Василий белов

Василий Белов биография и творчество писателя для детей кратко

Василий Иванович Белов — писатель, сценарист, публицист и прозаик. Появился на свет 23 октября в 1932 году в селе Тимониха Волгоградской области в Российской империи. Имя отца было Иван Белов, он умер во время войны. Его мать Анфиса сама вырастила детей, в том числе и Василия Белова. Сценарист обучался в сельской школе на протяжении семи лет, работал столяром, также был сельским рабочим. Проходил службу в армии на период с 1952 до 1955 годов в городе Ленинград. Стал членом партии в 1956 году. Опубликовал свои произведения и стихотворения в газетах и журналах. С 1959 по 1964 годы обучался в Литературном институте имени А. Горького. В середине 1960 годов переехал в город Вологда. Произведение «Деревня Бердяйка» было опубликовано в начале 1960 годов в журнале «Наш современник», его первое произведение, которое обратило заинтересованность критиков. В 1981 году он получил Государственную премию СССР за повествования «последних лет». Также с 1980 года входил в состав Союза писателей РСФСР, а с 1981 года был в составе СССР. В 1990 году был одним из секретарей Союза писателей. В 1997 году ему было удостоен титула Почетного гражданина города Вологды, за огромный вклад в развитие отечественной словесности.

Василий Белов рассказывает о простой жизни сельхозников

Писатель акцентирует внимание на колхознике как на личности, то есть с его муками и потехами, с трудностями в его жизни. Например, в повести «Привычное дело», которая принесла ему широкую известность, автор показывает крестьянина в образе Ивана Африканыча

Также он показал, что крестьяне стали привычными для русских произведений, эти колхозники принимают трудную жизнь и еле сводимые концы с концами как должное.

Бесполезную и нескончаемую дискуссию между соседями, автор показывает в «Плотницких сказках». Константин Зорин является основным героем в этих сказках. Он появляется не только в этой повести, но и в других более поздних произведениях Белова, он показывает различия между городской и деревенской жизнями. В произведении «Воспитание по доктору Споку» Белов рассказывает о грустном ребячестве ребенка в семье, где его отец и мать хладнокровны друг к другу. В книге «Лад. Очерки о народной эстетике» содержатся короткие записи, которые показывают все стороны обычной жизни крестьян. Эти заметки написаны автором, чтобы люди не забыли о потерянной житье-бытье крестьян, о ее присоединёности в природную гармоничность. Пьеса «Над светлой водой» рассказывает о гибели стареньких деревенек, с которыми связаны и хозяйственные, и человеческие потери. Автор осуждает равнодушную жизнь в городской среде в произведении «Все впереди».

Белов в своих произведениях показывает бездонную серьезность, коренную взаимосвязь с крестьянами, они содержат много элементов крестьянской психологии. Василий сохранил разговорный язык крестьян в диалогах и рассказе, используя слова и обороты этого стиля, которые необычны для литературного стиля. Умер 12 декабря в 2012 году в городе Вологда. На восьмидесятом году своей жизни.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Деревенский космос Василия Белова

Деревня была источником вдохновения и душевных сил для многих русских людей, не исключая Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Лескова, Толстого и прочих классиков. «Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной!», — писал Василий Белов в рассказе «На Родине».

Наряду с такими писателями-деревенщиками, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин, Белова считали «прямым и законным наследником русской классики». Хотя он сам не выделял деревенскую прозу в отдельное литературное направление. Да и в силу врожденной скромности Василий Иванович, по собственному признанию, стыдился считать себя «писателем», даже когда в 1966 году к нему пришла первая всесоюзная слава после публикации повести «Привычное дело».

Конечно же, деревня, откуда вышла вся Россия, для Белова — это нечто большее, чем только «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он осмысливает ее как целый космос — начало начал народной жизни, в основании которой лежит «лад» крестьянского мира с его вековым ритмом и цикличностью. Всю красоту и разнообразие этой гармонии Белов открывает в своих фундаментальных этнографических трудах по бытописанию северной деревни — «Лад» и «Повседневная жизнь русского Севера».

