Биография соловьева владимира

Содержание:

Отношение к католичеству[ | ]

Существует версия, что Владимир Соловьёв в феврале 1896 года в Москве приобщился к католической церкви, приняв причастие из рук греко-католического священника отца Николая Толстого. Свои симпатии к католицизму Соловьёв обосновывал приверженностью «Вселенской церкви», где православие лишь выражает «Восточную церковь». Акт Крещения Руси он именует принятием Евангельской жемчужины, покрытой «византийской пылью». Само «папство» Соловьёв считал «положительным началом», а «апостольский престол» в Риме — «чудотворной иконой вселенского христианства» («Россия и Вселенская Церковь», 1889). К числу преимуществ католицизма Соловьёв причислял его наднациональный характер и преемство от апостола Петра. Раскол Церквей, по мысли Соловьёва, является результатом «партикулярной» деятельности «партии православных-антикафоликов» (IX—XI века). Защищая «православное папство» древней Церкви, он говорил о «мнимом православии» Византии, где цезаропапизм представлял собой «политическое арианство». К числу особенностей антикафолического православия Соловьёв причислял отрицание роли Логоса в исхождении Святого Духа, отрицание непорочности Девы Марии, отрицание юрисдикции римского первосвященника.

Однако

  • Василий Розанов в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьёвым» (1906) писал: «В конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою».
  • Евгений Трубецкой указывал:

Философия Владимира Соловьёва[ | ]

Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

  • Теософия — дословноБожественная мудрость . Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
  • Теургия — дословнобоготворчество . Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
  • Теократия — дословновласть Бога , то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьёв возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществлённом в общественной жизни».

На философию Соловьёва оказали большое влияние идеи русского религиозного мыслителя Николая Фёдорова. Соловьёв считал Фёдорова своим «учителем и отцом духовным», называл гениальным мыслителем.

Софиология

Соловьев составил философию, основанную на эллинистической философии (см. Платон , Аристотель и Плотин ) и раннехристианской традиции с элементами буддизма и еврейской каббалы ( Филон Александрийский ). Он также изучал гностицизм и работы гностика Валентина . Его религиозная философия была синкретичной и объединила философские элементы различных религиозных традиций с православным христианством и его собственным опытом Софии .

Соловьев описал свои встречи с сущностью Софией в своих произведениях, таких как « Три встречи» и « Лекции о божественности» . Его слияние было вызвано желанием примирить и / или объединить с православным христианством различные традиции, основанные на концепции соборности русских славянофилов . Его русская религиозная философия оказала очень сильное влияние на движения русского символизма того времени. Его учение о Софии, задуманное как милосердная объединяющая женская мудрость Бога, сравнимая с еврейской Шекиной или различными традициями богини, Русская Православная Церковь Заграницей сочла ересью , а Московский Патриархат — необоснованной и неортодоксальной .

Специфика публичного пространства Российской империи в эпоху Владимира Соловьёва

Если говорить кратко, то публичное пространство Российской империи этого периода было очень ограниченным в своих возможностях, в виду сильной зависимости от властных институтов и институций. И прежде всего это пространство зависело от чиновничьего аппарата, находившегося, естественно, — вне публичности.

Для понимания ситуации того периода уместно использовать следующую метафору: если все социальное пространство Российской империи можно уподобить большой квартире, то публичное пространство Империи располагалось в передней, в то время как все решения принимались в гостиной. Поэтому люди публичного пространства — это заведомо низко статусные люди, а людям высокого статуса нечего там делать, и они сразу проходят в гостиную, т.е. в административный аппарат, а там уже никакой публичности нет, там — институциональная закрытость. Это закрытость не предполагает открытой дискуссии и наличия разных и одновременно легитимных шкал оценки участников коммуникации. В институциональной закрытости действует критерий легальности, но не легитимности.

Именно потому, что в публичном пространстве империи не принимались решения, практика публичного участия была существенно ограничена в своей эффективности. В виду этого все публичные акторы вытесняются из этого пространства либо в институт чиновников, либо в подполье.

Когда стало очевидно, что император Империи — только высший чиновник? Это стало явным после 28 марта 1881 года, после запрета императора читать публичные лекции Владимиру Соловьёву. Этот жест обозначил Императора (Александра III) как чиновника и позволил выявить различие фигуры Императора и фигуры Президента. Президент сам по себе институция, и эта институция находится в публичном пространстве. Императив навыка риторической культуры обозначает Президента именно как агента публичного пространства. А никакой агент публичного пространства не решится запретить деятельность своему публичному оппоненту. Поэтому жест Александра III — это жест всего лишь высшего чиновника, ограниченного пространством административного аппарата. Проблема Империи была не в отсутствии Конституции, а в том, чтобы Император не ограничивался бы пространством административного аппарата. Административный аппарат, конечно, ограничивается критерием легальности, но высшее должностное лицо должно было признавать и критерий легитимности, т.е. становится публичным лицом и признавать и допускать формы свободного участия во Власти, ибо для агента публичного пространства очевидно, что должна быть форма свободного участия во Власти.

Однако в сфере публичности наиболее логична стратегия эффективности, а не истинности, ибо нельзя в рамках газетной публикации решать вопросы истины. Поэтому любому, руководствующемуся стратегией истинности, с какого то момента становится тесно в рамках публичного пространства, и он должен выйти за его пределы. Что и произошло с Владимиром Соловьёвым — уход из Университета, церковные проекты, поездки за границу — это все шаги за пределы публичности. Эти шаги совершенно логичны и предсказуемы, но здесь мы видим опять парадокс: возвращение Соловьёва в публичность в 1891 году, чтение в Московоском Психологическом обществе реферата на тему «Об упадке средневекового мировоззрения». (Тяга к публичности отнюдь не исключительно особенность персоны Владимира Соловьёва. Публичность не мешает никакому философу, т.к. встраивается в его профессиональные практики. Жан-Поль Сартр — классический случай публичного философа уже в ХХ веке.) Возможно, что, последовавший запрет на публичные выступления, после этой лекции, показал неэффективность выбранной тактики, и к середине 90-х годов Владимир Соловьёв меняет тактику. Он начинает интегрироваться в истеблишмент.

Отношение к евреям[ | ]

Отношение Соловьёва к евреям было последовательным выражением его христианского универсализма, этических принципов, предписывающих любить все народы как свой собственный. Отвержение евреями Иисуса представлялось Соловьёву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие евреями христианства не на евреев, а на самих христиан.

В 1890 году цензура не пропустила в печать декларацию против антисемитизма, написанную Соловьёвым и подписанную рядом писателей и учёных. Она была напечатана за границей.

Соловьёв выступал против преследований евреев в России. В письмах Ф. Гецу Соловьёв обличал погромы и заверял, что его перо всегда готово к защите бедствующего Израиля. В то же время Соловьёв не только не был филосемитом, но и сам не был свободен от антисемитизма:

Решением «еврейского вопроса» философ считал экуменизм — объединение иудаизма с православием и католичеством на общей религиозной основе. На смертном одре Соловьёв молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. После смерти Соловьёва в синагогах читались молитвы за упокой его души.

Прасолов Владимир Сергеевич пользователь

Соавторы:

Кочетков С.Н.,
Spirin P.V.,
Рубцов П.М.,
Дмитриев С.Е.,
Prokofjeva M.,
Белжеларская С.Н.,
Lebedev T.D.,
Stocking C.,
Андреев Д.Е.,
Спирин П.В.,
Теренин И.М.,
Буздин А.А.,
Донцова О.А.показать полностью…,
Друца В.Л.,
Орлова О.В.,
Рубцова М.П.,
Шатский И.Н.,
Fehse B.,
Ivanov D.S.,
Kovalchuk O.,
Zakirova N.F.,
Гаража А.В.,
Иванов А.В.,
Попенко В.И.,
Merrick W.C.,
Nikitenko N.A.,
Shipitsyn A.V.,
Slusheva A.S.,
Адьянова З.В.,
Василькова Д.П.,
Галимов Е.Р.,
Готтих М.Б.,
Евдокимов Ю.М.,
Зверева М.Э.,
Кондукторов К.А.,
Королева Н.Н.,
Нарайкина Ю.В.,
Оловников И.А.,
Орлова Н.Н.,
Романова Е.А.,
Alexey M.,
Aliper A.,
Arkhipova V.I.,
Azibek D.,
Beljelarskaya S.N.,
Borisov N.M.,
Buzdin A.,
Dobner T.,
Ellinger B.,
Gornostaeva A.S.,
Govorun V.M.,
Jasko M.V.,
Jäkel F.M.,
Kholodenko R.V.,
Korobko V.G.,
Kozlov M.V.,
Kushch A.A.,
Lai E.,
Lazarev V.,
Manuvera V.A.,
Nadezhda P.,
Natalia O.,
Noens J.,
Olovnikov I.A.,
Pobeguts O.V.,
Pohlmann D.,
Reinshagen J.,
Riecken K.,
Roumiantsev S.A.,
Rumiantcev A.,
Sorokin M.,
Sorokin M.V.,
Speiseder T.,
Stepanov O.,
Stolboushkina E.A.,
Suntsova M.,
Timokhova A.V.,
Turetskaya R.,
Vanpouille C.,
Yanvarev D.,
Адамян Л.В.,
Аниканов Н.А.,
Анисимова А.,
Баратова Л.А.,
Бачева А.В.,
Бойченко В.А.,
Брага Э.А.,
Бутенко И.О.,
Валуев-Эллистон В.Т.,
Василов Р.Г.,
Власов В.В.,
ГАЛЕГОВ Г.А.,
Гайфуллин Н.М.,
Гаранжа А.Б.,
Гарбер М.Б.,
Гарькавцева Р.Ф.,
Гвоздева О.В.,
Громенко Е.В.,
Дарий М.В.,
Деев С.М.,
Дембо К.А.,
Зацепин Т.С.,
Зенкова М.А.,
Иванов Д.С.,
Казубская Т.П.,
Камарова К.А.,
Киселев Ф.Л.,
Климов Е.А.,
Копылов А.М.,
Коршунова Г.А.,
Ксенофонтов А.Л.,
Кубарева Е.А.,
Кудрявцева А.В.,
Кузьмин Д.К.,
Куимов А.Н.,
Купраш Д.В.,
Лаврик О.И.,
Лацис Р.В.,
Лашкевич К.А.,
Леснова Е.И.,
Логинов В.И.,
Макеева Д.С.,
Масалова О.В.,
Меерсон М.Б.,
Мельникова Н.В.,
Недолужко А.В.,
Недоспасов С.А.,
Никитин Д.М.,
Орецкая Т.С.,
Орлов В.А.,
Орловский И.В.,
Осипов А.Н.,
Пензар Д.Д.,
Петрусева И.О.,
Поддубская Е.В.,
Полторак А.Н.,
Пронина И.В.,
Прошкина Г.М.,
Пустовалова М.В.,
Родина Е.В.,
Салянов В.,
Свердлова П.С.,
Сергиев П.В.,
Сизова Д.В.,
Скворцов Д.А.,
Смирнов И.В.,
Смирнова В.В.,
Смирнова И.Г.,
Сольев П.Н.,
Сорокин М.И.,
Сперанская А.С.,
Спиридонова В.А.,
Сулимова Г.Е.,
Сумбатян Н.В.,
Ташлицкий В.Н.,
Тонаева Х.Д.,
Хайруллина Г.А.,
Ходырев Д.С.,
Черноловская Е.Л.,
Шпанченко О.В.,
Штыкова Э.В.,
Шульгин А.В.,
Юминова А.В.,
Январев Д.В.,
карпенко и.л.

Количество цитирований статей в журналах по данным

Web of Science: 496,

Scopus: 470

Детство. Первое явление Софии

Страстность натуры Соловьева стала проявляться в самом раннем детстве. Всему он предавался с пылким увлечением, во всем доходил до крайности. Была какая-то неистовость в его играх и занятиях.

Его первый мистический опыт связан с первой несчастной любовью. Душа ребенка, взволнованная влюбленностью, раскрылась для видения любви небесной. В году, во время Божественной литургии, будучи девятилетним мальчиком он в первый раз увидел Софию — Божественную Премудрость, явившуюся ему в образе женщины необычайной красоты.

Вот как он описывает свое первое видение в автобиографической поэме «Три свидания»:

Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье

Душа кипит в потоке страстных мук.

Житейское… отложим… попеченье –

Тянулся, замирал и замер звук.

Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?

И где толпа молящихся людей?

Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он,

Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Дела семейные
30.09.21 10:41

Молодые годы Вл. Соловьева, учеба и преподавание в университете

Среднее образование Соловьев получил в 5-й московской гимназии, куда поступил в 1864 г., а высшее – в Московском университете, где учился с 1869 по 1873 год. Необычайно одаренная натура Соловьева и его постоянные, во многом страстные поиски высших истин дали о себе знать уже в ранние годы. Всем известно, что Соловьев очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета юноша зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, вследствие чего перестал ходить в церковь, а однажды даже и выкинул иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его добродушного отца.

Вероятно, не без влияния материализма Соловьев поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки. Но достаточно было ему только провалиться на каком-то экзамене на II курсе, чтобы перейти на историко-филологический факультет того же университета и с еще большим рвением приступить к изучению философских наук.

О том, с какой страстностью Соловьев изучал мировое философское наследие, можно судить хотя бы по тому факту, что практически сразу же после окончания университета он написал магистерскую диссертацию (в то время это был уникальный случай), которую и защитил в 1874 году.

Конечно же, при изучении мирового философского наследия его постоянно бросало из крайности в крайность: безудержное влечение, граничащее с одержимостью, к идеям Спинозы, затем Джона Стюарта Миля, после чего полное разочарование в мировоззрении материализма, из-за которого Соловьев, собственно, и поступил на физико-математический факультет.

В дальнейшем он также страстно берется за изучение творчества Канта, Шопенгауэра, Фихте, Шеллинга, Гегеля…

В июне 1876 г. Соловьев приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. В 1881 г. преподавательская деятельность Соловьева навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 г., в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Этот поступок был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.

После прочтения лекции 28 марта петербургский градоначальник хотел сурово наказать Соловьева. Однако министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку. В ней он указывал на нецелесообразность наказания юноши ввиду его всем известной глубокой религиозности и того, что он сын крупнейшего русского историка С. М. Соловьева. Александр III счел Соловьева «чистейшим психопатом», удивляясь, откуда у «милейшего» его отца такой сын, которого К. П. Победоносцев именовал «безумным».

И дело осталось без серьезных последствий. А. Ф. Лосев писал по этому поводу:

«Все же из университета Вл. Соловьеву пришлось уйти, хотя его никто не увольнял… Несмотря на обширные философские знания и редкую научную выучку, Вл. Соловьев чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Быть профессором было для него просто скучно».

О том, что это было действительно так, мы можем судить хотя бы по тому, что после разочарования в философии материализма Соловьев регулярно посещал спиритические сеансы, устраивавшиеся в одном из кружков московской аристократии. Там же он познакомился со страстным спиритом А. Н. Аксаковым и даже на некоторое время превратился в «пишущего медиума». В том числе и у себя дома, в одиночестве, он так же, как и философию, страстно изучал оккультизм, занимался столоверчением, вызывал духов и упражнялся в автоматическом письме, изучал труды известных теософов Сведенборга и Сен-Мартена. Увлечение это продолжалось года два или три, но следы его сохранились надолго. Именно поэтому философия и мистика являлись для Соловьева на протяжении всей его жизни двумя основополагающими источниками познания. И трудно сказать, в каком из них он искал для себя «вдохновение».

И все же решающим поворотным событием в его сложной судьбе сыграла до сих пор вызывающая много вопросов и споров его заграничная командировка 1875–1876 гг. в Лондон и Египет.

Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы

Осенью 1876 года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго.

В 1877 году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года.

Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским. Они познакомились еще в 1873 году, но настоящая дружба между ними началась только в 1877 году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа «Братья Карамазовы».

Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в 1877 года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности.

В 1877 году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика.

«Чтения о Богочеловечестве» (1878)

В 1878 проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге.

«Старая традиционная форма религии,

-по мнению Соловьева,-исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерели-гиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества ».

«Критика отвлеченных начал» (1877-1880)

Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике».

Летом 1878 года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь. Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским.

Защита Соловьевым докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» состоялась в Петербургском университете 6 апреля 1880 года.

В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится

». Этим «отвлеченным началам» Соловьев противополагал идею «положительного всеединства» в жизни, знании и творчестве.

После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.

Концепция теократии вселенной

Согласно позиции Соловьева, исторические процессы являются становлением Вселенской Церкви, которая объединяет человечество в Богочеловеческие общности. По дороге в Царство Божие, действия людей на земле должны реализовываться не по отдельности, а сообща, формируя единую общность, которое выстраивается исходя из принципа честности.

Идеалами данных общностей Соловьев описывал свободные формы теократии, в которых нравственные формы власти находятся в руках церквей, главой которой выступает первосвященник, силовые полномочия есть у царя, а права спрашивать совета у Бога – у пророков. Свободная теократия, по Соловьеву, это формы вселенской теократии, которые необходимо создавать через объединение православных и католических церквей.

Данное объединение, согласно мысли автора, необходимо реализовывать под Римским руководством. Говоря о проявлениях государственности, ее мощные выражения, при которых главенствует монарх – царь, хорошо реализована на российской территории. Соловьевым выдвигались идеи о вечном союзе Папы Римского с Русским царем – союзе самых значимых представителей в двух величайших дарах: Царстве и Священстве.

При этом, не смотря на большое старание, он не смог реализовать свои намерения ни на территории России, ни на Западных территориях. Так, Папа Лев XIII, при ознакомлении с идеями Соловьева дал следующий комментарий: «хорошая идея, но реализовать ее может лишь чудо». 

Учеба в гимназии. Религиозный кризис

Владимир Соловьев в молодые годы

1864 год — поступает в 5-ю московскую гимназию. В 13 лет он признается Н. И. Карееву , что не верит больше в мощи. В 14 лет перестает ходить в церковь; в течение четырех лет предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму. Он писал впоследствии (в 1896 году): «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания

Величко рассказывает, как однажды «после вечера, проведенного в горячих рассуждениях с единомышленными товарищами, Соловьев сорвал со стены своей комнаты и выкинул в сад образа, бывшие свидетелями стольких жарких детских его молитв

«Это был типический нигилист 60-х годов

«, — так характеризует его Л.М. Лопатин .

Литература

  • Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009
  • Булгаков С. Природа в философии Вл. Соловьева. В кн.: Сборник первый: О Вл. Соловьеве. М., 1911.
  • Зеньковский В.В. В. Соловьев. В кн.: Русские мыслители и Европа. Париж, 1955.
  • Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев.-СПб.,2010
  • Игумен Вениамин (Новик).Владимир Соловьёв: социальное измерение духовности
  • Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева
  • Лосев. А.Ф. Владимир Соловьев и его время— 2-е изд., исправл. — М.: Молодая гвардия, 2009.
  • Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
  • Польшин С.А.Основные категории философии Вл. Соловьева

см. также

Труды о Вл. Соловьеве

Историческое российское призвание: русская идея

Концепция о всеединстве была применена философом в разработке так называемых «русских идей». «Русская идея», согласно его воззрениям, представляет собой историческую российскую миссию, которая может быть сформулирована следующим образом: «Что составляет предназначение русских людей? Где смысл в их историческом бытии?».

Судьбу русских людей, по Соловьеву, определяет факт того, что они являются христианами, исходя из чего, в их национальной идее должно находиться стремление вхождения в общую структуру мира христиан. Согласно мыслям автора, России необходимо пройти данный путь, реализующийся в самопожертвовании для благополучия и иных народов, совместно с самоотречением – отказом от собственной самобытности (которую он называл в качестве национального эгоизма), при подчинении идеям других людей.

В отказе от национальной эгоистичности прежде всего предполагается отречение от православия, совместно с присоединением к общей христианской церкви.

Замечание 1

Дискутируя с Ф. М. Достоевским, Соловьев отмечал следующее: «Высшей целью России, Федор Михайлович, является совсем не то, что вы считаете – смещение Европы с исторической арены при доведения до мира новых идей и слов, а в служении и помощи для европейского возрождения, путем вливания туда свежих славянских сил, способствуя, тем самым формированию там новых, более полных, чем сейчас, жизненных форм – вот в чем состоит подлинная Российская миссия, поскольку для себя она может лишь оставаться в прозябании».

Согласно взглядам В. С. Соловьева, Россия не внесла никакого вклада в мировой запас информации ни в науке, ни в философии, а русская литература также находится в фазе регресса. При этом, высказывания о литературе были адресованы Ф. М. Достоевскому. Вместе с тем, такая низкая оценка русской литературы была им дана в эпоху творчества Льва Толстого и других выдающихся авторов.

Свои религиозно-философские воззрения, Соловьев выстраивал в рамках идей того, что К. Победоносцевым было определено в качестве «болезни нашего времени» – создание различных концепций, которые далеки от реальных проблем, совместно с желанием выстраивать жизнь в данном ключе. 

Концепции любых мыслителей необходимо анализировать с учетом их сильных и слабых сторон, в которых есть сильная связь. Последователями В. С. Соловьева были выделены позитивные основы в его идеях, которые способствовали построению на них целых философских направлений. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Концепция всеединства бытия

Базовым положением в теории всеединства являются три категории: бытие, сущее и сущность. Бытие, согласно Соловьеву, это то, благодаря чему существует сущее, совместно с его проявлением в разных видах. Сущее является безусловным и вечным; бытие является переходящим и относительным.

Сущее отражает Божественность, а бытие – мир материальных вещей. Они взаимосвязаны благодаря сущности и явлениям, а Соловьевым в его теории устраняется та граница, которая отражала христианские формы богословия мира с Богом, совместно с утверждением пантеистического взгляда на вещи. 

В качестве одного из определяющих паттернов онтологии автора выступают такие лица, как: София, Премудрость Божия, являющаяся первообразом, либо идеальным планом мира. София является божественным замыслом касательно мира и его своеобразной идеальной матрицей. Это составляет Душу мира, связывающую Бога с материальным миром, давая при этом жизнь всему сущему.

Высшее проявление Премудрости Бога выражено в идеально совершенном человеке, который имеет облик Иисуса Христа. Именно он соединяет в себе и человеческие и божественные качества, а также заложил истоки Богочеловечества, как источника возрождающегося мира в пути к воссоединению с Богом. Онтологические принципы, которые заложены в основу философских идей мыслителя, имеют неразрывную связь с его гносеологическими учениями. Основу единства гносеологии и онтологии Соловьева составляют идеи взаимосвязи Доброты, Красоты и Истины.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Философом была разработана концепция целостного знания, которая должна способствовать осуществлению универсального синтеза в научном, философском и религиозном знании. Является ли данный синтез символом их равнозначности? Не является, поскольку основу «цельного знания» составляет исключительно вера. Философом определены критерии разделения в средствах познания, исходя из объектов познания: знания об окружающем мире составляют науку, знания о мире идей – философию, однако знания о Боге (Абсолюте) – исключительно веру. 

«Целостные знания», которые воссоздают идеи всеединства, должны быть направлены на разработку универсальных теорий, в которой формулируются базовые идеи о мировом единстве. Концепция целостных знаний постулирует мысли о согласованности познавательных и этических форм активности (Добра и Истины). Исключительно высоконравственные характеристики личности у субъекта познания выступают свидетельством верности в полученных им знаниях, так как для реализации познания человек должен обладать как логическим инструментарием, так и жизненной позицией. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector