Александровский успенский монастырь
Содержание:
- Достопримечательности
- Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь(Лукианова пустынь)
- Как добраться
- Церковь Преображения Господня, г. Александров
- Что посмотреть
- Собор Рождества Христова, г. Александров
- Фото и описание
- Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь(Зосимова пустынь)
- ХРАМЫ
- Церковь преподобного Серафима Саровского, г. Александров
- Александровский монастырь: что рядом?
- История слободы
- Создание музея
- Церковь Казанской иконы Божией Матери, с. Старая слобода
Достопримечательности
В пределах музея-заповедника много архитектурных достопримечательностей. Расскажем о некоторых из них.
Троицкий собор
Самый старый храм Александровской слободы был построен в 1513 году. Это прекрасный памятник русского зодчества, после создания имевший разноцветные стены. Основная достопримечательность Троицкого собора — «васильевские» ворота, привезенные сюда из разграбленного Великого Новгорода великим князем Василием.
Покровская церковь
Покровская церковь закрыта на реставрацию до 31 декабря 2020 года.
Покровская церковь изначально была освещена как Троицкая. Построена в 1510-х годах. Является первым каменным шатровым древнерусским храмом. Архитектором был Алевиз Новый, итальянский архитектор, привнесший в стрельчатую архитектуры русских церквей элементы Ренессанса.
Распятская церковь-колокольня
Церковь известна, прежде всего, как своеобразная родина русского воздухоплавания. По легенде холоп Никита спрыгнул с нее с прикрепленными к руками деревянными крыльями с перьями. По счастливой случайности он перелетел через реку. Впрочем, после приземления его ждала казнь, так как «не положено летать человеку, аки птице».
Еще одна легенда ходит о толстых стенах церкви, которые гасили крики пыток времен Ивана Грозного.
Церковь Сретения Господня
Одноэтажная белена церковь, выстроенная в лаконичной псковской архитектуре, была построена с больничными кельями для размещения больных и умирающих монахинь монастыря.
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь(Лукианова пустынь)
Начало истории монастыря относится к 1594 г., когда в с. Игнатьеве расположенном неподалеку от нынешнего Лукьянцева, была построена деревянная церковь Рождества Богородицы. Храмовая икона Рождества Богородицы из этой церкви, по преданию, несколько раз исчезала и являлась в урочище посреди лесов, называвшемся «Псковитино Раменье». Эти чудеса были приняты за указание к перенесению храма на место чудесного явления иконы.
В 1640 г. монах Илларион, получивший монашеское имя Лукиан, основал здесь мужскую обитель. Каменное строительство в монастыре началось в конце XVII века.
В 1920 г. монастырь был закрыт. 12 мая 1991 г. Богородице-Рождественская Лукианова мужская пустынь была возрождена.
Рака с мощами преподобного Лукиана находится в храме Богоявления Господня на территории обители.
Лукианова пустынь редкий во Владимирской области пример позднесредневекового монастыря с сохранившимся ансамблем построек рубежа XVII-XVIII вв. Центральным сооружением комплекса является Богородице-Рождественский собор (1712 г.). Он принадлежит к характерному для конца XVII- нач.XVIII в. типу бесстолпного пятиглавого кубического храма на подклете с обиходными галереями. В декоре использованы элементы архитектуры барокко. В интерьере собора сохранились фресковые росписи в стиле позднего классицизма, выполненные в середине XIX в.
Адрес:Телефон:Сайт:http://slpustin.ru/
Как добраться
Александровская слобода находится в центре города Александров Владимирской области, по адресу Музейный проезд, 20.
GPS-координаты: 56°24’01.3″N 38°44’24.6″E
На электричке
Электрички стартуют с Ярославского вокзала с периодичностью примерно 1 раз в час. Время в пути до станции «Александров-1» около 2 часов. Расписание на Яндекс.Расписания
Добраться от вокзала до музея-заповедника можно на автобусах № № 4 и 7, пешком или на такси. Стоимость поездки — до 100 рублей. Из приложений для вызова такси в Александрове действует Яндекс.Такси и местное Твое.Такси.
Александровская слобода на Google-панорамах
Очень подробное видео об Александровской слободе (Александровском Кремле)
Церковь Преображения Господня, г. Александров
Построена по приказу Елизаветы Петровны в 1742 г. как холодная церковь при деревянной Борисоглебской и именовалась во имя святых праведных Захария и Елизаветы; в 1790-95 гг. расширена за счет пристройки трапезной с южным приделом и увеличения алтарной апсиды. Переименованная в память Преображения Господня в 1804 г., церковь была дополнена колокольней высотой 65 м., не сохранившейся до настоящего времени.
Трапезная храма имела приделы: Святых праведных Захария и Елизаветы и во имя Празднования Богоявления Господня.
Церковь закрыта в 1930-х гг., колокольня разобрана. В настоящее время идет реставрация храма.
В своей первоначальной основе принадлежит к типу ярусных храмов восьмерик на четверике в традициях нарышкинского стиля (московского барроко). Перестройки конца XVIII в. стилистические относятся к переходному периоду от барокко к классицизму.
Что посмотреть
Троицкий собор — классический владимиро-суздальский пятиглавый храм. Он датируется 1513 годом и почти не перестраивался, только подновлялся и ремонтировался. Собор украшен двумя трофеями Ивана Грозного: воротами, привезенными из новгородской Софии, после разорения Новгорода, и воротами из тверского Преображенского собора. Храм был расписан в XIX палехскими мастерами, но сохранилось и несколько фрагментов росписей XVI века. В настоящее время храм является действующим. Одна из его главных святынь — мощи св. Корнилия Александровского. Это был монах, живший в XVII веке. Он прославился святой жизнью, основал несколько обителей недалеко от Александрова и был духовником и наставником Успенского женского монастыря. Корнилий был канонизирован в 1984 году.
Распятская церковь-колокольня и Марфины палаты — изначально это здание было не храмом, а высокой дозорной башней. При Иване Грозном оно было переделано в колокольню, внутри которой была устроена небольшая Распятская церковь и несколько служебных помещений. Высота колокольни составляет 56 метров. В помещениях рядом с церковью по утверждениям некоторых историком располагались царские допросные и пыточные.
Уже в XVII веке к колокольне было пристроено еще одно небольшое здание с четырьмя комнатами. Именно здесь жила постриженная Петром I в монахини царевна Марфа Алексеевна. Во время конфликта с юным Петром ее старшая сестра София послала ее вместе с другими родственниками к Петру для примирения. Примирения не произошло, а все участники поплатились. Марфа была пострижена в монахини и поселена в Успенском монастыре.
На колокольне сейчас устроена смотровая площадка, а в Марфиных палатах располагаются экспозиции, рассказывающие о царевне Марфе (здесь сохранились изразцовые печи XVII века, мебель и иконы), истории Успенской обители, и о загадках истории, связанных с Александровской слободой: тайне библиотеки Ивана Грозного, первой попытки человека создать летательный аппарат и т. д.
Основная экспозиция музея находится в Царских палатах и примыкающей к ним шатровой Покровской церкви. Церковь датируется 1510-ми годами, и является одним из первых русских шатровых храмов. Сохранились уникальные росписи шатра на ветхозаветные сюжеты. Они были открыты в 1925 году при реставрации.
В этих палатах когда-то жил Иван Грозный, а церковь была его домовым храмом. Экспозиция посвящена именно этому периоду жизни Александровской слободы. Представлены разные образы Ивана Грозного — в живописи, графике, скульптуре и даже киноискусстве. В одной из комнат воспроизведен интерьер столовой палаты, с посудой и столовой утвари XVII века, другая посвящена семейной жизни царя и его свадьбам. Под палатами сохранились трехметровые подвалы. В одной из их комнат сейчас экспозиция, посвященная истории самой крепости, в другой — устроена пыточная с Малютой Скуратовым, а в третьей — выставка, представляющая искусство XVII-XVIII вв: иконопись, предметы быта и т. д.
В Успенской церкви XVI вв. находится выставочный зал современного православного искусства, а также экспозиция, посвященная александровскому купечеству XIX-XX веков. Когда-то это была домовая церковь княгинь дома Романовых, поэтому она отличается уютом и изяществом. В XVIII веке у церкви появилась шатровая колокольня, а на ней были установлены часы новейшей конструкции.
В Келейном корпусе, который примыкает к церкви, сейчас творческий центр, где можно поучаствовать в мастер-классах по изготовлению изразцов и славянских кукол-оберегов, а в деревянной келье неподалеку — выставка, посвященная быту русской деревни.
В Больничном корпусе находится выставка вещей из дворянских усадеб Александровского уезда — в первую очередь из усадьбы Бутурлиных-Зубовых. Воссозданы подлинные интерьеры провинциальных усадеб XIX века. К Больничному корпусу примыкает небольшая Сретенская церковь XVIII века — когда-то в ней была усыпальница царевны Марфы.
Собор Рождества Христова, г. Александров
В 1627 г. на месте, где ныне возвышается Рождественский собор стояли две деревянные церкви — Рождества Христова и Николая Чудотворца. В 1696 г. вместо двух деревянных церквей на Царской горке был построен каменный храм Рождества Христова с приделом святителя Николая Мирликийского. В 1825 г. по заказу городского головы И. Никитина и купца Н. Каленова крестьяне Е. Борисов и Л. Дмитриев возвели новую колокольню. В 1847 г. на средства местного фабриканта И.Ф. Баранова храм был надстроен вторым ярусом и расширена трапезная. В трапезной собора два придела: Святителя Николая и Михаила Архангела. Двухэтажное здание богадельни, стоящее севернее храма, на противоположной стороне Соборной площади, было выстроено в 3-й четверти XIX в., тогда же у южного фасада собора появилась одноэтажная сторожка.
В конце 1920-х г. храм был закрыт. Колокольня и завершение храма разобраны. В 1992 г. храм был открыт для верующих. С 2013 г. — кафедральный Собор Александровской епархии.
Монументальное сооружение с оригинальной объемной композицией, возведенное на основе храма конца XVII в., получило в результате перестроек XIX в. своеобразный облик, в котором сочетаются черты позднего классицизма и русско-византийского стиля. От первоначального собора, возведенного в 1696 г., сохранился нижний ярус четверика и апсида.
Фото и описание
В городе Суздаль, на одном из берегов речки Каменка стоит старинный Александровский монастырь. Согласно древним легендам, он был выстроен при поддержке Александра Невского, ведь в 1240 году он решил возвести монастырь в честь победы над шведскими войсками и освятить его во имя своего ангела-хранителя.
Известно, что в 14 столетии монастырь пользовался особой популярностью среди московских князей, например, сам Иван Калита, а также его сын Иван завещали монастырю большие земельные наделы. Именно с этого момента Александровская женская обитель, вскоре ставшая мужской, стала называться как «Великая лавра». Существует мнение, что в этот промежуток времени обитель была усыпальницей, предназначенной для суздальских княгинь, ведь об этом доказательно свидетельствует несколько сохранившихся надгробий, на которых имелись надписи – Агриппина (1362) и Мария (1363).
Первые постройки были сделаны из дерева и до настоящего времени не сохранились. Начиная с 1608 и заканчивая 1610 годами, польско-литовское войско буквально полностью сожгло Суздаль, а вмести с ним и Александровскую обитель. Прошло много десятилетий, когда началось долгожданное возрождение монастыря. В 1695 году митрополит города Суздаль получил от Натальи Кирилловны – матери Петра Великого и царицы – денежные средства для цели возведения нового храма с колокольней, которую после постройки освятили во имя праздника Вознесения Господня.
В первые десятилетия 18 столетия один из наиболее востребованных и талантливых мастеров города Суздаль И. Грязнов самостоятельно обнес Александровский монастырь высокой каменной оградой, оснащенной башенками, которые были изящно стилизованы под оборонительные сооружения; этот человек выстроил и Святые ворота.
В середине 1764 года, когда императрица Екатерина II проводила реформу, касающуюся секуляризации земель, было предусмотрено закрытие некоторого количества монастырей. Согласно сохранившимся источникам Александровская обитель подлежала упразднению, при этом главная церковь монастыря – Вознесенская – стала действовать как приходская.
В конце 2006 года Александровский монастырь был передан под власть Владимиро-Суздальской епархии, поэтому он снова возобновил свою работу только как мужской монастырь.
При обители находится колокольня, которая расположена рядом с Вознесенской церковью. Колокольню можно заметить издалека, она поражает своей высотой и статностью по причине стройного шатра. Уникальность колокольни состоит в том, что она является единственной во всем Суздале, выстроенной согласно шатровому типажу и совершенно не содержащей фасадных украшений. Для звонницы характерен восьмигранный массивный столп, который выставлен на небольшой низкий четверик, фактически полностью лишенный декорного оформления. Шатер декорирован при помощи скромных арочных проемов, а также оснащен слуховыми оконными проемами; он отлично подчеркивает чистые и ровные грани четверика. С самой вершины звонницы можно увидеть удивительной красоты панораму, которая открывает все окрестности города Суздаль.
Александровская обитель по всему периметру окружена кирпичной оградой, построенной в 18 веке; от нее сохранились только некоторые фрагменты, а также главные ворота, оснащенные надвратной башней. Архитектурное оформление ворот очень просто – имеются два восьмерика, которые поставлены друг на друга и перекрыты при помощи тёса. В самом первом ярусе ворот размещается проездная широкая арка, при этом верхняя часть башни венчается небольшой главкой
Важно отметить, что совершенно неслучайно весь ансамбль ворот очень похож на Святые ворота известного Ризоположенского монастыря. Оба объекта проектировал и выстраивал один и тот же мастер по имени Иван Грязнов, который играл ключевую роль в строительстве Ризоположенского монастыря
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь(Зосимова пустынь)
Зосимова пустынь основана во второй половине XVII в. схимонахом Зосимой.
После смерти старца пустынь переживала периоды расцвета и упадка. Во второй половине XIX в. началось постепенное возрастание и процветание пустынной обители.
В конце XIX- начале XX вв. Зосимова пустынь получила широкую известность как центр духовничества и старчества. За сотни верст от пустыни были известны старцы Герман и Алексий Зосимовские.
Зосимову пустынь называли миниатюрой Оптиной. Под духовным руководством Зосимовских старцев находились вел. княгиня Елизавета Федоровна и сестры Марфо-Мариинской обители, философы С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, о. Павел Флоренский. В 1923 году Зосимова пустынь была закрыта. Жизнь Зосимовой пустыни возродилась 15 марта 1992 г.
В монастыре покоятся мощи святого угодника Владимирской земли Зосимы, а также мощи его последователей — схиигумена Германа и схимонаха Алексия.
Постройки Зосимовой пустыни выполнены в русском стиле, характерном для архитектуры 2-й половины XIX в. Они отмечены необычайной узорностью декора и стилизацией форм под древнерусское зодчество.
ХРАМЫ
На территории Александровского района Владимирской области находятся 23 прихода, часовни и поклонные кресты, расположенные более, чем в 65 населенных пунктах. Приходские храмы города и сельской местности представляют собой основные этапы развития русского зодчества от XVII до XX вв. В некоторых храмах сохранилась масляная живопись 2-й половины XIX в.
Церковь преподобного Серафима Саровского, г. Александров
Храм был построен в 1904 г. и был одним из первых в России, освященных во имя канонизированного в 1903 г. великого русского святого Серафима Саровского. В 1910 г. храм был расписан в византийском стиле. Закрыт в 1928 г., капитально перестроен.
1 августа 2003 года у храма была возведена одноименная храму часовня. С 2007 г. открыт для верующих.
Храм был построен в русском стиле с высокой пирамидальной крышей, увенчанной главой и золоченым крестом. Колокола висели на звоннице на северной, внешней стене храма. Угловые пилястры основного объёма храма были украшены чудесными полихромными изразцами. http://www.xramserafima.ru/
Александровский монастырь: что рядом?
Александровский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Петропавловская и Никольская церкви ~ 0,3 км. Покровский собор Покровского монастыря ~ 0,3 км
Покровский собор Покровского монастыря ~ 0,3 км
Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря ~ 0,3 км
Покровский монастырь ~ 0,3 км
Приказная палата Покровского монастыря ~ 0,3 км
Ризоположенский монастырь ~ 0,5 км
Ризоположенский собор Ризоположенского монастыря ~ 0,5 км
Памятник Д.М. Пожарскому ~ 0,5 км
История слободы
Александровская слобода известна нам с начала XV века. Это было небольшое село, которое полюбилось московскому великому князю Василию III, и он устроил здесь свою загородную резиденцию. В 1513 году для него были построены дворец и каменный Покровский собор. Но гораздо более известно это место как опричная резиденция следующего царя – Ивана Грозного.
Историки и политики до сих пор спорят о том, как оценивать фигуру Ивана Грозного – как прогрессивного правителя, укреплявшего московское государство, или как тирана и маньяка, развернувшего настоящий террор в своей стране. Так или иначе, история Александровской слободы неразрывно связана с его памятью.
Официально Иван Грозный вступил в права в 1545 году со своим совершеннолетием, а в 1547 году венчался на царство. Он начал правление с прогрессивных реформ: принял новый Судебник, созвал Земской собор – русский вариант парламента, упорядочил систему государственных приказов, то есть разных отраслей управления. При нем в состав государства вошли Казань и Астрахань… Однако в какой-то момент царь сосредотачивается на поисках внутренних врагов.
В 1565 году он делит свою страну фактически на две неравноправные части: опричнину – то есть свои личные земли, и земщину – то есть все остальное. Против земщины разворачиваются репрессии. Протестующих против опричнины и даже просто бьющих челом с просьбами об отмене такого разделения жестоко казнят. В 1570 году царь идет походом на Новгород, подозревая его в измене – и в летописях этот поход остался как самое жестокое из его деяний. Царь истреблял простых новгородцев тысячами.
Новой фактической столицей государства стала опричная Александровская слобода. Грозный переехал сюда, официально отрекшись от престола, забрав свою знаменитую библиотеку и государственную казну. Опричнина была устроена царем как монашеский орден, в котором он сам исполнял обязанности игумена. У опричников было особое одеяние, похожее на монашеское, но с оружием, и свои знаки: собачья голова, символизировавшая верность царю и готовность растерзать его врагов, и метла, которой они выметали «сор» из страны. В самой Александровской слободе царь действительно исполнял игуменские обязанности: будил всех колокольным звоном к заутрене, пел на клиросе.
Впрочем, вскоре, после долгих уговоров, он все-таки вернулся в Москву для официального принятия власти снова – и стребовал с Земского приказа 100 тысяч рублей за свои вынужденные передвижения. Но Александровская слобода так и осталась его столицей – в Москву он в дальнейшем ездил только по необходимости. Именно здесь он принимал иностранных послов и вел переговоры, именно в этих подвалах пытал бояр, подозреваемых в измене. Грозный продолжал жить здесь до 1581 года, до года смерти своего сына — царевича Ивана. Мы не знаем, правда ли именно отец убил сына, но трагедия произошла именно здесь, в Александровской слободе. Легенда говорит, что Иван Грозный избил до смерти царевича железным посохом, заподозрив его в заговоре и желании захватить власть. По другим сведениям, сначала царь стал избивать его беременную жену, царевич вступился, и тогда обезумевший отец стал бить уже его. Так или иначе, Грозный покинул Александровскую слободу после этого и никогда сюда не вернулся.
В 1885 году на этот сюжет была написана знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Копия этой картины – один из главных экспонатов нынешней музейной экспозиции.
При Иване Грозном деревянные стены крепости заменяются на кирпичные, обновляются Покровский и Троицкий храмы, появляется высокая колокольня, строятся Царские палаты.
После отъезда Ивана Грозного жизнь в слободе не прекратилась. C XVI века здесь существует Успенский монастырь, на который много жертвует царь Федор Алексеевич. При нем над западными воротами была построена церковь во имя Федора Стратилата, его святого покровителя. Само село оставалось вотчиной семейства Романовых, и царствующие особы регулярно сюда приезжали. Например, в этих местах очень любила охотиться цесаревна Елизавета Петровна, будущая императрица – Александровская слобода с 1727 года принадлежала именно ей.
После революции территория монастыря и все его строения были переданы музею. В настоящий момент монастырь возрожден, и соседствует с музейными экспозициями.
Создание музея
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская cлобода» был основан в 1919 году и за прошедшие сто лет прошел большой путь развития.
Сначала он находился в подчинении Исторического музея Москвы, затем, с 1974 года — в подчинении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, но получение федерального статуса в 1994 году смогло по-настоящему преобразить Александровский Кремль и спасти его от разрушения. На всех 14 объектах памятника были проведены реставрационные работы. Была разработана особая концепция развития музея, согласно которой главными объектами стали сами здания и их интерьер. В создании ансамбля Александровской слободы приняли участие важнейшие архитекторы того времени, представители русской и итальянской архитектурных школ. Это были мастера, участвовавшие в создании Московского Кремля.
Сейчас музей известен далеко за пределами Владимирской, Московской области, а также туристического маршрута «Золотое кольцо», частью которого он является. В год музей-заповедник «Александровская слобода» посещает более 500 000 человек, здесь созданы более 20 интерактивных музейных программ, проводятся международные научные конференции, где рассматривается проблематика русского средневековья. Важным событием в жизни музея является историко-культурный фестиваль «Александровская слобода», который здесь проводится уже более 16 лет.
Сергей Кузнецов
Церковь Казанской иконы Божией Матери, с. Старая слобода
Храм был построен в 1696-1698 гг. на средства духовника Петра I, протоиерея Феофана Феофилактовича. В трапезной храма имелись приделы: Николая Мирликийского и Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи. В начале XIX в. возведена ныне существующая трёхъярусная колокольня. В 1884 г. при храме была открыта церковноприходская школа.
Церковь закрыта в 1930-х гг., в начале 1990-х гг. возвращена верующим.
Каменный пятиглавый храм посадского типа с декором в духе московского барокко. Стрельчатые арки колокольни — дань романтическому направлению в культуре начала XIX в. Уцелели фрагменты масляной живописи XIX в. Сохранился 4-х ярусный иконостас середины XIX в. (иконы утрачены).