Неслучайно эти энциклопедии сельского быта написаны потомственным крестьянином, родившимся в деревенской бане. Закономерным кажется и тот факт, что Белов — уроженец Русского Севера, где в силу разных исторических причин сохранились нетронутыми целые пласты национальной культуры и народного творчества. К любому чуждому культурному влиянию здесь сохранялось более чуткое и чувствительное отношение, чем где бы то ни было. В устах жителя северной деревни следующие слова звучат органично и убедительно:

«Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству» («Лад»).

Творчество Белова взросло на прочном фундаменте исконных крестьянских традиций, и в своих очерках о народной эстетике он обосновывает их спасительную для современного человека силу: «Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно» («Повседневная жизнь русского Севера»).

Семейный уклад, годовой круг трудовых будней и праздников, ремёсла, одежда, кухня, язык — за всем этим стоит мудрый и несокрушимый опыт предков. И эту величайшую красоту человек обязан бережно хранить и передавать потомкам:

«Всё было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначались свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии» («Повседневная жизнь русского Севера»).

3

Необычное празднование юбилея

Когда Белову исполнялось 50 лет, он не устраивал стандартный праздник, как это делают обычные люди. В это время он готовил к открытию еще один зал и крупный культурный центр, куда в последствии могли съезжаться бойцы со всего мира и познавать новые веяния восточных единоборств. В октябре 2017 года, в день рождения Виктора, состоялось открытие, на котором провели 50 дружеских матчей.

Чтобы показать молодому поколению, что для каратиста 50 лет – это вовсе не повод останавливаться, он провел поединок с Сергеем Колесниковым. Также мастер доносил до «новичков» мысль о том, что в Кёкусинкай приходят с целью поиска абсолютной истины, а не только чтобы научиться драться. С этим посылом он прошел весь свой путь в спорте и повседневности.

Последние годы и смерть

Свои последние годы актер провел в одиночестве и забвении – ролей ему не предлагали, чтобы заработать на кусок хлеба, он вынужден был таксовать на своем стареньком «Москвиче» или перебиваться случайными творческими вечерами. Жена, забрав сына, от него ушла, не будучи в состоянии больше выносить его постоянные депрессии и запои. Правда, она его периодически навещала и помогала по хозяйству.

Юрий Белов в последние годы

Так и в день смерти Юрия, 31 декабря 1991 года, она отправила пятнадцатилетнего сына к отцу, чтобы мальчик пригласил его встречать с ними Новый год. По традиции по телевизору показывали «Карнавальную ночь», фильм, который принес Юрию всесоюзную славу. Белов его очень любил и никогда не пропускал, как и в этот раз.

Актер умер в кресле перед телевизором — приехавшая на вызов бригада скорой помощи застала поистине мистическую картину, когда человека уже нет в живых, а с экрана по-прежнему звучит его голос.

Могила Юрия Белова

В 1999 году Швайко скончалась от онкологического заболевания, пережив мужа на восемь лет. После ее смерти сын Святослав попал в дурную компанию, увлекся наркотиками и сел в тюрьму за кражу. Отбыв срок, он снова взялся за старое, спустил на ветер все имущество и недвижимость, оставшиеся ему от родителей, и снова попал в тюрьму.

Сын Юрия Белова и Светланы Швайко — Святослав После второй отсидки решил взяться за ум и отправился в монастырь в Архангельской области, где стал послушником. В 2015 году женился на девушке по имени Вероника, которая родила ему сына. Но счастливой семейной жизни не получилось – Святослав опять запил, и жена выгнала его из квартиры. О своих мытарствах сын Юрия Белова поведал широкой публике в эфире программы «Пусть говорят», рассчитывая на помощь и сочувствие окружающих. Пусть говорят: сын народного артиста изгнан из семьи и живет на улице

Участие в HAPE CAMP

Конкурс молодых блогеров заинтересовал парня в 2017 г, и он принял в нем участие. Илья не был уверен в победе, но решил пройти до конца все препятствия в данном реалити-шоу.

Сначала не все складывалось гладко. Белов подружился со многими ребятами, но с продюсером Даниилом Комковым общий язык нашел не сразу. Только потом все недоразумения удалось нейтрализовать, а сейчас молодые люди дружат и вместе работают. Даня теперь продюсирует Илью.

Илья выбыл из числа участников в 1 сезоне (первой четверти финала). Однако о полученном опыте вспоминает с благодарностью, потому что приобрел уверенность и раскованность перед камерами, а это крайне необходимо для видеоблогера.

Спад актерской карьеры и годы забвения

За десять лет (с 1955 по 1965 г.г.) Белов снялся почти в трех десятках картин и стал одним из самых востребованных актеров советского кино. Он обладал универсальным талантом: мог танцевать и петь в кадре, виртуозно импровизировать, и, кроме того, был заряжен уникальной работоспособностью. Неудивительно, что многие коллеги завидовали и строили козни за его спиной, а Белов, человек чуткий и ранимый, болезненно реагировал на такие вещи. Из весельчака и забавника он мог внезапно превратиться в мрачного и раздраженного невротика, в такие моменты даже способного покинуть площадку и сорвать съемочный процесс. Короли эпизода. Юрий Белов Временами Юрий Андреевич погружался в депрессию и превращался в нелюдимого отшельника. Алкоголь, которым Белов пытался заглушить душевную боль, еще больше усугублял его психическое состояние, и однажды актер даже решился на суицид. К счастью, его удалось спасти, но прибывшая по вызову спецбригада врачей поместила его в психиатрическую клинику, где актер провел несколько месяцев. Чтобы не афишировать истинную причину своего пребывания в жёлтом доме, Белов выдумал историю о том, что его поместили туда из-за антиправительственных высказываний. Якобы на одном из банкетов в ресторане Дома Кино он нелицеприятно высказался о генсеке Никите Хрущеве, намекнув на его скорую отставку. Но коллеги актера, присутствовавшие с ним за одним столом, не подтвердили эту версию, назвав ее неудачной попыткой Белова оправдаться за пребывание в клинике.

Советский актер Юрий Белов

Психотропные препараты, назначенные актеру в клинике, обладали целым букетом негативных побочных эффектов — Белов стал часто забывать текст и по привычке пытался импровизировать, чем вызывал недовольство режиссеров и коллег по съемочной площадке. Его стали звать в кино все реже и реже, а роли предлагали мелкие и незначительные.

Чтобы заработать на жизнь, Юрий Андреевич устроился в театр Киноактера, где на протяжении десяти лет выходил на сцену в образе Жоржа Милославского в постановке «Иван Васильевич меняет профессию». Он даже пробовался на эту роль в одноименной комедии Гайдая, но режиссер не рискнул связываться с психически нестабильным Беловым и предпочел ему Леонида Куравлева.

Юрий Белов и Леонид Куравлев

Это стало очередным ударом для актера: он понял, что его окончательно списали со счетов. Лишь преданный друг Эльдар Рязанов не забывал про любимого актера, который стал его счастливым талисманом в кино, и сумел предложить ему небольшой эпизод в комедии «Старики-разбойники» с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.

Юрий Белов в фильме «Стоянка поезда – две минуты»

В 1972 году Белов сыграл одну из самых пронзительных своих ролей – чудака-волшебника Василия Назаровича в музыкальном фильме Марка Захарова «Стоянка поезда – две минуты». Актеру даже не пришлось ничего играть, настолько образ его персонажа соответствовал душевному состоянию самого Белова.

Личная жизнь Юрия Белова

Первой и, к сожалению, несчастной любовью Юрия Белова стала Наденька Румянцева, его одногруппница по ВГИКу. Они были самой яркой парой на курсе – веселые, неугомонные, постоянно фонтанирующие творческими идеями и готовые к любым экспериментам. Их объединяло искрометное чувство юмора, да и в остальном ребята были очень похожи и идеально дополняли друг друга. Но счастливого хэппи-энда в их любовной истории не случилось – через полтора года Надежда увлеклась актером Владимиром Шуруповым и вышла за него замуж.

Юрий Белов и Надежда Румянцева в студенчестве (на фото в нижнем ряду справа)

Вероломство Румянцевой стало для Белова огромным ударом и не лучшим образом отразилось на его дальнейших отношениях с женщинами. Долгое время он оставался одинок и не доверял представительницам прекрасного пола, хотя и был окружен толпами поклонниц.

А судьба словно испытывала актера на прочность и постоянно сводила бывших возлюбленных на съемочной площадке. В картинах «Неподдающиеся» и «Королева бензоколонки» персонажи Белова были без ума влюблены в экранных героинь Румянцевой, и актеру приходилось снова и снова переживать мучительные чувства к девушке, разбившей его сердце.

Юрий Белов и Надежда Румянцева в фильме «Неподдающиеся»

На актрисе Светлане Швайко Белов женился, когда ему было уже за сорок. До этого он несколько лет проработал с ней в театре Киноактера. Юрий и Света общались как друзья и коллеги, и даже не предполагали, что станут мужем и женой. Но однажды, во время очередного приступа депрессии, Юрий позвонил Светлане и пригласил ее домой на кофе. Швайко приехала, они проговорили до позднего вечера и поняли, что созданы друг для друга.

Светлана Швайко

Первое время в их семейной жизни царила полная идиллия – летом супруги ездили на мотоцикле в отпуск на море, зимой катались на лыжах и санках, и отчаянно мечтали о сыне.

Малыш Святослав родился в 1976 году, когда Белов уже испытывал серьезные проблемы с психикой, и, к сожалению, уже не мог стать для него полноценным отцом. Светлана стоически переживала депрессии Юрия Андреевича, его нервные срывы и даже агрессию – женщина полностью взвалила на свои плечи заботу о сыне и муже, и даже с подругой Аллой Будницкой открыла кафе, чтобы заработать на кусок хлеба. Их бизнес-проект просуществовал недолго – за отказ платить «крыше» заведение спалили бандиты, пригрозив еще более страшной расправой, если женщины обратятся в милицию.

Чтобы помнили. Юрий Белов. Эта история окончательно добила Светлану – она ушла от мужа, не в силах больше его содержать. Актер перебивался случайными заработками и умер практически в нищете, забытый коллегами, друзьями и поклонниками.

Другие биографии:

Сергей Александрович Есенин прожил очень короткую, но плодотворную жизнь. Его произведения актуальны сегодня. Учат любви, побуждают к размышлениям о духовной жизни.

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Э.Т.А. Гофман – немецкий писатель, который создал несколько сборников новел, две оперы, балет и много небольших музыкальных произведений. Именно благодаря ему в Варшаве появился симфонический оркестр.

Иннокентий Федорович Анненский – педагог, переводчик, поэт, критик и драматург.

В 1552 году в семье вяземского помещика родился будущий русский царь Борис Федорович Годунов. После смерти отца его судьбой занялся дядя Дмитрий, который и способствовал зачислению Бориса в 1570 году в опричники.

Биография Василий Иванович Белов

Карьера: Поэт

Дата рождения: 23 октября 1932, знак зодиака скорпион

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи.

Василий Иванович Белов, прозаик. Родился в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Рано, ещё мальчишкой, начал трудиться в колхозе, помогая матери взметать младших четверых детей.

Окончив сельскую семилетнюю школу, весной 1949 уехал в град Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил профессия плотника и столяра. Потом освоил профессия моториста-дизелиста, а позже – и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Но весьма быстро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский работа. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал вирши. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои вирши в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает обучаться. Поэтому Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов “Деревенька моя лесная”. В том же году была опубликована повесть “Деревня Бердяйка”, с которой начался именитый всем прозаик Белов. Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству. В 1964 – 67 были написаны рассказы “На Росстанном холме”, “Весна”, “За тремя волоками”, повесть “Привычное дело”. В 1969 – “Бухтины вологодские”.

Реализуя в полной мере возможности русского языка, Белов ревностно относится к слову, оттого так чист и выразителен его язык, богат смысловыми и эмоциональными оттенками.

В 1970-е публикует повести, составившие цикл “Воспитание по доктору Споку”, “Плотницкие рассказы”, в 1979 – 81 пишет книгу “Лад” – собрание очерков о северной русской деревне, поэма о русском человеке. В 1987 публикует два романа – “Кануны” и “Все впереди”, потом – книгу “Такая битва…” (1989), куда включил роман и рассказы. В 1989 – 91 пишет немного произведений для детей – повесть “Старый да малый”, сказку “Родничок”. В 1996 вышла повесть “Медовый месяц”.

В.Белов не оставляет публицистику, страстно выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, ратует за сохранение величайшего национального достояния – русского языка.

По силе и яркости своего творчества В.И. Белов нынче единственный из самых значительных русских писателей. Признанием его заслуг стало присуждение Государственной премии 1981 года и награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году и орденом Ленина в 1984 году. Также Василию Ивановичу присуждена литературная премия Союза писателей России имени Л.Н. Толстого в 1992 году и Всероссийская литературная премия имени Аксакова в 1996 году, учрежденная президентом Башкирии.

Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он возродил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы. И в текущее время в церкви открыт приход.

Живет и работает Василий Белов в Вологде, но зачастую и подолгу бывает в близкий Тимонихе.

Биография писателя

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки. Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь). В 1956 году вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.В 1958 году Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 года он учится в Литературном институте. В 1961 году в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная». В 1963 году Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».

Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело». В 1968 году в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания. В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.

В 1979–1981 года появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.

Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.

В 1987 году выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.

В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.

За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки. Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.

Историческая ценность работ Белова

Немалую известность писатель приобрел в качестве автора этнографических очерков, многие из которых стали основой для написания его популярных трудов («Лад»).

Он был задуман как сборник новелл о быте и эстетике крестьян Севера. Основной темой повествования здесь становятся традиционная культура, народный фольклор, быт и художественные промыслы деревень России, которые расположены в северных областях.

На протяжении всей своей жизни писатель занимался сбором устных рассказов, бывальщин, песен, пословиц, предметов материальной культуры. Он долгие дни проводил в архивах, изучая находящиеся в них этнографические материалы. Большое количество информации Белов получил от своей матери.

Таким образом, написанные им очерки следует воспринимать, в первую очередь, как авторские исследования, и только потом — в качестве художественных произведений. Современная этнография, занимающаяся изучением русского Севера, многое обрела благодаря такому ценному источнику, как произведения писателя.

Основные произведения[править | править код]

В 1968 вышли «Плотницкие рассказы» — первая повесть из цикла «Воспитание но доктору Споку» (повести «Плотницкие рассказы», «Моя жизнь. Автобиография», «Воспитание по доктору Споку», 1974; рассказы «Чок-получок», 1978; «Свидания по утрам», 1977; «Дневник нарколога», 1979).

В 1972 — книга «День за днем: Страницы деревенского юмора», в которую вошли «Бухтины вологодские завиральные» (1969).

В 1973 написана пьеса «Над светлой водой» о гибели малых деревень.

В 1976 вышла книга для детей «Рассказы о всякой живности».

В 1972—1987 по частям выходил роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)». В 1991 в Москве вышел сборник статей В 1972 г. вышла книга «День за днем: Страницы деревенского юмора», в которую вошли «Бухтины вологодские завиральные» (1969).

В 1973 г. написана пьеса «Над светлой водой» о гибели малых деревень.

В 1976 г. вышла книга для детей «Рассказы о всякой живности».

В 1979 г. публиковалась книга «Лад (Очерки о народной эстетике)», в которой автор показывает идиллическую картину прошлого Руси. Это отмечали и современники. Так, писатель-деревенщик Ф. Абрамов отмечал: «…лад… Да был ли когда-либо лад на Руси? Не в этом ли трагедия России, что она никогда не смогла дойти до лада?».

В 1972—1987 гг. по частям выходил роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)».В 1972 г. вышла книга «День за днем: Страницы деревенского юмора», в которую вошли «Бухтины вологодские завиральные» (1969).

В 1973 г. написана пьеса «Над светлой водой» о гибели малых деревень.

В 1976 г. вышла книга для детей «Рассказы о всякой живности».

В 1979 г. публиковалась книга «Лад (Очерки о народной эстетике)», в которой автор показывает идиллическую картину прошлого Руси. Это отмечали и современники. Так, писатель-деревенщик Ф. Абрамов отмечал: «…лад… Да был ли когда-либо лад на Руси? Не в этом ли трагедия России, что она никогда не смогла дойти до лада?».

В 1972—1987 гг. по частям выходил роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)». В 1991в Москве вышел сборник статей «Кануны» Василия Белова об этом произведении, в котором было поставлено много острых вопросов народного бытия.

В 1981 г. В.И. Белов стал лауреатом Государственной премии СССР за «прозаические произведения последних лет». Награжден орденом Трудового Красного знамени.

В 1985 г. завершен роман «Все впереди», пронизанный неприятием городской жизни, городских отношений, городской псевдоинтеллигенции. В 1986 году он был опубликован в «Нашем современнике» и вызвал бурную реакцию читателей. Тогдашние «левые» («либералы», в дальнейшем самоназвавшиеся «правыми») усмотрели в нём «антисемитизм» в образе одного из главных героев — хищника Миши Бриша.

В 1989—1994 гг. публикуется роман «Год великого перелома» (продолжение «Канунов»).

В конце 80-х гг. Василий Белов был выбран народным депутатом СССР, был членом Верховного Совета СССР.

В 1997—1998 г. завершен «Час шестый (хроника 1932 года)» (по Библейскому сказанию — час распятия Христа и погружения мира во тьму).

В 1981 г. В.И. Белов стал лауреатом Государственной премии СССР за «прозаические произведения последних лет». Награжден орденом Трудового Красного знамени.

В 1985 г. завершен роман «Все впереди», пронизанный пониманием фальши городской жизни и городской интеллигенции. Произведение вызвало бурную полемику в прессе. Сегодня произведение читается как пророческое.

В 1989—1994 гг. публикуется роман «Год великого перелома» (продолжение «Канунов»).

В конце 80-х гг. Василий Белов был выбран народным депутатом СССР, был членом Верховного Совета СССР.

В 1997—1998 г. завершен «Час шестый (хроника 1932 года)» (по Библейскому сказанию — час распятия Христа и погружения мира во тьму).

В 1981 г. В.И. Белов стал лауреатом Государственной премии СССР за «прозаические произведения последних лет». Награжден орденом Трудового Красного знамени.

В 1989—1994 гг. публикуется роман «Год великого перелома» (продолжение «Канунов»).

В 1997—1998 г. завершен роман «Час шестый (хроника 1932 года)».

Личная жизнь

Жена Василия Белова, Ольга Сергеевна, имела дворянские корни, родилась в учительской семье. И сама выбрала путь учителя, преподавала в школе русский язык и литературу. По словам дочери, финансовое положение семьи позволяло не работать, однако Ольга Сергеевна учительствовала для себя, чтобы «не одичать».

Василий Белов с женой и дочерью

На полвека женщина стала музой и главной сподвижницей талантливого мужа. Говорят, Белов слыл человеком со сложным характером, нелегко было терпеть его взрывной нрав. Для родных до сих пор загадка, как под одной крышей уживались две противоположности, уверены, что без большой любви явно не получилось бы совместной жизни.

Василий Иванович стал отцом поздно, только в 40 лет. Дочь Анна — искусствовед, работает экскурсоводом в музеях Московского Кремля. В интервью женщина рассказывает, что писатель не спешил заниматься воспитанием, все время отдавал работе – пропадал в командировках, в том числе часто входил в состав российских делегаций, ездивших за границу. Лишь когда наследница достигла подросткового возраста, взялся за воспитание.

Василий Белов с дочерью Анной

По воспоминаниям Анны, отношения складывались сложные, не обошла стороной проблема отцов и детей, ссорились и спорили по любому поводу. Дочь считает, что всему виной большая разница в возрасте, ведь папа годился Ане в дедушки. Только со временем стали друзьями.

Василий Иванович – человек увлекающийся, искусство любил в любом проявлении. Коллекционировал картины и собирал антиквариат. В бога не верил, только отпраздновав золотой юбилей, обратился к вере, участвовал в восстановлении храма.

Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов

Близкие друзья автора деревенской прозы – люди именитые. Лучшими товарищами были писатели Владимир Крупин и Валентин Распутин, а также Анатолий Заболоцкий, оператор Василия Шукшина.

Выручил

Всю жизнь бабушка Марья держала корову. Но оттого что косить разрешалось только за проценты, ей, как и многим другим старухам, пришлось сдать животину в колхоз. Кто от этого выиграл — неизвестно. Скорее всего, никто. Ведь все равно бабушка Марья сдавала молоко государству и теленок тоже шел государству, а трава, особенно в лесу, пропадает зря.Так ли иначе частный сектор бабушки Марьи был полностью ликвидирован. Но человеку, всю свою жизнь связавшему со скотиной, очень трудно привыкать жить одному. И поэтому бабушка завела овцу и козу. На другое лето бабушка выпускала в поле уже целую ораву, в числе которой был не только баран, но и козел.Сена на эту ораву потребовалось не меньше, чем на корову. Поэтому бабушка овец оставила, а коз продала. Вот только на козла никак не находилось покупателя. Резать было жалко. Так и шло дело, как в песенке: «Жил-был у бабушки серенький козлик». Какой, к черту, козлик! Это был уже настоящий козел, вонючий и такой приставала, что один ужас. Оттянет губу и лезет ко всем по очереди. Его лупили за нехорошее поведение проезжие трактористы. (Хотя, если разобраться по совести, от них-то пахло не лучше. Горючим и всякой гарью.) И вот нынче, жалея козла, бабушка Марья перестала выпускать его на свежий воздух. Она запирала его в старой зимней избе и кормила пыльным прошлогодним сеном. Козел чихал и не ел. Тогда бабушка наводила ему в ведре вкусного пойла. Вот это другое дело, как бы говорил козел и, причмокивая, махал хвостом. Бабушка разговаривала с ним, как с человеком: «Экой ты плут, откуда навязался на мою голову?»В сенокос она бродила понемногу косить. Козел, оставаясь один, блеял взаперти на разные голоса. Федя, встретив однажды старуху, спросил:— Ты чего, телевизор, что ли, купила?— Полно, — замахалась бабка. — Какой от меня телевизор.— А я думал, купила. Весь день поет. Ведь никому и на трубе так не выиграть, как он, бедняга, выводит.— Да чего делать-то? Исколотили всего.— Выпускай! — коротко посоветовал Федя. — Я выручу. Бабушка Марья недоверчиво покачала головой:— Да как выручишь-то?— А это уж мое дело как.И бабка выпустила козла. Говорят, что все гениальные мысли очень просты. Не зря говорят. Федя поступил просто. Он начал учить козла бодаться. Надел мотоциклетную каску, встал на четвереньки и под смех ребятишек боднул козла. По вечерам они с козлом устраивали на лужке тренировки. Козел оказался способным учеником. На третий день он понял, что от него требуется.Федя решил больше не рисковать своей головой и начал ставить на торец широкую доску, прикрываясь ею, как щитом, дразнил:— Ну, душной, давай!..Козел несильно стучал в доску рогами. Вскоре он научился бить с разбегу, и Федя едва удерживал доску. Однажды козел вышиб защиту и разбежался еще, чтобы ударить прямо по Феде. Феде пришлось бежать, он еле успел захлопнуть ворота.С этого дня ни один тракторист даже пальцем не смел тронуть козла. Но бабушка Марья попала в другую беду. Козел начал бодать всех подряд. Ей пришлось снова заточить козла в старую избу.

Начало пути[править | править код]

Василий Белов родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению( http://libaid.ru/katalog/b/belov-vasilij/2987-vasilij-belov-biografiya_). Учился в сельской школе-семилетке, затем в школе ФЗО (г. Сокол), где готовили плотников и столяров.

В 1952—1955 гг. служил в армии. В это время публикуется первое стихотворение В.И. Белова в газете «На страже Родины». По окончании службы работал на заводе в Перми, где вступил в КПСС. Вернувшись на родину, работал в районной газете «Коммунар», писал очерки, рассказы.

В 1958 г. был секретарем райкома комсомола в Вологодской области; окончил школу рабочей молодежи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.

В 1959—1964 гг. Василий Белов учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Окончив его,вернулся в родные края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector