Масленица. конспекты занятий для детей
Содержание:
- Как отпраздновать Масленицу с детьми в школе
- Что необходимо знать детям о Великом посте
- Крылатый, мохнатый да масленый (В обработке И.В. Карнауховой)
- 5 класс сочинение описание по картине Кустодиева Масленица
- История праздника
- Что нужно знать детям о Великом посте
- Почему символ Масленицы блины
- Масленица: смысл праздника
- Праздник масленица для детей, краткая история
- Ход занятия.
- Стихи про масленицу
- Солнце и блины
- Роль куклы Масленицы в празднике
- Блины: откуда пришла традиция печь блины
Как отпраздновать Масленицу с детьми в школе
Особенности празднования Масленицы в школе зависит от возраста учеников. Например, ученики начальной школы могут так же с учителем подготовить несколько номеров для мини-концерта. В классе обязательно найдутся юные таланты, кто сможет исполнить веселую весеннюю песню, озорные частушки про весну, исполнить танец или даже сыграть на каком-либо музыкальном инструменте, если есть такая возможность.
Договорившись с родителями, дети также могут принести в назначенный день испеченные блины, сок и после концерта (так называемых Масленичных гуляний) попить чаю или сока с блинами. После торжественной программы можно выйти на школьный двор, покататься с горки и сжечь символическое чучело Масленицы.
При этом опять же не стоит забывать и игнорировать правила поведения с огнем, чтобы не пришлось оказывать первую помощь при ожогах одноклассникам.
Более взрослые школьники могут организовать посиделки в кафе, где готовят блинчики, покататься с горки на санках, устроить дискотеку или, заручившись поддержкой родителей, договориться о проведении праздничного мероприятия в каком-либо кафе. Подобные мероприятия сближают и детей, и их родителей, делают класс более дружным и веселом.
Примерные игры и забавы для праздника
Ниже мы приведем несколько подвижных игр, которые можно будет использовать для проведения Масленичных гуляний со школьниками и их родителями.
Лабиринт
Эта игра хороша в снежную зиму, когда природная стихия не поскупилась на зимние осадки. Придумайте заранее вид своего лабиринта, начертив его схему на бумаге и затем занимайтесь строительством. Лучше всего выбрать для этого занятия школьный стадион, который в зимнее время пустует. Если количество снега позволяет, то постройте стены не менее 1 метра в высоту.
После строительства можно устраивать различные состязания в лабиринте, например, отправить участников команд покорять лабиринт на скорость, но навстречу друг другу, победит тот, кто дойдет к своему выходу первым.
Тир Деда Мороза
Помните, что по одной из легенд именно Мороз был отцом Масленицы. Поэтому Тир Мороза или Деда Мороза будет вполне подходящей забавой для игрищ. Организуйте мишени, налепите побольше снежков и устройте командные соревнования, кто больше забьет очков по мишеням. Победителем станем самый меткий.
Скользкий столб
Этот вид развлечения подойдет для старшеклассников и крепких мальчишек, а также для их пап. Можно пригласить поучаствовать учитель физкультуры. Любой ровный столб в школьном дворе нужно заранее облить водой, чтобы он заледенел, и затем задавая участникам определенные квесты, просить их проползти по столбу до определенной отметки. В идеале, можно прикреплять к верхушке столба награду.
Парная
Для игры понадобятся веники. Из можно сделать самостоятельно на уроках трудов в школе из веточек и цветной бумаги. Не старайтесь сделать их слишком объемными. Задача играющих оббить об соперников все листочки со своих веников. Побеждает тот, у кого он первым станет «раздетым».
Что необходимо знать детям о Великом посте
Если уж говорить о Масленице, но не упомянуть о Великом посте попросту невозможно. Некоторые родители не спешат посвящать своих детей в тонкости христианских традиций, иные напротив стараются сделать так, чтобы и сами дети постились наряду со взрослыми. Но на самом деле информацию нужно подавать детям порциями, исподволь и приучение к христианским традициям тоже должно быть постепенным и последовательным.
Прежде итого историю, связанную с Великим постом, Адамом и Евой, Иисусом и прочими участниками ребенку лучше услышать от человека, какому он максимально доверяет. После того, как ребенок поймет, что к чему, можно пускаться вместе с ним на службу в Церковь. Не заставляйте ребенка молиться, просто разъясните ему, затем это нужно и как нужно молиться. Заучивать с ним непонятные детскому восприятию слова молитв тоже необязательно.
Возвращаясь к проблеме в посте, нужно отметить что детей до 12 лет нельзя ограничивать в звериной пище, так как его растущий организм нуждается в белках, жирах и углеводах, витаминах и минералах.
Крылатый, мохнатый да масленый (В обработке И.В. Карнауховой)
Посмотрите с детьми прекрасный диафильм по этой сказке. Пользуйтесь кнопкой пауза, если не успели дочитать текст слайда:
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
Веселой Вам Масленицы вместе со сказкой, песней и играми.
15 игр для празднования Масленицы вместе с детьми Вы найдете в статье «Масленичные игры для детей»
О русских традициях в воспитании малышей: колыбельных, пестушках, играх, потешках Вы найдете много интересного практического материала в рубрике сайта «Русские традиции и обычаи»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
5 класс сочинение описание по картине Кустодиева Масленица
Один из известных русских художников, Б.М.Кустодиев, родился в 1878 году, в Российской империи. Картины, которые он писал в течение своей жизни — это портреты людей. Картина «Масленица» — является воплощением его мечты, совместить на одном полотне изображение природы, городского колорита и фигур людей. Не смотря на то, что на картине изображен праздник, сам художник, в этот период своей жизни, был прикован к инвалидному креслу.
Картина посвящена веселому славянскому празднику — масленице, которая празднуется перед Великим Постом. Смотря на картину, мы понимаем, что зима сдает свои позиции. Не смотря на то, что все вокруг в снегу, изображение облаков, пробивающиеся солнечные лучи, стаи птиц на голубом небе — все это говорит о том, что скоро придет весна.
Центральное место в картине занимают расписные сани, запряженные тройкой лошадей, которыми лихо управляет кучер. В санях едут знатные господа, спешат к кому-то в гости или просто катаются, радуясь солнечному дню. Упряжки лошадей видны с разных сторон. Преодолевая снежные сугробы, мчится в других санях, народ попроще. На втором плане — ребятня катается с горы, внизу виден шатер и собравшийся народ. Вдали видна панорама города с его церквями и храмами. Золотые купола припорошены снегом.
Ощущение праздника и веселья вызывает изображение на картине. Так и слышится звон бубенцов, смех и говор простого люда, Глядя на картину, хочется принять участие в этом веселом празднике.
История праздника
Масленица – праздник языческий. По некоторым версиям, изначально её праздновали, прославляя бога солнца Ярилу. В это день радовались скорому теплу и прогоняли надоевшую уходящую зиму. Гуляния всегда сопровождались огнём – горящие костры, колёса и чучело были главными атрибутами Масленицы и отзвуками культа солнца, царившего на Руси.
После принятия христианства Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними.
В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу. Мясо же было под строгим запретом.
Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать её начинали даже раньше. Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пёструю, или Мясопустную неделю. Называли её так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались – получался такой «пёстрый» период. Жениться на этой неделе считалось недобрым знаком, и свадьбы переставали играть вплоть до Пасхи.
Конец Пёстрой недели – время активной подготовки к Масленице. В субботу устраивали поминальные обеды, а в воскресенье все отправлялись друг к другу в гости, чтобы пригласить родственников, друзей и близких отпраздновать вместе.
Что нужно знать детям о Великом посте
Если уж говорить о Масленице, но не упомянуть о Великом посте просто невозможно. Некоторые родители не спешат посвящать своих детей в тонкости христианских традиций, другие напротив стараются сделать так, чтобы и сами дети постились наравне со взрослыми. Но на самом деле информацию нужно подавать детям порциями, постепенно и приучение к христианским традициям тоже должно быть постепенным и последовательным.
Прежде всего историю, связанную с Великим постом, Адамом и Евой, Иисусом и прочими участниками ребенку лучше услышать от человека, которому он максимально доверяет. После того, как ребенок поймет, что к чему, можно отправляться вместе с ним на службу в Церковь. Не заставляйте ребенка молиться, просто объясните ему, затем это нужно и как нужно молиться. Заучивать с ним непонятные детскому восприятию слова молитв тоже необязательно.
Возвращаясь к вопросу в посте, нужно отметить что детей до 12 лет нельзя ограничивать в животной пище, так как его растущий организм нуждается в белках, жирах и углеводах, витаминах и минералах.
Почему символ Масленицы блины
По своей форме, внешнему виду и цвету блин очень похож на солнце. Поэтому именно такое блюдо стало символом Масленичной недели. Поскольку сам праздник является отождествлением борьбы со злом, прощанием с зимой и наступлением долгожданной весны.
Именно поэтому празднование Мясопустоя проводилось нашими предками в день весеннего равноденствия. В это время бог Солнца отвоевывал у зимы теплые деньки и свет.
По этой причине все хозяйки начинали выпекать блины с понедельника и заканчивали в воскресенье. Делали различные виды такого блюда: пустые, со сладкими и несладкими начинками. Большим спросом пользовались блины с творогом, вареньем, картофелем и медом.
Помимо выпечки блюда, было особенно важно правильно его подать к столу. Хозяйки пекли блинчики стопкой и обильно поливали сливочным маслом
Звали к себе гостей, близких, друзей и соседей.
Первый испеченный блин стоило отдавать нуждающимся. Однако по некоторым поверьям, угощение преподносили усопшим родственникам или медведю, которого задабривали, чтобы в течение года он не приносил урон хозяйству.
Масленица: смысл праздника
Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.
Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.
А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай
Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву
Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.
И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие
Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники
Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.
По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.
После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.
Праздник масленица для детей, краткая история
Одна из древних легенд гласит, что Масленицей звали дочь самого Мороза. Девочка спасла группу людей из зимней пурги, отогрела, накормила и развеселила. С тех давних времен неделю перед постом считают масленичной.
Из выше сказанного, да и из практики мы знаем, что масленица потешный и добрый праздник. Ура, конец холодной долгой зиме. Все ждут эту пору и особенно дети. Первые солнечные лучи касаются и греют щеки. Вкусные ароматные блины на каждом столе. С медом, вареньем, сметаной – «радость» для живота. Массовые гуляния, катания с гор на санях, песни, хороводы. Это просто не может не радовать маленьких деток. Задача родителей превратить это торжество, в сказку посвящая своих чад в традиции.
Празднование в детских садах и школах
Там к родителям присоединяются учителя и воспитатели. Дети ставят постановки к празднику. Учат историю, традиции. Разучивают песни, стихи и частушки. Девочки соревнуются в выпечки самого вкусного блина. Мальчики строят горки и замки из снега. Все участвуют в создании чучела, которое потом сжигают. А еще масленичная неделя, как и любые другие праздники, позволяет родителям больше провести времени с детьми. Совместные посиделки с блинами и ароматным чаем, походы в парк, катания на горках и игры очень сближают. В повседневные рабочие дни такая возможность выпадает редко.
Вот мы и узнали историю праздника масленицы и его традиции. Соблюдайте традиции своих предков. Отмечайте всей семьей. Ведь это не только весело, но и вкусно!
Ход занятия.
Воспитатель: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Воспитатель: Ребята, о чем, о ком это стихотворение?
Дети: О масленице
Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье сладостями, баранками и, конечно же, блинами. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья. Длилась Масленица целую неделю. Каждый день имеет своё значение.
Игорь:
Утро. Понедельник.
Наступает «Встреча».
Яркие салазки с горочек скользят,
Целый день веселье. Наступает вечер,
Накатавшись вволю, все блины едят.
Воспитатель: В этот день изготавливалось чучело Масленицы.
Миша:
«Заигрыш» беспечный — вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи,а за них награда:
Сдобный и румяный масленичный блин.
Воспитатель: На рассвете, в этот день, чучело Масленицы вывозили на центральное место и начинались игрища, потехи.
Вика:
Тут среда подходит-«Лакомкой» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи,
Кулебяки, сырники-всё им удаётся,
Пироги и блинчики-всё на стол мечи!
Игра «Весёлый блин».
Ты беги, весёлый блинчик,
Быстро — быстро по рукам!
У кого весёлый блинчик,
Тот в кругу станцует нам!
(Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои)
Нурсултан:
А в четверг раздольный «Разгуляй» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек-суженых своих.
Полина:
Пятница настала, «Вечера у тёщи».
Тёща приглашает зятя на блины.
Есть с икрой и сёмгой, или чуть по проще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Саша:
Близится суббота-«Золовки угощенье».
Вся родня встречается, водит хоровод,
Праздник продолжается, общее веселье,
Славно провожает зимушку народ.
Ксения:
Воскресенье светлое быстро наступает,
Облегчают душу все в «Прощённый день».
Чучело соломенное — Зимушку сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень!
Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».
В центре круга — «Солнце» (ребенок).
Дети хором произносят:
Гори,солнце, ярче —
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее. (Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю — отходят,расширяя круг).
Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать куклу Масленицу.
Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что она приобретает душу и может навредить. Домашняя Масленица считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег — от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.
Этапы изготовления куклы:
1. Берем квадрат белой ткани, кладем небольшое количество ваты и формируем голову. На месте предполагаемой шеи перевязываем красной ниткой. Нитку обматываем, не завязывая.
Делаем ручки. Скручиваем прямоугольники белого цвета по диагонали. Привязываем к телу, ручки вверх. Нитку обматываем, не завязывая.
3. Делаем юбочку.
4. Перевязываем юбку.
5. Берем треугольник из красной ткани, надеваем на голову косынку.
Красная нитка и ткань – символ жизни
6. Кукла готова.
Стихи про масленицу
Немало написано и стихов про масленицу. К сожалению, авторы большинства из них неизвестны. Но зато, в такой рифмованной и ритмичной форме знакомство с праздником проходит еще ярче и веселее. Эти стихи своеобразные напевки-зазывайки)))
* * *
Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных, На саночках расписных, Чтобы слуги были молодые, Нам подарки везли дорогие, И блины, и калачи К нам в окошко мечи!
* * *
А мы Масленицу ожидали, Дорогую гостьюшку встречали, Блинами гору устилали, Сверху маслицем поливали. Как от блинов гора крута, Как от маслица гора ясна, А на горушку снег сыплют, А нас маменьки домой кличут. Нам домой идти не годится, Мы надумали с горы прокатиться. Ой ты, Масленица-кривошейка, Покатай-ка нас хорошенько.
* * *
Это Масленица – фея, Обошла дома, дворы. Так давайте же скорее Принимать ее дары! А она вам дарит счастье. Много жизненных побед, Избавляя от ненастий, И пустив удачу вслед! Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином, Сыром, медом, калачом Да с капустой пирогом. Всех нас пост Великий ждет, Наедайся впрок, народ! Всю неделюшку гуляй, Все запасы подъедай.
* * *
Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся, На горках катаемся, Блинами объедаемся. Эй, Масленица-куросейка, Покатай нас хорошенько! — Масленка, Масленка, Не видала ли Горасенка? — А Гораска в красной шапке На вороненькой лошадке, Плеточкою машет, Под ним лошадка пляшет.
* * *
Дни последние зима Доживает не одна: Мы её все провожаем, Отдохнуть годок желаем! И теперь мы ждём весны – Уж следы её видны! Пусть согреет нас с тобою. С Масленицей! И с Весною!
Солнце и блины
На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба отвечает:
— Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…
Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба:
— Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.
Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба в ответ:
— Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!
Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!
Роль куклы Масленицы в празднике
Ещё один символ Масленицы — большая кукла-чучело, которую в воскресенье торжественно сжигали. Это было апогеем праздника (как и сейчас) и олицетворяло то, что зима побеждена, уходит, а приходит весна. В костёр по традиции бросали поминальную пищу — блины, лепёшки, яйца.
Сжигание чучела Масленицы было кульминацией народных гуляний раньше и сейчас
Куклу делали из соломы — в человеческий рост и даже больше, наряжали в цветные лоскуты, на голову повязывали платок, на ноги надевали лапти. Изображалась она бабой или старухой (прообраз её — древнеславянская богиня зимы и смерти Морена). Чучело устанавливали на шесте и возили по улицам ещё с четверга: это был целый масленичный поезд со множеством лошадей, рядом скакали ряженые с шутками-прибаутками.
Возили чучело Масленицы по улицам ещё с четверга-разгуляя
Одновременно в каждом доме хозяева изготавливали маленькую куколку-Масленицу. Её, в свою очередь, не сжигали, а хранили целый год в качестве оберега, отгоняющего злых духов и прочие напасти. Помещалась куколка перед входом в избу либо в красном углу (главный угол славянского дома, расположенный по диагонали от печи). Когда наступала следующая Масленица, куколку сжигали на обрядовом костре или сплавляли по реке.
В детском саду ребята также могут изготовить себе такие куколки-обереги (конечно же, дети не будут их сжигать, а заберут домой). Дошкольникам наверняка понравится такое творчество, они проникнутся атмосферой праздника. В зависимости от возраста воспитанников педагог может предложить им различные по сложности варианты поделок из разных материалов.
На занятии по изобразительному творчеству дошкольники с радостью изготовят себе куколки-обереги из различной бумаги, ткани и прочих материалов
Видео: сжигание чучела Масленицы в селе Коломенское
Watch this video on YouTube
Национальные традиции нужно обязательно поддерживать, поэтому с праздником Масленицы ребёнка обязательно знакомят уже в дошкольном возрасте. Строить рассказ следует эмоционально и образно, не перегружая малышей излишними деталями, подробными религиозными объяснениями. Лучше показать побольше ярких картинок, рисунков, работы известных художников, привести любопытные факты, меткие пословицы и поговорки.
Блины: откуда пришла традиция печь блины
Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии.
Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.
По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях.