Зачем ельцин разрушил ипатьевский дом, в котором расстреляли царскую семью

Николай Николаевич Ипатьев

Владелец дома Николай Николаевич Ипатьев

Военный инженер-строитель Николай Николаевич Ипатьев купил дом в начале 1908 года, заплатив прежнему владельцу 6 тысяч рублей. Семья Ипатьева жила в помещениях верхнего этажа, а в помещениях на нижнем этаже располагалась его контора подрядных работ.

27 (или же 28) апреля 1918 года Ипатьеву было предложено в двухдневный срок освободить особняк. Ввиду того что тот был в отъезде, его личные вещи были заперты в кладовой рядом с подвалом, в котором позднее была расстреляна царская семья, подвал опечатали в присутствии хозяина. Считается, что выбор дома был обусловлен тем, что Николай Ипатьев был хорошо знаком членам Уральского совета и в частности Якову Юровскому как видный представитель кадетской партии, после Февральской революции входивший в состав местного комитета общественной безопасности.

На чердаках соседних зданий установили пулемёты, сам дом окружили двойным забором, по высоте превосходившим окна второго этажа, с единственной калиткой, перед которой постоянно дежурил часовой, внутри поместились два поста охраны, снаружи — восемь и таким образом, полностью подготовлен к приёму бывшего царя Николая Романова, его жены и дочери Марии, в скором времени доставленных в Екатеринбург.

Архитектурный ансамбль

Первые постройки Ипатьевского монастыря были деревянными. Со второй половины 16 века боярами Годуновыми начали возводиться каменные сооружения, среди которых первым строится Троицкий собор с приделом апостола Ипатия, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг монастыря выросли каменные стены, по углам которых были оборудованы башни, над Святыми воротами был возведен храм святого Феодора Стратилата и Ирины. В начале 17 века в центре монастыря была установлена звонница.

Первый каменный Троицкий собор был разрушен во время случайного взрыва пороха, а дошедшее до нас строение Свято-Троицкого собора относится к середине 17 века. Это необыкновенной красоты пятикупольное сооружение на высоком подклете с галереями и с богато оформленным ажурным крыльцом являет собой яркий образец московского зодчества

Круто изогнутые закомары и купола придают постройке пластическую выразительность. Сохранились три металлические двери, выполненные с применением «золотой наводки». Особенный интерес неизменно вызывают фрески работы иконописца Гурия Никитина, которыми расписаны своды, стены, столбы и барабаны храма. В конце 18 века в соборе был сооружен великолепный пятиярусный позолоченный иконостас с колоннами сквозной резьбы. 

Одно из почетных мест в иконостасе занимает точная копия знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери, привезенная в Кострому в 1613 году. А в подклети собора сохранились фамильные погребения рода Годуновых, где покоится прах и родителей Бориса Годунова.

Слева от собора находится Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Справа от Троицкого собора располагается историко-архитектурный памятник 16 века — Палаты бояр Романовых, в которых и жила инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова) со своим сыном Михаилом. Тогда здесь были только кельи, но во второй половине 19 века здание было перестроено. К нему добавилось выступающее далеко вперед крыльцо с килевидным навесом. 

Гуляя по палатам, вы можете ознакомиться с интересной музейной экспозицией, рассказывающей об истории рода Романовых, увидеть печи, оформленные изразцовыми плитками, древние иконы, фрагменты фресок и многие уникальные предметы быта того периода.

Расположенные рядом с этим зданием ворота ведут на территорию Нового города – эта пристройка 1642-43 гг. На месте, откуда Михаил Романов отправился на царство, возведена башня с воротами. Ее шатровая крыша покрыта зеленой черепицей. Эта башня стала въездом на территорию монастыря с западной стороны.

Сзади Троицкого собора стоит воссозданный к 400-летию династии Романовых, взамен взорванного в 30-е годы, храм Рождества Богородицы.

Погуляв по территории Ипатьевского монастыря, на обратном пути можно купить сувениры, которые продаются под его стенами в многочисленных палатках.

Послесловие[править | править код]

Осенью 1932 года в доме Ипатьева побывал французский журналист П. Фредерикс:


Дом Ипатьева (советская открытка)

В 1970-е годы в ЦК КПСС был поднят вопрос о судьбе дома Ипатьева, занимался которым «сам» М. А. Суслов. В Свердловск был командирован министр внутренних дел Н. А. Щёлоков, который осмотрел дом, поднял материалы об убийстве, хранившиеся в областном архиве.

Пост. ЦК КПСС № П185.34 Секретно

от 4 августа 1975 г.

26 июля 1975

№ 2004-А

ЦК КПСС

О сносе особняка Ипатьева в городе Свердловске.

Антисоветскими кругами на Западе периодически инспирируются различного рода пропагандистские кампании вокруг царской семьи Романовых, и в этой связи нередко упоминается бывший особняк купца Ипатьева в г. Свердловске.

Дом Ипатьева продолжает стоять в центре города. В нём размещается учебный пункт областного управления культуры. Архитектурной и иной ценности особняк не представляет, к нему проявляет интерес лишь незначительная часть горожан и туристов.

В последнее время Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. В дальнейшем круг иностранцев может значительно расшириться, и дом Ипатьева станет объектом их серьёзного внимания.

В связи с этим представляется целесообразным поручить Свердловскому обкому КПСС решить вопрос о сносе особняка в порядке плановой реконструкции города.

Проект постановления ЦК КПСС прилагается.

Просим рассмотреть.

Председатель Комитета госбезопасности Андропов.

Секретно

Постановление ЦК КПСС

О сносе особняка Ипатьева в гор. Свердловске

. Одобрить предложение Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР, изложенное в записке № 2004-А от 26 июля 1975 г.

. Поручить Свердловскому Обкому КПСС решить вопрос о сносе особняка Ипатьева в порядке плановой реконструкции города.

Секретарь ЦК..

Обоснование о сносе особняка Ипатьева в городе Свердловске.

Решение о сносе дома было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 30 июля 1975 г. Предложение Ю. В. Андропова было принято единогласно.

Решение Политбюро «О сносе особняка Ипатьева в г. Свердловске» подписал Суслов, так как Л. И. Брежнев в это время находился в отпуске на отдыхе в Крыму.

Б. Н.Ельцин и Дом Ипатьева.

В момент принятия постановления Свердловский обком КПСС возглавлял Я. П. Рябов. Однако, окончательная директива откладывалась, и к моменту сноса на посту первого секретаря уже находился Б. Н. Ельцин.

Именно тогда Ельцин дал своё первое громкое обещание, публично заявив, что не допустит сноса Ипатьевского дома, в котором в 1918 г. были расстреляны Николай II с женой, детьми и слугами.

«Неожиданно получаю секретный пакет из Москвы. Читаю и глазам не верю: закрытое постановление Политбюро о сносе дома Ипатьевых в Свердловске. А поскольку постановление секретное, обком должен брать на себя всю ответственность за это бессмысленное решение», — писал он позже в своей книге «Исповедь на заданную тему».

Однако Ельцин лукавил. Пакет из Москвы с предписанием о сносе дома был получен летом 1975 г. Однако Я. Рябов указание центра не выполнил. К 1977 г. директива уже два года находилась в рабочем архиве обкома КПСС. Ельцину было нужно завоевать рейтинг перед руководством из Москвы и снос дома был проявлением такого служебного рвения. Дом сносили в авральной спешке в июле 1977 г. Лишь 3 августа 1977 г. свердловский горисполком специальным постановлением исключил его из реестра памятников истории и архитектуры.

Ни Б. Н. Ельцин ни Я. Рябов в своих воспоминаниях не объясняют причин не исполнения постановления в 1975 г. Американский историк Тимоти Колтон в своей монографии о Ельцине, изданной в России осенью 2013 г., ссылается на некое секретное письмо Л. И. Брежнева Б. Н. Ельцину с требованием сноса дома Ипатьева, однако, никаких ссылок на документ ни приводит. Более того, Т. Колтон пишет, что в момент сноса дома Ельцин находился в отпуске и поэтому к сносу прямого отношения не имеет.

Официальное решение о сносе и вовсе приняли через два месяца: 21 сентября 1977 г. было принято решение Городского исполкома Совета народных депутатов за № 351 о сносе дома, «учитывая неотложную потребность в реконструкции ул. Я. Свердлова и К. Либкнехта…», за подписью В. П. Букина.

Расстрел царской семьи

Убитые в доме Ипатьева.1 ряд: Николай II со своей семьёй (слева направо: Ольга, Мария, Николай, Александра, Анастасия, Алексей и Татьяна) 2 ряд: лейб-медик Е. С. Боткин, лейб-повар И. М. Харитонов 3 ряд: комнатная девушка А. С. Демидова, камердинер полковник А. Е. Трупп

Николай II, Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги (кроме поварёнка Седнёва) были убиты с применением холодного и огнестрельного оружия без суда и следствия[источник не указан 838 дней]. Расстрел царской семьи произведён в подвале дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года[источник не указан 838 дней].

Владельцы дома в XIX веке

Дом Ипатьева со стороны Вознесенского проспекта

Построенный в конце 1880-х годов горным чиновником статским советником И. И. Редикорцевым, этот дом представлял собой каменный двухэтажный особняк. Место для строительства выбрано на западном, самом крутом, склоне Вознесенской горки — примечательной возвышенности в Екатеринбурге. В 1766—1808 годах на месте дома стояла деревянная Старо-Вознесенская церковь. Позже там, где находился её алтарь, была сооружена часовенка, просуществовавшая до 1920-х годов.

Архитектура здания учитывала рельеф горки. Восточный фасад (обращённый на Вознесенский проспект) был одноэтажный, а западный (обращённый в сад) имел два этажа. К западной стене была пристроена веранда. В восточной части здания, которая углублялась в склон горы, имелся подвальный этаж. С подвального этажа имелся выход на южный фасад дома (обращённый на Вознесенский переулок). Длина дома составляла 31 м, а ширина — 18 м. Главный вход — с Вознесенского проспекта, с восточной стороны дома. Главный фасад дома был расположен параллельно генеральному направлению фронта домов на проспекте, который в этом месте имел излом к востоку и шёл в сторону особняка Харитоновых-Расторгуевых, расположенного на самом высоком участке горы. Таким образом дом оказался несколько заглубленным по отношению к проспекту.

Дом располагался по адресу № 49/9 на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка (ул. Карла Либкнехта и ул. Клары Цеткин). В архитектуре этой постройки господствовавшие в то время псевдорусские элементы сочетались с уральскими мотивами и модерном. В доме имелись водопровод и канализация, к нему были подведены электричество и телефонная связь. Внутренние помещения были богато украшены чугунным литьём, лепниной, потолки — художественной росписью.

Редикорцев недолго оставался владельцем дома, он был обвинен в коррупции, и, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое состояние, в 1898 году продал дом золотопромышленнику И. Г. Шаравьеву (известному по делу торговцев «стреляными золотыми приисками»).

Николай Николаевич Ипатьев

Владелец дома Николай Николаевич Ипатьев

Военный инженер-строитель Николай Николаевич Ипатьев купил дом в начале 1908 года, заплатив прежнему владельцу 6 тысяч рублей. Семья Ипатьева жила в помещениях верхнего этажа, а в помещениях на нижнем этаже располагалась его контора подрядных работ.

27 (или же 28) апреля 1918 года Ипатьеву было предложено в двухдневный срок освободить особняк. Ввиду того что тот был в отъезде, его личные вещи были заперты в кладовой рядом с подвалом, в котором позднее была расстреляна царская семья, подвал опечатали в присутствии хозяина. Считается, что выбор дома был обусловлен тем, что Николай Ипатьев был хорошо знаком членам Уральского совета и в частности Якову Юровскому как видный представитель кадетской партии, после Февральской революции входивший в состав местного комитета общественной безопасности.

На чердаках соседних зданий установили пулемёты, сам дом окружили двойным забором, по высоте превосходившим окна второго этажа, с единственной калиткой, перед которой постоянно дежурил часовой, внутри поместились два поста охраны, снаружи — восемь и таким образом, полностью подготовлен к приёму бывшего царя Николая Романова, его жены и дочери Марии, в скором времени доставленных в Екатеринбург.

Царские палаты Ипатьевского монастыря

Расписной терем Царских покоев, или Палат Романовых (ранее именовавшихся Годуновскими) выделяется среди прочих строений монастыря оригинальной и яркой наружностью. Покои, построенные еще в конце XVI века боярами Годуновыми, известны прежде всего пребыванием в них инокини Марфы и ее сына Михаила Романова, а также его приглашением на царский престол. Привлекательный внешний вид здания, раскрашенного под мозаику, бросается в глаза каждому посетителю монастыря, однако самое интересное ожидает внутри покоев.

Последняя значительная реконструкция здания с переделкой интерьера была проведена по указанию императора Александра II, поставившего задачу усилить мемориальное значение родового гнезда. Не стали восстанавливать бытовые детали – меблировку и освещение, ограничившись ремонтом замечательных изразцовых печей в нескольких комнатах.

Целью было подготовить помещения к музейной роли, была завезена выставочная мебель, смонтировано соответствующее освещение (сейчас можно видеть уже вполне современные светильники). В одном из помещений, в левом шкафу размещена икона  Богоматери Казанской с изображениями христианских праздников на створах – дар монастырю от самого Михаила Федоровича Романова.

Замечательные изразцы украшают печь еще в одной комнате. Найденные старинные глазурованные плитки послужили образцом для изготовления копий в необходимом количестве. Изразцы делались из глины, лицевая сторона украшалась рельефным рисунком или узорами и раскрашивалась. Обжиг в специальных печах придавал изделиям прочность и долговечность, делая их пригодными для использования в том числе при повышенной температуре. Прообраз современного кафеля применен для внешней отделки всех печей царских палат.

Последний российский император Николай II свой самый длительный визит в Ипатьевский монастырь совершил в 1913 году, на празднование 300-летия династии Романовых. Несколько проведенных в Костроме дней потребовали сооружения временного деревянного дома, так как фамильные палаты к проживанию были непригодны. Сокровищница Царских палат пополнилась новыми экспонатами – собственноручной записью императора, а также его и императрицы Александры Федоровны красочными портретами в парадных мантиях. Одно из немногих изображений царя, предпочитавшего военную форму, содержало все атрибуты власти – корону, скипетр и державу.

Самые ценные экспонаты, относящиеся к периоду окончания Смутного времени, размещены в отдельной застекленной нише. Здесь находятся предметы, сопровождавшие посольство Земского собора к кандидату на престол: чудотворная икона  Федоровской  Божьей Матери, выносной запрестольный храмовый крест и слюдяной выносной фонарь. Икона выполнена  на деревянной доске темперой, использовано золочение и серебрение.

Рядом с крестом установлен царский посох  Михаила Федоровича, переданный монастырю на вечное хранение из Оружейной палаты московского Кремля по распоряжению императора Николая I. Перед иконой на невысоком пюпитре – живописное изображение встречи московских посланников с костромскими затворниками у Святых ворот Ипатьевского монастыря. Работы выполнена литографическим способом в середине XIX века в московской типографии издателя Шелковникова.

Прижизненный портрет Михаила Федоровича Романова в зрелом возрасте размещен в глубине одного из помещений Царских палат. Здесь же золоченая икона Святой Троицы, покровительницы Ипатьевского монастыря, и образцы церковной утвари времен воцарения династии Романовых. Массивное кадило заметно прежде других предметов своим размером и мастерством исполнения.

Посетившие Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь запомнят прежде всех многочисленных достопримечательностей  внешний вид этого замечательного архитектурного ансамбля. Все его сооружения и памятники. Кроме обеих столиц, мало какой город сыграл столь выдающуюся роль в российской истории, нежели Кострома. Сравнить можно разве только с Екатеринбургом, где закончил земной путь последний царствовавший представитель династии Романовых, его супруга и наследники, а также сопровождавшие их люди.

По трагическому ли совпадению или промыслом божьим, но место гибели Романовых называют Ипатьевским домом, по имени владельца здания. Дом этот снесен, на его месте выстроен храм. Память о династии Романовых, таким образом, начинается и заканчивается религиозными сооружениями. Строительство екатеринбуржского Храма на Крови знаменовало окончание  70-летней большевистской смуты, сходной по трагизму с событиями древнего Смутного времени. Древний Ипатьевский монастырь навсегда останется оптимистическим символом российского народа.

Сопротивляться невозможно

Ликвидация Ипатьевского дома была поручена местным властям. Распоряжение исполнил Первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин. «Сопротивляться было невозможно, отметит потом Борис Николаевич, не выполнить Постановление Политбюро? Собрали технику и за одну ночь разрушили. В случае отказа я остался бы без работы, а новый секретарь обкома все равно бы выполнил приказ», – резюмировал Ельцин.

Любопытно, что по плану реконструкции, которой официально был объяснен снос Ипатьевского дома, разрушению подлежал целый квартал, представлявший собой архитектурно-историческую ценность как образец типичной купеческой застройки Екатеринбурга конца XIX — начала XX века. Эксперты отмечают, что уничтожив весь квартал, власти значительно затруднили поиски точного места, где находился дом Ипатьева. Видимо, «генеральная реконструкция» и была на это рассчитана.

Снос дома

Следователь Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьёв, долгое время ведший дело о расследовании обстоятельств гибели царской семьи, рассказывал, что агенты КГБ докладывали своему руководству о событиях, происходивших в 1970-х годах вокруг дома Ипатьева: в день гибели царской семьи некие люди, приближаясь к дому и крестясь, ставили свечки, и тому подобное. Эти действия описывались как «болезненный интерес» и квалифицировались как «антисоветские демонстрации».

Председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов был обеспокоен вниманием к дому иностранцев, посещающих Свердловск. Приближался 1978 год, год 110-летия со дня рождения Николая Второго и 60-летия со дня его расстрела

Эти годовщины должны были привлечь внимание зарубежной прессы и радиостанций. Поэтому Андропов обратился к Политбюро со следующим предложением:

Решение о сносе дома было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 30 июля 1975 года. Предложение Андропова было принято единогласно. Решение Политбюро «О сносе особняка Ипатьева в г. Свердловске» подписал Суслов, так как Брежнев в это время находился на отдыхе в Крыму.

В момент принятия постановления Свердловский обком КПСС возглавлял Яков Рябов. Однако, окончательная директива откладывалась, и к моменту сноса на посту первого секретаря уже находился Борис Ельцин. Определённую роль в отсрочке сыграло противодействие Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры при некотором сочувствии Рябова и Соломенцева (Председателя Совета министров РСФСР). Однако местные руководители Пономарёв (Секретарь Свердловского обкома КПСС по идеологии), Мехренцев (председатель облисполкома), Манюхин (первый секретарь горкома КПСС) торопили снос. В июле 1977 года в доме работала комиссия во главе с профессором А. А. Малаховым, которая исследовала, нет ли в нём подземелий и тайников. Наконец, 3 августа 1977 года Совет министров РСФСР принял решение № 1221-р об исключении особняка из списка исторических памятников государственного значения. Вскоре после этого решения из дома были переведены занимавшие его конторы, освободившиеся помещения были сфотографированы и обмеряны. Вокруг дома был поставлен забор. Часть внутреннего декора оказалась в хранилище местного краеведческого музея.

Ельцин оставил о сносе дома Ипатьева воспоминания в книге «Исповедь на заданную тему» (1989), которые неточно описывают ход событий: «Вдруг я получаю пакет секретный из политбюро — уничтожить дом Ипатьева. Сопротивляться было невозможно. И вот собрали технику и за одну ночь разрушили …»

В другой своей книге «Президентский марафон» (2000), Ельцин прокомментировал снос дома Ипатьева таким образом:

Снос дома Ипатьева был обставлен как необходимость реконструкции всего квартала — поэтому по планам «реконструкции» подлежали сносу все дома, расположенные в целом квартале. «Реконструкторов» не остановило то, что дома, расположенные в квартале, представляли собой архитектурно-историческую ценность как представители типичной купеческой застройки Екатеринбурга конца XIX — начала XX века. Кроме того, при сносе только одного дома Ипатьева место его точного расположения было бы в дальнейшем очень легко точно определить. При сносе же всего квартала определить точное расположение каждого конкретного дома становилось делом затруднительным. 21 сентября 1977 принято решение Городского исполкома Совета народных депутатов за № 351 о сносе всего квартала, «учитывая неотложную потребность в реконструкции ул. Я. Свердлова и К. Либкнехта…», за подписью В. П. Букина. Перед сносом дом обследовали многие любопытствующие, которые сняли исторически ценные детали интерьера (ручки дверей, детали печей, лепнину стен и т. п.), в том числе, по вскрытии пола в комнате, где в 1918 году жили Великие Княжны Романовы, там обнаружили завернутый в газету и засунутый между плинтусом и полом золотой браслет с драгоценными камнями и вензелем «Т».

Снос дома начался 16 сентября 1977 года и продолжался два дня. Разрушение при помощи «шар-бабы» произведено не ночью, а днём. Сохранились фотоснимки сноса дома.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2019.
  2. . rus-sky.com. Дата обращения: 20 июня 2019.
  3. Елена Чавчавадзе. . Россия 1. Общественное российское телевидение (28 ноября 2019).
  4. Русский: Надпись под фотографией дома Ипатьева: «Дом б. Ипатьева, место заключения и казни Романовых» (21 апреля 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020.
  5. ↑ . hro.org. Дата обращения: 20 июня 2019.
  6. А. Г. Латышев. Рассекреченный Ленин. — 1-е. — Москва: Март, 1996. — 336 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-88505-011-2.
  7. . Дата обращения: 18 февраля 2014.
  8. Скробов С. В., Дом Ипатьева, Екатеринбург, 2003, раздел «Полы»

Владельцы дома в XIX веке

Дом Ипатьева со стороны Вознесенского проспекта

Построенный в конце 1880-х годов горным чиновником статским советником И. И. Редикорцевым, этот дом представлял собой каменный двухэтажный особняк. Место для строительства выбрано на западном, самом крутом, склоне Вознесенской горки — примечательной возвышенности в Екатеринбурге. В 1766—1808 годах на месте дома стояла деревянная Старо-Вознесенская церковь. Позже там, где находился её алтарь, была сооружена часовенка, просуществовавшая до 1920-х годов.

Архитектура здания учитывала рельеф горки. Восточный фасад (обращённый на Вознесенский проспект) был одноэтажный, а западный (обращённый в сад) имел два этажа. К западной стене была пристроена веранда. В восточной части здания, которая углублялась в склон горы, имелся подвальный этаж. С подвального этажа имелся выход на южный фасад дома (обращённый на Вознесенский переулок). Длина дома составляла 31 м, а ширина — 18 м. Главный вход — с Вознесенского проспекта, с восточной стороны дома. Главный фасад дома был расположен параллельно генеральному направлению фронта домов на проспекте, который в этом месте имел излом к востоку и шёл в сторону особняка Харитоновых-Расторгуевых, расположенного на самом высоком участке горы. Таким образом дом оказался несколько заглубленным по отношению к проспекту.

Дом располагался по адресу № 49/9 на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка (ул. Карла Либкнехта и ул. Клары Цеткин). В архитектуре этой постройки господствовавшие в то время псевдорусские элементы сочетались с уральскими мотивами и модерном. В доме имелись водопровод и канализация, к нему были подведены электричество и телефонная связь. Внутренние помещения были богато украшены чугунным литьём, лепниной, потолки — художественной росписью.

Редикорцев недолго оставался владельцем дома, он был обвинен в коррупции, и, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое состояние, в 1898 году продал дом золотопромышленнику И. Г. Шаравьеву (известному по делу торговцев «стреляными золотыми приисками»).

Другие статьи из рубрики «ПОДРОБНО»

18 апреля 2017
Проповедь с чистого листа
Сложно понять, как приходят к вере. Еще сложнее выработать механизм, который бы делал веру православной общины верой всё большего числа людей. То, что такой механизм возможен, доказывают не только столетия православной (и не только православной) миссии, но попросту сама природа человеческой коммуникации. Мы существуем …

27 мая 2019
Школа безусловной любви

Что нужно знать тем, кто хочет усыновить ребенка? Чем дети, воспитанные в государственных учреждениях, отличаются от семейных? Нужно ли рассказывать приемному ребенку о его прошлом, знакомить с кровными родственниками? На эти и другие вопросы отвечает Алла Сирк, специалист по социальной работе благотворительного фонда …

10 сентября 2018
В Церкви всё важно
О митрополите Никодиме вспоминает протоиерей Виктор Московский

27 мая 2021
Живая линия

Часто люди недоумевают, зачем учиться каллиграфии в наше время, когда даже возможность просто написать пару слов ручкой представляется нам крайне редко. Зачем учиться писать красиво, если в жизни мы вообще не пишем, а набираем тексты на компьютере? Но те, кто соприкоснулся с этим видом искусства (а каллиграфия — это вид искусства и весомая …

25 февраля 2021
О тексте, розе и мироощущении незрячего человека

Интернет давно показал нам, что возможности коммуникации сегодня не ограничены расстоянием. И даже в замкнутом пространстве, в которое многих из нас загнала пандемия, есть возможность общаться и обучаться. Причем для многих из тех, у кого слова «ограниченные возможности» вписаны в документ, нынешние условия не стали чем-то необычным. Тем …

Часть Ризы Господней

4 ноября 2005 года, когда страна впервые праздновала День народного единства, в Ипатьевскую обитель была возвращена древняя монастырская святыня – часть Ризы Господней, долгие годы хранившаяся вне стен Ипатия. Сия святыня хранилась в обители в течение нескольких веков до закрытия монастыря в 1922 году.

В 1625 г. царь Михаил Федорович получил в дар от персидского шаха Аббаса I часть хитона Спасителя  в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. Благочестивый царь повелел устроить для святыни особое место в Успенском соборе  Московского Кремля. В 1626 году по повелению царя и по благословению Патриарха Филарета, в Ипатьевский монастырь была прислана бесценная реликвия – часть Ризы Господней, в память о призвании Михаила Федоровича в сей обители на царство. В течение трехсот лет часть Ризы Господней хранилась над Царскими вратами Троицкого собора Ипатьевского монастыря в специальном  драгоценном ковчеге, лучевидно обрамленном позолоченной резьбой.

В ковчеге помещались части ризы и пояса Пресвятой Богородицы, Креста и гроба Господня, а также мощи святых угодников, лики которых были изображены на его чеканном серебряном окладе.

В 1990 году часть Ризы Господней была передана Архиепископу Костромскому и Галичскому Александру (Могилеву). 15 долгих лет он бережно хранил ее, дав Богу обет передать ее в монастырь лишь тогда, когда Всероссийская святыня – Ипатьевский монастырь, будет полностью возвращен Русской Православной Церкви. В новом драгоценном ковчеге святыня была передана Архиепископом Александром наместнику Ипатьевского монастыря Архимандриту Иоанну.

Интересные факты[править | править код]

  • Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре, а закончилась убийством царской семьи в Ипатьевском доме.
  • Когда упоминавшуюся выше Вознесенскую церковь разобрали, на месте её алтаря, чтобы не попиралась святыня, по существовавшему благочестивому обычаю была возведена деревянная часовня. Эту часовню можно увидеть на многих снимках Ипатьевского дома, сделанных вплоть до 1919 года со стороны Вознесенского проспекта. В справочниках по Екатеринбургу она не значится. Упоминается часовня лишь при описании дома следствием, к сожалению, без указания названия. Лишь в недавно опубликованном сборнике документов она поименована в «Описи фотографических снимков дома Ипатьева в Екатеринбурге…», составленном М. К. Дитерихсом: «Часовня Спасителя». Подвальная комната, в которой было совершено убийство царской семьи, находилась как раз напротив часовни Спасителя.
  • В бытность комендантом Ипатьевского дома А. Д. Авдеева у начальника караула, П. С. Медведева, 14 июня 1918 года пропал наган. Бульдозерист, снимавший осенью 1979 года в садике около разрушенного дома Ипатьева дёрн, обнаружил спрятанный в траве искомый наган.

Дальнейшая судьба

После расстрела дом, в связи с отступлением советской власти из города, вернулся в собственность Н. Н. Ипатьева. Тот же, окончательно решившись эмигрировать, продал его представителям Белой армии, после чего домом распоряжались военные (в том числе в нём располагался штаб Сибирской армии генерала Р. Гайды) и представители российского правительства.

15 июля 1919 года Екатеринбург был взят красными — 28-й дивизией В.М. Азина. До 1921 года в доме Ипатьева располагался вначале армейский штаб, затем штаб трудовой армии, а после окончания Гражданской войны, начиная с 1922 года — общежитие студентов университета и квартиры советских служащих. В частности, здесь жил Ермаков Андрей Георгиевич, командир 6-го полка дорожно-транспортного отдела ГПУ Пермской железной дороги.

В 1923 году здание отдали Истпарту, там же разместился основной фонд Областного партийного архива, здесь же устроили Уральский филиал Музея Революции и Антирелигиозного музея — ими заведовал Виктор Быков, член партии большевиков с 1904 года и старший брат Павла Быкова, бывшего в 1917—1918 годах председателем Екатеринбургского Совета. Основным экспонатом Музея Революции была расстрельная комната в полуподвале, интерьер которой восстановили по фотографиям белого следствия и воспоминаниям участников событий. Туда водили экскурсии делегаций иностранных коммунистов и уральских пионеров.

Фотографии дома Ипатьева, обнесённого забором, печатались во многих советских изданиях, например, в книге «Екатеринбург за 200 лет (1723—1923)», вышедшей в 1923 году, фотография дома подписана: «Дом б. Ипатьева, место заключения и казни Романовых».

Музей Революции работал каждый день кроме понедельника и четверга с 12 до 18 часов, стоимость билетов составляла 5 коп. для экскурсантов, 10 коп. для членов профсоюза и 25 коп. для всех остальных. Правом на бесплатный вход обладали ученики школ, инвалиды и красноармейцы. В экскурсию по музею входило посещение подвала, где были расстреляны Романовы. В подвале была восстановлена стена, у которой были расстреляны Романовы (подлинную разобрали и увезли с собой отступающие белые войска). У этой стены разрешалось фотографироваться, чем, как полагают, воспользовались депутаты VI конгресса Коминтерна. Площадь перед домом была переименована в Площадь Народной Мести и на ней установили гипсовый бюст Маркса.

После 1932 года, когда в Кремле приняли решение предать случившееся забвению, площадь переименовали в «Уральских комсомольцев» и против дома Ипатьева поставили памятник этим строителям советской индустрии.

В 1938 году здесь окончательно разместились, потеснив Музей Революции, экспозиции Антирелигиозного и культурно-просветительского музея.

Дом после 1957 года

В последующие годы в этом доме находились Совет безбожников, ректорат Урало-Сибирского коммунистического университета, общежитие для эвакуированных, отделение Института культуры, областной партархив.

Во время Великой Отечественной войны в доме хранились экспонаты коллекции Эрмитажа, которые были эвакуированы из Ленинграда, но музей революции продолжал существовать, и в подвальном помещении (вход с улицы Клары Цеткин) разместилась выставка, посвящённая русско-японской войне. Весьма подробно была рассмотрена судьба Второй эскадры и приведены красочные изображения её кораблей. В парадных помещениях находились экспонаты, имеющие отношение к Мировой войне, в том числе образцы трофейного оружия иностранного производства. Весьма натуралистично выглядел муляж трупа солдата, застрявшего в колючей проволоке.

В 1946 году картины были вывезены, Музей революции закрыт, его экспозиция частично передана местному историко-краеведческому музею, часть, один из филиалов которого открылся в Вознесенской церкви. Некоторое время после этого в доме Ипатьева действовала выставка образцов советского и трофейного оружия, применявшегося во время Великой Отечественной войны.

В том же 1946 году в здание въехал Областной партийный архив, затем учебный центр областного управления культуры. Часть помещений отошла местному управлению «Союзпечати», остававшемуся здесь до 1971 г». Подвал был превращён в хранилище.

В 1974 году по ходатайству Свердловского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры дому Ипатьева был присвоен статус историко-революционного памятника всероссийского значения.

Интересные факты[править | править код]

  • Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре, а закончилась убийством царской семьи в Ипатьевском доме.
  • Когда упоминавшуюся выше Вознесенскую церковь разобрали, на месте её алтаря, чтобы не попиралась святыня, по существовавшему благочестивому обычаю была возведена деревянная часовня. Эту часовню можно увидеть на многих снимках Ипатьевского дома, сделанных вплоть до 1919 года со стороны Вознесенского проспекта. В справочниках по Екатеринбургу она не значится. Упоминается часовня лишь при описании дома следствием, к сожалению, без указания названия. Лишь в недавно опубликованном сборнике документов она поименована в «Описи фотографических снимков дома Ипатьева в Екатеринбурге…», составленном М. К. Дитерихсом: «Часовня Спасителя». Подвальная комната, в которой было совершено убийство царской семьи, находилась как раз напротив часовни Спасителя.
  • В бытность комендантом Ипатьевского дома А. Д. Авдеева у начальника караула, П. С. Медведева, 14 июня 1918 года пропал наган. Бульдозерист, снимавший осенью 1979 года в садике около разрушенного дома Ипатьева дёрн, обнаружил спрятанный в траве искомый наган.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector