Барон мюнхгаузен

Краткое содержание

Барон Мюнхгаузен, старикашка с огромным носом, сидя у камина, рассказывает слушателям о своих приключениях. Однажды в России он заснул в заснеженном поле. Проснувшись, увидел, что находится в городе, а лошадь привязана к кресту на колокольне. Сообразительный барон понял, что вчера, когда он заснул, город был засыпан снегом, который растаял за ночь. Выстрелом прострелил уздечку, лошадь свалилась с креста, Барон вскочил на нее и поскакал дальше.

Мюнхгаузен решил путешествовать в санях. Поздним вечером встретил в лесу волка, который от голода набросился на его лошадь и съел ее. Мюнхгаузен, недолго думая, запряг волка в сани и быстро добрался до столицы. На пруд возле дома барона прилетела стая уток. Он решил подстрелить парочку, выскочил из дома, да забыл кремень. Шлепнул себя в отчаянии по голове так, что искры из глаз посыпались и подошли порох. Тогда он одним выстрелом убил сразу десять уток.

Как-то раз, далеко от дома, он и вовсе приманил уток салом на веревке. Жирное сало проскальзывало сквозь них, и вскоре утки оказались нанизанными на бечевку как бусины. Птицы взлетели и подняли барона в воздух, Так, управляя стаей, барон Мюнхгаузен и долетел до дома. В другой раз не оказалось у него пуль, так он выстрелил в куропаток шомполом и пробил сразу нескольких птиц. Шомпол был горячий, так они сразу и изжарились.

Образование и карьера

В родном городе Рудольф получил начальное образование, и в 1755 году поступил на факультет права в Геттингенский университет. Через пять лет получил степень бакалавра по филологии. Семь лет спустя вернулся в Ганновер. Первое время работал писарем, а затем — секретарем в библиотеке. В 1767 он получил профессорскую должность в Каролинуме.

Автору “Барона Мюнхгаузена” Рудольфу Распе принадлежат многочисленные исследования в области геологии, минералогии, литературы. В известных журналах он публикует рецензии, и это открывает перед ним двери научных сообщество Лондона и Геттингена. В поисках старинных манускриптов Распе дважды путешествовал по Вестфалии.

Из-за недостатка средств Распе выкрал часть монет из коллекции ландграфа, у которого работал смотрителем антикварного кабинета. Хозяин выдал ордер на его арест, но Рудольфу удалось беспрепятственно добраться до Лондона. К этому времени он был уже известен как литератор и специалист-геолог. Несмотря на скандальную славу, Распе приглашают в различные проекты. В 1794 году он планирует заложить шахту в Ирландии, но не успевает — в конце года писатель умер от сыпного тифа.

Мюнхгаузен — литературный персонаж

Бешеная шуба, Иллюстрация Гюстава Доре к книге Распе В 1781 году на страницах журнала «Путеводитель для весёлых людей», издаваемого в Берлине, впервые было напечатано 16 коротких рассказов. Фамилия рассказчика была скрыта аббревиатурой «М-Х-Г-Н». Так было положено начало формированию художественного образа легендарного барона Мюнхгаузена. В 1785 году Распе анонимно издал в Лондоне на английском языке «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России», составленные на основе историй «Путеводителя», с добавлением множества других. В 1786 году появился немецкий перевод книги Э. Распе с дополнениями Готфрида Августа Бюргера — «Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения барона Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей». Бюргер разделил книгу на две части — «Приключения Мюнхгаузена в России» и «Морские приключения Мюнхгаузена». Этот вариант книги Распе принято считать хрестоматийным. Книга имела громадный успех в Европе; именно она завершила оформление образа Мюнхгаузена как литературного персонажа.

В книге не было ни одного приключения барона, связанного с Германией, и вскоре появляются дополнения: книга «Дополнение к приключениям Мюнхгаузена» Генриха Шнорра (1794—1800), в которой многие приключения барона происходят уже в Германии, и сочинение Карла Лебрехта Иммермана «Мюнхгаузен. История в арабесках» (1839), где в качестве рассказчика выступает внук (потомок) барона.

Первый перевод (точнее, вольный пересказ) книги о Мюнхгаузене на русский язык принадлежит перу Н. П. Осипова. Он был издан в 1791 году под заглавием «Не любо — не слушай, а лгать не мешай».

Большую известность в России литературный персонаж барон Мюнхгаузен получил благодаря К. И. Чуковскому, который адаптировал книгу Распе для детей. В сочинении Чуковского фамилия барона упрощена до «Мюнхаузен», поскольку Чуковский выбрал не транслитерацию, а фонетическую транскрипцию фамилии главного героя.

К интерпретации образа барона Мюнхгаузена обращалось множество зарубежных и российских авторов, как в прошлом, так и настоящем, дополняя сформировавшийся образ (персонаж) новыми чертами и приключениями. Например, в повести Сигизмунда Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена» (1927—1928) обыгрывается[когда?

] путешествие барона в Советский Союз 1920-х годов как «философа-фантаста и мечтателя, фехтовавшего против истины».

Значительное развитие образ барона Мюнхгаузена получил в советском кинематографе. В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» автор сценария Григорий Горин придал барону яркие романтические черты характера, исказив при этом некоторые факты личной жизни Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. В мультфильме «Приключения Мюнхаузена» барон наделён классическими чертами, ярок и великолепен.

В 2005 году в России опубликована книга Владимира Нагово-Мюнхгаузена «Приключения детства и юности барона Мюнхгаузена» («Münchhausens Jugend- und Kindheitsabenteuer»

), которая стала первой книгой о детских и юношеских приключениях барона Мюнхгаузена, от рождения барона до его отъезда в Россию. Благодаря этой книге в литературе появился новый образ и персонаж — «юный барон Мюнхгаузен»; фактически была написана «недостающая» первая часть произведения Распе.

История создания

Автор первых рассказов о приключениях барона Мюнхгаузена — сам барон Мюнхгаузен. Мало кому известно, что дворянин существовал в действительности. Карл Фридрих родился в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. В 15 лет молодой человек отправился на военную службу, а выйдя на пенсию, проводил вечера за рассказами небылиц:

Мужчина собирал в собственном доме соседей и друзей, усаживался перед пылающим камином и в лицах разыгрывал сцены из пережитых приключений. Иногда барон добавлял к правдоподобным рассказам небольшие детали, чтобы заинтересовать слушателей.

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен

Позже парочку таких небылиц анонимно опубликовали в сборниках «Der Sonderling» («Дурак») и «Vademecum fur lustige Leute» («Путеводитель веселых людей»). Рассказы подписаны инициалами Мюнхгаузена, но мужчина не подтверждал собственного авторства. Слава среди местных жителей росла. Теперь любимым местом для бесед со слушателями стала гостиница «Король Пруссии». Именно там байки веселого барона услышал писатель Рудольф Эрих Распе.

Портрет Рудольфа Эриха Распе

В 1786 году свет увидела книга «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Чтобы добавить остроты, Распе вставил в первоначальные рассказы барона больше несуразицы. Произведение вышло на английском языке.

В том же году Готфрид Бюргер — немецкий переводчик — опубликовал свою версию подвигов барона, добавив в переведенное повествование больше сатиры. Главная мысль книги кардинально изменилась. Теперь приключения Мюнхгаузена перестали быть просто небылицами, а приобрели яркий сатирическо-политический оттенок.

Памятник Готфриду Бюргеру

Хотя творение Бюргера «Удивительные путешествия барона фон Мюнхгаузена на воде и на суше, походы и веселые приключения, как он обычно рассказывал о них за бутылкой вина в кругу своих друзей» вышло анонимно, реальный барон догадался, кто прославил его имя:

УСАДЬБА ДУНТЕ (ЛАТВИЯ)

В 8 километрах от небольшого латвийского городка Саулкрасты (и в 55 километрах от столицы — Риги) находится музей барона Мюнхгаузена, открытый 32 мая (да, именно так!) 2005 года. Именно в этом доме, ныне восстановленном после пожара, Карл Фридрих Иероним и его жена Якобина фон Дунтен прожили первые шесть лет своей долгой семейной жизни — с 1744-го по 1750-й.

Усадьба Дунте, ставшая ныне одним из самых посещаемых музеев Латвии, рассказывает как о реальной жизни фон Мюнхгаузена и его супруги (например, там можно узнать о службе барона — адьютанта принца Антона Ульриха — в степях Украины и при русском дворе, осмотреть уютный будуар баронессы, полюбоваться коллекцией из двух тысяч пивных кружек), так и о мире, известном по его рассказам.

Герб Мюнхгаузенов на воротах усадьбы

Дело не ограничивается одними лишь экспонатами внутри усадьбы. Во-первых, от музея через лес к морю идёт «Тропа Мюнхгаузена» протяжённостью либо 3,2 километра (короткий вариант), либо 5,3 километра (полный вариант) — последняя ещё и длиннейшая тропа в Европе, выложенная из осиновых дощечек. Вдоль неё расставлены деревянные скульптуры животных, что упоминались в рассказах барона: зайцы, волки, кабаны, киты, крокодилы — всего около четырёх десятков фигур.

Во-вторых, вокруг усадьбы растут самые высокие дубы в Европе (по крайней мере, так утверждают сотрудники музея) — дубы Мюнхгаузена, которые барон собственноручно сажал для удовольствия супруги и будущих детей (увы, к великой печали барона, он остался бездетным). Говорят, что эти дубы дарят энергию каждому, кто к ним прикоснётся, — так что в гостях у барона можно ещё и подзарядиться его неуёмным жизнелюбием!

Усадьба Дунте: до некогда уединённого райского уголка сейчас легко добраться

В-третьих, совсем недавно, 30 августа 2013 года, была торжественно открыта «самая большая пивная кружка барона Мюнхгаузена». После официального согласования с Книгой рекордов Гиннесса она должна стать самым большим в мире зданием в форме пивной кружки.

И кстати: каждый год 32 мая музей отмечает день своего рождения — с одной свечой и несколькими тортами (сколько лет — столько и тортов!). И всех приглашает в гости!

Адрес музея — усадьба Дунтес, Лиепупская волость, Салацгривский край, Латвия, LV — 4023; сайт — minhauzens.lv. Кстати, не так далеко от усадьбы, в ближайшем же населённом пункте Саулкрасты, есть ещё комплекс отдыха Minhauzena Unda, а чуть подальше, в рыбацком городке Салацгрива, — трактир «Мюнхгаузен у боцмана».

Всеми любимый лжец

Поначалу все истории барона бытовали в устной форме, но вскоре стали появляться целые анонимные сборники занимательных новелл, которые рассказывал некто «остроумный М-г-з-н». Без ведома самого Мюнхгаузена (который очень разозлился, узнав о литературной обработке и публикации его небылиц) в 1781 и 1783 годах в берлинском юмористическом альманахе «Спутник веселых людей» появились 16 рассказов-анекдотов под заголовком «М-х-з-новы истории».

Через пару лет, уже в Лондоне, писатель Рудольф Эрих Распе, лично знакомый с бароном, выпустил «Удивительные приключения и похождения барона Мюнхгаузена в России» на английском языке, которых ждал небывалый успех у читателей. Затем известный литератор Готфрид Август Бюргер переработал книгу.

Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона — полету на пушечном ядре

В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.

Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.

Книги Распе и Бюргера моментально распространились по всей Европе, а барон Мюнхгаузен сделался любимым всеми лжецом (до сих пор в Германии его именуют «Lugenbaron», что означает барон-врун). Интересно, что сам барон не признавал свое литературное «я» и даже собирался судиться с литераторами. И гнев его был справедлив. Так как из человека с уникальным военным и жизненным опытом, рассказчика увлекательных историй о реалиях другой страны, о военных вылазках и случаях на охоте, в которых он, увлекаясь, многое приукрашивал и преувеличивал, Мюнхгаузен превратился в героя этих историй – самозабвенного искусного вруна.

Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре

Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.

Так настоящий немецкий барон Мюнхгаузен и веселый литературный авантюрист срослись в одну грандиозную незаурядную личность, а реальные факты биографии героя перемешались с вымыслом. Например, в рассказе о том, как Мюнхгаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, можно увидеть вполне реальный случай времен русско-турецкой кампании, когда русским войскам пришлось отступить: «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь».

А теперь — цитаты

―Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись.―Ну, что же Вы выбрали?―Угадайте.

―А рука-то у меня, слава богу, о-го, сильная, а голова, слава богу, мыслящая!

―Томас, посмотри, они летят? А?―Летят, господин барон! Сейчас пролетят над нашим домом.―Будем бить через дымоход.

―Может быть, тебе не стоило начинать с Софокла? И с уткой в этот раз ты тоже перемудрил.―Хотелось его развеселить. Мне сказали: умный человек.―Ну мало ли что про человека болтают.

―Но это факт?―Нет, это не факт.―Это не факт?―Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.

―Все решение в талии. Как вы думаете, где мы будем делать талию?―На уровне груди.―Гениально!―Гениально, как все истинное.

―Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.

―Это еще что такое?―Арестованный.―Почему под оркестр?―Ваше высочество, сначала намечались торжества потом аресты. Потом решили совместить.

―Барон, Вы ведь разумный человек. Я всегда относился к Вам с симпатией. Я уважал Ваш образ мыслей. Свободная линия плеча, обуженные панталоны…

―Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода.

―Господин бургомистр! Его высочество герцог опять промазали! Четвертый раз гоним этого кабанчика мимо его высочества, а его высочество, извините за выражение, мажет и мажет. Прикажете прогнать в пятый раз?―Нет. Неудобно. Он его уже запомнил в лицо.―Кто кого?―Герцог кабанчика.

―Ну а не будет ничего такого не нужного?―Что вы, Ваше высочество. Все пойдет по плану. После увертюры допросы. Потом последнее слово подсудимого, залпы, общее веселье, танцы.

―Они положили сырой порох, Карл! Они хотят помешать тебе, Карл!―Вот. Спасибо. Спасибо, Марта. Пусть завидуют! У кого есть еще такая женщина?

―Прощайте, господа! Сейчас я улечу и мы вряд ли увидимся. Но когда я вернусь в следующий раз… Вас уже не будет. Дело в том, что время на небе и на земле летит не одинаково. Там мгновения, тут века. Все относительно.

―Господи, как умирать надоело.

―И вот тут некоторые стали себе позволять нашивать накладные карманы и обуживать рукав вот этого мы позволять не будем.

―Незаметно присоединяйтесь…―Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!

―Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.

Спектакли (музыкальные и драматические)

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 марта 2020 года

2010 «Приключения Мюнхгаузена на Украине», мюзикл Алексея Коломийцева в постановке Одесского Академического музыкально-драматического театра.

3 декабря 2010 года был презентован первый украинский танцевальный мюзикл с использованием 3D-технологий «Барон Мюнхгаузен». Его режиссёром-постановщиком выступил известный украинский хореограф, креативный продюсер проектов телеканала СТБ «Танцуют все!» и «Україна має талант» Константин Томильченко. В мюзикле задействованы 35 танцоров, лучшие участники трёх сезонов танцевального шоу «Танцуют все!».

5 декабря 2020 года состоялась премьера спектакля «Мюнхгаузен» на сцене «Театра на Спасской» (г. Киров). Режиссёр — Степан Пектеев. Сценография — Катерины Андреевой. Композитор — Роман Цепелев. В центре внимания команды, работающей над спектаклем, — фигура самого барона. Его талант рассказывать истории — сродни таланту артиста. Таким образом, спектакль — это не иллюстрация и не пересказ историй о похождениях барона Мюнхгаузена, а размышления его создателей о театре и профессии артиста[источник не указан 1084 дня

18 декабря 2020 в Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера мюзикла для детей Дмитрия Батина. Автор либретто и режиссер Екатерина Саблина.

Обратно в Германию

В 1750 г. барон становится ротмистром и получает известие о смерти матери. Он берет годовой отпуск, чтобы на родине разобраться с наследством. Отпуск плавно перетекает в двухгодичный, а следом и в трехгодичный. В итоге барон обосновывается в фамильном имении.

При этом барон Мюнхгаузен до конца жизни подписывался как ротмистр русской службы. Это его сильно выручило во время Семилетней войны, когда родной город барона был занят французскими войсками. То, что Мюнхгаузен был офицером союзной Франции армии, избавило барона от необходимости размещать в своем имении французских солдат.

Детей у пары не было. Круг общения барона составлял соседи, которым он рассказывал поразительные истории о якобы произошедших с ним приключениях. Местом действий этих вымышленных событий были Россия, Турция, Египет, Китай. Судя по всему, рассказчиком барон был отменным. Страстный охотник, он построил у себя в поместье павильон, увешанный головами диких зверей. Это и стало излюбленным местом, где он давал волю своей фантазии в присутствии гостей.

Еще одним местом, где барон Мюнхгаузен делился своими историями, был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Геттингеме. Рассказы о том, как Мюнхгаузен въехал в Петербург на волке, запряжённом в сани; о коне на колокольне; о взбесившихся шубах и вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя, и многие другие передавались из уст в уста и в конце концов проникли в печать. Сначала в качестве отдельных сюжетов в различных альманахах. Первая отдельная книга, посвященная рассказам Мюнхгаузена, была опубликована в 1785 году. Книга быстро становится популярной. И те самые зеваки, желающие взглянуть на «барона-лжеца», начинают стекаться в Боденвердер.

Мюнхгаузен рассказывает истории. Почтовая открытка. До 1934 г. Рисунок: Oskar Herrfurth

В чём смысл фильма Тот самый Мюнхгаузен

Смысл фильма в том, что барон отличается от других людей. Благодаря фантазиям жизнь его интересна.

Самый правдивый

Барон верит в свои истории, верит в них и его верный слуга. Мюнхгаузен действительно уверен в своей правдивости. В своих фантазиях барон свободен. Он может летать на ядре, выращивать вишневый сад на голове оленя, ходить на охоту без ружья и даже разговаривать с Сократом.

Другой

Мюнхгаузен не похож на жителей города, он необычный человек, сделать его обычным — значит, убить его. А горожане хотели, чтобы барон стал таким, как все. Великий фантазёр предпочёл умереть. Городу нужна лишь слава барона, память о нём, а живой Мюнхгаузен не нужен им. Людям нужна легенда.

Жестокий мир

Ещё одна важная проблема затронута — проблема отношений человека и общества. Жестокие люди вынуждают барона отказаться от своей яркой индивидуальности. Общество при жизни не принимало барона, зато готово восхищаться им после смерти.

Автор считает, что непримиримость к меньшей части общества должна исчезнуть, уникальных людей нужно беречь, иначе жизнь будет скучна и бесцветна.

Надёжно спрятана в фильме о великом фантазёре и ещё одна мысль. Люди не ценят близких при жизни и начинают делать это только после смерти.

Сила любви

В фильме барон раскрывает силу истинной любви. Тот, кто действительно любит, способен на любой подвиг. Для Мюнхгаузена любовь — теорема, которую нужно доказывать каждый день. Не нужно избитых признаний в любви, не нужно чувства в традиционном земном понимании. Отдать жизнь за подвиг любви — смысл жизни великого фантазёра.

Живая душа

Главная мысль фильма в том что важно сохранить живую, яркую душу, свободную, как сам барон Мюнхгаузен. Её нельзя запереть в клетке, её не сдержат оковы

Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной.

Жители города и семья барона сожалеют о смерти Мюнхгаузена

Они потеряли нечто важное с его смертью. И теперь пытаются подражать знаменитому соотечественнику

Например, пробуют вытянуть себя за волосы. Их души тоже требуют свободы и радости.

Философское начало

Не обошлось в фильме и без философии. Барон относится к жизни легко, он принимает её такой, какая она есть. Он не переделывает жизнь, он только раскрашивает её в яркие краски своей неудержимой фантазии.

Мюнхгаузен стирает грань между реальностью и выдумкой, и это хорошо. Иначе жизнь будет очень скучной.

Смысл финала

В конце фильма о великом фантазёре барон Мюнхгаузен советует всем не делать серьёзных лиц и чаще улыбаться. Ведь все глупости в мире совершаются с серьёзным лицом.

И совет великого выдумщика актуален во все времена. Невозможно прожить без улыбки, без неё жизнь скучна и неинтересна. Барон взбирается вверх по бесконечно длинной лестнице, которая символизирует такую же бесконечную память истории о великом фантазёре, придумавшем 32 мая — еще один весенний день.

Находчивый охотник

Удачной была охота не только на птиц. Однажды барон пригвоздил лисицу к стволу дерева и хлестал ее так, что она выпрыгнула из шкурки и убежала. А однажды выстрелил косточкой от вишни в оленя, а через некоторое время встретил его с вишневым деревом на голове. Убил его и полакомился сразу и мясом, и ягодами. А как-то безоружный барон просунул руку в пасть свирепому волку и вывернул его наизнанку.

Собака барона три дня гналась за восьмипалым зайцем и умерла. А когда из ее шкуры сшили барону куртку, одежда убивала зверя пуговицей. Обуздал Мюнхгаузен как-то взбесившуюся лошадь, да прогарцевал на ней по столу, не задев ни единой чашки. Однажды и вовсе сшил лавровыми прутьями разрезанную пополам лошадь.

На войне он летал в разведку на пушечном ядре. Побывал не только в плену, но и на Луне. Однажды перенес на плечах карету, а под мышками — лошадей. Встретил на охоте страшного льва, побежал, да упал. На счастье, крокодил бросился на зверя. С тех пор ни один лев не отваживался напасть на барона, да и крокодилы предпочитали не связываться с лихим охотником.

«Барон-лжец» подает в суд

Слава накрыла Мюнхгаузена, когда барон коротал время на пенсии. Слава, которой сам он был отнюдь не рад. Свои дни Мюнхгаузен закончил в семейном поместье в немецком городке Боденвердер. Здесь в конце 18 века проживало чуть более 1000 человек. Однако в это тихое местечко стекались зеваки, чтобы увидеть «барона-лжеца». Порой Мюнхгаузену приходилось ставить вокруг дома слуг, чтобы отгонять любопытных. Ему было под 80 лет. И все это не добавляло старику здоровья.

Рассказы, прославившие Мюнхгаузена, были изданы против его воли. Вернее, дело было так. Пожилой барон не подозревал, что один из слушателей его рассказов возьмет эти истории «на карандаш», да еще и напечатает. К слову, в первой книге полное имя барона не упоминается, лишь инициалы. А в следующих изданиях имя Мюнхгаузена скрывать не стали. Барон был так возмущен, что хотел судиться с издателем. Мюнхгаузена оскорбляло, что его, наследника древнего рода, кадрового военного, участника войн, называют лжецом. Сам Мюнхгаузен называл свои рассказы правдоподобной фантазией. И надо отдать ему должное, оказался прав. Спустя 200 с лишним лет многие из этих фантазий стали реальностью. Например, герой рассказа Мюнхгаузена обещает за один час доставить бутылку хорошего вина из Китая в Турцию. Можно представить, сколько дней занимала в 18 веке такая дорога. Но в 20 веке самолеты преодолевают этот путь хоть и не за час, но все равно достаточно быстро. В другом случае Мюнхгаузен рассказывал, как его знакомый, отменный стрелок, мог поразить цель, находившуюся за тысячи километров. Сегодня, в век высокоточного оружия разве может это кого-то удивить?

Статья по теме

Честь барона Мюнхгаузена. Сограждане ненавидели его за любовь к России

Старый рогоносец

Считая себя непревзойдённым рассказчиком, Мюнхгаузен не терпел конкуренции. Как-то раз заезжие офицеры завели при нём рассказ о своих победах на любовном фронте. Барон тут же их перебил, заявив, что всё это чепуха по сравнению с его похождениями. И рассказал, как он ездил в санях с русской императрицей. Сани эти были такого размера, что в них помещался и зал для танцев, и отдельные кабинеты для интимных удовольствий.

Все рассказы барона были про Россию. Поскольку Россия — единственное яркое воспоминание. Все остальные страны приплетут уже авторы книг, написанных от его имени, но без его ведома.

В 1781 году в берлинском журнале «Путеводитель для весёлых людей» были напечатаны 16 рассказов. Имя рассказчика скрывалось под аббревиатурой «М-г-з-н». А в 1785 году Рудольф Эрих Распе издал рассказы барона Мюнхгаузена на английском языке. Через год появился немецкий перевод. Мюнхгаузен рассвирепел и подал в суд, но его иск отклонили.

Европейская слава не радовала отставного ротмистра. Не радовало и устоявшееся за ним прозвище «барон-лжец». Слуги получили приказ не пускать любопытных, которые стекались со всех концов послушать россказни «барона-лжеца».

А после смерти жены 74-летний Мюнхгаузен женился на 17-летней красотке Бернардине фон Брун. Не понимая, что легкомысленную и расточительную барышню интересовало исключительно его имение.

Вскоре жена родила ребёнка. И тут уж Мюнхгаузен скумекал, что ребёнок не от него. Жену он выгнал, ребёнка не признал. Брошенная супруга затеяла процесс, требуя алиментов. Местные жители с удовольствием ходили на судебные заседания, чтобы послушать пикантные подробности.

В итоге ребёнок умер, жена сбежала за границу, а барон окончательно разорился.

В 76 лет он скончался от сердечного приступа. Как ни странно, всеми забытый. Рядом с ним оставалась одна служанка. Незадолго до смерти она спросила Мюнхгаузена, почему у него нет двух пальцев на ноге. Барон попросту отморозил их в России, и пальцы пришлось ампутировать (болтали, что он отморозил ещё кое-что, поэтому и не мог иметь детей). Но даже на смертном одре Мюнхгаузен остался верен себе. Пальцы, говорит, во время полярной охоты откусил белый медведь. Так и умер — с байкой на устах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector