Логика всеединства как новое прочтение русской философии всеединства

[править] Идейное содержание

Концепты философии всеединста

В основе философии всеединства, согласной такой трактовке, лежат четыре основных концепта:

  • концепт «всеединство»,
  • концепт «существо»,
  • концепт «антиномия»,
  • концепт «теофания».
  • Концепт «всеединство» выражает синтетический характер философии всеединства, предполагающей онтологию единых все более высоких порядков. Каждое единое обладает многообразием своих аспектов и выступает аспектом более глубокого единого.
  • Концепт «существо» связан с виталистической установкой философии всеединства, согласно которой в конечном итоге все является живым, и феномен живого существа универсален.
  • В концепте «антиномия» выражается диалектический характер философии всеединства, стремление выйти за границы только формальной логики и построить некоторую «логику антиномий».
  • Концепт «теофания» («богоявление») подчеркивает уровни идеального и эмпирического всеединства в составе полной реальности и необходимость учета (в рамках своего рода теории воплощения) факторов умаления и искажения идеального всеединства при его реализации в эмпирической среде бытия.

Базовые структуры философии неовсеединства

Философия неовсеединства пытается найти адекватное логико-математическое выражение для каждого из указанных концептов.

  • Концепт «всеединство» представляется в рамках новой формальной аксиоматической системы, которая носит название Проективно Модальная Онтология (ПМО). Здесь формально-аксиоматически выражается отношение синтеза и его аспектов.
  • Концепту «существо» соответствует структура субъектная онтология, где развиваются более формальные определения феномена сознания (т. н. экранная теория сознания), вводится представление о базовой аксиологической структуре любой формы жизни, выражающей акт оценки как акт обобщенного эго-измерения (идея т. н. степеней себя).
  • Концепт «антиномия» приводит в своих более формальных выражениях к попыткам построения неклассических версий логики, где, как представляется исследователям, мог бы быть выражен диалектический характер философии всеединства. Наиболее развитой формой такой логики выступает т. н. логика L-противоречий, где вводятся предельные последовательности формул и особую роль играют последовательности истинных формул, имеющие в качестве своего предела противоречие, — посредством таких объектов делается попытка более формально выражать разного рода философские антиномии.
  • Наконец, концепт «теофания» формализуется в системе средств, использующих отображения между финитным и инфинитным (т. н. R-функции, на основе которых строится т. н. R-анализ).

История возникновения направления всеединства

Направление всеединства в философии возникло в конце XIX века. Принято считать, что дата ее возникновения – 1874 год, в котором защитил и опубликовал свою диссертацию Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900), тема которой значилась следующим образом: «Кризис западной философии. Против позитивизма».

Грандиозность идеи и широта замысла, сформулированная в учении, разработанного автором, не имеет аналогов русском философском направлении. Соловьев владел талантом к синтезу информации, совместно с пророческими предчувствиями скорого появления нового этапа в развитии философии, что способствовало созданию целостной структуры, в которую вошли все сферы жизнедеятельности человека. 

Философия В. С. Соловьева опирается на идею всеединства, исходя из которой, все находится во всем – и это стало той необходимой основой для объединения всех философских направлений в единую структуру.

Концепция о всеединстве Соловьева разработана с позиции учения о бытие и жизни, в которую входит вся человеческая и вся космическая сфера, как элементы общей и непоколебимой целостной системы.

В. С. Соловьевым, был внесен значительный вклад как в русскую, так и в мировую философскую базу, который содержит в себе информацию о всеединстве. В основу теории о всеединстве, в различных направлениях заложены: 

  1. онтология – преодоление дуализма материй и духа, видение взаимопроникновения тел, совместно с их полным отождествлением.
  2. гносеология – воссоздание цельных знаний.
  3. этика – утверждение единой для всех абсолютной морали.
  4. религия – обоснование необходимости в объединении всех христианских церквей для создания единой Вселенской церкви.
  5. история – представление о единстве и целостности всего человеческого общества в стремлении воссоединиться с Богом. 

Концепция всеединства бытия

Базовым положением в теории всеединства являются три категории: бытие, сущее и сущность. Бытие, согласно Соловьеву, это то, благодаря чему существует сущее, совместно с его проявлением в разных видах. Сущее является безусловным и вечным; бытие является переходящим и относительным.

Сущее отражает Божественность, а бытие – мир материальных вещей. Они взаимосвязаны благодаря сущности и явлениям, а Соловьевым в его теории устраняется та граница, которая отражала христианские формы богословия мира с Богом, совместно с утверждением пантеистического взгляда на вещи. 

В качестве одного из определяющих паттернов онтологии автора выступают такие лица, как: София, Премудрость Божия, являющаяся первообразом, либо идеальным планом мира. София является божественным замыслом касательно мира и его своеобразной идеальной матрицей. Это составляет Душу мира, связывающую Бога с материальным миром, давая при этом жизнь всему сущему.

Высшее проявление Премудрости Бога выражено в идеально совершенном человеке, который имеет облик Иисуса Христа. Именно он соединяет в себе и человеческие и божественные качества, а также заложил истоки Богочеловечества, как источника возрождающегося мира в пути к воссоединению с Богом. Онтологические принципы, которые заложены в основу философских идей мыслителя, имеют неразрывную связь с его гносеологическими учениями. Основу единства гносеологии и онтологии Соловьева составляют идеи взаимосвязи Доброты, Красоты и Истины.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Философом была разработана концепция целостного знания, которая должна способствовать осуществлению универсального синтеза в научном, философском и религиозном знании. Является ли данный синтез символом их равнозначности? Не является, поскольку основу «цельного знания» составляет исключительно вера. Философом определены критерии разделения в средствах познания, исходя из объектов познания: знания об окружающем мире составляют науку, знания о мире идей – философию, однако знания о Боге (Абсолюте) – исключительно веру. 

«Целостные знания», которые воссоздают идеи всеединства, должны быть направлены на разработку универсальных теорий, в которой формулируются базовые идеи о мировом единстве. Концепция целостных знаний постулирует мысли о согласованности познавательных и этических форм активности (Добра и Истины). Исключительно высоконравственные характеристики личности у субъекта познания выступают свидетельством верности в полученных им знаниях, так как для реализации познания человек должен обладать как логическим инструментарием, так и жизненной позицией. 

[править] Источники

  1. Моисеев В. И. Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. — М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 400 с., а также см.:

    • Wiaczeslaw I. Moisiejew, Idee i perspektywy filozofii neowszechjednosci // Granice Europy — Granice Filozofii. Filozofia a tozsamosc Rosji. Pod redakcja Wlodzimiera Rydzewskiego I Leszka Augustyna. Przel. Pawel Rojek. Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego. Krak?w, 2007. str.167-178.
    • http://www.vyacheslav-moiseev.narod.ru/Neo-All-Unity/NeoAllUnity.doc
  2. Хоружий С. С. Философия всеединства (статья для Энциклопедии), 2004
  3. Логика всеединства / Моисеев В. И.; Воронеж. гос. мед. академия. — Воронеж, 1999. — 247 с. — Библиогр. 45 назв. — Рук. деп. в ИНИОН РАН, 14.07.99 № 54845. * Моисеев В. И. Логика всеединства. — М.: изд-во «ПЕР СЭ», 2002. — 415с.
  4. Среди публикаций об этой структуре:

    • V.Moiseev. Projectively Modal Ontology // Logical Studies, № 9, 2002. — (http://www.logic.ru/LogStud/09/LS9.html)
    • Моисеев В. И. Проективно-модальная Онтология и некоторые ее приложения // Логические исследования. Выпуск 11. — М.: Наука, 2004. — С.215-227.
  5. Моисеев В. И. Экранная модель сознания // Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева. — М.: Эдиториал УРСС, 2004. — С.362-367.
  6. V.Moiseyev. About Properties of L-Inconsistent Theories. SORITES, ISSN 1135—1349. Issue #17 — October 2006. Pp. 7-16. http://www.sorites.org.
  7. Некоторые из работ Станислава Лесьневского, логика которого стала основанием для ПМО:

    • Lesniewski S. On the Foundations of Mathematics. Topoi, An International Review of Philosophy 2: 7-52 (1983)
    • Lesniewski S. On the foundations of Ontology. Collected works. Dordrecht: Kluwer 1992. pp.606-628.
  8. В. Л. Рвачев, А. Н. Шевченко, Т. И. Шейко. Исчисления с наибольшим числом // Кибернетика и системный анализ, 1995, № 3. — С.71-86. (рассмотрена структура, изоморфная множеству вещественных чисел и образованная как результат действия некоторых специальных функций, которые позднее были названы В. И. Моисеевым «R-функциями» (Рвачев также использует термин «R-функция», но в ином смысле))
  9. Издательский грант РГНФ 2009 г. на издание монографии «Логика Открытого Синтеза» № 09-03-16031д
  10. Wieczorek Z. Filoszofia Wszechjednosci Sergiusza Hessena. Cracow: Wydawnictwo Uniwersitetu Jagiellonskiego, 2005.
  11. Польский исследователь П.Роек использовал идеи ПМО в развитии идей теории тропов и теории универсалий:

    • Rojek P. Three Trope Theories, Axiomathes 18 (2008), s. 359—377.
    • Rojek P. Trzy pojęcia uniwersaliów, Kwartalnik Filozoficzny XXXVI, z. 3 (2008), s. 45−61.
    • Rojek P. Czy tropy są wyłączną własnością teorii tropów?, Diametros 12 (2007), s. 76−93.
    • Rojek P. Antynomia Russella, twierdzenie Gödla i logika absolutnego, Semina Scientiarum 3 (2004), s. 101—110.
    • Роек П. Проблема универсалий в биологии // Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 2: Междисциплинарные аспекты биомедицины: Сборник. — М.: Изд-во «Принтберри», 2008. — С.98-100.
    • Роек П. София и проблема универсалий // Русская софиология в европейской культуре. Под ред. В. Н. Поруса. — Москва: ББИ, 2009.
  12. Борчиков С. А. Трансимманентная философия. М.: МАКС Пресс, 2008. Борчиков С. А. Спиноза и алефы. // Размышления о… Вып. 11. Актуальная философия (от альфы до алефа). М.: МАКС Пресс, 2008.
  13. Борчиков С. А. Контуры органической диалектики/логики В. С. Соловьева. // Размышления о… Вып. 10. Принципы органической логики В. С. Соловьева. М.: МАКС Пресс, 2007.
  14. Подзолкова Н. А. Философия всеединства Вл. Соловьева: основные идеи и традиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 2003.
  15. Москалёв Е.А, Шацкий А. С. Феномен онкогенеза: случайность или непознанная закономерность? // Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 2: Междисциплинарные аспекты биомедицины: Сборник. — М.: Изд-во «Принтберри», 2008. — С.296-309. (исследование перспектив теоретической значимости и экспериментальной проверки гипотезы аксиосоматического гомеостаза как причины онкологических заболеваний)
  16. Моисеев В. И., Чусов А. В. О разнообразии статусов существования и модальности предельных понятий // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, № 4, 1997. — С. 82 — 104.

Структура «субъектная онтология» как результат логизации концепта «существо (субъект)» в русской философии всеединства.

Одним из проявлений приведения начал во всеединство в русской философии всеединства является возведение начал-проекций не просто к источнику синтеза, но к существу-субъекту как выражению достаточно глубокого синтеза. «Ктойное» бытие выступает в философии всеединства как бытие первичное и более сильное, сравнительно с умаленным «чтойным» бытием. В такого рода философии отмечается явная приверженность витализму. В связи с этим речь должна идти не просто о всеединстве, но о всеединстве-субъекте и всеединстве на субъектах. Концепт «субъекта» также оказывается одним из центральных для философии всеединства. Однако такого рода концепт далеко выходит по степени своей универсальности за рамки представления о живом организме в биологии. В качестве субъектов в философии всеединства выступают и разного рода исторические, социальные общности. Это требует гораздо большей универсальности при определении «субъекта» сравнительно с биологическим подходом. В общем случае «субъект» понимается в философии всеединства как некоторый вид возможного мира, онтологии, существенно определяемой в своем бытии теми или иными проявлениями «внутреннего мира» субъекта — чувствами, представлениями, волей. Такого рода онтологии можно называть «субъектными онтологиями». Концепт «существо» разработан в русской философии всеединства не столь детально, как концепт «всеединство», и здесь в гораздо большей мере приходится не только структурировать, но и во многом восполнять данный концепт. В общем случае онтология может быть представлена как разного рода ситуации, или положения дел. Субъект способен менять положения дел на основе своей телесности, в качестве которой для каждого положения дел можно представить некоторую часть этого положения дел, которую субъект может менять непосредственным усилием своей воли, и только через изменение этой части пытаться менять общее положение дел. Наконец, каждое положение дел дано субъекту не нейтрально, но с некоторой интегральной ценностной мерой, которую я обозначаю термином «степень себя» субъекта в данном положении дел. С этой точки зрения все усилия субъекта направлены на то, чтобы пытаться менять положения дел через свою телесность, повышая или предотвращая падения степеней себя. Единство 1)онтологии, как множества положений дел, 2)телесности, как под-онтологии общей онтологии, и 3)степеней себя, определенных на онтологии, образуют в простейшем случае новый тип структуры «субъектная онтология», на основе которой можно пытаться логизировать универсальный концепт «существо» в русской философии всеединства (подробнее см .). Объединение структур «ментальное многообразие» и «субъектная онтология», как ментальное многообразие на субъектах, образуют комплексную структуру «иерархическая субъектная онтология (иерархический субъект)», на основе которой логизируется концепт «всеединство на субъектах» в философии всеединства. Продвинутые стадии реализации метода приведения начал во всеединство предполагают представление множества начал как обобщенных проекций тех или иных разновидностей иерархических субъектных онтологий. Ментальное многообразие на субъектах играет фундаментальную роль в логике всеединства, подобную роли пространства в геометрии.

Историческое российское призвание: русская идея

Концепция о всеединстве была применена философом в разработке так называемых «русских идей». «Русская идея», согласно его воззрениям, представляет собой историческую российскую миссию, которая может быть сформулирована следующим образом: «Что составляет предназначение русских людей? Где смысл в их историческом бытии?».

Судьбу русских людей, по Соловьеву, определяет факт того, что они являются христианами, исходя из чего, в их национальной идее должно находиться стремление вхождения в общую структуру мира христиан. Согласно мыслям автора, России необходимо пройти данный путь, реализующийся в самопожертвовании для благополучия и иных народов, совместно с самоотречением – отказом от собственной самобытности (которую он называл в качестве национального эгоизма), при подчинении идеям других людей.

В отказе от национальной эгоистичности прежде всего предполагается отречение от православия, совместно с присоединением к общей христианской церкви.

Замечание 1

Дискутируя с Ф. М. Достоевским, Соловьев отмечал следующее: «Высшей целью России, Федор Михайлович, является совсем не то, что вы считаете – смещение Европы с исторической арены при доведения до мира новых идей и слов, а в служении и помощи для европейского возрождения, путем вливания туда свежих славянских сил, способствуя, тем самым формированию там новых, более полных, чем сейчас, жизненных форм – вот в чем состоит подлинная Российская миссия, поскольку для себя она может лишь оставаться в прозябании».

Согласно взглядам В. С. Соловьева, Россия не внесла никакого вклада в мировой запас информации ни в науке, ни в философии, а русская литература также находится в фазе регресса. При этом, высказывания о литературе были адресованы Ф. М. Достоевскому. Вместе с тем, такая низкая оценка русской литературы была им дана в эпоху творчества Льва Толстого и других выдающихся авторов.

Свои религиозно-философские воззрения, Соловьев выстраивал в рамках идей того, что К. Победоносцевым было определено в качестве «болезни нашего времени» – создание различных концепций, которые далеки от реальных проблем, совместно с желанием выстраивать жизнь в данном ключе. 

Концепции любых мыслителей необходимо анализировать с учетом их сильных и слабых сторон, в которых есть сильная связь. Последователями В. С. Соловьева были выделены позитивные основы в его идеях, которые способствовали построению на них целых философских направлений. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

[править] Научная основа и развитие направления

В качестве предтеч более структурных решений философии неовсеединства рассматривается ряд мыслителей. В частности, язык ПМО существенно опирается на логические средства, созданные польским логиком Станиславом Лесьневским. Аппарат R-анализа развивался школой украинского математика, академика В. Л. Рачева.

Как уже отмечалось, сегодня есть ряд исследователей, работающих в рамках философии неовсеединства. Кроме В. И. Моисеева (выделившего основные структуры логики всеединства в вышеупомянутых работах «Логика всеединства» и «Логика Добра», а также готовящего к публикации работу, широко представляющую применение идей неовсеединства), эти идеи развивают польские философы Збигнев Вечёрек и Павел Роек , используя идеи ПМО в ряде направлений философской логики (теория универсалий), философии религии, общества и философии науки. В ряде работ С. А. Борчикова более структурный подход представления идей философии всеединства развивается в форме т. н. «альфической логики», которая постулирует некоторые первичные структуры всеединства, т. н. «альфа-формы», и пытается математическими средствами описать их конечные единства и актуально бесконечные всеединства. Также в ряде работ С. А. Борчикова обобщаются и частично формализуются некоторые базовые принципы «органической логики». С содержательной стороны, с ударением на метафизическое понятие «организм», концепт «существо» в философии всеединства развивает к.ф.н. Н. А. Подзолкова. Кандидат биологических наук Е. А. Москалёв интересуется вопросами приложения моделей субъектных онтологий в биологии и медицине, в частности, в вопросах понимания более глубоких механизмов возникновения и развития онкологических заболеваний. Совместно с доцентом МГУ А. В. Чусовым исследовались вопросы соотношения финитного и инфинитного, определения вещественных R-функций и возможные структуры R-анализа.

Концепция теократии вселенной

Согласно позиции Соловьева, исторические процессы являются становлением Вселенской Церкви, которая объединяет человечество в Богочеловеческие общности. По дороге в Царство Божие, действия людей на земле должны реализовываться не по отдельности, а сообща, формируя единую общность, которое выстраивается исходя из принципа честности.

Идеалами данных общностей Соловьев описывал свободные формы теократии, в которых нравственные формы власти находятся в руках церквей, главой которой выступает первосвященник, силовые полномочия есть у царя, а права спрашивать совета у Бога – у пророков. Свободная теократия, по Соловьеву, это формы вселенской теократии, которые необходимо создавать через объединение православных и католических церквей.

Данное объединение, согласно мысли автора, необходимо реализовывать под Римским руководством. Говоря о проявлениях государственности, ее мощные выражения, при которых главенствует монарх – царь, хорошо реализована на российской территории. Соловьевым выдвигались идеи о вечном союзе Папы Римского с Русским царем – союзе самых значимых представителей в двух величайших дарах: Царстве и Священстве.

При этом, не смотря на большое старание, он не смог реализовать свои намерения ни на территории России, ни на Западных территориях. Так, Папа Лев XIII, при ознакомлении с идеями Соловьева дал следующий комментарий: «хорошая идея, но реализовать ее может лишь чудо». 

1.5 Царство Духа

До сих пор говорилось больше о способе мышления, о связи понятий между собой, об универсальности их содержаний. Но мечта о грядущем Царстве Духа необходима ещё и онтологически. Переход к органическому мышлению предполагает и переход к органическому существованию, к утверждению мира как органического целого. Такой мир уже не является философской идеализацией, он есть новое качество существования материи.

«Ради какой цели существует Царство Духа?.. Оправдание и смысл этого царства заключается в его совершенстве, в том, что его жизнь есть совершенное Добро и Красота». «Царство Духа, будучи не отвлечённым, а конкретным единством, есть Живой Разум, София, Конкретный Логос».

Мне кажется, не так важно, какими именами называется самый желанный человеку образ – образ полноценной и осмысленной жизни. Важно воплотить этот образ, вдохнуть в него силу быть, силу стать для каждого явью

Здесь и начинается подлинное софийное творчество.

«Последовательность органического мировоззрения требует, чтобы, дойдя до вершины царства вражды, мы встретили здесь иное начало, служащее переходом к высшему миру, и это иное начало есть Дух в роли Мировой субстанции, не имеющей материального тела уже потому, что материальное тело может существовать лишь в противоположении к какому-либо другому материальному телу (в актах отталкивания), но мировое целое не имеет вне себя тел, которым оно могло бы противополагаться».

Впрочем, здесь уже говорилось, что любая материя состоит из идей, которые суть не что иное как живые существа, стремящиеся к тождеству с собой. Поэтому, когда это тождество осуществится материя мира станет абсолютно проницаемой. Она не исчезнет, ибо вечны идеи, её составляющие, но изменится. Задача же преобразования материи – не божественная, а всецело человеческая.

Это задача доброй воли и непрерывного нравственного поступания, которое пытается устранить взаимное отталкивание идей силой софийной Любви. Чтобы научиться такому поступанию, нужно, во-первых, почувствовать корни мирового зла, а во-вторых, раскрыть в себе силы софийного Добра. Об этом и пойдёт речь в следующей главе.

  Булгаков С.Н. Свет невечерний, с. 198.

  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, с. 65.

  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, с. 68.

  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, с. 93.

  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, с. 147.

  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, с. 157.

  Булгаков С.Н. Свет невечерний, с. 198.

  Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве, с. 92.

  Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с. 201.

 Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с. 201.

 Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве, с. 91.

 Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с. 198.

 Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с. 198-199.

 Булгаков С.Н. Свет невечерний, с. 194.

 Булгаков С.Н. Свет невечерний, с. 195.

 Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве, с. 54.

 Булгаков С.Н. Свет невечерний, с. 195.

 Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве, с. 123.

 Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве, с. 53.

 Мегре В. Сотворение, с. 90.

 Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с. 199.

 Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с. 203.

 Там же, с. 285.

 Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма, с. 85.

 Франк С.Л. Непостижимое. М.: 90, с. 223.

 Лосский Н.О. Мир как органическое целое, с. 382.

 В данном контексте речь идёт о познании трансцендентного истинно-сущего – Н.П.

 Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с. 209.

 Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания, с.207.

 Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. М.: 91, с. 334.

 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: 90, с. 237.

 Лосский Н.О. Мир как органическое целое, с. 426.

 Лосский Н.О. Мир как органическое целое, с. 408.

 Лосский Н.О. Мир как органическое целое, с. 425.

 Лосский Н.О. Мир как органическое целое, с. 426.

Структура «L-противоречие» как результат логизации концепта «антиномия» в русской философии всеединства.

Как и представители других диалектических традиций философии, философы всеединства признают необходимость выделения своего рода диалектических противоречий (антиномий). Важная заслуга философии всеединства в проведении такого выделения состоит в признании существенной связи антиномий с разного рода предельными процессами. Пытаясь выразить такую связь структурно, можно развить специальную логическую технику определения предельных последовательностей суждений, имеющих в качестве своего предела противоречие. Приведу простой пример. В рамках теории чисел можно написать следующее высказывание «1/n = 1/n и 1/n ≠ 1/(n+1)». Такое высказывание является теоремой в теории чисел для каждого n = 1, 2, 3,… Причем, последовательность чисел 1/n имеет в качестве предела 0. Получается бесконечная последовательность высказываний, для которой также можно определить предел. В качестве предела этой последовательности высказываний можно рассмотреть высказывание, где на места чисел 1/n и 1/(n+1) подставлен их предел, т.е. 0. Таким образом, пределом будет высказывание «0=0 и 0≠0». Такое высказывание является противоречием. Теперь мы можем взять предельную последовательность высказываний «1/n = 1/n и 1/n ≠ 1/(n+1)» как один объект и построить логику для такого рода объектов. В этой логике предельные последовательности теорем, образующие в качестве предела противоречия, будут играть роль специфических объектов, подобных иррациональным числам на множестве действительных чисел. Именно такие объекты я называю «L-противоречиями» (подробнее см .). Метод построения логики с L-противоречиями может послужить своего рода критерием логической демаркации, позволяющим отделить противоречия-ошибки от антиномий. Так в структуре «L-противоречия» может найти свое логическое выражение концепт «антиномия» в философии всеединства.

1.1 Собрание цитат, предваряющих рассуждение

В философии, как писал Сергей Булгаков, подлинно софийна «именно самая φιλια, эрос, окрыляющий душу и поднимающий её к умному видению Софии.., именно то, что в ней не дискурсивно, а интуитивно, и является наиболее софийным».

«Истина через себя познаётся, — не иначе; чтобы узнать Истину, надо иметь её, а для этого необходимо перестать быть только собою и причаститься самой Истины». «Что-то или Кто-то гасит во мне идею, что Я – центр философских исканий, и я ставлю на это место идею о самой Истине».

«Каждое Я есть не-Я, т.е. Ты, в силу отказа от себя ради другого, и – Я, в силу отказа от себя другого Я ради первого. Вместо отдельных, разрозненных, само-упорствующих Я получается двоица, – дву-единое существо, имеющее начало единства своего в Боге…

Если для первого Я исходною точкою едино-сущия бывает истина, а для второго, для Ты, – любовь, то у третьего Я, у Он, такою точкой опоры будет уже красота».

«Для рассудка истина есть противоречие, и это противоречие делается явным, лишь только истина получает словесную формулировку… Другими словами, истина есть антиномия, и не может не быть таковою».

«Мы не должны, не смеем замазывать противоречие тестом своих философем! Пусть противоречие остаётся глубоким, как есть».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector