Юрий вяземский: горе-врачи поставили мне диагноз

Взрослая жизнь

  1. Служба. С 1805 года поступает на службу в Петербургскую межевую канцелярию. Это государственное учреждение занималось организацией межевых работ и картографией.
  2. Первые стихи. С 1809 года начал регулярно публиковаться в журналах со своими поэтическими произведениями. А вот свои первые стихи опубликовал ещё раньше в 1802 году. На этот период творчества оказали влияние такие известные поэты того времени: Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский и французская поэзия того века.
  3. Война. С началом войны 1812 года, принял решение вступить в казачий полк Дмитриева-Мамонова. Принял участие в Бородинском сражении, имел чин поручика. Во время одного из сражений помог раненому генералу А.Н. Бахметеву, за что получил награду.
  4. Поэзия. С 1813 года по 1817 год занимается поэзией, становится одним из перспективных поэтов России. В этот период он занимается не только стихами, но и другими жанрами: баснями, эпиграммами, сатирическими куплетами. В период с 1818 года по 1819 год приобретает широкую известность в стране.
  5. Переводчик. С 1817 года начинается «Варшавский период». В это время князя направляют в Варшаву на должности переводчика в Царство Польское. Он занимается переводами речи Александра I на польский, с французского языка переводит проект конституции. Получает чин надворного советника, а следом и коллежского советника. Лично встречается с императором по поводу обсуждения проекта конституции, так как поддерживает либеральные взгляды. В 1821 году его отстраняют от службы за демонстративное высказывание своего мнения об отказе царя принимать конституцию и освобождать крестьянство. Так, считая себя оскорблённым, подаёт в отставку.
  6. «Под тайным надзором». С 1821 года, и на протяжении 7 лет находится в Москве и подмосковном имении Остафьево. Казнь декабристов воспринимает, как личную трагедию, хотя сам не являлся их сторонником. Критически настроен к тем поэтам, которые публикуют оды в честь проходящих восстаний, направленных на действующую власть в стране.
  7. Журналист. В 20-е годы поэзия отходит на второй план. Пётр Андреевич занят новым для него делом – журналистикой. Он работает в «Московском Телеграфе», где выступает с критическими статьями и рецензиями. Занимается переводами зарубежных книг. Но такая деятельность не вызывает у правительства положительных эмоций, его начинают обвинять в дурном влиянии на общество. Даже не помогла его просьба к самому императору. Вяземский оставляет работу в журнале.
  8. Друг. В те же 20-е годы зародилась дружба между Вяземским и А.С. Пушкиным. Знакомство их произошло в Царском Селе, и продолжалось до последних дней Александра Сергеевича. Пушкин с большим уважением относился к творчеству князя, посвящал ему стихи, брал цитаты из произведений для эпиграфов. После смерти друга Пётр Андреевич изменил направленность своей лирики, она становится более мрачной, приобретает меланхоличное настроение.
  9. Новая служба. В начале 30-х годов поступил на службу в Министерство финансов. В связи с новым местом работы, потребовался и переезд в Санкт-Петербург. Начинал с должности вице-директора департамента внешней торговли и дошёл до действительного статского советника. Награждался орденами, денежными выплатами.
  10. Финансовая деятельность. Хотя князь и не испытывал тяготения к своей новой должности, его работа там оказалась плодотворной. Им было написано несколько статей на экономическую тематику, основана библиотека департамента, организовывал промышленно-художественные выставки. Так, что на протяжении всей его службы внешняя торговая политика находилась в его распоряжении.
  11. Биография. В 1848 году была напечатана первая русская биография писателя Дениса Ивановича Фонвизина, автором которой стал П.А. Вяземский.
  12. Новый пост. В 1855 году князь получил новый пост, министра народного просвещения при министре А.С. Норове, после возглавляет Главное управление цензуры.
  13. Карьера. С конца 50-х годов становиться одним из приближённых императрицы Марии Александровны. Его назначают на должность тайного советника, затем сенатором. С 1869 года являлся в должности почётного приближённого при Особе Её Императорского величества.
  14. Болезнь. В 70-х годах князь занимается поэзией, пишет в разных жанрах. В это время начинает прогрессировать нервная болезнь, которой он страдал ещё с молодости. Появляются депрессия, мучительная бессонница. В это время он проходит лечение в Европе.
  15. Смерть. Смерть настигла Петра Андреевича 10 ноября 1878 года. В это время он находился на своём любимом курорте в Баден-Бадене. Тело было перевезено на Родину, и 13 ноября 1878 года состоялись похороны в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

1840-1850 годы

Планомерно поэт отказывался от либерализма в пользу консервативности и религиозности. Параллельно с этим его перестали воспринимать как модного и актуального литератора. Новое поколение читателей считало творчество князя Вяземского устаревшим, а критики не брезговали пренебрежительными острыми фразами в своих отзывах о нем. В критических работах «Языков-Гоголь» и «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» Вяземский резко осудил новое поколение русских литераторов. Из близких ему писателей того времени можно отметить Жуковского, Гоголя, Тютчева и Плетнева. Во время путешествий за границу поэт познакомился и начал хорошо общаться со многими европейскими писателям — Стендалем, Мицкевичем и де Сент-Бевом. С 1840-х Петр Андреевич занялся активной пропагандой русской литературы за рубежом, в чем добился серьезных успехов.

В 1848 году Вяземский обратился к Николаю Первому с «Запиской о цензуре», в которой он предлагал реформировать русскую цензуру. В 1850 году, когда умер седьмой ребенок Петра Андреевича, он совершил паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим, а в начале 50-х лечился в Европе от приступа нервной болезни. На события Крымской войны поэт отреагировал циклом патриотических стихотворений, который широко разошлись по России и некоторым европейским странам.

Сегодня многие люди просто не доходят до «девятой комнаты»

— А у Вас нет ощущения, что сегодня у студентов духовной жажды особенно-то и нет? По крайней мере, такой, какая была, к примеру, у поколения, пришедшего к вере на волне празднования 1000-летия Крещения Руси и т. д.?

— Человек по большому счету никогда особенно не меняется, просто в зависимости от того, как меняются тенденции, меняются и вопросы, которые молодежь ставит на первый план. 1990-е годы были особым временем, когда двери храмов вдруг оказались открыты — и, естественно, многих туда сразу потянуло. А сейчас тот голод в вере не так силен, потому что все уже стало доступно, книги на религиозную тему свободно продаются, кино снимается, есть даже несколько телевизионных каналов, на которых выступают священники.

Сейчас не то чтобы снижается планка… Мне легче это объяснить в рамках той системы, о которой я рассказываю своим студентам: я считаю, что человек состоит как бы из трех этажей — экономического, политического и духовного. Вот сегодня чаще всего молодые люди стараются жить на экономическом этаже, на котором задаются соответствующие вопросы: как мне быстрее заработать деньги, как мне получить долг, который мне должны вернуть? Человек запрограммирован на то, что ему нужны деньги. Но хотелось бы, конечно, чтобы его вопросы доходили до третьего этажа и именно до «девятой комнаты», где основной вопрос — о Боге, о бессмертии, о спасении от греха.

— У многих людей есть мнение, что современной молодежи свойственен антиклерикализм. Вы это замечали? Как это явление объясняете?

— Я даю своим студентам несколько письменных работ за год, и как раз тема одной из них — «Мое отношение к религии». Каждый год мне сдают свои работы по 200 человек, и я вижу, что самая серьезная критика с их стороны — в адрес Русской Православной Церкви. Им не нравится, как они пишут, «РПЦ», но чем не нравится, они объяснить не в состоянии.

Многие говорят, дескать, вы поймите меня правильно, я человек верующий, но не религиозный. Хотя обычно на лекции я предваряю такие ответы и говорю о том, что вера вне религии просто невозможна, другое дело, какая это религия. Ну, те ребята, которые провозглашают себя атеистами, больше других выступают против «РПЦ».

И это, конечно, страшно огорчает. На мой взгляд, такое отношение к Русской Православной Церкви совершенно несправедливо, потому что история у этой Церкви трагичес­кая. Кроме того, мой личный опыт показывает, что с каждым годом все более интерес­ные и чуткие люди возглавляют епархии и приходы, я знаю очень много думающих, интересных пастырей, от простых священников до митрополитов, умеющих говорить с любым человеком. Но ведь Церковь — это не только священник, не только бабушки, которые порой делают тебе замечания, не только люди, которых мы видим перед собой, хорошие, плохие, разные. Но если ты в состоянии почувствовать, то обнаружишь, что, возможно, рядом с ними молится и батюшка Серафим Саровский, и вообще все святые. Мне очень жалко, что так много молодых людей сегодня этим не интересуются.

Возвращение на государственную службу

К 1829 году материальное положение семьи Вяземских стало плачевным. Петр был «загнан в угол», отчаялся. Ради семьи он решил примириться с правительством и написал императору Николаю извинения. Монарх потребовал принести их в устной форме не только ему, но и своему царственному брату в Варшаве.

В результате Петр Вяземский, фото которого есть в данной статье, снова был принят на государственную службу. Работал чиновником по особым поручениям на министра финансов до 1846 года. За это время Вяземский успел стать камергером императорского двора и вице-президентом внешней торговли. В 1850-1860 гг. дослужился до замминистра просвещения.

В 1856 году Вяземский был назначен на должность начальника Главка управления цензуры. Он постарался не пропустить лучшие творческие дарования, но оказался между двух огней. Старшее поколение его хвалило, а такие, как Герцен, «хаяли». Государь не видел в его деятельности ничего полезного. И Вяземскому пришлось подать в отставку.

В наши дни

Сейчас Юрий Павлович по-прежнему очень занят. Он снимается на телевидении, преподает в университете, пишет новые литературные произведения. Его главное окружение – это книги, которыми заполнен огромный рабочий кабинет телеведущего. У этого помещения действительно внушительные размеры. Дело в том, что Вяземский сделал кабинетом отдельную однокомнатную квартиру, в которой в течение двадцати лет прожил вместе с женой Татьяной. По счастливой случайности супругам удалось купить жилье рядом. Поэтому на время работы Юрий Павлович покидает жену и уходит в соседнюю квартиру. Сейчас Вяземский трудится над очередным произведением о жизни Христа (всего их задумано 7). Эта работа делает его поистине счастливым.

Личная жизнь

Телеведущий закрытый человек и не любит распространяться о своей личной жизни. Известно, что у него было 2 брака. В первый раз Юрий Павлович женился в студенческие годы, на однокласснице Ирине. В браке родились 2 дочери — Анастасия и Ксения, разница между девочками всего 4 года. В интервью ведущий называет этот брак «ненастоящим», из-за того, что пара не венчалась (семья ведущего была очень верующими людьми).

Мужчина делится, что не уделял достаточно времени дочерям: был больше увлечен работой, написанием романом, а они с Ириной и вовсе оказались людьми с разными жизненными позициями, ситуацию усугубляли бытовые неурядицы и впоследствии супруги решили, что их держат только дети. Поэтому развода было не избежать.

Обе наследницы ведущего выбрали путь родителя. Старшая дочь, Анастасия, ей сейчас 42 года, окончила Литературный институт, отделение переводчиков. Была замужем трижды: первый раз за дипломатом, который трагически погиб в Ливане, во второй раз ее избранником также стал иностранцем, семья жила в Голландии. В третий раз Анастасия вышла замуж за швейцарца. У девушки есть по ребенку от всех избранников.

Младшая дочь закончила МГИМО, сейчас живет в Лондоне вместе с супругом-англичанином. В семье подрастают двое детей— Ольга и Джордж.

Творчество

Взяв фамилию матери в качестве псевдонима, Юрий Павлович направил силы на литературную деятельность. В 1982 году Вяземский выпустил первую книгу, в которую вошли рассказы и повесть «Шут». Высокая оценка этому произведению была дана в рецензии, которую разместила влиятельная «Литературная газета».

В повести Вяземский раскрывал тему нравственного воспитания молодежи. Главный герой произведения молодого писателя – юноша, наделенный интеллектуальными способностями, который из чувства обиды начинает мстить окружающим. В 1988 году по мотивам повести режиссером Андреем Эшпаем был снят одноименный фильм. Для написания сценария был привлечен автор произведения.

Но писатель не стал углубляться в публицистику, а пошел другим путем. Через год Юрий Вяземский выпустил философский труд «О происхождении духовности», который написал вместе со своим отцом Павлом Симоновым. Затем последовали научные публикации «И на земле мир» (1993), «Открытое письмо Ивану Карамазову» (1994), «Вооружение Одиссея» (2003).

Писатель и телеведущий Юрий Вяземский

В 1993 году биография Юрия Вяземского обогатилась еще одной главой: Юрия Павловича назначили заведующим кафедрой мировой литературы МГИМО. Он и сегодня здесь работает: читает лекции на русском и английском языках по нескольким дисциплинам культурной и религиозной направленности. Юрий Вяземский по праву считается культовым преподавателем МГИМО. По словам коллег, студенты относятся к нему как к родному отцу. На совместных фото, которые попадают в прессу, по горящим глазам учеников Вяземского можно судить о правоте этого суждения.

В начале 1990-х Юрий Вяземский начал работать на канале ОРТ. Писатель придумал и создал уникальную просветительскую программу для детей и подростков «Умники и умницы», аналогов которой на тот момент не было нигде в мире. Интеллектуальная олимпиада для подростков сразу же набрала высокие рейтинги. Каждый год 7 победителей телешоу получают право учиться в МГИМО.

Юрий Вяземский в программе «Умники и умницы»

Участникам каждого выпуска для подготовки материала на заданную тему дается месяц. Задача программы — подготовить эрудитов для поступления в престижный вуз страны и познакомить публику со страницами мировой истории и культуры. Как утверждает Юрий Вяземский, создавал он эту программу ради своего развлечения.

Программа Вяземского трижды награждалась премией «ТЭФИ». В 2003 году получила признание за рубежом. На телевизионном фестивале в Нью-Йорке «Умники и умницы» вошла в финал конкурса.

С 2010 года Юрий Павлович выпускает серию книг, которая основана на материале, используемом в передачах. Это сборники вопросов и ответов в разных областях науки. Одним из популярных изданий этой серии стала книга «От Данте Алигьери до Астрид Эриксон», выпущенная в 2014 году.

Кроме того, в это же время Юрий Вяземский принялся работать над произведениями евангельской тематики «Бедный попугай или юность Пилата» (2012), «Великий любовник или юность Понтия Пилата» (2013). Произведения представляют собой жанровое смешение художественного, исторического и философского взглядов. Первой книгой этой серии стало произведение «Детство Понтия Пилата: трудный вторник», написанное в форме романа-автобиографии.

Юрий Вяземский глубоко религиозный человек, его статьи часто печатаются в православном журнале «Фома». Труды Юрия Павловича высоко ценит российский церковный и общественный деятель Владимир Романович Легойда.

Юрий Вяземский

На собрании Совета Федерации, которое состоялось в марте 2018 года, Юрий Вяземский выступил с предложением по открытию филиалов образовательного центра «Сириус» по всей России. Основным кредо образовательной программы, предложенной профессором МГИМО, стали два понятия: самообразование и трудолюбие.

Свое слово Вяземский произнес в пользу разрабатываемых ФГОСов. Юрий Вяземский считает, что должны быть единые стандарты образования. Основная программа будет занимать 70 % учебного времени, тогда как на дополнительные занятия будет отведено 30 %.

Детские и юношеские годы

Юрий Вяземский появился на свет летним днем 5 июня 1951 года в Ленинграде. Его отцом был известный физиолог, доктор медицинских наук Павел Симонов. А мама Ольга Вяземская была преподавателем иностранного языка. У Юрия Павловича есть младшая сестра. Это известная актриса театра и кино Евгения Симонова.

В возрасте семи лет ему пришлось на два года расстаться с родителями и сестрой, которые перебрались жить в Москву. Отец тогда получил место в Главном клиническом госпитале им. Бурденко. Юрий же остался на попечении у бабушки и дедушки. Причиной тому были серьезные проблемы со здоровьем. У мальчика было заболевание, природа которого так и невыяснена даже сейчас. Симптоматика болезни выражалась во внезапной потере сознания с полным сохранением моторных функций. То ли болезнь сама отступила, то ли лечение помогло, но спустя два года приступы прекратились. Тогда Юрий переехал к родителям в столицу.

Еще в Ленинграде Юрий Вяземский начал обучение в музыкальной школе по классу скрипки, которое из-за перемены места жительства заканчивал уже в Москве. С детства Юрий чувствовал тягу к гуманитарным наукам, тогда как точные науки, даже в рамках школьной программы, давались ему непросто. По окончании школы он не смог сразу определиться с будущей профессией. Хотел стать и оперным певцом, и лингвистом. Английский язык он знал очень хорошо. Еще в детстве он сам попросил маму помочь ему выучить язык, в результате чего за полгода начальная программа была освоена. Старшие классы юноша заканчивал в английской спецшколе.

Долгие раздумья привели к тому, что Юрий решил стать журналистом. В 1968 году он поступил в МГИМО, на факультет международной журналистики. Спустя пять лет, став дипломированным специалистом, был принят на работу в журнал «Международная жизнь». А также активно занимался переводами для различных международных организаций.

Смена императора

Когда в России стал главенствовать Александр Второй, с которым у Вяземского всегда складывались хорошие отношения, князь стал товарищем министра народного просвещения, и возглавил Главное управление цензуры. В конце 1850 годов он был уважаемым человеком при дворе, и одним из любимых приближенных для императрицы Марии Александровны. Вяземский посвятил ей немало стихотворений, как и другим представителям правящего дома. Он вновь активно стал подниматься по карьерной лестнице и в 1866 году стал обер-шенком Императорского Двора. В 1861 году в городе Петербурге торжественно отпраздновали 50-летний юбилей писательской деятельности Петра Андреевича.

В 1858 году Вяземский покончил с активной служебной деятельностью, заявив, что предпочитает бороться с цензурой как писатель. При этом его авторитет при дворе остался неизменным. Еще в конце 1810-х князь начал страдать от нервного заболевания, которое со временем усугублялось. Оно сопровождалось мучительной бессонницей и тяжелыми приступами депрессии.

Личная жизнь Юрия Павловича

Личная жизнь Юрия Вяземского – объект интереса коллег, журналистов, студентов, поклонников. Однако сам писатель и телеведущий старается не распространяться на эту тему

Глядя на него, невольно задаешься вопросом, какой же умницей и красавицей должна быть жена Юрия Вяземского, чтобы суметь удержать внимание такого мужчины

Известно, что нынешняя супруга интеллектуала – вторая по счету.

Писатель и философ Юрий Вяземский

Впервые под венец Юрий Павлович пошел сразу после школы в 1970. Тогда он переживал первую страстную любовь. По рассказам его самого, предмет его обожания долго не обращала на него внимания, пока после очередных каникул Юра не вернулся «заматеревшим» парнем, научившимся курить, попробовавшим алкоголь. Ко всему, парень еще отлично играл на гитаре и пел романтические серенады.

Юрий Вяземский в молодости

В последние годы брак существовал лишь формально. С взрослением дочерей, Юрий и его жена приняли решение о расставании.

Творческая деятельность

Творческую деятельность Юрий Павлович начал со смены фамилии. Для псевдонима взял девичью фамилию материи и стал Вяземским. В 1982 году состоялась презентация книги, в которую вошли рассказы и повесть «Шум». Издание «Литературная газета» напечатало рецензию на дебютное произведение Вяземского. Критики дали высокую оценку и рекомендовали к прочтению.

В 1988 году Андрей Эшпай решил экранизировать повесть «Шут». Режиссер картины предложил Юрию Павловичу помочь с написанием сценария. В следующем году писатель презентовал философский труд «О происхождении духовности». В написании нового произведения ему Юрию помогал отец Павел Симонов.

В 1993 году Юрий Павлович возглавил кафедру мировой литературы в МГИМО, где до сих пор читает лекции на русском и английском языке. Педагог делает упор на следующие дисциплины: культурология и религиозная направленность. На парах Вяземского царит тотальная тишина. Студенты относятся к педагогу, как к старшему наставнику и родному отцу.

Начиная с 2010 года в свет вышла целая серия книг, основанная на материалах, используемых в телевизионных передачах Вяземского. Сборки вопросов и ответов получили высокие отзывы. Одной из наиболее популярных книг стала «От Данте Алигьери до Астрид Эриксон». Юрий Павлович так же занимался написанием произведений евангельской тематики: «Великий любовник или юность Понтия Пилата», «Бедный попугай или юность Пилата». В этих книгах представлено смешение художественного, исторического и философского жанра.

Статьи Юрия Вяземского печатаются в православном журнале «Фома». Труды историка, писателя, публициста высоко ценит церковный деятель Легойда Владимир Романович.

Полоса трагедий

В 1830-х в жизни у Вяземского началась темная полоса, состоящая из смертей детей и многих друзей, отдельное место среди которых занимал Пушкин. Из-за пережитых трагедий в творчестве поэта все чаще начала просматриваться меланхоличность, граничащая с мрачностью. А к 40-м годам в нем даже появились религиозные мотивы. Именно тогда пришло официальное признание творческих заслуг поэта – он стал членом Российской академии и Санкт-Петербургской Императорской академии наук.

Постепенно Вяземский стал отходить от активной литературной деятельности. До 1836 года поэт еще планировал издательство собственных альманахов и журналов, но со смертью Пушкина его активность как журналиста и критика едва ли не сошла на нет.

В актеры на спор!

Когда Сестра Юрия Павловича Евгения Симонова начала блистать на театральной сцене и появляться в кино, один из его друзей поспорил с Вяземским, что тот не обладает актерским талантом и в Щукинское училище поступить не сможет. Упрямый и целеустремленный молодой человек захотел доказать товарищу, что ему под силу стать студентом театрального училища и успешно поступил вольнослушателем в известную «Щуку». Спор спором, но спустя полгода Юрий Вяземский понял, что актерская профессия – это вовсе не его призвание, и ушел из училища. Зато там он обрел друзей, с которыми общается уже долгие годы. Это и Леонид Ярмольник, и Юрий Васильев, и Стас Жданько.

Заметки

Князь Пётр Андре́евич Вя́земский (12 (23 июля) 1792, Москва, Россия — 10 (22 ноября) 1878, Баден-Баден, Германия) — русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества (1866), действительный член Академии Российской (1839), ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841). Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина; «их переписка — сокровищница остроумия, тонкой критики и хорошего русского языка» (Д. С. Мирский).

Происходил из древнего княжеского рода Вяземских; сын действительного тайного советника, нижегородского и пензенского наместника, князя Андрея Ивановича Вяземского (1754—1807) и княгини Евгении Ивановны Вяземской, в 1-м браке Кин, урождённой ирландки О’Рейли (1762—1802). Его родители познакомились, когда князь Андрей совершал гран-тур по Европе. Отец и мать А. И. Вяземского были категорически против брака, но он оказался непреклонен и женился на избраннице. В честь рождения Петра А. И. Вяземский 9 августа 1792 г. приобрел за 26 тысяч рублей подмосковное село Остафьево, где в 1800-07 гг. был выстроен двухэтажный усадебный дом (ныне музей «Русский Парнас»). Имение Вяземских стало одним из средоточий культурной жизни России начала XIX в.

В ранней молодости Пётр Вяземский остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Его сводная сестра, побочная дочь А. И. Вяземского Екатерина (носившая фамилию Колыванова) в 1804 г. стала второй женой Н. М. Карамзина, благодаря чему Пётр с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга. После смерти А. И. Вяземского Карамзин был назначен опекуном юного князя, который в одном из своих стихотворений назвал его «вторым отцом».

Русский поэт, критик, государственный и общественный деятель. Сенатор. Член Государственного Совета. В 1812 г. поступил в Московское ополчение и состоял при генерале Милорадовиче. В сражении при Бородино под ним были убиты две лошади. Исполнял важные дипломатические поручения при Александре I. Был близок к декабристам Н. Тургеневу, М. Орлову, А. Бестужеву и к А.С.Пушкину. После 14 декабря 1825 г. сберег оставленный И. И. Пущиным портфель, в котором находились варианты конституции Н. Муравьева, списки стихов А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева и другие ценные материалы.

Как поэт впервые выступил в 1808 г. со стихотворениями, напечатанными в «Вестнике. Европы». Его стихи близки к поэзии декабристов. Сотрудничал вместе с А. С. Пушкиным в «Литературной газете» и «Современнике». В 1840-е гг. в литературно-критических статьях выступал против идей В. Г. Белинского. Петр Адреевич — поэт высокой художественной культуры, владевший многими жанрами.

Другой потомок Шафирова по линии его дочери Марфы – знаменитый поэт Петр Вяземский (1792–1878), близкий друг Пушкина, один из столпов русской поэтической школы. Именно ему, потомку Шафира и Рюрика, принадлежит ставшее хрестоматийным выражение: «Что русскому здорово, то немцу карачун». А о себе он заметил: «Стыдно сесть в чужие сани коренному русаку». Тем не менее «коренного русака» серьезно интересовала еврейская тема. Ее разрешение он сравнивал с разрешением проблемы крепостного права. Думается, не случайно Вяземский предпринял и трудное по тем временам путешествие в Палестину.

Варшава

В 1817 году с помощью друзей Петр Андреевич Вяземский, биография которого является темой нашей статьи, переехал в Варшаву на должность переводчика при императорском комиссаре. Там князь принял участие в открытии первого сейма, перевел знаменитую речь Александра Первого, прославившуюся своими либеральными обещаниями, и поучаствовал в составлении «Государственной уставной грамоты Российской империи». Кроме того, он переводил на русский язык, редактировал и дорабатывал франкоязычный проект конституции Пешар-Дешана. Деятельность Вяземского высоко ценилась в Варшаве. 28 марта 1819 года он стал надворным советником, 19 октября того же года – коллежским советником. И это при том, что срок чинопроизводства обычно составлял шесть лет. Петр Вяземский был вхож в двор Александра Первого. С императором он обсуждал вопросы будущей конституции.

В те времена в Варшаве царила либеральная атмосфера, которую легко увлекающийся князь воспринял очень горячо. В 1818 году он вступил в варшавскую масонскую ложу Северного Щита.

Тогдашние переживания Вяземского были близки к настроениям декабристов. В 1820 году он стал членом Общества добрых помещиков и подписал записку об освобождении крестьян, поданую императору графом Воронцовым. Александр Первый отказался от масштабных перемен, чем сильно расстроил такого амбициозного реформатора, как Вяземский Петр Андреевич. Стихи поэта «Петербург», «К кораблю» и «Негодование» отразили его мысли на этот счет. Острая поэзия привела к тому, что князя отстранили от службы. Когда в июне 1821 года он приехал в Россию в отпуск, ему запретили возвращаться обратно в Польшу. Тогда Петр Андреевич решил уйти в отставку и отказался от придворного звания, несмотря на недовольство императора.

Деятельность опального поэта

В 1821-1828 гг. Вяземский был в опале у властей и жил в основном в Москве. В это время он увлекся журналистикой и основал журнал «Московский телеграф». Начал выступать с критикой, которая всегда была очень острой. Написал много рецензий на произведения других авторов. Перевел на русский роман «Адольф» и «Крымские сонеты». Собирался написать свой собственный.

Несмотря на опалу, он развернул такую деятельность, что его имя стало входить в пятерку самых популярных писателей того времени. Вяземский Петр Андреевич, книги которого читались взахлеб, стал настолько знаменитым, что многие его цитаты превращались в пословицы, а стихи – в народные песни. Наиболее известные и популярные его книги:

  • «Старая записная книжка»;
  • «Дорожная дума»;
  • «Из поэтического наследия»;
  • «Любить. Молиться. Петь»;
  • «В дороге и дома»;
  • «Избранные стихотворения».

Естественно, что правительству не нравилась его независимая позиция после восстания декабристов. И начиная с 1827 года Вяземского стали «травить». Петр обвинялся в разврате и плохом влиянии на молодежь. Голицыну было предписано предупредить Вяземского о прекращении его деятельности, иначе правительство собиралось «принять меры». Причем поводом послужил ложный донос на Петра, где говорилось, что он собирался издавать газету под чужим авторством. В своем ответном письме, в котором звучала обида, он грозился покинуть родину. Но из-за семьи ему пришлось остаться.

Экстравагантный поступок

Спустя год после получения диплома МГИМО Вяземский совершил, без преувеличения, самый экстравагантный поступок в своей жизни. Парень поспорил с товарищем, что сможет поступить вольным слушателем в знаменитое Щукинское училище. Сестра Юрия Вяземского в это время делала первые шаги на театральной сцене. В это время она была студенткой «Щуки» и находилась в очень яркой и интересной компании. В круг ее общения входили такие именитые ныне актеры, как Ярмольник Леонид, Васильев Юрий, Жданько Стас. Юрий настолько проникся успехами сестры, что выиграл свой необычный спор и поступил в артистический вуз. Это было нелегко – первые два тура Вяземский прошел относительно спокойно. Но на третьем его чуть не подвело картовое «р». Особенно потешался над ним Владимир Этуш. Это привело парня в ярость, и он так убедительно исполнил перед комиссией монолог шекспировского Марка Антония, что немедленно был принят. Однако проучившись полгода и избавившись от дефекта речи, парень понял, что совершил ошибку. Вероятно, свою роль сыграло и рождение старшей дочери – Анастасии. Спустя четыре года у нее появилась сестренка – Ксения.

Личная жизнь

У Юрия Вяземского было два брака. Первой супругой ведущего стала одноклассница, в которую Юра влюбился в 9 классе, а женился в 1970 году, когда юноше исполнилось 19. В этом союзе родились две дочери – Анастасия и Ксения. Но когда девочки подросли, супруги поняли, что былых чувств больше нет. Пара мирно разошлась.

Старшая дочь Вяземского, Анастасия, живет в Швейцарии. Младшая Ксения в Лондоне. Дочери подарили отцу пятерых внуков.

Юрий Вяземский с женой

Личная жизнь Вяземского наладилась уже в зрелом возрасте. Юрий Павлович встретил нынешнюю жену Татьяну, преподавательницу французского языка по профессии. Уже многие годы Татьяна Александровна работает вместе с мужем: супруга — шеф-редактор программы «Умники и умницы», а также является исполнительным директором телестудии «ТВ-образ», которую создал ее муж.

Общих детей у супругов нет, но у Юрия Павловича замечательные отношения с сыном Татьяны Александровны от первого брака – Сергеем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector