Допотопный мир
Содержание:
- Всемирный потоп — библейская история
- Последствия Потопа
- Ноев ковчег — православие
- О чём говорит повествование
- Информация из Библии
- Допотопный мир
- Строительство ковчега
- Механизмы Потопа
- Другое использование
- Время допотопного периода
- Сравнение различных историй о Потопе
- История находки Ноева ковчега в наше время
Всемирный потоп — библейская история
Библия повествует о том, что первые поколения людей на земле после изгнания Адама и Евы из Эдема отличались большим долголетием. Оно было даровано человечеству для скорого заселения земли и для сохранения веры и память об обетовании Избавителя. Так в каждой семье на протяжении столетий последующим поколениям передавались знания о Боге, о создании мира.
Однако долгая жизнь стала для людей причиной укоренения дурных обычаев и развращения. Смерть была редкостью, что позволило притупиться людской совести. Зло и пороки умножались, наказание за них и избавление от грехов казались далекими, почти недоступными.И наступило время, когда зло распространилось по всей земле, произошло полное развращение людей, которые оказались уже неспособными к раскаянию и исправлению. Тогда Господь решил предать смерти все живое на земле, смыть с земли нечестие и развращение.
Однако среди всех людей нашелся непорочный человек, обретший благодать у Бога, праведный Ной. Тогда сказал Бог Ною построить ковчег, потому что на землю будет наведен великий потоп. Бог определил 120 лет, в течении которого человечество могло раскаяться в своих грехах. Ной должен был за это время закончить строительство ковчега.
Последствия Потопа
Основная статья
:Теория катастрофизма В результате Потопа погибли большинство сухопутных живых существ, птиц и растений (кроме тех, кто остались в Ковчеге). В настоящее время найдены массовые захоронения многих видов животных. Подобные кладбища сформировались ввиду одновременной гибели большого числа живых организмов. Так, на территории России были найдены свидетельства массовой гибели животных в результате катастрофы, кладбище гадрозавров в Кудуре, Амурский край и Берелехское кладбище мамонтов на Алтае.
После завершения Потопа, произошли множественные изменения на поверхности земли, в частности, образовался Большой Каньон. Сформировались слои земной поверхности, эволюционные представления о которых впоследствии стали использовать в качестве геохронологической шкалы.
Изменились климатические условия, с субтропических на всей поверхности Земного шара, до тропических, вблизи экватора и ледяных полярных шапок (Арктика и Антарктика). Появилось деление на климатические пояса.
После Потопа, Бог позволил человеку употреблять пищу животного происхождения (см. статью вегетарианство). Средняя продолжительность жизни людей сильно сократилась.
Ноев ковчег — православие
Ноев ковчег из библии известен всем верующим и не только. Когда люди нравственно пали, и этим разгневали Бога, он решил уничтожить весь человеческий род и устроить всемирный потоп. Но не все заслужили этой ужасной участи быть стертыми с лица Земли, нашлась и праведная семья, угодная Богу – семья Ноя.
Сколько лет Ной строил ковчег?
Бог велел Ною построить ковчег, деревянное судно в три этажа, длиною в триста локтей и шириною в пятьдесят, и обмазать его смолою. До сих пор ведутся споры о том, из какого дерева построен ноев ковчег. Дерево «гофер», упоминаемое в Библии единожды, считается и кипарисом, и белым дубом, и деревом, давно не существующим.
О том, когда Ной приступил к строительству ковчега, в священном писании ни слова. Но из текста следует, что в возрасте 500 лет Ной имел трех сыновей, а повеление от Бога поступило, когда сыновья уже были. Строительство ковчега окончил к своему 600-летию. То есть Ной потратил на строительство ковчега около 100 лет.
В Библии есть более точная цифра, вокруг которой ведутся споры, имеет ли она отношение к сроку строительства ковчега. В книге Бытия в шестой главе речь идет о том, что Бог дает людям 120 лет. В эти годы Ной проповедовал о покаянии и предрекал истребление рода человеческого через потоп, сам же вел приготовления – строил ковчег. Возраст Ноя, как и многих допотопных персонажей, исчисляется сотнями лет. Есть трактовка стиха о 120 годах, как о том, что ныне срок жизни людей сократится.
Сколько Ной плавал на ковчеге?
Легенда о ноевом ковчеге из Библии гласит, что сорок суток шел дождь, и еще сто десять дней вода прибывала из-под земли. Наводнение длилось сто пятьдесят дней, вода покрыла поверхность земли полностью, не виднелись даже вершины самых высоких гор. Ной же плавал на ковчеге еще дольше, пока вода не ушла, — примерно один год.
Где остановился ноев ковчег?
Совсем скоро после того, как наводнение окончилось, а вода стала убывать, ковчег Ноя прибился, согласно легенде, к горам Арарат. Но вершин все еще не было видно, Ной ждал еще сорок дней после того, как увидел первые пики. Первая птица выпущенная с ноева ковчега, ворон, вернулась ни с чем – не нашла суши. Так ворон возвращался не один раз. Потом Ной выпустил голубя, который в первый свой полет ничего не принес, а во второй – принес лист оливкового дерева, а в третий раз голубь не вернулся. После этого Ной с семейством и зверьми покинули ковчег.
О чём говорит повествование
Первоисточником рассказа о Ноевом ковчеге является великая книга — Библия. Этому эпизоду посвящены три главы первой книги Моисея. Из неё следует, что Ной являлся прямым потомком первых людей – Евы и Адама, которые были долгожителями. Такая же судьба была уготована и их потомкам, поэтому дети у Ноя появились в возрасте 500 лет, а на момент потопа он переступил 600-летний рубеж своей жизни.
В определённый момент человечество настолько разложилось и морально упало, что Богу пришлось избавиться от него. Единственное семейство, которое выделялось на фоне общего распутства и низости, воспитал Ной. Бог пожелал сохранить этих людей и дал им шанс начать всё заново. Господь подробно рассказал, какое деревянное судно необходимо построить, озвучил его параметры и размеры.
В момент, когда строительство было завершено, семейство получило новую задачу: собрать указанное количество пар животных, на что отводилась одна неделя. Сразу же после того, как лапа последнего животного ступила на борт, Ной и всё семейство герметично закупорились внутри и стали ждать. Ещё через неделю разразился небывалый ливень, не утихающий много дней, из-за чего уровень воды резко поднялся и затопил всю сушу с находящимися на ней грешниками-людьми. Уровень моря постоянно повышался и поднялся на семь метров над уровнем самых высоких гор. Всё, что жило на Земле, погибло в этом наводнении в первые же дни.
Затем ливень прекратился, и уровень воды начал потихоньку снижаться. Когда судно опустилось на земную поверхность, все его обитатели вышли, искренне поблагодарили Бога и стали праведно жить, размножаться и воспитывать своих детей. Параллельно восстанавливалась и живая природа.
Информация из Библии
Информация о Потопе
приводится в 6, 7 и 8 главах книги Бытие. В частности, рассказывается о Ковчеге, дате начала Потопа и его механизмах. А также о гибели всех сухопутных животных, птиц и людей, кроме тех восьми человек и нескольких сотен парах животных, которые находились в Ковчеге, построенном благочестивым Ноем по Божьему указанию.
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Быт.6:5-7 ) |
Голубь отправленный из Ковчега. Гравюра Густава Доре
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. …
И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, —все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. (Быт.7:11-24 ) |
Всемирный Потоп
был поистине грандиозной катастрофой и продолжался более десяти месяцев:
Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла (Быт.8:13-14 ) |
Допотопный мир
Креационистская интерпретация
Сад Эдема по Томас Коул , 1828 Пышная растительность и туманной атмосферы характерны для библейской интерпретации допотопного периода.
Конец периода Эдема, Адам и Ева попадают в мрачный допотопный мир. Томас Коул , 1828 г.
Такие писатели, как Уильям Уистон ( Новая теория Земли , 1696) и Генри Моррис ( Книга Бытия , 1961), положившие начало современному креационистскому движению, описали допотопный период следующим образом:
- Люди жили намного дольше, чем живущие сегодня, обычно от 700 до 950 лет, как сообщается в генеалогии Книги Бытия ;
- На Земле было намного больше людей, чем в 1696 году. Уистон подсчитал, что до 500 миллионов человек могли родиться в допотопный период, исходя из предположений о продолжительности жизни и коэффициентах фертильности ;
- Ни облаков, ни дождя не было. Вместо этого Землю орошал туман, поднимавшийся с Земли. (Другая интерпретация состоит в том, что Земля была полностью покрыта глобальным облачным слоем, который был верхним слоем воды, упомянутым в Сотворении мира. Это обычно называется видом парового навеса .)
Однако с тех пор среди креационистов ведутся споры по поводу достоверности аргументов, таких как аргумент о том, что до Потопа не было дождя, и предыдущие представления о том, на что был похож допотопный мир, постоянно меняются.
В науке XIX века
В конце 18 — начале 19 веков понимание природы ранней Земли претерпело трансформацию от библейской или деистической интерпретации к натуралистической. Еще в начале 18 — го века, Plutonists поспорили на древней Земле, но полное воздействие глубины времени , участвующих в Pre-Adamitic период не было общепринятого до униформизма , как представлено в Лайель «s Принципы геологии в 1830 году Хотя каждый период понимался как обширный эон, на повествование о доадамитовом мире все еще влияла библейская сюжетная линия творения в этот переходный период. Ярким примером является описание из Memoires of Ichtyosauri и Plesiosauri , 1839 г., описывающее ископаемые виды в мире с сушей, морем и растительностью, но до создания отдельных солнца и луны, что соответствует третьему дню творения в повествовании Бытия. :
Современный натуралистический взгляд на древний мир, наряду с отказом от термина «допотопный», появился в работах Дарвина и Агассиса в 1860-х годах.
Допотопные монстры
Демонические плезиозавры и птерозавры, сражающиеся в вечной тьме, Томас Хокинс , 1840 г.
С древних времен окаменелости крупных животных часто упоминались как жившие вместе с гигантами из Книги Бытия : например, Танины или «великие морские чудовища » из Быт. 1:21. Они часто описываются в более поздних книгах Библии , особенно самим Богом в Книге Иова : например, Рем в стихе 39: 9, Бегемот в главе 40 и Левиафан в главе 41. С появлением геологических карт в начале В 19 веке становилось все более очевидным, что многие из окаменелостей, связанных с «вторичными» (осадочными) породами, не принадлежали ни гигантским людям, ни каким-либо существующим животным. Сюда входили крупные животные, такие как ихтиозавры , мозазавры , плиозавры и различные гигантские млекопитающие, найденные при раскопках катакомб Парижа . Геологи того времени все чаще стали использовать термин «допотопный» только для более молодых пластов, содержащих окаменелости животных, похожих на тех, что живы сегодня.
Строительство ковчега
Создание ковчега совершалось по прямым указаниям Господа, напоминающим инженерную инструкцию. Для строительства использовалась древесина дерева гофер (разновидность кипариса). Ковчег имел длину 300 локтей (около 150 метров), ширину 50 локтей (около 25 метров), а высоту 30 лекцией (около 15 метров).
Для того времени это было грандиозное сооружение. Наверху было отверстие для поступления света и воздуха, а сбоку была устроена дверь. Сам ковчег имел три яруса с различными отсеками для скота и птиц. По поведению Божию Ной взял по семи чистых животных и птиц и по два нечистых животных и птиц, мужского и женского пола.
За время строительства ковчега люди не изменились, не перестали творить зло. Не видя покаяния у людей, Бог повелел Ною вместе с женой и тремя сыновьями с их женами войти в ковчег.Также и животные и птицы сами к определенному времени подошли к назначенному месту. Господь сам затворил за ними дверь. Через семь дней пошел дождь, который не кончался 40 дней и 40 ночей.
Механизмы Потопа
Есть версия, что до Потопа Земля была окружена большим количеством мелких частичек льда, удерживаемых на орбите в результате эффекта Майзнера. Данная водная оболочка служила защитой от солнечной радиации и обеспечивала равномерное распределение тепла на поверхности Земли (существование теплого климата на полюсах подтверждают найденные там замороженные останки: крокодилов, пальм и других тропических обитателей). Вода, содержащаяся в виде льда могла составить значительную часть выпавших осадков во время потопа (дождь длившийся 40 дней).
События, которые сопровождали Потоп:
- Выход из под земли подземных вод
- движение тектонических плит
- множественные извержения вулканов
- обильные осадки
- подьём уровня воды в Мировом Океане до небывалого уровня (была покрыта вся поверхность суши)
Другое использование
- Этот термин также используется в области ассириологии для обозначения царей, согласно шумерскому списку царей, которые предположительно правили до великого потопа.
- Прилагательное допотопный иногда используется в переносном смысле для обозначения всего, что очень старое или устаревшее. Лавкрафт особенно любил этот термин, часто употребляя его в своих ужасных рассказах.
- В романе Чарльза Стросса «Дети Сатурна» религиозный орден, верящий в эволюцию, относится к допотопному периоду как к времени, когда человек жил рядом с тираннозаврами .
- Атлантида: Допотопный мир — это книга Игнатия Л. Доннелли 1882 года, вкоторой предпринята попытка установить, что все известные древние цивилизации произошли от Атлантиды . Многие теории, упомянутые в книге, являются источником современных представлений об Атлантиде.
- В настольных ролевых играх Vampire: The Masquerade , что Патриархи ранние вампиры , которые жили в допотопном мире и мнимые прародители оригинальных кланов.
- В телесериале Huntik: Secrets & Seekers Антеделувиан — могущественный вампирский титан, ранее использовавшийся Владом Цепешем . Он возвращается во второй серии как главный титан Харрисона Феарса, злой Искатель, с которым он связан властью.
Время допотопного периода
Библейский потоп
Ной готовится покинуть допотопный мир, Якопо Бассано и его помощники, 1579 г.
В христианской Библии и еврейской Торе допотопный период начинается с грехопадения первых мужчин и женщин, согласно Книге Бытия, и заканчивается уничтожением всего живого на земле, кроме тех, которые были спасены с Ноем в ковчеге (Ной и его жена, его трое сыновей и их жены). Согласно хронологии 17-го века епископа Ашера , допотопный период длился 1656 лет, от Сотворения мира (некоторые говорят, что падение человека) в 4004 г. до н.э. до Потопа в 2348 г. до н.э. Элементы повествования включают некоторые из самых известных историй в Библии — сотворение мира, Адама и Евы , Каина и Авеля , за которыми следуют родословные, ведущие к потомкам Каина и Сифа , третьего упомянутого сына Адама и Евы. (Эти генеалогии составляют основу библейской хронологии в форме «А жил X лет и родил B».)
Библия говорит об этой эпохе как о времени великого зла. В те дни на земле были гибборимы (великаны), а также нефилимы ; некоторые переводы Библии идентифицируют эти два как одно и то же. Гибборим были необычайно могущественны; Бытие называет их «сильными людьми, которые были в древности, мужами прославленными». Допотопный период закончился, когда Бог послал Потоп, чтобы уничтожить все живое, кроме Ноя, его семьи и животных, которых они взяли с собой. Тем не менее, Нефилимы (буквально означающие «падшие», от еврейского корня nfl «падать») снова появляются гораздо позже в библейском повествовании, в Числах (где шпионы, посланные Моисеем, сообщают, что были Нефилимы. или «великаны» в земле обетованной ).
В ранней геологии
Пласты «Вторичный рок», Лайм Реджис
Потоп опускается, что в ранней геологии считалось ответственным за образование отложений, с лишь следами допотопного мира. Томас Коул , 1829 г.
Ранние научные попытки реконструировать историю Земли были основаны на библейском повествовании, и поэтому термин допотопный использовался для обозначения периода, который, как считается, по сути схож с библейским. Ранняя научная интерпретация библейского повествования делила допотопное время на подпериоды, основанные на :
- Преадамитский период (первые 5 дней, от Быт. 1: 1 до Быт. 2: 3)
- Первичный (формирование физической вселенной и Земли)
- Вторичный (создание растений и животных)
- Адамитовый (или третичный, от сотворения человека до Великого Потопа ; Быт. 2: 5 — Быт. 7: 8), соответствующий Первой Эпохе Св. Августина из его Шести веков мира.
До XIX века горные породы подразделялись на три основных типа: первичные или примитивные ( магматические и метаморфические породы ), вторичные ( осадочные породы ) и третичные ( отложения ). Первичные породы (такие как гранит и гнейс ) лишены окаменелостей и, как считалось, были связаны с самим сотворением мира в первичный доадамитский период. Считалось, что вторичные породы, часто содержащие обильные окаменелости, хотя человеческие останки не были обнаружены, были заложены во вторичный доадамитский период. Считалось, что третичные породы (отложения) были отложены после Сотворения мира и, возможно, в связи с потопом, и, таким образом, были связаны с адамитским периодом. Период после Потопа был назван четвертичным — это название все еще используется в геологии.
По мере развития картографирования геологических пластов в первые десятилетия XIX века расчетная длина различных подпериодов была значительно увеличена. Ископаемые богатые Вторичного Предварительно Adamitic период был разделен на период угля , то Лиас и период мелового , а затем разложить в ныне знакомый геологический масштаб времени в фанерозое . Термин допотопный использовался в естествознании еще в 19 веке и оставался в народном воображении, несмотря на все более детальную стратиграфию, отображающую прошлое Земли , и часто использовался для периода плейстоцена , когда люди существовали вместе с ныне вымершей мегафауной .
Сравнение различных историй о Потопе
История о Всемирном потопе встречаются у десятков народов мира, обитающих за десятки тысяч километров друг от друга.
Библейская история Ноя обнаруживает также особое сходство с легендами других ближневосточных народов. Наиболее древняя из датированных клинописных вавилонских табличек с рассказом о потопе относится к ок. 1637 г. до н. э.
Были также найдены фрагменты шумерской поэмы, которая, по видимому, повлияла на создание вавилонского произведения (табличка относится к XVIII в. до н. э.). Само шумерское сказание весьма древнее, его окончательную литературную обработку относят ко времени III династии Ура.Сравнение историй о потопе
Тема | Библейская история | Шумерская легенда, III тыс. до н. э. (сохранилась в фрагментах XVIII в. до н. э.) | Вавилонская легенда, XVIII—XVII вв. до н. э. |
Источник | Книга Бытие | Клинописные таблички, найденные при раскопках Ниппура. | 1) Вавилонский историк Берос, III в. до н. э., дошёл в перессказе греческих историков; 2) Клинописные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала, вставной рассказ в XI таблице «Песне о Гильгамеше»; 3) То же, другой вариант текста. |
Персонаж | Ной , в 10-м поколении после Адама | Зиусудра , царь и жрец бога Энки Зиусудра в буквальном переводе с шумерского означает «нашедший жизнь долгих дней» | 1) Ксисутрус (Зиусудра), 10-й царь Вавилона;
2) Ут-напишти в переводе с аккадского: «тот, кто нашёл дыхание», сын Убара-Туту, предок Гильгамеша; 3)Атрахасис |
Спасающий бог | Господь Бог | Энки (Эйа) | 1) Кронус; 2) Эа |
Приказ | Построить ковчег, взять с собой семью и животных | В тексте лакуна, но видно, что он близок к аккадской версии: упоминается обращение бога к стенке хижины, которое слышит Зиусудра | Боги принимают решение на совете, но Эйа в тайне от остальных богов сообщает их решение Ут-напишти и советует построить ковчег, взять с собой семью и животных |
Длительность ливня | 40 дней и 40 ночей | 7 дней и 7 ночей | 7 дней и 7 ночей |
Птицы | Выпускает ворона, затем трижды выпускает голубя | (текст отсутствует) | 1) несколько птиц; 2) голубь, затем ласточка и ворон |
Место причаливания | г. Арарат | 1) Армения; 2) г. Ницир | |
Жертвоприношение после спасения | Постройка алтаря и принесение жертвы | Принесение в жертву быков и овец | Постройка алтаря и принесение жертвы в виде воскурений от мирта, тростника и кедра |
Благословение | Бог заключает Завет с Ноем и благословляет его | Ан и Энлиль даруют Зиусудре «жизнь как боги» и «вечное дыхание» и поселяют его вместе с женой на острове блаженных Дильмун (Тильмун в аккадском варианте) | Ут-напишти и его жена (либо Атрахасис без жены) по выходе из судна получают благословение бога Эллиля |
Дополнительные материалы | Табличка с историей о Гильгамеше |
Такое близкое содержание легко объясняется тем, что все последующие поколения людей, произошли от членов семьи Ноя (всего 8 человек), согласно библейскому повествованию.
см. также статью: Антропология
История находки Ноева ковчега в наше время
Также современные ученые нашли подтверждение существования Ноева ковчега и даже обнаружили его останки в районе горы Арарат, о которой и повествуется в Ветхом Завете, как о месте, куда прибыл Ной после потопа.
История этой величайшей находки по-своему удивительна. Произошло это лишь в ХХ столетии, когда человечество изобрело разные технические приспособления, в том числе и фотоаппарат, на котором с огромной высоты полета над горой Арарат впервые был запечатлен Ноев ковчег в 1960 году капитаном турецкой армии Лиханом Дюрупинаром. Расшифровка фотографий позволила определить размеры судна – 152 метра, что соответствовало описанию ковчега в каноническом тексте, также совпадали и географические координаты, указанные в Библии.
Об этой находке в журнале Life Magazine прочитал молодой 27-летний технолог Рон Уайетт и решил лично найти доказательства существования Ноева ковчега. Лишь в 1977 году его долгожданная мечта сбылась, и вместе со своими юными сыновьями – 17-летним Дэнни и 16-летним Ронни — он отправился на поиски ковчега. Сенсационных находок, указывающих на то, что его догадки были верны, уже с первых дней пребывания оказалось достаточно много: это и огромные валуны с отверстиями, предназначенными для крепления якорных цепей; и два больших булыжника, похожих на могильные плиты, с высеченными рисунками плывущей лодки — эту находку они определили, как возможное место захоронения Ноя и его семьи; да и сам объект, очень похожий на размеры огромного судна. Для продолжения исследований нужны были серьезные раскопки. И вот через два года Рон Уайетт снова на горе Арарат. Ему повезло, ведь годом раньше в Турции произошло землетрясение, поэтому грунт опустился, обнажив закаменевшие останки судна.
Турецкие власти не дали разрешения ученому продолжить раскопки, поэтому только в 1984 году он возвратился на место исследований с металлоискателем, который впоследствии обнаружил по периметру металлические сетки, указывающие на присутствие останков корабля.
После, в 1985 году, еще одна экспедиция окончательно утвердила предположение американского ученого: радарное сканирование участка определило точное местонахождения останков Ноева ковчега.