1339,завоевательные монархии востока

Содержание:

Широкополосный доступ в Интернет в Таджикистане

Ресурс Cable.co.uk проанализировал результаты миллиардов тестов скорости интернет-подключения в 224 регионах мира (ряд удаленных островных регионов некоторых стран, например, Великобритании, рассмотрены отдельно).

Исследование посвящено именно широкополосному доступу в Интернет (ШПД). Широкополосный или высокоскоростной доступ в Интернет – доступ в Интернет со скоростью передачи данных, превышающей максимально возможную при использовании коммутируемого доступа с использованием модема и телефонной сети общего пользования. Осуществляется с использованием проводных, оптоволоконных и беспроводных линий связи различных типов. Выделяют мобильный широкополосный доступ (мобильный ШПД) и фиксированный широкополосный доступ. Фиксированный ШПД строится на основе проводных соединений, в то время как мобильный ШПД включает в себя передачу данных по беспроводным соединениям.

Мобильный ШПД в настоящее время использует технологии мобильной связи WCDMA/HSPA (поколение 3.5G), HSPA+ (поколение 3.75G). Также применяются технологии 4G: WiMax и LTE.

В список 10 стран с самой высокой скоростью широкополосного доступа в мире входят 8 стран Западной Европы. Лидер этого рейтинга имеет среднюю скорость подключения 274,27 Мбит/с. Такая скорость зафиксирована на острове Джерси, расположенном в проливе Ла-Манш. Джерси стал первым регионом в мире, где оптоволоконное подключение доступно в каждом домохозяйстве. Второе место занял Лихтенштейн, следом идут Исландия и Андорра.

В десятку лидеров вошли всего два региона за пределами Западной Европы: Макао (128,56 Мбит/с) и Венгрия (104,07 Мбит/с). Средняя скорость подключения в Великобритании составляет 51,48 Мбит/с – эта страна занимает 20-е место в Европе и 43-е место в мире. Соединённые Штаты занимают 14-е место в мире со средней скоростью 92,42 Мбит/с.

Широкополосный доступ в Интернет в Таджикистане позволяет подключение со средней скоростью 1,82 Мбит/с. Таджикистан занимает 211 место из 224 регионов (стран и островных территорий ряда стран).

Среди бывших стран СССР (кроме балтийских стран) наилучшие показатели у Российской Федерации – 66 место в рейтинге, средняя скорость подключения – 35,73 Мбит/с. Страной с самой низкой средней скоростью подключения в мире является Туркменистан (0,50 Мбит/с) – 224 место в рейтинге.

Джихад вместо набегов

В начале VII века Византия и Персия были очень истощены войнами. Сначала персы побеждали — казалось, Средиземное море скоро будет западной границей империи. Как в старые добрые времена, при Ахеменидах… Но затем удача от них отвернулась. В конце концов, обе империи, обескровленные войной, вернулись к довоенным границам. И тут на историческую сцену вышел новый игрок — арабы. Но новый ли?

Арабы были беспокойными соседями, и их набеги неоднократно тревожили границы как Римской(а затем Восточной Римской) империи, так и Ирана. Иногда эти набеги приобретали характер нашествий. Первое арабское вторжение в Иран произошло в начале IV века — арабы устроили целую серию набегов в земли персов, но их разбил Шапур II.

Почему завоевать Персию тогда не удалось, но получилось спустя триста лет, и как они добились такого успеха?

Средняя Азия накануне завоевания

В III веке н.э. часть среднеазиатского региона (Хорасан и Гурган) были подчинены Сасанидами. Основное население региона было ираноязычным – согдийцы, бактрийцы, саки, массагеты. В северные области региона, Хорезм и Мавераннахр, начали проникать группы тюркоязычных народов.

В политическом плане области, не входившие в состав Сасанидской державы, были раздробленными. У власти находились землевладельцы-дикханы, управлявшие своими владениями из укрепленных замков.

В V-VI веках в Средней Азии существовала могущественная держава гуннов-эфталитов. После ее разгрома Мавераннахр и Хорезм вошли в состав Тюркского каганата, а Сасаниды восстановили контроль над землями южнее Амударьи.

Основной религией региона был зороастризм. Кроме него, влиянием пользовались христиане. В Мерве даже была сформирована отдельная митрополия христиан-несториан. Кроме этого, в Среднюю Азию проникали идеи манихейства.

Арабский халифат и исламизация

 Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря  на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.

Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.

В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки  и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.

Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация». 

Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Второе вторжение

После гражданской войны арабы продолжили завоевания в Северной Африке. В 665 году началось новое военное вторжение в Африканский экзархат. В 689 году новая североафриканская военная кампания была закончена. Армия византийских греков (30 000 солдат) была побеждена в процессе этой кампании. К 40 000 мусульман, начавших эту войну, вскоре прибыли ещё 10 000 арабов во главе с арабским генералом Укбой ибн Нафи. Выйдя из Дамаска, армия прошла почти всю Северную Африку. В 670 году захваченный арабами город Кайруан был перестроен, стал сильной крепостью и основой для дальнейших военных действий. Этот город стал столицей Исламской области Ифрикии (арабское название Туниса). Город-крепость прикрывал прибрежные районы того, что является сегодня Западной Ливией, Тунисом, и Восточным Алжиром. После обустройства Кайруана арабы снова продолжили завоевание Магриба (так называли арабы северо-западную Африку). В процессе завоевания Магриба Укба ибн Нафи захватил прибрежный город Буджия и современный город Танжер. Оба города когда-то входили в состав римской Мавретании.

Но Укба не смог долго удерживать завоеванные земли. В тылу его армии вспыхнуло восстание берберов. Вскоре его отозвали назад вместе с его войском на подавление этого восстания. В одном из сражений против греко-африканских мятежников Укба ибн Нафи погиб. На его место пришёл новый полководец Зухейр, но он также погиб в борьбе с мятежниками. Константинополь к тому времени уже успел послать в Африку большое войско.

Тем временем новая гражданская война вспыхнула в Аравии и Сирии. Завоевательные походы арабов снова были приостановлены.

Династия Омейядов и Тан Китайские войны

Арабские источники утверждают, что Кутайба ибн Муслим ненадолго отвоевал Кашгар из Китая и ушел после соглашения, но современные историки полностью отвергают это утверждение.

Арабский халифат Омейядов в 715 г. свергнул Ихшида , царя Ферганской долины , и установил на троне нового царя Алутара. Свергнутый король бежал в Куча (резиденция протектората Аньси ) и искал китайского вмешательства. Китайцы отправили в Фергану 10 000 солдат под командованием Чжан Сяосуна . Он победил Алутара и арабские оккупационные силы в Намангане и восстановил Ихшида на троне.

Генерал Тан Цзяхуэй привел китайцев к поражению следующей арабо-тибетской атаки в битве при Аксу (717 г.) . К атаке на Аксу присоединился Тургеш- хан Сулюк . И Уч-Турфан, и Аксу подверглись нападению тюргешей, арабов и тибетцев 15 августа 717 года. Карлуки, служившие под китайским командованием, под командованием Арсилы Сианя, западно-тюркского кагана, служившего под руководством китайского помощника великого протектора Танга Цзяхуэя, отразили нападение. Аль-Яшкури, арабский полководец, и его армия бежали в Ташкент после того, как потерпели поражение.

Народные восстания.

Покорённые народы томились под властью арабов-завоевателей. Все немусульмане облагались восстания.

непосильными налогами и должны были снабжать войска продуктами. Чтобы крестьяне не могли уклониться от уплаты налога, на шею им вешали свинцовые таблички с указанием, где они живут.

В VIII — IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний. Они были направлены против арабского владычества и гнёта феодалов. Около 20 лет продолжалось крестьянское восстание в Азербайджане. Восстание возглавлял Бабёк. В молодости он был погонщиком верблюдов. Путешествуя с караванами, Бабек всюду видел страдания народа и проникся ненавистью к угнетателям. Под его руководством восставшие наносили сильные поражения войскам халифа. Крестьяне перестали подчиняться властям и платить налоги. Они восстанавливали прежние общинные порядки. Из Азербайджана восстание перекинулось в Армению и Иран. Халифу пришлось двинуть против восставших свои главные силы. Хорошо вооружённые войска халифа разгромили восставших. Бабек был предательски схвачен одним из местных феодалов, выдан халифу и казнён.

Но огромный Арабский халифат был непрочным.

Завоевания Омейядов

В 660 г. в Иерусалиме преемником халифа Османа был провозглашён Муавия ибн Абу Суфийан — основатель династии Омейядов (661 — 750 гг.). Ему удалось победить в борьбе за власть четвёртого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба (зятя Мухаммада), который погиб в 661 г.

Во время правления Омейядов арабские войска продолжили завоевания в Закавказье, Средней Азии и Восточном Иране. Но основные силы были направлены на борьбу с Византийской империей. Малая Азия стала ареной постоянных грабительских набегов арабов.

В 668 г. арабы впервые осадили Константинополь. Зимние холода при отсутствии тёплой одежды, острый недостаток продовольствия, эпидемии чумы и дизентерии опустошили лагерь осаждающих. Из Сирии было направлено подкрепление под командованием Йазида, сына халифа Муавии I, но взять Константинополь, большую крепость с сильными оборонительными укреплениями, арабы, не имея осадной техники, так и не смогли, и летом 669 г. отступили.

В 673 г. арабы предприняли второй, на этот раз гораздо лучше подготовленный поход на Константинополь. Теперь сухопутное войско сопровождал сирийский военный флот. Столица империи была блокирована и с суши, и с моря. Осада затянулась на пять лет и была снята только после разгрома арабского флота греческим.

В конце VII — начале VIII в. арабы приступили к завоеванию Северной Африки. Племена кочевников-бер-беров, населявшие эти территории, оказали захватчикам упорное сопротивление. В конце VII в. (точную хронологию восстановить невозможно) арабские войска взяли древний город Карфаген. В начале VIII в., завоевав весь Магриб (Северная Африка), они вышли к побережью Атлантического океана. Это завоевание представляло собой ряд крупных набегов, сопровождавшихся непрочным подчинением отдельных берберских племён, которых завоеватели насильственно обращали в ислам. Такая политика была вызвана стремлением использовать новообращённых в качестве вооружённой силы для завоеваний в Европе.

Осада арабами сирийского города. Средневековая миниатюра

Весной 711г. отряд из 300 арабов и 7 тыс. берберов высадился на Пиренейском полуострове. Предполагалось, что он произведёт глубокую разведку на территории Вестготского королевства. Но вследствие междоусобиц вестготов и их военной слабости разведка превратилась в ударную силу вторжения. В следующем году на Пиренейском полуострове высадилось новое арабское войско. Арабы захватили обширные земли на Пиренеях вплоть до горной цепи близ города Толедо. Мусульманская экспансия в Европе была остановлена только после сокрушительного разгрома арабов франками при Пуатье 25 октября 732 г.

Одновременно с завоеваниями на западе арабы вели военные действия в Средней Азии и на Среднем Востоке. Так, в 673—674 гг. они форсировали реку Амударью, разорив окрестности Бухары. В 676 г. набег на Бухару повторился, и, хотя арабы потерпели поражение под Самаркандом, они вернулись с богатой добычей. В начале VIII в. арабские отряды совершили набеги на Афганистан, Восточный Иран, Индию. Завоевав равнинный Афганистан, арабы взяли Кабул. В 708 г. 6 тыс. арабов продвинулись в область нижнего течения реки Инд и включили её в состав Арабского халифата.

Борьба христианства и ислама

С выступлением арабов начинается новый период в истории всех трех частей Старого Света. Мухаммед основал религию, которая со страшною быстротою стала распространяться среди народов Азии и Африки, Притом далеко за границами, в которых имели силу влияние греческой образованности, власть римского государства и верования христианской церкви. Объединенные Мухаммедом арабы выступили, как завоеватели, основавшие громадную державу, и она отняла у прежней всемирной монархии почти все её азиатские области и решительно все области африканские и даже перенесла свои завоевания в Европу. С самого же начала этого нового периода возгорелась борьба между христианством и исламом, составляющая одно из самых важных явлений истории средних веков.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

Упадок

Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:

  • Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
  • Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
  • Восстания покоренных народов;
  • Стремление эмиров к независимости;
  • Наемная армия.

Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.

В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.

С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.

Арабы и Византия

Арабы не ограничились указанными завоеваниями византийских провинций в Азии, но продолжали нападать и на другие части империи. Им удалось овладеть на время некоторыми городами в Малой Азии и островами Архипелага, и они стали даже подступать к самому Константинополю. В начале VIII в. столице империи прямо уже грозила опасность быть захваченной арабами, которые окружили ее и с моря, и с суши и долго не хотели уйти. В это время императором сделался Лев III Исавр (717–741), искусный и храбрый полководец, заставивший арабов снять осаду. Между прочим против их кораблей с успехом был применен так называемый «греческий огонь», нечто вроде пороха, посредством которого византийцы умели зажигать неприятельские суда. Неудача арабов под Константинополем не прекратила, однако, войны с ними. Весь VIII век прошел в борьбе Византии и халифата за обладание Малой Азией и Архипелагом, и в конце концов греки удержали их за собою.

146 тысяч таджиков в Москве – апрель 2021

146,6 тысяч таджиков – это число зарегистрированных, а сколько ещё без регистрации?

В Москве сейчас чуть меньше 800 тысяч иностранцев, год назад их было свыше миллиона; в основном это граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на начальника управления по вопросам миграции столичного ГУМВД Дмитрия Сергиенко.

«Количество иностранных граждан, находящихся в Москве, сократилось на 21%, составляет 789 тысяч. На тот же период прошлого года их было более миллиона», – сказал Сергиенко на заседании комиссии по безопасности, миграционной политике и межнациональным отношениям в Общественной палате Москвы, уточнив, что большинство из них прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы (почти 93%).

«В абсолютных показателях 733 тысячи из них, большую часть, составили: граждане Кыргызстана – 30%, Узбекистана – 27%, Таджикистана – 20%», – добавил он.

Таджикские мигранты — новости за ноябрь-декабрь 2020

Три тысячи мигрантов за полгода вернулись в Таджикистан из Казахстана

В Таджикистан из Казахстана за прошедшие полгода вернулись 3 тысячи мигрантов, сообщает пресс-служба Международной организации по миграции (МОМ). Согласно официальным данным, 1 декабря 2020 года попасть на родину смогли еще 376 жителей республики.

Минстрой России обсудил с Таджикистаном точечный ввоз мигрантов на стройки

Министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин обсудил с послом Таджикистана в Российской Федерации Имомуддином Сатторовым необходимость проработки соглашения об организованном ввозе специалистов в сфере строительства. Об этом сообщается на сайте Минстроя РФ.

Распад халифата.

Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.

Крупные феодалы — наместники областей очень усилились. Имея свои военные силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.

В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками. 

Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.

  • < Начало объединения арабских племён VI в.
  • -> Хозяйство и культура стран Арабского Халифата >

Последние бои

Самарра, Багдад, Нишапур и Мерв были направлениями для согдийцев, которые работали на Аббасидов и стали мусульманами. С приходом к власти Аббасидов местные согдийские правители были переселены с территории и стали офицерами халифа.

Последняя крупная победа арабов в Средней Азии произошла в битве при Таласе (751 г.). Тибетская империя была союзником арабов во время битвы против китайской династии Тан . Поскольку арабы не протекали в Синьцзян вообще, битва не имела значений стратегически, и это было Лушань «s восстание , которое в конечном итоге, заставляя Тан из Центральной Азии. Несмотря на обращение некоторых карлукских турок после битвы при Таласе, большинство карлуков не приняли ислам до середины 10 века, когда они основали Кара-Ханидское ханство .

Турки должны были ждать два с половиной века, прежде чем отвоевать Трансоксиану, когда Караханиды отвоевали город Бухару в 999 году. Денис Синор сказал, что именно вмешательство во внутренние дела Западно-тюркского каганата положило конец китайскому господству в Центральной Азии, поскольку разрушение Западного каганата избавило мусульман от их величайшего противника, и не битва при Таласе положила конец китайскому присутствию.

Арабские взгляды на турок

Средневековые арабы записали, что современные турки выглядели странно с их точки зрения и сильно отличались физически, называя их «широколицыми людьми с маленькими глазами».

Средневековые мусульманские писатели отмечали, что тибетцы и турки похожи друг на друга и часто не могли отличить турок от тибетцев.

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.

Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.

Амрулькайс — первый царь всех арабов

Амр ибн Адай, из арабской династии Лахмидов, правил в последние три десятилетия третьего века н. э. О нём известно немногое. Он сумел покорить многие племена южного и северного Междуречья и обложить налогами некоторые, уцелевшие после многочисленных войн, месопотамские полисы. Это дало его наследнику не только богатство, но и исключительную военную мощь, которой до этого не обладал никакой арабский владыка.

Повелитель Хирты, его сын Амрулькайс ибн Амр ибн Адай, вёл постоянные войны с соседними племенами все время своего правления — с 300 по 328 годы. Он подчинил себе племена от Дамаска и Антиохии до берегов Тигра. Жители римских городов в Сирии и Палестине и иранских городов в Местопотамии и западном Иране боялись быстрых и опустошительных набегов Амрулькайса. Он разгромил племена Масхжид и Мазидж, так что у него не осталось врагов на севере Аравии. Его войска контролировали и караванные пути, ведущие в Хиджаз и Йемен.

У римлян тоже были свои вассалы-арабы — Гассаниды. Однако, во время завоеваний Амрулькайса, они предпочли действовать под его руководством. Фактически, перейдя на сторону врага.

Военные и экономические интересы требовали от Амрулькайса похода в Южную Аравию, что и было сделано в 320 году. Он овладел важным торговым центром Неджраном, разгромил кочевников-маадеев и подчинил их себе. Тем пришлось заплатить большую контрибуцию.

За какие-то двадцать лет на Ближнем Востоке появился региональный гегемон, независимый от двух великих империй того времени — Рима и Ирана. Остановить Амрулькайса, претендовавшего на полное покорение Месопотамии и западного Ирана, смог лишь персидский царь Шапур II примерно в 317-318 годах. Иранская тяжёлая кавалерия победила арабских всадников, но далась эта победа большой ценой. Сасаниды вынуждены были признать официальный титул Амрулькайса —Царь всех арабов». Помимо прочего, они согласились на де-факто независимое положение Лахмидов в составе своей империи.

Шапур II

Однако сохранить державуЦарь всех арабов» не смог — он разделил её между своими сыновьями. Слабость государственной власти и доминирование традиций номадов — всё это развалило государство Амрулькайса. Эта военная разрозненность и возрастающая сила Сасанидской империи не дали арабам в IV веке н. э. захватить Иран. Арабы опять перешли к набегам и межплеменной грызне.

Раздробленности и разрозненным набегам пришёл конец, когда все арабские племена Аравийского полуострова объединила новая сила — ислам. Он был относительно терпим лишь к монотеистическим религиям(иудаизму или христианству). Исповедовавшие их получали статусзимми» —люди договора», и могли сохранять свою авраамическую религию в обмен на уплату налога. Прочие религиозные культы уничтожались под корень. Если надо — вместе с их носителями.

Впрочем, уже под конец жизни Мухаммеда, таковых в Аравии было очень мало. Новое государство, спаянное мессианской религией, было успешным в войнах, так что теперь все стремились успеть поучаствовать в походах и урвать себе кусок добычи. Материальный стимул облегчал переход в ислам.

Причины военных успехов арабов

Основной причиной стремительного продвижения арабских войск можно считать общую политическую ситуацию в регионе.

Основными противниками халифата были Византийская империя и Персия, истощённые внутренними и внешними конфликтами. Кроме того, для многих народов, населявших территории, подчинённые этим странам, смена власти мало что значила. В их жизни не происходило почти никаких перемен. Нередко арабы-завоеватели терпимее относились к местному населению, чем их противники.

Арабское войско не имело единой стратегии и не подчинялось жёсткой дисциплине. Его вооружение нередко оставляло желать лучшего. Однако у него было главное преимущество, которого не было у противника, — религиозный фанатизм. Традиционное стремление к славе и наживе дополнялось идеологией ислама, который обещал вечное райское блаженство всем, кто погибнет во имя веры на поле боя. А знание пустыни дало арабам возможность использовать новые пути на территорию противника, возможность внезапного нападения с той стороны, с которой их никто не ожидал.

По мере расширения географии завоеваний арабы совершенствовали своё военное дело. Если первые завоевательные походы были одиночными рейдами, после которых воины возвращались с добычей домой,
то потом арабы стали устраивать постоянные лагеря на пути маршрутов в завоёванные страны или на чужой территории. Из таких военных лагерей выросли города Каир и Басра. А благодаря созданию военного флота арабы получили возможность устраивать набеги по всему Средиземноморью.

Завершение арабских завоеваний

Внутренние конфликты, десятилетиями раздиравшие династию Омейя-дов, ослабили её власть. В 749 г., в результате восстания, к власти пришла династия Аббасидов (потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммада), основавшая Багдадский халифат.

Аббасиды ограничили завоевательную политику халифата. Только в 751 г. произошло сражение арабских войск с китайскими на реке Талас в Средней Азии, в ходе которого китайцы потерпели поражение.

Арабо-византийские войны в Северной Сирии, Анатолии и Месопотамии не привели к крупным захватам. Багдадский халифат жил в условиях относительного внутреннего и внешнего спокойствия. Процветали науки, искусство, торговля. Арабский язык стал языком образованных людей, объединяющим многонациональную страну.

Ислам окончательно утвердился как религиозная и политическая сила мирового значения, чему во многом способствовали и арабские завоевания.

Поделиться ссылкой

Первое вторжение[править | править код]


Рост Арабского халифата в эпоху пророка Мухаммеда и правления праведных халифов

Началось с завоевания Ближнего Востока. Византия потеряла Левант, а государство Сасанидов — Месопотамию.

Противостояние с Византией вылилось в многовековые арабо-византийские войны.

В 633—652 годах арабы разгромили и покорили Сасанидский Иран.

В 641—642 годах произошло арабское завоевание Египта военачальником Амром ибн аль-Асом.

В 643 году с осадой Дербента началось вторжение на территорию, соответствующую современному горному Дагестану.

Первое вторжение в Северную Африку было начато в 647 году. Выйдя из Медины, 20 000 арабов соединились в Мемфисе (Египет) с ещё 20 000 воинов. Командовал арабами шейх Абдуллах ибн Саад. Карфагенский экзарх Григорий объявил независимость своего экзархата от Византийской империи. Он собрал войска и вступил в бой с мусульманами, но был разбит в сражении при Суфетуле (город в 220 км к югу от Карфагена). После гибели Григория Карфаген платил дань арабам. Кампания продлилась ещё пятнадцать месяцев, но в 648 году войска Aбдуллаха возвратились в Египет. К 661 году арабы захватывают все Закавказье, а также Дербент.

Все мусульманские завоевания были скоро прерваны гражданской войной между конкурирующими арабскими фракциями. Гражданская война началась с убийства халифа Усмана в 656 году он был заменен Али ибн Абу Талибом, который в свою очередь был убит в 661 году. За это время из состава Халифата при помощи Византии и Хазарского каганата вышли многие страны Закавказья за исключением Восточной Армении.

Реконкиста и испанская монархия

В ходе Реконкисты сложилась уникальная пиренейская модель общественной и христианской организации. Города были мало затронуты Реконкистой, поскольку там изначально было не так много мусульман, а вот крещёных мавров и христиан, принявших ислам, — в избытке. Сельские общины, особенно в первые столетия Реконкисты, организовывалась как колонии.

Местная социальная структура почти повсеместно соответствовала трёхчастной композиции: знать, которая в ходе Реконкисты приумножала богатства; идальго, мелкопоместные дворяне; горожане, удельный вес которых в политике вплоть до 15-го века был крайне мал. Положение резко изменилось в конце 15-го столетия — по мере увеличения торговой активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector