Как психиатр виктор франкл выживал в концлагерях

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

  • расширение поля сознательного знания;
  • стимулирование творчества.

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

  • при бромгидрофобии (боязни вспотеть) — стараться каждый раз вспотеть ещё сильнее, чем раньше, поставить новый рекорд;
  • при кинофобии (боязни собак) — намеренно завести себе питомца;
  • при талассофобии (боязни моря) — отправиться отдыхать на морской курорт.

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско. Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкль родился в Вене 26 марта 1905 года. Он пережил четыре концлагеря, в том числе Освенцим. С раннего возраста он проявлял интерес к изучению медицины и естествознания. Он также очень критически относился к редукционистским позициям.

Его призвание пришло очень рано, и его собственный поиск смысла начался задолго до Холокоста. Во время Холокоста он работал над своей самой известной книгой «Человек ищет смысл». 

Виктор Франкл был убежден, что то, что делает нас уникальными, это человеческий дух. Сведение жизни и человеческой природы к «ничто», как это делали многие философы и психиатры того времени, было не самым подходящим способом взглянуть на жизнь.

В 19 лет он уже разработал свои две основные идеи:

  1. Первое: мы должны ответить на вопрос, который жизнь задает о смысле нашей жизни, поскольку мы несем ответственность за свое существование.
  2. Второе: конечный смысл находится за пределами нашего понимания и останется там. Это то, во что мы должны верить, стремясь к этому.

Опыт Франкла в концентрационных лагерях показал ему, что люди способны найти смысл. Смысл для любых жизненных обстоятельств, даже самых нелепых и болезненных.

Краткая биография

  1. 1924 — начал изучать в венском университете медицину, позднее выбрал для специализации психиатрию и неврологию, особенно его интересовали проблемы депрессии и суицида. В этом же году состоялась первая научная публикация: в Международном психоаналитическом журнале напечатана статья Виктора о происхождении мимики согласия и отрицания.
  2. 1925, ноябрь – стал членом Международного союза индивидуальной психологии и вошел в научный круг последователей психотерапевтической системы индивидуальной психологии А. Адлера. В это время его наставниками стали ученые Р. Аллерс и О. Шварц. В Международном журнале индивидуальной психологии была опубликована статья Франкла «Психотерапия и мировоззрение».
  3. 1926 – впервые озвучил термин «логотерапия» в публичном выступлении. Логотерапией он назвал метод психотерапевтического консультирования по проблемам смысла (логос – в значении «смысл»).
  4. 1928 – окончил университет. Открыл бесплатную психологическую консультационную службу для молодежи в Вене и еще в шести городах Австрии и Чехословакии и руководил ей до 1938.
  5. 1930 – получил степень доктора медицины.
  6. 1931-1938 – работа психиатром в Университетской психиатрической клинике Вены, неврологом в госпитале Марии-Терезии и психиатрической больнице; также руководил пунктом помощи женщинам, склонным к самоубийству.
  7. 1939 – возглавил неврологическое отделение еврейского госпиталя Ротшильда. В условиях преследования евреев нацистским режимом эта должность в некоторой степени защищала от высылки в концлагерь Виктора и его родственников. В течение двух последующих лет ему довелось спасать и возвращать к жизни людей, пытавшихся покончить жизнь самоубийством. Этот опыт привел к пониманию необходимости помочь людям находить смысл жизни в самых невыносимых условиях, оставаться жить и, возможно, реализоваться в этих обстоятельствах. Также в госпитале Франкл делал нейрохирургические операции.
  8. 1941, осень – отказался от возможности уехать в США, т.к. не мог оставить родителей, которым угрожал концлагерь.
  9. 1942 – написана первая книга о логотерапии – «Врачевание души». Впоследствии, перед депортацией Виктор спрятал рукопись за подкладку пальто, но в концлагере она пропала.
  10. 1942, сентябрь – вместе с женой и родителями депортирован в концлагерь Терезиенштадт. Здесь Франкл и другие доктора создали службу помощи заключенным с целью оказать им поддержку на начальном этапе пребывания в лагере, вернуть утраченную волю к жизни и продолжению существования. Франкл читал заключенным лекции на медицинские темы и даже организовал заседание научного общества. Самому Виктору силу выжить давали духовная связь с семьей, особенно с матерью, стремление восстановить утраченный труд по логотерапии, вера в Бога.
  11. 1944 – Виктора с женой перевели в концлагерь Освенцим. В ноябре он был переведен в Шонунслагер и позже в Тюркхайм – филиалы Дахау.
  12. 1945 – в апреле освобожден американскими войсками. В августе вернулся в Вену и здесь узнал о смерти в концлагерях матери, брата и жены. Назначен заведующим неврологическим отделением поликлиники, которую в 1946 возглавил. Начал вести частную практику.
  13. 1946 – вышли из печати книги «Врачевание души» (в английском переводе «Доктор и душа») и «Психолог в концентрационном лагере». С 1946 по 1948 «Доктор и душа» на немецком языке была издана 5 раз, в 1948 переведена на английский и еще 6 языков, в 1948 году работа была зачтена как докторская диссертация по неврологии и психиатрии. «Психолог в концентрационном лагере» стала особенно популярной после перевода на английский под названием «Человек в поисках смысла». В США к 1995 году она была издана общим тиражом более 9 млн. экземпляров, 5 раз становилась книгой года. В последующие пять лет были изданы еще 9 книг Франкла.
  14. 1949 – присвоена докторская степень по философии за книгу «Подсознательный Бог».
  15. 1960-е – выступал с лекциями в университетах всего мира. Более ста раз посетил США, читал лекции в более чем 200 университетах за пределами Европы.
  16. 1970-е – продолжал международную лекторскую деятельность. Во многих странах открылись Институты и общества логотерапии.
  17. 1970 – Международный университет в Сан-Диего (США) присвоил Франклу звание первого профессора логотерапии.
  18. 1980-е – выступал с лекциями в социалистических странах – Польше, Чехословакии, СССР, где его труды официально не издавались. В 1985 впервые прочел две лекции в Московском университете им. Ломоносова.
  19. 1987 – издана книга «Логотерапия и экзистенциальный анализ. Тексты шести десятилетий».
  20. 1995 – вышла из печати последняя работа Франкла «Чего нет в моих книгах».
  21. 1997, 2 сентября – умер в Вене.

Виктор Франкл

Внешние ссылки [ править ]

  • от д — ра Генри Абрамсон
vтеЛоготерапия
Люди
  • Джозеф Фабри
  • Элизабет Лукас
Идеи и термины
  • Ноогенный невроз
  • Парадоксальное намерение
  • Трагическая триада
Книги и публикации
  • Человек в поисках смысла
  • Доктор и душа
  • Бессознательный Бог
Локации
  • Список институтов логотерапии
vтеПсихотерапия ( список )
Школы
Психодинамический
  • Психоанализ
  • Адлерианская терапия
  • Аналитическая терапия
  • Лечение на основе ментализации
  • Психотерапия, ориентированная на перенос
Когнитивные и поведенческие
  • Клинический анализ поведения

    • Принятие и приверженность терапии
    • Функционально-аналитическая психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая терапия

    • Когнитивная терапия
    • Диалектическая поведенческая терапия
    • Когнитивная терапия, основанная на внимательности
    • Рациональная эмоционально-поведенческая терапия
Гуманистический
  • Эмоционально ориентированная терапия
  • Экзистенциальная терапия
  • Фокусировка
  • Гештальт-терапия
  • Логотерапия
  • Личностно-ориентированная терапия
Другой
  • Арт-терапия
  • Танцевальная терапия
  • Феминистская терапия
  • Музыкальная терапия
  • Нарративная терапия
  • Игровая терапия
  • Реальная терапия
  • Системная терапия
  • Транзакционный анализ
  • Список
Интегративный
  • Эклектическая психотерапия
  • Интегративная психотерапия
  • Мультимодальная терапия
  • Транстеоретическая модель
Подходы
  • Краткая психотерапия
  • Консультации
  • Консультации онлайн
  • Стационарное лечение
  • Самопомощь
  • Группы поддержки
Исследование
  • Клиническая формулировка
  • Клинический плюрализм
  • Теория общих факторов
  • Прекращение
  • История
  • Модель практик-ученый
Методы
Поведенческая терапия
  • Аверсионная терапия
  • Цепочка
  • Управление непредвиденными обстоятельствами

    • Формирование
    • Контроль стимулов
    • Экономика токенов
  • Контркондиционирование
  • Десенсибилизация / экспозиционная терапия

    Систематическая десенсибилизация

Другая индивидуальная терапия
  • Аутогенная тренировка
  • Биологическая обратная связь
  • Когнитивная реструктуризация
  • Регулирование эмоций

    Влияют на маркировку

  • Свободная ассоциация
  • Домашнее задание
  • Гипнотерапия
  • Моделирование
Групповая психотерапия
  • Совместная терапия
  • Парная терапия
  • Семейная терапия
  • Психодрама
  • Тренировка чувствительности
Люди
  • Филипп Пинель  (1745–1826)
  • Йозеф Брейер  (1842–1925)
  • Зигмунд Фрейд  (1856–1939)
  • Пьер Жане  (1859–1947)
  • Альфред Адлер  (1870–1937)
  • Шандор Ференци  (1873–1933)
  • Карл Юнг  (1875–1961)
  • Людвиг Бинсвангер  (1881–1966)
  • Мелани Кляйн  (1882–1960)
  • Отто Ранг  (1884–1939)
  • Карен Хорни  (1885–1952)
  • Гарри Стек Салливан  (1892–1949)
  • Фриц Перлз  (1893–1970)
  • Анна Фрейд  (1895–1982)
  • Дональд Винникотт  (1896–1971)
  • Вильгельм Райх  (1897–1957)
  • Милтон Х. Эриксон  (1901–1980)
  • Жак Лакан  (1901–1981)
  • Эрик Эриксон  (1902–1994)
  • Карл Роджерс  (1902–1987)
  •  (1905–1997)
  • Джордж Келли  (1905–1967)
  • Ролло Мэй  (1909–1994)
  • Вирджиния Акслайн  (1911–1988)
  • Карл Уитакер  (1912–1995)
  • Альберт Эллис  (1913–2007)
  • Сильвано Ариети  (1914–1981)
  • Джеймс Бугенталь  (1915–2008)
  • Джозеф Вольпе  (1915–1997)
  • Вирджиния Сатир  (1916–1988)
  • Аарон Т. Бек  (р. 1921)
  • Сальвадор Минучин  (1921–2017)
  • Ханс Херрман Штрупп  (1921–2006)
  • Пол Ватцлавик  (1921–2007)
  • Хаим Гинотт  (1922–1973)
  • Огден Линдсли  (1922–2004)
  • Артур Янов  (1924–2017)
  • Евгений Гендлин  (1926–2017)
  • Р. Д. Лэйнг  (1927–1989)
  • Жан Бейкер Миллер  (1927–2006)
  • Отто Ф. Кернберг  (р. 1928)
  • Натан Азрин  (1930–2013)
  • Ирвин Д. Ялом  (р. 1931)
  • Арнольд Лазарус  (1932–2013)
  • Лорна Смит Бенджамин  (р. 1934)
  • Марша М. Линехан  (р. 1943)
  • Витторио Гуидано  (1944–1999)
  • Лес Гринберг  (р. 1945)
  • Уильям Р. Миллер  (р. 1947)
  • Стивен К. Хейс  (р. 1948)
  • Майкл Уайт  (1948–2008)
  • Джеффри Янг  (р. 1950)
  • Питер Фонаги  (р. 1952)
Ассоциации
  • Ассоциация Развития Психотерапии
  • Ассоциация прикладной психофизиологии и биологической обратной связи
  • Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии
  • Международная ассоциация поведенческого анализа
  • Европейская ассоциация психотерапии
  • Общество психотерапевтических исследований
  • Всемирный совет по психотерапии
Авторитетный контроль
  • BIBSYS :
  • BNE :
  • BNF :
  • CANTIC :
  • CiNii :
  • GND :
  • ICCU :
  • ISNI : ,
  • LCCN :
  • NDL :
  • NKC :
  • NLA :
  • NLI :
  • NLK :
  • НЛП :
  • NTA :
  • PLWABN :
  • SELIBR :
  • SNAC :
  • SUDOC :
  • Trove :
  • VcBA :
  • VIAF :
  • WorldCat Identities :

Послевоенные годы: главная проверка метода Франкла

Личный опыт в изменившимся после войны мире стал главным тестом для логотерапии Франкла. Вопрос о смысле жизни вставал почти для каждого в потрясенной и разрушенной Европе. Многим казалось, что они этого смысла лишились: потеряли родных, разочаровались в человечестве и не могли сбежать от воспоминаний об ужасах войны и концлагерях. Именно в таких обстоятельствах Виктору пригодилась одна из егоглавныхустановок: «Человек может лишиться всего в один момент. Последнее, что у него остается – свобода выбирать, как вести себя даже в самых ужасных обстоятельствах». 

Вместо депрессии и апатии он заново обосновался в Вене и взял на себя ответственность за собственную экзистенцию: завершил работу над утерянной рукописью, возглавил неврологическое отделение Венского городского госпиталя (там он работал на протяжении 25 лет), женился во второй раз и воспитал дочь Габриэле, которая тоже стала психологом. В 1950-х книги «Доктор и душа» и «Сказать жизни “Да!”: Психолог в концлагере» были изданы на английском и стали международными бестселлерами. Франкла пригласили в лекционный курс по США, он выступил в Гарварде, Принстоне, Северо-Западном и Чикагском университетах, пообщался с Ясперсом и Хайдеггером. Логотерапевтические общества возникали повсюду – от родной Австрии до Бразилии и Канады, а выступления Виктора встречали овациями даже в коммунистических Москве и Праге. 

С упорством Энди Дюфрейна Виктор всю жизнь отстаивал идею, что каждый человек несет ответственность за то, как распоряжается своей жизнью: сдается или наполняет ее смыслом даже в безнадежных обстоятельствах. За это некоторые укоряли его в виктимблейминге – дескать, нельзя учить сознательности и позитивному мышлению жертв таких беспрецедентных трагедий, как Вторая мировая и холокост. Однако на самом деле Франкл избегал этических оценок – для него логотерапия была именно практическим способом преодолеть себя и обстоятельства, сохранить смысл даже там, где эта жизнь ничего не стоит. Одним из самых показательных моментов в творчестве психиатра стало воспоминание о том, как в барак с уставшими от многочасового труда заключенными ворвался один из их товарищей. Он позвал остальных смотреть потрясающий по красоте закат:

«Как прекрасен может быть мир!» – воскликнул кто-то из пленников. Пожалуй, в этой фразе выражается вся гуманистическая философия Франкла. Логотерапия не обещает человеку светлое будущее, полное прекрасных закатов, но напоминает, что в каждый конкретный момент нужно находить ради чего жить. Не стоит попусту надеяться, что в дальнейшем все невзгоды останутся позади – нужно еще и делать все, чтобы так и произошло. Даже если закат окажется для тебя последним, и ты наблюдаешь за ним из лагерного кошмара, им все равно можно насладиться. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, даже если она наполнена тяготами и страданиями – хотя бы ради воспоминания об одном прекрасном закате и надежды на другой. 

Виктор Франкл скончался 2 сентября 1997 года в ходе рискованной хирургической операции – в последние годы жизни психиатр страдал от сердечной недостаточности. Ему было 92, и даже самые темные моменты своей долгой жизни он неизменно наполнял любовью, красотой и смыслом.  

Более подробно о жизни и идеях Франкла рассказывается в книге его друга и ученика Альфрида Лэнгле «Виктор Франкл. Портрет

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Вербализация переживаний

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Расскажи мне обо мне

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

«Доброделатель»

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

«Жилетка»

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

Послевоенные годы: главная проверка метода Франкла

Личный опыт в изменившимся после войны мире стал главным тестом для логотерапии Франкла. Вопрос о смысле жизни вставал почти для каждого в потрясенной и разрушенной Европе. Многим казалось, что они этого смысла лишились: потеряли родных, разочаровались в человечестве и не могли сбежать от воспоминаний об ужасах войны и концлагерях. Именно в таких обстоятельствах Виктору пригодилась одна из его главных установок: «Человек может лишиться всего в один момент. Последнее, что у него остается – свобода выбирать, как вести себя даже в самых ужасных обстоятельствах». 

Вместо депрессии и апатии он заново обосновался в Вене и взял на себя ответственность за собственную экзистенцию: завершил работу над утерянной рукописью, возглавил неврологическое отделение Венского городского госпиталя (там он работал на протяжении 25 лет), женился во второй раз и воспитал дочь Габриэле, которая тоже стала психологом. В 1950-х книги «Доктор и душа» и «Сказать жизни “Да!”: Психолог в концлагере» были изданы на английском и стали международными бестселлерами. Франкла пригласили в лекционный курс по США, он выступил в Гарварде, Принстоне, Северо-Западном и Чикагском университетах, пообщался с Ясперсом и Хайдеггером. Логотерапевтические общества возникали повсюду – от родной Австрии до Бразилии и Канады, а выступления Виктора встречали овациями даже в коммунистических Москве и Праге. 

С упорством Энди Дюфрейна Виктор всю жизнь отстаивал идею, что каждый человек несет ответственность за то, как распоряжается своей жизнью: сдается или наполняет ее смыслом даже в безнадежных обстоятельствах. За это некоторые укоряли его в виктимблейминге – дескать, нельзя учить сознательности и позитивному мышлению жертв таких беспрецедентных трагедий, как Вторая мировая и холокост. Однако на самом деле Франкл избегал этических оценок – для него логотерапия была именно практическим способом преодолеть себя и обстоятельства, сохранить смысл даже там, где эта жизнь ничего не стоит. Одним из самых показательных моментов в творчестве психиатра стало воспоминание о том, как в барак с уставшими от многочасового труда заключенными ворвался один из их товарищей. Он позвал остальных смотреть потрясающий по красоте закат:

«Как прекрасен может быть мир!» – воскликнул кто-то из пленников. Пожалуй, в этой фразе выражается вся гуманистическая философия Франкла. Логотерапия не обещает человеку светлое будущее, полное прекрасных закатов, но напоминает, что в каждый конкретный момент нужно находить ради чего жить. Не стоит попусту надеяться, что в дальнейшем все невзгоды останутся позади – нужно еще и делать все, чтобы так и произошло. Даже если закат окажется для тебя последним, и ты наблюдаешь за ним из лагерного кошмара, им все равно можно насладиться. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, даже если она наполнена тяготами и страданиями – хотя бы ради воспоминания об одном прекрасном закате и надежды на другой. 

Виктор Франкл скончался 2 сентября 1997 года в ходе рискованной хирургической операции – в последние годы жизни психиатр страдал от сердечной недостаточности. Ему было 92, и даже самые темные моменты своей долгой жизни он неизменно наполнял любовью, красотой и смыслом.  

Более подробно о жизни и идеях Франкла рассказывается в книге его друга и ученика Альфрида Лэнгле «Виктор Франкл. Портрет

Время в концлагере

В 1942 году по Австрии прокатилась волна массовых арестов евреев. Семья Франкла была депортирована в лагерь «Терезиенштадт», что под Прагой. Их вместе с другими арестантами поместили в тесный сарай и заставили сидеть на холодной земле. В первый день Виктора разлучили с родными, и больше он их никогда не видел.

За годы войны Франкл сменил четыре концлагеря. Несмотря на потерю семьи, он смог найти новый смысл жизни. В концлагере Виктор не только сам выживал, но как психолог наблюдал за другими заключенными и поддерживал их морально. Тогда это стало единственным смыслом жизни для него самого. Ему удалось предотвратить несколько десятков самоубийств других узников.

Карьера

Психиатрия

Между 1928 и 1930 годами, еще будучи студентом-медиком, он организовал консультационные центры для молодежи, чтобы справиться с большим количеством подростковых самоубийств, происходящих примерно во время табелей успеваемости в конце года. Программа спонсируется городом Вена и бесплатна для студентов. Франкл нанял в центр других психологов, в том числе Шарлотту Бюлер , Эрвина Вексберга и Рудольфа Драйкурса . В 1931 году ни один венский студент не покончил жизнь самоубийством .

После получения степени доктора медицины в 1930 году Франкл приобрел обширный опыт в психиатрической больнице Штайнхоф, где он отвечал за лечение суицидных женщин. В 1937 году он начал частную практику, но нацистская аннексия Австрии в 1938 году ограничила его способность лечить пациентов. В 1940 году он поступил в больницу Ротшильда , единственную больницу в Вене, которая все еще принимает евреев, в качестве главы неврологического отделения. Перед депортацией в концентрационные лагеря он помог многочисленным пациентам избежать нацистской программы эвтаназии, нацеленной на умственно отсталых.

В 1942 году, всего через девять месяцев после женитьбы на своей жене, Франкл и его семья были отправлены в концлагерь Терезиенштадт. Его отец умер там от голода и воспаления легких. В 1944 году Франкла и оставшихся в живых членов его семьи отправили в Освенцим, где его мать и брат были отравлены газом. Его жена умерла позже от тифа в Берген-Бельзене. Сам Франкл провел в общей сложности три года в четырех разных концлагерях.

После войны он стал главой неврологического отделения Венской поликлинической больницы и открыл частную практику у себя дома. Он активно работал с пациентами до выхода на пенсию в 1970 году.

В 1948 году Франкл получил степень доктора философии в Венском университете. Его диссертация, Бессознательный Бог , исследует отношение психологии и религии. В этом Франкл выступает за использование сократовского диалога (дискурса самопознания) с клиентами, чтобы войти в контакт с их духовным бессознательным.

Могила Виктора Франкла в Вене

В 1955 году Франклу было присвоено звание профессора неврологии и психиатрии в Венском университете , и в качестве приглашенного профессора он читал лекции в Гарвардском университете (1961 г.), Южном методистском университете в Далласе (1966 г.) и в Университете Дюкесна в Питтсбурге (1972 г.). ).

На протяжении всей своей карьеры Франкл утверждал, что редукционистские тенденции ранних психотерапевтических подходов дегуманизировали пациента, и выступал за повторную гуманизацию психотерапии.

Американская психиатрическая ассоциация награжден Франкл 1985 Оскар Пфистер премии за вклад в развитие религии и психиатрии.

Человек в поисках смысла

После освобождения он смог вернуться в Вену. Там он возглавил неврологическое отделение поликлинической больницы, а затем в течение девяти дней написал « Человек в поисках смысла» . Книга, первоначально озаглавленная «Психолог из концентрационного лагеря» , была выпущена на немецком языке в 1946 году. Миллионы экземпляров были распроданы на десятках языков.

Английский перевод книги «В поисках смысла» был опубликован в 1959 году и стал международным бестселлером. Франкл видел в этом успехе симптом «массового невроза современности», поскольку название книги обещало решить вопрос осмысленности жизни.

В 1991 году « Человек в поисках смысла» вошел в десятку самых влиятельных книг США по результатам опроса, проведенного для Библиотеки Конгресса и Клуба « Книга месяца» .

Логотерапия и экзистенциальный анализ

Франкл разработал логотерапию и экзистенциальный анализ, которые основаны на философских и психологических концепциях, в частности, на желании найти смысл жизни и свободу воли . Франкл выделил три основных способа осознания смысла жизни: изменение мира, получение определенного опыта или принятие определенных взглядов.

Основные техники, предлагаемые логотерапией и экзистенциальным анализом:

  • Парадоксальное намерение : клиенты учатся преодолевать навязчивые идеи или тревоги с помощью дистанцирования и юмористического преувеличения.
  • Дерефлексия: отвлечение внимания клиента от симптомов, поскольку гиперотражение может привести к бездействию.
  • Сократический диалог и изменение отношения: задавание вопросов, призванных помочь клиенту найти и реализовать самоопределенный смысл своей жизни.

Его признание смысла в качестве центральной мотивационной силы и фактора психического здоровья является его неизменным вкладом в область психологии. В нем заложены фундаментальные принципы зарождающейся области позитивной психологии .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector