже. Его доставили к судье, который решил на время разбирательства заточить его в тюрьму.

Вместе с ним в темницу поместили двух человек. Одного обвинили в убийстве, а другого в прелюбодеянии, хотя они были также невиновны. Юноша мог получить серьёзное наказание, но на восьмой день заключения ему явился некто и предложил ему покаяться за свои прошлые грехи.

Святитель Иаков Нибизийский. Фреска. Армения. Святитель Иаков стал первым духовным наставником преподобного Ефрема Сирина. Фото: pravmir.ru

Это видение, а также общение с заключенными оказали на Ефрема огромное воздействие, и он решил переменить свою жизнь, посвятив её служению Богу. В результате его оправдали по его делу. Настоящим же виновником кражи оказался сам пастух. Дело в том, что он украл хозяйскую овцу, будучи пьяным.

Под началом святителя Иакова Нибизийского Ефрем сирин находился 14 лет.

Вскоре преподобный Ефрем Сирин решил удалиться от мира и поселился жить в пустыне вместе с отшельниками. Он познакомился со многими из них, но особенное влияние на святого оказал праведный Иаков.

Впоследствии он прославился как прославленный святитель Иаков Низибийский. Под его началом преподобный Ефрем 14 лет духовно самосовершенствовался.

Краткое жизнеописание

Точных исторических данных о бытие святителя известно мало. Данные из его биографии часто расходятся. В V веке жил тезка христианского богослова — Исаак из Сполето, он занимался полемикой. Истории из его жизни часто приписывали Исааку Сирину.

Происхождение

Достоверные данные о житии преподобного взяты из найденной в более поздний период (1719 г.) биографии. Она написана арабским языком, автор произведения неизвестен. Фактов из жизни приведено не много, но они помогли идентифицировать личность аввы. В 1896 году биографию писателя-аскета дополнил аббат Шабо, опубликовавший произведения историка и епископа Басры, живших в VIII веке.

Родом Исаак из Ассирийского царства. Оно находилось на территории современного Ирака. Родился святитель в VI веке, в богатом древнем городе Ниневия. Юность Исаак провел в учении. Он и его брат жили высоко в горах в древней обители Мар-Маттая (Северный Ирак), основанной в 363 г. Монастырь находился на пике горы Альаф вблизи города Ниневия. Он существует в наши дни, от него до г. Масул всего 20 км.

Житие

Братья приняли постриг. Среди монахов они выделялись духовными дарованиями. Брат стал настоятелем монастыря. Исаак избегал человеческого общения. Его выбором стало молитвенное уединение, безмолвие. Из монастыря он ушел в затвор.

Отшельнический подвиг

Живя в уединении, Исаак Сирин занимался теми делами, что требовались его душе. Он постоянно молился, много читал, изучал, постился. Ел крайне мало, три раза в неделю. Его едой были вода, овощи и хлеб. Часто святого посещали озарения. Он их систематически записывал.

Дальнейшая судьба

Святость жизни Исаака вызывала у людей уважение. Они упросили его стать епископом Ниневии. Он вступил в сан в монастыре Беф-Абе. Всего 5 месяцев управлял он паствой в сане епископа. Многие люди не хотели видеть его своим пастырем в силу развращенности нравов.

Наблюдать людские нравы преподобному было тяжело, он страдал. Ему было сложно решать спорные вопросы, которые возникали между горожанами. Один случай в судебной практике (он описан в житии святого) стал последней каплей. Исаак отказался от должности и ушел из города.

В конце жизни он ослеп. Последние литературные труды писали с его слов ученики. День памяти святого в русской православной Церкви отмечают 28 января по старому стилю (10 февраля). Почитают Исаака Сирина в Сиро-Яковитской православной церкви и Ассирийской церкви Востока.

История жития святителя

О святом Исааке Сирине сохранилось очень мало информации, из-за чего его долгое время принимали за Исаака Антиохийского. На самом деле это два разных человека.

Молодой монах

Точные данные о месте и дате рождения великого подвижника отсутствуют. Также неизвестен год его отхода к Господу. Предположительно он жил в VI-VII веках в Сирии и Ассирии.

Преподобный Исаак Сирин является одним из глубоко почитаемых отцов церкви

Он прибыл в монастырь Мар-Матфей из Ниневии или Беф-Катарайи и принял постриг вместе с братом. Оба они выделялись духовными дарованиями среди братии монастыря. Брата преподобного Исаака избрали настоятелем, а сам он выбрал путь отшельничества. Святой отец всячески старался избежать известности и славы человеческой и не покидал пустыню несмотря на просьбы брата о возвращении.

Епископ и его паства

Жители города Ниневии узнали о подвижнике и его великих духовных дарованиях от Господа. Они усердно просили отца быть их архипастырем. Святой Исаак, считая послушание одной из важнейших и главнейших добродетелей, смиренно согласился. Его рукоположение осуществилось патриархом Георгием. Так преподобный стал епископом Ниневийским.

Став на архиерейский престол, подвижник проявлял всяческую заботу о вверенной ему пастве

Святого отца не интересовала слава и почести, ему важно было спасение людей. Но меньше чем за шесть месяцев епископ убедился, что жители Ниневии ведут образ жизни, идущий вразрез со Святым Евангелием, и не хотят менять привычный устой

Так, один человек был должен крупную сумму, но не имел возможности вернуть долг. Он просил заимодавца об отсрочке и обратился со своей проблемой к епископу Исааку. Преподобный старался вложить в сердце заимодавца зерна Святого Писания, наставлял его в христианском отношении к ближним. Он указывал на слова из Евангелия, говорящие о прощении всего долга тому человеку, который не имеет чем заплатить и находится в трудном положении. Но богатый заимодавец прямо заявил, что жить по Евангелию неудобно и невыгодно, кроме того, есть более важные и интересные вещи.

Ряд подобных ситуаций убедили епископа, что ниневитяне не хотят исправляться и изменить их ему не под силу. По словам историков, к этому добавлялось то, что в городе было много еретиков – монофизитов. Подвижник радел о чистоте Православия, не был приверженцем пустых споров и бессмысленных разговоров о догматике. В итоге он снова вернулся к отшельнической жизни.

Последние годы

Подвиг отшельничества преподобный нес до самой смерти. Подробности о жизни подвижника неизвестны. Сохранились свидетельства его учеников, которые рассказывали, что преподобный любил читать Святое Писание, и от этих его трудов и многого плача отец Исаак лишился зрения. Поэтому послушники даже называли его «второй Дидим», имея в виду Дидима Слепца – великого богослова IV в.

Труды подвижника последних лет его земной жизни были записаны под диктовку его учениками. Предположительно земные труды преподобный завершил в VII в.

Исаак вместе с братом в монастыре

Назначение отшельника епископом Ниневии

Аскетическая жизнь в последние годы

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия — смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Божье предзнаменование

Такая жизнь в большом городе сказывалась на состоянии души, хотелось умиротворения. Поэтому Ефрем поделился своими терзаниями с одним из старцев. Тот в свою очередь посоветовал уйти в горы, которые располагались недалеко от города. Но этому же старцу в скором времени явилось ведение, где ему было указано о том, что Ефрем послан Богом для просвещения людей. В скором времени преподобному пришлось вернуться в оживленный город и заняться проповедями и толкованиями, но теперь этому был только рад святой Ефрем Сирин. Житие его было предначертано самим Господом.

Свои толкования Ефрем начал записывать для потомков, именно эти труды сохранились на долгие годы. Шло время, проповеди притягивали к себе огромное скопление народа. Ежедневно приходилось общаться с массой людей, каждому что-то толковать и объяснять. Ефрем начал снова задумываться о том, чтобы уйти, но ему пришло видение. Перед ним явился Ангел, который запретил святому убегать от собственного креста и велел продолжать служение людям во имя их спасения.

С целью обучения окружающих было принято решение открыть училище, из стен которого вышло большое количество знаменитых, умных и мудрых людей. Но, несмотря ни на что, Ефрему приходилось уходить ненадолго, все же ему нужно было время, чтобы побыть наедине с Богом. В пустыне его трудами была основана небольшая обитель, где он уединялся с целью отдыха и приобретения духовных сил. Такая практика помогала ему легче нести свой крест и обучать окружающих людей. Можно сказать, что двойственную жизнь вел преподобный Ефрем Сирин. Житие его описывает моменты, как общественной жизни, так и отреченного уклада.

Тексты

Тексты славославной службы (Стихры, глас 4, Слава, глас 5) святому учителю безмолвия составлял насельник Оптинской пустыни. Кондак и тропарь составляла монахиня Киприана (остров Патмос, Благовещенский монастырь).

Тропарь

«Дoброе священствуя во градех, и в пустынях вселивыйся прoцвел еси, Исааче, начальник монашествующим показался еси и учитель пoдвижников, сего ради память твою достодолжно празднующие, сице взываем: слава прoславившему тя Христу, слава тя освятившему, слава давшему нам тя, предстателя искуснoго».

Кондак

«Яко иерарха бoгоносного и преподобного, учредителя пустыни тя вoсхваляем, Исааче священноявленне, предстателю наш. Но яко имейя дерзновение ко Господу, о всех моли чтущих тя и взывающих ти: радуйся, отче богомудре».

Величание

«Иже на горах благоведения вогнездившаяся и пустынолюбных собрание обучиша небесному жительству, удаляющии от стремнин греха и показующии добродетели восход, стези светлейшии и прямыя, молитвы светила и покаяния образи, небопарнии орли Церкве крыла огненная, Ефрема радостопечального и Исаака небомудреного в песнях возвеличим и призовем: приникните к нам отцы с высоты вашего смирения и нашу нищету ущедрите, восполняя молитвами вашими скудость наших дел, яко пребогатии».

Канон

«Преславный в мори устроивый людям путь, небесное нам шествие проходимо сотвори да новую песнь поим Тебе Господи. Пустыни сирская процветание, пастыря мудрейшего ниневитских граждан и рачителя священного безмолвия, в песнях псаломски богоносного Исаака похвалим, верни, молитвенника о душах наших теплейшего».

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, «выше богатства».

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины.

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с «эллинской мудростью» он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. «Сирский пророк» (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Творческое наследие

Хотя о жизни подвижника не сохранилось подробных сведений, до наших дней дошли многочисленные труды, наставления и поучения святого, например:

  1. Труд «Подвижнические наставления». Представляет собой сборник высказываний, кратко изображающих подвижнический образ жизни. В наставлениях затронуты темы страха Божия, удаления от мира и приближения к Богу, о пути духовного роста.
  2. «Слова подвижнические». Входят в состав I тома сочинений преподобного, которые были опубликованы в 1907 году.

В наставлениях преподобного собраны поучения по большей части для монашествующих о спасении, отречении от мира, о борьбе с помыслами. Содержатся советы относительно молитвенного правила, аскеты, воспитания добродетели и пр. Многие высказывания подходят для использования мирянами как руководством в духовной жизни. Подвижник не делал большого различия в своих записях между монахами и мирянами, больше уделяя внимания душе человека в целом.

В основе всех трудов преподобного отца – внутренняя жизнь и борьба человека. Он редко касается темы видений и откровений, хотя обладал даром пророчества. По слову святого Исаака главной добродетелью является смирение, без которого Господь не войдет в человеческое сердце.

Преподобный прославился своими литературными трудами

Подвижник учил, что человек не способен смириться без скорби, без вразумления от Господа. Скорбь – спасительный путь, идя которым люди приближаются к своему Творцу

При этом важно укрепляться, терпеть и не роптать, ведь Господь по милости и человеколюбию терпит всякого грешника, кроме тех, кто постоянно ропщет. Таким людям посылаются вразумления

В древние времена перевод трудов Исаака Сирина имел ряд сложностей. Греческий вариант опускал сложные места, а так как манера написания и составления наставлений преподобного считалась одной из наиболее сложных, то в греческом переводе есть много пропусков. С другой стороны, в переводах не во всех местах сохранился смысл, заложенный автором.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Творческое наследие

В сирийских источниках указывается, что Ефрем Сирин создал около 1000 трудов. Часть текстов сохранилась на греческом, латинском, славянском и других языках. Подлинность некоторых трудов не доказана, а только приписывается святому.

Все труды преподобного можно разделить на несколько групп:

  1. Экзегетические трактаты – толкования библейских текстов. Славу Ефрему принесли толкования «Пятикнижия Моисея», пророчеств, свода 4-х Евангелий Татиана, послания Павла.
  2. Беседы в стихах. Небольшие поэтические творения называются мемре, они объединены в группы по темам. В форме мемре написаны беседы о Светлой седмице, о вере, о Никомидии, о хвале за трапезой.
  3. Гимны. Эти тексты исполняются как песни с мелодией.

Тексты святого отца наполнены глубоким чувством, полны аллегорий и скорби о том, что подлинная жизнь разительно отличается от идеалов христианства.

Молитва святого Ефрема считается гимном православия:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!»

В коротком тексте заключены основные упования христиан – на осознание и избавление от грехов, обретение терпения, любви, покаяния, предания себя Божьей воле.

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

После того, как преподобный Иаков Низибийский умер, Ефрем Сирин поселился в Едессе

В 350 году умер Иаков Низибийский и преподобный Ефрем перебрался в город Едессу. Здесь находился священный образ «Спас Нерукотворный», кроме того, здесь же проповедовал апостол Фаддей. В окрестностях Едессы процветала иноческая жизнь. Так как святой не имел материальных средств к существованию, он устроился работать в местную баню.

Святой Апостол Фаддей, апостол от 70-ти, бейрутский епикоп. Святой апостол Фаддей проповедовал в Едессе, когда туда пришёл преподобный Ефрем Сирин

В это время в Едессе проживало большое количество язычников. Святой часто беседовал с ними, движимый желанием распространить христову веру. Одни раз в процессе такой беседы Ефрема заметил один старец из находящейся рядом обители. Поговорим с ним и выяснив, что преподобный желает присоединиться к местному иночеству, он его отвел на гору, где жили местные монахи.

Отшельники жили трудом и молитвой, в качестве келий им служили пещеры, в качестве пищи они употребляли местную растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. Он стал пример для него на пути аскетического подвига. Предание гласит о том, что таланты Ефрема Сирина первым заметил как раз старец Иулиан.

Едесса, Турция. Остатки древнего города. После смерти святого Иакова Нибизийского преподобный Ефрем Сирин поселился в Едессе. Фото: upload.wikimedia.org

В это время святой Ефрем слыл образованным человеком, так как много читал. При этом он ещё не пришёл к писательской деятельности. К ней он приступил лишь только тогда, когда через откровение от прозорливцы получил на это Божие благословение.

Ефрем Сирин – юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Не надо надмеваться своими достижениями и праведностью

Священник Игорь Степанченко, настоятель Борисо-Глебского храма, г. Часов-Яр:

Когда Церковь призывает во время поста молить Господа об удалении от нас духа любоначалия. Что же это за дух? Любоначалие — это грех, когда человек, имея какие-либо заслуги, достижения в своей жизни, приписывает их себе, хвалится ими перед Богом и людьми, превозносясь над ними. Когда человек пытается быть властьимущим, главным, желает всеми командовать, указывать. Любоначалие — это значит любить начальствовать. Но мы все должны подчиняться Богу, Троице Нераздельной и Единосущной.

Любоначалие в основе своей — это гордость житейская. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Мать всех грехов человеческих есть тщеславие, а её червь — гордость». Кто постится, имея её, тот постится только наружно. Фарисей постился, но пользы не получил. Напротив: мытарь не постился, но предпочтён постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, а другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.

В известной евангельской притче о мытаре и фарисее заключается учение Церкви, которая говорит нам, что мытарь — смиренный сборщик податей — вошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей — гордый законник. Примером мытаря и фарисея Христос показывает нам, что надмеваться и хвалиться исполнением закона и своей праведностью не надо. Надо при исполнении закона являть смирение перед Богом и ближними. Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими теряет всё, что приобрёл.

Желая возвыситься, человек пал. Чтобы восстать, надо смириться и принять помощь от Бога (2 Кор. 12:9-10).

В конце своей жизни святой Ефим Сирин совершил путешествие в Египет

В конце жизни преподобный Ефрем пожелал увидеть известных египетских подвижников. Для этого он вместе со своим учеником знавшим египетский язык добрался до Средиземноморского побережья.

По морю святой отправился в Нитрию и далее в путешествие по Египту. Здесь он встретил и побеседовал с иноком Паисием, кроме того, житие святого также говорит о том, что он во время путешествия исцелил одного арианина, изгнав из него лукавого духа.

Василий Великий, икона, икона XVIII века. Во время путешествия в Египет и посещения Кесариии Каппадокийской преподобный Ефрем Сирин встретился со святым Василием Великим. Фото: upload.wikimedia.org

Во время путешествия обратно из Египта святой осуществил ещё одно своё желание — встретиться с Василием Великим. К этому моменту он считался ревнителем Православия, и слава о нём распространилась по всему православному миру.

Для этого Ефрем посетил Кесарию Каппадокийскую. Встреча произошла в храме, и святые обсудили важнейшие вопросы внутрицерковной жизни. Житие святого сообщает о том, что во время встречи Василий Великий рукоположил Ефрема Сирина во диакона.

Кроме того, он также пригласил его занять епископскую кафедру. Святой Ефрем от этого предложения отказался, так как считал себя его недостойным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector