Орден доминиканцев

Сохранение до двадцатого века

Папа Климент IV через доминиканского генерала Иоанна Верчелли издал в 1267 году Папскую буллу, в которой восхвалял способности и рвение Гумберта и запрещал вносить какие-либо изменения без надлежащего разрешения. Последующее папское постановление пошло гораздо дальше в сторону сохранения целостности обряда. Папа Иннокентий XI и Папа Климент XII запретили печатать книги без разрешения генерального магистра и постановили, что ни один член ордена не должен позволять себе использовать для выполнения своего хорового обязательства любую книгу, не имеющую печати генерала и перепечатка папских указов. Еще одним важным защитником особого Доминиканского обряда был Указ Папы Пия V (1570 г.), налагающий общий обряд на Западную Церковь, но исключая те обряды, которые были утверждены в течение двухсот лет. Это исключение давало Ордену братьев-проповедников привилегию сохранять свой старый обряд, привилегию, которая была одобрена главами ордена и принята членами ордена с благодарностью.

Были изменения. Небольшие коррупции поползли, несмотря на жесткое законодательство наоборот. Новые праздники были добавлены с разрешения римских понтификов, и было напечатано много новых изданий богослужебных книг. Изменения в тексте, когда они вносились, всегда производились с целью устранения произвольных увечий и восстановления книг до полного соответствия старым образцам из Парижа и Болоньи. Таковы были реформы глав Саламанки (1551 г.), Рима (1777 г.) и Гента (1871 г.).

Несколько раз движения начинались с идеи соответствия римскому обряду, но всегда терпели поражение вплоть до Второго Ватиканского Собора , когда Орден, наконец, решил принять Римский обряд, дополнив его некоторыми текстами доминиканской традиции (например, благословение пальм в Вербное воскресенье или поклонение Кресту в Страстную пятницу) и, конечно же, ритуалы в различные моменты религиозной жизни, такие как профессии и юбилеи, которые использует каждый религиозный орден, не создавая тем самым отчетливый литургический обряд. Генеральный капитул Ривер-Форест (1968 г.) принял это решение, которое было применено сначала к мессе, а затем к богослужению, в соответствии с духом и буквой Конституции Sacrosanctum Concilium . Однако разрешение на проведение римской литургии пришло с условием, что магистр ордена для всех монахов и провинциалы для тех, кто им подчиняется, могут дать разрешение на проведение традиционной доминиканской обрядовой мессы и службы. Этот факультет действует и сегодня.

Местные нравы

Доминиканцы

  1. 8 из 10 доминиканцев – смуглокожие люди, в жилах которых течет уникальная смесь индейской, негритянской и европейской крови. Еще 20% населения – это белокожие и чернокожие.
  2. Если взглянуть на социальные различия, то с первого взгляда очевидно – самые обеспеченные граждане относятся к белокожим. В целом же подавляющее большинство доминиканцев – люди невысокого достатка.
  3. Многие местные мужчины, особенно занятые в сфере туризма, специально стремятся к общению с иностранными туристками, мечтая с их помощью покинуть родину. Местные женщины стараются от них не отставать.
  4. При некоторой материальной неустроенности доминиканцы остаются оптимистами и дружелюбно настроены к туристам. Практически к любому можно свободно обратиться за помощью и не получить при этом отказ.

Здесь принято общаться с соседями и ходить к ним в гости, захватив с собой корзинку с плодами из собственного сада. К автомобилисту, вынужденному на обочине куковать с собственным авто из-за проколотой шины, если не первый, то второй или третий мимо проезжающий обязательно подъедет с предложением помочь.

Правда или ложь

Не удивляйтесь, что в ответ на вопрос, вам, скорее всего, ответят не правду, а то, что, по их мнению, вам понравится.

По этой же причине не всегда стоит верить объяснениям прохожих, как добраться до цели вашей прогулки. Местный житель не станет расстраивать вас ответом «я не знаю», а постарается дать какие-то указания, пусть и неверные.

Вопрос эксперту
Когда лучше всего приезжать в Доминикану?

Зимние каникулы и ранняя весна – лучшее время для визита в страну. С ноября по апрель длится курортный сезон, когда мало дождей и стоит отличная солнечная погода.

Пунктуальность? Нет, не слышали о таком!

Обязательность не является характерной чертой доминиканцев.

Нет. Им просто не приходит в голову, что кто-то может расстроиться из-за такой чепухи, как непунктуальность.

Семейные узы

Доминиканская семья

К своим близким доминиканцы относятся очень тепло. Семья – действительно важный социальный институт. Но при этом, как ни парадоксально, браки остаются редкостью. Люди предпочитают жить вместе, не оформляя свои отношения в мэрии. Если у женщины имеется несколько детей от разных отцов, но при этом она ни разу официально не была замужем, то она вовсе не какая-то особенная. В Доминикане такое положение дел – самое обыкновенное.

Распорядок дня

  1. Вставать рано утром тут не принято. Если дела не гонят человека из дома, то причин просыпаться с рассветом у него просто нет.
  2. В дневное время большинство старается выкроить хотя бы 2-3 часа на сон, когда жара становится особенно сильной.
  3. При позднем подъеме и дневном сне ничего нет удивительного и в том, что ужинать доминиканцы предпочитают позже, чем привыкли европейцы. Садиться всей семьей за стол тут предпочитают в 8 часов вечера или даже в 9.

Часто задаваемые вопросы
Почему местные не купаются на пляже? Вода в море, по мнению доминиканцев, слишком соленая, поэтому более менее состоятельные граждане предпочитают для купания пользоваться личными бассейнами или пресноводными речками.

Известные доминиканцы

  • Lbertus Магнуса (ок. 1200-1280)
  • Анатолий Фейд (1942-2002)
  • Артур Ф. Утц (1908-2001)
  • Аврелий Аркенау (1900–1991)
  • B artolomé de Las Casas (1484 или 1485–1566)
  • Базилиус Стрейтофен (1925-2006)
  • Бенедикт XI. (1240–1304)
  • Бенедикт XIII. (1649-1730)
  • Бенедикт Момме Ниссен (1870-1943)
  • Бернар Ги (ок. 1261-1331)
  • С hristoph Кардинал Шёнборн (* 1945)
  • Кольмар Доминиканский летописец (ок. 1221–1305)
  • D ietrich из Фрайберг (около 1240-1320)
  • Доминик Дука (* 1943)
  • Доминик (основатель ордена) (ок. 1170–1221 гг.)
  • Доминик Пире (1910-1969)
  • Э. Берхард Велти (1902–1965)
  • Эдвард Шиллебеккс (1914-2009)
  • Эверхард фон Вестерхейм (ок. 1362-1392)
  • F elizian Ninguarda (1524-1595)
  • Фра Анджелико (ок. 1400–1450)
  • Франческо Гауде (1809-1860)
  • G eorges Кардинал Котье (1922-2016)
  • Джордано Бруно (1548–1600)
  • Джироламо Савонарола (1452–1498)
  • Гордиан Ландвер (1912-1998)
  • Густаво Гутьеррес (* 1928)
  • H анс Conrad Zander (писатель, бывший доминиканский начинающему, * 1937)
  • Генрих Кальтайзен (ок. 1390–1464)
  • Генрих Крамер (ок. 1430–1505)
  • Генрих Сезе (ок. 1295–1366)
  • И ннозенз В. (1225-1276)
  • J acobus в Voragine (ок. 1228-1298)
  • Якобус де Сессолис (14 век)
  • Якоб Спренгер (Инквизитор, 1435–1495)
  • Якопо Пассаванти (ок. 1302–1357)
  • Жан-Батист Лабат (1663-1738)
  • Жан Батист Анри Лакордер (1802–1861)
  • Жан де Менас (1902–1973)
  • Жан-Эрве Николя (1910-2001)
  • Жан-Жозеф Латаст (1832-1869)
  • Йоханнес Нидер (ок. 1385–1438)
  • Иоганнес Таулер (ок. 1300-1361)
  • Иоганн Дитенбергер (ок. 1475–1537)
  • Иоганн Строте († 1350)
  • Иоганн Тецель (проповедник снисходительности, ок. 1460–1519)
  • Иордания Саксонии (ок. 1185–1237)
  • Кардинал Хосе Толентино Каласа де Мендонса (* 1965)
  • Иосиф Мария Бохенский (1902-1995)
  • K atharina Сиены (третий порядок, 1347-1380)
  • Кьелл Арильд Поллестад (* 1949)
  • Л aurentius Siemer (1888-1956)
  • М Арье-Доминик Chenu (1895-1990)
  • Мартин де Поррес (1579–1639)
  • Матиас фон Ситтард (1522–1566)
  • Мастер Экхарт (ок. 1260-1328)
  • Мишель Ле Куен (1661-1733)
  • О Дило Браун (1899–1981)
  • Р аул-Хайнц Guntermann (1930-2006)
  • Петр Веронский (ок. 1206–1252)
  • Пьер Клавери (1938–1996)
  • Пий V (1504–1572)
  • R éginald Garrigou-Лагранжа (1877-1964)
  • Рикольдо да Монте ди Кроче (ок. 1243–1320)
  • Роза фон Лима (3-й орден, 1586-1617)
  • S ervais-Теодор Pinckaers (1925-2008)
  • T Homas Каетан (1469-1534)
  • Фома Аквинский (ок. 1225–1274)
  • Тит Мария Хортен (1882–1936)
  • Томас де Торквемада (инквизитор, 1420–1498 гг.)
  • Томмазо Кампанелла (1568–1639)
  • U lrich Страсбург (ок. 1220-1277)
  • В inzenz Ferrer (1350-1419)
  • W olfgang Ockenfels (* 1947)
  • Вунибальд Мария Брахтхойзер (1910–1999)
  • Y ves Congar (1904–1995)

Доминиканская молодежь, США

Летом 2008 года члены Церкви, посетившие конференцию Колледжа «Проповедь в действии», провели встречу в колледже Эджвуд в Мэдисоне, штат Висконсин. Там была проведена работа по формированию Dominican Young Adults, США (DYA, США). Местные отделения присутствуют в доминиканских колледжах, университетах, приходах и других местах с доминиканским влиянием. Местные отделения молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет проводят встречи вокруг четырех столпов доминиканской жизни: общины, молитвы, учебы и проповеди / миссии. У них есть наставник, который является членом доминиканской семьи. В каждой главе также есть молодой взрослый лидер. Каждые два года проводятся национальные собрания. DYA, США, была официально признана в 2009 году на Международном собрании Международного Доминиканского молодежного движения (IDYM) в Фатиме, Португалия.

Имя

Исторически Доминиканская Республика была известна как Санто-Доминго , по названию ее нынешней столицы и ее покровителя Святого Доминика . Отсюда жителей и прозвали «доминиканцами» (доминиканцами). Революционеры назвали свою новую независимую страну «Доминиканская Республика». В англоязычных публикациях XIX века его часто называли «Республикой Сан-Доминго».

Первое зарегистрированное использование слова «Доминиканская» находится в письме , написанном королем Филиппом IV в Испании в 1625 году для жителей генерал — капитанства Санто — Доминго . В этом письме, написанном до прибытия французских поселенцев на западную часть острова, король поздравляет доминиканцев за их героические усилия по защите территории от нападения голландского флота. Это письмо можно найти сегодня в «Генеральном архиве Индии» в Севилье, Испания .

Другое широко используемое название — «кискейанс». В государственном гимне Доминиканской Республики автор использует поэтический термин Quisqueyans вместо доминиканцев . Слово «Кискейя» происходит от родного языка индейцев таино, что означает «Мать земель». Часто используется в песнях как еще одно название страны.

Подразделения

Третий порядок в том виде, в каком он существует сегодня, можно разделить на две категории: обычные, то есть состоящие из третичных людей, будь то мужчины или женщины, которые живут в сообществе и носят внешнюю одежду; и светские, то есть женатые или холостые, священнослужители или миряне, которые живут своей жизнью, как и другие представители своей профессии, но которые в частном порядке берут на себя аскетические практики, декламируют некоторые литургические службы и носят какой-то символ доминиканской одежды.

Происхождение монастырских женщин-третичников никогда не было ясно выяснено. Обычно они восходят к Эмили Биккьери , примерно в 1255 году. Но если высказанная выше точка зрения на происхождение Третьего Ордена в Ordo de Poenitentia верна, мы вынуждены сделать вывод, что сообщества женщин, основанные Святой Доминик в Пруиле, Сан-Систо и т. Д. Действительно принадлежали к этому третьему порядку. Их конституции, одобренные сначала для Сан-Систо, хотя ранее соблюдались в Пруйе, прямо говорят о монахинях как о «де Поенитенция Сан Марии Магдалены». Тогда могло показаться, что Ordo de Poenitentia не исключает из своих рядов монастыри монахинь-монахинь, и, вероятно, это произошло по вине самого святого Доминика.

Гораздо позже возник монастырский орден мужчин, созданный гением Пэра Лакордера. Он считал, что демократический дух доминиканского ордена особенно подходит для обучения молодежи. Но он знал, насколько невозможно для его товарищей по проповедованию привязывать себя к школьным занятиям среди мальчиков; как следствие, в 1852 году он начал Третий Орден мужчин, носящих эту одежду, живущих в сообществе, но без бремени монашеской жизни. Правило было утверждено временно в 1853 году и окончательно в 1868 году.

Но, безусловно, большая часть представителей третьего порядка состоит из светских третичников. Они принадлежат к разным слоям общества и представляют старый Ordo de Poenitentia и старое ополчение. В некоторых странах они сгруппированы по главам с приориальницей и младшим настоятелем или настоятелем и младшим настоятелем, и проводят ежемесячные собрания. Со времен правления Муньона де Самора (1285 г.) они всегда подчинялись доминиканскому священнику, назначенному доминиканской провинцией. Для фактического получения привычки генерал-мастер может дать способности любому священнику. Полный облик такой же, как и у членов Первого и Второго орденов, но без лопатки (предоставлен, однако, общинам с 1667 года). Хотя эту привычку не носят при жизни, многие приобретают ее, чтобы похоронить в узнаваемой одежде детей Святого Доминика.

Святой Доминик долго не задерживался на одном месте

Он продолжал путешествовать по миру. Он останавливался в разных домах, где его кормили и давали приют. Взамен в знак благодарности он читал свои проповеди. Такие «нищие» были и в других католических орденах: францисканцев, кармелитов, августинцев. Постепенно вокруг Доминика собралось множество людей. Среди них были уже рукоположенные священники и желающие стать братьями по вере. Эти братья предназначались для празднования Таинств, и они должны были посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. Эти люди приехали из разных университетов и хорошо разбирались в богословии и других учениях.

В 1216 году Святой Доминик уже собрал достаточное количество братьев по вере. Он вернулся в Рим 22 декабря. Ему нужно было официальное одобрение ордена. Он получил его от папы Гонория III, который утвердил «Орден Проповедников». Орден Проповедников включает в себя не только монахов, но и монахинь, которые поддерживали Святого Доминика с самого начала. Этот орден ещё называют Доминиканским в честь его основателя. Создание этого ордена стало очень важным для Католической Церкви.

Обычно монахи-доминиканцы, а также священники живут общинами или в монастырях. Но они также много путешествуют, распространяя своё учение о религиозной жизни. Доминиканцы очень доброжелательны, приветливы и гостеприимны. Они молятся за мир и поддерживают войны по защите своих интересов. Миссия монахов – апостольская. Она соединяет в себе монашескую традицию и активную миссию проповеди.

В Доминиканском ордене придерживаются демократических принципов. Когда папа одобрил этот орден, Доминик собрал монахов, чтобы установить образ жизни его членов. По уставу этого ордена всё руководство от местного начальника до мастера избирается на общем собрании голосованием. Никто свыше не может диктовать свою волю по этим назначениям. В ордене существует концепция самоуправления. Она сохранила единство этого ордена на протяжении 800 лет, вся деятельность которого направлена на проповедь.

Доминиканцы должны проповедовать повсюду. Сейчас это делают и другие проповедники: иезуиты, францисканцы и так далее. Но до появления ордена Святого Доминика проповедовать могли только епископы и специально обученные люди, например, пасторы в своём приходе. Но доминиканцы получили благословение проповедовать по всему миру во время своих путешествий. Это стало принципиально новой концепцией. Проповеди монахов-доминиканцев привели к искоренению ереси, которую распространяли сектанты катары. Доминиканский Орден верно служит Католической Церкви. Проповедь осталась основным его призванием. Монахи сильно преуспели в праздновании Таинств. Также они занимаются обучением, юридической деятельностью, сакральным искусством. Их люди находятся в разных министерствах и ведомствах. Доминиканцы стараются донести своё учение об истинной вере до больших народных масс.

Источники обряда

Чтобы определить источники Доминиканского обряда, нужно столкнуться лицом к лицу с туманом и неопределенностью, которые, кажется, окутывают большую часть литургической истории. Тринадцатый век не знал единого римского обряда. Хотя в основе использований северо-западной части Европы была Gallicanized-григорианской Sacramentary послал папа Адриан I к Карле , каждая маленькая местность имела свои специфические отличия. Во время объединения Доминиканского обряда большинство монастырей этого ордена находились на территории, на которой когда-то существовал старый галликанский обряд и на которой тогда преобладал галлико-римский обряд. Блаженный Иордан Саксонский, пионер литургической реформы в ордене, очень восхищался церковным уставом в Париже и часто участвовал в декламации канцелярии в Нотр-Даме. Гумберт Роменский, сыгравший столь важную роль в объединении, был провинциальным настоятелем французской провинции. Эти факты подтверждают мнение о том, что в основе Доминиканского обряда был типичный галликанский обряд тринадцатого века, но отсутствуют документальные свидетельства того, что обряд был адаптирован из какой-либо одной местности. Хроники ордена просто констатируют, что обряд не является ни чисто римским, ни чисто галликанским, а основан на римском обычае тринадцатого века с дополнениями из парижских ритуалов и других мест, где существовал орден. Откуда были получены эти дополнения и чем они были, нельзя определить, кроме как в общих чертах, на основе изучения каждой отличительной черты.

Доминиканский обряд не является произвольной разработкой римского обряда, направленной против духа церкви или для придания порядку исключительности, и его нельзя назвать более галликанским, чем любое использование галлико-римского обряда того периода. . Это была честная и искренняя попытка гармонизировать и упростить широко расходящиеся обычаи первой половины тринадцатого века.

Доминиканский обряд, сформулированный Гумбертом, не получил радикального развития после его утверждения Папой Климентом IV . Когда Папа Пий V проводил свою реформу, доминиканский обряд оставался неизменным и стабильным более трехсот лет, в то время как в других общинах происходили постоянные литургические изменения. Более того, сравнительная простота Доминиканского обряда, проявленная в различных литургических книгах, свидетельствует о его древности.

Архитектура

Кафедральный собор в Санто Доминго

И в Северной, и в Южной Америке старейшим городом является Санто Доминго. Постройки возрастом 200-300 и более лет в нем отлично сохранились, поэтому тут туристы могут увидеть те самые особняки, где некогда селились завоеватели континента. Типичные архитектурные черты напоминают о старинной Испании: черепичные красные крыши, арочная форма окон и дверных проемов, а также фасады домов, покрытые штукатуркой.

Часто задаваемые вопросы
Какая смешная традиция есть в Доминикане? На просьбу вам, скорее всего, ответят словом «моментидо». Но не расслабляйтесь – это вовсе не означает, что помогут вам моментально.

Инквизиция

St Dominic председательствующим над Auto да фе , по Берругете , гр. 1495

Доминик обычно, но апокрифически ассоциируется с инквизицией . Исторические источники времен Доминика ничего не говорят о его причастности к инквизиции. Доминик умер в 1221 году, и офис инквизиции не был открыт до 1231 года в Ломбардии и 1234 года в Лангедоке.

Правило 27 Третьего Латеранского Собора 1179 г. подчеркивало обязанность князей пресекать ересь и осуждало «брабантцев, арагонцев, басков, наваррцев и других, которые проявляют такую ​​жестокость по отношению к христианам, что они не уважают ни церкви, ни монастыри, не щадят вдов. ни сирот, ни возраста, ни пола, а по язычникам все разрушать и разорять ». Вслед за этим в 1184 году на декретный от папы Луция III , abolendam Ad . Это постановило, что епископы должны были расследовать наличие ереси в своих епархиях. Практика и процедуры епископских инквизиций могут варьироваться от одной епархии к другой, в зависимости от ресурсов, доступных отдельным епископам, и их относительной заинтересованности или незаинтересованности. Убежденные, что церковное учение содержит откровенную истину, епископы впервые прибегли к помощи убеждения . Посредством бесед, дебатов и проповедей они стремились представить лучшее объяснение церковного учения. Этот подход часто оказывался очень успешным.

В 1231 году папа Григорий IX назначил ряд папских инквизиторов, в основном доминиканцев и францисканцев , для различных регионов Европы. Как нищие , они привыкли путешествовать. В отличие от бессистемных епископских методов, папская инквизиция была тщательной и систематической, с подробными записями. Этот трибунал или суд действовал во Франции, Италии и некоторых частях Германии и практически прекратил работу к началу четырнадцатого века.

В 15 веке испанская инквизиция поручила художнику Педро Берругете изобразить Доминика, сидящего на auto da fé . Таким образом, испанские инквизиторы продвигали историческую легенду ради самооправдания. Выступая против испанских трибуналов, протестантские полемисты XVI и XVII веков с радостью развили и увековечили легенду о Доминике Инквизиторе. Этот образ дал немецким протестантским критикам католической церкви аргумент против доминиканского ордена, проповедь которого оказалась грозным противником в странах Реформации. Как отмечает Эдвард Петерс: «В протестантской историографии шестнадцатого века вырос своего рода антикульт святого Доминика».

Иезуиты — самые могущественные

Этот орден был создан в 1534 году для борьбы с Реформацией (движение, направленное на реформу католической церкви). Их главной целью было возвращение отпавших от католической церкви. Для этого монахам разрешено было использовать любые средства. Одним из них стало образование.

Иезуитам удалось создать самую передовую на тот момент сеть учебных заведений в Европе. Обучение в иезуитских школах отличалось суровой дисциплиной, но было бесплатным. Это обстоятельство, а также тот факт, что монахи принимали учеников любого вероисповедания, привлекали представителей православной и протестантской шляхты, отдававших в иезуитские школы своих детей. Ну, а те вырастали уже убежденными католиками.

Иезуит Хосе де Анчьета. Фото: wikipedia.org

К середине XVII века иезуиты создали на территории ВКЛ сеть учебных заведений среднего и высшего уровня — школы, коллегиумы, а также академию в Вильно. В 1773 году деятельность иезуитов на территории Речи Посполитой (как и других католических стран) была запрещена. Но, как ни странно, орден ненадолго обрел «второе дыхание» в Российской империи. Точнее, в Полоцке, где местный коллегиум был преобразован в академию (со статусом университета), а все другие коллегиумы империи были подчинены ей.

В своих учебных заведениях монахи преподавали риторику, поэзию, синтаксис, грамматику, этику, теологию, философию, математику, физику, логику, латинский, греческий языки, историю, географию, логику, механику, баллистику. В типографиях, которые иезуиты создали по всей стране, печаталось колоссальное количество книг. Так, из всех книг, изданных за 17-й век в ВКЛ, большая часть была напечатана в типографиях иезуитов. Кстати, самая старая аптека Беларуси, до сих пор действующая в Гродно, также была открыта иезуитами. В городе над Неманом на бывшем иезуитском, а сегодня Фарном костеле идут часы, которые привезли монахи.

Коллегиум иезуитов в Орше

Благодаря иезуитам на территории нашей страны распространился архитектурный стиль барокко. Пожалуй, самым известным храмом, построенным для них, является костел Божьего Тела в Несвиже, возведенный на средства Николая Радзивилла Сиротки. В этом же стиле построено знаменитое здание коллегиума в Пинске.

Коллегиум иезуитов в Пинске

После изгнания иезуитов из Российской империи (в 1820 году) их учебные заведения были переданы другим орденам, в частности доминиканцам.

Какие ордена не вошли в обзор?

Троицкий костел ордена миссионеров в Лысково

Монахи из ордена бонифраторов, как и близкие к ним рохиты, заботились о больных, вдовах и сиротах. Они имели право собирать милостыню на содержание больных, основали сеть госпиталей. Активно действовали на территории Беларуси августинцы, кармелиты босые, капуцины. Ордена мариавиток и бригиток были сугубо женскими и не имели мужских аналогов.

В XIX веке власти Российской империи всячески ограничивали деятельность католических орденов в Беларуси. Ну, а советская власть, объявившая о борьбе с религией как таковой, и вовсе распорядилась монастырским наследием по-своему. Построенные на века здания закрытых монастырей переоборудовались под жилые дома, учебные заведения (как это произошло в Несвиже), административные здания, производственные помещения, склады, архивы, музеи, учебные заведения, воинские части и даже тюрьмы. Но это уже совсем другая история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector