Князь довмонт псковский

Новоокрещённый Тимофей — воин…

Чтобы осуществить свои мстительные намерения, Довмонт нуждался в помощи приютивших его псковитян. Желая завоевать их доверие, Довмонт крестился в православную веру в псковском соборе Святой Троицы и принял новое имя — Тимофей. Если этот поступок и можно считать эгоистичным, совершённым в угоду собственным интересам, то все последующие действия Довмонта-Тимофея приносили уже пользу не только ему, но и Пскову. Для первого военного похода Псков выделил новоокрещённому Тимофею «три девяноста» ратников. С их помощью Тимофей взял Полоцк, которым в то время правил литовский князь Герденя. Несмотря на то что войско Гердени было почти втрое больше войска Тимофея-Довмонта, последний, проявив недюжинные способности военачальника, одержал убедительную победу. При этом он потерял в сражении всего одного (!) солдата, остальные же ратники «без вреда сохранены были и возвратились с радостью к городу Пскову и с многою корыстью». В том же 1266 году Довмонт был единодушно избран князем Псковским. Новгородские князья, не особо довольные растущей мощью и независимостью Пскова, сделали попытку изгнать Довмонта и посадить на место князя своего ставленника, но новгородцы на вече не поддержали этого намерения. Простой народ Новгорода не хотел распри с Псковом; в следующем, 1267 году новгородцы даже «ходили в Литву» вместе с псковитянами и вместе с ними радовались победам Довмонта. Самым же известным сражением, принесшим Довмонту славу и признание не только северо-западных, но и центральных русских земель, стала Раковорская битва (1268 год), произошедшая на землях современной нам Эстонии. В этой битве вместе сражались новгородские, владимирские и псковские войска. Объединённым силам Ливонского ордена и Датской Эстляндии было нанесено очередное (к сожалению, не последнее) поражение. Состоялись и другие битвы с участием Довмонта, и было их немало. Вообще, по свидетельству псковских летописей, Тимофей-Довмонт за все 33 года своего княжения не проиграл ни одного сражения. Даже смерть его, наступившая в 1299 году, когда князь был уже в преклонных (по тем временам) летах, наступила от ран, полученных в битве с ливонскими рыцарями. Неугомонные ливонцы снова вторглись в псковские земли, разорили посад и даже взяли в осаду псковскую крепость. Но князь Довмонт со своим воеводой Иоанном Дорогомиловичем снова разгромили вражеские полчища. К сожалению, для Довмонта, ставшего за долгие годы истинным патриотом своей новой родины, это сражение было последним.

Литература[править | править код]

  • Андреев А. Р. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. Историческая хроника XIII в. — М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1998. — 257 с.
  • Валеров А. В. Новгород и Псков. Очерки политической истории Северо-Западной Руси XI—XIV в. — СПб.: Алетейя, 2004. — 315 с. ISBN 5-89329-668-0
  • Гудавичюс Э. История Литвы. Т. 1. С древнейших времен до 1569 года. — М.: BALTRUS, 2005. — 679 c. ISBN 5-94953-029-2
  • Довмонт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Каликин Ф. А. Портретное изображение псковского князя Довмонта // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 28. — М., Л., 1962. С. 272—276.
  • Каргалов В. В. Полководцы: X—XVI вв. — М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1989. — 336 с. — (Русские полководцы). — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0068-8. (в пер.)
  • Лубченков Ю. Н. Самые знаменитые полководцы России. — М.: Вече, 1999. — 636 с. — С. 92—98. ISBN 5-7838-0527-0
  • Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исследование и тексты / В. И. Охотникова; отв. ред. Л. А. Дмитриев; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 232 с. — 13 800 экз. (обл.)
  • Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — 531 с.
  • Святые заступники Руси: Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской. — М.: ИД «Комсомольская правда», 2014. — 96 с. ISBN 978-5-87107-868-6
  • Хрусталёв Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII—XIII вв. Т. 2. — СПб.: Евразия, 2009. — 464 с. — ISBN 978-5-91852-006-2.
  • Энгельман А. Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в XIII и XIV столетиях. — СПб: Типография Академии наук, 1858. — 220 с.
  • Алексеев Ю. А. Охранитель земли Русской. // Военно-исторический журнал. — 1994. — № 6. — С.78-82.

…и градоустроитель

Кроме успешных военных действий Довмонт принёс огромную пользу городу и как устроитель городской жизни. Он расширил и укрепил стены Псковской крепости, прибавив к защитным укреплениям «западную новинку» — захаб. Захаб (или захабень) — двойные ворота, между которыми существует узкий и извилистый путь; враг, проникнув за первые ворота, не подозревает о наличии вторых и оказывается под обстрелом из бойниц, выдолбленные в высоких и очень широких, до 2,5 метра, стенах. Захаб при Довмонте был главной «военной тайной» псковитян; никому, под угрозой смертной казни, не дозволялось приводить в крепость иностранных гостей — довольно с них и подворий; последние, впрочем, были вполне для того времени комфортабельны. С принятием православия Довмонт сделался ярым защитником и распространителем русской веры. На территории крепости он возвёл «Довмонтов город», где один за другим возводились храмы. В 1268 году была построена церковь небесного покровителя князя, святого Тимофея из Газы; в 1269 году — церковь Святого Георгия (по случаю победы над ливонцами в день памяти святого); в 1272 году — церковь Святого Феодора Стратилата (в связи с разгромом вражеских войск под Псковом 8 июля 1272-го). Всего же на территории Довмонтова города было около 20 храмов; к сожалению, от большинства из них сохранились только каменные фундаменты. Недалеко от города, на Святой горе, Довмонт основал также монашескую обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, одну из крупнейших в то время на Руси. Заботился Довмонт и о мирских нуждах жителей. При нём Псков богател и расцветал и (что особо ценили жители) добился практически полной, хотя не закреплённой официально, политической и финансовой независимости от Новгорода, ухитрившись при этом не испортить с ним отношения. Возможно, последнему способствовал удачный брак Довмонта — в 1282 году он женился на Марии, дочери князя Новгородского и Переяславль-Залесского Дмитрия Александровича. Дмитрий же Александрович был старшим сыном Александра Невского. С князем Дмитрием Довмонт познакомился ещё во время Раковорской битвы и с тех пор поддерживал дружеские отношения. Женитьбой на внучке Александра Невского бывший иноземец окончательно укрепил свои позиции в русском великокняжеском обществе, и охотников оспаривать его право на Псковский престол более не находилось. В летописях содержатся (скупые, впрочем) упоминания о том, что брак князя оказался не только политически выгодным, но и счастливым. Несмотря на то, что Довмонту в то время было уже под пятьдесят и он был втрое старше жены, князь всё ещё отличался крепким телосложением и приятной внешностью. После смерти мужа княгиня Мария, храня верность его памяти, постриглась в монахини, приняв имя Марфа. А благодарные псковитяне проводили его в последний путь «всем собором, игумены и чернецы, и многие люди оплакивали его, и положили его в Святой Троице с похвалами и песнопеньями духовными. И скорбели в Пскове мужи, и жены, и малые дети о добром господине, благоверном князе Тимофее, ибо много он потрудился, защищая дом Святой Троицы и мужей Пскова».

Метки: князь, Русь, Тайны 20 века, сражение, Псков, Литва, Новгородское княжество, Ливонский орден, Довмонт

Биография[править | править код]

Борис Чориков. Князь Довмонт присягает Пскову

Крещение Домвонта. Лицевой летописный свод, надпись под изображением: «В тоже лето (6774) князь Литовьский Домант и прииде во Псковъ со всем родомъ своимъ и крестися и наречено бысть имя его Тимофей»

Мирожская Богоматерь с предстоящими святым князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. Древний список в Псковском музее

Довмонт на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Довмонт происходил из литовских князей. Согласно некоторым источникам, был сыном Миндовга, братом Войшелка, по другим источникам, был старшим братом Тройдена, и владел в Литве Нальшанским уделом (Селия). Он был женат, по одной версии, на сестре жены Миндовга, по версии Хроники Быховца, на сестре жены Наримонта, отнятой впоследствии у него последним, однако в Хронике Быховца эта история представлена в другом свете. В убийстве Миндовга, произошедшем осенью 1263 года, принимал непосредственное участие. Позднее подвергся преследованию со стороны сына Миндовга Войшелка, который в 1264 году был самым могущественным князем в Великом княжестве Литовском.

По мнению некоторых авторов и по древним документальным свидетельствам Сколоменд — предположительно, предок (дед?) великого князя литовского Гедимина, известный по словам Андрея Ольгердовича, приводимым в

«Задонщине»:

В Кирилло-Белозерском списке:

После завоевания князем Войшелком Нальшан в конце 1264 года Довмонт бежал вместе со своим родом во Псков, где обосновался с явным намерением воевать с Войшелком и его вассалами в Полоцке, фактически находившимся в это время в зависимости от Литвы. В Пскове он принял крещение, и вскоре псковичи избрали его своим князем. В том же году Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.

Великий князь Ярослав Ярославич, недовольный избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему распустил свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе со псковичами в Литву под предводительством Довмонта, окончившего этот поход победой.

В 1268 году Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и вместе с князем Димитрием Александровичем и дружинами великого князя Ярослава Ярославича сражался при Раковоре (ныне Раквере, Эстония).

В 1269 году ливонский ландмейстер, набрав значительные силы, осадил Псков, но Довмонту удалось отстоять город — на помощь подоспели новгородцы, и Отто фон Лаутенберг вынужден был заключить мир.

В 1270 году великий князь Ярослав Ярославич посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, но псковичи снова возвели в князья Довмонта.

В 1282 году Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем. Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осаждённый новгородцами, должен был оставить крепость.

4 марта 1299 году ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковские земли, разорили псковский посад и 5 марта взяли в осаду псковскую крепость, но были разбиты Довмонтом со псковским воеводой Иоанном Дорогомиловичем. Умер князь через два с половиной месяца после битвы на Пскове, 20 мая 1299 года, вероятно, от косившего тогда людей в городе мора, хотя в некоторых средневековых источниках версия смерти Довмонта излагается иначе: якобы он умер от полученных в бою ран.

Наследие[править | править код]

По преданию, князь Довмонт основал поселок Свирь на месте языческого капища Перуна.

Рака с мощами Довмонта и Всеволода в Троицком соборе Пскова

Русская православная церковь причислила его к лику святых в XVI веке после Макарьевских соборов и осады Пскова армией Речи Посполитой по случаю некоего чудного явления. Местная память Довмонта празднуется 25 мая. Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором ещё в начале XX века хранились его меч и одежда. Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.

В конце XVII века Довмонт был изображён на стенописи церкви Николы Мокрого в Ярославле.

От Довмонта, по традиции, вёл свою родословную дворянский род Домонтовичей. Но эта версия происхождения документально не подтверждена, более того, Домонтовичи не значатся ни в боярских книгах, ни в боярских списках, ни в Бархатной книге. Польский историк Матей Стрыйковский упоминал также, что князья Свирские желали указывать в качестве своего родоначальника князя Довмонта.

Вопрос об установке памятника Довмонту в Пскове был поставлен в 2008 году. Инициативу поддержали городские власти и принялись искать место. После обсуждений вопрос решили отложить. 2016 год объявлен годом Довмонта: отмечалось 750 лет с начала его княжения, и снова возникла проблема с памятником. После конкурса, в котором участвовали 15 скульпторов и творческих коллективов, победителем оказался признан проект Салавата Щербакова. Но установка опять не состоялась. Тем не менее, ежегодно проводился исторический праздник «Довмонт Псковский», чтобы как можно больше людей узнало не только о прославленном князе, но и о его семье.

В 2018 году, при разработке флага и герба Псковской области, использовалась фраза «Потягнём за Отечество» из сказания о благоверном князе Довмонте.

28 мая 2019 года, в День пограничника, в Пскове был открыт памятник «Стражам границы», где изображён воин Довмонта.

Псковитяне — гордые и независимые

Древний город Псков после распада Киевской Руси находился «под юрисдикцией» Новгорода. Господина Великого Новгорода, как его называли местные жители. Псковитяне считали, что их город не менее велик и славен, чем Новгород, и потому главенствование последнего их не особенно устраивало — ни в политическом, ни в военном, ни в торговом отношении. Жители Пскова, естественно, принимали участие в битвах с врагами Руси того времени, но не как вассалы, а как союзники Новгорода. К примеру, у псковитян не было никаких возражений против участия в военных действиях под началом князя новгородского Александра Ярославича, прозванного Невским. Тем более что Александр Ярославич весной 1242 года освободил Псков от рыцарей Ливонского ордена, захвативших город двумя годами ранее. Возражения были против вмешательства Новгорода во внутренние дела Пскова и против ущемления его «торговых прав». Великий Новгород полагал себя центром всей русской торговли с городами Ганзейского союза. Все столь ценимые немцами отечественные товары — мёд, воск, пушнина, лён, пенька — должны были попадать на Запад лишь с его «благословения». Псковитяне, однако, предпочитали самостоятельные контакты с западными торговыми партнёрами и в XIII веке выстроили прямо напротив своего Кремля, на другом берегу реки Псковы, «немецкое подворье». Политической же независимости от Новгорода псковитяне добивались, приглашая на княжение угодных им деятелей. Так, в 1137 году за какие-то провинности из Новгорода был изгнан некий боярин Всеволод (в крещении — Гавриил). Псковитянам неприязни Новгорода к Гавриилу было достаточно, чтобы призвать его к себе в качестве князя. Гавриил-Всеволод стал первым псковским князем, избранным псковитянами самостоятельно, «волею народа». В качестве такового он после смерти был канонизирован как псковский святой и один из покровителей города. Но по-настоящему удачный выбор жители Пскова сделали в году 1266-м от Рождества Христова. На княжение был тогда призван литовец Довмонт, князь Нальшенайский. Несмотря на то что Довмонт был иноземцем и поначалу иноверцем, ни один из псковских князей не сделал для города так много и не заслужил столько благодарности от потомков, став поистине «своим».

Чужой среди своих

Молодой князь Довмонт, родственник основателя Литовской королевской династии Миндовга, жил беспечально в своём уделе Нальшане. С правителем Литвы у него были самые тёплые отношения; они даже были женаты на родных сёстрах. Но всё изменилось со смертью жены Миндовга. Умирая, она завещала мужу заботу о своей младшей сестре «в обход» её законного супруга Довмонта. Миндовг собрался отобрать у Довмонта жену, чему тот, естественно, воспротивился. Как раз в это время племянник Миндовга князь Тренята затеял государственный переворот. Довмонт поддержал его, в результате чего Миндовг был схвачен, лишён власти и казнён. Однако возмездие не заставило себя ждать. Войшелк, сын Миндовга, собрал войска, разгромил и убил Треняту, а заодно уж и разорил нальшенайские земли. Что было делать князю Довмонту, ставшему в Литве «персоной нон грата», чужим среди своих? Только бежать, спасая жизни — свою и приближённых. Бежать туда, где его ждёт если и не вполне дружелюбная, то, по крайней мере, безопасная встреча. Во Псков. У Пскова не было «личных счетов» к Литве. Литва — не Ливония с её Ливонским орденом, образовавшимся в результате объединения в 1237 году Ордена меченосцев и Тевтонского ордена и затеявшим военный поход на Русь под «благовидным» предлогом — насаждение католической веры (Ливония — историческая область в XIII-XVI вв. на территории современных Латвийской и Эстонской республик, — прим. авт.). Довмонт, поселившись в 1264 году в Пскове, поначалу обдумывал планы мести Вой шелку и победоносного возвращения в Литву. Но судьба распорядилась иначе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector