Святой дух

Властитель всего мирского

Князем мира сего является не кто иной, как диавол. С начала времен этот возгордившийся дух является человекоубийцей и лжецом, главным врагом спасения человеческой души. Диавол является не просто неким абстрактным злом, а реальным духовным существом. Когда-то он был херувимом, но пал по причине своей гордыни. Он и является князем этого мира. Других духов последовало за Люцифером неисчислимое множество. Они, не зная ни минуты отдыха, непрестанно ведут борьбу со всем добрым и светлым, стремясь насадить на земле ад. И в этом им содействуют те люди, которые подвержены духу мира сего.

Богослов Константин Сильченков полагает: они копят сокровища на земле, и не способны подняться выше тех вещей, которые можно увидеть и потрогать. Сердцем своим они прилепились к деньгам, славе, преходящим плотским наслаждениям. Для них уже нет истины и нравственности, а в их голосах звучит отчаянная злоба.

А где же дух?

С духом все еще сложнее. Если человек двусоставен и создан Богом из тела и нематериальной души, то откуда же в нем вдруг появился дух? И что он такое?

Св. Игнатий Брянчанинов давал определение духа как стремление ума к божественному разуму, через которое человек постигает мудрость Бога. Это некое свойство души, для развития которого она использует мозг и сердце. А следовательно, дух является свойством (частью?) души, находится в ней и с ней же исходит из тела по смерти человека.

Святитель Иоанн Златоуст вообще считал, что душа и дух – это синонимы как тело и плоть.

Среди богословов вопрос о духе так и не решен. Возможно, что дух, как считал Свт. Григорий Палама, действительно является неким божественным даром человеческой душе, которая с помощью него может видеть, ощущать и чувствовать самого Бога.

Духовный человек — образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его

Сущность души человеческой

Нематериальная сущность – это является, тем что болит, когда нет каких-либо причин на боли физической (т. е. тело здорово), такое как правило происходит, когда человеческие желания происходят вопреки возникшим обстоятельствам. А отличие духа от души заключается в том, что он не способен воспринимать подобных чувств.

Одной из наиболее чувственных сфер жизнедеятельности считается тягость к греходеянию. Повинуясь телу человеческая сущность может быть осквернена прегрешением. Нематериальная же часть осязает Божественную красоту и влияет на душу, помогая ей приблизиться к идеальности, пробуждая чувство влечения к изящности, очищая помыслы и порождая стремление к бескорыстию и искуплению больших грехов в православии. При этом нематериальная часть не может подвергнуться влиянию сущности.

Господь всегда с Вами!

  • Интересное в православии
  • Это необходимо знать каждому

интересное

III. И, наконец, в-третьих, кто те люди, которые получают утешение?

Я люблю в конце проповеди — и вам это известно — воскликнуть: «Разделитесь! Разделитесь!» Передо мной здесь два лагеря: утешенные и безутешные, принявшие утешение Святого Духа и не принявшие. Позвольте «испытать» и «просеять» вас, чтобы отделить пшеницу от соломы; да даст Бог соломе в этот вечер превратиться в Его пшеницу.

Вы скажете: «Как я могу знать, принял ли я утешение Святого Духа?» Вам необходимо знать одно: если вы получили одно благословение от Бога, то получите и все остальные. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Представьте себе, что здесь устроил аукцион и стал выставлять на торг Евангелие по частям. Лот номер один «Оправдание через кровь Христа». начальная цена которого — бесплатно, даром. Я уверен, что многие из вас сказали бы: «Я беру оправдание, дайте его мне. Я хочу быть оправданным и прощеным». Далее я выставил освящение, отвращение от всех грехов, полное изменение сердца, прекращение пьянства и сквернословия. Тогда многие бы сказали: «Это мне не нужно. Я хочу попасть на небо, но я не хочу такой жизни. Я хотел бы быть спасенным в конце концов, но я хочу оставлять бутылку. Я желаю оказаться в славе, но совсем не намерен отказываться от нецензурной брани». Нет, грешник, если ты хочешь одного благословения, то должен получить вместе с ним все остальные. Бог не делит Евангелие. Он не дает оправдание одному человеку, а освящение другому, прощение одному, а святость другому. Нет, одно от другого неотделимо. «Кого Он призвал, тех Он оправдал; кого Он оправдал, тех Он освятил; а кого Он освятил, тех Он прославил».

Если бы я не предлагал вам ничего, кроме утешения Евангелия, то вы набросились бы на него, как мухи на мед. Когда вы болеете, то зовете служителя. Вы все хотите, чтобы к вам пришел пресвитер и утешил вас. Но если он окажется честным человеком, то не даст вам ни капли утешения. Он не станет изливать масло, когда требуется нож. Я хочу, чтобы человек почувствовал свои грехи, прежде чем я скажу ему хотя бы слово о Христе. Я хочу проникнуть в его душу и заставить его ощутить, что он потерян, прежде чем я начну рассказывать о благословениях искупления. Познали ли вы горечь осознания греха? Чувствовали ли вы себя виновными перед Богом? Смиряли ли вы душу у ног Христа? И видели ли вы в Голгофе свое единственное убежище? Если нет, то вы не имеете права на утешение. Вам не достанется ни единствен ной частицы утешения. Дух прежде всего — Обличитель, а только потом — Утешитель. Сначала Святой Дух должен воздействовать на вас, а потом вы получите утешение.

Я сказал все, что хотел сказать. Вы вновь услышали меня, такого болтуна. О чем же я говорил? Что-то об Утешителе. Но перед тем как вы уйдете, позвольте задать один вопрос: «Что вы знаете об Утешителе?» Пусть каждый из вас, выходя отсюда, задаст его себе, пусть этот вопрос глубоко затронет вашу душу: а на самом деле, что я знаю об Утешителе? О, несчастные души, не знающие Утешителя, я скажу вам, кого вы узнаете! Вы узнаете Судью! Если на земле вы не знаете Утешителя, то на том свете вы узнаете Обвинителя, который скажет: «Отойдите от меня проклятые в вечный огонь ада». Если бы мы жили на земле вечно, то вы могли бы пренебрегать Евангелием; если бы ваша жизнь принадлежала только вам, то вы могли бы презирать Утешителя. Но, милостивые государи, вы умрете! С тех пор как мы виделись последний раз, кто-то из нас уже отошел в мир иной, и прежде чем мы вновь соберемся здесь, кто-нибудь другой окажется либо среди прославленных вверху, либо среди проклятых внизу. Где будете вы? Пусть ответит ваша душа. Если сегодня вечером вы не встанете со скамьи, на которой сидите со словами раскаяния, то где вы окажетесь: на небесах или в аду?

Не обманывайте себя. Пусть совесть сделает свое дело. И если пред Богом вы вынуждены будете ответить: «Я опасаюсь, что могу разделить судьбу неверных», — то послушайте, что я скажу вам: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Уставший грешник, пораженный сатаной, проклятый, распутный, вор, грабитель, прелюбодей, изменник, пьяница, сквернослов, я обращаюсь к тебе и ко всем остальным. Я не исключаю ни одного человека. Бог сказал, что не может быть никакого исключения. «Всякий верующий во имя Иисуса Христа спасется». Грех не помеха, вина не препятствие. Всякий, даже если он подлый, как сатана, и грязный, как демон, всякий, уверовавший этим вечером, будет прощен. Все его преступления будут забыты, а грехи покрыты. Он будет спасен Господом Иисусом Христом и будет посажен на небесах в полной безопасности. В этом слава Евангелия. Да поможет Бог сердцем принять эти слова, и пусть Он даст веру во Христа!

Задача Духа Святого не выполнена до тех пор, пока Он не создаст в нас страстное, постоянно растущее желание ко Христу!

Как вы думаете, какую невесту Дух Святой представит Иисусу Христу в день Откровения? С половинчатым сердцем? Чья любовь теплая или холодная? Которая не привязана к Иисусу? Которая не желает близости с Иисусом?

Если вы в самом деле любите Иисуса, Он никогда не выходит из вашего ума. Он присутствует в каждом моменте вашего хождения. Некоторые христиане думают: «Это случится после моей смерти. Когда я приду в небеса, всё изменится. Я тогда стану Невестой Христа». О, нет, смерть не освящает никого! Дух Святой находится здесь теперь, Он жив и трудится в вас, чтобы создать в вас пылкую любовь ко Христу на этой стороне от смерти, а не после!

Римлянам 8:26 описывает одно из наиболее сильных действий Духа Святого в сердце верующего: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем о чём молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».

Что это за воздыхания Духа Святого глубоко внутри нашего сердца? Что это за чувства, которые настолько глубоки, что нет слов, чтобы выразить их?

Еврейское слово, переведенное как «воздыхания», значит «томление» — сильное желание, тоска по Иисусу. Вы можете томиться по Иисусу так сильно, что вы находитесь в Его присутствии и ничего не исходит из вас, кроме воздыхания, чего-то такого, что невозможно выразить. Оно говорит:

«Иисус, Ты единственное счастье, которое есть в этом мире. Я попробовал и увидел, что Ты добр и прекрасен — и Я хочу Твоей полноты.»

Это глубокий внутренний вопль того, кто жаждет святости и мучится от своих беззаконий. Он сознает: «Я не знаю, как молиться. Я не знаю, за что молиться.» Вопль его сердца: «Дух Святой, приди! Ты знаешь сущность Бога. Ты знаешь, как молиться в соответствии с волей Отца. Иди со мной — управляй мною!» Это и есть признак того кто ходит в Духе.

Он имеет неутолимую жажду по Иисусу. И это не потому, что ему надоел весь сор этого мира — вся эта грязь, преступность, наркотики и безработица. Нет, он просто, как Павел, только желает оставить всё и быть с Иисусом!

Такой человек, погруженный в безмерное желание и чувства, движим Духом Святым и идет за Христом. Его сердце так желает Христа, что нет слов, чтобы выразить Его жажду и любовь. Это чудесное, сильное переживание, но оно также и болезненно, потому что он ещё не может прийти в полноту того, что ожидает его!

К сожалению, очень немногие имеют сегодня это страстное томление по Христу. Нет стремления и жажды быть с Ним. Каждое воскресенье церкви заполняются христианами, которые никогда не испытывают и не проверяют свою любовь ко Христу!

Но Дух Святой находит Свой народ, Своих людей! Они позволяют Духу Святому руководить ими. Они начинают подчиняться Ему — и чем больше они делают это, тем больше Его внутренние воздыхания в них.

Дорогой верующий, что произошло в вашей жизни с тех пор, как вы спасены? Руководитесь ли вы только чувствами? Или вы равнодушны и теплы? Или вы боитесь воспламениться к Господу, потому что вас сочтут за фанатика?

Просите Духа Святого так открыть Христа вашему сердцу, чтобы вы полностью отделились от этого мира. Это случилось с Авраамом. Он говорил: «Я только пришелец здесь.» Он искал города, которого художник и строитель сам Бог. Он имел видение, и его глаза были открыты для вечности.

Можете ли вы сказать сейчас, что вы готовы быть с Ним, что вы желаете Его больше, чем собственную жизнь? Вы можете это говорить часто, но что это значит для вас, когда вы поёте: «Он для меня больше, чем жизнь»? Стала ли ваша любовь к Иисусу более пылкой, чем когда вы впервые встретились с Ним?

В этот момент Дух Святой прикасается к угасающему угольку вашей любви. Это происходит потому, что Он желает зажечь ваше сердце огнём. Позволите ли вы Духу Божьему изобличить ваш грех и неверие? Если так — радуйтесь! Он хочет, чтобы вы были очищены от всякого пятна и порока в тот день, когда вы встретите вашего Жениха

Итак, подчинитесь Его руководству. Позвольте Ему сделать Его работу в вас полностью -и вы узнаете по настоящему, что значит «ходить в Духе!»

Ароматы в церкви

В церковной эстетике значение ароматов огромно. С самой глубокой древности во всех практически религиях возжигание ароматических веществ знаменовало контакт с божеством. Это нашло отражение в самом слове «парфюмерия», этимология которого восходит к латинской фразе per fumum, что дословно можно перевести: «через дым». Такое же примерно значение имеет и греческое слово фимиам – от θυμιάω – жгу, курю.

Церковные благовония имеют глубокий символический смысл. Здесь и вознесение к мысленному Небу наших молитв, подобно вознесению вверх дыма ладана, и напоминание об аромате утраченного рая, и благоухание грядущего Царства Небесного, и символ присутствия Бога в храме во время богослужения…

Потому в церкви благовония используются на каждом шагу. Это и дым ладана, и святое миро, и елей для помазания и многое другое.

Но как быть с личным использованием ароматов вне храма на бытовом уровне? Ответ напрашивается сам собой – как есть. Сейчас ароматизировано почти все, что имеет отношение к быту и гигиене: мыло, шампуни, гели, зубные пасты, стиральные порошки, средства для мытья посуды, полов, ванн и т. д. Почему же стирать одежду чем-то ароматическим – это нормально, а в меру благоухать самому – нет?

Конечно, в аскетической литературе наверняка можно найти возражения против любых украшательств, в том числе против использования благовоний, но эти советы стоит всегда понимать в конкретном контексте, а не в качестве категорических заповедей, и заодно проверять себя, не скрывается ли за нашим демонстративным «аскетизмом» какая-либо другая страсть. Знавал одного верующего, который с ужасом и «праведным гневом» отзывался о самой возможности использования верующими духов, но при этом спокойно тратил деньги на новейшие модели смартфонов, которыми потом активно хвастался.

Святой Дух — кто Он?

Природа Бога всегда будет оставаться для нас тайной. Человеческому разуму в силу его ограниченности не охватить всего, что связано с Богом. И всё же, читая Библию, мы можем прикоснуться к этой тайне. Сегодня мы поговорим о Личности, вызывающей, пожалуй, больше всего дискуссий. Итак, Святой Дух — Кто Он?

Некоторые думают, что Дух Святой — это просто Дух Бога. Но, обозревая всё, что открыто в Библии о Святом Духе, весьма очевидно, что Святой Дух является Личностью. Любая личность характеризуется тем, что обладает чувствами, разумом и волей, позволяющими принимать самостоятельные решения.

Священное Писание подтверждает, что Дух Святой может:

  1. Говорить и руководить: «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деяния Апостолов 8:29).
  2. Запрещать: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деяния Апостолов 16:6, 7).
  3. Учить: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Евангелие от Иоанна 14:26).
  4. Утешать: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Евангелие от Иоанна 14:16, 17).
  5. Пророчествовать: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Послание Петра 1:21).
  6. Давать дары: «Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Послание коринфянам 12:7–9).

Дух Святой имеет:

  • Волю: «Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Послание коринфянам 12:11).
  • Интеллект: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по Божией» (Послание римлянам 8:27).
  • Любовь: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Послание римлянам 15:30).
  • Чувства: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Послание ефесянам 4:30).

Иисус Христос, давая поручение Своим ученикам перед вознесением, сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея 28:19). Таким образом, Он подтвердил Божественность Святого Духа и Его равенство двум другим Личностям Божества — Отцу и Сыну.

Поистине природа Божества уникальна. Под словом «Бог» следует понимать Трех Личностей, составляющих небесное правление и действующих в такой совершенной гармонии, единстве и любви, что Они составляют из Себя одно целое.

По книге Евгения Седова «Триединство Бога»

Газета «Сокрытое Сокровище» июнь 2021 г.

Поделиться

Святой парфюмер

Мозаичная икона св. Або Тбилисского в его часовне в Тбилиси

Среди тысяч святых люди разных профессий издревле находят для себя подвижников, которых можно было бы назвать «покровителем профессии». Не зря в святцах можно встретить особые категории святых – врачи-бессребреники, святые воины, святые правители и т. д. Покровители имеются наверняка среди всех достойных профессий. Но есть святой, которого можно было бы назвать «покровителем парфюмеров». Это мученик Або Тбилисский.

Святой Або жил в VIII веке в Багдаде. Он был арабом-мусульманином и занимался изготовлением благовонных масел (традиция изготовления масляных духов, перенятая арабами у персов и византийцев, существует до сего дня). В свите одного из грузинских правителей Або переехал в Грузию (в VIII веке большая часть Грузии находилась в вассальной зависимости от Арабского халифата) и там заинтересовался христианством. Сначала он пытался полемизировать с христианами, но в ходе богословских споров убедился в истинности христианского учения, принял Христа и отрекся от магометанства. После этого Або стал подвижником и начал проповедовать христианство мусульманам, за что был подвергнут пыткам и вскоре обезглавлен в Тбилиси. Так арабский изготовитель благовоний стал святым мучеником. Тело святого Або было сожжено, а пепел брошен в Куру. На этом месте, по преданию, и христиане, и мусульмане видели столпы света, а в XIII веке рядом с этим местом на берегу Куры был возведен знаменитый Метехский храм.

***

В принципе, никто никого не заставляет пользоваться духами. Можно ведь соблюдать гигиену и не пахнуть ничем. А можно с помощью аромата создавать свое настроение. Ведь могут одни люди жить без поэзии? Легко. А другие прозу жизни хотят чем-то скрасить. Все люди разные. Главное – не доставлять неудобства ближним. И в этом вопросе не стоит спорить, а, наверное, уместно вспомнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Что такое душа?

Совершенно очевидно, что душа есть у каждого человека – именно это обстоятельство отличает нас от животных. Разум и ум, чувства, совесть, мораль – все это производные души. Но что она сама из себя представляет?

На древних иконах душу показывали как дымок, исходящий их уст умирающих.

Святой Григорий из Ниссы определял ее как живую и разумную «сущность», Тертуллиан и Григорий Богослов указывали, что душа – суть «дыхание Бога», что тоже мало добавляет к определению: «Душа есть сущность сотворенная, живая, разумная».

Епископ из Емесса, Немезий, уточнял, что душа – точно не тело человека, и не свойство этого тела, а «бестелесная сущность». С ним соглашался Ориген, который верил, что душа – нематериальна.

Подводя итог, можно сказать, что человек – это плотское тело и бесплотная душа, которая имеет определенные свойства – бестелесность, разумность, ум, речь, бессмертие (неуничтожимость). Блаженный Феодорит из Кирра говорил о душе, что она «проста и разумна», а епископ Григорий (Нисский) говорил о сущности души как о «неименуемой и неведомой».

Христианские мыслители указывают, что и душа имеет границы. Например Тертуллиан, считал, что душа все же имеет свое «тело», свой облик, свои границы. А Св. Макарий из Египта уточнял, что душа как «тонкое тело» облекается членами тела телесного, но сама имеет вид и образ схожий с ангельским. Св. Епископ Ириней Лионский писал, что душа «имеет образ человека и поэтому узнаваема».

То есть бестелесная сущность – душа имеет свои границы и образ. Но раз она может быть видима и даже узнаваема, значит, она должна где-то находиться?

Мнение Феофана Затворника

Преподобный Феофан Затворник пишет о том, что дух мира представляет собой дух вражды против Высших, Божественных сил. Он заставляет человека впадать в разнообразные похоти. Если индивид хотя бы немного приобщится к данному духу, он полностью охладеет к христианству. Этот дух неприязнен к учению Иисуса Христа. Богослов пишет о том, что нельзя полагать, будто можно совместить материальное и духовное. Ведь дух мира – это лукавый дух, который постоянно обольщает человека. Только тот, кто прочно убежден в своей вере, способен ему противостоять.

Невозможно примирить истину Христа с ложью, которой постоянно орудуют темные силы. За ними скрываются адские глубины, говорит Феофан Затворник.

Дух в исламе

Дух и душа — в чем разница? В исламе с давних пор задавались этим вопросом. В отличие от православия, здесь понятия духа и души трактуются несколько по-другому. Считается, что дух наделен бесконечным количеством качеств и умений. Он может различать с помощью сознания, осознавать умом, быть в единстве с совестью, прислушиваться к мечте, любить сердцем. Некоторые способности духа проявляются через материальные человеческие органы, другие — ограничены ими. В исламе говорится, что дух — закон Аллаха, который управляет телесной оболочкой. Традиционно в исламской религии тело человека обозначается клеткой, а дух олицетворяется в образе птицы. Такая аллегория дает множество поводов для размышлений. К примеру, тело живет и служит духу, но дух ничем не обязан телу. Увеличивая в размере клетку, птицу не сделать больше. Подобным образом можно сказать и о физической и духовной красоте. Украсив клетку, нельзя сделать красивее саму птицу. Также физическое здоровье человека не указывает на его духовное развитие. В исламе говорится, что дух после смерти тела обретает свободу и освобождается от оков оболочки. Далее он сам по себе ожидает Судный День. Новую физическую форму дух обретает уже в загробном мире.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру. Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Что в православии означает душа

Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека

Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • ум;
  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного. Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать

Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.

Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану. Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Душа продолжает существование после смерти человека, её смерть — фигуральное выражение

После смерти человека душа никуда не девается и продолжает загробное существование. Однако Священное Писание сообщает жуткую вещь, будто душа может умереть:

(Мф. 10:28)

Подобных предостережений немало и у святых отцов. Дело вот в чём: бессмертное само по себе не умирает, но душа может «умереть» для:

  1. Греха.
  2. Бога.

Что значит умереть? То есть стать недосягаемой, как будто её нет, словно перестала существовать, то есть — умереть. Душа без Бога — это как орган без тела: фактически есть, но смысла в этом ноль. Потому такое событие и называется смертью.

А участь такой души, как мы видим, незавидна: геенна огненная.

Где же ты, душа?

Сами люди определяют нахождение души по-разному – одни называют солнечное сплетение, другие голову, третьи сердце, четвертые – вообще точку в 10 см над макушкой.

Ветхий Завет недвусмысленно связывает душу и кровь, причем, как у всех живых тварей – и у людей, и у животных. В книге Бытия (9:4) можно прочитать следующее: «Только плоти с душею ее, с кровию, не ешьте», а книга Левит трижды уточняет: кровь – табу, поскольку «душа тела в крови», «душа всякого тела есть кровь его». Именно отсюда исходит запрет есть кровь, который существует и у иудеев, и у православных христиан.

Однако многие из Святых отцов думали по-своему. Святитель Григорий Богослов считал, что душа – это не огонь, не гармония разных частей, составляющая единое целое, и уж точно не «кровавый поток», пробегающий по телу. Святитель Григорий Палама писал, что душа бесплотна, и потому не может занимать конкретное место, но она и не вездесуща, а значит, ограничена.

Богослов и антрополог Авраам Позов, живший в XX веке, писал, что душа с человеческим организмом связана «в определенных пунктах», но пронизывает собою все тело, занимает его форму и из-за этого в древнецерковной науке называется «тонким телом» человека.

Уровни развития души

  1. Молодая душа может быть сравнима с животным: человек управляется инстинктом и оказывается поглощенным борьбой за жизнь. Отсутствует умственное, культурное развитие, возможность оценки себя.
  2. Учебный класс души представляют люди не очень высокой культуры, но с наличием определенных интересов.
  3. На следующем уровне проявляется стремление к культуре и искусству, духовному развитию, углублению морали, появлению нравственности.
  4. На самом высшем уровне души присутствует возможность работы на эволюцию и углубленное влияние на историю всего человечества.

Развивая душу, каждый человек становится полноценной личностью.

Вопрос остается открытым. Однако он очень важен. В разных религиях и учениях на него отвечают неоднозначно. Для начала надо рассмотреть эти термины отдельно. Душа — нематериальная суть личности, обитающая в ее теле. Другими словами — «жизненный двигатель» человека. Вместе с душой начинает свой жизненный путь и телесная оболочка, которая познает окружающую среду с ее помощью. Без души не будет жизни. Дух же является высшей степенью сущности личности. Он влечет и ведет человека к Богу. Именно присутствие духа выделяет людей как высших существ в иерархии животного мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector