Николай богданов-бельский: жизнь и творчество художника
Содержание:
Картина Богданова-Бельского Н.П. «Виртуоз» — описание, сочинение по картине
Название картины Николая Петровича Богданова-Бельского воспринимается иронично, но это добрая, светлая усмешка, без какого-либо намека на унижение. Да и как еще можно относится к потугам деревенского мальчика, который решил похвастать перед друзьями своим умением играть на балалайке? Именно этот сюжет запечатлен маслом на холсте.
Многослойными мазками на полотне воссоздана не только занимательная сценка, но также мастерски изображено деревенское лето давно минувшего XIX века, особая атмосфера того времени и непередаваемая прелесть самого светлого периода в жизни человека. Нужно сказать, что и деревенские жители, и дети очень частные герои картин Багданова-Бельского. Этот русский художник явно испытывал теплые чувства к сельскому быту и старался выразить любовь к своей родине и ее народу в творчестве.
Изображенная на картине «Виртуоз» сценка и весь антураж в целом настолько типичны, и даже стереотипичны, что не узнать российскую глубинку просто невозможно. Но именно в этой узнаваемости, предопределенности кроется глубокая символичность.
Белые березовые стволы в роще, где расположилась группка детей, их яркие ситцевые рубашки и босые ноги, красный платок у девочки на голове, балалайка в руках одного из мальчишек — все это явные знаки, отсылающие нас к самой сути русской самобытности.
Цветовая гамма картины подобрана таким образом, чтобы создавать у зрителей полную иллюзию летнего тепла, которое буквально чувствуешь всей кожей.
Пробивающийся через листву берез солнечный свет, немного пожухлая трава, древесные стволы покрытие мхом, качающиеся ветви с зелеными листочками — все это неизменные атрибуты самого любимого мной времени года.
А для деревенских детей лето — это вообще самая благословенная пора, и мы видим на картине, как они наслаждаются ею, занимаясь нехитрыми играми.
Несмотря на то, что название «Виртуоз» иронично, художник вполне серьезно относится к своим героям
Мальчик с балалайкой предельно сосредоточен, он действительно хочет показать своим друзьям важное умение. И те, хотя и улыбаются, но не уходят, а старательно слушают товарища, который, можно предположить, извлекает из инструмента не самые приятные звуки
На картине нет четких линий, все фигуры и предметы как будто слегка размыты. Это делается специально — так художнику удалось передать неуловимую атмосферу уходящего времени. И потому даже сегодня мы можем наслаждаться ею с полным эффектом погружения.
Сочинение по картине Богданова-Бельского «Виртуоз» для 6 и 7 класса. Описание картины. Краткое сочинение с личными рассуждениями автора текста.
Направление творчества мастера
Николай Петрович был многоплановым художником. Он писал портреты, натюрморты и пейзажи, но особо любил работать над жанровыми картинами.
Так как у живописца отлично получались портреты, к нему часто обращались знатные особы. Он писал многих известных людей, например, царских особ Николая II и Марию Федоровну, князя Юсупова, певца Федора Шаляпина и многих других. Хотя заказчики оставались весьма довольны своими портретами, Богданов-Бельский выполнял такие работы в основном ради денег. С этой целью он уезжал из любимой деревни в петербургскую мастерскую, собирал заказы и трудился.
Н.П. Богданов-Бельский. Портрет Юсупова. Около 1900 г.
Как только накапливалась достаточная сумма, художник возвращался в родные просторы и там уже писал то, что было по сердцу. А сильнее всего его вдохновляла жизнь простых людей, особенно детей. Николай Петрович не переставал удивляться детской непосредственности и талантам. Он любил детей всем сердцем, а они любили его. Ребята охотно приходили к нему, надев лучшие рубахи, и готовы были часами позировать ему.
Н.П. Богданов-Бельский. «Виртуоз». Около 1891 г.
Богданов-Бельский относится к числу известных художников-передвижников, чьи произведения уходили в крупнейшие коллекции. В частности, их покупал для своей галереи Павел Третьяков.
Русский художник-передвижник Богданов-Бельский
Николай Петрович Богданов родился в 1868 году в одной из деревень Бельского уезда Смоленской губернии. Его мать была простой крестьянкой, воспитывающей сына одна. Бедственное положение матери не позволило бы ребенку получить хорошее образование, однако ему выпала другая судьба.c
Н.П. Богданов-Бельский (1868–1945). Автопортрет. 1915 г.
После обучения грамоте у местного церковного звонаря мальчика заметил С.А. Рачинский — профессор московского университета и основатель школ для крестьянских детей. Рачинский обучал Николая живописи и рисованию, а затем отправил на учебу к иконописцам.
Первый же успех юноши на выставке (его картину приобрел коллекционер) способствовал его дальнейшей художественной карьере. Благодаря содержанию Рачинского, юный Николай получил образование вначале в Московском художественном училище (учился у Поленова и Прянишникова), а затем продолжал совершенствовать свое мастерство в Академии художеств у Репина, после в Италии, Германии и Франции. Кстати, именно в Академии Богданов получил двойную фамилию. Когда император Николай II подписывал его диплом о присвоении степени академика, он через черточку добавил к его фамилии приписку «Бельский».
Художник входил в несколько крупных обществ, таких как Общество им. Куинджи, Общество передвижников. В 1914 году он стал действительным членом Академии художеств.
Живописец изображал в основном сюжеты из жизни простых людей, создавал портреты и пейзажи. Примеры его известных картин: «Устный счет», «Воскресное чтение в сельской школе», «В церкви», «У дверей школы», «Будущий инок».
Н.П. Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе».
Не приняв революцию, Богданов-Бельский эмигрировал в Латвию, где его творчество расцвело с новой силой. Скончался он в 1945 году в возрасте 76 лет.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Лапидус Н. Богданов-Бельский. — М.: Белый город, 2005
- Каратаева В. Дорога к дому длиною в шестьдесят пять лет // Таганрогская правда. — 2008
- Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Николай Богданов-Бельский: жизнь и творчество художника
4.7 (93.33%) 3 голос(ов)
ТВОРЧЕСТВО
Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры
Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым
Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.
Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).
В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.
На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.
Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.
Доброта, чистота восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.
После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни.
Сочинение по картине Виртуоз Богданова-Бельского (6 класс описание)
Следует отметить, что творчество данного художника характеризуется как реализм, отображающий все аспекты и тонкости сельского быта. Картина «Виртуоз» не является исключением.
На холсте изображена группа детей, часть из которых присела отдохнуть среди берез на лесной поляне (два мальчика и девочка), один же паренек в красной рубахе отчего-то стоит.
Сложно сказать, какие цели автор преследовал таким образом выделяя этого героя, ведь смысл творения состоит в другом.
Отведя взор вправо, к ногам мальчика в красном, можно заметить главного героя полотна, благодаря которому работе и было дано вышеупомянутое название. Речь идет о мальчике, играющем на балалайке. Все действо словно похоже на импровизированный концерт паренька перед лучшими друзьями.
Но заметен также и тот факт, что мальчик играет на инструменте недолго, потому очень боится сфальшивить и оплошать перед своими сверстниками. Глядя на полотно, словно чувствуешь его волнение, как он изо всех сил старается, чтобы пальцы попали на нужный лад, ни в коем случае не соскользнули, ведь несколько фальшивых нот и позора не избежать.
Естественно, это не трагедия, ведь даже всемирно известные музыканты порой делают ошибки. Но возраст у нашего героя такой, в котором кажется, что провал смерти подобен, что за малейшую оплошность он будет осуждаем обществом до конца жизни. Плюс присущий подросткам максимализм, который также делает свое дело.
Возвращаясь к пареньку в красной рубахе, можно сказать, что вероятно он является неформальным лидером компании. Ведь не напрасно художник выделяет его как внешне, так и внутренне – стойка у мальчишки весьма уверенная, взгляд довольно дерзкий – кажется, потому балалаечник так старается – одна ошибка может стоить ему знатных тумаков.
Что же касаемо юного музыканта, в глаза бросается его не по годам взрослое лицо. Вероятно, даже в свои детские годы, ему много пришлось повидать.
Возможно, он растет в неполной семье, без отца – соответственно, мало кто поддерживает его в его увлечении музыкой, ведь небогатым людям как правило не до этого – куда важнее получить рабочую профессию, найти дело, что позволить зарабатывать на хлеб и выживать.
В целом, краски приятные, а сама картина достаточно сильная. Творец словно рассказывает историю из жизни деревенской ребятни, используя для этого такие средства, как холст, краски и кисть.
Сочинение 2
Откуда берется талант и почему некоторые люди имеют склонность к какому-то занятию, а другие совершенно ничего не умеют? Этот вопрос является существенным, но дать на него однозначный ответ довольно трудно даже при длительном рассуждении.
Такие мысли навевает на меня картина Богданова-Бельского Виртуоз. Тут изображаются ребятишки на лесной опушке, которые сидят в небольшой березовой роще.
Вообще, на картине отчетливо наблюдается именно русский колорит, таким, каким мы привыкли его видеть и считать, есть все соответствующие символы: природа, березки, красная рубаха, добры молодцы, скромная красавица, балалайка, сообщество людей, коллектив.
Парень в красной рубахе – несомненно, первый парень на деревне, он наиболее сильный и смелый, даже слушать музыку он не может сидя, поэтому он горделиво стоит и смотрит вдаль.
Подле него сидит тот самый виртуоз, он полностью сосредоточен на игре и, вероятно, вообще по большей части является таким человеком себе на уме, который интересуется в большей степени музыкой, нежели какими-то другими делами.
Двое ребят, которые сидят, кажутся помладше или они просто поменьше. Возможно, они закадычные друзья, они – простые парни, которые искренне восхищаются талантом виртуоза, пытаются проникнуть в музыку, ощутить красоту. Лицо девушки сосредоточенно и сконцентрировано, она тоже полностью погружается в звуки.
Конечно, художник не может передать той музыки, которую исполняет виртуоз на балалайке, но мне кажется, он смог частично отразить настроение этой мелодии через игру света, которая видна на картине.
Если рассмотреть, то повсюду мы видим солнечные блики: на красной рубахе и фиолетовой рубашке, на траве и немного на березках, на лицах и прическах.
Эти солнечные зайчики подобны звонким нотам балалайки, они наполняют пространство своей радостной игривостью, делают его подвижным и немного более веселым, разнообразным, будто бы создается какое-то волшебство в этом небольшом пространстве ограниченном березками.
`