Детская воскресная школа: что это и кому подходит
Содержание:
- Чудеса
- История религии
- Что изучают в воскресных школах
- Как именуются святые
- Появление названия
- Все о постах и связанных с ними праздниках
- Как «поймать» священника?
- Исповедь
- Смерть Иисуса Христа — жертва ради спасения душ
- 10 заповедей — основа праведной жизни
- Как одеваться для посещения храма
- Суеверия в православии: бытовые и околоцерковные
- Догмы учения
- О посте
- О крестном знамении и поклонах
Чудеса
Христианство, как ни одна другая религия, изобилует большим количеством чудес и чудесных явлений.
Они даются нам Господом для укрепления в вере, для борьбы с унынием и для того, чтобы люди не забывали — Бог всегда рядом с нами.
Для того же Церковь чтит и большое количество праздников — все они установлены в какие-либо памятные для христианства дни. Вспоминая те или иные значимые события, мы имеем прекрасную возможность укрепить свою веру и утвердится в ней.
- Туринская плащаница Господа нашего Иисуса Христа
- Чудеса и помощь Божией Матери
- Честной пояс Пресвятой Богородицы
- Чудеса в православии
- Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме
- Масло Матроны Московской
- Цветы Матроны Московской
- Хлеб Матроны Московской
- Стояние Зои
- Десница Спиридона Тримифунтского
- Барнаульское чудо
- Мощи преподобного Серафима Саровского
- История и места хранения мощей святителя Николая Чудотворца
- Мощи святой Елизаветы Федоровны
- Мощи святых Петра и Февронии
- Мощи святой Матроны Московской
- Мощи святой блаженной Ксении Петербуржской
- Мощи святого Александра Свирского
- Мощи святого Иоанна Кронштадского
- Мощи святого Пантелиймона Целителя
- Мощи святого Луки Крымского
- Мощи святого Александра Невского
- Мощи святого Иоанна Шанхайского
- Мощи святого Гавриила Ургебадзе
- Мощи святого Феодора Ушакова
- Мощи святого Андрея Первозванного
- Мощи святителя Тихона Задонского
- Мощи Спиридона Тримифунтского
- Мощи Сергея Радонежского
- Мощи князя Владимира
- Мощи княгини Ольги
- Мощи Амвросия Оптинского
- Мощи Илии Муромца
- Мощи Иоанна Крестителя
- Предсказания Лаврентия Черниговского
- Пророчества святого Космы Этолийского
История религии
До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.
Для православия значение имели следующие Соборы:
- 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
- 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
- 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
- 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
- 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
- 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
- Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
- 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
- Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
- 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.
Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.
Что изучают в воскресных школах
В воскресных школах не изучают предметы школьной программы. Их цель — духовное воспитание, приобщение к христианским ценностям и культуре.
В качестве программы для воскресных школ выступают рекомендации отдела образования Российской Православной Церкви. Но что именно и как преподавать, решает руководитель школы. Если школа при монастыре — это монах, а в «мирских» воскресных школах — священник или его жена (матушка).
Одни школы делают упор на богословское образование, в других главное место уделяется творчеству и общению.
Занятия в воскресных школах проходят в группах по возрастам, хотя деление это не строгое. Если ребёнку хочется заниматься вместе со старшей сестрой и братом — это приветствуется.
Для каждой возрастной группы — свой круг занятий:
- Младшая группа (до 4 лет). Дети приходят на занятия вместе с родителями, и пока малыши заняты танцами, рисованием, пением, лепкой или пальчиковыми играми, взрослые могут поговорить со священником.
- Средняя группа (от 4 до 8 лет). Занятия длятся 2–3 часа, и дети посещают их уже без родителей. Учителя в игровой форме рассказывают детям библейские истории, ученики рисуют, готовят театральные постановки и изготавливают поделки. В некоторых школах эти вещи продаются на благотворительных акциях. Детей приучают к мысли, что труд во благо других — одна из высших человеческих ценностей.
- Старшая группа (от 8 лет). Занятия с ребятами постарше больше похожи на школьные уроки. Они длятся по 3–4 часа в день и могут включать в себя изучение Библии и других священных текстов, церковнославянского языка, истории церкви и религиозного этикета. Также ученики занимаются церковным пением, знакомятся с основами иконописи, практикуются в традиционных народных промыслах. Ребята старшей группы нередко отправляются в паломнические экскурсии. А в преддверии церковных праздников в некоторых школах для подростков организуются квесты, викторины по Святому писанию и даже КВНы.
<<Форма демодоступа>>
Старшеклассников, особенно тех, кто планирует связать жизнь с богослужением, активно привлекают к краеведческой и архивной работе. Например, могут поручить собрать материал об истории церкви, при которой работает воскресная школа.
Нередко старшие учащиеся воскресных школ работают волонтёрами в детских домах и домах престарелых.
В некоторых воскресных школах, особенно при полковых и казачьих храмах, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Иногда для ребят организуют турпоходы и спортивные соревнования.
Как именуются святые
Разными путями люди угождают Богу. Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою. Церковь прославляет угодников Божиих в разных чинах.
Пророки — люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла. Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например, праведная Анна (16 февраля).
Апостолы – ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
Равноапостольные – это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля); цари Константин и Елена (3 июня).
Святители – патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай (19 декабря и 22 мая), Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские иерархи Петр, Алексей, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).
Преподобные (уподобившиеся Господу) – святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели – смирение, целомудрие, кротость. На Руси особой любовью пользуются преподобный Сергей Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).
Мученики, коих среди святых большинство, претерпели страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. Претерпевшие особо жестокие муки – великомученики. В их числе: целитель Пантелеймон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря). Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.
Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти.
Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Дмитрий Донской (1 июня).
Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно. Таковыми врачами были святые Косма и Дамиан (14 июля).
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия и терпения поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Одна из них – Ксения Петербургская (6 февраля).
Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первым русским святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).
Ангелы – это бесплотные духи, служители Божьи, вестники воли Его. Старший в ангельском мире — Архистратиг Михаил Архангел (21 ноября).
Праведные – святые, не принимавшие монашеского пострига, но прославлявшие Бога всей своей жизнью в миру. Так называет Церковь святых Иоакима и Анну (22 сентября), Захарию и Елизавету (8 июля), Иоанна Кронштадского (2 января).
(К. Слепинин «Азы православия»)
Появление названия
Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.
Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.
На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:
- В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
- В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.
Все о постах и связанных с ними праздниках
Жизнь православного христианина тесно связана с практикой соблюдения постов. Пост — это прекрасный инструмент воспитания себя, возвышающий душу к Богу. Как правильно поститься, что можно кушать, какие ограничения, помимо пищи, положены во время поста и зачем они нужны — вся эта полезная информация находится в этом разделе.
- Пост в православии
- Как правильно поститься в среду и пятницу
- Можно ли крестить ребенка в пост
- Что такое и что значит сухоядение в пост
- Что можно готовить и есть в Рождественский пост
- Что приготовить и какие блюда подать на Новогодний стол в Рождественский пост
- Рождественский пост — с 28 ноября 2017 года по 6 января в 2018 году
- Что можно готовить и есть в первую неделю Великого поста
- Что можно готовить и есть во вторую неделю Великого поста
- Что можно готовить и есть в третью неделю Великого поста
- Что можно готовить и есть в четвертую неделю Великого поста
- Что можно готовить и есть в пятую неделю Великого поста
- Что можно готовить и есть в шестую неделю Великого поста
- Что можно готовить и есть в седьмую неделю Великого поста
- Петров пост
Как «поймать» священника?
Сейчас все священники в конце каждого богослужения дают объявления о том, какие службы будут совершены в храме в течение недели. По этому объявлению, как по дорожной карте, и нужно ориентироваться. В храме у любой свечницы или человека в облачении можно спросить, в какое время заканчивается Божественная литургия (утром) или вечернее богослужение. Если к священнику подойти после окончания службы, ему будет проще найти время для беседы с вами. Особенно удобно подойти для беседы после вечерней службы.
Не нужно ничего бояться! Отвечать на вопросы новоначальных — прямая задача любого священнослужителя. Не представляю среди них такого, кто отказал бы во внимании воцерковляющемуся человеку.
Исповедь
Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?Православная Церковь отвечает: принести покаяние.Покаяние — это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо — Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», — свидетельствует батюшка.На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.
Грехи против Господа Бога Верования снам, ворожбе, встречам и др. приметам. Сомнения в вере. Леность в молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св.причастия. Лицемерие в Богопочитании. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение наложить на себя руки. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Нарушение постов или не точное соблюдение их, рабочее дело в праздники.
Грехи против ближнего Неусердие к своей должности или к своему делу. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Убийство. Непочтение к родителям. Гнев, вражда в семейной или домашней жизни.
Грехи против самого себя Праздные или скверные мысли в душе. Желание зла ближнему. Лживость слова речи. Раздражительность. Зависть. Жестокосердие. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Нетрезвость и многоядие. Блуд. Прелюбодеяние.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания. 2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединненая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном. 3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение. 4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему. 5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страсною привязанностью к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни. 6. Гнев непримирительный и решающий на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. 7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.
Хула на Духа Святого Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами.Грехи, вопиющие небо об отмщении за них. Умышленное человекоубийство (аборты), в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, малолетних детей-сирот. Отнятие у человека последнего куска хлеба. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
От кающего требуется: Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Сомообличение перед духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Грехи сокращают нашу жизнь…
Смерть Иисуса Христа — жертва ради спасения душ
По православному учению, грешные души попадают в ад. Это не место, где всё горит, а демоны пытают людей. Это просто мрачная темница, где обречённые души дожидаются Страшного Суда.
Страшный Суд — это последнее событие в истории человечества, после которого прощённые души обретут вечную жизнь в Царстве Божием, а грешники попадут в геенну огненную.
Православие учит, что уйти от этой Божией кары никто не может сам.
Грех искупается одним единственным способом — смертью для жизни вечной.
Но Бог из любви дал верующим шанс спастись: Он добровольно умер на кресте в облике Иисуса Христа. Теперь любой грешник может сделать следующее:
- Раскаяться в грехах;
- Признать Иисуса Христа своим Спасителем;
- Начать праведную жизнь.
В этом случае Божья кара воплощается, но переносится с грешника на Иисуса Христа. Он сам страдает и умирает за грехи человека. Такова Его любовь. Таким образом, «формально» грешник умирает для греха, но воскресает для Церкви Иисуса Христа.
10 заповедей — основа праведной жизни
В основе жизни православного человека лежит соблюдение базовых моральных, этических и религиозных принципов. Они перечислены в ветхозаветной книге Исход:
«Не делай себе кумира». Фрагмент «Десять заповедей», Лукас Кранах Старший
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
«Не убивай». Фрагмент «Десять заповедей», Лукас Кранах Старший
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Моисей приносит 10 заповедей
Ряд заповедей нуждаются в пояснениях, и рядом комментаторов понимаются по-своему. Например:
- кто такой кумир — авторитет или идол?
- не убивать вообще никого или только людей?
- работать нельзя именно по субботам или главное выделять время для Бога?
Лучший выход здесь — прислушаться к голосу сердца, а не доверяться чужому мнению, поскольку перед Богом каждый отвечает сам за свои поступки.
Как одеваться для посещения храма
При посещении храма необходимо соблюдать православные правила, к которым относятся и требования к одежде. Внешний вид является очень важным. Церковная служба предусматривает, что у нас должна быть безупречная внешность, характеризующаяся непритязательным и неброским одеянием, без ярких оттенков и блесток. Также категорически запрещается посещать храм в открытой одежде, не допускаются купальники, майки и спортивная одежда. Строгое убранство обязывает человека держаться достойно и почтенно.
Православный христианин должен знать, что мужчины обязаны входить в храм без головных уборов. Женщины, наоборот, обязательно должны быть в платке покрывающим голову. Исходя из того, что некоторые женщины во время путешествий или экскурсий не имеют при себе одежды, предусмотренной требованиями Церкви, но хотят посетить храм, то, как правило, во многих храмах предусматривается прокат косынок и юбок.
Правила верующего человека предусматривают требования к одежде в зависимости от обстановки. Так, в траурные дни и в период Страстной недели необходимо носить одеяние черных цветов, а на высокоторжественные религиозные праздники рекомендуется являться в Церковь в одеждах светлых тонов.
Суеверия в православии: бытовые и околоцерковные
К сожалению, христианская вера очень часто замещается у людей в формализм и следование формальным обрядам. Как следствие — появляется огромное количество суеверий и традиций, которые в своей сути противоречат христианству.
Многие традиции настолько тесно переплетаются с христианством, что бывает трудно отделить суеверие от реальной практики церковной жизни.
В рамках данного раздела попытаемся понять, можно ли надевать на себя чужой крестик, имеет ли значение, сколько свечей ставить в храме и какой рукой их зажигать, как бороться со сглазами и порчами.
- Церковные суеверия в православии
- Бытовые суеверия
- Можно ли носить чужой нательный крестик
- Можно ли женщине посещать церковь во время месячных
- О сглазах, порчах и заговорах
- Можно ли дарить иконы в подарок ребенку, мужчине и женщине
- Потерялся крестик
- Проклятия и православие
- Рука Фатимы или хамса у православных
- Православие и красная нить из Израиля
- Почему в церкви упала и плачет свеча
- Молитва Сон Пресвятой Богородице
- Молитва 77 сон Богородицы
- Сон в православии
- Можно ли гадать на Рождество
- Четверговая соль
Догмы учения
Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.
Православие основывается на нескольких догмах:
- Только истинно верующие будут спасены.
- Для прощения грехов необходимо креститься.
- Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
- Бог принимает образ и подобие человека.
- Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
- Святой Дух равен Богу. Он исходит от Бога и связывает его с Христом.
- Иисус является Главой верной православной Церкви.
- Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.
О посте
Церковь Христова заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос (Мф. 4).Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.
Многодневных постов в году четыре. Самый длительный и строгий – Великий Пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них – Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.
Близок по строгости к Великому Успенский пост, но он короче – с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).
Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.
Четвертый пост – Святых апостолов (Петра и Павла). Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.
Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд.Но пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание.Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.
О крестном знамении и поклонах
Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).Внешне молитвенное чувство проявляется в осенение себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т.е. изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах — малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста(пальца) вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикосаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы, и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.Как не подобает призывать имя Божие всуе, т.е. без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно.Когда священник благословляет, произнося «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до дня Святой троицы и от Рождества до Богоявления.Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.Коленопреклонение, т.е
стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв.Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом
Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.Если при чтении книги важно не столько прочитать ее, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами ее и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: Господи,Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф.7,21).
(Мф.7,21).