Духовный регламент 1721 года

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами. Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора

Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.


В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

Источники церковного права новейшей эпохи.

Поместным Собором Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. и восстановлением Патриаршества открылся новейший период в истории нашей Церкви. В жизнь Церкви вновь вошли Поместные Соборы как ее высший канонический орган. Собор продолжал свою работу более года. На нем обсуждались все важные вопросы церковной жизни: об устройстве высшей церковной власти и епархиального управления, о взаимоотношениях Церкви и государства, о проповедничестве, о духовных школах, монастырях. Программа Собора в силу обстоятельств того времени не была выполнена до конца.

Тем не менее Собор издал ряд определений, которые публиковались в церковной печати и вышли в 1918 г. отдельным изданием в 4 выпусках под названием «Определения.» Важнейшие из этих определений следующие: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России,» «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете,» О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления,» «О порядке избрания Святейшего Патриарха,» «О Местоблюстителе Патриаршего Престола,» «О епархиальном управлении,» «О викарных епископах,» «О православном приходе» (Приходской устав), «О монастырях и монашествующих,» «О поводах к расторжению брака,» «О правовом положении Церкви в государстве,» «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.»

Эти определения составили настоящий кодекс Русской Православной Церкви, заменивший «Духовный регламент,» «Устав Духовных Консисторий» и целый ряд более частных законодательных актов синодальной эпохи.

В решении вопросов всей церковной жизни на основе строгой верности православному вероучению, на основе канонической правды Поместный Собор обнаружил незамутненность соборного разума Церкви. Канонические определения Собора послужили для Русской Церкви на ее многотрудном пути твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении крайне сложных проблем, которые в изобилии ставила перед ней впоследствии жизнь.

В 1945 г, состоялся новый Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое «Положение о Русской Православной Церкви,» которое заменило «Определения» Собора 1917-1918 гг. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, основанные на пережитом Церковью бесценном опыте, заключались, в целом, в подчеркивании иерархичности церковного строя. «Положение» Собора 1945 г. расширяло компетенцию Патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 г., пересмотрел «Положение о Русской Православной Церкви» в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами.

Поместный Собор 1971 г., на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), утвердил изменения, внесенные в «Положение о Русской Православной Церкви» Архиерейским Собором 1961 г. Поместный Собор вынес также постановление об отмене клятв Большого Московского Собора 1667 г. на старые обряды.

Поместный Собор, состоявшийся в 1988 г. — в год тысячелетия Крещения Руси, — издал «Устав Русской Православной Церкви» — основной действующий ныне закон нашей поместной Церкви, в котором несравненно подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви,» регламентируются устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и монастырей. «Устав» вобрал в себя выдержавшие испытание жизнью принципы церковного строя, которые легли в основу «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. и «Положения,» изданного Собором 1945 г.

В «Журнале Московской Патриархии» регулярно помещаются определения Священного Синода и указы Святейшего Патриарха, в том числе и те, которые носят нормативный характер.

Внешнее право нашей Церкви обусловлено государственными законами и постановлениями, которые публикуются в официальных периодических изданиях и отдельных сборниках. Особенно полон по подбору правовых актов, касающихся религиозных объединений, в частности и Русской Православной Церкви, сборник профессора П. В. Гидулянова «Отделение Церкви от государства,» вышедший третьим и последним изданием в 1926 г. Этот сборник, естественно, включает в себя правовые акты, относящиеся к первому десятилетию истории Советского государства.

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ»

Страница 1 из 5

«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» – законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 г. Утверждён царём Петром I, введён в действие манифестом от 25 января 1721 г., которым учреждалась Духовная коллегия как высший орган церковной власти и одновременно государственное ведомство, с момента открытия 14 февраля – Святейший Правительствующий Синод. «Духовный регламент» определял структуру и функции Святейшего Правительствующего Синода и устанавливал систему государственного контроля над деятельностью церкви. Первая публикация «Духовного регламента» последовала 16 сентября 1721 г. Его значение вышло за рамки инструкции для одной из петровских коллегий. Основой «Духовного регламента» была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая…» (1718–1720 гг.). Она была отредактирована и дополнена царём. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель патриаршего престола Рязанский митрополит Стефан (Яворский), который ссылался на неясность отдельных положений «Духовного регламента». Пётр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III (1716–1726, 1732–1733 гг.) с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст «Духовного регламента» не был выслан в Константинополь. В 1723 г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от других патриархов. Создание «Духовного регламента» вытекало из общего направления церковной политики Петра I, которую он формулировал как «исправление духовного чина». Она заключалась в ликвидации патриаршей системы управления церковью, устранении возможности оппонирования царю со стороны церкви, результатом чего явилось снижение влияния церкви на общество. Идейным источником «Духовного регламента» послужили протестантские теории о верховенстве светской власти в духовных делах. На их основе архиепископ Феофан выработал обоснование прав российского царя как верховного блюстителя «правоверия и всякого в Церкви святой благочиния», имеющего власть над церковью, подобно германским протестантским князьям, распространявшим свою светскую и одновременно духовную власть на принадлежащие им территории. Кроме того, архиепископ Феофан исходил из положений популярной тогда в Западной Европе теории «естественного права», правовых концепций «полицейского государства», которые не оставляли церкви и вере самостоятельного места в обществе. Церковь рассматривалась как один из инструментов достижения «общего блага», как элемент государственной системы воспитания, образования подданных и контроля над ними.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Основные положения Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

Разработчики и авторы регламента

Проект закона был разработан по поручению императора епископом Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. Этот документ считается одним из ярчайших образцов творчества автора.

Феофан Прокопович

О происхождении епископа известно мало. По историческим сведениям, он был выходцем из Смоленска, родители его были мелкими торговцами. Мальчик рано осиротел, и его взял на воспитание родной дядя, ректор Киево-Братской коллегии. Ребенок получил хорошее духовное образование. Будучи уже взрослым, он окончил полный курс иезуитской коллегии в Риме.

Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.

Петр Великий, убедившись в столь лояльном отношении монаха, вызвал его в столицу для реализации реформы. После образования Святейшего Синода Феофан Прокопович некоторое время возглавлял его, а затем стал его первенствующим членом. Он также являлся активным сподвижником и соратником Петра I в реформировании управленческого аппарата церкви с целью ликвидации ее автономности от государства и полного подчинения духовенства императору.

Петр I

Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве получил хорошее домашнее образование. С юных лет владел немецким, голландским, английским и французским языками

Кроме того, царевич в дальнейшем освоил множество разноплановых ремесел, уделяя особое внимание военно-морскому делу. Был чрезвычайно волевым, целеустремленным и работоспособным человеком

Государь представлял собой не совсем привычный для того времени тип личности: в силу особенностей воспитания, он не имел большой склонности к старым обычаям и московским придворным порядкам, но был очень чуток и восприимчив к немецкой и вообще заграничной культуре.

Масштаб изменений, произошедших в русском государстве по воле императора, трудно оценить однозначно.

Совершенно новая форма армии и флота, значительное увеличение масштабов государства, наличие выхода к морю, отношения с Европой, изменения внешнего вида русских придворных — все эти изменения давали повод для горячих дискуссий о деятельности правителя. Даже при жизни Петра мнения о его правлении и реформах были противоречивы. Ближайшие соратники во всем поддерживали и считали все начинания успешными. Народ в большинстве своем соглашался с раскольниками и считал Петра «антихристом».

Но и те, и другие признавали, что в государстве произошли радикальные перемены. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на прежнюю.

История разработки и издания

В октябре Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

История разработки и издания

В октябре 1718 Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю 1720 проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

Основные положения Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.


В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти

Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.

Первенствующие члены

Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:

  • Стефан Яворский;
  • Феофан Прокопович;
  • Амвросий Юшкевич.

Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector